Научная статья на тему 'Реализация программно-целевого подхода к развитию малого и среднего предпринимательства региона'

Реализация программно-целевого подхода к развитию малого и среднего предпринимательства региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
622
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / PROGRAM-TARGET APPROACH / GOVERNMENT PROGRAM / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / SUPPORT MEASURES / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / KURGAN OBLAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худякова Татьяна Станиславовна, Шеломенцев Андрей Геннадьевич, Дорошенко Светлана Викторовна

Государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса и санкционного давления становится особенно актуальной. В качестве инструмента реализации государственной экономической политики в последние годы применяется программно-целевой подход. В статье представлены результаты анализа нормативно-правовой базы программно-целевого подхода к развитию малого и среднего предпринимательства региона. В частности, изучена согласованность нормативно-правовых документов в данной области, выявлена представленность малого и среднего предпринимательства в программных документах региона. Определены выраженность программных мер поддержки и социально-экономические направления развития малого и среднего предпринимательства региона. Полученные результаты будут способствовать проведению межрегиональных сравнительных исследований программно-целевого подхода, а также изучению межпрограммных эффектов развития малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Худякова Татьяна Станиславовна, Шеломенцев Андрей Геннадьевич, Дорошенко Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the Program-Target Approach to the Development of Small and Medium-Sized Enterprises in a Region

In the time of economic crisis and sanctions, government support for small and medium-sized enterprises is becoming increasingly urgent. The program-target approach has been lately used as a tool for the implementation of the state economic policy. The article presents the results of an analysis of the legal framework of the program-target approach to the development of small and medium-sized entrepreneurship in a region. In particular, the coherence of rules and regulations on entrepreneurship within a region is investigated, and the representation of small and medium-sized business in the program documents of the region is identified. The main program-related support measures and directions of socio-economic development of small and medium-sized entrepreneurship in the region are defined. The obtained results will encourage interregional comparative studies on the program-target approach, as well as investigations of cross-program effects of the development of small and medium-sized entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Реализация программно-целевого подхода к развитию малого и среднего предпринимательства региона»

т

Реализация программно-целевого подхода к развитию малого и среднего предпринимательства региона

Аннотация

Государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса и санкционного давления становится особенно актуальной. В качестве инструмента реализации государственной экономической политики в последние годы применяется программно-целевой подход. В статье представлены результаты анализа нормативно-правовой базы программно-целевого подхода к развитию малого и среднего предпринимательства региона. В частности, изучена согласованность нормативно-правовых документов в данной области, выявлена представленность малого и среднего предпринимательства в программных документах региона. Определены выраженность программных мер поддержки и социально-экономические направления развития малого и среднего предпринимательства региона. Полученные результаты будут способствовать проведению межрегиональных сравнительных исследований программно-целевого подхода, а также изучению межпрограммных эффектов развития малого и среднего предпринимательства.

^ ХУДЯКОВА Татьяна Станиславовна

Старший преподаватель кафедры управления качеством

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Тел.: (343) 221-27-82 E-mail: khudyakova_t@mail.ru

► ШЕЛОМЕНЦЕВ Андрей Геннадьевич

Доктор экономических наук, профессор, руководитель отдела исследований региональных социально-экономических систем

Институт экономики Уральского отделения РАН 620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29 Тел.: (343) 371-38-15 E-mail: chel61@mail.ru

► ДОРОШЕНКО Светлана Викторовна

Доктор экономических наук, доцент, заведующая сектором региональной предпринимательской политики

Институт экономики Уральского отделения РАН 620014, РФ, г. Екатеринбург, ул. Московская, 29 Тел.: (343) 359-83-57 E-mail: doroshenkos@mail.ru

JEL classification

R10, R58

ВВЕДЕНИЕ

Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, одним из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития России является стимулирование предпринимательской активности. Это означает, что государство должно применять эффективные меры поддержки, формирующие условия и стимулы для развития предпринимательства. В условиях финансового кризиса и санкционного давления такая поддержка особенно актуальна, поскольку малое и среднее предпринимательство (МСП) служит основной движущей силой экономического развития. В последнее десятилетие в качестве инструмента реализации государственной экономической политики активно применяется программно-целевой метод, основанный на системе программ (целевых, ведомственных, комплексных), в рамках которых осуществляются бюджетные расходы регионов, в том числе направленные на развитие МСП. Следовательно, программно-целевой подход к развитию МСП региона весьма актуален.

