ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
УДК 332.145
КАК СОЗДАТЬ ИННОВАЦИОННУЮ ЭКОНОМИКУ КРУПНОГО РОССИЙСКОГО ГОРОДА, ОСНОВАННУЮ НА ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЕ?
А.В. ГАВАЙЛЕР, аспирант заочного отделения кафедры экономики и государственного управления
E-mail: gavailer@bk.ru Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск
В статье представлены важнейшие результаты международного исследования крупных референтных городов России, Гзрмании, США и Великобритании, по результатам которого было выявлено структурное отставание развития российских городов от зарубежных. Предложена новая стратегия развития крупного города, дающая возможность создать инновационную экономику, запустив процесс экспоненциального роста населения. Для осуществления стратегии предложено основать благотворительный фонд развития города, курируемый стратегическим подразделением городской администрации.
Ключевые слова: развитие крупного города, стратегия развития города, инновационная экономика, демографическая политика
Введение
Интенсификация процессов урбанизации в последние десятилетия ведет к повсеместному распространению городского образа жизни. К 2050 г. более 70% человечества будут проживать в городах. Все наиболее значимые политические, социокультурные и экономические процессы происходят именно в городах. Стремительное развитие процессов глобализации на базе новых финансовых, транспортных и информационно-коммуникационных технологий значительно ускоряет мобильность населения. При этом жители имеют возможность быстро менять
города как пространство для жизни и деятельности. Это обстоятельство усиливает конкуренцию между городами в настоящее время по сравнению с прошлыми веками.
В течение 70 лет российские города находились в условиях исключительно государственного развития по принципу внедрения, т.е. запрета на частную инициативу осуществления инноваций по принципу экспериментирования и конкуренции за будущее. В частности из-за этого в постперестроечные годы российские города находятся в условиях разрушения созданной ранее промышленной базы.
В сложившейся ситуации актуален вопрос, за счет какой новой стратегии развития российские города могут трансформировать себя в привлекательные города будущего.
Исследования в области городского стратегического развития представляют большой интерес как для российских, так и для зарубежных ученых. Многие ученые занимались проблемами разработки методологических вопросов городского развития, концепций мировых и глобальных городов, изучением общих вопросов управления, стратегического развития и инноваций, исследования экономического развития при капитализме, советском хозяйстве и в условиях глобализации. Анализ работ множества авторов показал, что как в российской, так и в зарубежной науке создан значительный задел в области
стратегического развития города. Однако результаты исследований большинства авторов остаются фраг-ментированными и недостаточными для разработки конкурентоспособных стратегий городов в мировом масштабе [2]. Например, в теории и практике городского самоуправления недостаточно применяются достижения стратегического развития и инноваций, эффективно использующиеся в бизнесе. Еще одна возможность получения новых знаний заключается в перенесении успешного опыта развития конкретных городов одних стран на другие.
Предлагаемые в статье разработки основаны на подробном исследовании практик городского стратегического развития в России, США [1], Германии и Великобритании.
Международный отбор и сравнение крупных референтных городов
В данном исследовании проведено сравнение Иркутска как референтного города с крупными зарубежными городами в Германии, США и Великобритании. В качестве критериев сопоставимости городов выбраны общий порядок численности населения (500-650 тыс. чел.) и резко выраженный в XX в. промышленный профиль специализации (15-30% населения занято во вторичном секторе). Сравнение значений данных показателей произведено за 2006-2009 гг. Критерии сопоставимости и их значения по Иркутску представлены в табл. 1.
По результатам отбора выбраны референтные города (табл. 2).
После отбора референтных городов было произведено сравнение общих методов их стратегичес-
Таблица 1 Критерии сопоставимости городов
Критерий сопоставимости Диапазон значений Значение по Иркутску в 2006 г.
Численность постоянного населения, проживающего на территории города 500-650 тыс. чел. 578,073 тыс. чел.
