Научная статья на тему 'Госпрограммы в сфере культуры субъектов УФО: сравнительный анализ'

Госпрограммы в сфере культуры субъектов УФО: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / REGIONAL ECONOMY / CULTURAL POLICY / TARGET-ORIENTED APPROACH / THE STATE PROGRAM IN THE SPHERE OF CULTURE / PERFORMANCE EVALUATION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE SPHERE OF CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанова Анастасия Юрьевна

Каждый регион как социокультурное пространство обладает ресурсами и капиталами. Регионы Уральского федерального округа (далее УФО) отличаются промышленно-сырьевой направленностью в национальной структуре экономики страны, особыми ментальными характеристиками народонаселения («люди труда»). Управление социокультурной сферой в регионах УФО осуществляется программно-целевым методом и регламентируется государственными программами. Все госпрограммы в сфере культуры субъектов УФО ориентированы на обеспечение ее стабильного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PROGRAMS IN THE SPHERE OF CULTURE OF SUBJECTS UFO: COMPARATIVE ANALYSIS

Each region as a sociocultural space has resources and capital. Regions UFO characterized by industrial and raw material orientation in the national structure of the economy, the special mental characteristics of the population (“working people”). The management of the sociocultural sphere in the regions of the Ural Federal District is carried out by the program-target method and is regulated by state programs. All state programs in the sphere of culture of the subjects of the Urals Federal District are aimed at ensuring its stable development. Keywords: regional economy, cultural policy, target-oriented approach, the state program in the sphere of culture, performance evaluation, public-private partnership in the sphere of culture

Текст научной работы на тему «Госпрограммы в сфере культуры субъектов УФО: сравнительный анализ»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 30(571) -

А. Ю. Рязанова

аспирант,

Челябинский государственный институт культурыi E-mail: rritayu@yandex.ru

ГОСПРОГРАММЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ УФО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Каждый регион как социокультурное пространство обладает ресурсами и капиталами. Регионы Уральского федерального округа (далее УФО) отличаются промышленно-сырьевой направленностью в национальной структуре экономики страны, особыми ментальными характеристиками народонаселения («люди труда»). Управление социокультурной сферой в регионах УФО осуществляется программно-целевым методом и регламентируется государственными программами. Все госпрограммы в сфере культуры субъектов УФО ориентированы на обеспечение ее стабильного развития.

Ключевые слова: экономика региона, культурная политика, программно-целевой подход, государственная программа в сфере культуры, оценка эффективности, государственно-частное партнерство в сфере культуры

Для цитирования: Рязанова, А. Ю. Госпрограммы в сфере культуры субъектов УФО: сравнительный анализ /А. Ю. Рязанова //Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 1 (49). - С. 79-85.

Региональная культурная политика рассматривается нами как область практической технологической деятельности, направленной на формирование и развитие системы взаимоувязанных социокультурных и экономических подсистем, соответствие которых принципам дополнительности должно приводить к синер-гийному эффекту реализации государственных программ в сфере культуры, повышать их эффективность и результативность.

Каждый регион как социокультурное пространство имеет ресурсы и капиталы. По мнению П. Бурдье, ресурс как потенциал превращается в капитал, если он востребован и легитимирован как ценность [11, с. 255]. Регионы обладают определенными ресурсами (их значимость отличается в различные эпохи), которые, будучи освоенными, становятся капиталом: экономическим, культурным, социальным, символическим и пр. Другими словами, каждый регион уникален по своим природно-сырьевым и историко-культурным ресурсам, и на основе этого можно строить стратегическое планирование развития территории. Дадим характеристику регионам УФО с позиций ресурсной базы и возможности ее конвертации в социокультурные капиталы.

Уральский федеральный округ был образован 13 мая 2000 г. В его состав входят 6 субъектов Российской Федерации: 4 области (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская) и 2 автономных округа (Ханты-Мансийский - Югра (далее ХМАО), Ямало-Ненецкий (далее ЯНАО)). Общая площадь территории округа составляет 11 % площади Российской Федерации (третье место среди других округов). Плотность населения - 6,77 чел./км2 (в среднем по России - 8,57 чел./км2) [20].