Авторы считают, что методическое обеспечение государственной политики в поддержке МСП еще недостаточно развито, в частности, необходимо повышать согласованность нормативно-правовых

документов программно-целевого подхода к развитию МСП. По мнению авторов, акцент государственной политики в сфере МСП должен быть сделан на методах поддержки, приоритетных направлениях развития и согласованности соответствующей нормативно-правовой базы в каждом субъекте Российской Федерации.

Целью данного исследования является определение представленности МСП в программных документах региона и согласованности нормативно-правовой базы для применения программно-целевого подхода к развитию МСП региона.

В процессе исследования применялись следующие методы: нормативно-правовой, компаративный, контент-анализ.

Исходной информационной базой послужили нормативно-правовые документы, посвященные развитию МСП, размещенные на сайтах Правительства и Департамента экономического развития региона.

Задачи исследования:

1) изучение научной литературы, посвященной вопросам реализации программно-целевого метода развития экономики;

2) анализ согласованности нормативно-правовой базы программно-целевого подхода к развитию МСП на региональном уровне;

3) выявление и анализ региональных программ, затрагивающих вопросы под-

Implementation of the Program-Target Approach to the Development of Small and Medium-Sized Enterprises in a Region

^ Tatyana S. KHUDYAKOVA

Sr. Lecturer of Quality Management Dept.

Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-27-82 E-mail: khudyakova_t@mail.ru

■o a

H

а m я

Abstract

In the time of economic crisis and sanctions, government support for small and medium-sized enterprises is becoming increasingly urgent. The program-target approach has been lately used as a tool for the implementation of the state economic policy. The article presents the results of an analysis of the legal framework of the program-target approach to the development of small and medium-sized entrepreneurship in a region. In particular, the coherence of rules and regulations on entrepreneurship within a region is investigated, and the representation of small and medium-sized business in the program documents of the region is identified. The main program-related support measures and directions of socio-economic development of small and medium-sized entrepreneurship in the region are defined. The obtained results will encourage interregional comparative studies on the program-target approach, as well as investigations of cross-program effects of the development of small and medium-sized entrepreneurship.

► Andrey G. SHELOMENTSEV

Dr. Sc. (Econ.), Professor, Head of Office for Regional Socio-Economic Systems Research

Institute of Economics

(Ural Branch of the Russian Academy

of Sciences)

620014, RF, Yekaterinburg, Moskovskaya St., 29 Phone: (343) 371-38-15 E-mail: chel61@mail.ru

держки МСП, уточнение приоритетных программных направлений развития МСП региона;

4) определение программных методов поддержки и сфер социально-экономического развития МСП региона.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ МСП РЕГИОНА

Активное развитие программно-целевого подхода к управлению экономикой в Российской Федерации наблюдается с 2012 г. в связи с принятием Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов, предпосылками которой стали уменьшение бюджетных средств и низкая эффективность их использования. Такой подход призван обеспечивать целевое и рациональное распределение финансовых ресурсов по социально-экономическим направлениям, способствовать повышению эффективности и адресности бюджетных расходов. В рамках программно-целевого подхода цели социально-экономического развития увязываются с ресурсами посредством программ, что повышает ориентированность бюджета на результат. В настоящее время основным инструментом программно-целевого подхода, действующим на федеральном и региональном уровнях, являются государственные программы, затрагивающие различные сферы социально-экономического развития, включая развитие МСП. Таким образом, рассмотрение программно-

целевого подхода к развитию МСП региона требует анализа представленных в государственных и иных программах региона целей, задач, показателей, мероприятий, ожидаемых результатов развития МСП, а также мер поддержки и сфер социально-экономического развития МСП. Механизму государственной поддержки развития МСП на региональном уровне уделяется большое внимание в отечественной научной литературе. Так, авторы коллективной монографии под редакцией В. В. Алещенко, В. В. Карпова рассматривают механизм государственной поддержки субъектов МСП как совокупность трех блоков: организационно-правового, программно-целевого и функционально-ресурсного, и выделяют финансовую поддержку как наиболее значимое направление государственной поддержки субъектов МСП [12]. По мнению А. П. Киреенко, Л. В. Саниной, «программно-целевой метод со стороны государства к МСП предполагает выбор четко поставленных целей и конкретизирующих их задач с использованием предварительно разработанных научных концепций, прогнозов и сценариев органами государственной исполнительной и законодательной власти, а также определение конкретных мероприятий по их достижению» [5]. Данные авторы рассматривают государственные программы в качестве инструмента государственной финансовой поддержки МСП. А. В. Нурмухаметов, изучая меры государственной поддержки сектора

► Svetlana V. DOROSHENKO

Dr. Sc. (Econ.), Associate Professor, Head of Regional Business Policy Division

Institute of Economics

(Ural Branch of the Russian Academy

of Sciences)

620014, RF, Yekaterinburg, Moskovskaya St., 29 Phone: (343) 359-83-57 E-mail: doroshenkos@mail.ru

Ключевые слова

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Keywords

PROGRAM-TARGET APPROACH GOVERNMENT PROGRAM SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES SUPPORT MEASURES SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT KURGAN OBLAST

JEL classification

R10, R58

5 • 1 Предпринимательство • Право • Налоги

Таблица 1 - Динамика развития предпринимательской деятельности в Курганской области в 2010-1014 гг.

