УДК 338.49
ИНФРАСТРУКТУРА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА
Алефтина Ивановна Кузнецова, д. э. н., проф., проф. кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Тел.: 8-915-318-19-48, e-mail: [email protected] Московский университет им. С. Ю. Витте http://muiv.ru
В статье говорится о том, что устойчивое развитие инновационной экономики города требует: наличия и успешного функционирования в городах необходимых инфраструктурных условий на основе теории самоорганизующихся систем, сопровождаемых организацией со стороны государства и механизмом выбора приоритетов и селективной поддержки в создании инфраструктурных условий. Для этого нужно разработать многовариантную инновационную модель инфраструктурного развития города.
Ключевые слова: инфраструктура, устойчивое развитие, город, инновационная экономика, инновационная модель инфраструктурного развития города, выбор направлений и приоритетов инфраструктурного обустройства города.
Устойчивые темпы экономического роста в Российской Федерации можно обеспечить только на основе радикального инновационного развития экономики России, её регионов и городов на основе обновления их основных фондов и инфраструктуры. Особая роль при этом у российских городов.
Современный город, особенно крупный, представляет собой сложный строительноинженерный и инфраструктурный комплекс с системой инженерных сооружений и коммуникаций, устройствами городского транспорта, жилого фонда, территорий предприятий, конечных пунктов внегородского транспорта, общественных и торговых центров. Города обычно являются административными и культурными центрами окружающего их района. Основными критериями отнесения населенного пункта к категории города служат: численность его населения, функции, которые он выполняет: организационнохозяйственные, культурно-политические и административные. К ним также относится
промышленное производство, организации отдыха и лечения. Для города характерны: повышенная плотность заселения и компактность застройки; уровень благоустройства; развитие транспорта; создание сети коммунально-бытовых учреждений; городского освещения, озеленения, санитарной очистки; устранение отрицательных последствий перенаселенности, недостатка чистого воздуха и света, оторванности от природы, повышенной запыленности загазованности, шума, нервных перегрузок.
В рыночной экономике города являются центрами экономики и управления, выступают самостоятельными экономическими агентами. Для них характерно самостоятельное социальноэкономическое развитие в пределах своих полномочий. Конституция РФ (ст. 72) относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления к совместному ведению РФ и ее субъектов: обеспечение единства системы управления государственными и общественными делами и сохранение необходимой централизации государственной власти и управления в условиях демократической децентрализации.
Законом определены важнейшие задачи местного самоуправления:
- управление муниципальной собственностью,
- исполнение местных бюджетов,
- становление местных налогов и сборов,
- охрана порядка,
- принятие местных законов, образующих локальную правовую систему (не противостоящую федеральному и региональному законодательству),
- определение основных направлений развития в различных сферах муниципальной деятельности - социально-бытовом обслуживании населения, коммунальном хозяйстве, жилищном строительстве, использовании земель и пр.,
- контроль деятельности должностных лиц местного самоуправления.
При этом указанный перечень задач по ведению местного самоуправления дополнен задачами федеральных и региональных органов управления в городе.
Для текущего периода характерным является перевод экономики городов на инновационное развитие, что выдвигает новые требования к системе управления и менеджменту и устойчивому функционированию инфраструктурных, финансовых и организационноправовых условий. Некоторые из них пока не вполне соответствуют требованиям современной реальной практики. Речь пойдет о несоответствии действующей инфраструктуры современным преобразованиям в экономике и социальной жизни городов России и о необходимости создания новой, инновационной инфраструктуры на основе развития в стране инфраструктурной индустрии.
В условиях жестко ограниченных ресурсов, которыми располагает государство для сохранения и развития научно-технического потенциала, проведения модернизации на основе инноваций действующей и создания новой современной инфраструктуры в стране, регионах, городах и местных населенных пунктах, важнейшей задачей становится концентрация их на ограниченном числе приоритетных направлений развития города. Необходим объективный и достаточно прозрачный механизм выбора приоритетов и селективной поддержки развития инфраструктур города и на этой основе выбор конкретных научных направлений, программ, проектов, отраслей науки и отдельных научных достижений.