Численность населения города, занятого во вторичном секторе (производство, энергетика и строительство)* 15-30% 25%
*Для сравнения не использован показатель оборота экономики, так как на него воздействуют инфляционные процессы. Выбор такого критерия снижал бы объективность исследования.
Таблица 2
Подборка крупных промышленных городов для сравнения
Город для сравнения Регион и страна
Иркутск Центр Иркутской области, Россия
Штутгарт Центр земли Баден-Вюртемберг, Германия
Шеффилд Регион Йоркшир и Хамбер, Англия, Великобритания
Балтимор Штат Мэриленд, США
кой деятельности, в частности, сравнение функций структур, ответственных за стратегическое развитие, этапов разработки стратегических документов и структуры метода стратегирования, заложенного в документах города. Затем было произведено сравнение результатов стратегической деятельности отобранных городов как на качественном уровне (важнейшие события, экономические стратегии), так и на количественном (сравнение по группам показателей). В качестве источников данных были использованы принятые в анализируемых городах программы и стратегии, а также официальная социально-экономическая статистика городов за последние 20 лет1. В частности, в исследовании были проанализированы показатели по следующим сферам жизни города: по демографии, здоровью и экологии, экономике, жилью, использованию территории, налогово-бюджетной и кредитно-финансовой политике, уровню образования, изобретательности и преступности.
Выстроенная таким способом методика исследования позволила целостно и с различных позиций проанализировать референтную группу городов, увидеть структурные различия, понять их причины.
Качественный анализ городов позволил сделать вывод о том, что наличие множества стратегических фокусов у города обычно приводит к распылению ресурсов и неудаче, а концентрация ресурсов на 2-3 важнейших наукоемких секторах способна обеспечить долгосрочный успех городского сообщества в конкуренции с другими территориями.
Количественный сравнительный анализ отобранных четырех городов позволил выявить струк-
1 Документы взяты с официальных сайтов отобранных городов. Иркутск: admirk.ru, irkduma.ru, irkzan.ru, kspirk.ru, frrio. ru и др.; Штутгарт: stuttgart.de, regionalstatistik.de, service. stuttgart.de, destatis.de, statistik-bw.de и др.; Шеффилд: neigh-bourhood.statistics.gov.uk, sheffield.gov.uk, sheffieldfirst.com, ons.gov.uk, sheffield-consult и др.; Балтимор: baltimorecity.gov, baltimore.org, dhmh.maryland.gov, census.gov.edgekey.net, www2. fdic.gov/SDI/main4.asp, dllr.maryland.gov и др.
турное отставание Иркутска от зарубежных городов по целому ряду показателей:
— на 17 лет по продолжительности жизни от Штутгарта;
— в 5-8 раз по объему бюджета;
— в десятки раз по объему средств в региональных банках;
— в десятки раз по уровню изобретательности;
— в 3 раза по объему экономики;
— в 1,5-2,2 раза по уровню зарплат после выплаты налогов.
Более того, стоит отметить следующие структурные особенности Иркутска и большинства других городов России:
— относительный «перекос» бюджета города в сторону ЖКХ;
— недостаточный фокус на поддержке экономики будущего;
— сокращение налоговой базы; самые низкие налоги;
сопоставимый с западным уровень цен на. жилье.
Это позволило сделать вывод, что российским городам, и референтному Иркутску в частности, для преодоления значительных структурных различий по сравнению с западными городами необходима разра-
ботка принципиально новых (инновационных) стратегий, стимулирующих становление новых экономик.
