Худякова Т.С.
старший преподаватель Уральского государственного экономического университета
Шеломенцев А.Г.
д.э.н., профессор, руководитель отдела исследований региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН, в.н.с. Уфимского филиала Финансового университета [email protected] Дорошенко С.В.
д.э.н., доцент, зав. сектором региональной предпринимательской политики Института экономики УрО РАН,
Екатеринбург
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ (На примере курганской области)
Ключевые слова: программно-целевой подход, государственные программы, малое и среднее предпринимательство, Курганская область.
Keywords: Program-targeted approach, state programs, small and medium-sized entrepreneurship, Kurgan region.
Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года», утверждённой Распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 года № 1662-р, одним из направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития России является стимулирование предпринимательской активности. В связи с этим государство должно применять эффективные меры поддержки предпринимательства, формирующие условия и стимулы для его развития. Такая поддержка актуальна в условиях финансового кризиса и санкционного давления, особенно для малого и среднего предпринимательства (МСП) как основной движущей силы экономического развития страны в целом и её регионов. В качестве механизма социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в последние годы активно применяется программно-целевой метод, согласно которому бюджетные расходы должны осуществляться в рамках разного рода программ (целевых, ведомственных, комплексных), действующих как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов. Следовательно, актуальным для изучения вопросом является программно-целевой механизм развития МСП, представленный в программных документах регионов.
В качестве региона для рассмотрения программно-целевого механизма развития МСП нами выбрана Курганская область, где по данным официальной статистики назрела необходимость улучшения положения в секторе МСП. Так, по удельному весу малых предприятий Курганская область уступает большинству регионов Уральского федерального округа (УрФО), при этом на протяжении 2012-2014 гг. данный показатель в этом регионе не увеличивается, как и показатели «среднесписочная численность работников малых предприятий» и «оборот малых предприятий». Величина валового регионального продукта (в млн. руб. и на душу населения) за последние годы в данном регионе остаётся самой низкой среди остальных регионов УрФО. Кроме того, в Зауралье наблюдается снижение показателя «среднегодовая численность занятых в экономике» и самый высокий среди остальных регионов УрФО уровень безработицы. Кроме того, Курганская область известна своей дотационностью, в связи с этим для данного региона настоятельно требуется улучшение предпринимательского климата.
Российские эксперты сходятся во мнении, что при изучении программно-целевого подхода к управлению социально-экономическим развитием необходимо исследовать разного рода программы. Авторы считают, что методическое обеспечение государственной политики в развитии МСП ещё недостаточно развито.
В ходе исследования был проведён сравнительный анализ нормативно-правовой базы в сфере МСП, которая включала в себя федеральный и региональный законы о развитии МСП, стратегию социально-экономического развития, а также государственные и целевые программы Курганской области, в результате чего были выявлены связи и отличия нормативно-правовой базы программно-целевого механизма поддержки МСП Зауралья. Все действующие программы Зауралья, в которых затронуты вопросы поддержки и развития МСП, были классифицированы по федеральным направлениям, в результате чего были уточнены приоритетные направления развития МСП Зауралья.
Рассмотрим результаты исследования. В Зауралье разработан и реализуется Закон Курганской области от 26 сентября № 389 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Курганской области», утверждённый Постановлением Правительства Курганской области от 23 сентября 2008 года № 3375. Кроме того, нормативно-правовую базу поддержки МСП в Зауралье составляют: Стратегия социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утверждённая Распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года № 488-р; госу-
дарственная программа «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2014-2020 годы», утверждённая Постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 г. № 505; государственные и ведомственные программы, в которых затронуты вопросы поддержки МСП.
Законы о развитии МСП федерального уровня и Зауралья схожи в части форм поддержки субъектов МСП, среди которых представлены:
1) финансовая поддержка;
2) имущественная поддержка;
3) информационная поддержка;
4) консультационная поддержка;
5) поддержка в области подготовки и дополнительного профессионального образования работников субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) поддержка в области инноваций и промышленного производства;
7) поддержка в области ремесленной деятельности;
8) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
9) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность;
10) иные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказываемые за счет средств регионального бюджета в соответствии с государственными программами региона и иными нормативными правовыми актами.
Особенностями закона Курганской области можно считать:
- наличие отдельных статей, посвящённых: инфраструктуре поддержки субъектов МСП; информационному обеспечению развития МСП; государственным программам (подпрограммам) региона, содержащим мероприятия, направленные на развитие МСП с требованиями к содержанию таких госпрограмм;
- наличие полномочия Правительства Курганской области осуществлять региональную политику в сфере развития малого и среднего предпринимательства с учетом региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей Курганской области;
- несущественные структурные отличия от федерального закона, заключающиеся в порядке расположения и формулировке названий статей закона, а также отличия в объёме содержащейся в статьях информации.
