Научная статья на тему 'Инфраструктурные факторы инновационного преобразования региональных экономических систем'

Инфраструктурные факторы инновационного преобразования региональных экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1126
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЗОУРОВЕНЬ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ФАКТОР / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОММУНИКАЦИОННО-ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / MESOLEVEL / INFRASTRUCTURE FACTOR / INNOVATIVE ECONOMY / COMMUNICATION AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колотовкина И. Ю.

В статье рассматривается особая роль инфраструктуры в повышении роста экономического и социального развития экономики на мезоуровне. Раскрывается значение инфраструктурного фактора как ресурса, движущей силы, определяющего характер процесса перехода на инновационную экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURE FACTORS OF INNOVATIVE TRANSFORMATION OF REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS

In article the special role of an infrastructure in increase of growth of economic and social development of economical systems at mesolevel is considered. The meaning of an infrastructure factor as resource, the motive power, process of transition defining nature on innovative economy reveals.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурные факторы инновационного преобразования региональных экономических систем»

левое использование этих ресурсов. При этом конкретные объекты финансирования регион определяет самостоятельно, за центром остается только функция контроля эффективности использования выделенных средств. Вместе с тем, полная децентрализация ресурсов невозможна, хотя бы потому, что центр должен также обладать достаточно мощной ресурсной базой для решения различного рода общегосударственных задач, в том числе задач, связанных с устранением значительных разрывов в уровнях социально-экономического развития регионов, которые в условиях полной децентрализации ресурсов, могут привести к разрушению государственной целостности.

Таким образом, бюджетное планирование развития регионов должно быть ориентировано на установление определенного баланса в распределении функций и полномочий между центром и субъектами федерации, при котором обеспечивалась бы возможность самостоятельного хозяйственного развития регионов при

сохранении единого экономического пространства страны и условий для проведения общенациональной экономической политики.

Литература:

1. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития / В.П. Горегляд. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. -229 с.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М., ГУ -Высшая школа экономики, 2003.

3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. -М.: Прогресс, 1978. С.118

4. Проект федерального закона «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации»

5. Финансы и кредит: Учеб./ Под ред. Д-ра экон. наук проф. П.В. Шичкина. - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2000. - 196 с.

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Колотовкина И.Ю., соискатель Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова

В статье рассматривается особая роль инфраструктуры в повышении роста экономического и социального развития экономики на мезоуровне. Раскрывается значение инфраструктурного фактора как ресурса, движущей силы, определяющего характер процесса перехода на инновационную экономику.

Ключевые слова: мезоуровень, инфраструктурный фактор, инновационная экономика, коммуникационно-транспортная инфраструктура.

INFRASTRUCTURE FACTORS OF INNOVATIVE TRANSFORMATION OF REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS

Kolotovkina I., the applicant, Institute of international law and economy of. A.S.Griboedov

In article the special role of an infrastructure in increase of growth of economic and social development of economical systems at mesolevel is considered. The meaning of an infrastructure factor as resource, the motive power, process of transition defining nature on innovative economy reveals.

Keywords: mesolevel, infrastructure factor, innovative economy, communication and transport infrastructure.

Отрасль, область или сферу, в которой ведется конкурентная борьба можно назвать конкурентным полем, а условия соперничества - конкурентной средой. Соревнование между отдельными субъектами конкурентной борьбы может идти на конкурентных полях различных агрегатных уровней: микроуровень - это конкретные виды продукции, отдельные производства, предприятия; мезо-уровень - отдельные регионы, отдельные отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм конгломератного типа; макроуровень - народнохозяйственные комплексы, национальные экономики. Мезоуровень конкурентного поля может иметь как национальный, так и международный масштабы. Макроуровневые факторы характеризуют общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и многое другое.

Мезоуровень как система отражает представления о том, что различные элементы (регионы, отрасли), соединяясь, приобретают новое качество, которое отсутствует у каждого из них в отдельности. Объединение элементов создает новое качество благодаря связям в системе. Именно связи осуществляют перенос свойств каждого элемента системы ко всем остальным элементам. Такие качества являются системными, интегральными, подчеркивая тем самым, что они присущи только системам, а не их отдельным элементам.

