© Е.И. Иванченко, 2008
УДК 332.14 ББК 65.050.23
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.И. Иванченко
Статья посвящена актуальной проблеме теоретического обоснования выбора стратегии развития для муниципального образования - городского округа г. Волжский. Для использования сильных сторон экономики города и благоприятных факторов внешней среды разработан набор стратегических альтернатив развития. Стратегическая альтернатива «субурбанизация», по мнению автора, создает предпосылки для интенсивного развития инфраструктуры, инновационных технологий и туристическо-рекреационного комплекса, реализации стратегии развития территории города как целого.
Ключевые слова: муниципальное образование, территориальное развитие, Волжский (город), стратегическое планирование, социальноэкономическое развитие.
Стратегическое управление развитием территориальных систем различного уровня должно учитывать их особенности, к числу которых можно отнести инерционность протекающих в их рамках социально-экономических процессов, диверсифицированность доходной базы, наличие разнообразных компенсирующих воздействий, распределение ответственности за развитие территории между несколькими властными уровнями. Исходным пунктом формирования стратегии на уровне региона является общегосударственная стратегия, в соответствии с которой должна осуществляться разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, а также среднесрочных программ развития территорий [3]. Определение типа стратегии развития связано со структурой инвестиций в основной капитал. Если предполагается приоритетное инвестирование в такие отрасли, как связь, транспорт, жилищнокоммунальное хозяйство, торговля, то это означает акцент стратегии на развитии территории в целом, следовательно, она слабо влияет на объем валового регионального про-
дукта и используется для повышения конкурентоспособности в условиях стабильной экономики и современной материально-технической базы производства.
В современных условиях в большинстве регионов стоит задача реконструкции существующих и создания новых производств для выпуска конкурентоспособных товаров и услуг. Выбор такой стратегии - поддержки отраслей основного производства - оказывает прямое влияние на объем ВРП, развитие промышленности, модернизацию производственного аппарата как основу экономического роста. В некоторых регионах, характеризующихся низким качеством транспортной инфраструктуры, в числе стратегических приоритетов находится также совершенствование транспортной сети.
Помимо рассмотренных аспектов, необходимо различать также уровневую конфигурацию стратегий. Выделяют стратегию развития региона в целом (например, стратегия социально-экономического развития региона); функциональные (инвестиционные, экологические, кадровые и т. п.) и отраслевые стратегии (промышленного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, привлечения инвестиций и развития инноваций, жилищного строительства, молодежной политики, внешнеэкономической деятельно-
сти и т. д.); операционные стратегии для обособленных подразделений, структур муниципальных органов управления и власти. Реализуемые здесь программы и проекты должны быть нацелены на развитие различных отраслей и предприятий, улучшение транспортной и коммуникационной инфраструктуры, расширение социальной инфраструктуры, повышение творческого потенциала населения, обеспечивая реализацию региональной стратегии [1, с. 27].
Рассмотрим возможности выбора стратегии развития для муниципального образования - городского округа г. Волжского.
Основополагающим элементом системы стратегического планирования является определение целей развития. При этом следует исходить из формулировки долгосрочной миссии города, заключающейся в создании благоприятной социальной среды посредством формирования такой модели экономики, которая обладала бы долгосрочным потенциалом динамичного роста, способным обеспечивать: а) последовательное повышение благосостояния населения и развитие человеческого потенциала; б) эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата; в) укрепление конкурентоспособности экономики. Поэтому цели стратегии должны, с одной стороны, обеспечивать воплощение миссии, с другой - обеспечивать решение системных проблем, которые сегодня сдерживают развитие города.
Применительно к социально-экономической ситуации Волжского «дерево» стратегических целей составляют:
- обеспечение конкурентоспособности экономики города на основе прогрессивных структурных сдвигов, в том числе за счет развития современной инженерной инфраструктуры, способствующей ускорению социально-экономических процессов, реконструкции и технического перевооружения отраслей промышленности на новой технологической основе, обеспечения потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах;
- сбалансированное управление социальноэкономическими процессами в городе;
- поступательное развитие экономической базы местного самоуправления;
- увеличение продолжительности жизни горожан, минимизация всех видов угроз их безопасности;
- выравнивание уровня комфортности проживания населения на всей территории города;
- обеспечение равного доступа жителей к базовым общественным социальным благам.
