Для цитирования: Худякова Т.С. Методический подход к оценке кросс-программных эффектов реализации государственных программ субъекта Федерации // Управление в современных системах. 2021. № 1(29). С. 61-72.
doi: 10.24411/2311-1313-2021-129-61-72
УДК 338.22 JEL H83, D78, G38
ББК 65.050.22
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КРОСС-ПРОГРАММНЫХ ЭФФЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Худякова Т.С.1, Уральский государственный экономический университет
Аннотация
Цель работы - предложить методический инструментарий оценки кросс-программных эффектов, возникающих в определённой сфере социально-экономического развития субъекта Федерации при реализации различных государственных программ, и показать результаты его применения. С помощью контент-анализа нормативно-правовых документов, компаративного, экспертного и расчётного методов проведено исследование кросс-программных эффектов в сфере малого и среднего предпринимательства Курганской области.
Ключевые слова: оценка кросс-программных эффектов, государственные программы субъекта Федерации, малое и среднее предпринимательство, Курганская область.
Введение
Вопросам оценки эффектов реализации государственных программ (далее -госпрограмм) уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе [Бреусова, 2015; Шаш, 2015; Ka Wai Lai, 2015; Menck, Weidig, Aurich,
2014]. Используемые в нормативно-правовой базе методики оценки эффективности госпрограмм справедливо подвергаются критике вследствие демонстрации в них формального и поверхностного подхода [Борщевский, 2018; Лапо, Федорова, 2019]. Вместе с тем, в практике государственного управления экономикой уже несколько лет назад появилась потребность выявления межпрограммных связей и формируемых ими дополнительных эффектов, не учитываемых при оценке результатов реализации отдельных госпрограмм [Рукина, Самодурова, 2017]. Так, некоторые авторы подчеркивают необходимость учёта «побочных» влияний и косвенных эффектов реализации государственных программ, которые относятся к другим сферам социально-экономического развития [Голоушкин, 2012; Шаш,
2015]. В исследованиях Н.С. Шмиголь говорится о полезности сопоставления государственных программ между собой и проведения периодической переоценки возложенных на федеральные органы исполнительной власти функций и задач с целью выявления устаревших, дублирующих и неэффективных программ [Шмиголь, 2017]. Кроме
1 Худякова Татьяна Станиславовна - старший преподаватель, Уральский государственный экономический университет; Россия, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45; e-mail: [email protected]; SPIN-код РИНЦ: 7522-6881; Author ID РИНЦ: 626982; Scopus Author ID: 57204594357; ORCID: 0000-0001-75711999
того, актуальность проведения оценки межпрограммного влияния подчёркивается в нормативно-правовых документах и в докладах Министерства экономического развития РФ12.
Выявлению кросс-влияний государственных программ посвящена работа научного коллектива Института макроэкономических исследований (г. Москва) под руководством А.Б. Виссарионова.
В ней авторы выявляли связи и формы влияния государственных программ РФ друг на друга, в частности наличие зон пересечения целей и задач разных программ. Авторы предположили, что реализация одной государственной программы вносит вклад в реализацию других государственных программ, увеличивая при этом их суммарный эффект на величину, превосходящую затраты на реализацию указанной государственной программы [Виссарионов и др., 2013].
Несмотря на предпринимаемые как в научной среде, так и в практике государственного управления экономикой попытки создания методического подхода к оценке межпрограммных влияний, данный вопрос не нашёл своего развития на уровне субъектов Федерации и нуждается в дополнительной проработке.
В связи с этим, цель данного исследования - предложить методический инструментарий оценки кросс-программных эффектов, формируемых различными государственными программами в определённой сфере социально-экономического развития региона, и показать его применение.
Методический подход к оценке кросс-программных эффектов в определённой сфере социально-экономического развития субъекта Федерации
Основываясь на результатах проведённых ранее исследований, кросс-программный эффект следует понимать как результат влияния разных госпрограмм друг на друга или на развитие одной сферы (например, сферы малого и среднего предпринимательства). Генератором формирования кросс-программных эффектов являются связи между мероприятиями одной госпрограммы и целями/задачами другой госпрограммы [Khudyakova, Doroshenko, 2019].
