Научная статья на тему 'Методические условия создания электронного пособия для студентов ХГФ по художественному проектированию костюма на компьютере'

Методические условия создания электронного пособия для студентов ХГФ по художественному проектированию костюма на компьютере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИКА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ВНИМАНИЕ / ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехова И. В.

В статье рассматриваются методические условия создания электронного пособия для обучения студентов художественно-графического факультета проектированию костюма на компьютере, с помощью которого происходит развитие творческих способностей у будущих художников-стилистов по костюму. Предлагаемое электронное пособие поможет студентам научиться выполнять художественные эскизы с использованием графического редактора Corel DRAW, конструировать и моделировать одежду с использованием САПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терехова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL CONDITIONS OF MAKING ELECTRONIC TEXTBOOK FOR THE STUDENTS AT THE LESSONS OF THE ART DESIGNING OF CLOTHES

In the article tells about the methodical conditions of making electronic textbook for teaching students of the art designing of clothes, which helps for they creative abilities of the future artists-stylists of the costumes. That is electronic textbook will help students to learn to draw art picture in grafity redactor Corel DRAW, to design and to simulate of clothes usying special construction program

Текст научной работы на тему «Методические условия создания электронного пособия для студентов ХГФ по художественному проектированию костюма на компьютере»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

И.В. ТЕРЕХОВА, старший преподаватель кафедры художественного проектирования швейных изделий Орловского государственного университета Тел. 8-915-5081036; terehov@orel.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ХГФ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОСТЮМА НА КОМПЬЮТЕРЕ

В статье рассматриваются методические условия создания электронного пособия для обучения студентов художественно-графического факультета проектированию костюма на компьютере, с помощью которого происходит развитие творческих способностей у будущиххудожников-стилистов по костюму.

Предлагаемое электронное пособие поможет студентам научиться выполнять художественные эскизы с использованием графического редактора Corel DRAW, конструировать и моделировать одежду с использованием САПР.

Ключевые слова: электронное методическое пособие, компьютерные средства обучения, дидактика, дидактические принципы, личностная рефлексия, внимание, память.

Мировой и отечественный опыт свидетельствует об активном внедрении информационных технологий в образовательный процесс. Этот опыт свидетельствует также, что развитие компьютерной техники способствовало созданию качественно новых технологий обучения, которые активно применяются при изучении различных учебных дисциплин, в том числе и художественного проектирования костюма.

Компьютерные технологии обучения в настоящее время представляют собой неотъемлемую часть традиционного педагогического процесса.

К настоящему времени создано большое количество компьютерных средств обучения, предназначенных для решения определённых педагогических задач, имеющих предметное содержание и ориентированных на взаимодействие с обучаемыми. Существуют следующие компьютерные средства обучения:

• Электронный учебник - это компьютерное средство обучения, созданное для базовой подготовки по определённому курсу, содержание которого характеризуется относительной полнотой.

• Компьютерный задачник — это компьютерное средство обучения для выработки умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области.

• Компьютерный тренажёр — это компьютерное средство обучения для выработки умений и навыков определённой деятельности, а также развития связанных с ней способностей.

• Виртуальный лабораторный практикум - компьютерное средство обучения для поддержки автоматизированных лабораторных работ, в рамках которых изучаемые объекты, процессы и среда деятельности используются с помощью экспериментов с их моделями.

• Компьютерная презентация — это способ представления информации с помощью компьютера и проекционной установки посредством средств мультимедиа.

© И.В. Терехова

Компьютерные обучающие программы, электронные учебники, оснащенные дополнительными функциями, недоступными обычным печатным носителям, выполняют задачу усовершенствования труда педагога и сокращения затрат его рабочего времени за счет переноса акцента в учебном процессе на компьютерные технологии обучения под руководством преподавателя. Современный мультимедийный компьютер как носитель компьютерных технологий

— это идеальный помощник преподавателя и неотъемлемая составная часть педагогической технологии преподавания дисциплины «Художественное проектирование костюма на компьютере».

В данной статье речь идёт об электронном методическом пособии по проектированию костюма на компьютере, состоящем из двух частей: 1 -методические рекомендации по художественному проектированию костюма на компьютере, 2 -методические указания по конструированию и конструктивному моделированию костюма с использованием САПР одежды. Это программно-методический комплекс, который соответствует учебной программе и обеспечивает существенную поддержку образовательного процесса с использованием компьютерных технологий при обучении студентов — будущих художников-стилистов профессиональным навыкам.

