УДК 338.2:614.2
Шалаев И.А., кандидат экономических наук доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность»
Полякова Н. А. Самохина А. И.
Среднерусский Институт Управления - филиал РАНХиГС
Россия, г.Орел
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТРАСЛИ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Аннотация: В данной статье рассмотрен методический подход создания эффективной системы экономической безопасности в отрасли здравоохранения.
Ключевые слова: отрасль здравоохранения, экономическая безопасность, методический подход, медицинская статистика.
METHODICAL APPROACH TO CREATING AN EFFECTIVE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY IN THE HEALTHCARE INDUSTRY
This article describes a methodical approach to creating an effective system of economic security in the healthcare industry.
Keywords: healthcare industry, economic security, a methodological approach, medical statistics.
В современной российской экономике недостаточно изучена проблема создания эффективной системы экономической безопасности в отрасли здравоохранения, а в частности отсутствие методического подхода.
По нашему мнению, система изучения экономической безопасности в отрасли здравоохранения - это совокупность взаимосвязанных мероприятий управленческого, экономического и правового характера, осуществляемых руководством в целях защиты финансовых интересов организации от реальных или потенциальных угроз, которые могут привести к потерям основных ресурсов.
Вопросы обеспечения экономической безопасности в настоящее время выходят на первый план. Мировой экономический кризис, санкции, заведенные в отношении России, уменьшение цен на нефть, все эти отрицательные факторы принуждают задумываться о создании новой концепции экономической безопасности в отрасли здравоохранения.
Экономическая безопасность в отрасли здравоохранения это главный элемент национальной безопасности. Обеспечение экономической безопасности дает гарантию суверенности страны, постоянства и результативной жизнедеятельности общества, достижения успеха.
Мы считаем, что экономическая безопасность государства в разрезе здравоохранения обладает сложной структурой. Целесообразно включить в методический подход создания эффективной системы экономической безопасности в отрасли здравоохранения ключевые компоненты:
1. Независимость здравоохранения содержится в необходимости выхода на такую степень результативности национального производства и качества медицинской продукции, которая будет обеспечивать конкурентоспособность в отрасли здравоохранения и позволит на одинаковых условиях участвовать в глобальных товарных операциях и устранение внешних и внутренних рисков [5, с. 35].
2. Стратегия устойчивости государственной экономики, которая предполагает организацию обусловленных гарантий и факторов для предпринимательской и инновационной активности, способных удерживать факторы, дестабилизирующие экономическую ситуацию в здравоохранении и обществе.
3. Способность экономической системы здравоохранения к прогрессу и основанию подходящего климата для инноваций и инвестиций, повышения производительности труда, модернизации производства.
Сохранение и укрепление здоровья общества является одним из приоритетных линий экономической безопасности здравоохранения. На данный момент в развитых странах основной целью развития является не просто продление человеческой жизни, а продление качественной, здоровой жизни.
Современный этап развития российской системы экономической безопасности в отрасли здравоохранения обуславливается, прежде всего, ее реформированием, основной движущей силой которого становится комплекс проблем государственной системы здравоохранения, который заключается в высокой социально-экономической результативности ее деятельности. В данный момент, современная система здравоохранения испытывает существенные организационно-правовые и содержательные преобразования: основана нормативная база для преобразования здравоохранения, обращенная на децентрализацию национальной системы медицинского обслуживания и управления здравоохранением; осуществляется система обязательного медицинского страхования, проводится структурная перестройка медицинской отрасли, вырабатывается частный сектор здравоохранения [10, с. 275].
По нашему мнению методический подход создания эффективной системы экономической безопасности в отрасли здравоохранения подчиняется общим закономерностям сбора информации. В ней содержатся данные о состоянии здоровья населения, демографической ситуации. Помимо того, она располагает данными об объемах и качестве медицинской помощи, оказываемой населению, её доступности и стоимости, а также о ресурсном обеспечении здравоохранения - объемах и распределении финансирования по регионам, социальным группам, нозологиям. В силу столь широкого диапазона отражаемых вопросов информация собирается из множества разнообразных источников с применением различных методов. Статистические данные должны обновляться, дополняться новыми данными,
отражающими современные проблемы и освобождаться от устаревших позиций. В то же время частое изменение отчетных форм ведет к невозможности сравнения по годам в связи с началом новых динамических рядов.
