УДК 332.1.001.76
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
© Э.П. Агабекян
В статье исследуется поэтапный процесс разработки стратегии инновационного развития города. Определяются этапы формирования стратегии инновационного развития города, а также основные направления реализации стратегических целей инновационного развития города. Дается типология стратегий развития города и обосновывается роль системы сбалансированных показателей как инструмента выбора и последующей реализации инновационной стратегии, учитывающей важнейшие критерии городского инновационного развития.
Ключевые слова: стратегия инновационного развития города; этапы стратегии инновационного развития города; система сбалансированных показателей.
В стратегическом аспекте инновации выступают главным фактором обеспечения устойчивого роста экономики, структурной перестройки и повышения на этой основе конкурентоспособности города. Специфика организации управления инновационным развитием города обусловлена такими особенностями, свойственными инновациям, как длительность, комплексный характер, неопределенность и высокий уровень риска.
В условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов и инвестиционных рисков одним из радикальных средств достижения долгосрочных целей развития города является переход к управлению территорией города в долгосрочной перспективе на основе гибких решений, свойственных стратегическому управлению. Стратегическое управление позволяет городской власти своевременно, с опережением предусматривать инновационные возможности, скоординировать усилия в достижении определенных всем сообществом долгосрочных целей и наиболее оптимальным образом использовать потоки ресурсов в приоритетных для развития города сферах.
Под стратегией инновационного развития города следует понимать совокупность целей, задач, методов их достижения, направленных на усиление конкурентоспособности города в долгосрочном периоде путем воздействия на инновационные факторы его экономического роста. Стратегия инновационного развития города реализуется через организационно-экономическую систему,
конечным результатом функционирования которой является выпуск инновационной продукции, разработка конкурентоспособ-
ных технологий, а также организационных форм управления. В ходе разработки стратегии инновационного развития важно выработать согласованное видение различных участников процесса (органов местного самоуправления, крупных компаний, среднего и малого инновационного бизнеса, научных, образовательных организаций и др.) на долгосрочное развитие города.
Прежде всего, необходимо определить этапы формирования стратегии инновационного развития города. К числу которых можно отнести такие, как:
1) определение миссии и задач инновационного развития города;
2) определение стартовых условий инновационного развития города, в т. ч. оценка инновационного потенциала города;
3) разработка концепции общественного видения инновационного развития города;
4) определение основных направлений реализации стратегических целей;
5) анализ альтернатив и выбор стратегии;
6) разработка программы развития и определение механизмов реализации стратегии;
7) управление реализацией стратегии;
8) анализ эффективности и результативности реализованной стратегии;
9) корректировка задач и методов реализации стратегии.
Кратко рассмотрим сущность и содержание данных этапов. Говоря о миссии инновационного развития города, следует сказать, что она заключается в активизации и эффективном использовании его инновационного потенциала для достижения устойчивого роста качества жизни населения на основе модернизации экономики, повышения
конкурентоспособности и эффективности производства.
Поэтому среди основных задач инновационного развития города следует выделить следующие:
1) внедрение современных технологий в городское хозяйство;
2) формирование и развитие новых наукоемких производств с опорой на имеющийся инновационный потенциал города;
3) формирование инвестиционного климата на территории города и создание благоприятных условий для предпринимательства в инновационной и промышленной сфере;
4) институциональное и правовое обеспечение инновационной деятельности в городе;
5) выявление «локальных точек» зарождения инновационных процессов для всемерной их поддержки наличными ресурсами.
Процесс анализа стартовых условий инновационного развития города предполагает проведение исследования внешней среды и внутренних возможностей развития городской территории. Развитие города под воздействием внешних факторов является экстенсивным и экзогенным и протекает преимущественно на основании решений органов государственной власти. Инновационное развитие города, характеризуемое как интенсивное и эндогенное [1], должно проходить через поиск внутренних ресурсов для развития. Именно поэтому при разработке инновационной стратегии города особое внимание уделяется оценке его инновационного потенциала. От состояния инновационного потенциала зависят масштаб и качество результатов научных исследований и научно-технических разработок, а следовательно, и потенциальная возможность появления инноваций на территории города. Необходимо отметить, что анализ стартовых условий инновационного развития города может проводиться с использованием результатов оценки инновационного потенциала методами предварительного исследования рынка, РЕ8Т-анализа, SWOT-анализа, отраслевого анализа и др.