Автором предложен следующий алгоритм оценки кросс-программных эффектов реализации госпрограмм в определённой сфере социально-экономического развития субъекта Федерации (рис. 1)
Наличие связей между госпрограммами определяется методом контент-анализа действующих программных документов. Виды кросс-программных эффектов зависят от смыслового содержания мероприятий изучаемых госпрограмм, что требует классификации всех мероприятий, оказывающих влияние на реализацию задач ключевой госпрограммы, по группам формируемых ими эффектов.
1 Приказ Министерства экономического развития РФ от 16 сентября 2016 г. № 582 «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» // ГАРАНТ.РУ [Информационно-правовой портал]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71408802/ (дата обращения: 19.04.2020).
2 Сводный годовой доклад Министерства экономического развития Российской Федерации, посвящённый ходу
реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2017 года //
Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/info/33538/ (дата обращения 03.05.2020).
Содержит информацию о необходимости и намерении Министерства проработать вопрос формирования
системы оценки кросс-влияния государственных программ.
Рисунок 1. Логическая последовательность оценки кросс-программных эффектов реализации госпрограмм субъекта Федерации Источник: авторская разработка
Суммарное проявление кросс-программных эффектов по каждой задаче ключевой госпрограммы определяется как сумма величин проявлений всех групп кросс-программных эффектов в данной задаче:
5= , (1)
где S - величина проявления кросс-программных эффектов в определённой задаче ключевой госпрограммы;
U - величина проявления определённой группы кросс-программных эффектов в определённой задаче ключевой госпрограммы;
i - номер группы кросс-программных эффектов;
п - количество групп кросс-программных эффектов, формируемых при реализации определённой задачи ключевой госпрограммы.
Величина проявления каждой группы кросс-программных эффектов при реализации определённой задачи ключевой госпрограммы определяется по формуле:
и = тхх, (2)
где U - величина проявления определённой группы кросс-программных эффектов в определённой задаче ключевой госпрограммы;
m - коэффициент весомости определённой группы кросс-программных эффектов, формируемых при реализации определённой задачи ключевой госпрограммы;
х - количество программных мероприятий в группе кросс-программных
эффектов.
Суммарное проявление каждой группы кросс-программных эффектов в исследуемой социально-экономической сфере определяется как сумма проявлений данной группы эффектов при реализации всех задачах ключевой госпрограммы. Степень кросс-программного влияния каждой госпрограммы на изучаемую сферу зависит от количества и весомости её мероприятий, содействующих реализации задач ключевой госпрограммы.
Предложенный методический подход решает следующие основные задачи:
- выявление комплекса госпрограмм субъекта Федерации, оказывающих влияние на изучаемую сферу социально-экономического развития региона;
- изучение связей между ключевой госпрограммой, направленной на развитие изучаемой социально-экономической сферы, и другими госпрограммами региона;
- определение выраженности комплексного кросс-влияния реализуемых в регионе госпрограмм на изучаемую социально-экономическую сферу развития региона;
- определение видов формируемых кросс-программных эффектов в изучаемой социально-экономической сфере, возникающих в результате межпрограммного взаимодействия региональных госпрограмм;
- разработка рекомендаций для повышения эффективности госпрограмм, оптимизации механизмов целеполагания и программного финансирования.
Согласно предложенному методическому подходу, далее представлены результаты оценки кросс-программных эффектов реализации государственных программ Курганской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства региона.
