От редакции:
Основным фактором, повлиявшим на финансирование здравоохранения в 2020 году, является реализация национального проекта «Здравоохранение» и связанные с ним приоритеты (например, оказание онкологической помощи). Несколько меняются потоки финансовых средств между бюджетом и системой обязательного медицинского страхования. Эти и другие аспекты финансирования здравоохранения рассматривают эксперты в нашей традиционной рубрике.
Шеф-редактор Н.Г. Куракова
Ф.Н. Кадыров,
заместитель директора ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, НИУ «Высшая школа экономики» О.В. Обухова,
заведующая отделением экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России», НИУ «Высшая школа экономики» И.Н. Базарова,
научный сотрудник отделения экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России»
□ко
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2020 ГОДУ:
ПРИОРИТЕТЫ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
УДК 614.2.003
Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Базарова И.Н. Финансирование здравоохранения в 2020 году: приоритеты в рамках национального проекта «Здравоохранение» (ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России»; ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова; НИУ «Высшая школа экономики»)
Аннотация. Анализ предстоящего финансирования здравоохранения показывает, что в 2020-2022 годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Среди приоритетов 2020 года можно выделить увеличение финансирования онкологической помощи, что прямо вытекает из положений Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ Президента № 204). Распределение средств в системе ОМС также осуществляется с учетом вышеприведенных приоритетов, а также исходя из результатов реализации предыдущих «майских» Указов Президента 2012 года с целью нивелирования ряда возникших перекосов (имеющее место в ряде случаев сокращение кадров и т.д.). В частности, за счет средств ОМС предусмотрено материальное стимулирование работников за выявление онкологических заболеваний. К числу положительных моментов можно отнести межбюджетные трансферты в бюджет ФОМС из федерального бюджета на оплату высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родовых сертификатов. Все это должно положительно сказаться на дальнейшем развитии здравоохранения.
Ключевые слова: здравоохранение, финансирование, обязательное медицинское страхование, страховые взносы, Федеральный фонд ОМС, федеральный бюджет, доходы, расходы, дефицит, межбюджетные трансферты.
Введение
Государство определяет здравоохранение как приоритетную отрасль экономики, что четко зафиксировано в «майском» Указе Президента от 2018 г. № 204. Этим же Указом, а также Национальным проектом «Здравоохранение» и другими стратегическими документами определены
приоритеты самого здравоохранения. Ключевые изменения в финансировании отрасли тесно связаны с этими приоритетами.
Поэтому, рассматривая вопросы финансового обеспечения общественного здравоохранения в 2020-2022 годах, мы будем оценивать то, насколько и в каких формах проявились эти
© Ф.Н. Кадыров, О.В. Обухова, И.Н. Базарова, 2020 г.
Менеджер № 1
здравоохранения 2020
62 Ш
общегосударственные приоритеты. В связи с этим основное внимание будет уделено именно федеральным источникам: федеральный бюджет и бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
При рассмотрении финансирования здравоохранения значительный интерес представляют объемы поступления средств от оказания платных медицинских услуг и иных видов приносящей доходы деятельности. Однако, к сожалению, статистические отчеты не позволяют получить данные об общем объеме платных медицинских услуг, предоставляемых государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения. В связи с этим считаем необходимым внести изменения в форму федерального статистического наблюдения № 62 «Сведения о ресурсном обеспечении и об оказании медицинской помощи населению», четко выделив доходы по всем источникам в разрезе государственных (муниципальных) медицинских организаций.
Далее. Объемы платных медицинских услуг определяются большим числом факторов и поэтому сложно с высокой точностью спрогнозировать перспективы (а именно этому посвящена статья) этого источника финансового обеспечения общественного здравоохранения. Поэтому доходы от платных услуг не являются предметом рассмотрения данной статьи.
Финансирование системы обязательного медицинского страхования
Средства системы обязательного медицинского страхования продолжают оставаться основным источником финансирования здравоохранения, хотя как будет показано ниже, удельный вес этого источника в 2020 году довольно сильно снизится из-за серьезных финансовых вливаний в реализацию Национального проекта «Здравоохранение» из федерального бюджета.
