Научная статья на тему 'Новые подходы к перестройке систем управления инфраструктурой и жилищно-коммунальным хозяйством города'

Новые подходы к перестройке систем управления инфраструктурой и жилищно-коммунальным хозяйством города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ГОРОД / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДА / ТАРИФЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / INFRASTRUCTURE / CITY / MUNICIPAL HOUSING ECONOMY / THE CONTROL SYSTEM OF INFRASTRUCTURAL DEVELOPMENT OF THE TOWN / TARIFFS / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова А. И.

В статье говорится о том, что инфраструктура города имеет затратную характеристику. В то же время её несовершенство приводит к большим экономическим потерям и социальной напряжённости в обществе. Одной из причин является устаревшие подходы к управлению городом и её инфраструктурным обустройством. Особенно тяжелое положение в ЖКХ. Автором предложены мероприятия по решению вышеназванных проблем города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES TO THE RESTRUCTURING OF INFRASTRUCTURE MANAGEMENT SYSTEMS AND HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE CITY

The article says that the city infrastructure is costly characteristic. At the same time, its imperfection leads to large economic losses and social tension in society. One reason is outdated approaches to the management of the city and its infrastructure construction. Especially difficult situation in housing and communal services. The author proposes measures to address the aforementioned problems of the city.

Текст научной работы на тему «Новые подходы к перестройке систем управления инфраструктурой и жилищно-коммунальным хозяйством города»

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПЕРЕСТРОЙКЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

ГОРОДА

Кузнецова А.И., д.э.н., профессор, профессор кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Московского

университета им. С.Ю. Витте

В статье говорится о том, что инфраструктура города имеет затратную характеристику. В то же время её несовершенство приводит к большим экономическим потерям и социальной напряжённости в обществе. Одной из причин является устаревшие подходы к управлению городом и её инфраструктурным обустройством. Особенно тяжелое положение в ЖКХ. Автором предложены мероприятия по решению вышеназванных проблем города.

Ключевые слова: инфраструктура, город, жилищно-коммунальное хозяйство, система управления инфраструктурным развитием города, тарифы, конкурентоспособность

NEW APPROACHES TO THE RESTRUCTURING OF INFRASTRUCTURE MANAGEMENT SYSTEMS AND HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE

CITY

Kuznetsova А., Doctor of Economics, Professor of the Urban and Service Economics chair, Witte Moscow University

The article says that the city infrastructure is costly characteristic. At the same time, its imperfection leads to large economic losses and social tension in society. One reason is outdated approaches to the management of the city and its infrastructure construction. Especially difficult situation in housing and communal services. The author proposes measures to address the aforementioned problems of the city.

Keywords: infrastructure, city, municipal housing economy, the control system of infrastructural development of the town, tariffs, competitiveness.

В современных условиях становится актуальным поиск Модели инфраструктурного обустройства городов России в соответствии с масштабами и значимостью перестройки экономики на инновационное развитие, новых подходов к управлению ею и снижением затрат на производство услуг.

Некоторые российские экономисты и руководители характеризуют инфраструктуру, как сферу, требующую затрат на своё создание и содержание, и как сферу услуг, не оказывающую влияния на объем собираемых доходов. Весьма несостоятельны подобные взгляды на инфраструктуру как второстепенную, вспомогательную. Инфраструктура создает и обеспечивает не только жизненно важные условия для основной деятельности. Она создает «свою долю дохода» в деятельности, участвуя в качестве определенного элемента технологических процессов (компьютеризация, связь, транспорт); создавая необходимые условия жизнедеятельности структурам города и населению. Развитая инфраструктура, в свою очередь, укрепляет экономику города, способствует укреплению власти. Является фактором повышения конкурентоспособности продукции и фактором привлечения инвестиций в экономики городов. Исследования показали, что конкурентные преимущества городов создаются и удерживаются в тесной взаимосвязи с местными условиями, т.е. соответствующим инфраструктурным обустройством. Широко известная ныне модель «конкурентного ромба», предложенная М. Портером, отражает систему детерминант национальных конкурентных преимуществ формирования среды, в которой конкурируют российские города. Инфраструктурная среда может способствовать созданию конкурентных преимуществ, а может и препятствовать их появлению. Иностранные компании не рискуют инвестировать российскую промышленность в силу необходимости создавать инфраструктуру за счет средств компаний. Западные экономисты (К. Conrad, A.Seitz) выделяют общий признак инфраструктуры - это источник финансирования инвестиций. Они трактуют эти инвестиции как «дополнительный общественный капитал» или «накладные социальные издержки». Инвестиции в инфраструктуру трактуются как предшествующие инвестициям в промышленность и сельское хозяйство, как неприбыльные, формируемые за счет всего общества.

