ском языке в единственную форму, без выделения различных степеней ирреальности, условности и желательности. При такой обширности зоны, покрываемой единственной формой, значение этой формы оказывается весьма неустойчивым и распылённым. Она может выражать то собственно условие, то желательность, то ирреальное условие. Но эти разные случаи не являются стационарными грамматическими альтернативами, поскольку различия между ними не закреплены с достаточной чёткостью и формально зависят от множества привходящих причин - от интонации до синтаксической позиции и контекста, так что часто различные возможные осмысления формы выступают в смешанном виде.
Оттенок возможности или желательности может быть достигнут модификацией (подвижностью) частицы «бы». При выражении нереального значения «бы» подвижно: обычно частица стоит непосредственно после глагола или перед ним:
Он бы приехал обязательно. Он приехал бы обязательно. Он бы обязательно приехал.
Порядок слов в русском языке не является строгим, и в связи с этим измененный порядок слов может выражать различные оттенки желательности (неосуществимости) действия.
При выражении реальной возможности или желания «бы» становится подвижной. В большинстве случаев она сливается с союзом «что», в результате чего возникает союз «чтобы», после которого обязательна, в силу его происхождения, форма на -л.
Мы послали ему денег, чтобы он приехал.
Мы хотим, чтобы он приехал.
Но частица «бы» может только примыкать к союзному слову, не сливаясь с ним. Это имеет место в уступительных предложениях: Когда бы он ни приехал, мы всегда ему рады.
Что бы он ни говорил...
Как бы он ни старался...
Таким образом, для того чтобы перевести данные конструкции, переводчику нужно перевести их в другую систему координат, для чего ему необходимо овладеть культурными концептами как базовыми понятиями самосознания народа.
Напротив, в английском языке формы сослагательного наклонения используется не только для выражения желательности, условности или ирреальности, но и для выражения вежливости и уважительного отношения к собеседнику в диалогической речи.
Would you sit down?
Could you start, please?
I'd love to.
I'd rather you didn't.
Если данные примеры перевести на русский язык, используя сослагательное наклонение, то они будут звучать довольно странно и нелепо.
Отсюда следует вывод, что обучение правильному использованию и переводу исследуемых явлений следует начинать с осознания значимости культурологического фактора в переводе, который выражается в определении меры информационной упорядоченности переводимого элемента в рамках исходного текста на основании представлений о социально-культурной традиции. Сами же конструкции сослагательного наклонения следует рассматривать как лингвокультуро-логические грамматические явления, для применения и перевода которых переводчику следует нейтрализовать не только языковой, но и культурный барьер.
Таким образом, при подготовке переводчиков целесообразно не только изучение лексико-грам-матического материала в рамках определённых тем, но актуальной является проблема места коммуникативного и межкультурного компонента в процессе обучения. Такое обучение предполагает необходимость получения паралингвистичес-ких знаний о стране изучаемого языка - различие в обращениях, в языковых формулах приветствия, общей норме коммуникации и стилей речевой деятельности. Коммуникативный и межкультурный компоненты выступают во взаимосвязи как регулирующие факторы при изучении иностранного языка, являются предпосылкой его адекватного использования как средства коммуникации.
М. С. Татаринова
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ
Рассмотрена актуальность применения курса «Геометрическое моделирование» в процессе подготовки дизайнера. Представлены методические основы использования электронного учебного пособия как средства совершенствования в курсе «геометрическое моделирование». Приведены данные экспериментальной обработки обучения курсу геометрического моделирования с помощью электронного учебного пособия. В частности, указаны педагогические особенности применения электронного учебного пособия в данном курсе.
We consider the relevance of the application rate «Geometric Modeling» in the preparation of a designer. There are methodological foundations of the electronic textbook, as a means of improving, keep geometric modeling. Data processing pilot training course geometric model by means of an electronic textbook. In particular specified educational features of e-textbook in this course.