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014

Количество малых предприятий, тыс. 6,7 6,1 7,2 7,4 7,3

Численность занятых на малых предприятиях, тыс. чел. - 49,8 51,1 55,3 52,2

Оборот малых предприятий, млрд р. - 56,3 61,1 66,1 65,5

Инвестиции в основной капитал малых предприятий, млрд р. 25,6 29,9 36,2 33,2 32,7 (27,5 в 2015 г.)

Составлено по: материалам официального сайта Федеральной службы государственной статистики.

МСП в разных странах, приходит к выводу, что «правительства большинства стран мира рассматривают содействие развитию МСП как основу государственной экономической политики, ежегодно инициируя многочисленные государственные программы» [10]. Также роль государственных программ как основного инструмента реализации программно-целевого метода бюджетной политики подчеркивают А. Х. Никитина, Г. Е. Каратаева, С. В. Фесик [4; 9]. По мнению А. Г. Бре-усовой, «государственные программы дают возможность комплексно взглянуть на деятельность ведомств и определить роль ведомств и их стратегическую миссию в развитии территорий, а также связать стратегию территории, бюджет и программы ведомств» [1]. М. А. Осипов считает, что «на сегодняшний день костяк института поддержки малого бизнеса в России составляют программы поддержки малого и среднего предпринимательства различных уровней и организации, формирующие инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. При этом наиболее распространены организации, осуществляющие финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства, и наиболее распространенными видами поддержки, предусмотренными различными программами, являются кредитование, субсидирование и выделение грантов» [11]. По мнению В. В. Заболоцкой, необходимыми компонентами успешного развития МСП являются институциональные структуры поддержки МСП, а также прямые (в виде целевых программ) и косвенные (в виде субсидий) меры поддержки [3]. Важности инструментов государственного управления в развитии предпринимательской активности в регионах уделяют внимание С. В. Дорошенко и А. Д. Топоркова [2]. Д. В. Колпа-киди рассматривает процесс развития МСП как «результат функционирования государственной системы управления,

совершенствующейся в процессе последовательно реализуемых программ поддержки и развития МСП» [6]. Таким образом, отечественные ученые сходятся во мнении, что при изучении программно-целевого подхода к управлению социально-экономическим развитием необходимо исследовать разного рода программы. Важность региональных программ в сфере предпринимательства как стратегического инструмента социально-экономического развития регионов подчеркивается и в зарубежной научной литературе [13-15]. Проблемам разработки и реализации государственных программ, в частности важности изучения нормативно-правовой основы программного подхода, уделяют внимание С. Н. Макарова и В. В. Коломиец [8]. Так, В. В. Коломиец заявляет, что «бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований при переходе к программному бюджету все еще сталкиваются с рядом серьезных проблем, среди которых отсутствие взаимоувязанной системы разработанных документов, характеризующих стратегическое планирование» [7].

Учитывая важность нормативно-правовой базы при реализации программно-целевого подхода, на первом этапе исследования были выявлены нормативно-правовые документы в области МСП региона и изучена их согласованность по таким элементам программно-целевого подхода, как цели, задачи, показатели, мероприятия, ожидаемые результаты, виды поддержки и сферы социально-экономического развития МСП. Далее во всех действующих программах исследовались упоминания об МСП, что позволило выявить перечень программ, затрагивающих поддержку и развитие МСП, и классифицировать их по федеральным направлениям госпрограмм с целью определения выраженности этих направлений в развитии МСП региона. На завершающем этапе исследования в выявленных госпрограммах региона

изучались представленность видов поддержки и структура сфер социально-экономического развития МСП.

В качестве региона для изучения программно-целевого механизма развития МСП выбрана Курганская область, где по данным официальной статистики наблюдается стагнация в секторе МСП. Так, величина валового регионального продукта (в млн р. и на душу населения) за последние годы в данном регионе остается самой низкой среди регионов Уральского федерального округа (УрФО). За 2010-2014 гг. в Курганской области наблюдается снижение показателя «среднегодовая численность занятых в экономике» и самый высокий в УрФО уровень безработицы. В табл. 1 представлены показатели, характеризующие предпринимательскую деятельность в Курганской области.

