Научная статья на тему 'Методический подход к планированию исследования конъюнктуры товарного рынка (на примере недвижимости)'

Методический подход к планированию исследования конъюнктуры товарного рынка (на примере недвижимости) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК / ИССЛЕДОВАНИЕ / НЕДВИЖИМОСТЬ / ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / THE MARKET RESEARCH / REAL ESTATE / THE PROBLEM OF RESEARCH / TOOLS / METHODICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носкова Елена Викторовна

В статье представлен оригинальный методический подход к исследованию конъюнктуры товарного рынка (на примере недвижимости). Дана характеристика процесса исследования конъюнктуры товарного рынка: изложение проблемы, целей и задач исследования; выбор проекта исследования; методы проведения исследования; алгоритм сбора и анализа собранной информации. Представлены направления исследования товарного рынка, прописан инструментарий исследования. Разработаны развернутые формы для табулирования данных. Предложены подходы к проведению анкетного и экспертного опросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Methodical Approach to Planning the Research of Conjuncture of Goods Market (for Example Real Estate)

The methodical approach to planning the research of conjuncture of goods market (for example real estate) is displayed in this article. Characteristics of the study process goods market conjuncture include: states the problem, purpose and objectives of the research, choice of the project, methods of research, algorithm for gathering and analyzing information. The paper presents the direction of market research, developed research tools. The forms are developed for data analysis. The approaches are developed for the questionnaire and expert interviews.

Текст научной работы на тему «Методический подход к планированию исследования конъюнктуры товарного рынка (на примере недвижимости)»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА (НА ПРИМЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ)

Носкова Елена Викторовна,

к.э.н., доцент, зам. зав. кафедрой маркетинга и коммерции, Дальневосточный федеральный университет, Руководитель проектов Центра маркетинговых исследований ТГЭУ noskova05@mail.ru

Постановка проблемы. Любая исследовательская проблема требует особого подхода к ее решению. Отправной точкой исследовательской работы является разработка методического подхода к ее осуществлению. Идея написания данной статьи родилась по причине отсутствия универсальных подходов к планированию исследования конъюнктуры товарных рынков. Более того, зачастую сложно преломить теорию на практику, иногда очевидные вещи методического плана неверно трактуются специалистами-практиками, что в конечном счете снижает результативность и ставит под сомнение ряд выводов, полученных в ходе исследования. В рамках данной статьи мы поделимся опытом планирования исследований конъюнктуры товарного рынка на примере рынка недвижимости. В будущем мы планируем разработать методики проведения исследований

конъюнктуры различных товарных рынков: рынка услуг, промышленных рынков, рынка товаров некоммерческого сектора и проч.

Также считаем важным отметить, что в настоящее время конъюнктурные исследования необоснованно забыты. В процессе детального изучения заявленной проблемы мы столкнулись с тем, что специализированные издания по конъюнктуре датируются прошлым веком, в настоящее время подобной проблеме уделяется недостаточно внимания.

Актуальность темы исследования. Актуальность изучения рынка недвижимости заключается в том, что он, отражая все проблемы нестабильной мировой и российской экономики, характеризуется неравномерным развитием, колебаниями цен и других показателей, свидетельствующих о состоянии рынка, и вме-

сте с тем представляет собой перспективную сферу инвестирования, поэтому возникает потребность в анализе и прогнозировании конъюнктуры рынка. В связи с этим существует необходимость изучения ситуации и тенденций развития конъюнктуры рынка недвижимости, чтобы впоследствии постараться спрогнозировать дальнейшее изменение цен и спроса под влиянием различных факторов.

Планирование исследования (инструментарий). Основным инструментом методического подхода является программа исследования. Грамотно составленная программа учитывает специфику и значение проблемы исследования, детализирует методы, необходимые для получения искомой информации, с помощью которой следует структурировать и решать проблему исследования. Процесс исследования рынка недвижимости включает в себя ряд этапов, которые нужно учесть при составлении исследовательского проекта (табл. 1).