Рассматривая принципиальные подходы к формированию инфраструктуры в нашей стране, складывается мнение, что она создаётся исходя из наличия средств и ресурсов, в сжатые сроки, за меньшие затраты.

Значимость полезности инфраструктуры и затрат на её создание по мнению автора следует сопоставлять с потерями, которые определяются в хозяйстве городов в связи с несо-

вершенством инфраструктуры. Потери при таком подходе особо значимы, прежде всего, в социальной сфере - из-за разрыва между сложившимся уровнем удовлетворения потребностей населения города и объективно необходимым уровнем и в производственной - из-за неоптимального обеспечения условиями инновационных технологических процессов.

Несовершенство современной городской инфраструктуры входит в противоречие с разнообразием задач по предоставлению инфраструктурных услуг населению. Как следствие этого - серьезные организационные и функциональные разрывы, диспропорции, конфликты, экономические потери, неэффективные действия в управлении городом. Это отражается на качестве и оперативности обслуживания населения городов, вызывает проблемы в выполнении намерений и заданий Правительства по социальному обслуживанию. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений социально-экономической политики страны является реформирование жилищно-коммунального комплекса РФ (ЖКХ).

В ходе модернизации ЖКХ городская власть столкнулась с необходимостью методологической и методической проработки общих проблем развития городов, а также проблем в управлении и стратегии совершенствования городской инфраструктуры. Проблемой является отсутствие и создание единой методологии, обеспечивающей обоснованность дальнейшего развития инновационной экономики в городах России и «подстраивание» под неё городской инфраструктуры.

Отсутствует система методов, позволяющих научно, обоснованно, оперативно решать весь комплекс вопросов, связанных с перестройкой экономики городов на инновационный путь и создание необходимой инфраструктуры с учетом конкретных условий деятельности городов, что выдвигает задачи по пересмотру традиционных подходов к управлению и перестройке систем управления городов.

Современная система муниципального управления во многом является «продолжением» существовавшей до 90-х годов системы административного управления городами, которая не соответствует новой социально-экономической ситуации в России. Также не является адекватным экономическому развитию России опыт зарубежных стран. Существующая в развитых странах мира система муниципального управления выработана с учетом социально-культурных и социально-экономических особенностей этих стран, существенно отличающихся от ситуации в России, что затрудняет возможность прямого использования зарубежного опыта в управлении российскими городами. В большинстве случаев в администрациях городов отсутствуют структуры, в функции которых входит управление развитием города или отдельных его подсистем, в т.ч. инфраструктуры.

Особенностью современной ситуации муниципального управления является жесткая ограниченность ресурсов (финансовых, материальных, организационных и др.) и необходимость не только обеспечивать оперативное управление городом, но и брать на себя функции стратегического управления, обеспечивающего среднесрочную и долгосрочную перспективу города.