Таким приоритетным направлением, на взгляд автора, в текущем периоде является развитие национальной и городской инфраструктуры, всех её видов и элементов.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике городов, связаны не только с изменением соотношения доли сферы производства и сферы услуг, но и с внутренними структурными изменениями в сфере инфраструктурных услуг, где появляются инновационные направления, вытесняющие морально устаревающие. И, прежде всего, среди инновационных направлений выделяется инфраструктурная индустрия. С учетом стратегических целевых установок социально-экономического развития города возникает необходимость оценки не только эффективности инновационных проектов по развитию инфраструктуры как самостоятельного вида бизнеса, но и влияния инфраструктурной индустрии на другие направления бизнеса и социальной сферы.
Под инфраструктурой здесь рассматривается система жизнеобеспечения и жизнедеятельности города, создающая необходимые условия для развития инновационной экономики города, для функционирования производства, для создания условий деятельности научно-производственных структур города, таких как техноцентр, технопарк, инкубатор, особая производственно-экономическая зона, учебный комплекс, инновационные центры, технологические парки, центры трансфера технологий и т.п.
Такие экспериментальные структуры только зарождаются в нашей стране и самым серьезным препятствием для их бурного развития является отсутствие соответствующей инфраструктуры: производственной, социальной, институциональной, рыночной, транспортной (железные дороги, автодороги, метро), связи, энергетики, спортивной и др. Технические новации, достижения в области микроэкономики, информатики, спутниковой связи, генной инженерии, нанотехнологии обеспечиваются элементами инфраструктуры и являются областью для инновационных идей.
Идеи, методологии, теории, практические советы и предложения, изложенные в трудах С. Дэвиса, Э. Менсфилда, А. Ромео, Г. Дж. Гэйлбрейта, С. Ю. Глазьева, А. А. Дынкина, Т. Брайта, П. Друкера, П. Н. Завлина, Ю. В. Яковца, Н. Д. Кондратьева, А. Кляйнкхнета, А. И. Кузнецовой, Р. Нельсона, С. Уинтера, К. Балдина, Ю. П. Аммосова, П. Г. Гулькина, Шумпетера, Г. Менша, Х. С. Фримана и др. дают нам основание принимать теорию о роли инноваций в развитии экономики города и её инфраструктуры как вполне необходимую данность, непременном применении её в науке и практике об инфраструктуре.
Т. Брайт так характеризует инновационный процесс: «Единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление -это процесс научно-технического нововведения. В нём воплощаются те знания, которые компетентный руководитель, эффективно работающий ученый, инженер, умный чиновник и просто образованный член общества должны иметь завтра. Это процесс преобразования научного знания в физическую реальность, изменяющую общество».
Из данного определения следует, что инновационный процесс является жизненно необходимым процессом, охватывающим практически все сферы человеческой деятельности для удовлетворения общественных потребностей. Особенность инновационного процесса в следующем: современное нововведение значительно чаще состоит в том, что оно создает потребность, которую никто не ощущал.
Главная черта инновационного процесса - обязательное завершение инноваций, т.е. получение результата, имеющего практическую реализацию. Инновационный процесс состоит из двух этапов: создание новшества; разработка и реализация новшества как нововведения.
Особое значение в распространении инноваций следует отдать явлению диффузии, особый интерес к которой проявлен в исследованиях современных ученых С. Дэвиса, Э. Менсфилда, А. Ромео. Исследована скорость диффузии инноваций и факторов, ее определяющих. И сделан вывод, что скорость диффузии инновации растет с возрастанием ее прибыльности и падает с ростом капиталоемкости.
Скорость диффузии инноваций в области инфраструктуры города зависит от уровня управления городом, состояния основных фондов города, отраслевой принадлежности инфраструктуры, устойчивого роста и темпов развития реального сектора экономики.
Многие виды инфраструктур не обновлялись с первых лет перестройки, или обновляются по случаю аварий и полнейшего износа. Это - производственная инфраструктура, элементы транспортной, жилищно-коммунальной и др.
Стадия обновления и внедрения инноваций в зависимости от технологической сложности и отношения к инновациям управляющих структур затягивается на годы, а иногда и на десятилетия.
