УДК 338.49
ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД - ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ И УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
Алефтина Ивановна Кузнецова, д. э. н., проф., проф. кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Тел.: 8-915-318-19-48, е-таИ: alla.kuznetso@yandex.ru Московский университет им. С. Ю. Витте http://muiv.ru
В статье говорится о том, что инфраструктурный подход - инновационный метод обеспечения равновесия и устойчивости развития инновационной экономики города. Он включает в себя: наличие и успешное функционирование в городах необходимых инфраструктурных условий на основе выбора приоритетов и селективной поддержки в создании инфраструктурных условий. Для этого нужно разработать стратегию социально-экономического развития города и инновационную модель управления инфраструктурным развитием города.
Ключевые слова: инфраструктура, устойчивое развитие, город, инновационная экономика, инновационная модель управления инфраструктурным развитием города, выбор направлений и приоритетов инфраструктурного обустройства города.
Актуальность научного изложения темы определяется тем, что современным уровнем развития экономики востребован научный, творческий подход к управлению и
организации работ в инфраструктурном секторе через системные элементы и компоненты, из которых состоит объект управления. В настоящее время допускаются важные просчеты при реализации крупномасштабных проектов жизнеобеспечения и жизнедеятельности в городах нашей страны. Стало системой создавать в городах целые микрорайоны, выполняющие функцию «спального района» - без производственной, социальной, институциональной, транспортной, рыночной инфраструктур. И самое непростительное здесь заключается в попустительстве руководящих контролирующих органов. Возможно, это политика, возможно, коррупция, а вернее всего - незнание экономической теории о важности комплексного решения любого проекта, о роли менеджмента в этом процессе.
С позиций анализа основных положений неоклассической и неоинституциональ-ной теорий доказано, что в современных условиях инфраструктура является необходимым условием поступательного развития инновационной экономики [1].
Современная экономическая теория и хозяйственная практика на первый план выводит создание инновационной экономической системы, способной к гибкому реагированию на новые вызовы современности. В этой связи управление экономическими системами должно обеспечить адаптивную эффективность экономики городов, ее способность к обучению, поощрению инноваций, противодействию рискам, проведению реструктуризации и модернизации, корректировке заданных социально-экономических параметров инфраструктуры. А такая экономика должна строиться на соответствующем инфраструктурном фундаменте. Необходимы при этом современная экономическая теория и мировой опыт об управлении и управляемости экономическим развитием городов, научный подход к формированию стратегии развития инфраструктуры экономической системы городов; поиск направлений стратегического развития инновационной инфраструктуры.
Стратегия управления инновационным развитием инфраструктуры города должна опираться на тот или иной тип стратегического развития на основе различных подходов (Ансоффа, Портера, Бостонской консалтинговой группы, Виссема, Кондратьева), на научное управление (Тейлора, Файоля, Вебера, Мак-Грегора, Паркера и др.) и должна быть ориентирована на долгосрочные цели и реализовываться в процессе текущей хозяйственной деятельности посредством отбора соответствующих инвестиционных проектов и программ.
Аналитическое исследование действующей практики создания инновационной инфраструктуры городов показал, что причиной медленного перехода городов на развитие инновационной экономики является не только и не столько финансирование, сколько человеческий фактор и неудовлетворительное состояние инфраструктуры городов.
Это обуславливает решение таких актуальных задач, как:
- выбор приоритетных подходов к формированию стратегий развития инновационной инфраструктуры городов на основе прогнозирования будущего развития экономики страны и ее регионов;
- формирование соответствующей инновационной инфраструктурной индустрии;
- стимулирование и поддержка развития инфраструктуры и инфраструктурной индустрии.
Раскрытие этих вопросов требует проведения профессионального анализа текущего состояния, тенденций инфраструктурного развития, изменений во внешней и внутренней среде регионов; расчёта объёмов инвестиций в инфраструктуру для инновационной экономики.
Исходя из проведённого обзора литературы по теме исследования следует вывод о том, что состояние социально-экономического развития городов определяется как объективными факторами (экономическими условиями, положением города в общественном разделении труда, отраслевой структурой, географическим положением, природными ресурсами, состоянием инфраструктуры), так и субъективными факторами, в первую очередь кадрами местных администраций и методами регионального управления. Преимущество имеют, прежде всего, те города, в которых используются адекватные методы и инструменты управления их развитием. Управление развитием города может осуществляться с помощью широкого спектра действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики города, создаёт новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Развитие инновационной экономики и инфраструктуры тесно увязывается со стратегией системы управления.
