Научная статья на тему 'ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ ЛЮДСКИХ РЕСУРСОВ, ПРИБЫВШИХ ИЗ ЗАПАСА ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ'

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ ЛЮДСКИХ РЕСУРСОВ, ПРИБЫВШИХ ИЗ ЗАПАСА ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНКОЙ ОБОРОНЫ / МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ / ВОЕННО-УЧЕТНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНЕ / ПРЕБЫВАЮЩИЕ В ЗАПАСЕ / ПЛАН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ДОЛЖНОСТЯМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьев Евгений Борисович, Полевой Василий Григорьевич, Мазаник Александр Иванович, Веселов Алексей Вячеславович

В статье проведен анализ проблемной ситуации, связанной с комплектованием специальных формирований гражданкой обороны мобилизационными людскими ресурсами и определены основные направления ее решения. Сформулировано противоречие в практике рассматриваемой предметной области и предложена научная гипотеза его разрешения. Представлена формализованная постановка научной задачи оценки и выбора рациональных параметров плана распределения граждан, прибывших из запаса, по должностям с соответствующими военно-учетными специальностями. Определены основные факторы, которые необходимо учитывать при решении задачи, сформирован перечень исходных данных, определены целевая функция, ограничения и допущения, принятые для решения задачи. Проведена декомпозиция общей научной задачи на три частных вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондратьев Евгений Борисович, Полевой Василий Григорьевич, Мазаник Александр Иванович, Веселов Алексей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATEMENT OF THE TASK OF SUBSTANTIATING A RATIONAL PLAN FOR THE DISTRIBUTION OF MOBILIZATION HUMAN RESOURCES THAT HAVE ARRIVED FROM THE RESERVE FOR THE RECRUITMENT OF SPECIAL UNITS OF THE CIVIL DEFENSE FORMATION

The article analyzes the problem situation associated with the recruitment of special formations of the civil defense with mobilization human resources and identifies the main directions of its solution. A contradiction in the practice of the subject area under consideration is formulated and a scientific hypothesis for its resolution is proposed. A formalized formulation of the scientific task of evaluating and selecting rational parameters of the distribution plan for citizens who arrived from the reserve, according to positions with the corresponding military accounting specialties, is presented. The main factors that must be taken into account when solving the problem are determined, a list of initial data is formed, the objective function, restrictions and assumptions adopted for solving the problem are determined. The decomposition of the general scientific problem into three particular questions is carried out.

Текст научной работы на тему «ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ ЛЮДСКИХ РЕСУРСОВ, ПРИБЫВШИХ ИЗ ЗАПАСА ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ»

УДК 355.58

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ ЛЮДСКИХ РЕСУРСОВ, ПРИБЫВШИХ ИЗ ЗАПАСА ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Е.В. Кондратьев

заместитель начальника Академии гражданской защиты МЧС России

Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: е.kondratevQamchs.ru

А.И. Мазаник

доктор военных наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: а.mazanikQamchs.ru

В.Г. Полевой

кандидат военных наук, доцент,

заместитель начальника Академии

(проректор) по научной работе

Академия гражданской защиты МЧС России

Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки,

мкр. Новогорск

E-mail: v.polevoyQamchs.ru

A.B. Веселов

адъюнкт научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: agz.u.sQyandex.ru

Аннотация. В статье проведен анализ проблемной ситуации, связанной с комплектованием специальных формирований гражданкой обороны мобилизационными людскими ресурсами и определены основные направления ее решения. Сформулировано противоречие в практике рассматриваемой предметной области и предложена научная гипотеза его разрешения. Представлена формализованная постановка научной задачи оценки и выбора рациональных параметров плана распределения граждан, прибывших из запаса, по должностям с соответствующими военно-учетными специальностями. Определены основные факторы, которые необходимо учитывать при решении задачи, сформирован перечень исходных данных, определены целевая функция, ограничения и допущения, принятые для решения задачи. Проведена декомпозиция общей научной задачи на три частных вопроса.

Ключевые слова: специальное формирование гражданкой обороны; мобилизационные людские ресурсы; военно-учетная специальность; граждане, пребывающие в запасе, план распределения специалистов по должностям.

Цитирование: Кондратьев Е.В., Полевой В.Г., Мазаник А.П., Веселов A.B. Постановка задачи обоснования рационального плана распределения мобилизационных людских ресурсов, прибывших из запаса для комплектования подразделений специального формирования гражданской обороны // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2021. № 3 (50). С. 19-26.