Таким образом, приведенный план отражает цели и задачи исследования, методы его проведения, источники вторичной информации, методы сбора пер-

Таблица 1

Характеристика этапов программы исследования рынка недвижимости (на примере отдельного муниципального образования)

Этап программы Характеристика этапа

1 Изложение проблемы, целей и задач исследования

1.1 Проблемы исследования а) проблема, требующая решения - оценка состояния и особенностей развития рынка недвижимости г. Владивостока;

б) проблема, требующая исследования - исследование процессов, складывающихся на рынке недвижимости мира, России, Приморского края и г. Владивостока.

1.2 Цель исследования Изучение состояния и тенденций развития конъюнктуры рынка недвижимости г. Владивостока.

1.3 Задачи исследования а) оценка состояния и тенденций развития рынка недвижимости г. Владивостока; б) изучение конъюнктуры рынка недвижимости г. Владивостока, в том числе: 1) изучение и анализ предложения на рынке недвижимости, 2) изучение и анализ конкуренции на рынке недвижимости, 3) изучение и анализ спроса на рынке недвижимости, 4) характеристика конъюнктурообразующих факторов на рынке недвижимости, в) прогнозирование конъюнктуры рынка недвижимости г. Владивостока на основе собранной информации.

2 Выбор проекта исследования

2.1 Вид исследовательского проекта Описательное исследование, так как необходимо с помощью определенных методов отобразить состояние рынка недвижимости г. Владивостока, охарактеризовать спрос и предложение, а также сделать прогноз развития рынка на ближайшую перспективу.

2.2 Объект исследования Объектом исследования являются участники рынка недвижимости г. Владивостока.

3 Определение методов проведения исследования

3.1 Методы проведения исследования а) кабинетное исследование - изучение вторичных данных; б) полевое исследование с использованием количественных и качественных методов сбора данных; в) прогнозирование с использованием трендового моделирования и корреляционно-регрессионного анализа.

4 Сбор информации

4.1 Вторичная информация В качестве источников вторичных данных рассматриваются: - статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Госстроя Российской Федерации; - пресс-релизы компаний, отраслевые и экспертные оценки СМИ; - отраслевая литература; - интернет-источники и др.

4.2 Первичная информация Источники первичной информации: - результаты опроса потребителей рынка жилой недвижимости (физических лиц); - результаты экспертного опроса риелторов и специалистов строительных компаний Владивостока.

4.3 Выборка Выборка для опроса потребителей - квотная детерминированная, квоты сформированы по полу и возрасту, объем составляет 244 человека. Объем выборки для проведения экспертного объема составляет 12 человек (50% риелторов и 50% специалистов из строительных компаний), при выборе экспертов учитываются следующие критерии: - компетентность в области изучения рынка недвижимости г. Владивостока; - стаж практической работы на рынке недвижимости г. Владивостока не менее трех лет; - занимаемая должность не ниже линейного менеджера; - объективность.

4.4 Инструментарий Основной рабочий инструментарий - специально разработанные анкеты для опроса потребителей и для опроса экспертов.

5 Анализ собранной информации

5.1 Анализ данных Результаты сбора первичной и вторичной информации будут содержать: - структурирование рынка и его сегментирование; - анализ предложения, конкуренции, спроса, уровня цен и тенденций развития рынка; - перечень факторов, оказывающих влияние на конъюнктуру рынка недвижимости Владивостока, и их оценку; - прогноз развития рынка недвижимости на ближайшую перспективу.

вичных данных, используемые инструменты и период проведения исследования.

Для реализации такого рода проекта предполагается провести как кабинетное, так и полевое исследование, которые будут включать поиск информации по определенным направлениям (табл. 2).

На этапе сбора вторичной информации целесообразно использовать материалы сборников Федеральной службы государственной статистики по России и Приморскому краю, Госстроя Российской Федерации, Федерального Агентства по строительству и ЖКХ, журналов («Биржа недвижимости в При-

морье», «Российская недвижимость», «Законодательство»), информацию со специализированных сайтов сети Интернет. Собранная вторичная информация будет обрабатываться с использованием форм, отражающих специфику выделенных параметров и представленных в таблице 3.