© Татаринова M. C., 2008
В мировом образовательном пространстве общепризнанна роль компьютеров в обучении, поскольку компьютерные технологии дают значительный дидактический эффект.
Компьютеризация образования создает предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику психолого-педагогических разработок, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения, в том числе в рамках новых образовательных моделей. Развитие методов и организационных форм обучения обусловлено возможностями компьютерных технологий как принципиально нового средства обучения. Компьютерные технологии представляют собой универсальное средство познавательно-исследовательской деятельности, открывают каждому обучаемому доступ к практически неограниченному объему информации и ее аналитической обработке. Компьютерные технологии позволяют развивать интеллектуальные способности обучаемого, воздействуя на его память, эмоции, мотивы, интересы, создают условия для перестройки структуры его познавательной деятельности [1].
Из всего многообразия психолого-педагогических исследований, посвященных использованию компьютерных технологий в процессе обучения, можно выделить наиболее интересующие нас труды Д. Д. Аветисяна, С. А. Жданова, В. А. Извозчикова, С. Д. Каракозова, Т. А. Лавиной, М. Н. Марченко, Е. И. Машбица, И. В. Роберт, Н. Ф. Талызиной, О. К. Филатова, А. Е. Шух-ман и др. Область прогнозирования последствий использования компьютерных технологий в обучении, а также опыт применения этих средств исследовались Б. С. Гершунским, И. А. Антипо-вым, Л. И. Анциферовым, А. А. Богуславским,
A. С. Кондратьевым, В. М. Монаховым, В. В. Сте-паковой и др. Вопросы создания и применения электронных учебных пособий в процессе обучения рассматривали Ю. В. Абелева, А. В. Апарин, И. В. Белицын, В. В. Кручинин, Е. А. Локтюшина, М. Р. Меламуд, О. Б. Тыщенко.
Применительно к вопросам обучения графическим дисциплинам средствами компьютерных технологий можно выделить исследования
B. И. Булавко, А. В. Горши, Н. Д. Жилиной, Н. А. Лепской, А. С. Омельченко, Е. В. Попова. Изучением теоретических и практических аспектов геометрического моделирования, его роли и значении в художественно-графическом образовании занимались Н. Н. Анисимова, А. Д. Ботвинников, Боголюбов, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский, В. А. Гервер, Л. В. Занков,
C. Е. Игнатьев. Довольно подробно изучались нами труды Ю. Ф. Катханова, А. С. Морин, Л. П. Маленовской, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шоро-хова. Относительно обучения геометрическому
моделированию рассматривались работы Г. В. Бу-ланже, И. А. Гущина, В. А. Гончарова, Л. В. Павловой, А. Н. Феофанова и др.
Геометрическое моделирование - это дисциплина, изучающая способы изображения графических объектов и геометрических моделей на плоскости и в трехмерном пространстве, формы предметов окружающего действительного мира и отношений между ними, установление соответствующих закономерностей и применение их к решению практических задач. Моделирование в том или ином виде присутствует почти во всех видах творческой деятельности. Геометрическое моделирование является одной из наиболее важных областей человеческой деятельности, поскольку оно часто используется при проектировании. Например, при проектировании архитектурных строений, нового дизайна изделий бытового назначения, а также в проектировании малых архитектурных форм и других предметов.
Владение методами геометрического моделирования становится в настоящее время важной составляющей в квалификации дизайнера. Автоматизированные системы геометрического моделирования имеют в своем составе различные алгоритмы для геометрического описания сложных поверхностей объектов. Квалифицированное применение этих алгоритмов невозможно без знания теоретических основ и методов геометрического моделирования. В настоящее время существует множество систем геометрического моделирования, различающихся как по функциональности, так и по области применения. AutoCAD -основной на российском и мировом рынках пакет САПР, позволяющий выполнять чертежи узлов, деталей, архитектурно-строительных объектов, строить пространственные модели, выполнять их фотореалистичную визуализацию. Также можно отметить 3D МАХ и ArchiCAD, которые позволяют произвести высококачественный рендеринг сцен трёхмерного моделирования с использованием реальных объектов, оборудования и материалов, но не являются средством для точного моделирования. Все эти системы обладают сходными чертами, все они служат для работы с трех- и двумерными объектами. Во всех системах геометрического моделирования есть ка-кая-то общая часть, которая служит основой для моделирования.