Доходы бюджета Федерального фонда ОМС
Основные параметры бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее также - Федеральный фонд, ФОМС) на ближайшие годы установлены Федеральным законом от 02.12.2018 № 382-Ф3 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Общий объем доходов на 2020 год планируется в сумме 2 367,2 млрд. рублей, на 2021 год - 2 511,0 млрд. рублей, на 2022 год - 2 645,7 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты в систему ОМС из федерального бюджета
В качестве одного из дополнительных источников финансирования системы ОМС предусматриваются межбюджетные трансферты в бюджет ФОМС из федерального бюджета:
- на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения: на 2020 год - 120 млрд. рублей, на 2021 год - 140 млрд. рублей, на 2022 год - 140 млрд. рублей. Для сравнения - на 2019 год было предусмотрено 70 млрд. рублей, то есть предусмотрено резкое увеличение;
- на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата): на 2020 год - 114,8 млрд. рублей, на 2021 год - 119,4 млрд. рублей, на 2022 - 119,4 млрд. рублей. Это весьма знаковые трансферты как с точки зрения сумм, так и их сути. Мы неоднократно писали о том, что из бюджета ФОМС в последнее время на нестраховые цели изымались огромные суммы - только на высокотехнологичную помощь, не входящую в базовую программу ОМС, примерно по 100 млрд. руб. ежегодно [2, 3, 4]. Хотя ранее вся высокотехнологичная помощь финансировалась за счет федерального бюджета. Теперь будет запущен механизм компенсации Федеральному фонду ОМС этих изъятий из федерального бюджета, что можно рассматривать как положительный шаг для системы ОМС;
- на компенсацию выпадающих доходов в связи с тем, что суммы доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не подлежат обложению страховыми взносами: в 2020 году - 0,03 млрд. рублей, в 2021 году -0,03 млрд. рублей;
- на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование: на 2020 год - 12,0 млрд. рублей, на 2021 год -12,7 млрд. рублей, на 2022 год - 13,6 млрд. рублей.
Менедже,
Расходы бюджета Федерального фонда ОМС
Расходы бюджета Федерального фонда ОМС в 2020 году составят 2 368,6 млрд. руб.
Расходные обязательства бюджета ФОМС на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов должны обеспечивать цели и задачи развития здравоохранения и ОМС, предусмотренные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 и от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», Национальным проектом «Здравоохранение».
В бюджете Фонда предусмотрены субвенции на 2020 год территориальным фондам ОМС в сумме 2 225,4 млрд. рублей; на 2021 год - 2 359,0 млрд. рублей; на 2022 год - 2 487,2 млрд. рублей. По сравнению с предыдущим годом прирост субвенции в 2020 году составит 157,1 млрд. рублей или 7,6%; в 2021 году - 133,6 млрд. рублей (6%), в 2022 году -128,2 млрд. рублей (5,4%).
В структуре расходов бюджета Фонда на долю субвенций приходится более 94%.
Как видим, субвенции растут гораздо более высокими темпами, чем ожидаемый уровень инфляции (по разным оценкам в 2020 году от 3 до 4,5%), что является положительным фактором.
Опережение темпов роста расходов над темпами роста доходов бюджета ФОМС - это уже сложившаяся практика и одна из причин наличия дефицита бюджета ФОМС, который на 2020 год запланирован в размере 1,4 млрд. руб. Указанный дефицит, как и в прежние годы, будет обеспечен доходами с учетом переходящих остатков средств бюджета Федерального фонда ОМС. При этом в последние годы дефицит бюджета ФОМС уменьшается. Этот дефицит на 2018 год планировался в размере 106,2 млрд. руб., а на 2019 год - в размере 92,2 млрд. руб.
Запланированный размер субвенции обеспечивает размер подушевого норматива на 2020 год в размере 12 699,2 рубля, на 2021 год - 13 461,6 рубля, на 2022 год - 14 193,0 рубля. Указанный размер подушевого норматива учтен в постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. № 1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Размер субвенции учитывает:
- сохранение соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности
в регионе по врачам - 200%, среднему медицинскому персоналу - 100% в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597. Предполагается поддержание этого соотношения и в последующие годы. Обращаем внимание на то, что в Пояснительной записке к проекту бюджета ФОМС не упоминается необходимость сохранения соотношения 100%. Тем не менее, предполагается повышение заработной платы младшего медицинского персонала, о чем будет сказано ниже;
- увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала с 1 октября, прочие расходы (медикаменты, расходные материалы, питание, коммунальные и другие услуги) с 1 января на индекс потребительских цен: в 2020 году - на 3%, в 2021 году - на 4%, в 2022 году - на 4%;
- финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения;
- перевод в 2020 году в базовую программу ОМС методов конформной дистанционной лучевой терапии;
- финансовое обеспечение проведения диспансеризации населения и профилактических медицинских осмотров в соответствии с национальным проектом «Здравоохранение» согласно поручению Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № ДМ-П14-3355;
- финансовое обеспечение по проводимым в амбулаторных условиях дорогостоящим диагностическим и лабораторным исследованиям в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2019 г. № ТГ-П12-5035.