Результаты оценки кросс-программных эффектов в сфере малого и среднего предпринимательства Курганской области
Ключевой государственной программой, посвящённой развитию малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в Курганской области, является государственная программа «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области». C помощью контент-анализа ключевой госпрограммы и всех иных реализуемых в регионе госпрограмм, были выявлены все программные мероприятия, оказывающие влияние на развитие сферы МСП, и распределены по следующим группам эффектов:
1) финансовые (включающие государственную поддержку предпринимателей в виде субсидий, возмещение части процентной ставки по кредитам, привлечение инвестиций);
2) сбытовые (включающие участие предпринимателей в выполнении работ, в том числе для государственных нужд, а также выставочно-ярмарочные мероприятия);
3) инновационные (включающие создание высокотехнологичных инновационных производств, поддержку технической и технологической модернизации);
4) инфраструктурные (включающие развитие систем и сооружений, обеспечивающих условия для деятельности предпринимателей, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП);
5) надзорно-разрешительные (включающие проверки, ограничения и разрешения на осуществление деятельности предпринимателей);
6) информационно-консультационные (включающие обучающие мероприятия, информационное обеспечение, разработку методических рекомендаций для предпринимателей);
7) прочие (относящиеся к иным не упомянутым выше видам поддержки предпринимателей).
Количество иных госпрограмм, влияющих на сферу МСП Курганской области, за исключением ключевой программы, представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Количество иных госпрограмм Курганской области, формирующих кросс-программные эффекты в сфере МСП региона, шт. (%) Источник: авторская разработка
Группировка количества мероприятий ключевой госпрограммы и иных госпрограмм региона по обозначенным группам программных эффектов представлена в таблице 1.
Таблица 1
Распределение мероприятий ключевой госпрограммы и иных госпрограмм Курганской
области по группам эффектов в сфере развития МСП
Группы программных эффектов Ключевая госпрограмма Иные госпрограммы
Количество мероприятий % мероприятий Количество мероприятий % мероприятий
1. Инфраструктурные 11 28 12 14
2. Финансовые 9 23 24 28
3. Информационно-консультационные 6 15 17 20
4. Надзорно-разрешительные 5 12 11 13
5. Инновационные 4 10 4 5
6. Сбытовые 2 5 12 14
7. Прочие 3 7 5 6
Общее количество мероприятий 40 100 85 100
Источник: авторская разработка
Из таблицы 1 следует, что мероприятия ключевой госпрограммы формируют в большей степени инфраструктурные (28%), финансовые (23%) и информационно-консультационные (15%) эффекты в сфере МСП, наименее выражены сбытовые эффекты (5%). Что касается иных госпрограмм, то они в наибольшей степени формируют финансовые (28%) и информационно-
консультационные (20%) кросс-программные эффекты. Кроме того, иные госпрограммы региона также вносят вклад в формирование сбытовых (14%), инфраструктурных (14%), надзорно-разрешительных (13%), прочих (6%) и инновационных (5%) кросс-программных эффектов в сфере развития МСП региона.
В таблице 2 представлено распределение мероприятий, создающих различные группы эффектов, по задачам ключевой госпрограммы, посвящённой развитию МСП в Курганской области. Первая цифра относится к мероприятиям ключевой госпрограммы, вторая - к мероприятиям иных госпрограмм.
Таблица 2
Распределение мероприятий различных групп программных эффектов по задачам _программы развития МСП в Курганской области_
Задачи развития МСП ключевой Группы программных эффектов Количес
государственной программы тво меропри
<и
2 3 ю о о X X СР £? iy СР н о cö 2 3 ю о Л ^ § я к о ° Н Ö Н s ¡3 ср 5 2 3 X X о к а CÖ И 2 3 X Л 4 1 (U о н X к СР я о Я (U К ятий, %
X X 3 ю О '"^Ф ни нн нн О X I 1 Ж а О
е К >5 о S и К С
1. Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей сферу МСП 1/- -/- -/- -/- -/- 2/- -/- 8/-
2. Развитие и обеспечение 2/13 11/ 1/8 5/10 3/4 -/1 1/- 58/55
доступности инфраструктуры 11
поддержки МСП
3. Повышение доступности 8/24 1/3 -/- -/1 -/1 -/- 1/- 25/34
финансовых ресурсов для субъектов МСП
4. Совершенствование механизмов 8/24 1/4 -/- -/5 -/1 -/1 1/- 25/41
финансово-кредитной поддержки субъектов МСП
5. Повышение 2/17 3/7 2/9 2/8 1/4 -/3 -/2 25/59
конкурентоспособности субъектов
МСП, оказание им содействия в
продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) и результатов
интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и
рынки иностранных государств
6. Создание условий для повышения -/- 2/1 -/- 4/4 1/2 -/- 1/- 20/8
профессионального уровня кадров для МСП
7. Содействие развитию 1/3 6/1 -/2 -/2 4/4 -/3 -/- 28/18
инновационного
предпринимательства
Источник: авторская разработка
Данные таблицы 2 позволяют сделать вывод, что больше половины мероприятий ключевой госпрограммы участвуют в формировании эффектов при достижении задачи 2 -
развитие и обеспечение доступности инфраструктуры поддержки МСП. При достижении этой задачи формируются все группы эффектов, кроме надзорно-разрешительных.