Основой точного геометрического моделирования является прикладная геометрия. В настоящее время все большее значение в практической деятельности человека, а также в учебном процессе высшей школы приобретают вопросы моделирования на ЭВМ. Среди всех видов моделирования (физическое, математическое, информационное (или компьютерное) и др.) одним из самых привлекательных для использования в
учебном процессе представляется геометрическое (графическое). Геометрические модели получаются путем отображения реального объекта или процесса на бумаге, видеопленке, экране дисплея и т. д.
Таким образом, необходимость включения курса «Геометрическое моделирование» в процесс обучения дизайнера очевидна.
Данный курс может быть включен как раздел дисциплины «Начертательная геометрия и технический рисунок», а также широко использоваться в качестве самостоятельного раздела в следующих дисциплинах: «Типология форм архитектурной среды», «Проектирование», «История орнамента, «Компьютерная графика» и т. д. Знания, полученные в результате изучения курса, студенты могут реализовывать при проектировании жилых и общественных интерьеров, отдельных предметов быта (мебели, осветительного оборудования, элементов декора), различных геометрических форм: узорчатых решеток, розеток, рельефной резьбы, лепки, чеканки и т. д.
Целью обучения дисциплине «Геометрическое моделирование» является изучение плоскостных и трехмерных объектов, что позволяет развивать пространственное и абстрактное мышление. При изучении способов и методов отображения этих моделей у студентов вырабатываются конструкторские навыки, графическая культура изображения. Задачи на построения развивают инициативу и изобретательность.
Так как данная дисциплина пока в учебных планах не имеет статуса самостоятельной дисциплины и чаще всего в разных вузах является спецкурсом, то количество аудиторных занятий составляет всего 18 часов. При изучении геометрического моделирования у студентов возникают затруднения в усвоении большого объема информации за короткий отрезок времени, поэтому включение компьютерных технологий в процесс обучения дает возможность повысить его эффективность.
Компьютерные технологии позволяют совершенствовать процесс обучения курсу геометрического моделирования. Под компьютерными технологиями понимается такая разновидность информационных технологий, в которой определяющим средством создания, обработки, хранения и передачи информации является компьютер. По мнению Е. И. Машбица, технологии компьютерного обучения - некоторая совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.
Применение компьютерных технологий в обучении курсу геометрического моделирования позволяет рассматривать компьютер как средство
обучения. Руководствуясь исследованиями А. П. Ершова об эффективности использования компьютера в образовании, можно сформулировать достоинства применения компьютерных технологий в процессе обучения геометрическому моделированию:
- компьютер позволяет создать индивидуализированный процесс обучения за счет применения электронных учебных пособий, тестирующих программ и т. д. В курсе геометрического моделирования это является важным аспектом, поскольку студент может изучить интересующий его раздел самостоятельно или повторить ранее изученный материал;
- компьютер способен к построению визуальных и других сложных образов. В процессе обучения курсу геометрического моделирования это необходимо, так как обучающийся может самостоятельно выстраивать геометрические модели в графических двухмерных и трехмерных редакторах;
- компьютер обеспечивает контролируемость учебного процесса в сочетании с гибкостью и разнообразием пользовательского интерфейса. В обучении геометрическому моделированию контроль может осуществляться за счет тестирования и выполнения практических работ;
- внутренняя формализуемость работы компьютера способствует большей осознанности учебного процесса, повышает его интеллект и логический уровень. В обучении геометрическому моделированию формируется положительная мотивация, поскольку в дальнейшей профессиональной деятельности выпускники будут нередко пользоваться знаниями и применять умения, сформированные в процессе освоения данной дисциплины.
