МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА (НА ПРИМЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ)
Носкова Елена Викторовна,
к.э.н., доцент, зам. зав. кафедрой маркетинга и коммерции, Дальневосточный федеральный университет, Руководитель проектов Центра маркетинговых исследований ТГЭУ noskova05@mail.ru
Постановка проблемы. Любая исследовательская проблема требует особого подхода к ее решению. Отправной точкой исследовательской работы является разработка методического подхода к ее осуществлению. Идея написания данной статьи родилась по причине отсутствия универсальных подходов к планированию исследования конъюнктуры товарных рынков. Более того, зачастую сложно преломить теорию на практику, иногда очевидные вещи методического плана неверно трактуются специалистами-практиками, что в конечном счете снижает результативность и ставит под сомнение ряд выводов, полученных в ходе исследования. В рамках данной статьи мы поделимся опытом планирования исследований конъюнктуры товарного рынка на примере рынка недвижимости. В будущем мы планируем разработать методики проведения исследований
конъюнктуры различных товарных рынков: рынка услуг, промышленных рынков, рынка товаров некоммерческого сектора и проч.
Также считаем важным отметить, что в настоящее время конъюнктурные исследования необоснованно забыты. В процессе детального изучения заявленной проблемы мы столкнулись с тем, что специализированные издания по конъюнктуре датируются прошлым веком, в настоящее время подобной проблеме уделяется недостаточно внимания.
Актуальность темы исследования. Актуальность изучения рынка недвижимости заключается в том, что он, отражая все проблемы нестабильной мировой и российской экономики, характеризуется неравномерным развитием, колебаниями цен и других показателей, свидетельствующих о состоянии рынка, и вме-
сте с тем представляет собой перспективную сферу инвестирования, поэтому возникает потребность в анализе и прогнозировании конъюнктуры рынка. В связи с этим существует необходимость изучения ситуации и тенденций развития конъюнктуры рынка недвижимости, чтобы впоследствии постараться спрогнозировать дальнейшее изменение цен и спроса под влиянием различных факторов.
Планирование исследования (инструментарий). Основным инструментом методического подхода является программа исследования. Грамотно составленная программа учитывает специфику и значение проблемы исследования, детализирует методы, необходимые для получения искомой информации, с помощью которой следует структурировать и решать проблему исследования. Процесс исследования рынка недвижимости включает в себя ряд этапов, которые нужно учесть при составлении исследовательского проекта (табл. 1).
Таким образом, приведенный план отражает цели и задачи исследования, методы его проведения, источники вторичной информации, методы сбора пер-
Таблица 1
Характеристика этапов программы исследования рынка недвижимости (на примере отдельного муниципального образования)
Этап программы Характеристика этапа
1 Изложение проблемы, целей и задач исследования
1.1 Проблемы исследования а) проблема, требующая решения - оценка состояния и особенностей развития рынка недвижимости г. Владивостока;
б) проблема, требующая исследования - исследование процессов, складывающихся на рынке недвижимости мира, России, Приморского края и г. Владивостока.
1.2 Цель исследования Изучение состояния и тенденций развития конъюнктуры рынка недвижимости г. Владивостока.
1.3 Задачи исследования а) оценка состояния и тенденций развития рынка недвижимости г. Владивостока; б) изучение конъюнктуры рынка недвижимости г. Владивостока, в том числе: 1) изучение и анализ предложения на рынке недвижимости, 2) изучение и анализ конкуренции на рынке недвижимости, 3) изучение и анализ спроса на рынке недвижимости, 4) характеристика конъюнктурообразующих факторов на рынке недвижимости, в) прогнозирование конъюнктуры рынка недвижимости г. Владивостока на основе собранной информации.
2 Выбор проекта исследования
2.1 Вид исследовательского проекта Описательное исследование, так как необходимо с помощью определенных методов отобразить состояние рынка недвижимости г. Владивостока, охарактеризовать спрос и предложение, а также сделать прогноз развития рынка на ближайшую перспективу.
2.2 Объект исследования Объектом исследования являются участники рынка недвижимости г. Владивостока.
3 Определение методов проведения исследования
3.1 Методы проведения исследования а) кабинетное исследование - изучение вторичных данных; б) полевое исследование с использованием количественных и качественных методов сбора данных; в) прогнозирование с использованием трендового моделирования и корреляционно-регрессионного анализа.
4 Сбор информации
4.1 Вторичная информация В качестве источников вторичных данных рассматриваются: - статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Госстроя Российской Федерации; - пресс-релизы компаний, отраслевые и экспертные оценки СМИ; - отраслевая литература; - интернет-источники и др.