Как показано на рис. 1, по удельному весу малых предприятий Курганская область уступает другим регионам УрФО, за исключением Челябинской области, при этом на протяжении 2012-2014 гг. данный показатель не увеличивается, что говорит об отсутствии развития конкуренции и ее низком уровне.

Следует также учесть, что Курганская область является аграрным регионом, поэтому развитие МСП в данной сфере и в перерабатывающей промышленности создаст необходимые условия для укрепления сельского хозяйства.

В регионе разработан и реализуется Закон Курганской области от 26 сентября 2008 г. № 389 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Курганской области». Кроме того, нормативно-правовую базу поддержки МСП в регионе составляют Стратегия социально-экономического развития Курганской области до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 г. № 488-р, и государственная программа «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 505. Также в регионе реализуются другие государственные и ведомственные программы, в которых затронуты вопросы поддержки МСП.

Федеральный и региональный законы о развитии МСП схожи в части форм поддержки субъектов МСП, среди которых обозначены: финансовая, имущественная, информационная и консультационная поддержка; поддержка

2010

2011

2012

2013

2014

Курганская область Свердловская область Тюменская область

ХМАО

Челябинская область ЯНАО

Рис. 1. Удельный вес малых предприятий в общем количестве предприятий и организаций в регионах УрФО в 2010-2014 гг. (на конец года), %

Составлено по материалам официального сайта Федеральной службы государственной статистики.

Таблица 2 - Элементы сравнения нормативно-правовых документов программно-целевого подхода к развитию МСП Курганской области

Элемент сравнения Закон Стратегия Программы

Цель развития МСП - + +

Задачи развития МСП - + +

Показатели развития МСП - + +

Мероприятия (направления) развития МСП - + +

Ожидаемые результаты развития МСП - - +

Виды поддержки МСП + + +

Сферы социально-экономического развития МСП + + +

в области подготовки и дополнительного профессионального образования работников субъектов МСП, в области инноваций и промышленного производства, в области ремесленной деятельности; поддержка субъектов МСП, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность, и иные формы поддержки субъектов МСП, оказываемой за счет средств регионального бюджета в соответствии с государственными программами региона и иными нормативными правовыми актами.

Особенностями закона Курганской области можно считать:

• наличие отдельных статей, посвященных: инфраструктуре поддержки субъектов МСП; информационному обеспечению развития МСП; государственным программам (подпрограммам) региона, содержащим мероприятия, направленные на развитие МСП, с требованиями к содержанию таких госпрограмм;

• наличие полномочия Правительства Курганской области осуществлять региональную политику в сфере развития малого и среднего предпринимательства с учетом региональных социально-экономических, экологических,

культурных и других особенностей области;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• несущественные структурные отличия от федерального закона, заключающиеся в порядке расположения и формулировке названий статей закона, а также отличия в объеме содержащейся в них информации.

В законе Курганской области не представлены следующие статьи федерального закона: «Нормативное правовое регулирование развития МСП», «Основные понятия, используемые в настоящем законе», «Взаимодействие органов государственной власти в области развития МСП».

Противоречий между законом Курганской области и федеральным законом о развитии МСП не обнаружено. В ст. 4 закона Курганской области говорится о требованиях к содержанию программ, направленных на развитие МСП, реализуемых на территории Курганской области. Анализ содержания госпрограммы «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2014-2020 годы» подтвердил выполнение указанных в законе требований к содержанию программы,

однако в программе недостаточно четко представлены показатели результативности деятельности уполномоченного органа в сфере развития МСП и меры по обеспечению передачи субъектам МСП результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ.

Согласованность обозначенных выше нормативно-правовых документов Курганской области изучена по перечисленным в табл. 2 элементам сравнения.

Наибольшее количество связей наблюдается у Стратегии и программ, в то время как закон, Стратегию и программы можно сравнить только по видам поддержки МСП и сферам социально-экономического развития.

Рассмотрим связи регионального закона о развитии МСП, Стратегии социально-экономического развития региона и программ Курганской области, затрагивающих вопросы поддержки развития МСП, по обозначенным в табл. 2 элементам сравнения.