Решение проблем создания результативной системы экономической безопасности в области здравоохранения требует качественной информации и своевременной модернизации системы статистического наблюдения за состоянием здоровья общества и развитием здравоохранения.
Вопросы, касающиеся здравоохранения, должны быть урегулированы соответствующими органами управления. Тем не менее,государственная система управления здравоохранением в данный момент находится в драматическом состоянии, а ее деятельность - одна из более наболевших вопросовнашего государства. Продолжительный период в России не были назначены важнейшие цели в отрасли здравоохранения, началаразбиваться система профилактической медицины, а существенныереорганизации в области здравоохранения реализовываются без консультаций со специалистами [7, с. 314].
Здравоохранение - это совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, которые направлены на сохранение и укрепление физиологического и психического здоровья каждого человека, поддержание его многолетней активной жизни, предоставление ему врачебной помощи в случае ухудшения здоровья. Для исполнения этих мер образовываются специальные социальные институты [9, с. 328].
В настоящее время финансирование российского здравоохранения требует скрупулезного переосмысления с позиции привлечения финансовых средств и их результативного использования. Частные платы населения не могут анализироваться, как жизнеспособное решение данного вопроса. Сейчас нужен переход на экономические методы правления медицинскими организациями с целью вывода существенной доли финансирования медицинских организаций из «тени» [8, с. 347].
Динамика расходов федерального бюджета по здравоохранению за 2014-2016 гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика расходов федерального бюджета по здравоохранению за 2014-2016 гг.__
2014 г. 2015 г. 2016 г.
млр. % к млр. % к % к Проект % к % к
руб. общему руб. предыдущему общему млрд. предыдущему общему
объему году объему руб. году объему
480,8 3,4 391,0 81,3 2,6 396,5 101,4 2,5
Таким образом, расходы государственного бюджета в области «Здравоохранение» предусмотрены в 2015 году в сумме 391,0 млрд. рублей,
при этом в 2015 году расходы сокращаются по сравнению с 2014 годом на 89,8 млрд. рублей.
Снижение расходов в 2015 году вызвано:
- вступлением в силу некоторых норм законодательства России в области здравоохранения и обязательного медицинского страхования[4], согласно которым федеральные медицинские учреждения в 2015 году целиком входят в систему обязательного медицинского страхования, за исключением медицинских услуг, не входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования - на 55,7 млрд. рублей;
- завершением, начиная с 2015 года, предоставления субсидий на закупку оборудования в целях совершенствования медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, на проведение дородовой диагностики нарушений развития ребенка, а также мероприятий по развитию службы крови (в связи с завершением мероприятий, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье») - на 19,0 млрд. рублей;
- сокращением инвестиционных расходов в связи с вводом в эксплуатацию объектов - на 5,8 млрд. рублей [3, с. 40].
Увеличение финансирования здравоохранения в текущем году обусловлено ростом расходов на оказание государственных услуг медицинскими учреждениями, не входящими в базовую программу ОМС. В том числе на заработную плату медицинских рабочих федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Здравоохранение в России основывается на трех источниках финансирования. Это средства федерального и регионального бюджетов и Фонда обязательного медицинского страхования, которые можно объединить в два направления — бюджетный и страховой. Во многих экономически развитых стран финансирование расходов на здравоохранение осуществляется главным образом за счет средств государства, а в отдельных субъектах - только бюджетное финансирование. В России в структуре расходов на здравоохранение значительноеместо имеет бюджет ФОМС. В ближайшие годы он будет расти. Доходы ФОМС вырастут с 1 трлн. рублей в 2013 г. до 1,2 трлн. в 2014 г. Увеличение доходов фонда произошло за счет пересмотра тарифа страхового взноса с 3,1 % до 5,1 % [1, с. 35].
Основываясь на выше приведенных аргументах можно сделать вывод о том, что необходимо общее преобразование системы здравоохранения.