При использовании на занятиях компьютера преподаватель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность обучающихся и управляющего ею. Основная роль преподавателя состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Теперь студент учится, а преподаватель создает оптимальные условия для учения. Именно поэтому важнейшим моментом в эффективном использовании компьютерных технологий на занятиях по художественному проектированию костюма считаю создание соответствующего дидактического пособия методической поддержки. Применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет перестроить традиционную методическую систему обучения, так что она становится полностью инновационной.

Художественное проектирование костюма на компьютере — необыкновенная дисциплина по многим причинам: одна из самых новых в учебной программе обучения художников-стилистов, одна из самых перспективных и актуальных. Учебное электронное пособие для этой дисциплины также должно быть необычным, с тем чтобы максимально использовать возможности компьютер-

ной техники, находящейся в распоряжении преподавателя и студента на занятиях по проектированию костюма. В результате освоения практической части курса студенты должны уметь создавать и редактировать художественные изображения моделей одежды на фигуре человека в программе Corel DRAW.

Электронное методическое пособие имеет ряд принципиальных отличий от обычного пособия, изготовленного типографским способом: компактность, возможность мультимедиа, анимации, высокая степень интерактивности, возможность индивидуального подхода к обучаемому, а самое главное - его содержание, представляющее собой синтез теории по основам художественного проектирования костюма и параллельное описание способов осуществления художественных приёмов в графическом редакторе, используя разнообразные функции. При работе с электронным учебником по художественному проектированию появляется возможность стимулирования творческой активности и развития навыков самостоятельной работы у студентов.

Поэтому на первом этапе обучению проектирования костюма на компьютере студентам предлагается познакомиться с новым материалом с помощью удобного электронного учебника. Электронный учебник включает в себя примерные задания для самостоятельного решения. Организация деятельности учащихся включает в себя постановку познавательных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, предъявление алгоритма поэтапных действий, похвала.

В классической дидактике общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, научности, связи теории с практикой, учёта индивидуальных особенностей [3]. Дидактика — это отрасль педагогики (или научная дисциплина), разрабатывающая теорию образования и обучения. Развитие дидактики продолжается в разных направлениях: по определению содержания образования, технологии обучения, нетрадиционных его форм, компьютеризации учебного процесса [4].

Приведу далее пояснения к использованию вышеуказанных дидактических принципов при разработке содержания электронного методического пособия по художественному проектированию костюма на компьютере.

1) Принцип наглядности. Познание начинается с ощущений, с чувственного ознакомления с

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

материалом. Это положение было обосновано Ф. Бэконом в его сенсуалистической теории: всякое познание должно начинаться с чувственного восприятия и завершаться рациональным обобщением. На этой теории основана теория обучения Я. А. Коменского, она предопределила и краеугольный камень его дидактики — «золотое правило дидактики»: «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое

— слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами» [1].

При обучении студентов с использованием электронного методического пособия используется объяснительно-иллюстративный метод. Метод обучения - это способ его осуществления, который ведёт к достижению поставленной цели [4]. Это деятельность, которая связывает педагога и студента в процессе обучения. Объяснительно-иллюстративный метод заключается в том, что будущие художники-стилисты получают теоретические знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая информацию, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации, поддержки большого количества форматов текстовых, графических, аудио- и видеоданных, их накопления и хранения централизованно на сервере, возможности предоставления текста содержания лекций с использованием изображений (графиков, картин, фотографий), звуковых и видеофайлов.

2) Принцип доступности. Традиционная дидактика в целях обеспечения доступности при изложении учебного материала и организации учебной деятельности рекомендует идти от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от известного к неизвестному, от фактов к обобщениям. Означает требования соответствия содержания и методов обучения, а также форм раскрытия изучаемого материала возрастным особенностям студентов, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развития. Четкое структурирование текста в пособии по каждой теме курса дает возможность довести до студента каждое определение, понятие. Теоретический материал, связанный с ранее изученным, изложен простым, доступным языком.

3) Принцип сознательности и активности. Обучение эффективно, когда студент осознаёт необ-

ходимость своего обучения, ставит или принимает цели занятия, когда участвует в планировании и организации своей деятельности, в её осознании, самоконтроле и самооценке.

Современные исследователи проблем активизации учебно-воспитательного процесса рассматривают три вида активности учащихся в обучении: воспроизводящую, интерпретирующую, творческую. В качестве главных средств активизации учения рекомендуются проблемный подход в обучении и самостоятельная работа учащихся. Реализация требований этого принципа нашла своё отражение в создании условий и поощрении самостоятельности на занятиях путём использования также и проблемного метода обучения. Метод заключается в получении учащимися знаний не в готовом виде, а в процессе поиска, выполнения практических заданий.

