Научная статья на тему 'Методический проект урока литературы на тему «Что скрывает поступок?» (рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» в 6 классе)'

Методический проект урока литературы на тему «Что скрывает поступок?» (рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» в 6 классе) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2893
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ШКОЛЬНИКИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ / УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ / АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RUSSIAN LITERATURE / RUSSIAN WRITERS / LITERARY CREATIVE ACTIVITY / SCHOOLCHILDREN / METHODS OF TEACHING LITERATURE / METHODS OF TEACHING LITERATURE AT SCHOOL / LITERATURE LESSONS / ANALYSIS OF A LITERARY WORK / CHARACTERS / METHODS PROJECTS / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гутрина Лилия Дмитриевна, Мазеина Мария Андреевна

В статье представлен конспект урока по рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой» в 6 классе. Выбор целей, содержания и форм обучения мотивирован требованиями образовательной программы и возрастными особенностями учащихся. В основе анализа текста на уроке рассмотрение системы персонажей, построенной по принципу контраста, и образа главного героя. Урок ориентирует на актуализацию нравственной проблематики в процессе разговора с обучающимися (правда и ложь, проступок и наказание, закон любви и закон справедливости; ценность семьи в жизни человека). Урок разнообразен по методам и приемам: работа с ассоциациями, рассказ учителя, беседа, анализ иллюстраций, работа с ментальной картой, представление системы персонажей рассказа наглядно, через гербы двух семей. Предложенные учащимся задания предполагают творческий подход к их выполнению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гутрина Лилия Дмитриевна, Мазеина Мария Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A METHODS PROJECT OF A LITERATURE LESSON ON THE TOPIC «WHAT LIES BEHIND AN ACTION?» (A STORY BY V. P. ASTAFYEV, «A HORSE WITH A PINK MANE» IN THE 6TH FORM)

The article presents a brief abstract of the lesson on V. Astafyev's story «The Horse with the Pink Mane» in the 6th form. The aims, content and forms of teaching depend on the educational program and the age characteristics of the children. The analysis of the text at the lesson is based on the consideration of a system of characters built on the principle of contrast and the image of the main character. The lesson stimulates actualization of moral issues in the process of talking with students (the truth and lies, misdemeanor and punishment, the law of love and the law of justice, the value of the family in a person's life, etc.). The lesson employs a variety of forms and methods of work: working with associations, teacher's story, conversation, analysis of illustrations, work with a mental map, creating a visual presentation of the characters via the coats of arms of two families. The lesson's tasks are creative.

Текст научной работы на тему «Методический проект урока литературы на тему «Что скрывает поступок?» (рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» в 6 классе)»

УДК 372.882.161.1:371.321

ББК Ч426.839(=411.2)-270 ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02

Л. Д. Гутрина М. А. Мазеина

Екатеринбург, Россия

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ «ЧТО СКРЫВАЕТ ПОСТУПОК?»

(РАССКАЗ В. П. АСТАФЬЕВА «КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ» В 6 КЛАССЕ)

Аннотация. В статье представлен конспект урока по рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой» в 6 классе. Выбор целей, содержания и форм обучения мотивирован требованиями образовательной программы и возрастными особенностями учащихся. В основе анализа текста на уроке — рассмотрение системы персонажей, построенной по принципу контраста, и образа главного героя. Урок ориентирует на актуализацию нравственной проблематики в процессе разговора с обучающимися (правда и ложь, проступок и наказание, закон любви и закон справедливости; ценность семьи в жизни человека). Урок разнообразен по методам и приемам: работа с ассоциациями, рассказ учителя, беседа, анализ иллюстраций, работа с ментальной картой, представление системы персонажей рассказа наглядно, через гербы двух семей. Предложенные учащимся задания предполагают творческий подход к их выполнению.

Ключевые слова: русская литература; русские писатели; литературное творчество; школьники; методика преподавания литературы; методика литературы в школе; уроки литературы; анализ литературного произведения; литературные герои; методические проекты; проектная деятельность.

L. D. Gutrina M. A. Mazeina

Ekaterinburg, Russia

A METHODS PROJECT OF A LITERATURE LESSON ON THE TOPIC «WHAT LIES BEHIND AN ACTION?»

(A STORY BY V. P. ASTAFYEV, «A HORSE WITH A PINK MANE» IN THE 6TH FORM)

Abstract. The article presents a brief abstract of the lesson on V. Astafyev's story «The Horse with the Pink Mane» in the 6th form. The aims, content and forms of teaching depend on the educational program and the age characteristics of the children. The analysis of the text at the lesson is based on the consideration of a system of characters built on the principle of contrast and the image of the main character. The lesson stimulates actualization of moral issues in the process of talking with students (the truth and lies, misdemeanor and punishment, the law of love and the law of justice, the value of the family in a person's life, etc.). The lesson employs a variety of forms and methods of work: working with associations, teacher's story, conversation, analysis of illustrations, work with a mental map, creating a visual presentation of the characters via the coats of arms of two families. The lesson's tasks are creative.