Регионы УФО отличаются промышленно-сырьевой направленностью в национальной структуре экономики страны, особыми ментальными характеристиками народонаселения («люди труда»); 10 % населения страны, проживающие здесь, обеспечивают 14 % ВВП, причем доля промышленности в ВРП превышает 50 %. В структуре экономики каждый из регионов занимает свою нишу: промышленная Челябинская область, энергосырьевая Тюменская область с автономными округами, аграр-но-индустриальное Зауралье, индустриально-торговый Средний Урал. В ХМАО и ЯНАО разведаны и осваиваются нефтяные и газовые месторождения, относящиеся к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Здесь

79

сосредоточены крупные лесосырьевые ресурсы (10 % общероссийских запасов) [20].

На основе статистических данных рассмотрим показатели сферы культуры: доля занятости в сфере культуры и инфраструктурные характеристики. По доле занятости населения в сфере культуры по данным 2015 г. лидирует Тюменская область (1,9 % от общей занятости населения), затем идет ЯНАО с долей, равной 1,6 %; Челябинская область - 1,3 %; ХМАО - 1,2 %. В Свердловской и Курганской областях процент занятых в культуре составляет меньше 1 [21]. Что касается разветвленности инфраструктурной сети учреждений культуры и искусств, то здесь лидируют Свердловская и Челябинская области (соответственно 2834 и 1915 учреждений культуры). Однако по охвату населения услугами сферы культуры и показателю «количество человек на одно учреждение культуры» ведущие позиции занимает Курганская область -641 человек (Тюменская - 1226 чел., Свердловская - 1526 чел., Челябинская - 1826 чел., ЯНАО - 2454 чел., ХМАО - 3558 чел.) [Там же].

Управление социокультурной сферой в регионах УФО осуществляется программно-целевым методом и регламентируется государственными программами. Проанализируем их содержательную часть: цели, задачи, соответствия им объемов и источников финансирования, а также индикативных показателей эффективности и прогнозируемых результатов [5-10].

Сроки реализации госпрограмм всех субъектов различны: 5 лет - Тюменская область, 6 -ЯНАО, Курганская и Свердловская области. В ХМАО программа принята на 4 года, в Челябинской области - на 2.

Во всех госпрограммах цели коррелируются с целями государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. [4], а именно: реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию. При этом общемировоззренческая направленность прослеживается в Свердловской и Тюменской областях и ХМАО

80

(«повышение качества жизни населения, реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного развития личности и др.»), а отраслевую в большей степени можно увидеть в Курганской и Челябинской областях, ЯНАО («укрепление материально-технической базы учреждений культуры, сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия как фактора социально-экономического развития»).

Источниками финансирования программ являются бюджеты: федеральный (Свердловская, Курганская и Челябинская области, ЯНАО) и областной (все субъекты УФО). При этом софинансирование местных бюджетов используют только 2 региона: Свердловская (для развития культурно-туристического маршрута «Самоцветное кольцо Урала») [16] и Челябинская области (Бажовский фестиваль народного творчества) [12]. Внебюджетные источники финансирования присутствуют только в госпрограмме Тюменской области, где высок показатель государственно-частного партнерства при реализации мероприятий: международный фестиваль уличных театров «Сны улиц», Арт-галерея «Новый свет», фестиваль «Открытая экспериментальная сцена», международный фестиваль военно-исторической реконструкции «Абалакское поле» и др. [14].

Объемы финансирования программ различны. Для оценки их эффективности рассчитаем, сколько приходится финансирования госпрограммы в расчете на одного жителя субъекта УФО. Самую большую поддержку получает ЯНАО - около 3 000 руб. на 1 жителя в год [9]. Высокий показатель объясняется тем, что в округе планируется строительство 9 культурных объектов (детский парк отдыха в г. Салехарде, музейно-библиотечный комплекс и городской архив в г. Муравленко и др.), поэтому значительно финансирование из федерального бюджета (28 264 тыс. руб.). По всем остальным регионам УФО показатели на 1 жителя в год следующие: ХМАО - около 1 900 руб., Тюменская область - около 1300 руб., Свердловская - около 900 руб., Челябинская - около 800 руб. Самое низкое финансирование у Курганской области -около 600 руб. [5].