Анализ результатов отечественных и зарубежных исследований показывает, что компьютер активно воздействует на творческие возможности человека, развивает интеллектуальные способности, создает условия для полной реализации возможностей каждого студента, что необходимо учитывать в обучении курсу геометрического моделирования особенно будущих специалистов с акцентом на творческую деятельность.
По мнению В. В. Кручинина, компьютерные средства обучения можно разделить на обучающие программы, тестирующие программы, тренажерные программы, моделирующие программы, интегрированные программы. В группу обучающих программ входят автоматизированные учебные курсы, электронные учебники, электронные справочники и энциклопедии [2].
В обучении геометрическому моделированию важную роль играют электронные учебные пособия. Под электронным учебным пособием понимается комплекс информационных, графичес-
ких, методических и программных средств автоматизированного обучения конкретной дисциплине. Благодаря использованию современных компьютерных технологий они способны решать задачи, свойственные как традиционным учебным пособиям, так и задачам, выполняемым преподавателем. То есть электронное учебное пособие должно содержать не только фактический материал по изучаемому курсу, но и методические указания, регулирующие познавательную деятельность учащихся и действия преподавателя.
По мнению А. В. Апарина, необходимо, чтобы применяемые на занятиях электронные учебные пособия были технологически и операционально доступны, тогда не придется каждый раз объяснять алгоритм работы с тем или иным программным обеспечением, а затраты времени на достижение определенной дидактической цели занятия будут минимальны. Кроме того, использование компьютера должно демонстрировать его эффективность в сравнении с другими средствами познания, формируя у студентов потребность в его применении. Синтез текста с имитацией диалога, обогащение мультимедийными эффектами (графика, анимация, звуковое сопровождение) позволяют повысить эффективность образовательного процесса.
При разработке электронного учебного пособия по геометрическому моделированию мы опирались на исследования М. Р. Меламуд, в котором рассматриваются методические основы построения электронных учебников. По мнению М. Р. Меламуд, процесс обучения с использованием электронного учебного пособия можно представить в виде совокупности подпроцессов:
определение начального рейтинга, обучающе-кон-тролирующей части, тестирования и использования дополнительных средств обучения.
В авторском электронном учебном пособии по геометрическому моделированию весь материал разбивается нами на модули: обучающая часть, контролирующая часть, дополнительные средства обучения (см. рис. 1).
Обучающая часть содержит учебный материал по курсу геометрического моделирования. В качестве учебного материала используются учебные тексты с основными понятиями курса, анимационные фрагменты геометрических построений, слайд-ролики по практическому применению данных построений.
Контролирующая часть содержит практические задания по всем разделам курса, тесты по базовым понятиям. При возникновении затруднений при выполнении практических заданий обучающийся может обратиться к обучающей части. По итогам контроля обучаемый получает оценку, а также рекомендации по дальнейшему обучению.
Дополнительные средства обучения представлены словарем основных терминов, к которым студент может обратиться в любой момент обучения.
По мнению Д. Д. Аветисяна, электронное учебное пособие должно обеспечивать студенту помощь при изучении теоретического и практического материала. Важнейшее значение здесь имеет наглядность учебного материала. Это достигается за счет использования различных иллюстраций, а также эффектов, связанных с появлением объекта или его описанием на экране компьютера. Общая архитектура и интерфейс
Роль компьютера Дидактические функции компьютера
Техническое средство обучения Предъявление учебного материала, средство наглядности, расширение возможностей учебной коммуникации
Средство программированного обучения Предъявление учебного материала, текущий и итоговый контроль качества усвоения, тренировка и закрепление знаний
Средство индивидуализации и дифференциации обучения Создание условий каждому обучающемуся для тренировки в овладении теми или иными способами действий, формирования самоконтроля учащихся, обеспечение выбора индивидуальной стратегии обучения
Средство моделирования Геометрические построения с помощью программ компьютерного моделирования
Средство формирования образов Развитие способностей оценить качество информации, понимать и воспринимать визуальные объекты
Средство развития когнитивных способностей Формирование операционного стиля мышления, обобщенных понятий, основ алгоритмического моделирования, совершенствование творческих способностей, формирование коммуникативных способностей (сбор, анализ и синтез информации), развитие общих когнитивных умений, формирование рефлексии собственной деятельности
Таблица 1
Дидактические функции компьютера в процессе обучения геометрическому моделированию
электронного учебного пособия должны иметь удобную для пользователя среду, в которой он сможет легко ориентироваться, сосредоточив свое внимание на учебном материале, вопросах, тестах и порядке работы, а не на управлении программой учебного пособия [3].