Нормированный страховой запас
Еще один важный индикатор бюджета ФОМС -нормированный страховой запас. Его размеры не являются стабильными и зависят как от общей экономической ситуации, так и специфических задач, решаемых системой ОМС (Федеральным фондом) в различные годы. Так, если в 2016 году он составлял 1,8 млрд. руб., то в 2017 году был запланирован в объеме 76 млрд. руб., а в 2018 году средства нормированного страхового запаса были зарезервированы в сумме 2,8 млрд. рублей. Законом о бюджете ФОМС на 2019-2021 годы предлагалось зарезервировать в бюджете ФОМС средства нормированного страхового запаса в сумме 3,1 млрд. рублей ежегодно.
енеджер № 1
здравоохранения 2020
Однако реально законом об бюджете на 20202022 годы предлагается зарезервировать в бюджете Фонда средства нормированного страхового запаса на 2020 год в сумме 21,1 млрд. рублей, на 2021 год - 29,7 млрд. рублей, на 2022 год -38,3 млрд. рублей.
Указанные средства по решению Фонда будут направляться:
- на предоставление бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов для формирования нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования на цели, указанные в пункте 4 части 6 статьи 26 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204). Речь идет о средствах для софинансирования, которые используются медицинской организацией на заработную плату медицинских работников, принятых в штат медицинской организации в текущем году сверх штатной численности по состоянию на 1 января текущего года, и начисления на выплаты по оплате труда указанных работников в соответствии с приказами Минздрава 2019 года № 85н и 86н. Эти выплаты начались в 2019 году и продолжатся в ближайшие годы;
- на предоставление бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования межбюджетных трансфертов для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний (в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. № ДМ-П14-3355, от 26 апреля 2019 г. № ТГ-П12-3549). Порядок выплат установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. № 1940 «Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения»;
- на увеличение бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Фонда, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в случае недостаточности доходов бюджета Фонда для финансового обеспечения их исполнения;
- на оплату расходов Фонда по изготовлению и доставке полисов ОМС единого образца сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели;
- на финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных актов.
Сравнительные данные о финансировании ОМС по годам
Данные по объемам доходов и расходов ФОМС за последние годы приведены в таблице 7. При этом в отдельных строках указаны первоначальные значения на основе утвержденного бюджета и уточненные значения (в соответствии с законами о внесении изменений в бюджеты), а также значения в соответствии с законами об исполнении бюджетов.
Из данных таблицы хорошо видно, что в соответствии с принятым бюджетом ФОМС на 2020 год запланированные доходы ФОМС составят на 269 млрд. руб. (на 12,8%) больше, чем было запланировано на 2019 год. Для сравнения: на 2019 год было запланировано увеличение на 210,3 млрд. руб. (на 11,1%), чем было запланировано на 2018 год.
Расходы бюджета ФОМС увеличатся в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 178,2 млрд. руб. (8,14%). Для сравнения: расходы бюджета ФОМС в 2019 году увеличились по сравнению с 2018 годом на 196,3 млрд. руб. (9,8%).
Таким образом, дефицит бюджета ФФОМС в 2020 году будет сведен к минимуму и составит чуть более, чем полпроцента от суммы доходов.
Структура расходов Федерального фонда ОМС
Выше мы рассмотрели доходы и расходы бюджета ФОМС. Но далеко не все средства этого бюджета тратятся на финансовое обеспечение непосредственного оказания медицинской помощи в системе ОМС при наступлении страховых случаев. Имеют место и «нестраховые» расходы. На имеющую место нерациональность использования средств ОМС обращает внимание целый ряд авторов [1].
Поэтому необходим анализ не только общей величины расходов, но и их структуры: нужно понять - на что они направлены.
Менедже,
Таблица 1
Динамика доходов и расходов бюджета ФОМС в 2015-2018 годах, млрд. руб.