Keywords: Russian Literature; Russian writers; literary creative activity; schoolchildren; methods of teaching literature; methods of teaching literature at school; literature lessons; analysis of a literary work; characters; methods projects; project activity.

Творчество В. П. Астафьева в Примерной программе основного общего образования отнесено сразу к двум тематическим группам: «Проза о детях» и «Проза о Великой Отечественной войне» [Примерная основная программа: 252], то есть знакомство учащихся с произведениями этого автора рекомендовано. Одним из произведений В. П. Астафьева, традиционно изучаемых в 6 классе, является рассказ «Конь с розовой гривой». Занятие, конспект которого представлен в статье, проводится после самостоятельного прочтения рассказа дома; на изучение рассказа планируется один урок.

Выбор целей, содержания и способов обучения обусловлен требованиями ФГОС ООО и возрастными особенностями учащихся. На протяжении изучения рассказа «Конь с розовой гривой» учащиеся получат возможность воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении; кроме этого, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного. Эти требования Стандарта соответствуют таким возрастным особенностям шестиклас-

сников, как повышенный интерес к дискуссиям, высокий уровень развития монологической речи, позволяющей высказывать мысли и аргументировать их, увлечение процессом мышления — возможностью оперировать различными понятиями, гипотезами [ФГОС].

Представленный урок посвящен анализу системы образов персонажей, которая помогает учащимся понять нравственную проблематику рассказа. Интерес шестиклассников к вопросам нравственности связан не только с их возрастающей любознательностью, но и с проявлением интереса к самопознанию. Поэтому в начале урока учитель обращается к личному опыту учащихся, их ассоциациям. Так как у большинства шестиклассников преобладает наглядно-образное мышление, то выбор работы с ментальной картой и изображением «фамильных гербов» как визуализированной характеристики персонажей оправдан. К тому же, школьники любого возраста с удовольствием выполняют творческие задания. Работая над дизайном герба в группе, шестиклассники имеют возможность поделиться своим мнением, продемонстрировать собственные способности одноклассникам, так как для них оценка дру-

гими является значимой. Для работы в группах учащимся предлагаются небольшие эпизоды текста, в которых раскрываются черты персонажей, и вопросы. Для успешности выполнения группового задания учитель анализирует один из эпизодов вместе с учащимися.

Урок на тему «Что скрывает поступок?» построен в форме беседы по прочитанному с элементами групповой работы.

Планируемые результаты урока. Личностные: возможность понять, что благодаря доброте, настоящей любви и прощению возможен нравственный рост; возможность оценить роль семьи в формировании нравственных качеств человека. Предметные: формирование представления о том, что анализ поступков и личностных качеств персонажей помогает понять идею литературного произведения; обучение анализу системы персонажей (видеть контраст, лежащий в основе образной системы рассказа). Метапредметные: Регулятивные: постановка учебной задачи в виде вопроса; соотнесение результата своей деятельности с задачей урока. Познавательные: анализ образной системы рассказа, установление причинно-следственных связей между действиями персонажей; синтез разрозненных представлений на этапе рефлексии (предъявление своих интерпретаций). Коммуникативные: выстраивание монологического высказывания, ведение диалога с учителем, одноклассниками; определение ролей в совместной деятельности.

Оборудование, раздаточный материал: иллюстрации (изображение герба, фотографии детей сибирской деревни начала XX века), конверты с заданиями (отрывок текста и вопросы к нему, шаблон герба, листы с домашним заданием).

Ход урока

Предкоммуникативный этап

A. Учитель настраивает учащихся на работу с помощью игры в ассоциации на актуальную тему (например, погода). С помощью приема ассоциаций создает ситуацию, помогающую учащимся эмоционально настроиться на работу.

Б. Откройте тетради, запишите посередине слово ОБМАН. Что у вас ассоциируется с обманом? Вспомните, было ли такое в вашей жизни, что вы обманывали? Запишите, что вы при этом чувствовали (учитель не просит ребят афишировать ответы). Что обычно следует за обманом? Запишите (ответы на данный вопрос могут быть обсуждены в классе).