Общими для процесса обучения являются рекомендации по конструированию и предъявлению содержания дисциплины «Геометрическое моделирование», включающие объективный анализ изучаемого материала и его упорядочение; предоставление возможности самостоятельного усвоения знаний; обеспечение индивидуального темпа обучения.
В курсе «Геометрическое моделирование» электронное учебное пособие и учебные слайд-ролики делают возможным самостоятельное обучение некоторым разделам курса, а также дают возможность индивидуальной работы обучающихся.
Электронное учебное пособие начинается с базовых понятий курса, далее рассматриваются способы построений геометрических моделей, с последовательным отображением действий на экране компьютера. На данном этапе, после усвоения соответствующего теоретического раздела, студентами в ходе практических занятий выполняются построения различной сложности, такие, как деление отрезков и окружностей на равные части, построение сопряжений, построение лекальных и циркульных кривых.
В электронных учебных пособиях по геометрическому моделированию излагается теоретический материал о геометрических моделях и наглядный демонстрационный материал о способах их графического построения, а также используются конкретные примеры применения данных моделей в жизни человека. Теоретичес-
кий материал содержит следующие вопросы: прежде всего, это понятия «геометрическое построение» и «геометрическая модель»; виды геометрических моделей; геометрические построения, выполняемые на чертежах; а также плоскостное моделирование и способы построения моделей на плоскости; трехмерное моделирование и способы построения; отображение моделей в пространстве. Все разделы теоретической части курса сопровождаются наглядным материалом.
Следующий раздел курса включает комплексные геометрические построения, выполняемые на чертежах. В качестве демонстрационного материала используются чертежи деталей с различными видами геометрических построений, а также сборочные чертежи различной сложности. В ходе практического занятия по данному разделу студенты выполняют индивидуальный чертеж заданной детали, с указанными размерами, подробно выполняя все геометрические построения, используемые на чертеже.
На следующем этапе изучается плоскостное геометрическое моделирование, в качестве средств обучения демонстрируются графические программы, способные осуществить различные геометрические построения, такие, как Corel Draw, AutoCAD и т. д. В качестве практического задания студенты выполняют индивидуальную творческую работу с применением полученных ранее знаний: построение ленточного и центрического геометрических орнаментов, построение буквицы, построение декоративного элемента с указанием всех применяемых геометрических построений.
На последнем этапе обучения курсу «Геометрическое моделирование» изучается трехмерное твердотельное моделирование с демонстрацией компьютерных графических пакетов, таких, как
основной те мате эретический риал
анимационные фрагменты
слайд-ролики
практическ ле задания
тестирование
словарь основных терминов
Рис. 1. Структура электронного учебного пособия «Геометрическое моделирование»
3D Studio MAX, ArchiCAD, Solid Works и т. д. На практическом занятии студенты выполняют индивидуальное творческое задание: построение предметов быта, построение архитектурных элементов, построение деталей интерьера с использованием изученных геометрических построений, с описанием способов построения и отображение трехмерной модели. В качестве итоговой работы студент представляет индивидуальную творческую работу, используя все полученные в ходе обучения данному курсу знания и навыки. Итоговая работа выполняется на планшете со следующими требованиями: чертеж разрабатываемого объекта, его трехмерное представление, указание всех геометрических построений, выполненных в тонких линиях, цветовое решение, указание необходимых размеров.
