Худякова Т.С.,
Дорошенко С.В?
КРОСС-ПРОГРАММНЫЕ ЭФФЕКТЫ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: кросс-программные эффекты, государственные программы, малое и среднее предпринимательство, Свердловская область.
Keywords: cross-program effects, state programs, small and medium-sized entrepreneurship, Sverdlovsk region.
Государственные программы, посвящённые различным сферам социально-экономического развития, включая поддержку малого и среднего предпринимательства (МСП), реализуются во всех регионах Российской Федерации. Полученные в той или иной социально-экономической сфере эффекты складываются из результатов реализации не только отдельно взятой государственной программы, но и являются результатом влияний других государственных программ, выполняемых в одном регионе. Такие эффекты авторы предлагают называть кросс-программными эффектами, вопросы выявления и оценки которых практически не изучены. В данной статье делается попытка выявления межпрограммных связей, формирующих кросс-программные эффекты в сфере МСП на примере Свердловской области.
Актуальность выявления межпрограммных связей отмечается в Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства экономического развития России № 582 от 16 сентября 2016 г., в которых говорится о необходимости выявления связей между основными мероприятиями одних государственных программ и целями и задачами иных государственных программ. Кроме того, в сводном годовом докладе Министерства экономического развития Российской Федерации, посвящённом ходу реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2017 года, также отмечается необходимость и намерение министерства проработать вопрос формирования системы оценки кросс-влияния государственных программ.
В научной среде также наблюдаются предпосылки анализа межпрограммных связей. Так, С.Н. Рукина и В.Н. Самодурова справедливо отмечают, что анализ эффективности бюджетных расходов должен учитывать оценку всей совокупности финансовых, административных и иных ресурсов2. Такой подход возможен, если оценка эффективности государственных программ проводится с учётом совокупного взаимодействия ресурсов нескольких государственных программ. В исследованиях А.Г. Бреусовой указывается на необходимость корректировки государственных программ по содержанию и исследование возможностей удешевления государственных программ без потери результатов и качества3. Н.С. Шмиголь подчёркивает полезность сопоставления государственных программ между собой и проведения периодической переоценки возложенных на федеральные органы исполнительной власти функций и задач с целью выявления устаревших, дублирующих и неэффективных программ4. Более того, первые попытки выявления и оценки кросс-влияний государственных программ были предприняты несколько лет назад научным коллективом Института макроэкономических исследований (г. Москва)5. Основываясь на результатах ранее проведённых исследований, авторы придерживаются мнения, что в формировании кросс-программных эффектов участвуют связи между мероприятиями одной государственной программы и целями/задачами другой государственной программы. Наличие связей между государственными программами определяется методом контент-анализа действующих программных документов.
Согласно изложенному выше, для анализа кросс-программных эффектов в сфере развития МСП Свердловской области необходимо выявить связи, существующие между целями и задачами ключевой государственной программы, направленной на развитие МСП, и мероприятиями иных государственных программ, реализуемых в изучаемом субъекте Федерации.
1 Худякова Татьяна Станиславовна - старший преподаватель кафедры управления качеством, Уральский государственный экономический университет.
Дорошенко Светлана Викторовна - д.э.н., заведующий сектором региональной предпринимательской политики, Институт экономики УрО РАН.
2 Рукина С.Н., Самодурова В.Н. Методологические подходы к оценке эффективности бюджетных расходов, направленных на реализацию государственных программ // Учет и статистика. 2017. - № 1 (45). - С. 109-119.
3 Бреусова А. Г. Оценка эффективности государственных программ // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2015. - № 2. -С. 128-136.
4 Шмиголь Н.С. Повышение эффективности программного бюджетирования с учетом лучших зарубежных практик // Экономика. Налоги. Право. 2017. - № 5 - С. 114-125.
5 Оценка и определение кросс-влияния основных мероприятий и ведомственных целевых программ подпрограмм одних государственных программ РФ на цели и задачи других государственных программ РФ: прикладное экономическое исследование, ФБНУ «Институт макроэкономических исследований». 2013. - С. 15. - http://programs.gov.ru/Portal/programs/documents
Ключевой государственной программой, посвящённой развитию МСП в Свердловской области, является государственная программа «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года», в частности её подпрограмма «Импульс для предпринимательства». С помощью контент-анализа мероприятий всех реализуемых в регионе иных государственных программ были выявлены государственные программы Свердловской области и количество их мероприятий, оказывающих влияние на цели и задачи ключевой государственной программы. Все выявленные мероприятия были классифицированы по следующим группам, создающим эффекты развития МСП:
1) финансовые, включающие государственную поддержку предпринимателей в виде субсидий, возмещение части процентной ставки по кредитам, привлечение инвестиций;
2) сбытовые, включающие участие предпринимателей в выполнении работ, в том числе для государственных нужд Свердловской области, а также выставочно-ярмарочные мероприятия;
3) имущественные, включающие развитие материально-технической базы предпринимателей;
4) инновационные, включающие поддержку внедрения новых продуктов, услуг, процессов и освоения предпринимателями инновационных продукции и производств;
5) инфраструктурные, включающие создание объектов и сооружений, обеспечивающих условия для деятельности предпринимателей, а также развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП;
6) надзорные, включающие проверки и ограничения деятельности предпринимателей;
7) информационно-консультационные, включающие обучающие мероприятия, информационное обеспечение, разработку методических рекомендаций для предпринимателей.