В настоящее время в мире только выстраивается новая практика управления городами, которая пока недостаточно изучена и теоретически оформлена. Изучение основных теоретико-практических вопросов современной инфраструктуры, её сущности, природы, механизма управления , места инфраструктуры в инновационных преобразованиях экономики города, как системы жизнеобеспечения города следует проводить с позиций создания общих условий жизнедеятельности населения и функционирования производства. Управление, как деятельность, направлено на изменение протекающих социально-экономических процессов и фокусируется на изменении направления активности отдельных личностей, организаций и больших социальных групп. При анализе системы управления городом необходимо выделить базовые процессы, определяющие действительность города и провести анализ существующей системы муниципального управления как обеспечивающей или не обеспечивающей существование и развитие города. Следовательно, первым пунктом анализа является анализ соответствия/несоответствия существующей системы управления уровню сложности объекта управления (управляемой системы), как система управления городом отвечает за базовые городские процессы - воспроизводство, развитие и реформирование ЖКХ. Анализ структурно-функциональной схемы администрации города, позволяет определить какими процессами она управляет / не управляет.

Руководству города нужны знания об экономической значимости и трансформации инфраструктур; ясное понимание природы инфраструктуры города; механизмы функционирования всех элементов инфраструктуры города; изучить современные методики анализа внешней среды, анализа экономических затрат деятельности инфраструктуры города; анализ ресурсного обеспечения создания различных видов инфраструктур; видеть проблемы функционирования инфраструктуры города в условиях конкуренции с транснациональными компании <Дженераль Дез'О>, <Лионез Дез'О>, <Сер Интернациональ>, <Шлюмберже> и т.д; иметь представление о стратегическом развитии современной инфраструктуры города;

Современное экономическое мышление, позволяющее принимать управленческие и финансовые решения в части управления элементами инфраструктуры города, а также организовывать их выполнение как на стороне публичной власти, так и на стороне бизнес-структур.

Главной проблемой управления коммунальным комплексом муниципального образования в настоящее время является: техническое состояние коммунальной инфраструктуры, которое характеризуется высоким уровнем износа, низким коэффициентом полезного действия оборудования и значительными потерями энергоносителей, которые в свою очередь так же обуславливается уровнем износа.

Жилищно-коммунальный комплекс представлен муниципальными предприятиями, осуществляющими выработку и реализацию коммунальных услуг населению, бюджетным и прочим организациям и управляющими компаниями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами в городе.

Объективно повышенные эксплуатационные издержки, связанные с продолжительным отопительным периодом, высокой стоимостью электроэнергии, используемой на приготовление тепла, в сочетании с высоким уровнем условно постоянных затрат, дополняются последствиями применения морально и физически устаревающего оборудования, неэффективных технологий.

Всё это приводит к большим потерям в сетях, изношенность которых около 63%, высоким затратам, росту себестоимости предоставляемых коммунальных услуг, убыточности жилищно-коммунального хозяйства и отражается на расходах муниципального бюджета. Убыточность жилищно-коммунальных услуг зависит и от вида оказываемых услуг. Так, в абсолютном выражении, наибольший убыток приносят услуги электроснабжения. Износ линий электропередач, генерирующего и вспомогательного оборудования составляет более 67%. Финансовые средства бюджета, направляемые на покрытие убытков, возникающих при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, не покрывают полностью поне-

сенных расходов на производство данных услуг, в том числе и на ремонт и восстановление основных средств.

Усугубляет ситуацию рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, воду, что приводит к повышению расходов бюджетов всех уровней на оплату потребленных энергоресурсов организациями, финансируемыми из бюджетов городов, органов местного самоуправлении и ложится тяжёлым бременем на население.

Эти негативные последствия обуславливают объективную необходимость экономии энергоресурсов, повышения уровня учета энергоресурсов и актуальность проведения целенаправленной политики энергосбережения и реорганизацию системы управления ЖКХ, системы учёта объёмов, качества, компетентности, профессионализма и оплаты труда работников коммунальных служб.

В нынешних условиях тарификации услуг ЖКХ финансовые средства предусматриваются только на текущий ремонт для поддержания изношенных фондов в рабочем состоянии, но не покрывающих действительно необходимые объемы финансовых средств на поддержание работоспособного состояния объектов ЖКХ, что в конечном итоге несет угрозу усиления кризисных явлений.