Защита населения, обеспечение устойчивости функционирования экономики и сохранение материально-технических ресурсов во время войны имеют первостепенное значение в обеспечении обороноспособности страны и в определенной степени предопределяют жизнестойкость государства. Поэтому в современных условиях гражданская оборона выступает как фактор реализации стратегических целей национальной обороны. Её роль и место определяются возрастающим значением тыла для обеспечения силовой компоненты государства всем необходимым для отражения вооруженного нападения потенциального противника и обеспечения жизнедеятельности населения в

условиях войны.

Проведенный анализ показал, что в современных геополитических, экономических и военно-стратегических условиях проблемы защиты интересов личности, общества и государства во всех сферах не только не уменьшаются, а даже возрастают [1]. Данный вывод предопределяет необходимость совершенствования и развития государственной системы защиты населения и территорий от различных чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время.

Потенциальные опасности военного, техногенного, природного характера во многом определяют основные задачи и направ-

ления развития сил гражданской обороны (далее - ГО). При этом должны учитываться реальные экономические возможности государства, ограниченный потенциал отечественного оборонно-промышленного комплекса, масштабы прогнозируемых последствий воздействия по потенциально опасным и иным объектам.

С 1 января 2011 года на основании Федерального закона «О гражданской обороне» [2] в состав сил гражданской обороны включены специальные формирования, которые создаются на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны. Решение о включении специальных формирований гражданской обороны (далее - СФГО) в состав сил ГО было принято в условиях реформирования системы МЧС России и сокращения военной составляющей сил гражданской обороны в мирное время [1]. Следует отметить, что общая численность личного состава специальных формирований гражданской обороны более, чем в 30 раз превышает численность личного состава спасательных воинских формирований. Предполагается, что это позволит выполнить весь объем задач гражданской обороны, основными из которых являются:

участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

проведение работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий;

участие в проведении мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;

участие в проведении мероприятий первоочередного обеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в проведении мероприятий по восстановлению функционирования необходимых

коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Готовность СФГО к выполнению задач по предназначению зависит от многих факторов, основным из которых является уровень подготовки граждан, пребывающих в запасе (далее - ГПЗ). Для обеспечения требуемого уровня подготовки граждан, предназначенных для комплектования СФГО в период их развертывания, предусмотрено боевое сла-живание подразделений. Боевое слаживание -это совокупность заблаговременно спланированных мероприятий по ускоренному обучению личного состава выполнению обязанностей в условиях военного времени, согласованным действиям в составе подразделения в процессе выполнения задач по предназначению

И-

Завершение процесса боевого слажива-ния подразделений СФГО в установленные сроки возможно при выполнении следующего условия: военно-учетные специальности (далее - ВУС) прибывающих из запаса граждан должны соответствовать ВУС должностей, на которые они предназначены. Однако, как показывает опыт отмобилизования подразделений, проводимого в ходе стратегических командно-штабных учений, доля соответствия ВУС прибывающих из запаса граждан составляет 50-60 % от требуемой номенклатуры, т.е. ВУС примерно половины граждан, предназначенных для комплектования подразделений, не соответствуют военно-учетным специальностям должностей, на которые они предназначены [4]. Такое несоответствие может привести к существенному увеличению нормативного времени боевого слаживания и, как следствие, к срыву сроков приведения в готовность СФГО к выполнению задач по предназначению.

Сложившееся положение с поставкой мобилизационных людских ресурсов (далее - МЛР) обусловлено влиянием ряда негативных факторов, основными из которых являются:

несовершенство системы воинского учета

граждан, под которой следует понимать [5] государственную систему регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии;

рост уровня профессионализации силовых структур государства, что приводит к снижению доли граждан, прошедших военную службу по призыву и, как следствие - к сокращению объема накопления МЛР;

неблагоприятная демографическая обстановка;

отсутствие заинтересованности граждан в повышении уровня своей военной подготовки в период пребывания в запасе;

усиление миграционных процессов; низкий уровень дисциплины граждан по постановке на воинский учет при смене места жительства (места пребывания);

снижение объема финансирования, выделяемого на проведение военных сборов;

несовершенство законодательства в области обеспечения подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов в связи с переходом на рыночную экономику.