Таблица 2

Направления исследования рынка недвижимости г. Владивостока

Направление исследования Характеристика

1 Состояние рынка недвижимости г. Владивостока а) число построенных жилых помещений и их средний размер; б) основные строительные компании г. Владивостока; в) количество и характеристики возводимых жилых объектов отдельными компаниями-застройщиками г. Владивостока.

2 Тенденции развития рынка недвижимости г. Владивостока а) общие тенденции развития рынка недвижимости; б) динамика изменения стоимости 1 кв. метра различных типов жилья на первичном и вторичном рынках жилья г. Владивостока, %.

3 Характеристика предложения на рынке недвижимости г. Владивостока а) количество основных операторов рынка недвижимости, направления их деятельности, технологии строительства, основные бренды, дипломы и награды; б) доли основных операторов рынка; в) структура предложения жилья на первичном и вторичном рынках г. Владивостока.

4 Анализ спроса на рынке недвижимости г. Владивостока а) цели приобретения жилья; б) частота приобретения недвижимости разной стоимости; в) предпочтения потребителей относительно типа рынка, площади приобретаемой недвижимости.

5 Характеристика конъюн ктурообра-зующих факторов а) характеристика экономических, политических, социальных, географических, научно-технических и других конъюнктурообразующих факторов, тенденций под влиянием законодательства, экономических, политических, научно-технических и других факторов; б) оценка влияния выявленных факторов на конъюнктуру рынка недвижимости г. Владивостока.

Таблица 3

Основные формы анализа вторичных данных

Направление исследования

Форма для анализа данных

Таблица - Ввод в действие жилых домов

Территория 2000 2012

1 Российская Федерация, млн кв. м

прирост, %

2 Дальневосточный федеральный округ, тыс. кв. м

прирост, %

3 Приморский край, тыс. кв. м

прирост, %

4 Владивосток, тыс. кв. м

прирост, %

Таблица - Число построенных квартир и их средний размер

1 Состояние рынка недвижимости г. Владивостока

Показатели 2000 2005 2006 2007 2012

Число квартир, ед.

прирост, %

Средний размер квартир, кв. м

прирост, %

Из них по видам квартир, ед.:

однокомнатные

четырехкомнатные и более

Таблица - Количество возводимых жилых объектов отдельными компаниями-застройщиками г. Владивостока

Название предприятия Год основания Количество строящихся объектов Диапазон цен, тыс. руб./кв. м

Эконом Бизнес Премиум

Таблица 3 (Окончание)

Направление исследования

Форма для анализа данных

Таблица - Характеристика основных строительных компаний

2 Характеристика предложения на рынке недвижимости г. Владивостока

Название Год создания Направления деятельности Технология строительства Основные бренды Дипломы и награды

Таблица - Доли основных компаний-застройщиков

Компания Количество объектов Доля рынка, % Площадь, кв. м Доля рынка, %

Таблица - Характеристика нового жилья в г. Владивостоке

Стоимость, тыс. руб./кв. м Расположение Характеристика Срок сдачи Готовность

3 Характеристика конъюнкту-рообразующих факторов

Таблица - Характеристика конъюнктурообразующих факторов на рынке недвижимости г. Владивостока

Группа факторов Вид фактора Тенденция ■-■ влияние ■+■влияние

Экономические

Научно-технические

Таблица 4

Подход к проведению опроса потребителей рынка жилой недвижимости г. Владивостока

Элемент Характеристика

Цель Цель проведения опроса потребителей - анализ спроса на рынке недвижимости г. Владивостока.

Задачи Основными задачами опроса являются: - определение целей приобретения жилья; - выявление частоты приобретения недвижимости разной стоимости; - характеристика предпочтений потребителей относительно типа рынка, площади приобретаемой недвижимости и др. параметров; - характеристика способов покупки жилой недвижимости; - характеристика поведения потребителей при поиске недвижимости; - определение степени удовлетворенности уже купленной жилой недвижимостью.