Регионам принадлежит особая роль в повышении роста экономического и социального развития экономики на мезоуровне. Без осмысления роли и места, учета своеобразия регионов, уровня их развития, дифференциации, проблем, связанных с уровнем инфраструктурных условий, уровнем развития регионального менеджмента невозможно реализовать переход на инновационное развитие на мезоуровне.

Регион - как открытая система, обменивается с внешней средой энергией, материалами, товарами, людьми и идеями. Без этого нельзя выжить и победить в конкурентной борьбе. Автор рассматривает регион не столько как организацию, осуществляющую набор различных функций, сколько как единый организм, систему,

и в то же время, как часть многих более широких систем: экономических, политических, информационных, социокультурных и т.д.

Как и любой быстро развивающийся организм, современный регион подвержен «болезням роста». Наиболее серьезная из них -неравномерность развития, в основном, за счет сырьевого сектора. В первую очередь, развиваются те органы, системы и направления, которые дают быструю экономическую отдачу, такие, например, как нефтегазовый комплекс, расширение перечня предоставляемых услуг, поиск новых рынков. И существенно уступает, а порой и отсутствует реальный сектор экономики; в начальной стадии находится инновационная деятельность.

Экономика регионов и их хозяйственные связи с эволюционной точки зрения рассматриваются также как сложная самоорганизующаяся система, одним из элементов которой является инфраструктура. Современной рыночной экономике региона присущ чрезвычайный динамизм, изменчивость и внешней, и внутренней среды. Вследствие этого возникает необходимость создания системы адаптивного развития региональной, межрегиональной, национальной (федеральной) инфраструктуры.

Инфраструктурный фактор - ресурс, движущая сила развития инновационной экономики России, определяющий характер процесса перехода на инновационную экономику.

Выделение инфраструктуры как части хозяйственной системы направлено на создание условий для перехода на инновационную экономику. В теоретическом плане выделение инфраструктуры как научного компонента экономического и социального развития народного хозяйства связано с развитием производства и воспроизводства, развитием национального и регионального рынка, возникновением различных технологических укладов и как парадигмы научно-технического прогресса.

В прикладном плане инфраструктура рассматривается как один из вторичных элементов народно-хозяйственных задач. Понятие «инфраструктура» употребляется довольно широко, но трактуется по-разному. Некоторые употребляют слово «инфраструктура», а на самом деле речь идет о материально-технической базе или имену-

ют производственной отраслью экономики «информационно - техническую инфраструктуру».

Экономическая среда на мезоуровне как совокупность экономических условий, определяется уровнем экономического развития, состоянием инфраструктуры, рынков ресурсов и готовой продукции, курсом валют, инфляцией, процентными ставками, показателями экономического роста.

Ниже, в табл.1, приведем влияние различных факторов на экономическую среду и покажем их противоречивость.

Как видим из таблицы, «развитие инфраструктуры» - один из важнейших факторов, который способствует экономическому развитию страны, в т.ч. и на мезоуровне, создавая условия для развития «структур».

Под инновационной инфраструктурой на мезоуровне понимается экономическая производственная подсистема, (часть общественного производства), где используется живой труд, а в качестве деятельности производятся услуги: производственного и непроизводственного характера, где не создается прибавочной стоимости, а обеспечиваются жизненно важные условия существования общества на основе инноваций. Инфраструктура обладает всеми признаками и свойствами системы; имеет самостоятельное научное и практическое значение; создает условия жизнедеятельности; включена в реализацию общегосударственной функции по защите социально-экономических интересов России»[1].

Инфраструктурные отрасли - совокупность отраслей, которые производят общественно-полезные услуги, необходимые для развития экономики. В зависимости от конституирующих-основопо-лагающих и специфических признаков подразделяются на инфраструктуру: производственную, социальную, институциональную, транспортную (воздушная, железнодорожная, морская (включая паромную переправу), автомобильная, трубопроводная), космическую, спортивную, таможенную, информационную и т.д.

Все виды инфраструктур вызваны необходимостью в комплексном внутриотраслевом развитии и развитии коммуникаций транспорта, коммуникаций информатики и связи, электроэнергетики, материально-технического снабжения, науки, образования, здравоохранения, туризма, жилищно-коммунального хозяйства, сети дорог, магистралей тепло-газо-водоснабжения, трубопроводного транспорта, транспортно-снабженческие, ЖКХ, инженерное хозяйство, система инженерно-технических сооружений: каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэродромов, складов и др.