Разработанное нами электронное учебное пособие и методика его применения апробировались на факультете технологии и дизайна Вятского государственного гуманитарного университета, факультете дизайна Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института и на художественно-графическом факультете Московского педагогического государственного университета. Всего в эксперименте приняли участие 75 студентов (табл. 2).
В контрольных группах обучение осуществлялось в соответствии с учебниками по черчению и геометрическим построениям. Компьютерные технологии применялись как средство демонстрации наглядного материала по основным
темам курса. В экспериментальных группах исследование проводилось с применением электронного учебного пособия по геометрическому моделированию, содержащего как теоретический, так и наглядный демонстрационный материал.
Результат выполнения графических заданий оценивался по трем критериям: графика, правильность, творчество. Критерий графика предусматривает точность выполнения задания, аккуратность, соблюдение стандартов при исполнении чертежей. Критерий правильность позволял оценивать, насколько верно выполнено геометрическое построение, все ли необходимые построения выполнены на чертеже. Критерий творчество оценивает оригинальность выбранного геометрического объекта, нестандартное оформление проекта, подачу чертежа, варианты цветового решения.
Анализ полученных результатов исследования позволил судить об эффективности использования электронного учебного пособия, о влиянии процесса геометрического моделирования на изменение уровня мотивации обучения и в целом на развитие личности студентов, активизацию их учебно-познавательной деятельности. Сравнительные данные результата контрольных и экспериментальных групп при выполнении графических работ показывают, что результаты экспериментальных групп выше. Это позволяет говорить о том, что предлагаемая методика позволяет совершенствовать процесс обучения студентов геометрическому моделированию.
Результаты анализа выполнения студентами графических заданий по основным темам курса (в %)
Таблица 2
Темы графических работ Критерии оценки Результаты в баллах
Контрольная группа Экспериментальная г руппа
«2» «3» «4» «5» «2» «3» «4» «5»
1. Деление отрезков, углов на заданное количество частей, построение многоугольников Графика 2 34 48 16 - 18 56 26
Правильность 1 36 40 23 1 16 53 30
Творчество 1 34 44 21 1 16 59 24
2. Деление окружностей на произвольное количество частей Графика - 38 42 20 - 20 52 28
Правильность 2 44 38 16 1 26 50 23
Творчество 1 34 40 25 - 23 48 29
3. Построение сопряжений в индивидуальной творческой работе Графика - 30 48 22 - 18 58 24
Правильность 1 38 36 25 - 22 48 30
Творчество 1 23 52 24 1 17 54 28
4. Построение циркульных кривых Графика - 28 50 22 - 19 49 32
Правильность 2 32 48 18 - 24 56 20
Творчество 1 40 44 15 - 25 50 25
5. Построение лекальных кривых Графика - 37 40 23 - 27 42 31
Правильность 1 44 37 18 1 30 55 24
Творчество 1 38 39 22 - 21 52 27
Деление отрезков, углов на заданное количество частей, построение многоугольников
о 1
1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5 5,5
Результаты в баллах
-■-Контрольная группа Экспериментальная группа
Рис. 2. Результаты выполнения графической работы по теме «Деление отрезков, углов на заданное количество частей, построение многоугольников»
60
Деление окружности на произвольное количество частей
М
Ь О
\о л
Он
щ
а ж
V
Ж
<
О
к 2
50
40
30
20
10
1.5
Контрольная группа
Экспериментальная
группа
3,5 4 4,5 5
Результаты в баллах
5,5
Рис. 3. Результаты выполнения графической работы по теме «Деление окружности на произвольное количество частей»
Построение сопряжений
0
1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5 5,5
Результаты в баллах
-я Контрольная группа Экспериментальная группа
Рис. 4. Результаты выполнения графической работы по теме «Построение сопряжений»
Проверка эффективности экспериментальной методики обучения студентов геометрическому моделированию предусматривала различные виды контрольных мероприятий.