Опасной тенденцией в инфраструктуре города является увеличивающийся разрыв между наукой и производством инфраструктурных элементов. Для успешного продвижения инноваций в инфраструктуру, необходимы энергичные действия со стороны различных структур города, при координирующей роли государства по развитию инновационной инфраструктурной индустрии.
По нашему мнению в Российских городах не созданы присущие современной рыночной экономике система стимулов и условий для осуществления инновационной деятельности. Население городов не достигло состояния «инновационной восприимчивости»: все ждут перемен, но нет инициатора, способного объединить творческих людей и повести за собой, мотивировать научную и техническую деятельность, поднять престиж творческого, квалифицированного и напряженного труда.
Современная концепция формирования инфраструктуры городов исходит:
1. Из цели построения социально-ориентированной рыночно-инновационной экономики, переосмысления существующей стратегии социально-экономического развития города, цели и хода перестройки структуры экономики и системы ее управления в городе, отношений собственности и целевой ориентации хозяйственной активности горожан;
2. Предусматривает направления, обеспечивающие инфраструктурное обустройство инновационных производств (поиск новых инвестиционных источников, подходов к оценке роли инфраструктуры в создании привлекательного инвестиционного климата, стратегические приоритеты в развитии городской инфраструктуры);
3. Новые методологические аспекты формирования инфраструктуры инновационной экономики в меняющихся условиях. При разработке технико-экономического обоснования инфраструктуры инновационной экономики, а также модернизации старой, ныне действующей инфраструктуры в городах России, следует учитывать участие городов в разделении труда, межгородские и межрегиональные связи, связи с мирохозяйственной системой.
Вполне очевидно, что названные направления вызывают необходимость разработки новых подходов и новой стратегии формирования и совершенствования городской инфраструктуры, отвечающей новейшим тенденциям преобразования хозяйственной системы города и инновационных процессов.
Развитию инновационной инфраструктуры городов препятствует:
- устаревшая система управления, оставшаяся от плановой экономики,
- устаревшая технологическая структура,
- сложное экономическое положение реального сектора экономики города,
- недостаток собственных финансовых ресурсов предприятий,
- малая активность предприятий при выходе на рынок технологий,
- неразвитость рыночных механизмов,
- трудность получения долгосрочных кредитов («длинных» денег) у отечественных банков,
- недостаток квалифицированных кадров,
- инертность и косность мышления части делового сообщества препятствуют развитию спроса на исследования и разработку инновационной инфраструктуры,
- предельный износ и моральное старение основных фондов современной производственной системы и ее инфраструктурного обустройства, созданных в основном в советское время,
- весьма неблагоприятная структура хозяйства, устаревшие технологии.
Переход к открытой экономике привели к включению России в мировую экономику, к необходимости повышения конкурентоспособности своей продукции и соответствия инфраструктуры России международным стандартам.
В этой связи возросла необходимость проведения исследований в области влияния инфраструктуры на эффективность экономики городов; устойчивой, безопасной и стабильной работы промышленных и других предприятий и организаций; способности действующей инфраструктуры обеспечить пятый и шестой технологические уклады и электронное развитие страны.
Остро встает вопрос о создании модели инфраструктуры инновационной экономики города. Структурные преобразования в мирохозяйственной системе, национальной экономике изменяют методологические подходы к формированию и инвестированию развития инфраструктуры. Создание модели инфраструктуры должно осуществляться на основе научного подхода, главенствующих факторов и критериев её формирования с выходом на взаимосвязанный комплексный подход к инфраструктурному обустройству инновационных проектов различного плана, где в один узел завязаны вопросы экономического развития, социальная составляющая, проблемы экологического равновесия, так же выход на экономическую безопасность.
С позиций анализа основных положений неоклассической и неоинституциональной теорий доказано, что в современных условиях инфраструктура является важным фактором обеспечения экономического роста, повышения конкурентоспособности, инновационной и инвестиционной активности, её влияние на выбор государственной инновационной и инвестиционной политики и стратегии.
Соответствующее инновационное развитие инфраструктуры связано с активизацией деятельности государства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федера-
ции и городских округов по реализации инновационной политики, осуществляемой в целях повышения эффективности деятельности. Наиболее успешными инновационноактивными городами являются: Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск, Казань, Саранск и др.
