ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
УДК 330.34 М.А. ВИНОКУРОВ
ББК 65.01 ректор Байкальского государственного университета
экономики и права, доктор экономических наук, профессор,
г. Иркутск e-mail: [email protected]
ГОРОД КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ
Отражены вопросы теории и практики развития городов. Представлены данные о развитии городов в России, в частности в Иркутской области. Показана роль городов в социально-экономическом развитии России и ее регионов.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, город, городская агломерация.
M.A. VINOKUROV
Rector of Baikal National University of Economics and Law, Doctor of Economics, professor, Irkutsk e-mail: [email protected]
CITY AS A BASIS OF SOCIOECONOMIC AND INNOVATION DEVELOPMENT IN XXI CENTURY
The article deals with some issues of theory and practice of urban development. The data on the development of the cities in Russia and Irkutsk region is presented. The author shows the role of the cities in the socioeconomic development of Russia and its regions.
Keywords: socioeconomic development, city, urban agglomeration.
Истекшее столетие было ознаменовано бурным ростом городов. Городской образ жизни захватил все страны и континенты. В городах сейчас проживает две трети населения планеты. Количество городов неуклонно растет, и они становятся все более крупными. Если в начале прошлого века только 12 городов мира имели численность населения свыше 1 млн чел., то в начале текущего столетия их стало 410. Более 20 городов мира имеют численность населения свыше 10 млн чел. Такая динамика связана с бурным развитием цивилизации в целом.
Данная тенденция характерна для всех стран мира, в том числе и для России и ее
отдельных регионов, включая Иркутскую область (рис., табл. 1).
5? 100 к 90 i 80 с 70
¡S 60
i 50 £ 40 £ 30 20 10 0
1900 1913 1926 1939 1960 1970 1980 1990 2000 2010
-Д— Сельское население
-о— Городское население, включая население поселков городского типа
Изменение доли городского и сельского населения в Иркутской области в течение XX в.
7 ,37' ,Ь 8 J,5 7с >,6 78
1 ^ ——L
г\3 7,С
7,7 2
2,J 1* О 2С ,4 21
© МА. Винокуров, 2010
Таблица 1
Структура населения Иркутской области в 2010 г.
Категория населения Численность населения
тыс. чел. %
Городское 1 972,2 78,8
Население городов 1 740,0 69,5
Население поселков городского типа 232,2 9,3
Сельское 530,5 21,2
Всего 2 502,7 100,0
«Город» — понятие достаточно емкое, применяемое для характеристики различных по облику и размерам поселений. Город является своеобразной точкой социально-экономического роста территории. Он организует окружающее пространство в единый взаимосвязанный комплекс. Производственная и социальная инфраструктура делает город самостоятельным звеном в географическом разделении труда, создает среду компактного проживания населения. В больших городах сконцентрированы разнообразные производства, интеграция которых позволяет эффективно решать сложные производственные и научно-технические задачи, обеспечивать их инновационное развитие.
В Российской Федерации городом считается населенный пункт с численностью населения свыше 12 тыс. чел., основная масса которого (не менее 85%) занята несельскохозяйственным трудом. Сейчас в России более 1 тыс. городов, в том числе около 70 — на территории Восточной Сибири. В городах проживает свыше 95 млн чел. (около 70% населения страны). Все города условно разделены на малые, средние, большие, крупные, крупнейшие и города-миллионники (табл. 2).
Таблица 2 Распределение российских городов по численности населения*
Классификация городов Коли- чест- во горо- дов, ед. Общая численность населения
Тип города Численность населения, тыс. чел. тыс. чел. %
Миллионник Свыше 1 000 11 25 568 26,9
Крупнейший От 500 до 1 000 23 14 903 15,6
Крупный От 250 до 500 41 13 953 14,7
Большой От 100 до 250 93 14 061 14,8
Средний От 50 до 100 160 11 143 11,7
Малый Менее 50 732 15 563 16,3
Всего 1 060 95 191 100,0
По данным Федеральной службы государс-
твенной статистики за 2007 г.
Как возникают города? История городов уходит в глубокую древность. Их рождение, процветание и упадок связаны с хозяйственным освоением конкретной территории, с развитием экономики страны в целом. Новые города образуются и растут там, где для этого имеются определенные экономико-географические условия.