Инвестиционный потенциал коммунальных предприятий, который может быть мобилизован в рамках действующей системы формирования тарифов, составляет менее 6% от расходов коммунальных предприятий. Этого явно недостаточно для решения задач по капитальному ремонту инженерных сетей и обновления основных фондов.

В то же время треть населения городов не в состоянии оплачивать растущие тарифы за коммунальные услуги.

Приведенные выше факторы предопределяют заведомо низкий финансовый потенциал предприятий ЖКХ района при объективно более высоких затратах для обеспечения минимальных стандартов качества услуг.

Исходя из приоритетов государственной политики в части реформирования ЖКХ, по мнению автора следует:

-провести мониторинг состояния всех видов городской инфраструктуры, включая коммунальную, для определения фактического состояния и определения объёмов работ по замене, модернизации и капитальному ремонту;

- разработать программу модернизации инфраструктур города с разбивкой работ по годам с точным указанием объёмов, стоимости работ и ответственных лиц;

-создать комитет по инфраструктуре в рамках Правительства города, поручив ему осуществлять тарифную политику за инфраструктурные и коммунальные услуги и реорганизацию системы управления ЖКХ города. Ныне действующие системы управления работают неэффективно, себя не оправдывают и не обеспечивают рациональное и целевое расходование бюджетных ассигнований и растущих тарифных поступлений от населения за коммунальные услуги;

-при этом руководствоваться следующими факторами, определяющими качество работы управленческих компаний и коммунальных предприятий:

качество управления компанией ЖКХ; потенциал предприятия; показатель профессиональной подготовки кадров, текучесть кадров; показатель автоматизации и информатизации производства; применение рыночных методов управления (маркетинговое исследование, бизнес-планирование, структурный анализ, реструктуризация, программно-целевые методы управления, мониторинг надёжности предоставления и качества услуг ЖКХ, внедрение ресурсосберегающих технологий, программа стратегического развития и повышения конкурентоспособности);

- развивать конкурентоспособность как определяющий фактор упорядочения цен, стимул инновационных процессов и способствует вытеснению из производства неэффективных компаний, рациональному использованию ресурсов, предупреждает диктатуру производителей-монополистов по отношению к потребителю, а так же определяется как характеристика товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента по степени удовлетворения конкурентной общей потребности.

Вышеприведённые мероприятия предопределяют устойчивое функционирование инфраструктуры города, ЖКХ и общее развитие города.

Литература:

1. Кузнецова А.И. Инфраструктура. Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства: Геоэкономический подход. А.И. Кузнецова Изд-во

ООО «КомКНИГА» - М., 2013. Лауреат конкурса на лучшую книгу среди преподавателей. Конкурс «Развитие отечественного образования» г. Сочи. Переведена на узбекский язык.

2. Кузнецова А. И. Инфраструктура как необходимое условие устойчивого развития инновационной экономики города / А. И. Кузнецова // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2012. - №1.

3. Кузнецова А.И. Инфраструктурный подход - инновационный метод обеспечения равновесия и устойчивости экономического развития города / А.И. Кузнецова // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2013.

№3(5). - С.

4. Кузнецова А. И. Переосмысление традиционных подходов к организации государственного администрирования в современном городе / А. И. Кузнецова/ Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2013. - №2 (4).

5. Кузнецова А.И. Инфраструктура как научный компонент экономического и социального развития городов России / А. И. Кузнецова // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2014. - №1(7).

6. Ефимов В.С. Стратегическое управление городом. Курс лекций. Красноярск: РИО СФУ, 2007, 243 с.

УДК 621.3

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ» РОССИИ НА ОСНОВЕ ПЕРЕХОДА К ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Фотин В.С., соискатель Российского государственного гуманитарного университета, Москва, Россия, e-mail: instityteb@mail.ru

В статье рассматриваются проблемы обеспечения «научно-технической суверенности» Россиина основе конфигурирования инвестиционно-производственных циклов и кооперационных цепочек путем координирования корпоративно-структурированных потоков материальных, финансовых ресурсов и инноваций.