Для повышения активности городов по развитию инновационной экономики и соответствующей инфраструктуры целесообразно адаптировать опыт вышеперечисленных городов для совершенствования внешней среды и механизмов использования инновационной инфраструктуры, являющихся основой успешного развития.
Инновационно-активные города с развитой инновационной инфраструктурой, предприятиями высокотехнологичного бизнеса, научным и образовательным секторами могут осуществлять роль инновационных центров, объединяющих имеющиеся в субъектах Российской Федерации объекты федеральной и региональной образовательной, научной и инновационной инфраструктуры. Это позволит сформировать в России сеть мощных центров интенсивного инновационного роста.
Такие центры, содействующие образованию венчурных фондов, созданию бизнес-инкубаторов, центров коммерциализации технологий, инжиниринговых центров, технологических музеев и др., развитию инновационного сектора экономики, имеют дополнительную финансовую помощь в виде субсидий на конкурсной основе. Инновационным городам-лидерам выделяются средства инвестиционного фонда Российской Федерации на цели поддержки городских инфраструктурных проектов, в т. ч. инженерной, транспортной инфраструктуры и объектов жилищного строительства, способствующих развитию инновационного сектора экономики в городе; содействие разработке городских программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.
Центры обеспечивают эффективную координацию на уровне проектов, реализуемых в рамках муниципальных, городских, региональных, федеральных программ; программ развития отраслей, (секторов) экономики и социальной сферы города;
Формирование соответствующих центров инноваций позволит сократить пробелы в инновационной инфраструктуре, упростить реализацию инновационного «лифта» для создаваемых и растущих компаний, облегчить выход создаваемой инновационной продукции на городские, региональные, российские и международные рынки. Принципиальным является вовлечение всех городов и субъектов Российской Федерации, с учетом степени развития научно-образовательного комплекса и инновационного предпринимательства, в формирование базовой инфраструктуры для развития инновационной экономики.
Важной, концептуальной предпосылкой формирования инфраструктуры, соответствующей развитию инновационной экономики городов России, является смена модели их экономического развития и управления:
- Создание мониторинга движущих сил по модернизации существующей промышленной и социальной инфраструктуры;
- Рассмотрение инфраструктуры как части национальной инфраструктурной системы;
- Внедрения в инфраструктуру новых технологий и оборудования;
- Подготовку профессиональных кадров по проектированию и эксплуатации инфраструктурных комплексов.
Литература
1. Евдокимова Л. О., Слесарева Л. С. Инновационный менеджмент: учебное пособие, - СПб,
2008
2. Инновационный менеджмент / под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Юнити. - 2002. - 326с.
3. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. Вып. 2 / рук. О. Толи-ченко. - М.: Инновация. - 2001
4. Кузнецова А. И. Инфраструктура: вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. - М.: «КомКнига». 2011.
5. Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент: уч. пособие, - М.: Инфра-М, 2008 г.
6. Медынский В. Т. Инновационный менеджмент: учебник, - М.: Инфра-М, 2005.
7. Наука как форма предпринимательской деятельности. Технопарки и технополисы / - М.: Квадро. - 2006. - 248с.
8. Технопарковые структуры в региональном развитии / В. Заусаев, С. Быстрицкий, В. Еф-ременко, Г. Бурдакова // Экономист. - 2006. - №3. - С. 65-71
9. Технопарки: организация и управление. - М: МЭИ, 2007.
INFRASTRUCTURE AS NECESSARY CONDITION OF A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY OF THE REGION
In article it is said that the sustainable development of an innovative city economy demands: existence and successful functioning of necessary infrastructure conditions in the cities on the basis of the theory automatic systems accompanied by the organization from the state and the mechanism of a choice ofpriorities and selective support in creation of infrastructure conditions. For this purpose it is necessary to develop multiple innovative model of an infrastructure development of the city.
Keywords: infrastructure, sustainable development, city, innovative economy, innovative model of an infrastructure development of the city, choice of the directions and priorities of infrastructure arrangement of the city.
Kuznetsova Aleftina Ivanovna, doctor of Economics, professor, professor of chair Economics, Moscow university S.Yu. Vitte