Распределение количества мероприятий государственных программ по перечисленным выше группам кросс-программных эффектов представлено в табл. 1.
Таблица 1
Государственные программы Свердловской области, влияющие на достижение цели и задач подпрограммы «Импульс для предпринимательства» государственной программы «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года»
Наименование государственной программы (сокращённое) Группы кросс-программных эффектов Количество мероприятий госу-
Фи-нан-совые Надзор-ные Инфраструктурные Информацион-но-консуль-тационные Сбытовые Имуществен-ные Инно-вацион-ные
1. Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка 16 3 6 2 1 2 1 дарственной программы
2. Социальная поддержка и социальное обслуживание населения 12 12
3. Развитие промышленности и науки 5 1 2 3 11
4. Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий 2 1 3 6
5. Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности 2 1 3
6. Осуществление регионального государственного жилищного и строительного надзора 2 1 3
7. Совершенствование механизмов осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд 1 2 3
8. Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) 3 3
9. Совершенствование социально-экономической политики 3 3
10. Обеспечение эпизоотического и ветери-нарно-санитарного благополучия 1 1 2
11. Содействие занятости населения 1 1 2
12. Охрана, надзор и регулирование использования животного мира 1 1 2
13. Повышение эффективности управления государственной собственностью 1 1
14. Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики 1 1
15. Обеспечение рационального и безопасного природопользования 1 1
16. Развитие международных и внешнеэкономических связей 1 1
17. Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе 1 1
Всего мероприятий: 37 12 11 9 9 4 4 86
% 43 14 13 10 10 5 5 100
Как видно из таблицы, в наибольшей степени по количеству мероприятий, оказывающих влияние на развитие МСП в Свердловской области, представлена группа финансовых кросс-программных эффектов - 43%. На втором месте, но со значительным отставанием от первой группы по количеству мероприятий, влияющих на сферу МСП, находится группа надзорных кросс-программных эффектов - 14%. Далее располагаются группы инфраструктурных (13%), информационно-консультационных (10%), сбытовых (10%), имущественных (5%) и инновационных (5%) кросс-программных эффектов.
Примечательно, что государственная программа «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года» содержит наибольшее количество мероприятий, влияющих на развитие МСП в Свердловской области (36% мероприятий) и проявляется во всех сформированных группах кросс-программных эффектов. Остальные государственные программы содержат значительно меньше мероприятий, влияющих на достижение цели и задач ключевой государственной программы, и среди них нет ни одной государственной программы, представленной во всех группах кросс-программных эффектов. Вместе с тем, среди остальных государственных программ по количеству мероприятий, способствующих развитию МСП в Свердловской области, выделяются государственные программы «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2020 года» (14% мероприятий), «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года» (13% мероприятий) и «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2024 года» (7% мероприятий).
По представленности в группах кросс-программных эффектов также выделяются государственные программы «Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2020 года» (57% групп), «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2024 года» (43% групп), остальные государственные программы охватывают от 14 до 28,5% групп кросс-программных эффектов.
Проведённый анализ показал, что кроме ключевой государственной программы, посвящённой развитию МСП, в формировании эффектов в изучаемой сфере участвуют 17 из 29 государственных программ Свердловской области, что составляет больше половины (59%) всех реализуемых в регионе государственных программ. Эти государственные программы формируют финансовые, надзорные, инфраструктурные, сбытовые, информационно-консультационные, имущественные и инновационные кросс-программные эффекты в сфере МСП Свердловской области. В наибольшей степени выражены финансовые кросс-программные эффекты, которые преимущественно создаются государственными программами по развитию агропромышленного комплекса и социальной поддержке населения. Примечательно, что надзорные кросс-программные эффекты, которые могут оказывать как отрицательное (сдерживающее), так и положительное (воспитательное) влияние на малый и средний бизнес, занимают второе место по выраженности видов кросс-программных эффектов. Исследование также позволило выявить сферы социально-экономического развития Свердловской области, которые посредством государственных программ вносят вклад в развитие МСП региона.
Результаты дальнейших исследований кросс-программных эффектов в сфере МСП будут способствовать повышению эффективности использования бюджетных средств и улучшению механизма стратегического планирования, что в современных условиях является важнейшей задачей для большинства российских регионов.