Также наблюдается равномерное распределение мероприятий по остальным задачам программы, кроме задачи 1 - совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей сферу МСП - на реализацию её направлено лишь 8% мероприятий ключевой госпрограммы. Примечательно, что не обнаружено ни одного мероприятия иных госпрограмм, способствующих реализации этой задачи. Следовательно, кросс-программные эффекты в сфере совершенствования нормативно-правового регулирования МСП в Курганской области не формируются.
Реализации задачи 2 ключевой госпрограммы - развитие и обеспечение доступности инфраструктуры поддержки МСП - способствуют все группы кросс-программных эффектов, кроме прочих. При этом наиболее выражены финансовые, инфраструктурные и информационно-консультационные эффекты.
В формировании кросс-программных эффектов при реализации задачи 3 ключевой госпрограммы - повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП -принимают участие 3 из 7 групп мероприятий.
В частности, при реализации этой задачи формируются финансовые, инновационные, консультационно-информационные и инфраструктурные кросс-программные эффекты, при этом значительный перевес над остальными демонстрируют финансовые эффекты.
По отношению к задаче 4 ключевой госпрограммы - совершенствование механизмов финансово-кредитной поддержки субъектов МСП - в формировании кросс-программных эффектов принимают участие 5 из 7 групп мероприятий, формируя финансовые, инновационные, надзорно-разрешительные, консультационно-информационные и инфраструктурные кросс-программные эффекты. При этом в наибольшей степени выражена группа финансовых эффектов, на втором месте со значительным отставанием от первой группы находятся инфраструктурные эффекты.
Реализации задачи 5 ключевой госпрограммы - повышение конкурентоспособности субъектов МСП, оказание им содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств - способствуют все 7 групп мероприятий, что означает формирование всех обозначенных группы кросс-программных эффектов. При этом наиболее выражены финансовые, сбытовые и консультационно-информационные эффекты.
В формировании кросс-программных эффектов в сфере МСП применительно к задаче 6 ключевой госпрограммы - создание условий для повышения профессионального уровня кадров для МСП - участвуют 3 из 7 групп мероприятий: инновационные, информационно-консультационные и инфраструктурные, при этом перевес на стороне информационно-консультационных эффектов.
По отношению к задаче 7 ключевой госпрограммы - содействие развитию инновационного предпринимательства - в формировании кросс-программных эффектов участвуют 6 из 7 групп мероприятий, которые формируют все группы кросс-программных эффектов, кроме прочих, при наибольшей выраженности инновационных и финансовых эффектов.
Результаты итоговой оценки программных и кросс-программных эффектов по каждой задаче ключевой госпрограммы развития МСП представлены в таблице 3.