Таким образом, все направления развития по регионам соответствуют целям и задачам госпрограмм. Общими местами в реализации являются развитие сети библиотек, музеев, создание новых рабочих мест в сфере культуры, сохранение культурного наследия и народного творчества и др. Типичные мероприятия - наличие подпрограмм: «Развитие культуры и искусства», «Развитие образования в сфере культуры и искусства» [6; 8; 10]. В Тюменской области и ЯНАО реализация программы представляет собой механизм и технологию «пошаговых» действий в виде разработки и утверждения государственных заданий, контроля за выполнением государственных заданий областными учреждениями культуры, организации и проведения заседаний комиссий и рабочих групп, а также организационных комитетов по реализации программных мероприятий и др. [7; 9].

В Курганской области в качестве главной цели госпрограммы указывается укрепление имиджа региона (мероприятие «Визитная карточка культуры Зауралья») [5]. Действительно, при наличии уникальных культурных объектов, таких как Боровский женский монастырь (XIX в.), Далматовский мужской монастырь (XVII в.), Дом-музей декабристов и др., Курганская область недостаточно использует их социокультурный ресурс. В ХМАО и ЯНАО в приоритетах развития стоит сохранение и популяризация национальных культур коренных народов Севера (ненцы, ханты, манси, удмурты). С этой целью в данных округах стали активно развиваться фестивали различных уровней: в ХМАО - международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», городской фестиваль народного творчества «Таежная симфония» (г. Муравленко), фестиваль песни «Венок Победы» (г. Лабытнаги), открытый межмуниципальный фестиваль бардовской песни «Легенды Обдора» (г. Салехард) и др.; в ЯНАО - окружной молодежный кинопроект «Служу Родине», окружной фестиваль «Ямальская студенческая весна» и др. [9; 10].

Индикативные показатели эффективности госпрограмм во всех регионах УФО конкретны, но не везде математически исчисляемы.

81

Стоит отметить ЯНАО и ХМАО, которые предлагают формулы для расчета эффективности реализации программы (интегральный показатель развития отрасли культуры) [9]. В госпрограмме ХМАО присутствует целевой показатель энергоэффективности учреждений культуры - например, уменьшение удельного расхода тепловой энергии (в расчете на 1 квадратный метр общей площади) с 0,21 до 0,20 Гкал /м2, уменьшение удельного расхода холодной воды (в расчете на 1 работника) с 18,29 до 17,84 м3/чел. [10]. В госпрограмме Курганской области применяется формула для исчисления показателя «создание дополнительных рабочих мест, требующих высококвалифицированных специалистов в области современных информационных технологий» [5].

Во всех остальных регионах результат описан с указанием доли прироста к уровню базового года по различным сферам культурной жизни в процентах (например, увеличение числа посещений музеев и выставочных залов к уровню 2012 г., увеличение доли библиотечных фондов общедоступных библиотек, отраженных в электронных каталогах и др.).

Таким образом, все госпрограммы в сфере культуры субъектов Уральского федерального округа ориентированы на обеспечение ее стабильного развития. Однако анализ программ показал, что в настоящее время используются не все возможности, которые способны увеличить экономико-управленческую эффективность учреждений культуры в регионах УФО, а именно:

1. На уральских территориях необходима рамочная культурная коррекция госпрограмм в части совместного участия бизнеса и общественности в создании когнитивной экономики (экономики переживаний), превращения культурного ресурса в источник прибавочной стоимости. Возможности учреждений культуры -театров, музеев, выставок, рекреационных пространств - в этом очень велики. Они заставляют потребителя услуги вернуться на конкретную территорию - выставку, в театр, музей. Однако для этого не используется в полной мере ресурс государственно-частного партнерства в сфере