Вызовы, возникающие при осуществлении новых городских стратегий
Разработка новой стратегии города, нацеленной на создание новой экономики, сопряжена с целой группой принципиальных проблем [6]. Частным организаторам новых экономик (инноваторам) необходимо их успешно преодолеть, чтобы прорваться в будущее (рис. 1). В основном это проблемы отсутствия:
- финансирования, необходимого времени и команды инноваторов;
- новых навыков, бизнес-моделей и партнерских сетей;
- новой инфраструктуры;
- нового поведения потребителей;
- нового образования персонала;
- необходимых стандартов и законов. Проблема отсутствия финансирования, необходимого времени и команды инноваторов вызвана недостатком у частных инициаторов:
- возможностей финансировать свои проекты радикальных инноваций без ясных перспектив;
НАСТОЯЩЕЕ Новые открытия и изобретения
\ \ \ Прорывные / ™/! \ \\ Прикладные
\ Гранты \ / государства / \ Гранты /университетов / /
/
Инновационный разрыв (в конкуренции за клиента)
Проблема отсутствия новых стандартов и законов, новой инфраструктуры
ВОЗМОЖНОЕ БУДУЩЕЕ Новая организация экономики и образования
Проблема отсутствия новых навыков, бизнес-моделей, партнерских сетей
Проблема отсутствия нового финансирования, времени, информации и людей
Проблема отсутствия информации о новой индустрии,
нового образования _^
| \ Новые \\ | Стандарты // \\ Новый \ Новые \ \ / / государственный законы // // контроль /
1 Новые отраслевые кластеры
\ \\ ' \ Новые \ 1 /поставщики / Ч Новые /производители у Ч Клиенты * УУ с новыми возможностями у
!\ NN /Инвесторы / \/ // Ч Банки \ ' и биржи / ч \ \ Новая Инфраструктура
1 \ Новый /отраслевой \ / журнал \\ Новое // образование
Рис. 1. Проблема конвертации научных достижений в новую экономику
— информации о технологических и рыночных возможностях новых технологий;
— людей, способных оценивать и проверять достоверность этой информации;
— «профинансированного» времени, в течение которого есть возможность действовать. Следующая принципиальная проблема, встающая перед инноваторами, это проблема отсутствия новых навыков, бизнес-моделей и партнерских сетей. Инициаторам необходимо еще изобрести, оттестировать новые продукты, бизнес-модели и возможные партнерские альянсы, которым пока нет аналогов.
Еще одна проблема заключается в отсутствии:
— масштабной инфраструктуры, необходимой для пользования конечными продуктами;
— поставщиков новых видов компонентов;
— новых форм поставок, сервиса и дополнительных продуктов, необходимых для признания рынка. Кроме того, следует выделить проблему отсутствия нового поведения потребителей, которым еще нужно получить опыт использования новых продуктов, оценить новые возможности, изменить свои привычные практики.
Более того, после того, как будут развернуты новые революционные практики, появится значительный спрос на новый персонал, который еще предстоит обучить. Поэтому была отдельно выделена проблема отсутствия нового образования персонала.
Последняя принципиальная проблема заключается в том, что инициаторам новых деятельностей необходимо закрепить свои практики в новых стандартах и законах, чтобы создать новые индустрии со стандартизованными продуктами и иметь возможность распространить свои товары по всему миру.
Важно еще понимать, что при отсутствии в конкретном городе, где инноваторы инициируют свою деятельность, удобных условий, способствующих преодолению указанных проблем, имеется высокий риск переезда инноваторов на другую, более благоприятную территорию. При материализации такого риска город, очевидно, не сможет получить прямые и побочные преимущества от осуществленных инноваций.
Стратегия инновационного города
В качестве связующего мостика между обозначенными разрывами предложена стратегия становления инновационного города [3, 4, 5, 7], состоящая из 4 принципиальных шагов (рис. 2). Предлагаемая
стратегия разработана на основе долгосрочной реконструкции организационных действий по построению экономики округа Санта Клара (Силиконовой долины), считающейся в настоящий момент самым инновационным регионом мира.
Первый шаг стратегии на основе государственного (военного) финансирования предполагает прорывные фундаментальные исследования и разработки техники будущего, а также новую (военную) инфраструктуру, необходимую для пользования этой техникой. В основу разработки техники будущего закладывается двойное назначение, а именно: для военных и для гражданских целей2. В результате этого шага может появиться принципиально новая военная и гражданская техника.