В законе Зауралья не представлены следующие статьи федерального закона: «Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства», «Основные понятия, используемые в настоящем законе», «Категории субъектов малого и среднего предпринимательства», «Статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства», «Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства», «Взаимодействие органов государственной власти в области развития малого и среднего предпринимательства», «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства».
Противоречий между законом Зауралья и федеральным законом о развитии МСП не обнаружено. В ст. 4 закона Зауралья говорится о требованиях к содержанию программ, направленных на развитие МСП, реализуемых на территории Курганской области. Анализ содержания госпрограммы Зауралья «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2014-2020 годы» подтвердил выполнение указанных в законе требований к содержанию программы, однако в программе не совсем чётко представлены показатели результативности деятельности уполномоченного органа в сфере развития МСП и меры по обеспечению передачи субъектам МСП результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ.
Наряду с упомянутой выше госпрограммой, в Зауралье реализуются другие госпрограммы, затрагивающие вопросы развития МСП, они перечислены ниже в таблице с учётом федеральных направлений.
Следует отметить, что в Зауралье отсутствуют затрагивающие вопросы поддержки развития МСП госпрограммы, соответствующие федеральным направлениям «Обеспечение национальной безопасности» и «Эффективное государство». Превалирующая часть госпрограмм Зауралья, затрагивающих вопросы поддержки развития МСП, относится к направлениям «Инновационное развитие и модернизация экономики» (50%) и «Новое качество жизни» (36%). Таким образом, из 43 госпрограмм Зауралья 14 госпрограмм (33%) содержат в себе меры по развитию МСП. Кроме государственных программ, в Зауралье действуют две целевые программы, затрагивающие вопросы поддержки развития МСП, они также обозначены ниже в таблице.
Далее рассмотрим связи регионального закона о развитии малого и среднего предпринимательства, Стратегии социально-экономического развития региона (далее - Стратегия) и программ Зауралья, затрагивающих вопросы поддержки развития МСП. В обозначенных нормативных правовых документах были выявлены связи по перечисленным ниже элементам сравнения:
- Цель в отношении МСП;
- Задачи в отношении МСП;
- Показатели развития МСП;
- Мероприятия (направления) развития МСП;
- Ожидаемые результаты развития МСП;
- Виды поддержки МСП;
- Отрасли МСП;
- Проблемы развития МСП.
Наибольшее количество присутствующих элементов сравнения, а следовательно, связей наблюдается у Стратегии и программ, в то время как закон, Стратегию и программы можно сравнить только по видам поддержки и отраслям МСП. Стратегия социально-экономического развития Курганской области и госпрограмма «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области» (далее - Госпрограмма) имеют больше взаимосвязей в контексте развития МСП, чем другие нормативные правовые документы региона. Рассмотрим связи Стратегии и Госпрограммы по целям, задачам, показателям и мероприятиям.
В Стратегии говорится, что стратегической целью развития предпринимательства в долгосрочной перспективе является формирование в области массового «среднего» класса, который в значительной степени обеспечит занятость населения и явится важным фактором обеспечения устойчивости экономического развития области. Эта цель Стратегии поддерживается целями Госпрограммы в части создания благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, способствующих созданию новых рабочих мест, пополнению консолидированного бюджета Курганской области, роста занятости населения Курганской области, внедрения субъектами малого и среднего предпринимательства новых технологий в собственное производство, увеличения объемов производства и реализации товаров (работ, услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства Курганской области. Таким образом, цели Стратегии и Госпрограммы в контексте развития МСП региона согласованы и гармоничны.
Анализ согласованности Стратегии и Госпрограммы по задачам развития МСП показал, что 6 из 11 задач развития МСП Стратегии находят своё отражение в задачах развития МСП Госпрограммы, остальные задачи развития МСП Стратегии поддерживаются механизмами решения поставленных задач и целевыми индикаторами развития МСП Госпрограммы. Одна стратегическая задача развития МСП («повышение средней заработной платы работников малых предприятий и ее легализация») недостаточно чётко согласована с задачами, механизмами решения поставленных задач и целевыми индикаторами развития МСП Госпрограммы.
Анализ согласованности показателей (целевых индикаторов) развития МСП, обозначенных в Стратегии и Госпрограмме позволил выявить, что для большинства показателей Стратегии, кроме показателя «доля среднего класса в Курганской области от общего числа жителей области», разработаны подобные показатели Госпрограммы, при этом количество показателей Госпрограммы превышает количество показателей Стратегии. Отсутствующими в Стратегии, но имеющимися в Госпрограмме показателями развития МСП, являются «прирост объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий Курганской области», «прирост объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет Курганской области от субъектов малого и среднего предпринимательства Курганской области» и «количество субъектов малого и среднего предпринимательства Курганской области, которым оказана поддержка».
