Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБОСНОВАНИЮ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ГРУППИРОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ'

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБОСНОВАНИЮ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ГРУППИРОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛИЗАЦИЯ / ВОЕННОЕ ВРЕМЯ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ / СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ / ОБЪЕМ И ХАРАКТЕР РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНАЯ СТРУКТУРА / ЧИСЛЕННОСТЬ ЛИЧНОГО СОСТАВА / МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панченков Виктор Владимирович, Мазаник Александр Иванович, Усолов Евгений Викторович, Полевой Василий Григорьевич

В статье на основе анализа характера и масштабов возможных военных опасностей, угрожающих России обоснована необходимость усиления пожарно-спасательных подразделений в военное время. Показано, что в соответствии с действующими нормативными правовыми актами эта задача может быть решена за счет мобилизационного развертывания в составе МЧС России специальных формирований гражданской обороны. Определены основные условия успешного функционирования специального формирования гражданской обороны, важнейшим из которых является соответствие его организационно-штатной структуры объему и характеру возложенных задач. Определены и классифицированы факторы, влияющие на объем и характер решаемых в военное время задач. Сформулирована проблемная ситуация и предложены основные направления ее разрешения. Определено противоречие в практике рассматриваемой предметной области. Сформулированы научная гипотеза разрешения противоречия в практике и общая научная задача исследования на вербальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Панченков Виктор Владимирович, Мазаник Александр Иванович, Усолов Евгений Викторович, Полевой Василий Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACH TO THE SUBSTANTIATION OF RATIONAL PARAMETERS OF GROUPING SPECIAL FORMATIONS OF CIVIL DEFENSE

Based on an analysis of the nature and extent of possible military dangers threatening Russia, the article substantiates the need to strengthen fire and rescue units in wartime. It is shown that, in accordance with the current regulatory legal acts, this task can be solved through the mobilization deployment of special civil defense formations as part of the Russian Emergencies Ministry. The main conditions for the successful functioning of a special civil defense formation are determined, the most important of which is the correspondence of its organizational and staffing structure to the volume and nature of the assigned tasks. The factors influencing the volume and nature of the tasks solved in wartime are determined and classified. The problematic situation is formulated and the main directions of its resolution are proposed. A contradiction in the practice of the subject area under consideration is determined. The scientific hypothesis of resolving the contradiction in practice and the general scientific task of research at the verbal level are formulated.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБОСНОВАНИЮ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ГРУППИРОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ»

УДК 614.8.084

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБОСНОВАНИЮ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ГРУППИРОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

В.В. Панченков

кандидат военных наук, начальник Академии

Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: agzQamchs.ru

Е.В. Усолов

директор Департамента управления делами Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Адрес: 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11 E-mail: usolovevQminobrnauki.gov.ru

А.И. Мазаник

доктор военных наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: al.mazaQmail.ru

В.Г. Полевой

кандидат военных наук, доцент,

заместитель начальника Академии

(проректор) по научной работе

Академия гражданской защиты МЧС России

Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки,

мкр. Новогорск

E-mail: v.polevoyQamchs.ru

Аннотация. В статье на основе анализа характера и масштабов возможных военных опасностей, угрожающих России обоснована необходимость усиления пожарно-спасательных подразделений в военное время. Показано, что в соответствии с действующими нормативными правовыми актами эта задача может быть решена за счет мобилизационного развертывания в составе МЧС России специальных формирований гражданской обороны. Определены основные условия успешного функционирования специального формирования гражданской обороны, важнейшим из которых является соответствие его организационно-штатной структуры объему и характеру возложенных задач. Определены и классифицированы факторы, влияющие на объем и характер решаемых в военное время задач. Сформулирована проблемная ситуация и предложены основные направления ее разрешения. Определено противоречие в практике рассматриваемой предметной области. Сформулированы научная гипотеза разрешения противоречия в практике и общая научная задача исследования на вербальном уровне. Ключевые слова: мобилизация, военное время, специальное формирование гражданской обороны, силы гражданской обороны, объем и характер решаемых задач, организационно-штатная структура, численность личного состава, мобилизационные людские ресурсы. Цитирование: Панченков В.В., Мазаник А.П., Усолов Е.В., Полевой В.Г. Методический подход к обоснованию рациональных параметров группировки специальных формирований гражданской обороны // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2022. № 1 (52). С. 3 - 11.