Второй шаг предполагает на базе существующих научных школ создание междисциплинарных прикладных лабораторий по поиску гражданских применений разработанных на первом шаге прорывных технологий и комбинаций критических технологий 6-го технологического уклада3 для решения острых проблем общества. В результате этого шага у организаторов может появиться долгосрочное видение возможного общества нового качества, основанного на продуктовых приложениях комплекса прорывных технологий.
Финансирование разработок на втором шаге осуществляется за счет гражданских государственных, а также университетских и корпоративных грантов.
На третьем шаге становится возможным привлечение частных предпринимателей, готовых на свой риск основать новые экспериментальные стартапы на основе возможных приложений технологий и долгосрочного видения общества нового качества. Готовить таких предпринимателей можно посредством создания предпринимательских университетов, когда студентов мотивируют на выходе создавать свои стартапы4. Профессоры в этой конс-
2 Предлагаемый подход отличается от традиционной конверсии из военного в гражданское назначение, так как с самого начала предполагает двойное назначение.
3 Речь идет прежде всего о конвергенции НБИКС-техноло-гий, а именно: о нано-, био-, информационных, когнитивных и гуманитарных технологиях.
4 Предлагается организовывать стартапы на основе международных команд, соединяющих сильные стороны национальных характеров людей ведущих стран мира. Например, соединять в одном проекте креативность русских, инженерно-организационные способности немцев, способности дизайна, маркетинга и продаж американцев, финансовые способности британцев, способность к гармоничной соорганизации японцев и т.п.
Шаг первый
Шаг второй
Шаг третий
Шаг четвертый
ОБРАЗОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
Государственно-частные инвестиции в гражданскую инфраструктуру, дающую пользователям возможность использовать новые продукты и услуги
Рис. 2. Стратегия инновационного города
трукции должны в дополнение к академическому опыту иметь многолетний практический опыт, а также мотивироваться для консультирования стар-тапов и иметь возможность участвовать в принятии решений на советах директоров.
Финансирование стартапов может осуществляться посредством создания ассоциаций бизнес-ангелов и венчурных фондов. Дополнительно необходимо стимулировать основание компаний, предоставляющих услуги по потребительскому дизайну, предпринимательскому маркетингу, продажам и юридическим услугам. Кроме того, по мере надобности необходимо стимулировать инвестиции в пилотную инфраструктуру, дающую возможность потребителям использовать предлагаемые новые продукты и услуги.
В результате на выходе из третьего шага может появиться пилотная сфера, революционные продукты и услуги которой имеют потенциал быть растиражированными по территории страны и мира в целом.
Четвертый шаг связан с привлечением в новую сферу крупных институциональных инвесторов, портфельных биржевых инвесторов и кредитов банков для осуществления экспансии и разверты-
вания необходимой инфраструктуры на территории страны и мира. Для этого инноваторы в рамках саморегулируемых ассоциаций по стандартизации разрабатывают свои отработанные практики, вводят их как отраслевые стандарты государственных регуляторов, также осуществляют параллельное создание новых кафедр в университетах для подготовки персонала новой индустрии.
В случае успешной реализации данной стратегии инновационного города возможно создание общества принципиально нового качества. Причем общим организатором, осуществляющим предложенную стратегию, может выступить благотворительный фонд5, финансируемый из частных, муниципальных и государственных источников. Курирование этого фонда возможно через стратегические подразделения городских администраций.
В исследовании произведена апробация предложенной стратегии инновационного города на примере Иркутска. Предложено на основе накоп-
5 Организационно-правовой формой выбран благотворительный фонд, так как такая форма сохраняет устойчивость в условиях смены политических, экономических или социальных циклов.
ленного военного потенциала Иркутского авиационного завода (ОАО «НПК «Иркут») создать новую частную индустрию персональных летательных инноваций.
Теперь проанализируем возможные результаты осуществления инновационных стратегий.