4.2 Первичная информация Источники первичной информации: - результаты опроса потребителей рынка жилой недвижимости (физических лиц); - результаты экспертного опроса риелторов и специалистов строительных компаний Владивостока.
4.3 Выборка Выборка для опроса потребителей - квотная детерминированная, квоты сформированы по полу и возрасту, объем составляет 244 человека. Объем выборки для проведения экспертного объема составляет 12 человек (50% риелторов и 50% специалистов из строительных компаний), при выборе экспертов учитываются следующие критерии: - компетентность в области изучения рынка недвижимости г. Владивостока; - стаж практической работы на рынке недвижимости г. Владивостока не менее трех лет; - занимаемая должность не ниже линейного менеджера; - объективность.
4.4 Инструментарий Основной рабочий инструментарий - специально разработанные анкеты для опроса потребителей и для опроса экспертов.
5 Анализ собранной информации
5.1 Анализ данных Результаты сбора первичной и вторичной информации будут содержать: - структурирование рынка и его сегментирование; - анализ предложения, конкуренции, спроса, уровня цен и тенденций развития рынка; - перечень факторов, оказывающих влияние на конъюнктуру рынка недвижимости Владивостока, и их оценку; - прогноз развития рынка недвижимости на ближайшую перспективу.
вичных данных, используемые инструменты и период проведения исследования.
Для реализации такого рода проекта предполагается провести как кабинетное, так и полевое исследование, которые будут включать поиск информации по определенным направлениям (табл. 2).
На этапе сбора вторичной информации целесообразно использовать материалы сборников Федеральной службы государственной статистики по России и Приморскому краю, Госстроя Российской Федерации, Федерального Агентства по строительству и ЖКХ, журналов («Биржа недвижимости в При-
морье», «Российская недвижимость», «Законодательство»), информацию со специализированных сайтов сети Интернет. Собранная вторичная информация будет обрабатываться с использованием форм, отражающих специфику выделенных параметров и представленных в таблице 3.
Таблица 2
Направления исследования рынка недвижимости г. Владивостока
Направление исследования Характеристика
1 Состояние рынка недвижимости г. Владивостока а) число построенных жилых помещений и их средний размер; б) основные строительные компании г. Владивостока; в) количество и характеристики возводимых жилых объектов отдельными компаниями-застройщиками г. Владивостока.
2 Тенденции развития рынка недвижимости г. Владивостока а) общие тенденции развития рынка недвижимости; б) динамика изменения стоимости 1 кв. метра различных типов жилья на первичном и вторичном рынках жилья г. Владивостока, %.
3 Характеристика предложения на рынке недвижимости г. Владивостока а) количество основных операторов рынка недвижимости, направления их деятельности, технологии строительства, основные бренды, дипломы и награды; б) доли основных операторов рынка; в) структура предложения жилья на первичном и вторичном рынках г. Владивостока.
4 Анализ спроса на рынке недвижимости г. Владивостока а) цели приобретения жилья; б) частота приобретения недвижимости разной стоимости; в) предпочтения потребителей относительно типа рынка, площади приобретаемой недвижимости.
5 Характеристика конъюн ктурообра-зующих факторов а) характеристика экономических, политических, социальных, географических, научно-технических и других конъюнктурообразующих факторов, тенденций под влиянием законодательства, экономических, политических, научно-технических и других факторов; б) оценка влияния выявленных факторов на конъюнктуру рынка недвижимости г. Владивостока.
Таблица 3
Основные формы анализа вторичных данных
Направление исследования
Форма для анализа данных
Таблица - Ввод в действие жилых домов
Территория 2000 2012
1 Российская Федерация, млн кв. м
прирост, %
2 Дальневосточный федеральный округ, тыс. кв. м
прирост, %
3 Приморский край, тыс. кв. м
прирост, %
4 Владивосток, тыс. кв. м
прирост, %
Таблица - Число построенных квартир и их средний размер
1 Состояние рынка недвижимости г. Владивостока
Показатели 2000 2005 2006 2007 2012
Число квартир, ед.