Оценка военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире и в отдельных его регионах позволяет определить, что возможные военные угрозы для нашего государства носят системный характер. Эти угрозы будут проявляться с обострением политических, экономических, идеологических, территориальных и других противоречий.

Попытки разрешения этих противоречий осуществляются с одной целью, сущность которой заключается в ослабления России и использовании в своих интересах ее природных богатств и других ресурсов. Поэтому в современных условиях в системе национальной безопасности государства ставится одна из глав-

ных задач - обеспечить адекватное реагирование на возможные военные угрозы для нашего государства и его союзников, которые могут возникнуть в XXI веке. Решение этой задачи невозможно без участия военной организации государства, одной из составляющих которой является МЧС России.

В настоящее время проведена переоценка характера и масштабов возможных военных опасностей, угрожающих России. Согласно новым данным оценки оперативной обстановки, в случае вооруженной агрессии противника возможности сил МЧС России могут быть неадекватными возросшим военным опасностям.

Для восстановления баланса возможностей группировки сил гражданской обороны (далее — ГО) России и вероятных последствий военных действий, адекватного реагирования на них потребуется дополнительное усиление иожарно-спасательных подразделений, которое может быть реализовано за счет мобилизационного развертывания в составе МЧС России на военное время специальных формирований гражданской обороны (далее — СФГО).

В состав сил гражданской обороны СФГО включены на основании Федерального закона «О гражданской обороне» [1], в соответствии с которым они создаются на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны. Под специальными формированиями, создаваемыми на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны, понимаются организационно самостоятельные, административно-хозяйственные структуры МЧС России (воинские части), содержащиеся по самостоятельным штатам, утвержденным в установленном порядке.

Правовой основой создания и подготовки специальных формирований гражданской обороны являются Конституция Российской Федерации [2], Федеральный конституционный закон «О военном положении» [3], федеральные законы «Об обороне» [4] и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [5], а также другие федеральные законы и нормативные правовые акты по вопросам обороны, мобилизационной подготовки и мобилизации [6, 7, 8].

В настоящее время создание и подготовка специальных формирований гражданской обороны является важнейшей задачей мобилизационной подготовки МЧС России.

Решение о включении специальных формирований гражданской обороны в состав сил ГО было принято в условиях реформирования системы МЧС России и сокращения военной составляющей сил гражданской обороны в мирное время.

Таким образом, в военное время к группировке спасательных воинских формирований МЧС России добавится группировка специальных формирований гражданской обороны.

Численность личного состава специальных формирований гражданской обороны более чем в 30 раз превышает численность личного состава спасательных воинских формирований МЧС России. Предполагается, что за счет развертывания дополнительных подразделений потенциал сил гражданской обороны существенно повысится.

В соответствии с руководящими документами на СФГО возложено выполнение следующих задач [9]:

участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

проведение работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий;

участие в проведении мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении мероприятий первоочередного обеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в проведении мероприятий по восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Комплектование специальных формирований личным составом для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала осуществляется в соответствии со штатами СФГО. Должности в подразделениях СФГО с учетом требуемых военно-учетных специальностей комплектуются [9]:

специалистами из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в мирное время

в территориальных органах МЧС России;

гражданами, пребывающими в запасе и состоящими на общем воинском учете;

специалистами из числа граждан, не состоящих на воинском учете и работающих в мирное время в территориальных органах МЧС России;

гражданами, не состоящими на воинском учете, путем их найма на работу в период мобилизации и в военное время на соответствующие штатные должности.