Выборка Объем выборки для проведения опроса потребителей рынка жилой недвижимости г. Владивостока составляет 244 человека.

Метод сбора данных Анкетирование.

Инструментарий В качестве инструментария выступает специально разработанная анкета, которая содержит: а) отборочные вопросы; б) процесс покупки недвижимости; в) способы покупки недвижимости; г) поведение потребителей при поиске недвижимости; д) степень удовлетворенности недвижимостью; е) социально-демографичекие данные респондентов.

Границы исследования Рынок недвижимости РФ, Приморского края и г. Владивостока

Далее необходимо описать подход к проведению опроса потребителей, его цели, задачи, определить используемый инструментарий и границы исследования (табл. 4).

Генеральная совокупность представлена жителями г. Владивостока, которые приобрели жилую недвижимость в течение трех прошедших лет или соби-

раются приобрести жилье в течение двух предстоящих лет. Суть метода расчета выборки заключается в предположении, что спрос на недвижимость формируется как под влиянием внутреннего, так и под влиянием инорайонного спроса (иногородние студенты и миграция). Таким образом, в генеральную совокупность были включены домохозяйства, имеющие ма-

териальную возможность приобретения недвижимости (по официальным данным таковых в Приморском крае 16%), обеспеченная часть студентов (предположительно от 5 до 10%) и некоторая доля мигрантов (5%). По данным Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, в г. Владивостоке зарегистрировано:

♦ всего семей/домохозяйств 237 341 ед.;

♦ всего студентов — 72 045 чел.;

♦ миграция — 7 778 чел. Таким образом, объем генеральной совокупности составил 41 966 человек. Объем выборки в данном случае рассчитывается по формуле В. Г. Светунько-

ва*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

п = -

А2

_1_

Р (1 - Р )2' + N где

п — объем выборки; А — ошибка выборки (в данном случае составляет 5%); р — доля признака в генеральной совокупности (в данном случае принята за 0,2, что рекомендовано при неизвестном значении доли);

/- /-статистика Стьюдента (для выборок размером более 120 человек равна 1,96); N — размер генеральной совокупности (в данном случае взято среднее значение 42 000 исходя из двух расчетных значений).

Для расчета выборки необходимо определить параметры генеральной совокупности. Заранее было установлено, что в опросе могут принимать участие лица не моложе 18 лет. На начало года население г. Владивостока в возрасте от 18 до 59 лет составляло 411 193 человека, из них 48,5% мужчин и 51,5% женщин (табл. 5).

Далее определяется процентное соотношение каждого пола и возраста так, чтобы выборка повторяла структуру генеральной совокупности (табл. 6).

Таким образом, объем выборки при указанных параметрах составил 244 человека. Для исследования была выбрана квотная выборка по полу и возрасту, так как в ней соблюдены основные характеристики и пропорции генеральной совокупности. Квоты используются для того, чтобы выборка и состав совокупности были одинаковыми в отношении характеристик, представляющих интерес. Единственное требование заключает-

ся в том,что выбранные респонденты (элементы) должны соответствовать контрольным характеристикам.

Затем следует описать подход к проведению экспертного опроса, его цели,задачи, методику сбора и анализа данных (табл. 7).

Таким образом, предполагается проведение интервью с респондентами, которое будет проходить по заранее составленному сценарию обсуждения исследуемой темы. Для проведения интервью выбрана очная форма работы с экспертами, так как данный вид позволяет собрать более качественную информацию.

Таблица 5

Численность населения г. Владивосток в возрасте от 18 до 59 лет

Возраст Мужчины Женщины

чел. в % от общего числа чел. в % от общего числа

18-29 71 881 36,0 64 837 30,6

30-39 47 869 24,0 51 028 24,1

40-49 43 058 21,6 46 890 22,2

50-59 36 735 18,4 48 895 23,1

Итого 199 543 100,0 211 650 100,0

Итого генеральная совокупность, чел. 411 193

Таблица 6

Распределение выборочной совокупности по полу и возрасту

Возраст Мужчины, чел. Женщины, чел.