Таблица 3
Количественная оценка величины проявления программных и кросс-программных эффектов _в сфере развития МСП Курганской области_
Группы кросс- программых эффектов Госпрограмм ы Задачи программы развития МСП Итоговое проявление ПЭ и КПЭ
1 2 3 4 5 6 7 баллы %
1. Финансовые Ключевая ГП 0,20 0,26 6,08 6,24 0,22 - 0,10 13,10 42,7
Другие ГП - 5,98 16,08 14,16 6,12 - 0,72 43,06 71,1
2. Инфраструктурны е Ключевая ГП - 5,06 0,19 0,14 0,99 0,44 1,50 8,32 27,1
Другие ГП - 2,31 0,66 0,68 0,98 0,08 0,07 4,78 7,9
3. Сбытовые Ключевая ГП - 0,07 - - 0,70 - - 0,77 2,5
Другие ГП - 0,88 - - 2,07 - 0,26 3,21 5,3
4. Информационно-консультационные Ключевая ГП - 0,60 - - 0,24 2,56 - 3,40 11,0
Другие ГП - 1,30 0,06 0,80 1,12 2,84 0,14 6,26 10,3
5. Инновационные Ключевая ГП - 0,48 - - 0,09 0,06 2,60 3,23 10,5
Другие ГП - 0,28 0,05 0,03 0,32 0,42 1,88 2,98 4,9
6. Надзорно-разрешительные Ключевая ГП 1,60 - - - - - - 1,60 6,2
Другие ГП - 0,02 - 0,05 0,09 - 0,06 0,22 0,4
7. Прочие Ключевая ГП - 0,06 0,05 0,08 - 0,08 - 0,27 0,9
Другие ГП - - - - 0,04 - - 0,04 0,1
Итого сумма ПЭ и КПЭ по задаче баллы Ключевая ГП 1,80 6,53 6,32 6,46 2,24 3,14 4,20 30,69
Другие ГП - 10,77 16,85 15,72 10,74 3,34 3,13 60,55
% Ключевая ГП 5,87 21,28 20,59 21,04 7,30 10,23 13,69 100
Другие ГП - 17,78 27,83 25,96 17,74 5,52 5,17 100
Источник: авторская разработка.
Данные таблицы 3 показывают, что в Курганской области проявление финансовых кросс-программных эффектов при реализации задач развития МСП выше по сравнению с другими группами кросс-программных эффектов (71%). Эти эффекты проявляются при реализации пяти из семи задач ключевой госпрограммы, направленной на развитие МСП, кроме задач «совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей сферу МСП» и «создание условий для повышения профессионального уровня кадров для МСП». При этом группа финансовых кросс-программных эффектов наиболее выражена в четырёх из пяти реализуемых задач развития МСП. Проявлению данной группы кросс-программных эффектов способствуют 29% госпрограмм и 28% мероприятий, создающих кросс-программные эффекты в изучаемой сфере.
На втором месте по уровню проявления находятся информационно-консультационные кросс-программные эффекты (10%), формируемые за счёт реализации 41% госпрограмм и 15% мероприятий, влияющих на развитие МСП. Эта группа кросс-программных эффектов проявляется в 86% задач развития МСП, лидируя в одной из них, направленной на создание условий для повышения профессионального уровня кадров для МСП.
На третьем месте по уровню проявления располагается группа инфраструктурных кросс-программных эффектов (8%), которую обеспечивают 41% госпрограмм и 13% мероприятий. Данная группа эффектов проявляется в 86% задач развития МСП.
Остальные группы кросс-программных эффектов (сбытовые, инновационные, надзорно-разрешительные и прочие) проявляются на уровне от 0,1% до 5,3% и обеспечиваются выполнением 17-29% госпрограмм и 2-11% мероприятий. Эти группы проявляются в 14-86% задач развития МСП, не находясь на лидирующих позициях ни в одной из них, кроме инновационных кросс-программных эффектов, проявление которых наиболее выражено в задаче «содействие развитию инновационного предпринимательства».
В таблице 4 представлены иные госпрограммы и количество их мероприятий, формирующих кросс-программные эффекты в сфере МСП Курганской области.