Год Закон о бюджете ФОМС Доходы Расходы Дефицит (профицит)
на 2015-2017 годы (первоначальный) 1 632,3 1675,3 - 42,8
2015 год на 2015-2017 годы (уточненный) 1 619,8 1662,8 - 43,0
Об исполнении бюджета ФОМС на 2015 год1 1573,5 1638,8 -65,3
на 2015-2017 годы (первоначальный) 1 706,5 1 758,3 -51,8
2016 год на 2016 год 1 661,7 1 688,5 - 26,8
на 2016 уточенный2 1661,7 1 594,9 + 66,8
Об исполнении бюджета ФОМС на 2016 год3 1 657,6 1 590,15 + 67,35
на 2015-2017 годы (первоначальный) 1804,1 1804,1 0
2017 год на 2015-2017 годы (уточненный) 1804,1 1804,1 0
на 2017-2019 годы4 1705, 9 1735,0 - 29,1
2018 год на 2017-2019 годы5 1841,1 1911,7 - 70,6
на 2018-2020 годы6 1887,9 1994,1 - 106,2
2019 год На 2019-2021 годы7 2098,2 2190,4 - 92,2
2020 год На 2020-2022 годы 2 367,2 2 368,6 -1,4
1 Федеральный закон от 31.10.2016 № Э79-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год».
2 Федеральный закон от 19.12.2016 № 432-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год».
3 Федеральный закон «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год» от 16.10.2017 № 290-ФЗ (последняя редакция).
4 Федеральный закон от 19.12.2016 № 418-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
5 Федеральный закон от 19.12.2016 № 418-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
6 Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 № 368-ФЗ.
7 Федеральный закон от 28.11.2018 № 433-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Итак, рассмотрим на какие цели пошли средства бюджета ФОМС, насколько они связаны с непосредственным оказанием медицинской помощи.
При анализе расходов бюджета ФОМС за последние годы бросается в глаза большое число межбюджетных трансфертов, связанных с передачей средств из бюджета ФОМС в другие бюджеты бюджетной системы. Это средства, которые не направляются в субъекты Российской Федерации в виде субсидий. Положительным является то, что в последние годы число и суммы подобных изъятий существенно уменьшились.
Доля средств бюджета ФОМС, которая пошла на субвенции, передаваемые в субъекты Российской Федерации составила в 2017 году всего 88,6%., в 2018 году 93,8% от общей величины расходов бюджета ФОМС, а в 2019 году уже 94%. На 2020 год данная положительная тенденция сохранилась.
Тем не менее, и в бюджете ФОМС на 2020 год заложены значительные средства, не связанные непосредственно с оказанием медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, о которых будет сказано ниже. Рассмотрим эти «изъятия» более детально.
Высокотехнологичная медицинская помощь
На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете ФОМС планируются обособленные целевые средства на 2020 год в сумме 103,1 млрд. рублей, на 2021 год - 108,2 млрд. рублей, на 2022 год - 108,2 млрд. рублей. В 2020 году ФОМС предоставляет:
1) федеральным государственным учреждениям субсидии на финансовое обеспечение выполнения
енеджер № 1
здравоохранения 2020
ими государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении указанных федеральных государственных учреждений (имеются в виду Минздрав, ФМБА и т.д.) - в объеме 100,6 млрд. руб;
2) медицинским организациям частной системы здравоохранения субсидии в целях финансового обеспечения затрат, возникающих в связи с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации - в объеме 2,5 млрд. руб.
Напомним, что, как было показано выше, средства на эти цели будут получены из федерального бюджета.
Средства на родовые сертификаты
К другим изъятиям из бюджета ФОМС, не связанным непосредственно с оказанием медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, традиционно относятся средства на родовые сертификаты.
В целях улучшения демографической ситуации в 2020-2022 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни в 2020 и 2021 годах в сумме 16,7 млрд. рублей ежегодно, в 2022 году - 16,6 млрд. рублей. При этом стоимость родового сертификата предусматривается с увеличением с 11,0 тыс. рублей до 12,0 тыс. рублей.
Как было показано выше, средства на эти цели также будут получены из федерального бюджета.
Средства на выплаты стимулирующего характера за выявление онкологических заболеваний
Федеральным законом о бюджете ФОМС предусмотрено предоставление из нормированного страхового запаса Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов обязательного
медицинского страхования межбюджетных трансфертов для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний. Средства из бюджета территориального фонда предоставляются медицинским организациям на осуществление денежных выплат в размере 1 тыс. рублей за каждый случай выявленного онкологического заболевания. В данном случае, 1 тыс. руб. - это средства, которые пойдут в фонд оплаты труда. Медицинские организации получат средства с учетом необходимости осуществления начислений, НДФЛ, районных коэффициентов. То есть, к 1 тыс. руб. будут добавлены суммы и на эти дополнительные расходы.