Комплектование транспортными средствами специальных формирований осуществляется:

транспортными средствами территориальных органов МЧС России;

транспортными средствами других организаций и граждан в соответствии с военно-транспортной обязанностью;

транспортными средствами из ресурсов МЧС России.

Номенклатура и количество вооружения, техники и других материальных средств определяются штатами и табелями к штатам специальных формирований и нормами обеспечения (снабжения). В штатах указывается количество основных образцов вооружения и техники, а в табелях к штатам - в полном объеме техника, имущество и другие материальные средства.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в период мобилизации и в военное время обязаны оказывать содействие и помощь создаваемым на военное время специальным формированиям и обеспечивать эти формирования [9]:

недостающими зданиями, помещениями для расквартирования личного состава, размещения военной техники и вооружения;

земельными участками для развертывания инфраструктуры лагерей, стрельбищ, учебных полей и других объектов;

подвижными и стационарными средствами связи (телефонами, телеграфом) и оповещения;

транспортными средствами для выполнения оперативных задач до прибытия транспортных средств, предназначенных для их укомплектования;

всеми видами коммунальных услуг, недостающими столовыми, организациями бытового обслуживания и др.;

полиграфической базой, эфирным временем на телевидении и радио для трансляции материалов в их интересах.

Все вопросы обеспечения потребностей специальных формирований из местных ресурсов при мобилизации и в военное время рассматриваются и утверждаются в установленном порядке на суженных заседаниях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Планирование развертывания на военное время СФГО возлагается на МЧС России и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ГШ ВС РФ), а на субъектовом уровне - на территориальные органы МЧС России и военные комиссариаты субъектов РФ.

При планировании создания специальных формирований гражданской обороны предусматривается организация их всестороннего обеспечения: боевое обеспечение (разведка, маскировка, инженерное обеспечение, радиационная, химическая и биологическая защита), материально-техническое обеспечение, медицинское обеспечение, финансовое обеспечение, квартирно-эксплуатационное обеспечение, морально-психологическое обеспечение и банковское обслуживание.

Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке специальных формирований осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Для создания специальных формирований гражданской обороны используется имеющаяся база мобилизационного развертывания, на основе которой в период мобилизации и в военное время осуществляется комплектование специальных формирований мобилизационными людскими, транспортными ресурсами и проведение слаживания.

Выполнение комплекса мероприятий по мобилизационному развертыванию специальных формирований, создаваемых на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны, является одной из приоритетных задач мобилизационной подготовки.

Решение этой задачи требует продуманных организационных решений со стороны МЧС России и ГШ ВС РФ, определенных финансовых затрат, привлечения большого количества людских и материальных ресурсов.

Успешное функционирование СФГО возможно при условии соответствия его организационно-штатной структуры (далее — ОШС) объему и характеру возложенных задач. Следует учитывать, что численность любого воинского формирования определяется объемом решаемых задач, а его структура -характером (номенклатурой) этих задач.

При обосновании рациональной ОШС СФГО необходимо учитывать ряд аспектов, некоторые из которых носят общий методологический характер и являются инвариантными для любого воинского формирования. Основными из них являются:

а) факторы, влияющие на параметры ОШС СФГО, которые могут быть классифицированы на две группы - количественного и качественного характера. При этом, как правило, на основе количественных факторов определяется объем решаемых задач и, соответственно, требуемая численность личного состава, а на основе факторов, имеющих качественный характер - номенклатура решаемых задач и, соответственно, рациональная структура СФГО;

б) теоретические основы обоснования рациональных ОШС воинских формирований с учетом специфики деятельности отдельных подразделений, входящих в его состав, которые включают:

перечень исходных данных, которые необходимо учитывать при обосновании ОШС воинских формирований;

принципы формирования ОШС воинских формирований;

требования, предъявляемы к ОШС воинских формирований;

закономерности, влияющие на выбор рациональных параметров ОШС воинских формирований;

известный научно-методический аппарат, который может быть использован для обоснования рациональных параметров ОШС воинских формирований.