Здравоохранение занимает исключительное место в социально-ориентированной рыночной экономике, поскольку именно здесь производятся медицинские услуги. Автор считает, что более полному вовлечению здравоохранения в экономический оборот способствует
функционирование последнего на основе рыночных отношений. Нужно создать конкуренцию между учреждениями, оказываемыми медицинские услуги, т.е. разрешить людям самим выбирать, где лечиться, это позволит улучшить качество лечения. Нужно провести модернизацию системы медицинского страхования. Она позволит, наконец, ввести единые тарифы, стандарты и единую модель страхования [6, с. 295].
Нужен переход от «реформирования» к планомерному развитию всей системы медицинской помощи в стране с выделением приоритетных направлений, в которые и надо инвестировать основные финансовые ресурсы. Среди приоритетов: охрана материнства и детства, снижение смертности трудоспособного населения, борьба с социально обусловленными заболеваниями.
Для становления требуемого уровня финансирования сферы здравоохранения необходимо сочетание разных источников оплаты медицинской помощи.
Также необходимо увеличивать выпуск российских медицинских препаратов и изделий. В настоящее время из примерно 40 млрд. руб. общего объёма фармацевтического рынка в России лишь треть - отечественная продукция.
Разработанный нами методический подход создания эффективной системы экономической безопасности в отрасли здравоохранения сможет повлиять на принятие управленческих решений заинтересованных лиц.
Особое значение в данном подходе уделяется независимости здравоохранения, заключающегося в необходимости выхода на такую степень результативности национального производства и качества медицинской продукции, которая будет обеспечивать конкурентоспособность в отрасли здравоохранения и позволит на одинаковых условиях участвовать в глобальных товарных операциях и устранение внешних и внутренних рисков.
Использованные источники:
1.Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
2.Грицинина Е. С. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. — С. 35-39. Здравоохранение в России. 2015: Стат.сб./Росстат. - М., 2015. - 174 с.
4.Какорина Е.П., Огрызко Е.В.Некоторые проблемы медицинской статистики в Российской Федерации // Менеджер здравоохранения, 2012.-№ 6.-С.40-46.
5.Харич Е. А., Мамий С. А. Угрозы экономической безопасности России // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 35-37.
6.Шалаев И.А. Отток капитала как один из аспектов обострения проблемы экономической безопасности России в условиях «Политики санкций» / Шалаев И.А., Коротов Д.Ю., Колодникова Е.Е. // Инновационная наука. 2016.- № 6-1.- С. 295-298.
7.Шалаев И.А. Финансовая поддержка малого предпринимательства как условие обеспечения экономической безопасности орловской области / Шалаев И.А., Серегин А.В., Скоробогатова Е.А. // Символ науки. 2016. - № 6-1. - С. 313-316.
8.Шалаев И.А. Современные методические подходы в управлении рисками промышленных предприятий / Шалаев И.А. Соболева И.А., Николаенко Н.М. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования - 2016. - № 7 (17). - С. 346-351.
9.Шалаев И.А. Управление инновационными проектами на основе стандартов экономической безопасности и регулирования рисков. // Актуальные вопросы менеджмента современной организации - 2015. - С. 324-328.
10.Шалаев И.А. / Инновационная составляющая экономической безопасности финансово - кредитных организаций/ Будаева А.Ю., Халфеева С.М. // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее. 2016. - С. 274277.
УДК 33
Шалаев И.А., кандидат экономических наук доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность»
Трошин А.А. Толстопятое В.В.
Среднерусский Институт Управления - филиал РАНХиГС
Россия, г. Орел ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ БАНКА: РЕГЛАМИНТИРОВАНИЕ ВНУТРИБАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ НА
ПРИМЕРЕ ПАО СБЕРБАНК Аннотация. В статье раскрываются актуальные вопросы экономической безопасности коммерческих банков, которая является фундаментом национальной безопасности, поскольку круговорот денежных средств, обеспечиваемый банковской системой, выполняет функцию развития и улучшения качества жизни общества. Комплексные меры, методы и средства направленные на защиту экономических интересов государства в целом и каждого экономического субъекта в частности, в том числе и коммерческих банков, определяют концепцию экономической безопасности любой страны. В свою очередь, концепция национальной экономической безопасности воздействует на безопасность других сфер жизнедеятельности общества.