Отметим, что средства территориального фонда на осуществление денежных выплат не включаются в подушевые нормативы финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования. То есть, для конкретного учреждения здравоохранения, которое выявило онкологические заболевания, это будут дополнительные средства. Однако в целом, средства на выплаты за выявление онкологических заболеваний не будут дополнительным источником для системы ОМС - это определённый механизм перераспределения средств: то, что дополнительно получат одни учреждения - это средства, которые недополучат другие (От редакции - подробнее об этих выплатах - см. в рубрике «Вопросы и ответы»).
Финансирование здравоохранения из федерального бюджета
Как известно, средства федерального бюджета выполняют важнейшую роль в здравоохранении, прежде всего, за счет реализации государственных задач (например, дорогостоящее лекарственное обеспечение пациентов с орфанными заболеваниями, лекарственное обеспечение льготных категорий населения, оказание высокотехнологичной помощи, не включенной в базовую программу ОМС, обеспечение медицинских организаций субъектов Российской Федерации дорогостоящим медицинским оборудованием, финансирование научных и прикладных задач и т.д.), а также обеспечивая выполнение государственных целевых программ, функционирование ведомственной медицины. Несмотря на это, в структуре государственных расходов средства федерального бюджета на
Менедже,
здравоохранение составляют порядка 16% 8, а в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи - всего 2,2%9.
Динамика расходов федерального бюджета по статье «Здравоохранение» весьма нестабильна и зависит, прежде всего, от приоритетов государства, от экономического положения и непосредственно, от объема аккумулированных средств.
Следует отметить ежегодный рост расходов федерального бюджета на здравоохранение в последние годы. В 2020 году рост продолжится, и запланированные средства составят 996,11 млрд. руб.10, что на 56,3% (358,9 млрд. руб.) больше размера расходов на отрасль, заложенных на 2019 год. Размер расходов на здравоохранение растет не только в абсолютном выражении, но также занимает всё большую долю в структуре расходов федерального бюджета (рис. 1).
Проиллюстрированную на рис. 1 динамику следует оценивать положительно, несмотря на запланированное с 2021 года снижение расходов федерального бюджета. Скачок запланированных расходов в 2020 году связан с выделением средств на капитальные вложения. При оценке также важно сопоставлять распределение полномочий между всеми государственными финансовыми источниками федерального уровня на соответствующий период.
В структуре расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» на 2020 год наибольший размер финансовых обязательств запланирован на подраздел «Другие вопросы в области здравоохранения». Далее в порядке убывания наибольшие расходы запланированы на стационарную и амбулаторную медицинскую помощь (таблица 2). Отметим, что указанные расходы относятся не к программным мероприятиям, а к расходам на оказание медицинской помощи в так называемом секторе ведомственной медицины.
Подраздел «Другие вопросы в области здравоохранения» включает расходы на 6 государственных программ, из которых 99% всех средств приходится на Государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (таблица 3).
Структура плановых расходов федерального бюджета по подразделу «Другие вопросы в области здравоохранения» в части расходов по Государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2020-2022 годы представлена в таблице 4.
Как видно из представленных данных, наиболее затратной подпрограммой является «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни», более 40% из которых направлены на Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» (таблица 5).
Рис. 1. Динамика планируемых расходов федерального бюджета по статье «Здравоохранение» на 2017-2022 годы
8 По данным Федерального казначейства URL: https://www. roskazna. ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/.
9 По данным формы № 62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению» за 2018 год.