Для того чтобы построить инновационную экономику города, создать инновационное производство, нужно правильно, в резонанс, подстроить инфраструктурную и инвестиционную системы.
Исследуя теоретические взгляды на поднятую в данной статье проблему, автор избрал инфраструктурный подход, который является инновационным методом обеспечения равновесия и устойчивости экономического развития города и заключается в том, что инфраструктура представляет собой самостоятельную хозяйственную подсистему города, которая должна быть вписана в структуру национальной и мирохозяйственной систем. При этом система управления обеспечивает поддержание экономического эффекта через развитие такой модели инновационной инфраструктуры, которая соответствует новым реалиям, новым технологиям, новым торговым отношениям и схемам товарообращения, определяет перспективу развития не только отраслей экономики, регионов, но и экономики всей страны.
Анализ и изучение теоретических аспектов формирования инновационной экономики городов показал определённую достаточность научных методов, рекомендаций, обобщённого опыта применения инноваций в городах, например, г. Москвы, Москов-
ской области, Нижнего Новгорода, Томска, Твери, Казани, Уфы и других городов, их определённые достижения в развитии инновационной экономики и высокий рейтинг инновационной активности этих городов, подтверждённый национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий (новости на ITSZ.ru, новости на NNIT.ru).
Вместе с тем, во многих городах России отмечаются:
- низкие темпы и масштабы развития инновационной инфраструктуры,
- недостаточно активная позиция бизнеса в развитии инновационной системы города,
- невосприятие предпринимателями высоко затратной инновационной деятельности как перспективной в условиях накопления первоначального капитала,
- слабое кадровое обеспечение для развития инновационной системы,
- отсутствие института патентных поверенных,
- формирование научно-технической и инновационной составляющих в структуре городских и ведомственных целевых программ по приоритетным направлениям технологического развития.
- проведение мониторинговых исследований инновационной деятельности
- обеспечение повышения квалификации руководителей высшего и среднего звена предприятий городов в сфере управления инновациями в рамках реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства.
При этом выявлен тренд хронического нехватки бюджетных средств для решения социально-экономических задач. Социально-экономическое развитие многих городов продолжается традиционным путём развития.
Анализируя и изучая практику формирования инновационной экономики, отмечаем сложность решения проблем стратегического развития инновационной инфраструктуры в городах и то, что в действующей практике зачастую не используются достижения экономической теории в области обоснования направлений стратегического развития инновационной инфраструктуры.
Проведя анализ программы «Стратегия социально-экономического развития городов на период до 2025 года», приходим к выводу, что программа в достаточной степени не содержит конкретных предложений по инновационному развитию экономики городов и их инфраструктурного обустройства [2].
В целом программа была разработана без широкого использования инструментальных методов, без активного использования научных подходов. Отмечается «перекос» в сторону сырьевого сектора при отсутствии адекватного растущей экономике межсекториального перетока капитала, консервируется отсталость её перерабатывающих отраслей, что значительно усложняет задачу модернизации экономики. В связи с этим необходима разработка комплекса мер по стимулированию сфер экономики несырьевого сектора, внедрение инноваций в каждый пункт «Стратегии», особенно в части инновационной инфраструктуры.
SWOT-анализ сильных и слабых сторон экономической деятельности и экономического развития городов показывает, что инновационная система городов страдает от ряда серьёзных несоответствий. Прежде всего, предприятия не являются центральными игроками, которыми бы они должны быть, и это искажает баланс вклада государственного и предпринимательского сектора в результативность российских инноваций. Переориентация текущей системы в направлении производственных предприятий, отношение к ним как центральным игрокам требуют больше усилий, чем простая организация отраслевых институтов.
Обоснования концептуальных положений по совершенствованию программы «Стратегия социально-экономического развития городов на период до 2025 года» в части инновационных инфраструктурных преобразований в них должны учитывать особенности существующей региональной инновационно-инвестиционной политики и стратегии устойчивого инновационного развития с соблюдением государственных
интересов, а также интересов города, региона, транснациональных корпораций, частного сектора.
«Стратегия социально-экономического развития городов» и решение проблем реформирования структуры экономики города в увязке с инновационной инфраструктурой требуют соответствующую, подстроенную под эти задачи модель стратегического управления [3].