Таким образом, под действием указанных выше деструктивных факторов может возникнуть проблемная ситуация, заключающаяся в значительном превышении нормативных сроков боевого слаживания, обусловленном необходимостью переподготовки граждан, прибывших из запаса, по требуемой номенклатуре ВУС. В свою очередь, повышение сроков приведения СФГО в готовность к выполнению возложенных задач в условиях ведения боевых действий может привести к снижению уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей.

Предварительный анализ позволил определить возможные направления разрешения сформулированной проблемной ситуации, реализация которых позволит повысить количественно-качественные характеристики личного состава, предназначенного для комплектования СФГО. Основными из них являются:

отказ от остаточного принципа комплек-

тования СФГО, в результате которого на должности в данные подразделения должны в первую очередь предназначаться граждане, прошедшие военную службу в спасательных воинских формированиях и территориальных органах МЧС России. Реализация данного направления потребует существенной корректировки нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы мобилизации и мобилизационной подготовки;

проведение военных сборов с гражданами, пребывающими в запасе, в мирное время. Целями военных сборов являются приобретение и повышение уровня военных профессиональных знаний, совершенствование выучки и воинского мастерства по соответствующим военно-учетным специальностям, необходимым для комплектования СФГО. Таким образом, проведение военных сборов в существенной мере позволит повысить качество комплектования СФГО и уровень подготовки граждан, пребывающих в запасе. Между тем проведение этих мероприятий приведет к отрыву граждан от производства, что в свою очередь повлечет за собой значительные финансовые расходы, связанные с возмещением затрат, понесенных предприятиями в период проведения сборов;

увеличение нормативного времени на подготовку личного состава СФГО в ходе боевого слаживания. Однако данное увеличение временных ресурсов непосредственно отразится на общем времени приведения СФГО в готовность к выполнению задач по предназначению, а возможный быстрый переход от этапа нарастания военной угрозы к нанесению удара вероятным противником предопределяет невозможность увеличения этого времени.

Анализ приведенных выше направлений разрешения проблемной ситуации показал, что для их реализации потребуются значительные финансовые, людские, временные и другие ресурсы. Таким образом, сформулированная выше проблемная ситуация порождает следующее противоречие в практике рассматриваемой предметной области:

с одной стороны, предложенные направления разрешения проблемной ситуации позволяют повысить уровень готовности СФГО к выполнению возложенных

задач по временному показателю;

с другой стороны, реализация этих направлений потребует значительных финансовых, людских, временных и других ресурсов, объем которых ограничен.

С учетом изложенного, может быть предложена научная гипотеза разрешения сформулированного выше противоречия в рассматриваемой предметной области - уровень готовности СФГО по временному показателю можно повысить за счет совершенствования планирования распределения прибывших из запаса граждан по должностям с соответствующими ВУС и решения оптимизационной задачи, заключающейся в выборе и обосновании рациональных параметров этого плана.

Анализ разработанного к настоящему времени методического аппарата в области обоснования направлений повышения готовности воинских формирований к выполнению возложенных задач [6-9] и возможности его применения для выбора рационального варианта параметров плана распределения прибывших из запаса граждан по должностям с соответствующими ВУС позволил сделать вывод о том, что существующие теоретические положения и практические рекомендации образуют хотя и необходимую, но, вместе с тем недостаточную основу для решения рассматриваемой научной задачи. Следует отметить, что до настоящего времени не предложены строго формализованные процедуры для решения следующих задач:

определения степени схожести групп военно-учетных специальностей;

оценки уровня относительной сложности областей деятельности, входящих в каждую группу ВУС, и ВУС, относящихся к рассматриваемой области деятельности;

определения дополнительного времени, требуемого на подготовку граждан, прибывших из запаса, по требуемым военно-учетным специальностям в зависимости от степени схожести групп ВУС и уровня сложности областей деятельности и входящих в их состав военно-учетных специальностей. Данное дополнительное время на подготовку определяется относительно нормативного времени, отводимого на проведение боевого слаживания СФГО;

рационального распределения граждан, прибывших из запаса, по должностям с соответствующими ВУС с учетом дополнительного времени, требуемого на их подготовку.

На основе изложенного можно сделать вывод о том, что в ранее проведенных исследованиях не учитывался ряд факторов, оказывающих существенное влияние на выбор рационального варианта распределения граждан, предназначенных для комплектования должностей СФГО, а также не проводилась комплексная оценка альтернативных вариантов на основе количественных и качественных показателей.