Стратегия социально-экономического развития Курганской области и госпрограмма «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области» (далее - Госпрограмма) имеют больше взаимосвязей, чем другие нормативно-правовые документы региона. В частности, прослеживаются связи Стратегии и Госпрограммы по целям, задачам, показателям и мероприятиям в отношении МСП. Так, стратегической целью развития предпринимательства в долгосрочной перспективе является формирование в области массового «среднего» класса, который в значительной степени обеспечит занятость населения и явится важным фактором устойчивости экономического развития области. Эта цель Стратегии поддерживается целями Госпрограммы в части создания благоприятных условий для развития субъектов МСП, способствующих созданию новых рабочих мест, пополнению консолидированного бюджета Курганской области, росту занятости населения области, для внедрения субъектами МСП новых технологий в собственное производство, увеличения объемов производства и реализации товаров (работ, услуг) субъектами МСП Курганской области. Таким образом, цели Стратегии и Госпрограммы в контексте развития МСП региона согласованы и гармоничны.

Анализ согласованности Стратегии и Госпрограммы по задачам развития МСП показал, что 6 из 11 задач, обозна-

■о я

Т Н

а т я

т

ченных в Стратегии, находят свое отра-8 жение в задачах развития МСП Госпро-3 граммы, а оставшиеся 5 поддерживаются | механизмами решения поставленных за-=т дач и целевыми индикаторами развития ш МСП Госпрограммы. Одна стратегиче-3 ская задача развития МСП («повышение средней заработной платы работников малых предприятий и ее легализация») недостаточно четко согласована с Госпрограммой.

Анализ согласованности показателей (целевых индикаторов) развития МСП, обозначенных в Стратегии и Госпрограмме, позволил выявить, что для большинства показателей Стратегии, кроме показателя «доля среднего класса в Курганской области от общего числа жителей области», разработаны подобные показатели Госпрограммы, при этом количество показателей Госпрограммы превышает количество показателей

Стратегии. В частности, показателями Госпрограммы, отсутствующими в Стратегии, являются «прирост объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий Курганской области», «прирост объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет Курганской области от субъектов малого и среднего предпринимательства Курганской области» и «количество субъектов малого и среднего предпринимательства Курганской области, которым оказана поддержка».

Анализ согласованности мероприятий развития МСП, обозначенных в Стратегии и Госпрограмме, показал, что всем мероприятиям механизма реализации стратегических направлений развития МСП соответствуют аналогичные мероприятия Госпрограммы, при этом Госпрограмма содержит больше подобных мероприятий.

Наряду с упомянутой выше Госпрограммой, в Курганской области реализуются другие государственные и целевые программы, затрагивающие вопросы поддержки развития МСП. Их распределение по федеральным направлениям, а также контексты упоминания в них МСП приведены в табл. 3.

Почти все перечисленные выше программы Курганской области (94%) содержат мероприятия по развитию МСП. В большинстве изученных программ (69%) отмечены сферы социально-экономического развития МСП в Курганской области. Значительно меньшее количество программ содержит ожидаемый результат (44%), задачи (38%), цель (25%) и показатели (19%) развития МСП. Превалирующая часть госпрограмм региона, затрагивающих вопросы поддержки и развития МСП, относится к федеральным направлениям «Инновационное

Таблица 3 - Контексты упоминания МСП в программах Курганской области

Программы Разделы программ, в которых упоминается о развитии МСП

Цель Задачи Показатели Мероприятия Сферы социально-экономического развития Ожидаемый результат

Направление «Новое качество жизни»

1. ГП «Развитие жилищного строительства» на 2014-2018 гг. • •

2. ГП «Развитие туризма» на 2014-2019 гг. • •

3. ГП «Содействие занятости населения» на 2015-2017 гг. • • •

4. ГП «Улучшение условий и охраны труда» на 2014-2018 гг. •

5. ГП «Развитие культуры я» на 2014-2020 гг. • •

Направление «Инновационное развитие и модернизация экономики»

6. ГП «О развитии малого и среднего предпринимательства» на 2014-2020 гг. • • • • • •

7. ГП «Развитие агропромышленного комплекса» на 2014-2020 гг. • • • • • •

8. ГП «Устойчивое развитие сельских территорий» на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г. • •

9. ГП «Природопользование и охрана окружающей среды» на 2014-2020 гг. • • •

10. ГП «Развитие науки и технологий» на период до 2020 г. • • •

11. ГП «Внедрение спутниковых навигационных технологий в интересах социально-экономического и инновационного развития Курганской области» на 2014-2020 гг. • •

12. ГП, направленная на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курганской области, на 2014-2019 гг. • • • •

13. ЦП «Охрана окружающей среды и экологическая безопасность Курганской области» на 2014-2016 гг. • •

Направление «Сбалансированное региональное развитие»

14. ГП по оказанию содействия добровольному переселению в Курганскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 гг. • • • •

15. ГП «Противодействие коррупции» на 2014-2018 гг. • • •

16. ЦП демографического развития Курганской области до 2025 г. •

Итого 4 6 3 15 11 7

Примечание: ГП - государственная программа, ЦП - целевая программа.