Таблица 4
Распределение мероприятий иных госпрограмм по задачам программы развития МСП
Курганской области и проявление их кросс-программных эффектов
Наименование госпрограммы (сокращённое) Задачи госпрограммы развития МСП Кол-во соответствий Проявление КПЭ
1 2 3 4 5 6 7 мероприятий задачам ключевой госпрограммы баллы %
1. Развитие агропромышленного - 10 18 19 14 2 - 63 32,59 54,0
комплекса
2. Развитие науки и технологий - 7 3 3 7 2 7 29 8,09 13,4
3. Развитие промышленности и - 5 3 5 9 - 3 25 5,54 9,2
повышение ее
конкурентоспособности
4. Создание благоприятных - 5 3 4 4 1 2 19 4,82 8,0
условий для привлечения
инвестиций в экономику
5. Развитие туризма - 8 1 1 9 2 - 21 4,31 7,1
6. Оказание содействия - 1 1 1 1 - - 4 2,08 3,4
добровольному переселению
соотечественников,
проживающих за рубежом
7. Противодействие коррупции - 5 - 1 1 - - 7 1,03 1,7
8. Развитие культуры Зауралья - 2 - - 3 - - 5 0,84 1,4
9. Повышение качества и - 3 - - - - - 3 0,63 1,0
доступности предоставления
государственных и
муниципальных услуг по
принципу «одного окна», в том
числе на базе
многофункциональных центров
предоставления
государственных и
муниципальных услуг
10. Улучшение условий и - - - 1 - - - 1 0,16 0,3
охраны труда
11. Информационное общество - 1 - - - - - 1 0,21 0,3
12. Внедрение спутниковых - - - - - - 3 3 0,06 0,1
навигационных технологий с
использованием глобальной
навигационной спутниковой
системы ГЛОНАСС и других
результатов космической
деятельности в интересах
социально-экономического и
инновационного развития
13. Природопользование и - - - - 1 - - 1 0,03 0,1
охрана окружающей среды
14. Формирование комфортной - - - - 1 - - 1 0,02 0,0
городской среды
Кол-во мероприятий, - 47 29 35 50 7 15 - 60,41 100
способствующих выполнению
задачи
Источник: авторская разработка
Результаты таблицы 4 показывают, что наибольшее количество мероприятий, влияющих на развитие МСП в Курганской области, содержит госпрограмма «Развитие агропромышленного комплекса в Курганской области», формирующая 54% кросс-программных эффектов в изучаемой сфере. Остальные госпрограммы содержат в два и более раз меньше мероприятий, влияющих на сферу развития МСП. Вместе с тем среди остальных госпрограмм выделяются такие как «Развитие науки и технологий», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие туризма» и госпрограмма, направленная на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику, которые формируют кросс-программные эффекты в сфере МСП региона.
Заключение
Проведённый анализ показал, что в Курганской области посредством реализации различных госпрограмм формируются различные виды кросс-программных эффектов, способствующие развитию МСП региона. При реализации ключевой и совокупности других госпрограмм наиболее выражены финансовые кросс-программные эффекты, они демонстрируют значительный отрыв от других видов эффектов. Проявление финансовых эффектов, связанных с поддержкой предпринимателей в виде субсидий, выгодных кредитов и инвестиций, на высоком уровне (71% от всех эффектов) при реализации других госпрограмм даёт основания для оптимизации бюджетных расходов на подобные мероприятия ключевой госпрограммы. Это дополнительно подтверждается тем, что наиболее высокий уровень общей выраженности кросс-программных эффектов достигается при реализации задач повышения доступности финансовых ресурсов (28%) и совершенствования механизмов финансово-кредитной поддержки субъектов МСП (26%). В отличие от финансовых, инфраструктурные кросс-программные эффекты формируются иными госпрограммами в незначительной степени (7,9%), что требует от ключевой госпрограммы продолжать поддержание мероприятий, создающих инфраструктурные эффекты, на текущем высоком уровне (27,1%).
Незначительное общее проявление кросс-программных эффектов на уровне 5-6% демонстрируется при реализации задач по созданию условий для повышения профессионального уровня кадров для МСП и содействию развития инновационного предпринимательства.
Отличительной особенностью является отсутствие кросс-программных эффектов, способствующих реализации задачи ключевой госпрограммы «совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей сферу малого и среднего предпринимательства». Это обстоятельство накладывает дополнительные обязательства на мероприятия ключевой госпрограммы, направленные на достижение данной задачи и, возможно, требует их усиления.