Компьютер способствует формированию у студентов рефлексии своей деятельности. Рефлексия - одна из форм самосознания, которая ориентирована на осмысление человеком своей деятельности, сознания и личности, а также деятельности, сознания и личности своих партнёров. Рефлексия бывает интеллектуальная и личностная.

Формирование рефлексии - одна из важнейших учебных целей - это мыследеятельностный и чувственно переживаемый процесс осознания субъектом своей учебной деятельности. Личностная рефлексия является средством адекватной самооценки и выступает как необходимая предпосылка самоконтроля, самовоспитания в широком смысле этого слова, определения своего места в жизни [2].

4) Принцип систематичности и последовательности в обучении. Он требует формирования у студентов системы знаний, а не просто суммы сведений из разных паук, формирования мировоззрения как системы знаний и отношений личности к окружающей действительности. «Как в природе все сцепляется одно с другим, — утверждал Я.А. Ко-менский, — так и в обучении нужно связывать одно с другим именно так, а не иначе». И все усваиваемые знания должны «... составлять одну энциклопедию, в которой все должно вытекать из общего корня и стоять на своем собственном месте» [1].

Основным условием реализации требований этого принципа является осуществление межпредметных связей, т.е. связывание между собой знаний из разных учебных дисциплин и применение их на практике. Теоретический материал и технология его освоения в пособии представлены в виде системы, где каждый раздел и задания к нему «вытекают» из предыдущего.

5) Принцип связи теории с практикой. В педагогическом процессе практика или предшествует изучению теоретических положений, или осуществляется после изучения теории для подтверждения истинности полученных знаний и их квалифицированного использования. В некоторых случаях практика является непосредственной целью для учащихся: овладение, например, техникой компьютерного рисования. В ходе практической деятельности студент расширяет и углубляет свои теоретические представления, как бы оттачивает своё мастерство.

6) Принцип прочности. Усвоение теоретического материала курса зависит как от внешних факторов: структуры учебного материала, применяемых форм обучения, так и от субъективного отношения учащегося к дисциплине, преподавателю, к процессу обучения. Для создания положительного отношения к изучаемой дисциплине содержание методического пособия имеет богатое художественное оформление, а также в текст по теме включены остроумные и шутливые высказывания известных людей. Это обеспечивает разрядку психологического напряжения студента, которое зачастую сковывает творческие способности.

7) Принцип научности отражается в собственно применении новейших достижений техники, используя в обучении студентов ХГФ компьютерное средство обучения - электронный учебник по художественному проектированию в графическом редакторе.

8) Принцип учёта индивидуальных особенностей. Обучение не может быть абстрактным, вне учёта индивидуальности личности студента. Кроме того, особенности мышления и памяти, устойчивость внимания, быстрота выработки навыков, степень активности, обучаемости, темперамент, воля, характер, интересы студентов - все это индивидуально и требует учета в осуществлении преподавательской деятельности с каждым.

Компьютер позволяет учитывать широкий диапазон индивидуальных особенностей студентов. Электронное методическое пособие предоставляет каждому студенту возможность обучаться в удобном для него темпе, при выборе определённого обучающего воздействия учитывает не только правильность ответа на одно из нескольких заданий, временные затраты, характер ошибок, но и тип и меру достаточной помощи.

Повышение внимания к развитию индивидуальности и гуманизация педагогического процесса актуализировали такие понятия, как личностно ориентированное воспитание, центрированное на личности обучение. Их суть в необходимости принятия студента преподавателем не с заранее сформулированной программой действий с ним (на-

пример, будущего всесторонне развитого человека), а таким, какой он есть [3].

Рассмотренные дидактические принципы, учитывающиеся при составлении электронного методического пособия для обучения студентов ХГФ проектированию костюма на компьютере, выступают во взаимодействии друг с другом, как и закономерности обучения, на базе которых они сформулированы, и функционируют как целостная система. Каждый приобретает свое действительное значение лишь в связи с другими. Они проявляются одновременно на каждом этапе учебного процесса. Принципы обучения дополняют и усиливают друг друга. Только совокупное действие принципов обучения обеспечивает правильное определение его задач, отбор содержания, выбор форм, методов и средств наиболее целесообразной деятельности как педагогов, так и обучаемых. Преувеличение в обучении значения одних принципов и недооценка роли других приводят к снижению его эффективности.