культуры, в связи с чем можно предложить развитие в данной области государственно-частного партнерства на основе концессионных соглашений, опираясь на Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [2]. В частности, привлекательным для бизнеса является развитие туристических кластеров, которые, по опыту зарубежных стран, становятся точками роста региональных экономик. При неудовлетворительном состоянии культурных объектов возможно прибегнуть к государственно-частному партнерству для их восстановления. Слабо развит в рамках государственно-частного партнерства целевой капитал как один из эффективных инструментов финансовой устойчивости культурных организаций на основе Федерального закона № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» [3]. Недостаточным является привлечение бизнеса к сотрудничеству со сферой культуры при помощи налоговых льгот (на основе законопроекта «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» [1], предоставляющего налогоплательщику право поручить налоговому органу перечислить суммы налога, подлежащие возврату ему в связи с предоставлением налогового вычета в связи с совершенным пожертвованием в организации НКО). При этом необходимо сформировать систему поощрения и морального стимулирования «корпоративных доноров» (награды, общественные статусы и др.).

2. Локальные культурно-политические идеологии во многом являются результатом деятельности общественности и граждан. Не в достаточной степени используется и этот ресурс. Необходимо развивать волонтерство и добровольчество в сфере культуры [19, с. 136]. Участие добровольцев возможно при реставрации объектов культуры, организации работы с посетителями в музеях, проведении экскурсий во время организации крупномасштабных событийных мероприятий в сфере культуры, размещении туристов и гостей и т. д. Именно крупные музеи с середины 1990-х гг. стали активно привлекать добровольцев в рамках своей

82

текущей деятельности. Примером того может быть программа «Волонтеры Государственного Эрмитажа», которая начала свою работу в 2003 г. Туризм на «местах» оказывает стимулирующее воздействие на развитие услуг коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговлю, производство сувенирной продукции, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и др., в конечном счете способствует развитию и подъему территории. Примеры того мы видим и за рубежом (Барселона после Олимпиады и т. д.), и в российской практике (город Мышкин, позиционирующий себя как Музей мыши, и др). Необходимо создавать и поддерживать семейные, кустарные, микро- и малые предприятий в сфере культуры, особенно - народных промыслов и ремесел; продвигать силами в том числе инициативных граждан и общественности региональные информационные ресурсы по объектам культурного наследия. На основе дополнительных законодательных норм формировать благоприятные условия для деятельности некоммерческих организаций, развития массовой широкомасштабной благотворительности.

3. Нельзя недооценивать и формирование региональной идентичности, брендирование территории как инвестиционный ресурс развития регионов. Для инвесторов очень важны привлекательность территории, разнообразие и современность культурной среды, в которой благополучность и безопасность становятся важнее, чем уровень оплаты. Для развития территории жителями необходим внятный образ ее будущего в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Это должно стать главной функцией культурной политики: развивать и сохранять человеческую, групповую территориальную идентичность, поддерживать и укреплять ее среди населения, пробуждать духовное чувство малой Родины. Региону для развития нужны мощные и интегрированные инструменты воздействия и убеждения, к каковым относится и региональная идентичность, образы которой способны повысить духовную силу и экономическую мощь территории, завоевать широкие слои потребителей

экономики «переживаний», принести «культурную ренту», продвинуть на глобальный рынок регион через экспансию культуры базирования.

Все эти новые тренды, на наш взгляд, должны учитываться в государственных про-

граммах развития сферы культуры, содержать комплекс предупреждающих мероприятий, направленных на позитивное социокультурное развитие территорий и эффективное включение указанных ресурсов в долгосрочные стратегии исследуемых регионов.

1. О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федер. закон от 08.06.2015 № 146-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180744/. - Дата обращения: 01.01.2017.

2. О концессионных соглашениях): Федер. закон от 21.06.2005 № 115-ФЗ (ред. от 17.07.2009) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/.- Дата обращения: 01.01.2017.

3. О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций: Федер. закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 № 281-ФЗ, от 21.11.2011 № 328-ФЗ, от 28.07.2012 № 134-Ф3) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64939/. - Дата обращения: 01.01.2017.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/documents/programs/. - Дата обращения: 01.01.2017.

5. О государственной программе Курганской области «Развитие культуры Зауралья» на 2014-2020 гг.: постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 470 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460194674. - Дата обращения: 01.01.2017.

6. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие культуры в Свердловской области до 2020 года»: постановление Правительства Свердловской области от 21 октября 2013 г. № 1268-пп [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453135193. - Дата обращения: 01.01.2017.

7. Об утверждении государственной программы Тюменской области «Основные направления развития культуры» до 2020 г.: постановление Правительства Тюменской области от 22 декабря 2014 г. № 653-п [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/423908170. - Дата обращения: 01.01.2017.

8. О государственной программе Челябинской области «Развитие культуры и туризма в Челябинской области на 2015-2017 годы»: постановление Правительства Челябинской области от 27 ноября 2014 г. № 638-П [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/428652347. - Дата обращения: 01.01.2017.

9. Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Основные направления развития культуры на 2014-2020 годы»: постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 г. № 1122-п [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/412700907. - Дата обращения: 01.01.2017.

10. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2020 годы»: постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 г. № 427-п [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/468961139. - Дата обращения: 01.01.2017.

11. Бурдьё, П. Социология политики: пер. с фр. / П. Бурдьё; сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. - Москва: Socio-Logos, 1993. - 336 с.

12. Всероссийский Бажовский фестиваль народного творчества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://бажовка74.рф/. - Дата обращения: 01.01.2017.

13. Казакова, Г. М. Регион как социокультурный феномен: моногр. / Г. М. Казакова. - Москва: НОУ УРАО, 2013. - 164 с.

14. Министерство культуры Российской федерации: офиц. сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/ministerstvo/management/minister/. - Дата обращения: 01.01.2017.

83

15. Рязанова, А. Ю. Оценка эффективности культурной политики / А. Ю. Рязанова // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов: материалы VII регион. науч.-практ. студенч. конф. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2012. - С. 98-100.

16. Самоцветное кольцо Урала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vistarussia.com/. - Дата обращения: 01.01.2017.

17. Синецкий, С. Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту Будущего: моногр. / С. Б. Синецкий. - Челябинск: Энциклопедия, 2011. - 288 с.

18. Синецкий, С. Б. Волонтерство в контексте культурной политики современной России: моногр. / С. Б. Синецкий. - Челябинск: ЧГАКИ, 2006. - 136 с.

19. Сурина, Н. М. Этноэкономика региона: теория, методология, практика / Н. М. Сурина, О. В. Печура, И. А. Антипин, А. А. Мальцев; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Н. М. Суриной; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2010. - 214 с.

20. Уральский Федеральный округ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uralfo.gov.ru/. - Дата обращения: 01.01.2017.

21. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/. - Дата обращения: 01.01.2017.

Получено 26.01.2017

A. Riazanova

post-graduate student, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: rritayu@yandex.ru

STATE PROGRAMS IN THE SPHERE OF CULTURE OF SUBJECTS UFO:

COMPARATIVE ANALYSIS

Abstract: Each region as a sociocultural space has resources and capital. Regions UFO characterized by industrial and raw material orientation in the national structure of the economy, the special mental characteristics of the population ("working people "). The management of the sociocultural sphere in the regions of the Ural Federal District is carried out by the program-target method and is regulated by state programs. All state programs in the sphere of culture of the subjects of the Urals Federal District are aimed at ensuring its stable development.

Keywords: regional economy, cultural policy, target-oriented approach, the state program in the sphere of culture, performance evaluation, public-private partnership in the sphere of culture

For citing: Riazanova A. 2017. State programs in the sphere of culture of subjects UFO: comparative analysis. Culture and Arts Herald. No 1 (49): 79-85.

References:

1. On the introduction of changes to Chapter 23 of Part Two of the Tax Code of the Russian Federation: Federal law from 08.06.2015 No 146-FZ [Electronic resource]. Reference and legal system "Consultant Plus". Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180744/.(In Russ.).

2. On concession agreements: Federal law from 21.06.2005 No 115-FZ (as amended on 17.07.2009) [Electronic resource]. Reference and legal system "Consultant Plus". Available from: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_54572/. (In Russ.).

3. On the order of formation and use of the target capital of non-profit organizations: Federal law from December 30, 2006 No 275-FZ (as amended by Federal Laws No 281-FZ of November 25, 2009, No 328-FZ of November 21, 2011, No 134-FZ of 28.07.2012) [Electronic resource]. Reference and legal system "Consultant Plus". Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64939/. (In Russ.).