Предварительный анализ позволил вы-

явить факторы, влияющие на характер и объем задач, которые могут быть возложены на СФГО, формируемые на базе Главных управлений МЧС России по субъектам РФ. В целом эти факторы должны учитывать особенности территориального расположения, инфраструктуры и заселенности субъектов Российской Федерации, а также риски возникновения чрезвычайных ситуаций военного времени с учетом региональных особенностей.

Оценка влияния факторов на характер и объем решаемых задач, а следовательно, на структуру и численность личного состава СФГО, позволила их классифицировать в следующие группы:

Группа 1. Факторы, характеризующие заселенность субъектов Российской Федерации:

1.1. Площадь территории, тыс. кв. км.

1.2. Численность населения, тыс. чел.

1.3. Плотность населения, чел. на 1 кв. км.

1.4. Количество городского населения, тыс. чел.

1.5. Количество сельского население, тыс. чел.

1.6. Число муниципальных образований.

1.7. Число муниципальных районов.

1.8. Количество городских округов.

1.9. Число городских поселений.

Группа 2. Факторы, характеризующие техногенные источники чрезвычайных ситуаций, разрушение которых, вследствие воздействия противника, может оказать поражающее воздействие на население:

2.1. Количество потенциально опасных объектов:

2.1.1. Радиационно-опасные объекты.

2.1.2. Химически опасные объекты.

2.1.3. Пожаровзрывоопасные объекты.

2.1.4. Потенциально опасные ГТС.

2.1.5. Биологически опасные объекты.

2.2. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, к восстановлению которых могут быть привлечены подразделения СФГО:

2.2.1. Количество трансформаторных подстанций.

2.2.2. Количество котельных.

2.2.3. Теплосети (км).

2.2.4. Количество ТЭЦ.

2.2.5. Количество государственных районных электростанций (далее — ГРЭС).

2.2.6. Количество дизельных электростанций (далее — ДЭС).

2.2.7. Протяженность центральных электрических сетей, км (далее — ЦЭС).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.2.8. Количество центральных тепловых пунктов (далее — ЦТП).

2.2.9. Количество водозаборных станций.

2.2.10. Протяженность водопроводных сетей, км.

2.2.11. Количество очистных станций.

2.2.12. Количество насосных станций водопровода.

2.3.13. Протяженность канализационных сетей (км).

2.3.14. Протяженность магистральных газопроводов (км).

2.3.15. Протяженность магистральных нефтепроводов (км).

2.3.16. Количество тепловых насосных станций.

2.4. Число объектов инфраструктуры, для восстановления которых могут быть привлечены подразделения СФГО:

2.4.1. Гидротехнические сооружения.

2.4.2. Федеральные автотрассы, км.

2.4.3. Автомобильные мосты.

2.4.4. Железнодорожные мосты.

2.4.5. Аэропорты.

2.4.6. Морские порты.

2.4.7. Речные порты.

Группа 3. Факторы, характеризующие природные источники ЧС, воздействие на которые может привести к поражению населения:

3.1. Объекты, которые могут оказать влияние на характеристики лесопожарной обстановки:

3.1.1. Лесные угодия, их площадь, км2.

3.1.2. Торфяники, их площадь, км2.

3.1.3. Населенные пункты, расположенные в зоне возможного воздействия природных пожаров, их количество.

3.1.4. Наличие населения в зоне возможного воздействия природных пожаров, его численность, тыс. чел.

3.1.5. Объекты экономики, находящиеся в зоне возможного воздействия природных пожаров, их количество.

3.1.6. Участки нефтепроводов, проходящие через зону возможного воздействия природных пожаров, их протяженность, км.

3.1.7. Участки газопроводов, проходящие через зону возможного воздействия природных пожаров, их протяженность, км.

3.2. Объекты, которые могут оказать влияние на характеристики паводковой обстановки:

3.2.1. Административные районы, которые могут оказаться в зоне возможного затопления, их количество.

3.2.2. Участки местности в административном районе, которые могут оказаться в зоне возможного затопления, их количество.