прирост, %
Средний размер квартир, кв. м
прирост, %
Из них по видам квартир, ед.:
однокомнатные
четырехкомнатные и более
Таблица - Количество возводимых жилых объектов отдельными компаниями-застройщиками г. Владивостока
Название предприятия Год основания Количество строящихся объектов Диапазон цен, тыс. руб./кв. м
Эконом Бизнес Премиум
Таблица 3 (Окончание)
Направление исследования
Форма для анализа данных
Таблица - Характеристика основных строительных компаний
2 Характеристика предложения на рынке недвижимости г. Владивостока
Название Год создания Направления деятельности Технология строительства Основные бренды Дипломы и награды
Таблица - Доли основных компаний-застройщиков
Компания Количество объектов Доля рынка, % Площадь, кв. м Доля рынка, %
Таблица - Характеристика нового жилья в г. Владивостоке
Стоимость, тыс. руб./кв. м Расположение Характеристика Срок сдачи Готовность
3 Характеристика конъюнкту-рообразующих факторов
Таблица - Характеристика конъюнктурообразующих факторов на рынке недвижимости г. Владивостока
Группа факторов Вид фактора Тенденция ■-■ влияние ■+■влияние
Экономические
Научно-технические
Таблица 4
Подход к проведению опроса потребителей рынка жилой недвижимости г. Владивостока
Элемент Характеристика
Цель Цель проведения опроса потребителей - анализ спроса на рынке недвижимости г. Владивостока.
Задачи Основными задачами опроса являются: - определение целей приобретения жилья; - выявление частоты приобретения недвижимости разной стоимости; - характеристика предпочтений потребителей относительно типа рынка, площади приобретаемой недвижимости и др. параметров; - характеристика способов покупки жилой недвижимости; - характеристика поведения потребителей при поиске недвижимости; - определение степени удовлетворенности уже купленной жилой недвижимостью.
Выборка Объем выборки для проведения опроса потребителей рынка жилой недвижимости г. Владивостока составляет 244 человека.
Метод сбора данных Анкетирование.
Инструментарий В качестве инструментария выступает специально разработанная анкета, которая содержит: а) отборочные вопросы; б) процесс покупки недвижимости; в) способы покупки недвижимости; г) поведение потребителей при поиске недвижимости; д) степень удовлетворенности недвижимостью; е) социально-демографичекие данные респондентов.
Границы исследования Рынок недвижимости РФ, Приморского края и г. Владивостока
Далее необходимо описать подход к проведению опроса потребителей, его цели, задачи, определить используемый инструментарий и границы исследования (табл. 4).
Генеральная совокупность представлена жителями г. Владивостока, которые приобрели жилую недвижимость в течение трех прошедших лет или соби-
раются приобрести жилье в течение двух предстоящих лет. Суть метода расчета выборки заключается в предположении, что спрос на недвижимость формируется как под влиянием внутреннего, так и под влиянием инорайонного спроса (иногородние студенты и миграция). Таким образом, в генеральную совокупность были включены домохозяйства, имеющие ма-
териальную возможность приобретения недвижимости (по официальным данным таковых в Приморском крае 16%), обеспеченная часть студентов (предположительно от 5 до 10%) и некоторая доля мигрантов (5%). По данным Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, в г. Владивостоке зарегистрировано:
♦ всего семей/домохозяйств 237 341 ед.;
♦ всего студентов — 72 045 чел.;
♦ миграция — 7 778 чел. Таким образом, объем генеральной совокупности составил 41 966 человек. Объем выборки в данном случае рассчитывается по формуле В. Г. Светунько-
ва*
1
п = -
А2
_1_
Р (1 - Р )2' + N где
п — объем выборки; А — ошибка выборки (в данном случае составляет 5%); р — доля признака в генеральной совокупности (в данном случае принята за 0,2, что рекомендовано при неизвестном значении доли);
/- /-статистика Стьюдента (для выборок размером более 120 человек равна 1,96); N — размер генеральной совокупности (в данном случае взято среднее значение 42 000 исходя из двух расчетных значений).
Для расчета выборки необходимо определить параметры генеральной совокупности. Заранее было установлено, что в опросе могут принимать участие лица не моложе 18 лет. На начало года население г. Владивостока в возрасте от 18 до 59 лет составляло 411 193 человека, из них 48,5% мужчин и 51,5% женщин (табл. 5).
Далее определяется процентное соотношение каждого пола и возраста так, чтобы выборка повторяла структуру генеральной совокупности (табл. 6).
Таким образом, объем выборки при указанных параметрах составил 244 человека. Для исследования была выбрана квотная выборка по полу и возрасту, так как в ней соблюдены основные характеристики и пропорции генеральной совокупности. Квоты используются для того, чтобы выборка и состав совокупности были одинаковыми в отношении характеристик, представляющих интерес. Единственное требование заключает-
ся в том,что выбранные респонденты (элементы) должны соответствовать контрольным характеристикам.