Текущий контроль проводился в процессе выполнения студентами заданий-проектов и был направлен на выявление сформированности графических умений. Он осуществлялся преподавателем посредством систематической проверки каждого этапа учебного проекта.
Периодический контроль осуществлялся после изучения крупных разделов программы. Он представлял собой проверку проектов в целом, контроль знаний и умений студентов по основным темам курса.
Итоговый контроль заключался в проверке усвоения теоретических знаний и графических
умений. Он осуществлялся в процессе проведения семестрового дифференцированного зачета.
В основном форма контроля учебной деятельности студентов была рейтинговая (в качестве интегральной оценки) в баллах всех видов деятельности студентов. Рейтинг-контроль увеличивал самостоятельность студентов, позволял организовать ритмичную учебную работу, содействовал реализации индивидуально-ориентированной технологии обучения, побуждая студентов к проявлению личностной позиции по отношению к своим учебным действиям и индивидуального стиля работы. Набранные баллы за правильные ответы и выполненные работы суммировались в конце семестра.
В результате опросов большинство (78%) студентов отметили возможность применения рей-
Построение циркульных кривых
0
1 40
а 30 51 I » Контрольная группа
2 ♦ -♦-•Экспериментальная
< 20 труппа
1 10
0 1
1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5 5,5
Результаты в баллах
Рис. 5. Результаты выполнения графической работы по теме «Построение циркульных кривых»
Рис. 6. Результаты выполнения графической работы по теме «Построение лекальных кривых»
—1
■
г^ 07
Не использовали ЭУП при изучении курса
ЭУП не помогло при изучении курса
□ ЭУП помогло при изучении курса
Рис. 7. Данные опроса студентов по использованию электронного учебного пособия в курсе
«Геометрическое моделирование»
тинговой системы оценки, поскольку она позволяет оценить результаты обучения на каждом этапе, стимулирует учебную деятельность и исключает возможность выставления случайной оценки. Остальные (22%) студентов считают, что нет необходимости применять рейтинговую систему оценок, потому что она является непривычной и вызывает сложности в отслеживании результатов обучения на каждом этапе.
Планируя наше исследование по разработке методики изучения нового курса «Геометрическое моделирование», мы предполагали, что обучение с помощью электронных пособий позволит интенсифицировать процесс обучения, при этом ставились две взаимосвязанные задачи: повышение качества обучения при одновременном снижении временных задач на него. Подразумевалось, что студент может изучать теоретический материал не только в ходе лекционного занятия, но и индивидуально, в любое удобное для него время. В результате нет необходимости преподавателю на лекции повторять ранее изученный материал, так как студент сам, с помощью электронного учебного пособия, может вернуться в интересующий его раздел и еще раз просмотреть геометрическое построение и наглядный материал на экране своего компьютера.
Результаты анкетирования студентов показали, что 86% обучающимся электронное учебное пособие помогло при изучении курса «Геометрическое моделирование». 10% обучающихся не использовали электронное учебное пособие. Ос-
тальные 4% обучающихся отметили, что электронное учебное пособие при освоении курса геометрического моделирования им не помогло.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование электронного учебного пособия в курсе геометрического моделирования позволяет решать следующие педагогические задачи:
- усиливать мотивацию изучения курса как учебного предмета, что повышает уровень графической подготовки студентов;
- ориентировать на развитие пространственного воображения путем динамического деформирования образов;
- наглядно иллюстрировать изучаемые теоретический и практический материалы, представить связь между аналитическими выражениями и их геометрическими образами;
- активизировать самостоятельную деятельность студентов.
Примечания
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат и др.; под ред. Е. С. Полат. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2008. 272 с.
2. Коджаспирова, Г. М, Технические средства обучения и методика их использования [Текст] / Г. М. Коджаспирова, К. Петров. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 352 с.
3. Буду нов, Г. М, Компьютерные технологии в образовательной среде: «за» и «против» [Текст] / Г. М. Будунов. М: АРКТИ, 2005. 192 с.