Основные ресурсы реализации стратегии -имеющийся в регионе потенциал и активизация частной инициативы предпринимательства при обеспечении органами власти и управления благоприятных условий хозяйствования.
Выделим основные составляющие хозяйственного потенциала города. Важнейшие составляющие природного потенциала: выгодное географическое положение города как центра левобережья Волгоградской области; наличие водных ресурсов рек Волги и Ахтубы; мягкий умеренно континентальный климат; наличие живописных природных территорий Волго-Ахтубинской поймы.
Важнейшими составляющими экономического потенциала являются: многоотраслевая структура экономики (промышленность, энергетика, сфера услуг); развитая транспортная сеть с высокой концентрацией потоков пассажиров и грузов на железнодорожном, автомобильном, речном транспорте, с перспективой создания транспортного коридора «Север - Юг»; наличие грузового порта.
Важнейшие составляющие человеческого потенциала включают: высокий уровень научного и образовательного потенциала; сложившийся рыночный менталитет населения; миграционный приток трудовых ресурсов из других регионов России; близость к крупному городу - областному центру.
Выделенные значимые, реперные точки потенциалов несут в себе как позитивное, так и негативное влияние на развитие города. Следовательно, важно выявить такие направления реализации стратегии, при помощи которых, использовав сильные стороны городской экономики, можно реализовать возможности внешней среды или избежать внешних угроз.
Такими направлениями целесообразно считать:
- интеграцию транспортной инфраструктуры города в транспортные системы Рос-
сии и СНГ, создание на этой основе современной, эффективной логистики продвижения товаров и технологий;
- развитие портового комплекса путем создания мультимодального терминала на базе волжского транспортного узла;
- рациональное использование пойменных земель, лесов, акваторий в хозяйственных и рекреационных целях;
- развитие туристического и рекреационного комплекса;
- модернизацию традиционных для города производств (трубы, шины, пиво и др.);
- освоение новых видов продукции на базе имеющихся предприятий в трубной, химической, асбестовой и других отраслях;
- создание замкнутых цепочек производственной интеграции между предприятиями города (отходы одних производств -сырье для других);
- переход от сборки к производству автобусов на основе организации смежных видов деятельности на предприятиях города;
- развитие современного образования как условия адаптации профессионального состава населения к изменениям внешней среды, способности продуцирования инноваций;
-развитие системы непрерывного образования;
- пропаганду здорового образа жизни;
- рост производительности труда и эффективности социально-трудовых отношений за счет улучшения охраны здоровья и труда, рационального использования квалифицированных кадров.
Для использования перечисленных сильных сторон экономики города и благоприятных факторов внешней среды разработан набор стратегических альтернатив развития, представляющих собой разнонаправленные векторы. При формировании стратегической программы развития муниципального образования возможно следование одной из них, при этом не исключается комбинация подходов и формулирование альтернативы, несущей в себе признаки одновременно нескольких из описанных. При этом можно считать, что одна из альтернатив будет преобладающей, значит, в программе большая часть мероприятий будет связана с реализацией именно ее мероприятий.
Основные стратегические альтернативы развития Волжского:
- субурбанизация - формирование делового и культурно-развлекательного комплекса, размещение производственных мощностей, логистических центров, обеспечение базовой инфраструктурой прилегающих территорий;
- инфраструктурные проекты - развитие инженерной инфраструктуры и создание в экономическом районе современного транспортного узла межрегионального значения;
- инновационно-технологический профиль - повышение инновационной активности, сконцентрированной на совершенствовании производственных процессов и внедрении новых технологий;
- туристическо-рекреационный профиль - реализация природно-ресурсного потенциала и развитие сферы услуг (гостиничных, развлекательных, оздоровительных).
Каждая из приведенных альтернатив имеет ограничения. В частности, стратегия инновационно-технологического профиля, безусловно привлекательная с точки зрения перспективной отдачи и качественно нового уровня материально-технической базы экономики города, требует уже сегодня существенных системных, а не точечных инвестиций в технологическое обновление и модернизацию производственного аппарата, научные разработки, маркетинговое продвижение инноваций. За счет внутренних инвестиций это сделать не представляется возможным, увеличение притока внешних не прогнозируется.