Экспоненциальный рост населения города как результат успешного осуществления инновационной стратегии
Собственно говоря, в истории каждого крупного города были периоды экспоненциального роста численности населения. В качестве примеров приведем ХХ век: Иркутск, Балтимор до 1950 г. и Санта Клара (Силиконовая долина) с 1950 г. [1].
Иркутск в годы советской власти становится впервые в своей истории промышленным центром с крупными производствами, электростанциями, университетами, центром Академии наук. В результате произошел 12-кратный рост его населения (рис. 3).
В Балтиморе в 1824 г. появляется первая ветка железной дороги в Америке, а в 1893 г. основан первый сталелитейный завод Sparrow Point. Эти два важнейших события привели к 10-кратному росту населения Балтимора к 1950 г. (рис. 4).
Аналогичные процессы демографического роста можно наблюдать в Силиконовой долине, ставшей впоследствии мировым центром индустрии информационных технологий. В результате численность населения этой территории за последние 60 лет увеличилась в 6 раз (рис. 5).
700 т Основание Иркутского авиазавода,
Сибирского финансово-экономического института, Сибирского горного института
600 -500 -400 -300 -200 -100 -0
Открытие железнодорожного сообщения
Рис. 3.
Динамика численности населения Иркутска, тыс. чел.
Л^ л^ лФ о\Ч сЛЬ оЧЧ of? с^ «<ЬЧ db01 # е^ # # # С^
Xх Xх \ч \ч \ч \ч \ч \ч \ч ^ ^ т т т т т т
Источник: данные соответствующих переписей населения.
1000 -| 900 -800 -700 -600 -500 -400 -300 -200 -100 -0
Основание сталелитейного завода SparrowPoint
Большинство занятых в бюджетном секторе
\
Источник: oensus.gov.
Рис. 4.
Динамика численности населения Балтимора в США, тыс. чел.
Список литературы
1. Гавайлер А. Анализ современной американской практики управления развитием города (на примере экономического развития г. Балтимор, штат Мэриленд, США) // Государственное регулирование и устойчивое развитие муниципальных образований: сборник научных трудов. Иркутск: БГУЭП. 2007. Вып. 4. С. 68-80.
2. Гавайлер А. Конкурентоспособный российский город: новые
задачи и возможности в новых условиях // Государственное регулщэование и устойчивое развитие муниципальных образований: сборник науч. трудов. Вып.5.Иркутск:БГУЭП. 2008. С.106-110.
3. Гавайлер А. Методологические вопросы стратегического управления развитием российского города в условиях глобализации // Национальные интересы :приоритеты и безопасность. 2010. N° 26. С .67-71.
4. Гавайлер А. Стратегирование как новая культурная парадигма // Стратегии комплексного социально-экономического развития территории: сборникнаучныхтрудов. Иркутск: БГУЭП. 2007. С.179-183.
5. Гавайлер А. Цели и направления городской муниципальной политики в условиях глобального экономического кризиса // Актуальные вопросы экономических наук: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции (часть 1). Но 15осибирск: ЦРНС, СБИПРИНТ. 2009. С. 196-200.
6. Branscomb L., AuerswaldP. Between invention and innovation: An analysis of funding for Early-Stage Technology Developm ent, NIST GCR 02-841, Nov. 2002.
7. Gaweiler A . Formation of a global city with a role of city council in it // Государственное регулирование и устойчивое развитие муниципальных образований. Вып. 4. Иркутск: БГУЭП. 2011. С. 77-85.
развития крупных городов мира.
2 000 1 800 1 600 1 400 1 200 1 000 800 600 400 200 0
Изобретение
I > > ---•---^
л'й о? с?» п® п? ^ ^ 1?! лО (Л (й (й .О Л
ччьь ч%л чч? чоч ^ ^ чс? ^ ^
Источник: census.gov.
Рис.5. Динамика численности населения округа Санта Клара, тыс. чел.