Ключевые слова: управление, импортозамещение, промышленность, инфраструктурные проекты.

STRATEGIC APPROACHES TO «SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY» OF RUSSIA ON THE BASIS OF TRANSITION TO IMPORT

SUBSTITUTION IN INDUSTRY

Fotin V., the applicant of the Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, e-mail: instityteb@mail.ru

The article considers the problem of "scientific and technological sovereignty" of Russia on the basis of investment and configuration of production cycles and cooperative chains by coordinating corporate-structured flow of material, financial resources and innovation.

Keywords: management, import substitution industries, infrastructure projects.

Современная ситуация определяет необходимость трансформации механизмов управления научно-техническими, экономическими и организационными процессами развития мета-агрегированной индустриальной инфраструктуры с опорой на мета-агрегированную агломерацию индустриальной инфраструктуры России и других стран - участниц Таможенного союза с учетом интеграции экономического пространства и товарных и финансовых рынков. Такая трансформация должна обеспечивать возможность практической реализации комплексного подхода к решению задачи продвижения к информационно-аналитическим форматам обеспечения «научно-технической суверенности» [с ролью России как стратегического партнера и системного интегратора инновационно-сырьевых потоков] с опорой на механизмы обеспечения «научно-технической суверенности» России и других стран - участниц Таможенного союза с использованием инфраструктурно-узловых принципов на основе развития информационно-аналитической полицентрической системы управления процессами импортозамещающего промышленного производства.

Необходимо изменение траектории развития научно-производственных систем путем продвижения к осуществлению модернизационных преобразований в России для достижения критериев эффективности, конкурентоспособности и сбалансированности импортозамещения в рамках научно-производственной базы для реиндустриализациис ориентацией на формирование замкнутых инвестиционно-производственных циклов с опорой на индустриальную инфраструктуру промышленности России [7]. Требуемые управленческие эффекты могут быть достигнуты путем цифровизации управления экономическим пространством для балансирования в рамках массива наиболее значимых материальных, финансовых ресурсов и инноваций, а также для совершенствования возможностей производства и сбыта товарной продукции и инноваций, в т.ч. замещения одного источника инвестиций другим [9]. Цифровизация систем и процедур управления с опорой на возможности информационно-аналитических технологий оптимизации управления импортозамещающим промышленным производством

и сбытом может быть реализована с опорой на цифровизацию бизнес-процессов средств связи и вычислительной техники для интероперабельности бизнес-процессов на всех уровнях управления [2]. Требуется также координация взаимодействия различных хозяйствующих субъектов в собственности (или управлении) которых, находятся производственные мощности и логистические системы, обеспечивающие научно-техническое единство процессов производства, транспортировки и сбыта промышленной продукции, а также других материальных ресурсов и инноваций [12].

Оптимизация такого развития в нашей стране требует конфигурирования инвестиционно-производственных циклов и кооперационных цепочек на основе координирования корпоративно-структурированных потоков материальных, финансовых ресурсов и инноваций [1].

В рамках предлагаемого подхода целесообразно координирование узловых центров индустриальной инфраструктуры, оперирующих российскими материальными, финансовыми ресурсами и инновациями в нашей стране и за ее пределами с ориентацией в экономике России на балансирование системно интегрированных пакетов материальных, финансовых ресурсов и инноваций с выходом на единый массив добавленной стоимости [13].

Для решения рассматриваемых задач необходимо создание интегрированной оперативно-организационной системы с опорой на цифровизацию бизнес-процессов с элементами информационной сети в инновационно-ориентированных отраслях и секторах экономики России с полицентрической оптимизацией оборота материальных, финансовых ресурсов и инноваций в научно-производственных альянсах разного уровня [3]. Предлагаемая система сможет стать основой комплексной интеграции организационного управления всем спектром различных инновационных кластеров и других форм агрегации научно-производственной базы для реиндустриализации как основы импортозамещения на территориально-корпоративном уровнях [10].

Таким образом: разработку стратегии формирования узловых центров индустриальной инфраструктуры с ключевым сегментом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.