B. Учитель создает проблемную ситуацию.

Сегодня мы обратимся к рассказу В. Астафьева

«Конь с розовой гривой». Герой рассказа обманул близкого человека, но в итоге получил от этого человека подарок. В. Астафьев по-своему объясняет это обстоятельство в своем рассказе. Какой вопрос вы задали бы Астафьеву? (Дети озвучивают свои версии, в частности, может прозвучать такая: почему герой получает за обман подарок? Может ли за подарком скрываться потайной смысл? Какой?). Цель нашего урока: поиск ответа на поставленные вопросы. Учитель предлагает ребятам записать в качестве рабочей темы урока следующую формулировку: что скрывает поступок?

Г. Учитель: Как же нам узнать ответ автора? (вопрос на активизацию мыслительной деятельности школьников, формирование регулятивных УУД).

Чтение и анализ художественного произведения

Данный этап делится на три подэтапа.

Первый подэтап: учитель выявляет уровень читательского восприятия художественного текста учащимися через систему вопросов; вместе с учащимися определяет место ребенка в мире рассказа.

- Кто кого обманул в рассказе? Что мы знаем о самом мальчике? Сколько ему лет? Где он живет? (Рассказ Астафьева автобиографичен. Астафьев родился в сибирском селе Овсянка в 1924 г., почти сто лет назад. События, описанные в рассказе, произошли, когда мальчику было всего 7 лет).

- Посмотрите на фотографии детей сибирской деревни начала XX века [Фотография начала ХХ века]? [Русские женщины, интересные фото начала ХХ века]. Чем занимаются эти дети? Как они одеты? О чем, скорее всего, мечтают? Чем их жизнь отличается от вашей? В чем она легче, а в чем сложнее вашей? (Деревня начала XX века было очень бедной. Конь с розовой гривой — мечта деревенской малышни). Почему дети одни? Где взрослые? (Взрослые были заняты работой, поэтому дети почти всегда были предоставлены сами себе).

- Что мы знаем о родителях мальчика, образ которого автобиографичен? Учитель рассказывает, что отец В. Астафьева был арестован по недоказанному обвинению в контрреволюционной деятельности, а мать автора утонула во время переправы. Кто воспитывает мальчика? Что о них известно? (работа с текстом рассказа). Выводы ребят о том, что ребенок в мире рассказа оказывается один на один с миром, кажется, что его ничто не ограничивает, что он открыт всему, готов принять то, что его окружает.

В конце данной части урока происходит переход к характеристике образа мира, изображенного в рассказе Астафьева.

Второй подэтап: учитель, используя ментальную карту, вместе с учащимися изображает мир, окружающий мальчика.

- Вместе нарисуем мир, который окружает мальчика. Что видит мальчик вокруг себя? Кто окружает мальчика? (дом бабушки и дедушки, дом семьи Левонтия, река, лес, пещера с домовым, дом тети Фени на краю села, известковый завод, заимка). Делаем вывод о том, как огромен мир вокруг, как много в нем заманчивого, непонятного. Этот мир предстоит осваивать с возрастом.

- Большой или малый мир в большей степени формируют ребенка? Почему? В процессе размышлений приходим к значению «малого мира» для формирования мальчика. «Малый мир» — это то, что рядом: дом бабушки с дедом и дом Левонтия. Мальчик оказывается между ними. Попробуем изобразить каждый из миров: давайте придумаем герб для каждого дома.

- Учитель организует групповую работу по созданию «фамильного герба» каждой из семей. В процессе беседы выясняем, что такое герб. (Герб — это изображение предметов, которые символизиру-

ют качества его владельца). Рассмотрим герб вымышленной школы Хогвартс. Какое значение несут изображенные символы?

- Учитель для демонстрации образца работы в группах организует фронтальную беседу по анализу одного из фрагментов рассказа: «Весною левонтьев-ское семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это постепенно исчезало в утробе русской печи, раскорячившейся посреди избы». Возможные вопросы учителя: Какой предмет (предметы) может передать черты, которые подчеркнуты в семье Левонтия (неумение и нежелание, отсутствие чувства красоты, нелюбовь к порядку)? Что могло бы быть изображено на гербе семьи Левонтия?

- Теперь вы выполните такую же работу самостоятельно в группах. В течение 5 минут вам нужно прочитать вопросы; найти ответы в тексте; придумать, какой предмет(ы) может символизировать эти черты; нарисовать герб; представить работу. Каждая команда покажет получившийся герб, объяснит, что символизирует каждый его элемент.

Итогом подэтапа будет то, что ребята самостоятельно наглядно представят систему персонажей рассказа.

Третий подэтап: учитель и учащиеся, опираясь на выявленную систему образов, дополняют схему характеристикой мира каждой семьи, определяют, какие отношения связывают главного героя и окружающий мир.

