МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФАКТОРОВ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Т.И. Козюбро, канд. экон. наук, доцент
Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)
DOL10.24412ШП-0450-2021-П-1-108-П0
Аннотация. Правильно выбранная актуальная стратегия развития обеспечивает повышение эффективности деятельности предприятия. При выборе стратегии необходимо учитывать различные факторы как внешней, так и внутренней экономической среды. В данной статье рассматривается классификация стратегий развития и предлагается определённый алгоритм выбора стратегии в зависимости внешних экономических условий среды.
Ключевые слова: стратегия, промышленный бизнес, управление, стратегическое планирование, эффективность, анализ.
Верный шаг на пути к улучшению основных экономических показателей деятельности промышленного предприятия и к усилению конкурентных позиций на рынке - это грамотно выбранная и реализованная стратегия развития, позволяющая обеспечивать ликвидность и платежеспособность компании в сложных современных экономических условиях [1].
На данный момент имеется множество подходов к определению выбора стратегии
[2]. Одним из инструментов стратегического планирования является SWOT-анализ, позволяющий подобрать конкретную стратегию развития, учитывая слабые и сильные стороны предприятия, имеющиеся возможности и потенциальные угрозы
[3]. Также существуют такие научные подходы к стратегическому выбора, как матрица возможностей И. Ансоффа (по товарам/рынкам), модели выбора, ориентирующиеся на жизненный цикл продукта, модели стратегического выбора в зависимости от цикла развития предприятия и другие [4, 5].
Опираясь на различные модели и виды стратегии развития предприятия, сконструируем новый алгоритм выбора оптимального типа стратегии в зависимости от состояния и динамики факторов экономической среды предприятия [6].
Из многочисленных существующих моделей и стратегий мы выделяем две проти-
воположные стратегии развития бизнеса -это стратегии роста и стратегии производительности. Стратегии производительности предполагают повышение эффективности, производительности труда и улучшения качества и, в свою очередь, ценности производимой продукции. Выбор актуальной стратегии на каждом этапе развития бизнеса тесно связан с влиянием экономических факторов внешней среды.
Принимая во внимание эти факторы, предприятие может определить за счет каких конкретных стратегических мероприятий и инициатив появится возможность достичь поставленные цели в каждый момент времени.
Мы предлагаем классифицировать стратегии на подтипы по различным видовым признакам, целям и способам достижения этих целей.
Стратегии производительности включают в себя специализацию (рыночная, товарная, технологическая) и дифференциацию (сегментная, нишевая, брендовая).
Стратегии роста, в свою очередь, представляют собой капитализацию (материальная, нематериальная, биржевая) и диверсификацию (рынков, товаров, бизнеса).
Для того чтобы предприятие смогло выбрать эффективную и наиболее актуальную стратегию развития, мы предлагаем использовать специальный алгоритм выбора вида стратегии.
В первую очередь, необходимо оценить емкость рынка. Если она не увеличивается, то следует оценить возможность выхода на новые рынки. В случае отсутствия такой возможности, необходимо выбрать стратегии увеличения производительности (специализации или дифференциации).
При увеличении емкости рынка нужно для выбора стратегии нужно учитывать обостряется ли конкурентная борьба. Если действительно конкуренция на рынке повышается, то целесообразно определить ценовые преимущества продукции. При невозможности использовать ценовые преимущества предприятию рекомендуется выбрать одну из стратегий повышения производительности.
Если же у предприятия есть возможность обыграть конкурентов ценой продукта, то далее необходимо оценить доступ к новым ресурсам. При наличии воз-
предлагается ответить на вопрос «Устраивает ли собственников бизнеса будущая прибыль?». Если ответ будет отрицательным, то целесообразно обратиться к стратегиям специализации или дифференциации. Если же получаемая прибыль является достаточной для руководства компании, то рекомендуется для дальнейшего эффективного развития компании воспользоваться стратегиями роста масштабов бизнеса, включающие в себя диверсификацию и капитализацию.
Предложенный алгоритм выбора стратегии развития и классификация стратегий и дают возможность управленческому персоналу предприятия принимать эффективные и актуальные решения будущего развития бизнеса и в случае изменения внешних факторов, своевременно реагировать и направлять вектор развития в ту или иную сторону [7].
можности использования новых ресурсов
Библиографический список
1. Лукошкина Т.И. Матричный баланс как инструмент обеспечения платёжеспособности организации винодельческой промышленности // Экономика: теория и практика. 2012. №4 (28). С. 73-79.
2. Лукошкина Т.И. Методический подход к формированию стратегии развития промышленного бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2014. № 7 (48). С. 852-855.
3. Лукошкина Т.И., Дейнега В.Н. SWOT-анализ как инструмент стратегического планирования предприятий винодельческой промышленности // Экономика и менеджмент систем управления. 2013. №1-2 (7). С. 250-265.
4. Козюбро Т.И., Арутюнова А.А., Сафронова Я.М. Основные достоинства и недостатки модели стратегического планирования и управления Игоря Ансоффа // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №4-1 (74). С. 190-193.
5. Козюбро Т.И. Методические подходы к стратегическому планированию // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 8. С. 54-57.
6. Дейнега В.Н., Козюбро Т.И. Влияние состояния и динамики факторов экономической среды на выбор стратегии развития промышленного бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2014. №6 (47). С. 575-578.
7. Галицкая Ю.Н., Козюбро Т.И., Рыбянцева М.С. Практическое применение инструментов маркетингового анализа в управлении товарным ассортиментом предприятия // Экономика и предпринимательство. 2019. №5 (106). С. 737-741.
METHODICAL APPROACH TO THE CHOICE OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE DEVELOPMENT STRATEGY DEPENDING ON THE FACTORS OF THE ECONOMIC
ENVIRONMENT
T.I. Kozyubro, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)
Abstract. A well-chosen up-to-date development strategy ensures an increase in the efficiency of the enterprise. When choosing a strategy, it is necessary to take into account various factors of both the external and internal economic environment. This article discusses the classification of development strategies and suggests a certain algorithm for choosing a strategy depending on the external economic conditions of the environment.
Keywords: strategy, industrial business, management, strategic planning, efficiency, analysis.