10 Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-Ф3 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
енеджер № 1
здравоохранения 2020
Таблица 2
Структура запланированных расходов федерального бюджета на здравоохранение по данным за 2019-2022 годы
Подразделы статьи «Здравоохранение» 2019 2020 2021 2022
Стационарная медицинская помощь 169,67 219,80 185,02 195,69
Амбулаторная помощь 145,94 214,39 202,62 204,74
Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов 0,75 0,74 0,79 0,83
Скорая медицинская помощь 5,55 6,27 6,63 6,84
Санаторно-оздоровительная помощь 35,3 38,28 39,26 38,71
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов 5,2 6,30 5,99 6,04
Санитарно-эпидемиологическое благополучие 32,21 35,26 35,41 36,50
Прикладные научные исследования в области здравоохранения 31,2 39,36 44,05 40,82
Другие вопросы в области здравоохранения 211,38 435,71 422,69 421,57
Итого по разделу «Здравоохранение» 637,20 996,11 942,46 951,74
Структура расходов по разделу «Другие вопросы в области здравоохранения» 2020 2021 2022
Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» 430,59 415,55 413,39
Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» 3,31 5,29 6,13
Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение обороноспособности страны» 1,62 1,66 1,71
Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» 0,13 0,15 0,30
Реализация функций иных федеральных органов государственной власти 0,03 0,03 0,03
Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» 0,01 0,00 0,00
Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» 0,01 0,01 0,01
Итого, млрд. руб. 435,71 422,69 421,57
С
Таблица 3
Структура плановых расходов федерального бюджета по подразделу «Другие вопросы в области здравоохранения» на 2020-2022 годы, млрд. руб.
•КС
№ 1 Менеджер
2020 здравоохранения
Таблица 4
Структура плановых расходов федерального бюджета по подразделу «Другие вопросы в области здравоохранения» в части расходов по Государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения»
на 2020-2022 годы, млрд. руб.
О
Наименование подпрограмм Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» 2020 2021 2022
«Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины» 11,34 12,63 11,96
«Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей» 2,18 0,88 2,18
«Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении» 10,45 9,60 7,33
«Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья» 0,06 0,06 0,06
«Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья» 15,73 16,04 16,47
«Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан» 30,04 31,23 31,06
«Информационные технологии и управление развитием отрасли» 47,13 15,57 16,51
«Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни» 313,65 329,54 327,81
ИТОГО, млрд. руб. 430,59 415,55 413,39
Таблица 5
Структура расходов по Подпрограмме «Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни» на 2020-2022 годы, млрд. руб.
зхо змо
I1
эхо
Структурные элементы Подпрограммы 2020 2021 2022
Федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» 129,98 150,35 150,84
Ведомственная целевая программа «Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации» 126,74 132,16 133,00
Ведомственная целевая программа «Укрепление материально-технической базы учреждений» 17,67 13,42 6,58
Ведомственная целевая программа «Высокотехнологичная медицинская помощь и медицинская помощь, оказываемая в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации» 16,46 13,05 11,39
Федеральный проект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» 11,66 10,62 17,29
Ведомственная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми инфекционными заболеваниями» 4,91 4,18 2,92
Ведомственная целевая программа «Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи» 4,37 4,37 4,37
Ведомственная целевая программа «Совершенствование оказания скорой медицинской помощи и деятельности Всероссийской службы медицины катастроф» 1,12 0,99 1,01
Ведомственная целевая программа «Совершенствование системы оказания медицинской помощи наркологическим больным и больным с психическими расстройствами и расстройствами поведения» 0,33 0,00 0,00
Ведомственная целевая программа «Медицинское обеспечение авиационного персонала гражданской авиации и студентов (курсантов) образовательных учреждений гражданской авиации» 0,30 0,31 0,32
Ведомственная целевая программа «Донорство и трансплантация органов в Российской Федерации» 0,09 0,09 0,09
Итого, млрд. руб. 313,65 329,54 327,81
енеджер № 1
здравоохранения 2020
Рис. 2. Запланированные расходы (млрд. руб.) и темп прироста (%) государственных средств федерального уровня на здравоохранение на 2018-2022 годы
Совокупные расходы на здравоохранение за счет государственных источников федерального уровня
В 2020 году суммарные расходы на здравоохранение за счет федерального бюджета и бюджет ФОМС составят 3186,5 млрд. руб., в 2021 году -3301,5 млрд. руб., в 2022 году - 3438,9 млрд. руб. (см. рис. 2.)
Проведенная оценка запланированных на 20202022 годы расходов показала, что, несмотря на рост суммарных расходов, темп их прироста значительно будет замедлен к 2021 году.
Заключение:
Несмотря на сохраняющуюся сложную экономическую ситуацию в стране, появляются позитивные тенденции в финансовом обеспечении отечественного здравоохранения. Они связаны, прежде всего,
с реализацией Национального проекта «Здравоохранение», определившего приоритеты развития отрасли.