Г ород — обособившаяся часть региональной социально-экономической системы. Его невозможно рассматривать в отрыве от окружения. Он не может возникнуть и устойчиво развиваться без социально-экономической и исторической необходимости, при отсутствии градообразующей идеи и материальной основы для ее реализации. Если город уже возник, то утрата указанных факторов неизбежно обречет его на стагнацию.
Весьма показательна в этой связи история первых сибирских городов-острогов. В период освоения Сибири они располагались главным образом вдоль рек (служивших в те годы основными путями сообщения) и выполняли функцию опорных баз при продвижении на восток. Расширение границ Российского государства до Тихого океана потребовало хозяйственного освоения новой огромной территории. Это привело к появлению новых градообразующих идей и упадку целого ряда ранее процветавших городов. Так, бесследно исчезла знаменитая Мангазея, потеряли свое прежнее значение Нарым, Туруханск, Киренск и другие некогда крупные поселения. Зато возникли такие города, как Омск, Акмолинск, Кустанай, Красноярск, Барнаул, Хабаровск, Благовещенск, Владивосток.
Благодаря прокладке Транссибирской железнодорожной магистрали неузнаваемо изменился облик края. Например, Омск из тихого чиновничьего города превратился в крупный торговый центр Западной Сибири. Заметно вырос Красноярск. Преобразились Иркутск и Чита. Стали быстро расти Верх-неудинск (ныне Улан-Удэ), Хабаровск и Владивосток. Поселок Гусевка, расположенный в районе строительства железнодорожного моста через Обь, превратился в большой город Новониколаевск, переименованный в 1925 г. в Новосибирск.
В течение десяти лет с начала строительства Транссибирской магистрали население сибирских городов выросло в 3 раза, а в таких новых городах, как Новоникола-
евск, — в 12 раз. Подобного бурного роста не переживали города даже Европейской России, где население за это же десятилетие увеличилось всего в 1,5раза. Все города, расположенные на пересечении железной дороги с основными сибирскими реками, быстро превратились в крупные торговопромышленные центры. При этом города, оставшиеся в стороне от железной дороги, переживали экономический упадок.
Новая волна градостроительства пришла в Сибирь только в 1950-1960-е гг. — в период ее широкомасштабного индустриального освоения. Наличие богатейших природных ресурсов предопределило появление здесь промышленных производств, послуживших основой для становления ряда сибирских городов. Именно тогда в Иркутской области возникли такие города, как Байкальск, Братск, Саянск и др.
Градообразующая основа. В каждом городе есть предприятия и организации, составляющие его градообразующую основу, позволяющие ему существовать и развиваться. Именно эти предприятия определяют значимость и масштабы города, его вклад в народное хозяйство страны. Градообразующая основа связана с выполнением городом некоторых функций (одной или нескольких), обусловленных его экономико-географическим положением. Например, город может играть роль промышленного, туристского, обслуживающего, торгового, административного или культурного центра в зависимости от конкретных исторических, географических и социально-экономических условий.
Как правило, градообразующую основу небольших сибирских городов составляет промышленное производство. Именно оно создает материальные предпосылки для градообразования, влияет на численность городского населения, формирует сеть градообслуживающих объектов.
В многофункциональных городах всегда можно выделить доминирующую градообразующую основу, определяющую их судьбу. Анализ структуры и динамики такой основы позволяет оценить перспективы дальнейшего развития города.
Если у города разрушается градообразующая основа и отсутствуют новые идеи развития или их реализация не подкреплена материальными и финансовыми ресурсами,
то он не имеет перспектив. Такая ситуация сегодня характерна для некоторых городов Сибири, в том числе Иркутской области, судьба которых пока целиком зависит от породивших их предприятий. Чтобы подобные города развивались более устойчиво, особенно в условиях ограниченной государственной поддержки, необходимо расширение их функций и формирование разноплановой градообразующей основы. Этот процесс получил название диверсификации. Его суть заключается в одновременном развитии многих не связанных друг с другом видов производства, расширении ассортимента выпускаемой продукции и оказываемых услуг.