На практике резкое изменение экономического уклада в стране, социально-экономические и политические реорганизации, перестройка, глобальные и геоэкономические процессы, изменения технологических укладов, отсутствие надлежащего государственного регулирования и управления инфраструктурой не могло не отразиться на жизни любого из регионов. Произошло практически полное разрушение производственно - хозяйственных, экономичес-

Таблица 1. Влияния различных факторов на экономическую среду и их противоречивость

№ п/п Факторы Способствуют (+) Затрудняют (-)

1. Природные ресурсы России да

2. Трудовые ресурсы России (количество, уровень образования, квалификации, культуры) да

3. Территория страны (размеры, региональные и национальные особенности) да

4. Национальный менталитет (образ жизни, деятельности, психология, традиции, привычки населения) да

5. Международные отношения (международное положение страны, отношение различных, в том числе развитых, стран к рыночным преобразованиям в России) да

6. Государственно-политическое устройство страны (государственные органы власти и управления) да

7. Действующее законодательство, регламентирующее переход к рыночной экономике Да

8. Состояние правопорядка в стране да

9. Отношения собственности (государственной, коллективной,кооперативной,частной, муниципальной) да

10. Монополизация экономики да

11. Состояние развития конкуренции Да

12. Развитие инфраструктуры (информации, транспорта, связи, банковской системы, товароснабжения и товародвижения, маркетинга, рекламы, страхового дела, аудита) Да

13. Уровень экономического развития страны (объемы и динамика производства, производительности труда) да

14. Инфляция (уровень и динамика) да

15. Налогообложение (уровень и динамика) да

16. Уровень жизни населения (зарплата, пенсии, пособия, стипендии) да

17. Безработица да

18. Социальная защищенность населения (система трудоустройства, подготовки и переподготовки кадров, уровень минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий) да

19. Конвертируемость рубля (параллельное обращение национальной и иностранной валют) да

ких и финансовых связей не только внутри региона, но и во взаимоотношениях с потребителями и поставщиками; устаревающая, изношенная и не обновляемая инфраструктура не соответствует новым экономическим и социальным задачам развития. Конкурентоспособность экономики на мезоуровне в России и всей национальной экономики страны с мировой экономикой зависит от способности страны и регионов в кратчайшие сроки создать новую, инновационную инфраструктуру: износ существующей настолько велик, что капитальный ремонт и модернизация не спасут положение дел в этой области. Существующие региональные различия в практике инфраструктурного обустройства, приводят к ежегодным потерям в 2-3% ВВП. Существующие и ныне действующие (в основном морально и физически устаревшие) элементы: слаборазвитые транспортная и производственная инфраструктуры, энергетическая инфраструктура (наличие изолированно работающих энергосистем и энергорайонов, затратность и неэффективность структуры энергоисточников, высокие тарифы на электроэнергию) - прямо или косвенно продолжают оставаться основным ограничителем осуществления любых видов деятельности на мезоуровне, причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг. Инфраструктурная индустрия не в состоянии обеспечить развитие инновационной экономики.

Инфраструктурный фактор является уровнем детерминизма, отображением тех экономических, научных и производственных процессов, которые происходят в мире, в России и ее регионах. Инфраструктура общественного пользования всегда создавалась усилиями государств. Создавая наиболее благоприятные инфраструктурные условия, страна обеспечивает себе лидерство в международной конкуренции и экономический рост в целом.

Инфраструктурные условия способствуют созданию конкурентных преимуществ, а могут и препятствовать их появлению. Например, иностранные компании не рискуют инвестировать российскую промышленность в силу необходимости создавать инфраструктуру за счет средств компаний.

Инфраструктурные факторы - факторы конкурентоспособности подразделяются на основные, которые достаются от природы и развитые, которые создаются большим трудом - высококвалифицированный персонал и инфраструктура. Только развитые факторы дают стране конкретные преимущества, которые нельзя заимствовать странам-конкурентам.