Таким образом, возникает необходимость формулировки новой постановки научной задачи и методического аппарата для обоснования рациональных параметров плана распределения граждан, прибывших из запаса, по должностям с соответствующими ВУС с учетом степени схожести групп ВУС, уровня их сложности и дополнительного времени, требуемого на подготовку.

В формализованном виде задача оценки и выбора рациональных параметров плана распределения граждан, прибывших из запаса, по должностям с соответствующими ВУС может быть сформулирована следующим образом.

В качестве исходных данных для решения задачи определены:

О = (д1: д2,... ■ ■ ,дк) ~ перечень групп военно-учетных специальностей в соответствии со штатом СФГО, где д¡~ - наименование к-ой группы ВУС, К - количество групп ВУС в соответствии со штатом СФГО;

Vк = (чи 42,Чр) - перечень областей деятельности, входящих в к-ую группу ВУС, где наименование /-ой области деятельности, входящей в к-ую группу ВУС, Р -количество областей деятельности, входящих в к-ую группу ВУС;

Ук} = (Щи ■ ■ • • ,Щн) ~ перечень ВУС, относящихся к /-ой области деятельности, которая входит в к-ую группу ВУС, где И/уд ^ наименование /г-ой ВУС, относящейся к /-ой области деятельности, входящей в к-ую группу ВУС, Н - количество ВУС, относящихся к /-ой области деятельности, которая входит в к-ую группу ВУС;

О* = {ди д2,. . . ,дк,. . . ,дК*} - множество

групп военно-учетных специальностей в соответствии с утвержденным перечнем ВУС, где дк - наименование к-ой группы ВУС, К* - общее количество групп ВУС в соответствии с утвержденным перечнем ВУС, в общем случае К*>К;

II*к = (щи Щ2,- ,икР*) - перечень

областей деятельности в соответствии с утвержденным перечнем ВУС, где ищ — наименование /-ой области деятельности, входящей в к-ую группу ВУС, - общее количество областей деятельности, входящих в к-ую группу

ВУС в соответствии с утвержденным переч-

>

У*к} = (Щи Щ2,- ■ ■ ■ ■ ,Ч[н*) ~ перечень ВУС, относящихся к /-ой области деятельности, которая входит в к-ую группу ВУС, где Юк}н """"" наименование /г-ой ВУС, относящейся к /-ой области деятельности, входящей в к-ую группу ВУС, Н* - количество ВУС, относящихся к /-ой области деятельности, которая входит в к-ую группу ВУС в соответствии с утвержденным перечнем ВУС, в >

Ок} = (йк}и <1к}2,-• • А/л,- • • А[н) ~ вектор количества должностей в СФГО, на каждую из которых должен быть назначен специалист, имеющий /г-ую военно-учетную специ-

Переменные в выражении (1) имеют следующий физический смысл:

А = {аи о,2,... .. ,ап} - перечень ВУС должностей СФГО, не соответствующих ни одной из ВУС граждан, прибывших из запаса, где п - общее количество должностей, щ - наименование ВУС, соответствующей г-ой должности, г = 1 ,п\

В = {Ьи Ьг,- ■ ■ ,Ьр... ,Ьп} - перечень ВУС,

альность, относящуюся к /-ой области деятельности, которая входит в к-ую группу ВУС, где (4/л - количество должностей, соответствующих /г-ой ВУС, относящейся к /-ой области деятельности, входящей в к-ую группу ВУС, Н - количество ВУС, относящихся к /-ой области деятельности, которая входит в к-ую группу ВУС;

Кк1 = (гкр, гк]2,... .. ,гк[н*) - вектор количества граждан, прибывших из запаса для комплектования должностей в СФГО, имеющих /г-ую военно-учетную специальность, относящуюся к /-ой области деятельности, которая входит в к-ую группу ВУС, где гуд - количество граждан, прибывших из запаса, имеющих /г-ую ВУС, относящуюся к /-ой области деятельности, входящую в к-ую группу ВУС, Н* - количество ВУС, относящихся к /-ой области деятельности, которая входит в к-ую группу ВУС в соответствии с утвержденным перечнем ВУС.