Градообслуживание и социальная сфера. Город — это сконцентрированная социальная среда, часть пространства, где созданы определенные условия для проживания людей. Любому городу для нормального функционирования необходима соответствующая градообслуживающая база, обеспечивающая жизнедеятельность горожан. Она представлена предприятиями коммунального хозяйства, общественного транспорта и торговли, учреждениями образования, здравоохранения, культуры и др., а кроме того, коммуникациями и объектами социальной инфраструктуры.
Город отличается от других типов населенных пунктов более высокой численностью и плотностью проживающего в нем населения, компактностью жилой застройки. Он притягивает все коммуникации и как бы уплотняет вокруг себя социально-экономическое пространство. Город по праву называют «интегралом» человеческой деятельности, центром культурного и научно-технического развития.
Каждый город живет своей жизнью, имеет собственное лицо, историю и память. Облик города формируют конкретные объекты производственной и социальной инфраструктуры, комплекс социальных благ, доступных его жителям, планировка и архитектура.
Градообслуживающая база вторична по отношению к градообразующей основе. Увеличивать комфортность жилья и повышать уровень развития социальной сферы можно лишь до тех пор, пока это позволяет градообразующая основа. Город не может предоставить своему населению больше благ, чем имеет благодаря выполнению возложенных на него градообразующих функций.
Производственная и коммунальная инфраструктура города инертна и по мере развития и усложнения инженерных и транспортных сетей, реализации ее архитектурно-планировочной концепции приобретает устойчивость к внешним воздействиям, новым импульсам развития. Поэтому смена градообразующей ориентации города всегда связана с проведением большого комплекса подготовительных работ, с модернизацией его инфраструктуры.
Планировка и архитектура. Отличительными особенностями города являются четко выраженная территориальная очерченность и своеобразный архитектурный облик. Благодаря этому каждый город выделяется на данной территории как самостоятельное поселение, и не случайно слово «город» составляет основу слов «отгораживать», «городить».
Однако город — это не просто определенная территория со случайным множеством строений. Он представляет собой единую совокупность частей, каждая из которых имеет свое функциональное назначение. При этом экономико-географические особенности города, его градообразующие и градообслуживающие функции всегда влияют на все основополагающие архитектурно-планировочные решения, определяющие архитектурное лицо и специфические черты города.
Функциональная необходимость формирует своеобразный скелет городского организма, состоящий из системы транспортных магистралей и коммуникаций, а также узлов и сооружений городского назначения. Именно эти объекты обусловливают дальнейшую пространственную организацию города, создают его ткань — жилые дома, различные постройки, зеленые зоны и парки. «Плазмой» городского организма можно назвать гибкие и легко заменяемые элементы — транспортные средства, детали благоустройства территории, декоративное убранство.
Город — это не застывшее образование, а живой, динамично развивающийся организм, единое социально-экономическое и планировочное целое, в котором органично сосуществуют наследие прошлого и современность. Возникнув как воплощение градообразующей идеи и выполняя свою градообразующую миссию, город может постепенно менять облик, формировать новые идеи своего дальнейшего развития,
опираясь на имеющийся экономико-географический потенциал.
Границы города служат лишь внешними условными рамками его некой архитектурной целостности. Любой город тесно связан с прилегающей территорией, и его влияние простирается значительно дальше городской черты. При этом, с одной стороны, в облике города неизбежно отражается природная специфика его месторасположения, а с другой — город делает более выразительным пригородный ландшафт.
Городские проблемы и управление. Город — сложный и противоречивый организм. Он устремлен в будущее и одновременно тесно связан с прошлым. Долгосрочные цели развития переплетаются здесь с каждодневными текущими заботами. В любом городе существует противоречие между задачами его роста и возможностями коммунального хозяйства. Для придания городу более совершенного облика и модернизации его градообразующей основы требуются огромные вложения. Дефицит ресурсов порождает противоречия, социальные проблемы.
Развитие города — это постоянное и неизбежное преодоление противоречий, непрерывное решение одних проблем и появление других, что накладывает отпечаток на процесс городского управления. Ни одно решение, пусть даже ключевое и судьбоносное, не способно полностью удовлетворить все стороны.