Одним из основных факторов, влияющих на экономическое развитие города и его конкурентные преимущества, является партнерство между всеми субъектами территориального развития при рассмотрении вопросов стратегического характера. Соответственно,
при разработке инновационной стратегии города необходимо опираться па согласованное видение перспектив развития городской властью, крупными компаниями, средним и малым бизнесом, научными, образовательными, экспертными организациями, населением, средствами массовой информации, направленное, в конечном итоге, на удовлетворение социальных потребностей городского населения.
Следующим этапом разработки стратегии инновационного развития города является определение приоритетных направлений развития, на основе которых осуществляется выбор стратегии и планирование конкретной деятельности по реализации выбранной стратегии. При определении направленности перспективного инновационного развития города необходимо опираться, в первую очередь, на его миссию, т. е. обеспечение роста качества жизни местного населения, а также на выявленные возможности и потребности в переходе города к инновационной экономике.
При выборе приоритетных направлений развития города следует учитывать, что эффективная реализация инновационной стратегии возможна только через осуществление последовательной цепочки этапов. Каждое из направлений фактически является стадией реализации инновационной стратегии, в частности:
1) развитие ресурсосберегающих технологий, отбор и использование наиболее эффективных методов управления городским хозяйством, что позволяет снизить уровень бюджетных затрат и аккумулировать ресурсы для осуществления следующих этапов. Целью данного направления является развитие социальной и инженерной инфраструктуры города при активном использовании всех видов инноваций - технологических, управленческих, маркетинговых и др.;
2) определение системы приоритетов развития с учетом отраслевой структуры экономики города, позволяющей более эффективно использовать организационные и финансовые ресурсы. В группе отраслевых приоритетов развития могут быть такие сектора, как: научно-образовательный комплекс, информационные технологии, сектора промышленного производства, туризм, сельское хозяйство. Целью данного направления является выявление отраслевых преимуществ
развития города и всесторонняя поддержка приоритетных отраслей;
3) развитие высоких технологий - предполагает не только отбор и использование подобных технологий, но и создание условий для их разработки предприятиями города. Целью данного направления является создание благоприятных условий и использование конкурентных преимуществ города в инновационной сфере для привлечения инвестиций, а также обеспечение условий для инновационного развития и использования всего комплекса инноваций предприятиями города, в т. ч. для появления малых инновационных, технологически ориентированных предприятий;
4) создание инновационной инфраструктуры, включающей образовательные учреждения, лаборатории, опытные производства, венчурные компании и другие инфраструктурные элементы. Целью данного направления является обеспечение интеграции научных организаций и промышленных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, а также иных структур, способствующих организации инновационной деятельности;
5) формирование и развитие инновационной культуры всех участников, заинтересованных в развитии города, путем создания соответствующего экономического и мотивационного механизмов управления. Целью данного направления является обеспечение эффективного использования человеческого ресурса для реализации различных направлений инновационной стратегии.
На основе проведенного анализа и с учетом приоритетных направлений развития городская власть может выработать инновационную стратегию, соответствующую одному из следующих типов стратегий.
1. Стратегия интеграции. Она направлена на создание сетей сотрудничества внутри города, или, иначе говоря, на создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей проведение эффективной инновационной деятельности на территории города.