При этом многие приоритеты финансирования прошлого года сохраняются, в частности, значительные финансовые средства выделяются на лечение онкологических заболеваний. Дополнительные средства выделяются на новые меры, связанные с поддержкой кадрового обеспечения.
С положительной стороны можно оценить некоторые изменения в финансовых потоках между федеральным бюджетом и бюджетом Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В целом же предполагается некоторое улучшение финансового обеспечения отрасли, что создает благоприятную предпосылку для дальнейшего развития здравоохранения. Одно из основных свидетельств этого - превышение темпов роста расходов на здравоохранение над темпами инфляции.
1. Артеменко Д.А., Соколов А.А. Проблемы и перспективы страховой модели финансирования здравоохранения // Финансы. - 2018. - № 4. - С. 46-50.
2. Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Брутова А.С.Парадоксы финансирования здравоохранения в 2016 году: в системе ОМС обнаружились лишние средства, которые будут изъяты в федеральный бюджет // Менеджер здравоохранения. - 2016. - № 1. - С. 56-67.
3. Кадыров Ф.Н, Обухова О.В., Брутова А.С. Финансирование здравоохранения в 2017 году -очередной парадокс: средств стало меньше, чем планировалось на 2016 год, но финансовое обеспечение отрасли улучшилось // Менеджер здравоохранения. - 2017. - № 1. - С. 61-74.
№ 1 Менеджер
2020 здравоохранения
4. Кадыров Ф.Н., Обухова О.В., Брутова А.С. Перспективы финансирования здравоохранения в 2018 году // Менеджер здравоохранения. - 2018. - № 1. C. 67-77.
5. Пивень Д.В., Кицул И.С. О некоторых проблемах реализации Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Менеджер здравоохранения. - 2013. - № 12. - С. 6-13.
UDC 614.2.003
Kadyrov F.N., Obukhova O.V., Bazarov I.N. The financing of health care in 2020: priorities in the framework of the national project "Health" (Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia; North-western State Medical University named after 1.1. Mechnikov, Saint-Petersburg, Russia; HSE University, Moscow, Russia)
Annotation. Analysis of future health financing shows that in 2020-2022, despite the difficult financial situation, the growth of financial support for the health system will continue. Among the priorities for 2020, we should highlight the increase in funding for cancer care. This is the implementation of the provisions of the Decree of the President of the Russian Federation on may 7, 2018 No. 204 "on national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024". The allocation of funds in the compulsory health insurance system is also based on these priorities. In particular, at the expense of mandatory medical insurance funds, financial incentives are provided for employees to identify oncological disease. Among the positive aspects are inter-budget transfers to the budget of the compulsory health insurance Fund from the Federal budget to pay for high-tech medical care that is not included in the basic program mandatory medical insurance and birth certificates. All this should have a positive impact on the further development of health care. Keywords: healthcare, financing, mandatory medical insurance, insurance premiums, Federal Fund, Federal budget, revenues, expenses, deficit, inter-budget transfers.
Здравоохранение-SQSQ
МИНСТРОИ ОПРЕДЕЛИЛ НОРМАТИВЫ СТОИМОСТИ КАПРЕМОНТА В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ
Минстрой разработал нормативы определения стоимости (предельной стоимости) капитального ремонта медицинских организаций первичного звена здравоохранения, центральных районных и районных больниц по субъектам Российской Федерации. Проект документа представлен к обсуждению на федеральном портале.
Для получения средств на капремонт медучреждений регионы должны определить их состояние как ветхое (61-80% износа), неудовлетворительное (41-60%), удовлетворительное (21-40%) и хорошее (до 20% износа). В документе приведены формулы исчисления износа для разных процентных значений.
Согласно представленным расчетам, наиболее затратные восстановительные работы - в Чукотском автономном округе, Магаданской области, Якутии, Сахалинской области и Камчатском крае. Наименее затратные - в Белгородской, Липепецкой областях и Татарстане. Нормативы определения стоимости капремонта разработаны в рамках правительственного постановления (от 9 октября 2019 года № 1304) о принципах модернизации первичного звена, правил проведения экспертизы соответствующих региональных программ, контроля их реализации.
Ранее в рамках этой работы Минздрав представил на обсуждение проект постановления правительства, согласно которому условием для предоставления федеральных трансфертов на модернизацию первичного звена регионам с дефицитными территориальными программами госгарантий станет наличие у них графика ликвидации указанного дефицита.
Источник: Минстрой России
Менеджер № 1
здравоохранения 2020
72 Ш