18-29 42 39

30-39 28 30

40-49 26 28

50-59 22 29

Итого 118 126

Итого генеральная совокупность, чел. 244

* Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований [Электронный ресурс]: учебник для вузов / С. Г. Светуньков. -СПб.: Изд-во ДНК, 2003.

Таблица 7

Методический подход к проведению экспертного опроса

Элемент

Характеристика

2

Цель

Цель проведения экспертного опроса сти г. Владивостока.

изучение влияния факторов на конъюнктуру рынка недвижимо-

Задачи

определить, какие из факторов, оказывающих предполагаемое влияние на конъюнктуру рынка недвижимости, имеют наибольшую реальную значимость и могут быть использованы для составления прогноза;

выявить положительный или отрицательный аспект влияния каждого фактора;

выявить относительную значимость каждого фактора в формировании текущей ситуации на рынке.

Порядок проведения

Порядок проведения экспертного опроса включает в себя следующие этапы:

1) постановка проблем;

2) определение круга вопросов;

3) разработка инструментария;

4) проведение опроса;

5) анализ полученных результатов;

6) подведение итогов.

Выборка

Объем выборки для экспертного опроса составляет 12 человек, соотношение риелторов и специалистов строительных компаний - 1:1. При выборе экспертов учитывались следующие критерии:

- компетентность эксперта в области изучения рынка недвижимости;

- стаж практической работы на рынке недвижимости не менее трех лет;

- занимаемая должность не ниже линейного менеджера;

- объективность.

Основной инструментарий

Инструментарием проведения экспертного опроса является анкета, состоящая из трех частей:

- вводная часть (представляет собой вступление, включающее сведения об исследовании, инструкции по заполнению);

- основная часть (содержит вопросы об экономических, политических, социальных, технологических и других факторах, предположительно оказывающих влияние на конъюнктуру рынка недвижимости, и требующих экспертной оценки);

- анкетно-биографическая часть.

Обработка и анализ данных

Обработка информации будет проходить по следующим направлениям:

- правило большинства - выбирается та оценка явления, которой придерживается большинство экспертов (стоит заметить, что эксперты, дающие более достоверные оценки, оказываются в меньшинстве);

- правило авторитета - выбирается то решение, к которому склоняются самые авторитетные эксперты. Для анализа полученной в ходе экспертного опроса информации предполагается использовать следующие формы:

Таблица - Форма для расчета рангов

Номер фактора Номер эксперта Сумма рангов Отклонение от среднего Квадрат отклонения

1 п

1 Инфляция

2 Изменение курса доллара США к рублю

п

Таблица - Форма для расчета весовых коэффициентов

Номер фактора Номер эксперта Сумма весов Средний вес Весовой коэффициент, %

1 п

1 Инфляция

2 Изменение курса доллара США к рублю

п

Для обработки экспертного мнения о тенденциях изменения факторов каждому из четырех вариантов динамики будет присвоено числовое соответствие. Таким образом, шкала для оценки тенденций будет иметь значения от 1 до 4. Также в расчетах шкалы для оценки влияния факторов и веса могут быть преобразованы, чтобы обеспечить ненулевые величины показателей рангов.

Согласованность мнений экспертов необходимо будет оценить по величине коэффициента конкордации:

W

2

3

1

12 5

m

- т

Таблица 7(Окончание)

1 2

Обработка и анализ данных где № - коэффициент конкордации без учета связных рангов; Б - сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения; 6 - число экспертов; т - число объектов экспертизы. Но в нашем случае в оценках экспертов значения рангов могут повторяться, поэтому необходимо использовать коэффициент конкордации с поправкой на связные ранги: 12 5 У ' - 12 ° , 12 (т 3 - т )- 1 £Т,■ / -1 где № - коэффициент конкордации с поправкой на связные ранги; Т - показатель связных рангов в 1-й ранжировке.