В области сельскохозяйственной деятельности В области внешнеэкономической деятельности Совершенствование контрольно-надзорных функций

Правовая

В области ремесленной деятельности Имущественная Привлечение инвестиций Создание инфраструктуры поддержки МСП Устранение административных барьеров Организационно-методическая Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности

Консультационная В области инноваций и промышленного производства

Образовательная Инновационная Финансовая

■о я

т н

а т я

%

Рис. 2. Представленность программных видов поддержки развития МСП в Курганской области, % программ

развитие и модернизация экономики» (50%) и «Новое качество жизни» (36%). По направлениям «Обеспечение национальной безопасности» и «Эффективное государство» в регионе не выявлено госпрограмм, в которых упоминается об МСП. В целом, из 43 госпрограмм Курганской области вопросы поддержки и развития МСП затрагиваются в 14 (33%).

Как указано в ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», государственная политика в области развития МСП представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер. Законом предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Кроме того, в законе под поддержкой субъектов МСП понимается деятельность федеральных и региональных органов государственной власти, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляемая в соответствии с государственными программами, содержащими мероприятия, направленные на развитие МСП. Общими видами поддержки субъектов МСП, обозначенными в законе, Стратегии и программах Курганской области, являются: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, образовательная, развитие инфраструктуры поддержки МСП, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленной, внешнеэко-

номической и сельскохозяйственной деятельности. Различия в видах поддержки МСП, обозначенных в рассматриваемых документах региона, заключаются в следующем:

• в законе Курганской области не упоминаются методическая поддержка, привлечение инвестиций и поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, содержащиеся в Стратегии и программах Курганской области;

• в программах Курганской области обозначена поддержка в виде сокращения количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении субъектов МСП, которая не указана в законе и Стратегии Курганской области.

Таким образом, все виды поддержки МСП, обозначенные в законе, присутствуют в Стратегии, в которой, как и в программах, представлено больше видов поддержки, чем в законе.

Рассмотрим представленность видов поддержки развития МСП в перечисленных выше программах Курганской области (рис. 2).

Как можно видеть, финансовая и информационная поддержка развития МСП содержится в большинстве программ Курганской области, затрагивающих вопросы поддержки МСП.

Количество представленных сфер социально-экономического развития МСП в законе, Стратегии и программах различно. Наибольшее количество указанных сфер содержат программы, наименьшее - закон. Все стратегические и приоритетные направления развития МСП, представленные в Стратегии, содержатся в программах.

Направления развития МСП региона имеют разную представленность в за-

коне, Стратегии и программах (табл. 4). В частности, в программах содержатся дополнительные социально-экономические сферы развития МСП, не указанные в законе и Стратегии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, программно-целевой подход к развитию МСП региона реализуется посредством региональных госпрограмм, прямо и косвенно затрагивающих вопросы развития МСП и согласованных с другими нормативно-правовыми документами региона. Совокупность разработанных в госпрограммах и обеспеченных финансовыми средствами целей, задач, показателей, мероприятий и видов поддержки МСП создает программно-целевой механизм развития МСП в ряде сфер социально-экономического развития региона.

Так, согласно результатам исследования, проведенного на примере Курганской области, нормативно-правовые документы региона, направленные на развитие МСП, в целом согласованы между собой по целям, задачам, мероприятиям, показателям, сферам социально-экономического развития и видам поддержки МСП. В реализации программно-целевого подхода к развитию МСП региона участвуют 33% госпрограмм Курганской области, представляющих в основном федеральные направления «Инновационное развитие и модернизация экономики» (50% госпрограмм) и «Новое качество жизни» (36%). Среди программных видов поддержки МСП превалируют финансовая (56% программ), информационная (56%) и образовательная (44%). Сферами социально-экономического развития МСП, одновременно представленны-

<е Таблица 4 - Представленность сфер социально-экономического развития МСП Курганской области в законе, Стратегии и программах

Стратегические направления Приоритетные направления Другие направления развития МСП

Обозначенные в Стратегии, законе и программах Обозначенные в Стратегии и программах

Производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции; производство промышленной продукции; инновационная деятельность малых и средних предприятий Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; продвижение продукции субъектов малого предпринимательства области на региональные и межрегиональные рынки, поддержка выставочно-ярмарочной деятельности; ремесленничество; внешнеэкономическая деятельность Торговля; оказание услуг в сфере культуры