Реализуя инфраструктурные проекты, город повышает конкурентоспособность, привлекательность для инвестиций и квалифицированных кадров. Стратегия развития инфраструктуры решает многие технические и информационные проблемы обеспечения и обслуживания экономики города, однако минимизирует социальную направленность программы, поскольку в основном концентрируется на сегменте потребностей производства, привлекая и удерживая инвестиции. В результате ее реализации можно ожидать лишь отдаленного во времени эффекта развития социальной инфраструктуры, а это противоречит современной миссии города.
Стратегия туристическо-рекреационного профиля в полной мере не достижима, если не
будет обеспечена современным уровнем сервиса, логистики, транспорта, организации мест отдыха и досуга, снабжения продовольствием и другими товарами и услугами, систем оздоровления и курортной базы. Следование этой стратегии будет означать существенное сокращение усилий по модернизации производства и инженерной инфраструктуры, что может создать трудности в функционировании потребительского рынка и рынка товаров производственного назначения, сократит поступления в бюджет и ресурсы стратегического планирования.
Стратегия субурбанизации также имеет ряд ограничений реализации в современных условиях, поскольку требует определенного уровня готовности всех подсистем городского хозяйства к интенсивному типу развития. При значительном количестве «узких мест» и слабых сторон, а также при строгих бюджетных ограничениях можно говорить лишь о некоторых «точках роста», выделенных приоритетах, с реализации которых имеет смысл начинать формирование структуры экономики города по типу мегаполиса. При этом нельзя забывать о социальной направленности стратегической программы и соответствии миссии города.
«Точки роста» для муниципальной системы являются важнейшими элементами, обеспечивающими развитие городской хозяйственной системы в целом. Для города такими «точками роста» могут стать градообразующее предприятие или целый ряд функциональных подсистем, определяющих региональную специализацию, а также образующих региональную производственную и социальную инфраструктуру.
Потенциальные точки роста выявляются экспертным путем с использованием, например, следующих критериев [2, с. 67]: финансово-экономические результаты работы предприятий; финансовая устойчивость; ожидаемое приращение валового объема производства по всей технологической цепочке; замещение импорта; удельная капиталоемкость; корпоративные планы маркетинга. Однако перечисленные критерии являются необходимыми, но недостаточными условиями выбора потенциальной точки роста муниципальной хозяйственной системы. Характерной чертой предприятий (организаций), которые могут выступать в качестве точек роста, является их «встраиваемость» в технологичес-
кие цепочки и наличие мультипликативных эффектов от их деятельности.
Точки роста муниципальной системы хозяйства могут развиваться различным образом - на основе совершенствования технологии, путем увеличения финансовых ресурсов, на основе роста эффективности использования трудовых ресурсов. Например, технологический потенциал предприятий машиностроения может быть повышен за счет роста эффективности деятельности научно-исследовательских организаций при повышении мотивации деятельности персонала. Социальное развитие населения города может быть обеспечено в результате преодоления кризисных явлений на градообразующих предприятиях.
Наибольший мультипликативный экономический и социальный эффект дают именно мероприятия, направленные на решение проблем тех групп экономических субъектов, которые можно рассматривать как точки роста муниципального хозяйства. При этом точка роста и объект инвестирования могут существенно не совпадать, так как влияющая система, обеспечивающая необходимые условия роста, и объект влияния - потенциальная точка роста - это, как правило, разные системы. Это говорит о том, что в экзогенной среде потенциальных точек роста, в свою очередь, существуют проблемы, мешающие им реализовать свои потенциальные возможности. Решение проблем или устранение «узких мест» является важнейшим фактором активизации точек роста и обеспечивает наиболее высокую эффективность инвестиций. Чтобы точка роста стала «локомотивом» подъема экономики города, необходимо в ней самой не оставить подсистем или фрагментов, способных стать источником движения в противоположную сторону - к экономической рецессии.
Важное свойство, которым должна обладать точка роста, - способность к дальнейшему саморазвитию после некоторого «первотолчка». Эти возможности возникают, когда данная система может быть включена в технологическую цепочку производства продукции и услуг, удовлетворяющих устойчивую потребность местного сообщества и внешних рынков.