Затем следует описать подход к проведению экспертного опроса, его цели,задачи, методику сбора и анализа данных (табл. 7).
Таким образом, предполагается проведение интервью с респондентами, которое будет проходить по заранее составленному сценарию обсуждения исследуемой темы. Для проведения интервью выбрана очная форма работы с экспертами, так как данный вид позволяет собрать более качественную информацию.
Таблица 5
Численность населения г. Владивосток в возрасте от 18 до 59 лет
Возраст Мужчины Женщины
чел. в % от общего числа чел. в % от общего числа
18-29 71 881 36,0 64 837 30,6
30-39 47 869 24,0 51 028 24,1
40-49 43 058 21,6 46 890 22,2
50-59 36 735 18,4 48 895 23,1
Итого 199 543 100,0 211 650 100,0
Итого генеральная совокупность, чел. 411 193
Таблица 6
Распределение выборочной совокупности по полу и возрасту
Возраст Мужчины, чел. Женщины, чел.
18-29 42 39
30-39 28 30
40-49 26 28
50-59 22 29
Итого 118 126
Итого генеральная совокупность, чел. 244
* Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований [Электронный ресурс]: учебник для вузов / С. Г. Светуньков. -СПб.: Изд-во ДНК, 2003.
Таблица 7
Методический подход к проведению экспертного опроса
Элемент
Характеристика
2
Цель
Цель проведения экспертного опроса сти г. Владивостока.
изучение влияния факторов на конъюнктуру рынка недвижимо-
Задачи
определить, какие из факторов, оказывающих предполагаемое влияние на конъюнктуру рынка недвижимости, имеют наибольшую реальную значимость и могут быть использованы для составления прогноза;
выявить положительный или отрицательный аспект влияния каждого фактора;
выявить относительную значимость каждого фактора в формировании текущей ситуации на рынке.
Порядок проведения
Порядок проведения экспертного опроса включает в себя следующие этапы:
1) постановка проблем;
2) определение круга вопросов;
3) разработка инструментария;
4) проведение опроса;
5) анализ полученных результатов;
6) подведение итогов.
Выборка
Объем выборки для экспертного опроса составляет 12 человек, соотношение риелторов и специалистов строительных компаний - 1:1. При выборе экспертов учитывались следующие критерии:
- компетентность эксперта в области изучения рынка недвижимости;
- стаж практической работы на рынке недвижимости не менее трех лет;
- занимаемая должность не ниже линейного менеджера;
- объективность.
Основной инструментарий
Инструментарием проведения экспертного опроса является анкета, состоящая из трех частей:
- вводная часть (представляет собой вступление, включающее сведения об исследовании, инструкции по заполнению);
- основная часть (содержит вопросы об экономических, политических, социальных, технологических и других факторах, предположительно оказывающих влияние на конъюнктуру рынка недвижимости, и требующих экспертной оценки);
- анкетно-биографическая часть.
Обработка и анализ данных
Обработка информации будет проходить по следующим направлениям:
- правило большинства - выбирается та оценка явления, которой придерживается большинство экспертов (стоит заметить, что эксперты, дающие более достоверные оценки, оказываются в меньшинстве);
- правило авторитета - выбирается то решение, к которому склоняются самые авторитетные эксперты. Для анализа полученной в ходе экспертного опроса информации предполагается использовать следующие формы:
Таблица - Форма для расчета рангов
Номер фактора Номер эксперта Сумма рангов Отклонение от среднего Квадрат отклонения
1 п
1 Инфляция
2 Изменение курса доллара США к рублю
п
Таблица - Форма для расчета весовых коэффициентов
Номер фактора Номер эксперта Сумма весов Средний вес Весовой коэффициент, %
1 п
1 Инфляция
2 Изменение курса доллара США к рублю
п
Для обработки экспертного мнения о тенденциях изменения факторов каждому из четырех вариантов динамики будет присвоено числовое соответствие. Таким образом, шкала для оценки тенденций будет иметь значения от 1 до 4. Также в расчетах шкалы для оценки влияния факторов и веса могут быть преобразованы, чтобы обеспечить ненулевые величины показателей рангов.