Результаты исследования также позволили выявить сферы социально-экономического развития Курганской области, которые усиливают развитие МСП региона. К этим сферам относится растениеводство, животноводство, пищевая промышленность (создают 54% кросс-программных эффектов), наука и технологии (13% кросс-программных эффектов) развитие промышленности и привлечение инвестиций в экономику (9% кросс-программных эффектов) и туризм (7% кросс-программных эффектов). Учёт вклада обозначенных социально-экономических сфер в развитие МСП позволит усовершенствовать механизмы стратегического планирования и программного бюджетирования в Курганской области.
Дальнейшие исследования должны вестись в направлении совершенствования организационного механизма формирования, реализации и оценки эффективности госпрограмм с учётом наличия межпрограммных влияний, увеличивающих кросс-программные эффекты в стратегически приоритетной сфере социально-экономического развития региона.
Список источников
1. Борщевский Г.А. Инструменты оценки реализации государственных программ Российской Федерации // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 67. С. 6-30.
2. Бреусова А. Г. Оценка эффективности государственных программ // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2015. №2. С. 128-136.
3. Голоушкин С.А. Проблемы оценки государственных программ развития малого предпринимательства в современной России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. - № 4 (14). С. 130-132.
4. Лапо А.С., Федорова С.Ю. Совершенствование методических подходов к комплексной оценке эффективности реализации государственных программ субъектов РФ // Экономика и управление: теория и практика. 2019. Т.5. № 2. С. 29-24.
5. Рукина С.Н., Самодурова В.Н. Методологические подходы к оценке эффективности бюджетных расходов, направленных на реализацию государственных программ // Учет и статистика. 2017. - №1 (45). С.109-119.
6. Оценка и определение кросс-влияния основных мероприятий и ведомственных целевых программ подпрограмм одних государственных программ РФ на цели и задачи других государственных программ РФ [Электронный ресурс]: прикладное экономическое исследование, ФБНУ «Институт макроэкономических исследований». - Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal/programs/documents (дата обращения: 17.03.2018).
7. Шаш Н.Н. Управление эффективностью государственных программ: методологические основы разработки программного бюджета // Управленец. 2015. №1 (53). С.4-15.
8. Шмиголь Н.С. Повышение эффективности программного бюджетирования с учетом лучших зарубежных практик // Экономика. Налоги. Право. 2017. №5 С.114-125.
9. Ka Wai Lai I. The cross-impact of network externalities on relationship quality in exhibition sector // International Journal of Hospitality Management. 2015. No. 48. Pp. 52-67.
10. Khudyakova T.S., Doroshenko S.V. Methodology for assessing the cross-impact of state programs' implementation. Upravlenets (The Manager). 2019. Vol. 10. No. 2. P. 41-48.
11. Menck N., Weidig C., Aurich J.C. Approach for predicting production scenarios focused on cross impact analysis // Variety Management in Manufacturing. Proceedings of the 47th CIRP Conference on Manufacturing Systems. 2014. Pp. 493-498.
METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE ASSESSMENT OF GOVERNMENTAL PROGRAMS IMPLEMENTATION CROSS-PROGRAM EFFECTS IN THE RUSSIAN
FEDERATION'S SUBJECT
Khudyakova T.S., Ural State University of Economics
Abstract
The purpose of the article is to propose a methodological approach to cross-program effects' evaluation and to show the results of its application. The study was conducted on the basis of content analysis of regulatory documents and using of comparative, expert and calculation methods. State programs of the Kurgan region that affect the development of small and medium-sized businesses in the region is identified. The types of program effects arising as a result of the cross-impact of state programs on the studied area are highlighted: for example, financial, marketing, innovation, infrastructure and other effects. The degree of state programs' cross-impact on entrepreneurship development objectives as well as on each type of effects were calculated. The areas of socioeconomic development of the region, that demonstrate the greatest cross-impact on the field of small and medium-sized businesses in the Kurgan region by program methods are clarified. Taking into
account the contribution of the studied state programs to the development of small and medium-sized businesses will improve the mechanisms of strategic planning and program budgeting in the Kurgan region.
Keywords: cross-program effects' evaluation, Federation' subject state programs, small and medium-sized businesses, Kurgan region.