Отметим важность регионального аспекта анализа точек отраслевого роста. Именно на уровне региональных систем все основные факторы социально-экономического развития (природно-экологические, производственные,
ресурсные, социальные) образуют единую со-циоприродохозяйственную систему. При этом любой проект реализуется на вполне конкретной территории в условиях ее внешнего окружения, в том числе при поддержке местных властей. Определение перспективных производств, нуждающихся в государственной поддержке, выбор оптимальных форм, методов и механизма организации этого процесса, разработка мероприятий по привлечению частных инвесторов и т. п. означают усиление роли стратегического планирования.
Рассмотрим на примере Волжского конкретные предложения по направлениям инвестиций в определенные сферы деятельности (см. табл. 1).
Из таблицы видно, что сформирован совокупный профиль деятельности, ориентированный на приоритетное развитие социальной инфраструктуры городской территории. Отметим, что выбранный профиль не ограничива-
ет направления развития, а определяет доминирующий, приоритетный вид активности. При этом каждое направление капитальных вложений предполагает определенный пакет конкретных проектов. Например, в рамках направления «Охрана окружающей среды» реализуется один проект строительства завода по переработке твердых бытовых отходов (ФЦП «Юг России») на 200 тыс. т/год.
Учитывая направленность всех инвестиционных проектов, можно сказать, что доминирующим вариантом стратегии развития экономики Волжского является «субурбанизация». Однако для реализации миссии города, формирования комфортной среды обитания для его граждан необходима также ориентация на развитие инфраструктуры и на инновационно-технологический профиль по избирательным «точкам роста» и частично на туристическо-рекреационный профиль, причем активность в этих направлениях может усиливаться по мере го-
Таблица 1
Капитальные вложения в направления реализации Стратегии социально-экономического развития г. Волжского в 2006-2010 гг., млн руб.
Направления Источники финансирования
Всего В том числе
Федеральный бюджет Областной бюджет Местный бюджет Собственные средства предприятий Заемные средства
Электроэнергетика 1 082,00 - - - 1 082,00 -
Химическая и нефтехимическая про мышл енно сть 566,30 566,30
Пищевая и перерабатывающая про мышл енно сть 45,00 5,00 40,00
Инфраструктура потре бител ьского рынка 1 52,00 20,00 132,00
Здравоохранение 4 238,10 36,50 485,00 196,60 - 3 520,00
Социальное обеспечение 9,00 7,00 - 2,00 - -
Физкультура и спорт 1 108,20 47,00 42,00 356,20 - 663,00
Образование 574,30 168,00 85,50 256,30 - 64,50
Культура 93,10 - 7,30 25,40 - 60,40
Жилищное строительство 2 196,50 792,66 331,71 171,34 - 912,15
Водо снаб жение 602,60 76,10 98,90 266,80 70,30 92,50
Канализация 1 699,20 512,00 280,50 540,30 122,90 243,50
Энергетика 7,80 2,20 2,20 3,40 - -
Охрана окружающей среды 241,5 5 80,00 67,55 54,00 40,00 -
Всего 13 187,20 1 721,46 1 400,66 2 068,54 1 670,23 6 326,35
товности всех остальных предпосылок производственного, инфраструктурного и социального характера. Особое внимание следует уделять градообразующим и кластерообразующим предприятиям, развитию малого бизнеса.
Таким образом, стратегическая альтернатива «субурбанизация» создает предпосылки для интенсивного развития инфраструктуры, инновационных технологий и туристическо-рекреационного комплекса, а переход в дальнейшем к сбалансированному комплексу мер позволит реализовывать стратегию развития территории города как целого.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зарницына, К. Управление стратегическими проектами на уровне предприятий и региона / К. Зарницына // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - N° 1. - С. 22-30.
2. Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия / под ред. Г. Б. Клей-нера. - М. : Наука, 2001. - С. 66-74.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 20.06.1995 № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №9 30. - Ст. 2871.
FORMATION OF STRATEGIC ALTERNATIVES OF MUNICIPAL ENTITY DEVELOPMENT
E.I. Ivanchenko
The article focuses on a topical problem of theoretical justification of development strategy choice for municipal entity - Volzhskiy urban district. In order to use strong points of city economy and favourable factors of external environment a set of strategic development alternatives has been elaborated. According to the author, «suburbanisation» strategic alternative predetermines intensive infrastructure development, innovative technologies, tourist and recreation complex, realization of territory development strategy of city as a whole.
Key words: municipal entity, territorial development, Volzhskiy (the city), strategic planning, social and economic development.