Развитые факторы требуют значительных инвестиций, окупаемых в долгосрочной перспективе.

Анализ факторных условий подтверждает, что устойчивые конкурентные преимущества создаются только в той стране, где одновременно и своевременно созданы развитые и основные факторы. Когда в наличии имеются основные факторы, страна развивается благодаря им. Развитые факторы - общественная инфраструктура создаются государством и не должны передаваться во власть монополий, т.к. снижается привлечение инвестиций в эту сферу.

В динамично изменяющейся среде жизнедеятельности инфраструктурный фактор проявляется как «процессное предприятие». Речь идет об инфраструктурном обустройстве (производственном, институциональном, социальном, рыночном, таможенном и т.д.), как целостном процессе, создающем экономическую организацию, обеспечивающую высокое качество деятельности, создающем максимальный комфорт, максимальную полезность.

Инфраструктурный фактор для развития экономики, особенно в части развития производства и воспроизводства, не требует особого подтверждения или обоснования. Ясно, что без наличия производственной инфраструктуры (зданий и административно-хозяйственных сооружений, транспортных систем, инженерных, коммунальных сооружений и т. д.) ни одно предприятие не выпустит продукцию.

Более важная функция у инфраструктурного фактора - создавать условия жизнедеятельности и определенное качество жизни в густонаселенных промышленно-насыщенных больших городах: коммуникационно-транспортная и социальная инфраструктура. Всякий большой город рождается дважды. Первый раз - как пешеходное поселение; второй раз - как промышленный и информационный центр обширного региона, узел разветвленной сети транспортных магистралей.

Инфраструктурный формат - это, прежде всего, способ видения каждой отдельной задачи как части общей сверхзадачи: развитие транспортной инфраструктуры, например, прослеживается по этапам развития структурных элементов цивилизации. Начавшись

с сотни - двух извозчиков, транспорт за последние полтораста лет вырос в гигантский технополис.

Главная принципиальная задача транспортной инфраструктуры - втянуть измеряемые временем расстояния в пределы социальной нормы.

Однако научно-технический прогресс, переустроивший всю цивилизацию, начинает стремительно умножать сложность инфраструктурного фактора на мезоуровне. При многократном возрастании интенсивности транспортных потоков, старая логика здравого смысла в инфраструктурном обустройстве уже неприменима. Необходимо разработать Генеральную схему развития транспортной системы страны. Муниципальные, региональные, городские сети автодорог должны планироваться исходя и в соответствии с Генеральной схемой развития транспортной системы страны.

Социальная и экономическая эффективность каждой отдельной транспортной «ветки» должна отсчитываться от инфраструктуры в целом. Только тогда можно говорить о настоящей рациональности решения. При долговременном планировании транспортная инфраструктура играет главенствующую роль (занимает ведущее положение). Сложность заключается в том, что транспортная инфраструктура города не существует отдельно от его застройки. Если мы хотим изменить инфраструктуру целесообразным образом: экономически, технически и экологически, то мы волей и неволей обязываем себя изменить и принцип освоения территорий.

Инфраструктура, с одной стороны, создается как ответ на появление и развитие жизни на земле как среда выживания, особенно на ранних стадиях ее развития и трансформируется при переходе на новый виток развития цивилизации - как неотъемлемая составляющая развития общественного производства и социальной жизни. С другой стороны, является фундаментом, условием для цивилизационного развития; отображает также такой субъективный фактор как влияние Личности и Государства в организации и управлении инфраструктурой.

Коммуникационно-транспортная инфраструктура обеспечивает измеряемые временем расстояния и пределы социальной нормы, создавая для людей комфортные условия жизни в городе. Коммуникационно-транспортная инфраструктура расширяет масштаб инфраструктурного формата, является основой инновационного развития экономики на мезоуровне.

Самая важная роль инфраструктурного фактора заключается в том, что он является движущей силой экономического развития экономики мезоуровня, страны и расцвета российской цивилизации.

Литература:

1. Кузнецова А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. М.: КомКнига, 2011. 456с.

2. Новоселов А.С. Исследование процессов формирования и развития рыночной инфраструктуры в регионе. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук, 1996г. Российская Академия наук. Сибирское отделение Института экономики и организации промышленного производства. Новосибирск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.