Анализ согласованности мероприятий развития МСП, обозначенных в Стратегии и Госпрограмме, показал, что для всех мероприятий механизма реализации стратегических направлений развития МСП имеются подобные мероприятия Госпрограммы, при этом Госпрограмма содержит больше мероприятий развития МСП.
Рассмотрим контексты упоминаний МСП в программах Курганской области (табл. 1).
Таблица 1
Разделы программ Курганской области, затрагивающие развитие МСП
Программы (государственные - ГП и целевые - ЦП) Разделы программ, в которых упоминается о развитии МСП
Цель Задачи Показатели Мероприятия Отрасли Ожидаемый результат
Направление «Новое качество жизни»
1. ГП «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 гг. • •
2. ГП «Развитие туризма» на 2014-2019 гг. • •
3. ГП «Содействие занятости населения» на 2015-2017 гг. • • •
4. ГП «Улучшение условий и охраны труда» на 2014-2018 гг. •
5. ГП «Развитие культуры Зауралья» на 2014-2020 гг. • •
Направление «Инновационное развитие и модернизация экономики»
6. ГП «О развитии малого и среднего предпринимательства» на 20142020 гг. • • • • • •
7. ГП «Развитие агропромышленного комплекса» на 2014-2020 гг. • • • • • •
8. ГП «Устойчивое развитие сельских территорий» на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г. • •
9. ГП «Природопользование и охрана окружающей среды» на 20142020 гг. • • •
10. ГП «Развитие науки и технологий» на период до 2020 г. • • •
11. ГП «Внедрение спутниковых навигационных технологий в интересах социально-экономического и инновационного развития Курганской области» на 2014-2020 гг. • •
12. ГП, направленная на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курганской области на 2014-2019 гг. • • • •
13. ЦП «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность Курганской области» на 2014-2016 гг. • •
Направление «Сбалансированное региональное развитие»
14. ГП по оказанию содействия добровольному переселению в Курганскую область соотечественников, проживающих за рубежом на 2013-2020 гг. • • • •
15. ГП «Противодействие коррупции» на 2014-2018 гг. • • •
16. ЦП демографического развития Курганской области до 2025 г. •
Итого количество программ 4 6 3 15 11 7
Из таблицы видно, что почти все перечисленные выше программы Зауралья (94%) содержат мероприятия по развитию МСП. Большинство изученных программ (69%) отмечают отрасли развития МСП в Зауралье. Значительно меньшее количество рассмотренных программ содержат ожидаемый результат (44%), задачи (38%), цель (25%) и показатели (19%) развития МСП.
По результатам проведённого анализа можно сделать вывод, что нормативные правовые документы Зауралья, направленные на развития МСП, в целом согласованы между собой по целям, задачам, мероприятиям, показателям, отраслям и видам поддержки МСП. Наибольшая согласованность по этим элементам прослеживается между Стратегией социально-экономического развития Курганской области до 2020 года и госпрограммой «О Развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2014-2020 годы». Программно-целевой механизм развития МСП в Зауралье реализуется посредством госпрограмм, содержащих в себе меры, направленные на развитие МСП, количество таких госпрограмм составляет 33% от всех госпрограмм Зауралья. Из них к федеральным направлениям «Инновационное развитие и модернизация экономики» и «Новое качество жизни» относятся 50 и 36% госпрограмм соответственно. Только 2 целевые программы Зауралья затрагивают вопросы развития МСП. Для дальнейшего исследования реализации программно-целевого подхода к развитию МСП следует уделить внимание изучению влияния кросс-программных эффектов на развитие МСП Зауралья, учитывая влияние мероприятий одних программ на достижение цели и задач других программ. При этом желательно учитывать разное по степени и направленности влияние.
Список литературы
1. Каратаева Г.Е., Фесик С.В. Государственные программы как инструмент реализации бюджетной политики // Инновационное развитие экономики. 2014. - № 6(24). - С. 64-70.
2. Коломиец В.В. Адаптация бюджетной системы к переходу от целевых программ к государственным // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Приоритетные направления развития науки и образования». 2015. -С. 397-398.
3. Никитина А.Х. Анализ эффективности реализации госпрограмм // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. -№ 11(18). - С. 69-72.
4. Нурмухаметов А.В. Теория и практика государственного регулирования и поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. - № 3. - С. 83-89.