Так как электронное методическое пособие создаётся для познавательной деятельности студентов, необходимо учитывать возрастные психологические особенности внимания и памяти.

При проведении занятий различной формы преподаватель зачастую сталкивается с проблемой внимания. Здесь, кстати, можно вспомнить слова К.Д. Ушинского о внимании в учебном процессе: «Внимание — единственные ворота, через которые сознательное знание, одно только плодовитое, может перейти в умственные способности...» [4]. И распахнуть эти «ворота» во время занятия помогают электронные методические указания. Своей формой, способами представления теоретического материала электронный учебник создаёт у студента определённый интерес и таким образом удерживает внимание.

Продуктивно обучать студентов без опоры на память также невозможно. Преподавателю важно знать и помнить о процессах и видах памяти; говоря точнее, организовать учебный процесс, опираясь на их особенные стороны. Известно, в частности, что память имеет процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания. Лучше запоминается и лучше воспроизводится учебный материал, вызвавший удивление. Дольше сохраняется в памяти информация, полученная не в готовом виде, а добытая студентом упорным трудом, доставившая, так сказать, радость «открытия».

Преподавание предполагает регулирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля, т.е. получения информации о ходе обучения учащихся и эффективности приемов и

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

методов своей собственной деятельности. Результаты текущего контроля, осуществляемого в форме простого наблюдения и с помощью других приемов и методов, учитываются преподавателем как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе. Это может быть замедление или ускорение темпов учебной работы, уменьшение или увеличение объема предлагаемых вариантов заданий, наводящие вопросы и дополнительные разъяснения. Особенность организационной структуры помогает устанавливать контроль над изучением определённых тем и использовать дополнительные возможности компьютера, например гиперссылки. В данном электронном методическом пособии разработана система тестов и контроля результатов работы студентов. Используются два типа тестовых заданий:

1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов — закрытый тип заданий, используется при пошаговом контроле студентов после изучения каждой темы;

2) самостоятельное написание правильного ответа — открытый тип заданий, применяется после поэтапного рассмотрения одного из двух разделов (художественное проектирование костюма и конструирование костюма с использованием определённых компьютерных программ). В методическом пособии используется возможность вставки графических объектов в любой тип вопроса.

Компьютерные методы обучения должны стать более доступными и результативными наряду с обычной формой занятий, когда обучение идет только с применением печатных материалов. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов, приемов и стиля работы современного

преподавателя высшей школы. Повышению эффективности образования способствуют такие педагогические методы, использование которых становится возможным в результате процесса информатизации. Основные элементы педагогической подсистемы новой образовательной системы связаны со следующими видами деятельности: определение содержания обучения, проектирование и разработка учебных курсов, предоставление и доставка учебных курсов, создание определенной среды обучения, организация учебного процесса. Таким образом, электронные методические указания позволяют существенно повысить качество обучения и организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями.

А что же будет с книгой? Полиграфическое издание тоже обладает массой преимуществ: не требует технических средств воспроизведения, удобно в использовании и имеет 500-летнюю традицию применения. Электронные учебники дают возможность студенту облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий, вовлекая в процесс обучения иные возможности человеческого мозга — слуховую, зрительную и эмоциональную память, а также максимальное использование компьютерных пояснений и изображений.

При этом электронный учебник, даже самый лучший, не может и не должен заменять книгу. Как экранизация литературного произведения принадлежит к другому жанру, так и электронное методическое пособие принадлежит к совершенно другому жанру «произведений» учебного назначения. Наличие цифровых ресурсов не должно заменять чтения первоисточников по художественному проектированию, созерцания реальных художественных произведений.

Библиографический список

1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. [Текст] - М.: Педагогика, 1982. - 576 с. -(Пед. б-ка).

2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.

3. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. [Текст] - М.: Высш. шк., 2007. -639 с.: ил.

4. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: учеб. пособие для студ. пед. вузов. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.

I.V. TEREHOVA

METHODICAL CONDITIONS OF MAKING ELECTRONIC TEXTBOOK FOR THE STUDENTS AT THE LESSONS OF THE ART DESIGNING OF CLOTHES

In the article tells about the methodical conditions of making electronic textbook for teaching students of the art designing of clothes, which helps for they creative abilities of the future artists-stylists of the costumes.

That is electronic textbook will help students to learn to draw art picture in grafity redactor Corel DRAW, to design and to simulate of clothes usying special construction program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.