Среди наиболее заметных проблем можно выделить противоречие между городом как целостной системой и его градообразующей основой. Иногда интересы градообразующих предприятий не совпадают с интересами комплексного городского развития, что приводит к нежелательным для городского хозяйства последствиям. Поэтому городские властные структуры обречены выполнять роль своеобразного противовеса отраслевой и ведомственной структурам (не всегда располагая возможностью эффективно воздействовать на них), имеющим собственную территориальную организацию и органы управления, зачастую неподвластные городской администрации.
Даже если речь идет о небольшом, узкоспециализированном и функционально однородном городе (какими на территории Иркутской области являются, к примеру, Байкальск и Бирюсинск), все равно городская
администрация будет вынуждена в силу объективных причин обеспечивать важнейшую для общества сбалансированность при решении задач развития производства, соблюдения экологических ограничений и поддержания социальной стабильности. И в этом своем качестве сложная и многогранная система с названием «город» стоит выше систем, именуемых «отрасль» и «ведомство».
Управление городом требует обязательного учета тенденций развития градообразующей и градообслуживающей основ, внимания к социальной сфере и проблемам экологии. Город всегда нуждается в согласованных решениях, учитывающих всю совокупность долгосрочных последствий.
Концепция развития города. В данное понятие включается обобщенное представление
о будущем города и оценка с этих позиций имеющихся у него возможностей и ресурсов.
Говоря о будущем города, необходимо, с одной стороны, объективно проанализировать существующий социально-экономический и экологический потенциал и четко видеть проблемы и тенденции городского развития, с другой — определить процессы и тенденции, которые должны быть активизированы для достижения городом желаемого состояния. При этом важно оценить особенности экономико-географического положения города и предпосылки его роста в единстве с прилегающей к нему экономической территорией. Следует представлять структуру и динамику градообразующей и градообслуживающей основ. Требуется найти новые идеи городского развития и определить ресурсы, при помощи которых их можно реализовать. Кроме того, необходимо установить факторы, способствующие продвижению в заданном направлении и сдерживающие его.
Городская агломерация. В последние годы сугубо технический термин «агломера-ция»1 находит все большее употребление в среде географов, экономистов и специалистов, занимающихся развитием городов. Этим термином обозначают компактное скопление преимущественно городских поселений,
1 В технике термином «агломерация» (от лат. адд1отего — присоединяю) обозначают термический процесс получения крупных кусков путем спекания мелких материалов (руды, рудных концентратов и др.) с целью придания им формы и свойств, необходимых для плавки.
объединенных в многокомпонентную поселенческую систему благодаря имеющимся между ними производственным, хозяйственным и культурно-бытовым связям.
Городские агломерации представляют собой более развитую и сложную (по сравнению с обычными городами) форму существования и развития населенных пунктов. Как правило, они формируются вокруг города-ядра, а также в промышленно освоенных и густонаселенных районах, где могут возникать многоядерные агломерации. Среди поселений, входящих в агломерацию, всегда присутствуют города-спутники.
Согласно применяемой в России методике, группа поселений выделяется в качестве городской агломерации, если население наибольшего из образующих ее городов составляет свыше 100 тыс. чел. и от него в полуторачасовой транспортной доступности расположено еще как минимум два города-спутника.
Различают моноцентрические и полицен-трические агломерации. Во всем мире, и в России в том числе, преобладают моноцент-рические агломерации — с одним городом-ядром, который подчиняет своему влиянию все населенные пункты пригородной зоны. Лишь небольшая часть агломераций имеет полицентрическую структуру (к их числу относится Иркутская агломерация).
Как правило, агломерации характеризуются высокой степенью индустриализации, концентрацией объектов градообслуживающей инфраструктуры (транспортной, коммунальной и др.), наличием научных и учебных заведений, а также высокой плотностью населения.
Наибольшее влияние на экономическое развитие конкретных территорий оказывают миллионные агломерации. В России их насчитывается более 20. Это Московская (14,5 млн чел.), Санкт-Петербургская (5,4), Самарско-Тольяттинская (2,5), Екатеринбургская (более 2), Нижегородская (2,0), Ростовская (1,8), Новосибирская (1,7), Челябинская (1,6), Волгоградская (1,5), Казанская (1,4), Омская, Пермская, Саратовская, Красноярская (по 1,2), Краснодарская, Новокузнецкая, Уфимская (по 1,1), Иркутская, Владивостокская (по 1,0) и другие агломерации.