При формировании анкеты необходимо формулировать вопросы таким образом, чтобы они не ограничивали экспертов в возможном диапазоне ответов. С этой целью экспертам стоит предоставить возможность оценить не только аспект влияния каждого из предложенных факторов, но и тенденции их развития. Изначально экспертам будет предложено выбрать из четырех вариантов динамики — рост, спад, неизменное состояние/стабилизация и нестабиль-

ное состояние, каждый из которых будет обозначен характерной идеограммой. В случае, если мнение эксперта по поводу данной тенденции не будет укладываться в рамки описанных четырех вариантов, ему будет предложено оставить свой комментарий в специальной графе.

С целью удобства проведения экспертного опроса целесообразно оформить анкету в виде таблицы (табл. 8).

Экспертам будет предложено вначале определить тенденции развития конкретного фактора, а затем указать степень, в которой он воздействует на конъюнктуру рынка (без учета совокупного влияния других факторов). Предполагается предоставить экспертам возможность оценить влияние как положительное или отрицательное по шкале от «-3» до «+3», где:

♦ «0» — «фактор не влияет на конъюнктуру рынка недвижимости Владивостока»;

Таблица 8

Форма анкеты для проведения экспертного опроса

Фактор Тенденция Оценка Вес Комментарий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

1 Изменение курса доллара США к рублю Т 4 Ф 1 2 3 4 5

2 Инфляция Т 4 Ф 1 2 3 4 5

п Т 4 1 2 3 4 5

♦ «-1» («+1») — «фактор незначительно влияет (положительно либо отрицательно) на конъюнктуру рынка недвижимости г. Владивостока»;

♦ «-2» («+2») — «фактор умеренно влияет (положительно либо отрицательно) на конъюнктуру рынка недвижимости г. Владивостока»;

♦ «—3» («+3») — «фактор сильно влияет (положительно либо отрицательно) на конъюнктуру рынка недвижимости г. Владивостока».

В случае, если фактор имеет как отрицательное, так и положительное воздействие на текущую ситуацию на рынке, эксперты должны будут указать степень этого влияния в обоих случаях, проставив соответствующий знак в отрицательной и положительной областях шкалы.

Для определения степени влияния отдельных факторов в контексте общей ситуации на рынке мы вводим графу «вес», позволяющую экспертам оценить значение каждого фактора в сравнении с остальными по пятибалльной шкале, где «1» — наименьшее, а «5» — наибольшее значение. Вес будет опре-

деляться посредством вычисления доли среднего среди указанных всеми экспертами значения в сумме всех средних значений.

Таким образом, разработанный методический подход к проведению экспертного опроса позволит достичь поставленной цели и использовать полученную информацию о степени влияния различных конъ-юнктурообразующих факторов для дальнейшего анализа и прогнозирования конъюнктуры рынка недвижимости.

После сбора и обработки всей полученной в ходе исследования информации следует приступить к следующему этапу программы — анализу и интерпретации данных. По каждому выявленному количественному показателю будет построен динамический ряд, разработаны диаграммы и графики.

В результате разработанный подход к исследованию позволит оценить состояние, особенности, существующие тенденции и проблемы развития рынка недвижимости г. Владивостока с целью прогнозирования развития конъюнктуры рынка на будущие периоды.

Резюме. Всестороннее исследование конъюнктуры является важной проблемой теории и практики. Экономическая конъюнктура является очень сложной системой: конъюнктура определенного рынка образуется (формируется) под воздействием совокупности факторов разной природы, и эта совокупность настолько отлична и своеобразна, что не повторяется в конъюнктурах аналогичного или другого уровней. В рамках данной статьи предпринята попытка разработки методического подхода к планированию конъюнктуры товарного рынка (на примере недвижимости). Мы попытались свести воедино и логически выстроить алгоритм планирования исследования. Как показывает опыт, ошибки в методическом обеспечении на этапе планирования приводят к недостоверным результатам, которые сложно применять в практике принятия управленческих решений. Надеемся, что результаты статьи вызовут интерес со стороны исследователей и помогут в планировании исследований конъюнктуры товарных рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.