Для заданных исходных данных необходимо определить такой план распределения прибывших специалистов, имеющих соответствующие ВУС, по вакантным должностям с заданными ВУС (ж*), чтобы суммарное дополнительное время на подготовку прибывших из запаса граждан было минимальным

(1)

которые имеют граждане, прибывшие из запаса, каждая из которых не соответствует ни одной из ВУС должностей СФГО, где п - общее количество граждан, прибывших из запаса, Ь^ - наименование ВУС, которую имеет ^'-ый гражданин, ] = 1,щ

хц - управляемая переменная, которая принимает следующие значения: хц = 1, если гражданин, имеющий Ь^ую ВУС, назна-

п п

т (4) = ЕЕ (А,в,)

г=1 3 = 1 ^

при следующих ограничениях и допущениях:

п п

Е = 1, г = 1Й; ^ Хгу = 1,2 = 1п;

г=1 з=\

Хц = 0 V 1; А е Ук}] В е У*к}] ЛпБ=0.

чается на г-ую должность с соответствующей ей я ¿-ой ВУС; хц = 0, в противном случае;

¿у - требуемое дополнительное время на подготовку ]-то гражданина, имеющего Ь^-ую ВУС при его назначении на г-ую должность, которой соответствует щ-ая ВУС;

$ = ¡¡(0,0*) - вектор значений коэффициентов схожести несовпадающих групп ВУС относительно требуемых компетенций по каждой из них;

Ск = /2 (ик) ~ вектор коэффициентов сложности областей деятельности, входящих в к-ую группу ВУС, значения которых оцениваются на основе определения: вектора локальных приоритетов частных критериев, характеризующих сложность областей деятельности; матрицы локальных приоритетов областей деятельности по каждому частному критерию; вектора глобальных приоритетов областей деятельности с учетом значений элементов векторов локальных приоритетов;

Сщ = /з(Ук^ - вектор коэффициентов сложности ВУС, относящихся к /-ой области деятельности, которая входит в к-ую группу военно-учетных специальностей, значения которых оцениваются на основе определения: вектора локальных приоритетов частных критериев, характеризующих сложность ВУС; матрицы локальных приоритетов ВУС по каждому частному критерию; вектора глобальных приоритетов ВУС с учетом значений элементов векторов локальных приоритетов.

Для решения сформулированной научной задачи необходимо исследовать следующие частные вопросы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Определить среднее дополнительное время, требуемое на подготовку граждан, при-

бывших из запаса, с учетом схожести групп ВУС. Для решения данной частной задачи необходимо:

определить коэффициенты схожести групп ВУС;

построить регрессионные модели, определяющие зависимость требуемого дополнительного времени на подготовку граждан, прибывших из запаса, от коэффициента схожести групп ВУС.

2. Определить время, требуемое дополнительно на подготовку граждан, прибывших из запаса, по каждой ВУС. Для решения данной частной задачи необходимо:

определить значения коэффициентов сложности областей деятельности, входящих в каждую группу ВУС;

определить значения коэффициентов сложности ВУС, относящихся к каждой области деятельности;

определить требуемое дополнительное время на подготовку по ВУС в зависимости от полученных ранее коэффициентов сложности.

3. Определить рациональный план распределения граждан, прибывших из запаса, имеющих конкретную ВУС, по должностям с заданными ВУС.

Таким образом, на основе решения представленной в статье формализованной постановки задачи может быть определен рациональный вариант распределения граждан, прибывших из запаса, по должностям СФГО с учетом показателей, характеризующих схожесть групп ВУС, а также коэффициентов сложности областей деятельности, входящих в каждую группу ВУС и ВУС, относящихся к каждой области деятельности.

Литература

1. Барышев П.Ф. Методологические аспекты обоснования облика перспективной группировки спасательных воинских формирований МЧС России. // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2015. № 2 (25). С. 3-7.

2. Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

3. Панченков В.В., Мазаник А.И., Веселов A.B., Полевой В.Г. Формализованная постановка задачи обоснования рациональных параметров программы подготовки специальных формирований гражданской обороны // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2020. № 4 (47). С. 3-11.

4. Смирнов A.B. Система подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов в Российской Федерации (теоретико-правовые вопросы). Диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: ВУ МО. 2013. 147 с.

5. Панченков В.В., Смирнов Б.П., Мазаник А.И., Зверев А.Б. Анализ проблемной ситуации обеспечения силовых структур призывными и мобилизационными людскими ресурсами и пути ее решения // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2021. № 1 (48). С. 3-10.

6. Доронин A.B. Разработка программ боевого слаживания для вновь формируемых частей и подразделений РВСН. Методический аспект. // Военная мысль. 2007. № 10. С. 33-38.