Обозначенные в Стратегии и программах Обозначенные в программах

Строительная индустрия, строительство жилья, социальных и промышленных объектов, деревообработка; жилищно-коммунальное хозяйство; оказание услуг в сфере здравоохранения; бытовое обслуживание населения; въездной и внутренний туризм Молодежное предпринимательство; экологически ориентированный бизнес; электронный бизнес и электронная коммерция Производство детских товаров; оказание услуг в сфере образования; оказание услуг в сфере спорта; социальные услуги; добыча и реализация общераспространенных полезных ископаемых; оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (за исключением услуг такси); космические продукты и услуги

ми в законе, Стратегии и программах Курганской области, являются: производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции; производство промышленной продукции; инновационная деятельность малых и средних предприятий; развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; продвижение продукции субъектов малого предпринимательства области на региональные и межрегиональные рынки; поддержка выставочно-ярмарочной деятельности; ремесленничество; внешнеэконо-

мическая деятельность. Наибольшее количество сфер социально-экономического развития Курганской области, в которых предусматривается развитие МСП, отмечено в госпрограммах региона. В целом, по сферам социально-экономического развития предпринимательства наблюдается наибольшее сочетание (соответствие) в связке «Стратегия - Программы», чем «Закон - Стратегия» и «Закон - Программы».

Для дальнейшего исследования реализации программно-целевого подхода к развитию МСП региона следует

провести межрегиональное сравнение нормативно-правовой базы программно-целевого подхода и промежуточных результатов его реализации с целью выявления наиболее эффективного программного механизма развития МСП, а также уделить внимание изучению межпрограммных эффектов развития МСП региона, учитывая влияние мероприятий одних программ на достижение цели и задач других программ, при этом желательно учитывать влияние, различающееся по степени и направленности.

Источники

1. Бреусова А.Г. Оценка эффективности государственных программ // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. 2015. № 2. С. 128-136.

2. Дорошенко С.В., Топоркова А.Д. Влияние инновационных инструментов государственного управления на предпринимательскую активность в регионах // Новая индустриализация и умная экономика: вызовы и возможности: сб. материалов Пермского конгресса ученых-экономистов. Пермь, 2015. С. 47-51.

3. Заболоцкая В.В. Характеристика инфраструктуры и мер государственной поддержки малых и средних предприятий на современном этапе // Экономика: теория и практика. 2014. № 1(33). С. 38-44.

4. Каратаева Г.Е., Фесик С.В. Государственные программы как инструмент реализации бюджетной политики // Инновационное развитие экономики. 2014. № 6(24). С. 64-70.

5. Киреенко А.П., Санина Л.В. Применение программно-целевого метода для государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах Сибирского федерального округа // Известия ИГЭА. 2014. № 4(96). С. 117-132.

6. Колпакиди Д.В. Реализация программно-целевого подхода в процессе совершенствования государственной системы управления развитием малого и среднего предпринимательства // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2013. № 2(42). С. 40-53.

7. Коломиец В.В. Адаптация бюджетной системы к переходу от целевых программ к государственным // Приоритетные направления развития науки и образования: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2015. С. 397-398.

8. Макарова С.Н., Коломиец В.В. Реформа управления бюджетным процессом: переход к программно-целевому подходу в бюджетном планировании регионов // Дискуссия. 2015. № 2(54). С. 77-82.

9. Никитина А.Х. Анализ эффективности реализации госпрограмм // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 11(18). С. 69-72.

10. Нурмухаметов А.В. Теория и практика государственного регулирования и поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3. С. 83-89.

11. Осипов М.А. Состояние и эффективность института развития малого предпринимательства в России // Fundamental Research. 2013. № 10. С. 2916-2920.

12. Совершенствование механизма государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: кол. монография / под общ. ред. В.В. Алещенко, В.В. Карпова. Омск: ИЦ «Омский научный вестник», 2015.

13. Gebhardt C. The Entrepreneurial State: The German Entrepreneurial Regions' Programme as an Attenuator for the Financial Crisis // European Planning Studies. 2012. Vol. 20. No. 9. P. 1469-1482.

14. Goel G., Rishi M. Promoting Entrepreneurship to Alleviate Poverty in India: An Overview of Government Schemes, Private-Sector Programs, and Initiatives in the Citizens' Sector // Thunderbird International Business Review. 2012. Vol. 54. No. 1. P. 45-57.

15. Rasmussen E., Gulbrandsen M. Government Support Programmes to Promote Academic Entrepreneurship: A Principal-Agent Perspective // European Planning Studies. 2012. Vol. 20. No. 4. P. 527-546.

References

1. Breusova A.G. Otsenka effektivnosti gosudarstvennykh programm [Evaluation of the effectiveness of state programs]. Vestnik Omskogo universiteta. Ser. Ekonomika - Herald of Omsk University. Series "Economics", 2015, no. 2, pp. 128-136.