- Как можно охарактеризовать мир каждого дома? Мир Левонтия — мир хаоса, суеты, опасности, обмана, беззаботности; страшный, злой мир. Мир дома мальчика — мир благополучия, добра, порядка, хорошего отношения к труду, строгости; гармоничный мир.

Оба эти мира оказывают на мальчика влияние, он — между ними. Что в главном герое от этих двух миров? Какой мир сильнее пустил в нем корни? Влияние какого дома перевесило? Почему?

Итог подэтапа — установление степени влияния на мальчика двух семей: дискуссия, подкрепляемая обращением к тексту произведения.

Этап рефлексии

Учитель с помощью вопросов помогает установить связи между образами двух домов и главным образом рассказа — конем с розовой гривой, что помогает учащимся ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

- Имел ли значение подарок бабушки в борьбе двух влияний? Какое значение? Почему? (Пряник был знаком любви, сострадания — все это привело к перевесу мира Родного Дома). Был ли подарок только подарком? Чем он оказался в итоге? (Пряник обострил понимание того, что мальчик поступил против правил своего дома, — он привел к раскаянию. Пряник — словно сказочный конь, который вынес мальчика из хаоса, своего рода сказочный помощник).

- Как ответим на вопрос: Почему герой получает пряник за обман? Герой получает пряник не за обман. Пряник — это знак поддержки, безусловной любви, то, что поможет выстоять. Именно это, веро-

ятно, и скрывал в себе поступок бабушки.

Домашнее задание

Домашнее задание направлено на контроль и оценку понимания идеи рассказа учащимися. Работая над заданием, учащиеся смогут конкретизировать свое отношение к событиям рассказа.

Задание: выберите пословицу, которая наиболее точно передает идею рассказа «Конь с розовой гривой». Объясните свой выбор. Пословицы: Делая зло, на добро не надейся. Доброе семя, добрый и всход. Делай добро и жди добра. За доброе жди добра, за худое — худа. Добро худо переможет.

Данный урок был проведен в рамках конкурса «Педагогический дебют» в шестом классе МАОУ лицея № 110 г. Екатеринбурга и оказался успешным: проблемная ситуация, поставленная в начале урока, была близка и понятна учащимся, дети активно принимали участие в обсуждениях текста и творческой работе.

Приложение Фотографии детей сибирской деревни начала XX века

ЛИТЕРАТУРА

Астафьев В. П. Конь с розовой гривой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.litrossia.ru/archive/item/7704-viktor-astafievv-konj-s-rozovoj-grivoy (дата обращения 02.06.2017).

Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. / авт.-сост. Г. С. Меркин. —10-е изд. — М.: «Русское слово — учебник», 2012. — 320 с.

Примерная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/03/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf (дата обращения 02.06.2017).

Русские женщины, интересные фото начала ХХ века [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mediaspy.ru/post.php?id=5940582 (дата обращения 02.06.2017).

Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. 6 класс: методи-

ческое пособие. — М.: «Русское слово — учебник», 2012. — 320 с.

Фотография начала ХХ века [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://al-dedov.narod.ru/may.html (дата обращения 02.06.2017).

ФГОС ООО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://xn~80abucjiibhv9a.xn~

p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%830/oD0%BC%D0% B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543.

REFERENCES

Astafev V. P. Kon' s rozovoy grivoy [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.litrossia.ru/archive/item/7704-viktor-astafievv-konj-s-rozovoj-grivoy (data obrashcheniya 02.06.2017).

Literatura. 6 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy: v 2 ch. Ch. 2. / avt.-sost. G. S. Merkin. —10-e izd. — M.: «Russkoe slovo — uchebnik», 2012. — 320 s.

Primernaya programma osnovnogo obshchego

obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/03/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf (data obrashcheniya 02.06.2017).

Russkie zhenshchiny, interesnye foto nachala KhKh veka [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://mediaspy.ru/post.php?id=5940582 (data obrashcheniya 02.06.2017).

Solov'eva F. E. Uroki literatury. 6 klass: metodicheskoe posobie. — M.: «Russkoe slovo — uchebnik», 2012. — 320 s.

Fotografiya nachala KhKh veka [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://al-dedov.narod.ru/may.html (data obrashcheniya 02.06.2017).

FGOS OOO [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://xn-80abucjiibhv9a.xn-

p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0 %B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543

Данные об авторах

Лилия Дмитриевна Гутрина — кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург).

Адрес: 620017, Россия, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

E-mail: gutrina@bk.ru.

Мария Андреевна Мазеина — студент, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург).

Адрес: 620017, Россия, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

E-mail: mariya-mazeina@mail.ru.

About the authors

Liliya Dmitrievna Gutrina, Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Literature and Methods of its Teaching, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

Mazeina Mariya Andreevna, Student, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.