3.2.3. Наличие населения, проживающего в зоне возможного затопления, его численность, тыс. чел.

3.2.4. Жилые дома, которые могут оказаться в зоне возможного затопления, их количество.

3.2.5. Объекты экономики, потенциально опасные и критически важные объекты (далее — ППО и КВО, соответственно), которые могут оказаться в зоне возможного затопления, их количество.

3.2.6. Участки нефтепроводов, проходящие через зону возможного затопления, их протяженность, км.

3.2.7. Участки газопроводов, проходящие через зону возможного затопления, их протяженность, км.

3.2.8. Скотомогильники, которые могут оказаться в зоне возможного затопления, их количество.

3.2.9. Сибиреязвенные захоронения, которые могут оказаться в зоне возможного затопления, их количество.

Группа 4. Факторы, характеризующие возможные сценарии воздействия противника по ППО и КВО, расположенным на территории субъекта РФ:

4.1. Формы и способы нанесения ударов вероятным противником по ПОО и КВО.

4.2. Тактико-технические характеристики вооружения и военной техники вероятного противника.

4.3. Возможный наряд средств поражения, назначаемый для поражения ПОО и КВО.

4.4. Характеристики средств поражения и

степень влияния поражающих факторов на население.

4.5. Расстояние до региона от государственной границы РФ.

Сравнительный анализ показал, что количественно-качественные значения перечисленных факторов существенно отличаются для разных субъектов РФ. В то же время, структура и штатная численность личного состава СФГО на военное время являются инвариантными по отношению к разным регионам.

Таким образом, может быть сформулирована проблемная ситуация, заключающаяся в низкой степени соответствия сил и средств СФГО, формируемых на базе Главных управлений МЧС России по субъектам РФ, характеру и объему задач, которые могут возникнуть в результате возможного воздействия потенциального противника. В свою очередь, дисбаланс параметров ОШС СФГО с объемом и характером решаемых в военное время задач может привести к снижению уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей.

Предварительный анализ позволил определить возможные направления разрешения сформулированной проблемной ситуации, реализация которых позволит повысить степень соответствия сил и средств СФГО объему и характеру задач, решаемых в военное время. Основными из них являются:

увеличение численности военнослужащих и гражданского персонала СФГО по штату военного времени с учетом количественно-качественных значений факторов, влияющих на объем и характер задач, решаемых в военное время, и характерных для территории конкретного субъекта РФ;

повышение потенциальных возможностей сил и средств СФГО за счет оснащения новейшими образцами ВВТ;

повышение мобильности СФГО за счет создания аэромобильной группировки, предназначенной для оперативной передислокации сил и средств в соответствии с возникающими чрезвычайными ситуациями военного времени;

увеличение количества СФГО на территории некоторых субъектов РФ с целью распределения сил и средств по разным зонам ответ-

ственности.

Анализ приведенных выше направлений разрешения проблемной ситуации показал, что для их реализации потребуются значительные финансовые, людские, временные и другие ресурсы.

Таким образом, сформулированная выше проблемная ситуация порождает следующее противоречие в практике рассматриваемой предметной области:

с одной стороны, реализация предложенных направлений разрешения проблемной ситуации позволит повысить степень соответствия сил и средств СФГО объему и характеру задач, решаемых в военное время;

с другой стороны, проведение этих мероприятий потребует значительных финансовых, людских, временных и других ресурсов, объем которых ограничен.

С учетом изложенного, может быть предложена научная гипотеза разрешения сформулированного выше противоречия в рассматриваемой предметной области - степень соответствия сил и средств СФГО объему и характеру задач, решаемых в военное время, можно повысить за счет перераспределения численности личного состава группировки СФГО и решения оптимизационной задачи, заключающейся в выборе и обосновании рациональных параметров ОШС СФГО с учетом факторов, влияющих на объем и характер решаемых задач.