2. Doroshenko S.V., Toporkova A.D. [Influence of innovative tools of state governance on business activity in regions]. Novaya industrializatsiya i um-naya ekonomika: vyzovy i vozmozhnosti: sb. materialov Permskogo kongressa uchenykh-ekonomistov [New Industrialization and Smart Economy: Challenges and Opportunities. Proc. of Perm Congress of Economists]. Perm', 2015. Pp. 47-51.

3. Zabolotskaya V.V. Kharakteristika infrastruktury i mer gosudarstvennoy podderzhki malykh i srednikh predpriyatiy na sovremennom etape [Characteristics of infrastructure and measures of government support for small and medium enterprises in modern stage]. Ekonomika: teoriya ipraktika - Economics: Theory and Practice, 2014, no. 1(33), pp. 38-44.

4. Karataeva G.Ye., Fesik S.V. Gosudarstvennye programmy kak instrument realizatsii byudzhetnoy politiki [State programs as a tool for implementing budget policy]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki - Innovative Development of Economy, 2014, no. 6(24), pp. 64-70.

5. Kireenko A.P., Sanina L.V. Primenenie programmno-tselevogo metoda dlya gosudarstvennoy podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v regionakh Sibirskogo federal'nogo okruga [Application of program-targeted method for small and medium business state support in the regions of the Siberian Federal District]. Izvestiya IGEA - Bulletin of Baikal State University, 2014, no. 4(96), pp. 117-132.

6. Kolpakidi D.V. Realizatsiya programmno-tselevogo podkhoda v prot-sesse sovershenstvovaniya gosudarstvennoy sistemy upravleniya razvitiem malogo i srednego predprinimatel'stva [Implementation of performance-oriented approach in improving the state system of management of small and medium businesses development]. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgsko-go universiteta upravleniya i ekonomiki - Scientific Notes of Saint-Petersburg University of Management and Economics, 2013, no. 2(42), pp. 40-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kolomiets V.V. [Adaptation of the budget system to the transition from target-oriented programs to public programs]. Prioritetnye napravleniya raz-vitiya nauki i obrazovaniya: sb. materialov V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Priority directions of development of science and education. Proc. of the 5th Int. sci.-pract. conf.]. Cheboksary, 2015. Pp. 397-398.

8. Makarova S.N., Kolomiets V.V. Reforma upravleniya byudzhetnym prot-sessom: perekhod k programmno-tselevomu podkhodu v byudzhetnom planirovanii regionov [Reform of budget process management: transition to program-targeted approach in regions' budget planning]. Diskussiya - Discussion, 2015, no. 2(54), pp. 77-82.

9. Nikitina A.Kh. Analiz effektivnosti realizatsii gosprogramm [Analysing the efficiency of state programs' implementation]. Mezhdunarodnyy nauch-no-issledovatel'skiy zhurnal - International Research Journal, 2013, no. 11(18), pp. 69-72.

10. Nurmukhametov A.V. Teoriya i praktika gosudarstvennogo regulirovaniya i podderzhki razvitiya sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Theory and practice of state regulation and support of small and middle entrepreneurship subjects]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava - Actual Problems of Economics and Law, 2014, no. 3, pp. 83-89.

11. Osipov M.A. Sostoyanie i effektivnost' instituta razvitiya malogo predprinimatel'stva v Rossii [The current state and efficiency of institution of small business development in Russia]. Fundamental Research, 2013, no. 10, pp. 2916-2920.

12. Aleshchenko V.V., Karpova V.V. (eds.) Sovershenstvovanie mekhanizma gosudarstvennoy podderzhki sub'ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Improving the mechanism of state support for small and medium-sized enterprises]. Omsk, Omskiy nauchnyy vestnik Publ., 2015.

13. Gebhardt C. The Entrepreneurial State: The German Entrepreneurial Regions' Programme as an Attenuator for the Financial Crisis. European Planning Studies, 2012, vol. 20, no. 9, pp. 1469-1482.

14. Goel G., Rishi M. Promoting Entrepreneurship to Alleviate Poverty in India: An Overview of Government Schemes, Private-Sector Programs, and Initiatives in the Citizens' Sector. Thunderbird International Business Review, 2012, vol. 54, no. 1, pp. 45-57.

15. Rasmussen E., Gulbrandsen M. Government Support Programmes to Promote Academic Entrepreneurship: A Principal-Agent Perspective. European Planning Studies, 2012, vol. 20, no. 4, pp. 527-546.

■o a

u>

/

H

a m a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.