Однако анализ приведенных графиков позволяет сделать иобратные выводы.Нш1ример,Иркутскпо1а не смог найти свое новое место в будущем после распадаСССР, когдагфоизошла гиперинфляция и частичная деиндустриализация промышленности. Это привело к смене профиля Иркутска на торгово-промышленный. Балтимор после 1950 г. потерял 30% населения из-за роста дешевого зарубежного импортастапи.Этот город тшокепоканенсцлел своего места в будущем и был вынужден стать сервисно ориентированным с низкооплачиваемыми работами в сферах образования и здравоохранения.
Заключение
Традиционно вРоссииприразработкеиосу-ществлении территориальных стратегий сильна опора на государство. В данной статье предложено дополнить традиционный подход осуществлением стратегий, создающих частную экономику будущего, которая, защищсш свои интересы, будет защищать интересы всего российского общества.
По мнению автора, в практическом плане необходимо выбрать пилотные города или регионы страны, готовые при активном участии соответствующих экспертов, включая автора настоящей статьи, в тестовом режиме осуществить предложенную стратегию. В научно-методологическом плане необходимо дальнейшее детальное исследование работающих методов и практик стратегического
Innovation potential
HOW TO CREATE AN INNOVATION ECONOMY OF A LARGE RUSSIAN CITY
BASED ON PRIVATE INITIATIVE?
Andrei V. GAVAILER
Abstract
The article submits the most important results of the international research of large reference cities in Russia, Germany, the USA and Great Britain. The research results revealed the structural lagging behind of Russian cities development from foreign cities . The author proposes the new strategy of a large city development, offering an opportunity to create an innovation economy by launching the population exponential growth process . To implement this strategy author suggests setting-up of the charity foundation of a city development supervised by a city administration strategic division
Keywords: large city development, city development strategy, innovation economy, demographic policy
References
1. Gavailer A. [An analysis of the modern American practice of a city development management (the case of Baltimore economic development, Maryland, the USA)]. Gosudarstvennoe regulirovanie i ustoi-chivoe razvitie munitsipal'nykh obrazovanii: sbornik nauchnykh trudov [Collection of scientific works "State regulation and sustainable development of municipalities"]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2007, vol. 4, pp. 68-80.
2. Gavailer A. [A competitive Russian city: new tasks and opportunities in new conditions]. Gosudarstvennoe regulirovanie i ustoichivoe razvitie munitsipal'nykh obrazovanii: sbornik nauchnykh trudov [Collection of scientific works "State regulation and sustainable development of municipalities"]. Irkutsk: Baikal State University of Economics and Law Publ., 2008, vol. 5, pp.106-110.
3. Gavailer A. Metodologicheskie voprosy strate-gicheskogo upravleniia razvitiem rossiiskogo goroda v
usloviiakh globalizatsii [Methodological questions of strategic management of a Russian city development in the conditions of globalization]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2010, no. 26, pp. 67-71.
4. Gavailer A. [Strategizing as a new cultural paradigm]. Strategii kompleksnogo sotsial'no-eko-nomicheskogo razvitiia territorii: sbornik nauchnykh trudov [Collection of scientific works "Strategies of complex social and economic development of a territory"]. Irkutsk: Baikal State University of Economics and Law Publ., 2007, pp. 179-183.
5. Gavailer A. [The purposes and directions of a city municipal policy in the conditions of a global economic crisis]. Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk: materialy IV Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii (chast' 1) [Proc. Sci. Conf. "Topical issues of economic sciences" (part 1)]. Novosibirsk, SBIPRINT Publ., 2009, pp. 196-200.
6. Branscomb L., Auerswald P. Between Invention and Innovation: An Analysis of Funding for Early-Stage Technology Development, NIST GCR 02-841, Nov. 2002.
7. Gavailer A. [Formation of a global city with a role of a city council in it]. Gosudarstvennoe regulirov-anie i ustoichivoe razvitie munitsipal'nykh obrazovanii: sbornik nauchnykh trudov [Collection of scientific works "State regulation and sustainable development of municipalities"]. Irkutsk: Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011, vol. 4, pp. 77-85.
Andrei V. GAVAILER
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation gavailer@bk . ru