В интересах проведения исследования в рассматриваемой предметной области предложены следующие понятия:

группировка СФГО - это совокупность формируемых по мобилизационному плану подразделений, развертываемых на базе территориальных органов МЧС России. Данную совокупность подразделений можно рассматривать как систему, состоящую из отдельных элементов - СФГО, структуру и численность личного состава которых можно варьировать в пределах заданной численности группировки;

параметры ОШС - это структура и численность личного состава СФГО, которые определяются характером и объемом возложенных задач, соответственно;

под рациональными параметрами ОШС

следует понимать такие структуру и численность личного состава СФГО, которые в максимальной степени соответствуют характеру и объему возложенных задач;

Для подтверждения сформулированной выше гипотезы необходимо решить научную задачу, заключающуюся в разработке комплексной методики обоснования рациональных параметров ОШС СФГО с учетом факторов, влияющих на характер и объем задач, решаемых в военное время, и ограничений на общую численность группировки.

Вербальная постановка общей научной задачи может быть сформулирована следующим образом:

для заданных:

состава группировки СФГО, предназначенной для решения задач защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих в военное время;

численности личного состава, выделенной для создания группировки СФГО;

структуры и численности личного состава СФГО, соответствующих утвержденным штатам военного времени;

перечня факторов, влияющих на характер и объем задач, возложенных на СФГО в условиях военного времени;

количественно-качественных значений факторов, влияющих на характер и объем и задач, решаемых в военное время,

необходимо определить такие параметры ОШС СФГО, входящих в состав группировки, чтобы степень их соответствия характеру и объему задач, решаемых в военное время, была максимальной.

Для решения общей научной задачи необходимо исследовать следующие частные вопросы:

1. Провести анализ факторов и оценить степень их влияния на характер и объем задач, решаемых СФГО в военное время.

2. На основе оценки факторов, влияющих на характер и объем задач, решаемых СФГО в военное время, провести детальный анализ проблемной ситуации в рассматриваемой

предметной области.

3. Провести анализ известного научно-методического аппарата на предмет возможности его использования для решения прикладной задачи, сформулированной в рамках научной гипотезы.

4. На основе анализа факторов и известного научно-методического аппарата в рассматриваемой предметной области сформулировать общую научную задачи исследования и представить ее в формализованном виде.

5. Разработать общую схему проведения исследования по обоснованию рациональных параметров ОШС СФГО, входящих в состав группировки.

6. Разработать методический подход к решению научной задачи обоснования рациональных параметров ОШС СФГО, входящих в состав группировки.

7. Разработать комплекс методик и моделей для обоснования рациональных параметров ОШС СФГО с учетом факторов, влияющих на характер и объем задач, решаемых в военное время, и ограничений на общую численность группировки.

8. Разработать штабную методику работы должностных лиц органов управления по определению организационной структуры и численности личного состава СФГО с учетом особенностей инфраструктуры конкретного субъекта РФ.

9. Разработать предложения по выбору рациональных параметров ОШС СФГО, формируемых на базе Главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

Решение общей научной задачи и исследование приведенных выше частных вопросов позволит сбалансировать параметры ОШС СФГО, развертываемых в Главных управлениях МЧС России по субъектам РФ, с объемом и характером задач, решаемых в военное время, что обеспечит повышение уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.12.2019).

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 06.11.2021).

3. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30.01.2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.01.2019).

4. Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.01.2020).

5. Федеральный закон Российской Федерации от 26.02.1997 года № 31-Ф3 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 23.01.2020).

6. Постановление Правительства РФ от 03.06.2011 года № 423 «О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.12.2019).

7. Приказ МЧС России от 12.10.2015 года № 343 «О боевой готовности спасательных воинских формирований МЧС России и специальных формирований, создаваемых на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.11.2020).

8. Указ Президента РФ от 20 декабря 2016 года № 696 «Об утверждении основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2019).

9. Гражданская оборона. Учебник. Издание 2-е, переработанное. Под общ. ред. В.А. Пучкова. МЧС России. - М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). 2017. 405 с.