2. Стратегия лидерства. Данная стратегия предполагает ускоренное наращивание и использование инновационного потенциала города за счет лучшего применения внутренних и внешних возможностей. При следовании этой стратегии все НИОКР, осуществ-
ляемые на территории города, а также система производства и маркетинг нацелены на создание товара, не имеющего аналогов. Выбор стратегии лидерства также означает создание благоприятных условий для инвесторов, осуществляющих финансирование в исследования и разработки, имеющие прикладной и фундаментальный характер. В свою очередь, это обусловливает необходимость создания стратегических альянсов в инновационной сфере, обеспечивающих непрерывный инновационный процесс, с привлечением венчурных фондов, что приводит к переходу к стратегии интеграции.
3. Стратегия диверсификации. Характерна для городов, обладающих сильным сектором промышленного производства и обслуживания. В целях максимального снижения рисков этот сектор диверсифицируется на несколько секторов, создающих новые продукты и технологии в дополнение к уже существующим. Кроме этого, на территории города начинается освоение новых видов деятельности.
4. Стратегия следования за лидером. Она предполагает минимизацию риска и неопределенности, с которыми сталкиваются города-лидеры в результате разработки и внедрения инноваций в серийное производство. При реализации стратегии следования за лидером проводится корректировка внедряемых инноваций с учетом возможных ошибок лидера и особенностей развития города. Города, на территории которых реализуется стратегия следования за лидером, должны обладать мощной производственной базой, позволяющей снижать себестоимость новой продукции за счет гибкости и экономии на масштабах; развитой системой финансирования в НИОКР для внесения существенных изменений в инновационный продукт. Также для реализации данной стратегии должны привлекаться специалисты, имеющие опыт в области маркетинговой деятельности и способные своевременно проанализировать внешнюю среду и превратить маркетинговые ошибки лидеров в конкурентные преимущества города.
5. Стратегия копирования. Данная стратегия возможна в городах, на территории которых отсутствует сильная база НИОКР, но существуют возможности массового внедре-
ния инноваций в производство и имеется значительный маркетинговый потенциал.
6. Стратегия локализации. Эта стратегия
характерна для городов, обладающих сильно развитым сектором исследований и разработок, но не имеющих достаточной производственной базы для их внедрения. Она направлена на широкое использование маркетинговых технологий для поиска потенциальных потребителей разрабатываемой продукции и создание или определение ограниченного числа предприятий, способных осуществлять производство инновационной продукции, пользующейся наибольшим
спросом.
7. Стратегия созидания. Она разрабатывается властью города, имеющего низкую инновационную активность и развитый сырьевой сектор. Подобная специализация приводит к реструктуризации экономики города в результате перехода к новым технологиям и производствам и созиданию инновационного потенциала [2, 3].
Выбор стратегии лидерства, следования за лидером, копирования или диверсификации в основном направлен на внедрение технологических или продуктовых инноваций на территории города. Стратегия следования за лидером также может быть использована при внедрении управленческих инноваций в практике управления городом. Стратегии интеграции, диверсификации, локализации и созидания непосредственно связаны с организационно-управленческими инновациями, поскольку направлены на проведение структурных преобразований на территории города.
Стратегические цели, задачи и направления инновационного развития города должны быть соотнесены с доступными ресурсами, действующей и возможной структурой системы, откорректированы и выражены в городской инновационной программе. На основе программы вырабатывается бюджет финансирования исследований и разработок, модель будущей структуры системы, определяются способы и устанавливаются фактические показатели реализации стратегии. Для перевода стратегии в инновационную программу целесообразно воспользоваться системой сбалансированных показателей (ССП), позволяющей найти баланс между целями и критериями их достижения, а также достичь общественного согласия в установлении це-
левых индикаторов и показателей инновационного развития города между всеми участниками реализации стратегии.
ССП была разработана Д. Нортоном и Р. Капланом [4]. Исходной гипотезой нашего предложения по использованию ССП на муниципальном уровне является то, что для обеспечения устойчивого развития экономики города в современных условиях явно недостаточно лишь финансовых оценок ее состояния. Как нам представляется, финансовые показатели, по сути, являются запаздывающими индикаторами, т. е. они фиксируют лишь результаты решений, принятых в прошлом. Поэтому использование лишь финансовых ориентиров в стратегическом управлении инновационным развитием города может привести к ориентации на краткосрочные успехи в жертву долгосрочному достижению стратегических целей.