Согласованность мнений экспертов необходимо будет оценить по величине коэффициента конкордации:
W
2
3
1
12 5
m
- т
Таблица 7(Окончание)
1 2
Обработка и анализ данных где № - коэффициент конкордации без учета связных рангов; Б - сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения; 6 - число экспертов; т - число объектов экспертизы. Но в нашем случае в оценках экспертов значения рангов могут повторяться, поэтому необходимо использовать коэффициент конкордации с поправкой на связные ранги: 12 5 У ' - 12 ° , 12 (т 3 - т )- 1 £Т,■ / -1 где № - коэффициент конкордации с поправкой на связные ранги; Т - показатель связных рангов в 1-й ранжировке.
При формировании анкеты необходимо формулировать вопросы таким образом, чтобы они не ограничивали экспертов в возможном диапазоне ответов. С этой целью экспертам стоит предоставить возможность оценить не только аспект влияния каждого из предложенных факторов, но и тенденции их развития. Изначально экспертам будет предложено выбрать из четырех вариантов динамики — рост, спад, неизменное состояние/стабилизация и нестабиль-
ное состояние, каждый из которых будет обозначен характерной идеограммой. В случае, если мнение эксперта по поводу данной тенденции не будет укладываться в рамки описанных четырех вариантов, ему будет предложено оставить свой комментарий в специальной графе.
С целью удобства проведения экспертного опроса целесообразно оформить анкету в виде таблицы (табл. 8).
Экспертам будет предложено вначале определить тенденции развития конкретного фактора, а затем указать степень, в которой он воздействует на конъюнктуру рынка (без учета совокупного влияния других факторов). Предполагается предоставить экспертам возможность оценить влияние как положительное или отрицательное по шкале от «-3» до «+3», где:
♦ «0» — «фактор не влияет на конъюнктуру рынка недвижимости Владивостока»;
Таблица 8
Форма анкеты для проведения экспертного опроса
Фактор Тенденция Оценка Вес Комментарий
-3 -2 -1 0 +1 +2 +3
1 Изменение курса доллара США к рублю Т 4 Ф 1 2 3 4 5
2 Инфляция Т 4 Ф 1 2 3 4 5
п Т 4 1 2 3 4 5
♦ «-1» («+1») — «фактор незначительно влияет (положительно либо отрицательно) на конъюнктуру рынка недвижимости г. Владивостока»;
♦ «-2» («+2») — «фактор умеренно влияет (положительно либо отрицательно) на конъюнктуру рынка недвижимости г. Владивостока»;
♦ «—3» («+3») — «фактор сильно влияет (положительно либо отрицательно) на конъюнктуру рынка недвижимости г. Владивостока».
В случае, если фактор имеет как отрицательное, так и положительное воздействие на текущую ситуацию на рынке, эксперты должны будут указать степень этого влияния в обоих случаях, проставив соответствующий знак в отрицательной и положительной областях шкалы.
Для определения степени влияния отдельных факторов в контексте общей ситуации на рынке мы вводим графу «вес», позволяющую экспертам оценить значение каждого фактора в сравнении с остальными по пятибалльной шкале, где «1» — наименьшее, а «5» — наибольшее значение. Вес будет опре-
деляться посредством вычисления доли среднего среди указанных всеми экспертами значения в сумме всех средних значений.
Таким образом, разработанный методический подход к проведению экспертного опроса позволит достичь поставленной цели и использовать полученную информацию о степени влияния различных конъ-юнктурообразующих факторов для дальнейшего анализа и прогнозирования конъюнктуры рынка недвижимости.
После сбора и обработки всей полученной в ходе исследования информации следует приступить к следующему этапу программы — анализу и интерпретации данных. По каждому выявленному количественному показателю будет построен динамический ряд, разработаны диаграммы и графики.
В результате разработанный подход к исследованию позволит оценить состояние, особенности, существующие тенденции и проблемы развития рынка недвижимости г. Владивостока с целью прогнозирования развития конъюнктуры рынка на будущие периоды.
Резюме. Всестороннее исследование конъюнктуры является важной проблемой теории и практики. Экономическая конъюнктура является очень сложной системой: конъюнктура определенного рынка образуется (формируется) под воздействием совокупности факторов разной природы, и эта совокупность настолько отлична и своеобразна, что не повторяется в конъюнктурах аналогичного или другого уровней. В рамках данной статьи предпринята попытка разработки методического подхода к планированию конъюнктуры товарного рынка (на примере недвижимости). Мы попытались свести воедино и логически выстроить алгоритм планирования исследования. Как показывает опыт, ошибки в методическом обеспечении на этапе планирования приводят к недостоверным результатам, которые сложно применять в практике принятия управленческих решений. Надеемся, что результаты статьи вызовут интерес со стороны исследователей и помогут в планировании исследований конъюнктуры товарных рынков.