METHODOLOGICAL APPROACH TO THE SUBSTANTIATION OF RATIONAL PARAMETERS OF GROUPING SPECIAL FORMATIONS OF CIVIL DEFENSE

Victor PANCHENKOV

candidate of military sciences, head of the Academy

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk E-mail: agzQamchs.ru

Aleksandr MAZANIK

doctor of military sciences, professor,

chief researcher research center

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Address: 141435, Moscow region, city Khimki,

md. Novogorsk

E-mail: al.mazaQmail.ru

Eugene USOLOV

director of the Department of administration Ministry of Science and Higher education of the Russian Federation Address: 125009, Moscow, st. Tverskaya, 11 E-mail: usolovevQminobrnauki.gov.ru

Vasiliy POLEVOY

candidate of military sciences, associate professor, deputy head of the Academy (vice-rector) for scientific work

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk E-mail: v.polevoyQamchs.ru

Abstract. Based on an analysis of the nature and extent of possible military dangers threatening Russia, the article substantiates the need to strengthen fire and rescue units in wartime. It is shown that, in accordance with the current regulatory legal acts, this task can be solved through the mobilization deployment of special civil defense formations as part of the Russian Emergencies Ministry. The main conditions for the successful functioning of a special civil defense formation are determined, the most important of which is the correspondence of its organizational and staffing structure to the volume and nature of the assigned tasks. The factors influencing the volume and nature of the tasks solved in wartime are determined and classified. The problematic situation is formulated and the main directions of its resolution are proposed. A contradiction in the practice of the subject area under consideration is determined. The scientific hypothesis of resolving the contradiction in practice and the general scientific task of research at the verbal level are formulated. Keywords: mobilization, wartime, special formation of civil defense, civil defense forces, volume and nature of the tasks to be solved, organizational and staffing structure, number of personnel, mobilization human resources.

Citation: Panchenkov V.V., Mazanik A.I., Usolov E.V., Polevoy V.G. Methodological approach to the substantiation of rational parameters of grouping special formations of civil defense // Scientific and educational problems of civil protection. 2022. № 1 (52). S. 3 11.

References

1. Federal Law of the Russian Federation of February 12, 1998 No. 28-FZ "On Civil Defense". Access from the legal reference system "ConsultantPlus"(date of access: 12/01/2019).

2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12/12/1993 with amendments approved during the nationwide vote on 07/01/2020). Access from the legal reference system "ConsultantPlus"(date of access: 06.11.2021).

3. Federal Constitutional Law of the Russian Federation of January 30, 2002 No. 1-FKZ "On Martial Law". Access from the legal reference system "ConsultantPlus"(date of access: 01/23/2019).

4. Federal Law of the Russian Federation of May 31, 1996 No. 61-FZ "On Defense". Access from the legal reference system "ConsultantPlus"(date of access: 23.01.2020).

5. Federal Law of the Russian Federation of February 26, 1997 No. 31-FZ "On mobilization training and mobilization in the Russian Federation". Access from the legal reference system "ConsultantPlus"(date of access: 23.01.2020).

6. Decree of the Government of the Russian Federation of 03.06.2011 No. 423 "On Certain Issues of Civil Defense in the Russian Federation". Access from the legal reference system "ConsultantPlus"(date of access: 12/12/2019).

7. Order of the EMERCOM of Russia No. 343 dated October 12, 2015 "On the combat readiness of rescue military units of the EMERCOM of Russia and special units created in wartime in order to solve problems in the field of civil defense". Access from the legal reference system "ConsultantPlus"(date of access: 11/11/2020).

8. Decree of the President of the Russian Federation of December 20, 2016 No. 696 "On approval of the foundations of the state policy of the Russian Federation in the field of civil defense for the period up to 2030". Access from the legal reference system "ConsultantPlus"(date of access: 12/21/2019).

9. Civil defense. Textbook. 2nd edition, revised. Under total ed. V.A. Puchkov. Russian Emergency-Situations Ministry. - M.: FGBU VNII GOChS (FTs). 2017. 405 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.