Мировой опыт свидетельствует о том, что крупные городские агломерации способствуют ускорению экономического роста
в стране, переходу национальной экономики к инновационному развитию, повышают ее конкурентоспособность в глобальной экономике. Агломерации являются сосредоточением этих процессов. Кроме того, они расширяют административные границы городов и позволяют использовать пригороды как дополнительный фактор городского развития, что стимулирует там масштабное жилищное строительство (в том числе коттеджного типа) и разгружает центр (избавляя его, в частности, от автомобильных пробок).
Интерес к агломерациям растет и в России. Министерство регионального развития РФ в 2007 г. объявило, что создание агломераций должно стать основой стратегии экономического роста. Именно в тот период по инициативе администрации Иркутской области был подготовлен проект развития Иркутской агломерации.
Развитие Иркутской агломерации. Поли-центрическая Иркутская агломерация сформировалась во второй половине XX в. благодаря индустриальному развитию Верхнего Прианга-рья. Она состоит из нескольких городов-спутников и представляет собой одну из немногих миллионных агломераций при городах, не имеющих миллионного населения. По численности жителей Иркутская агломерация является второй на востоке России (табл. 3). Она немного уступает Красноярской агломерации и превосходит Владивостокскую. Ее юридическое оформление и целенаправленное развитие дадут дополнительный стимул для социальноэкономического роста региона, позволят привлечь для этого крупные инвестиции.
Проект оформления фактически существующей агломерации в город с миллионным населением рассматривался на IV Байкальском экономическом форуме. Он предусматривает включение в состав «большого Иркутска» трех городов — Иркутска, Ангарска и Шелехова, а также их пригородных территорий с рядом населенных пунктов. К Иркутской агломерации тяготеют также не вошедшие в пределы «большого Иркутска» Усолье-Сибирское, Черемхово, Свирск, Слюдянка и Байкальск, жители которых имеют реальную возможность более или менее регулярно посещать Иркутск и пользоваться его социальными благами.
Цель проекта развития Иркутской агломерации — путем формирования мегаполиса
ускорить социально-экономическое развитие региона, привлечь для этого крупных зарубежных инвесторов (на карте бизнес-интересов которых городов с численностью менее
1 млн чел. попросту не существует).
Таблица 3
Классификация городов Иркутской области
Город Население, Доля в областной
тыс. чел.* численности, %
Крупнейшие
Иркутск 580,7 23,2
Крупные
Братск 249,7 9,9
Ангарск 240,6 9,5
Средние
Усть-Илимск 96,3 3,7
Усолье-Сибирское 85,6 3,4
Черемхово 53,6 2,1
Малые
Шелехов 49,9 2,0
Тулун 46,8 1,9
Усть-Кут 44,5 1,8
Саянск 43,9 1,8
Нижнеудинск 36,7 1,5
Тайшет 36,3 1,5
Зима 34,1 1,4
Железногорск- Илимский 26,2 1,0
Вихоревка 24,4 1,0
Слюдянка 18,9 0,8
Бодайбо 14,5 0,6
Байкальск 14,4 0,6
Свирск 14,2 0,6
Киренск 12,3 0,5
Бирюсинск 9,3 0,4
Алзамай 7,1 0,3
Итого в городах 1 740,0 69,5
Всего в Иркутской области 2 502,7 100,0
* По состоянию на 1 января 2010 г.
Особое внимание в проекте уделяется формированию транспортной инфраструктуры — каркасу агломерации. Она должна обеспечивать 60-минутную доступность основных зон «большого Иркутска» (включая аэропорт, вокзалы, культурно-образовательные и производственные комплексы), а также бесперебойно обслуживать растущий поток туристов.
Общий объем инвестиций в создание транспортной инфраструктуры оценивается примерно в 1 млрд дол. Предусматривается строительство двух скоростных автомагистралей (Ангарск-Иркутск-Листвянка, Шеле-хов-Иркутск), а также создание скоростного рельсового транспорта, соединяющего города агломерации.