ССП позволяет учитывать как финансовые показатели оценок результатов реализации инновационно ориентированной программы комплексного социально-экономического развития города, так и показатели нефинансового характера, оценивающие степень удовлетворенности потребностей, эффективность внутренних бизнес-процессов, потенциал населения, занятого в социальноэкономической сфере, в целях обеспечения долгосрочного финансового благополучия города.
Таким образом, ССП в данном контексте следует рассматривать как систему стратегического управления инновационным развитием города, позволяющую связать основные бизнес-процессы и бизнес-системы в экономике города с его стратегией.
ССП переводит миссию и инновационную стратегию города в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих степень их достижения в рамках четырех взаимноинтегрированных основных проекций деятельности:
1) проекция финансов (финансовая составляющая);
2) проекция маркетинга (клиентская составляющая);
3) проекция внутренних бизнес-процессов (внутренняя составляющая);
4) проекция обучения и роста (кадровая составляющая).
1. Гневко М. В. Проблемы перехода муниципального образования к инновационной экономике // Экономика и управление. 2004. № 1 (16). С. 125-130.
2. Веснин В.Р., Кафидов В.В. Стратегическое управление. М., 2009. С. 256.
3. Хотяшева О.М. Стратегическое управление инновациями в современных компаниях // Инициативы XXI века. 2009. № 2. С. 48-55.
4. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М., 2006. С. 320.
Поступила в редакцию 23.01.2010 г.
Agabekyan E.P. Methodological approach to the development of the city innovative development strategy.
The article investigates stage-by-stage process of working out of the city innovative development strategy. Stages of formation of the city innovative development strategy and also the basic directions of realization of strategic targets of the city innovative development are defined. The typology of the city development strategy is given and the role of system of the balanced indicators as tool of a choice and subsequent realization of the innovative strategy considering the major criteria of city innovative development is proved.
Key words: city innovative development strategy; stages of the city innovative development strategy; system of the balanced indicators.
УДК 631/632:631.53.001.895
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ПЛАНИРОВАНИЯ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ
© Я.И. Денисов, А.В. Улезько
В статье рассматриваются вопросы формирования и корректировки планов развития хозяйствующих субъектов аграрной сферы в условиях использования современных информационных технологий.
Ключевые слова: информационное обеспечение; планирование в растениеводстве.
Современный уровень развития компьютерной техники и информационных технологий позволяет существенно повысить эффективность функционирования как всей системы управления предприятием, так и отдельных подсистем, реализующих конкретные функции управления.
Практика использования информационных технологий сельскими товаропроизводителями показывает, что акцент при формировании системы информационного обеспечения управления делается на реализацию функций бухгалтерского и управленческого учета, тогда как функция планирования реализуется, как правило, традиционными методами. Такой подход к формированию системы поддержки принятия управленческих решений привел к тому, что вопросы перспективного планирования практически выпали из системы планирования, а задачи текущего и оперативного планирования, зачастую, реализовывались в одновариантной поста-
новке при низкой степени достоверности исходной информации.
В этой связи крупные интегрированные формирования АПК сделали ставку на применение стандартных решений задач планирования на основе использования т. н. «коробочных продуктов» (1С, Парус, SAP R/3, BAAN, Oracle EBS и др.). Но, к сожалению, типовые решения не обеспечивают реализации принципа комплексности и взаимосвязи перспективного, текущего и оперативного планирования. За пределами типовой системы информационного обеспечения процессов планирования остаются задачи, связанные с выбором оптимальных решений, планированием урожайности сельскохозяйственных культур, оценки альтернативных вариантов развития и т. д.
Вместе с тем даже стандартные средства MS Excel позволяют создать среду эффективного информационного обеспечения процессов планирования через создание информационной системы по автоматизации пла-
6S