84

4. State program of the Russian Federation "Development of culture and tourism" for 2013-2020 [Electronic resource]. Available from: http://mkrf.ru/documents/programs/. (In Russ.).

5. On the state program of the Kurgan region "Development of the culture of the Trans-Ural region" for 20142020: Resolution of the Government of the Kurgan region on October 14, 2013 No 470 [Electronic resource]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/460194674. (In Russ.).

6. On the approval of the state program of the Sverdlovsk region "The development of culture in the Sverdlovsk region until 2020": Resolution of the Government of the Sverdlovsk region of October 21, 2013 No 1268-pp [Electronic resource]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/453135193. (In Russ.).

7. On the approval of the state program of the Tyumen region "The main directions of the development of culture" until 2020: Resolution of the Government of the Tyumen region of December 22, 2014 No 653-p [Electronic resource]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/423908170. (In Russ.).

8. On the Chelyabinsk region State Program "Development of Culture and Tourism in the Chelyabinsk Region for 2015-2017": Resolution of the Government of the Chelyabinsk Region of November 27, 2014 No 638-P [Electronic Resource]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/428652347. (In Russ.).

9. On approval of the state program of the Yamalo-Nenets Autonomous District "The main directions of the development of culture for 2014-2020": Decree of the Government of the Yamal-Nenets Autonomous District of December 25, 2013 No 1122-p [Electronic resource]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/412700907. (In Russ.).

10. About the state program of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra "Development of culture and tourism in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra for 2016-2020": Decree of the Government of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra on October 9, 2013 No. 427-p [Electronic resource]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/468961139. (In Russ.).

11. Bourdieu P. 1993. Sotsiologiya politiki [Sociology of Politics] / Shmatko N., comp., total. ed. and foreword. Moscow: Socio-Logos. 336 p. (In Russ.).

12. Vserossiyskiy Bazhovskiy festival' narodnogo tvorchestva [All-Russian Bazhovsky Festival of Folk Art] [Electronic resource]. Available from: http://бажовка74.рф/. (In Russ.).

13. Kazakova G. 2013. Region kak sotsiokul'turnyy fenomen [Region as a socio-cultural phenomenon]. Moscow: NOU URAO. 164 p. (In Russ.).

14. Ministerstvo kul'tury Rossiyskoy federatsii [Ministry of Culture of the Russian Federation] [Electronic resource]. Available from: http://mkrf.ru/ministerstvo/management/minister/. (In Russ.).

15. Ryazanova A. 2012. Evaluation of the effectiveness of cultural policy. Problemy i perspektivy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov [Problems and perspectives of social and economic development of the regions]. Chelyabinsk. P. 98-100. (In Russ.).

16. Samotsvetnoe kol'tso Urala [Self-colored ring of the Urals] [Electronic resource]. Available from: https://vistarussia.com/. (In Russ.).

17. Sinetskii S. 2011. Kul'turnaya politika XXI veka: ot pretsedenta Istorii k proektu Budushchego [Cultural Policy of the 21st Century: from the Precedent of History to the Future Project]. Chelyabinsk: Encyclopedia. 288 p. (In Russ.).

18. Sinetskii S. 2006. Volonterstvo v kontekste kul'turnoy politiki sovremennoy Rossii [Volunteering in the context of the cultural policy of modern Russia]. Chelyabinsk: ChGAKI. 136 p. (In Russ.).

19. Surina N., Pechura O., Antipin I., Maltsev A. 2010. Etnoekonomika regiona: teoriya, metodologiya, praktika [Ethnoeconomics of the region: theory, methodology, practice]. Surina N., scientific ed. Ekaterinburg: Izd-vo USUE. 214 p. (In Russ.).

20. Ural'skiy Federal'nyy okrug [Ural Federal District] [Electronic resource]. Available from: http://uralfo.gov.ru/. (In Russ.).

21. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal Service of State Statistics] [Electronic resource]. Available from: http://www.gks.ru/. (In Russ.).

Received 26.01.2017

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.