7. Ногин P.O., Мазаник А.И., Колмычков U.M.. Котов A.A. Методический подход к обоснованию рационального варианта комплектования воинских формирований личным составом в условиях применения противником обычных средств поражения / / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2020. № 1 (44). С. 81-88.

8. Маркитан Р.В. Основы управления повседневной деятельностью войск. М.: ВА РВСН. 1997. 150 с.

9. Андрианов H.A. Метод оптимальной организации подготовки подразделений резервных формирований силовых структур // Военная мысль. 2005. № 10. С. 23-34.

STATEMENT OF THE TASK OF SUBSTANTIATING A RATIONAL PLAN FOR THE DISTRIBUTION OF MOBILIZATION HUMAN RESOURCES THAT HAVE ARRIVED FROM THE RESERVE FOR THE RECRUITMENT OF SPECIAL UNITS

OF THE CIVIL DEFENSE FORMATION

Evgeniy KONDRATYEV

deputy head of the Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk

E-mail: e.kondratevQamchs.ru

Alexander MAZANIK

doctor of military sciences, professor,

chief researcher of the research center

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

Address: 141435, Moscow region, city Khimki,

md. Novogorsk

E-mail: a.mazanikQamchs.ru

Vasiliy POLEVOY

candidate of military sciences, associate professor, deputy head of the Academy (vice-rector) for scientific work

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk E-mail: v.polevoyQamchs.ru

Alexey VESELOV

associate professor of the research center Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk E-mail: agz.u.sQyandex.ru

Abstract. The article analyzes the problem situation associated with the recruitment of special formations of the civil defense with mobilization human resources and identifies the main directions of its solution. A contradiction in the practice of the subject area under consideration is formulated and a scientific hypothesis for its resolution is proposed. A formalized formulation of the scientific task of evaluating and selecting rational parameters of the distribution plan for citizens who arrived from the reserve, according to positions with the corresponding military accounting specialties, is presented. The main factors that must be taken into account when solving the problem are determined, a list of initial data is formed, the objective function, restrictions and assumptions adopted for solving the problem are determined. The decomposition of the general scientific problem into three particular questions is carried out.

Keywords: special formation of the civil defense; mobilization human resources; military accounting specialty; citizens who are in reserve, a plan for the distribution of specialists by position. Citation: Kondratiev E.B., Polevoy V.G., Mazanik A.I., Veselov A.V. Statement of the task of substantiating a rational plan for the distribution of mobilization human resources that have arrived from the reserve for the recruitment of special units of the civil defense formation // Scientific and educational problems of civil protection. 2021. № 3 (50). S. 19-26.

References

1. Baryshev P.F. Methodological aspects of substantiating the appearance of a promising grouping of rescue military formations of the EMERCOM of Russia. // Scientific and educational problems of civil protection. 2015. № 2 (25). S. 3-7.

2. Federal Law №. 28-FZ of 12.02.1998 "On Civil Defense".

3. Panchenkov V.V., Mazanik A.I., Veselov A.V., Polevoy V.G. Formalized statement of the problem of substantiating rational parameters of the training program for special formations of civil defense // Scientific and educational problems of civil protection. 2020. № 4 (47). S. 3-11.

4. Smirnov A.V. The system of training and accumulation of mobilization human resources in the Russian Federation (theoretical and legal issues). Dissertations for the degree of Candidate of Legal Sciences. Moscow: VU MO. 2013. 147 s.

5. Panchenkov V.V., Smirnov B.P., Mazanik A.I., Zverev A.B. Analysis of the problem situation of providing law enforcement agencies with conscription and mobilization human resources and ways to solve it // Scientific and educational problems of civil protection. 2021. № 1 (48). S. 3-10.

6. Doronin A.V. Development of combat coordination programs for newly formed units and divisions of the Strategic Missile Forces. Methodological aspect. // Military thought. 2007. № 10. S. 33-38.

7. Nogin R.O., Mazanik A.I., Kolmychkov I.M., Kotov A.A. Methodological approach to substantiating the rational option of recruiting military formations with personnel in the conditions of the use of conventional weapons by the enemy // Scientific and educational problems of civil protection. 2020. № 1 (44). S. 81-88.

8. Markitan R.V. Fundamentals of managing the daily activities of the troops. Moscow: VA RVSN. 1997. 150 s.

9. Andrianov I.A. Method of optimal organization of training of subdivisions of reserve formations of power structures // Military thought. 2005. № 10. S. 23 - 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.