Варианты стратегии управления развитием инновационной инфраструктуры городов должны соответствовать видам осуществляемых инноваций, потребностям города в части трансформации структуры экономики и производственнотехнологического уровня, комплексу жизнеобеспечивающих объектов социальной сферы и демографическим особенностям региональных экономических систем.
Теория и методология построения модели стратегического управления инфраструктурой опосредуется влиянием инновационной инфраструктуры на условия, темпы и структуру общественного воспроизводства. Модель управления должна соответствовать новейшим тенденциям преобразования города и специфике
российских подходов к формированию целей и задач развития инновационной экономики города, региона и страны в целом [4].
Модель стратегического управления инновационным преобразованием инфраструктуры должна состоять из информационно-логических блоков и
обеспечивать устойчивое развитие инновационной экономики города.
Должна быть проведена оценка внутриинфраструктурного эффекта и
сопряжённого эффекта, возникающего в основной деятельности хозяйствующих субъектов города [5].
Последовательность формирования модели управления инфраструктурой
инновационной экономики города следующая:
- разработать техническое задание на модель управления городской инфраструктурой инновационных производств,
- осуществить альтернативный поиск такой модели управления инфраструктурой, которая, с одной стороны, отвечала бы новейшим тенденциям преобразования города, а с другой - впитала в себя специфику Российских подходов к формированию целей и задач развития инновационной экономики города и всей страны,
- вписать в систему управления инновационной инфраструктурой города руководящие функции по созданию инфраструктурной индустрии, т.к. инфраструктурная индустрия оказывает огромное влияние на другие направления бизнеса и социальной сферы, увеличивает количество рабочих мест и занятость населения, улучшает культуру труда при сборке инфраструктурных объектов.
При этом необходимо обеспечить эффективность и обоснованность государственного регулирования, а также контроля за территориальным администрированием, дальнейшим поступательным развитием предпринимательских объединений, созданием эффективных механизмов финансовой и правовой ответственности, созданием условий для развития инновационной экономики и формирования соответствующей ей инновационной инфраструктуры, а также решением задачи, имеющей существенное значение для развития экономической науки и практики [6].
Выводы
Итак, исследование по данной теме позволяет сделать основной вывод: главная проблема устойчивого развития инновационной экономики городов заключается в несоответствии действующей инфраструктуры инновационному развитию экономики городов. Она должна создаваться опережающими темпами по сравнению со структурой, на базе индустриальных конструкций, с участием общественности и государства. Учет факторов структурных изменений в экономике расширяет методологические основы развития инфраструктуры экономических систем городов. Без представления города как системы, осмысления роли и места, учета своеобразия городов, системного анализа
проблем развития инновационной экономики города и соответствующей стратегии управления, связанной с переходом на инновационные методы развития экономики, устойчивого преобразования инфраструктурных условий на основе инноваций, необходимых для инновационного развития экономики города, невозможно предопределить движение вперед, главной целью которого является повышение качества жизни граждан России.
Литература
1. Кузнецова А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. - М.: Изд-во Ком-КНИГА, 2006. (Лауреат конкурса на лучшую книгу среди преподавателей. Конкурс «Развитие отечественного образования», г. Сочи)
2. Региональная целевая программа «Стратегия развития Сахалина до 2025 г.», Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 №1540-р; Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года и др.
3. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития / рук. О. Толичен-ко. - М.: Инновация, 2001. Вып. 2.
4.Колотовкина И.Ю. Направления стратегического развития инновационной инфраструктуры на мезоуровне. Дисс.... канд. эк. наук.
5. Кузнецова А.И. Методологические аспекты совершенствования таможенной инфраструктуры. Дисс. ... канд. эк. наук. - М., 2002.
6. Стратегия инновационного развития российской федерации на период до 2020 г. (утв. расп. № 2227-р от 08.12.2011).
Infrastructural approach - innovative method of ensuring balance and stability of economic development of city
Aleftina Ivanovna Kuznetsova, Doctor of Economics, Professor, Professor of Municipal Economy and Services Department, Moscow University after S. Yu. Witte
The author proves that infrastructural approach is an innovative method of ensuring balance and stability of the development of an innovative city economy. It includes the existence and the successful functioning of necessary infrastructural conditions in cities on the basis of the choice of priorities and selective support in creation of infrastructure conditions. For this purpose it is necessary to work out a strategy of social and economic development of the city and the innovative model of management of the infrastructural development of the city.
Keywords: infrastructure, sustainable development, city, innovative economy, innovative model of management of infrastructural development of city, choice of directions and priorities of infrastructural arrangement of city.