Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метапредметные результаты / биологическое образование / читательская и информационная грамотность / meta-subject results / biological education / reading and information literacy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Наталья Сергеевна, Шахмурова Гульнара Абдуллаевна

В статье говорится о методической подготовке будущего учителя биологии к формированию читательской и информационной грамотности учащихся, как условия достижения метапредметных результатов обучения. Приведены примеры подготовки будущих учителей к реализации метода работы с учебной книгой в процессе биологического образования учащихся основной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карташова Наталья Сергеевна, Шахмурова Гульнара Абдуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR ACHIEVING META-SUBJECT LEARNING RESULTS IN THE PROCESS OF TRAINING A BIOLOGY TEACHER

The article discusses the methodological preparation of future biology teachers to develop students' reading and information literacy as a condition for achieving meta-subject learning outcomes. Examples of preparing future teachers to implement the method of working with a textbook in the process of biological education of students in basic school are given.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ»

УДК 372.857

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ

Карташова Наталья Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУВО «Тульский государственный педагогический университет

имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия E-mail: [email protected] Шахмурова Гульнара Абдуллаевна доктор биологических наук, профессор, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами,

Ташкент, республика Узбекистан E-mail: [email protected]

METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR ACHIEVING META-SUBJECT LEARNING RESULTS IN THE PROCESS OF TRAINING A BIOLOGY

TEACHER

Kartashova Natalya Sergeevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Tula State

Pedagogical University" named after L.N. Tolstoy», Tula, Russia E-mail: [email protected]

Shakhmurova Gulnara Abdullaevna

Doctor of Biological Sciences, Professor, Tashkent State Pedagogical University named after. Nizami,

Tashkent, Republic of Uzbekistan E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье говорится о методической подготовке будущего учителя биологии к формированию читательской и информационной грамотности учащихся, как условия достижения метапредметных результатов обучения. Приведены примеры подготовки будущих учителей к реализации метода работы с учебной книгой в процессе биологического образования учащихся основной школы.

Abstract. The article discusses the methodological preparation of future biology teachers to develop students' reading and information literacy as a condition for achieving meta-subject learning outcomes. Examples of preparing future teachers to implement the method of working with a textbook in the process of biological education of students in basic school are given.

Ключевые слова: метапредметные результаты, биологическое образование, читательская и информационная грамотность.

Keywords: meta-subject results, biological education, reading and information literacy.

Метапредметные результаты обучения, отраженные в требованиях к результатам освоения программы основного общего образования в ФГОС ООО, соответствуют переходу обучения предмету «Биология» с абстрактно-теоретического подхода на практико-ориентированное обучение. Основу знания и содержания любой науки, в том числе биологии, составляет информация. Поэтому умение работать с научной, учебной информацией является важным условием, как самого процесса обучения, так и достижения

его результата. Читательская и информационная грамотность учащихся входят в структуру функциональной грамотности и имеют большое значение в социализации, профессиональном самоопределении и личностном росте выпускников школ. Формированию способности учащихся понимать, интерпретировать письменные тексты, использовать чтение для достижения своих целей, приобретения и расширения знаний посвящено множество работ педагогов, в которых: рассматриваются проблемы и перспективы формирования и развития читательской грамотности педагогов и школьников [1], анализируются возможности использования технологий смыслового чтения для повышения читательской грамотности учащихся [2], обосновывается необходимость повышения эффективности учебной деятельности по формированию читательской грамотности школьников в процессе работы с информационными текстами в разнообразных структурах [3].

Следует отметить, что в состав метапредметных результатов обучения включен ряд универсальных учебных действий учащихся, связанных с читательской и информационной грамотностью. Например, познавательные УУД, направленные: на применение разнообразных методов для поиска и отбора информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных параметров; на выбор, анализ, систематизацию и интерпретацию информации разнообразных форм и видов представления; на оценивание достоверности информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самим учащимся; на эффективное запоминание и систематизацию учебной информации. В структуре регулятивных УУД также представлены умения, связанные с читательской и информационной грамотностью: по составлению алгоритма решения задачи; по выбору варианта решения учебной задачи с учетом имеющихся данных и собственных возможностей; по составлению плана действий, по корректировке исходного алгоритма с учетом получения новой информации об изучаемом объекте [4].

В связи с вышесказанным представляется необходимым

профессиональная подготовка будущего учителя биологии как для решения задач достижения выдвинутых в ФГОС ООО результатов обучения, так и для развития информационной и читательской грамотности. Так, в структуре рабочей программы дисциплины «Теория и методика обучения биологии» содержатся разделы, отражающие процесс решения названной проблемы. В процессе теоретической подготовки на лекционном занятии, посвященном содержанию биологического образования, рассматриваются функциональные, структурные, содержательные особенности учебной книги по биологии для основной школы. На практическом занятии, посвящённом анализу учебной и учебно-методической литературы, студенты приобретают умения и навыки по использованию информации учебника для достижения разнообразных результатов обучения в предметной, метапредметной и личностной областях. На лекционном и практическом занятиях, связанных с изучением методов обучения биологии, студентам представляется возможность изучить метод работы с учебной книгой, а также приобрести умения по разработке разнообразных учебных заданий, направленных на работу с учебной информацией и формирование разных видов универсальных учебных действий учащихся. Приведем примеры заданий для самостоятельной аудиторной работы студентов, связанных с указанными темами.

Задание 1.

Инструкция. Учебник является основным элементом учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию учебного процесса по биологическому образованию. Учебник биологии отражает основные элементы содержания общеобразовательной программы по предмету и определяет систему работы учащихся при овладении знаниями. Учитель реализует с помощью учебника концепции и стратегические линии обучения, а также идеи государственного образовательного стандарта. Учебник играет роль стратегической и тактической модели и выполняет разнообразные функции: системообразующая, информационная, средств самообразования, функция закрепления и самоконтроля. Рассмотрим основные функции учебной книги:

29

информационная: учебник выступает в роли носителя содержания учебного предмета, представленного текстом и иллюстрационным материалом;

функция руководства: учебник способствует реализации дидактических и методологических идей содержания программы, выступает основой планирования и подготовки учителя к уроку и осуществления процесса обучения;

функция стимулирования: учебник может повысить интерес учащихся к учебному материалу; материал учебника может сформировать умения учащихся по работе с дополнительными источниками научной и популярной информации;

функция упражнений, самоконтроля: учебник содержит инструменты усвоения знаний и умений посредством упражнения, повторения, систематизации; предоставляет варианты для организации контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся;

функция координации: с помощью учебника может быть реализована взаимосвязь с другими элементами учебно-методического комплекса и средствами учебно-методического обеспечения предмета;

воспитательная функция: учебник способствует развитию у учащихся научного мировоззрения, естественнонаучной и экологической культуры, этической и эстетической культуры; в процессе работы с учебным пособием происходит нравственное, трудовое, патриотическое, санитарно-гигиеническое воспитание, а также профессиональная ориентация учащихся.

Задания для самостоятельной аудиторной работы:

1. Проанализируйте один из учебников биологии для основной общеобразовательной школы с точки зрения полноты выполняемых функций, наличия и взаимосвязи структурных элементов, изложенных в инструктивном материале.

2. Напишите краткую рецензию на рассматриваемый учебник.

3. Сформулируйте предложения по совершенствованию качества анализируемого учебника, обоснуйте свои предложения.

4. На примере одной из тем выбранного вами учебника оцените возможность достижения основных образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) на основе содержания, структуры и выполняемых функций учебника. Какие результаты обучения/УУД будут достигнуты в результате изучения выбранной вами темы?

Задание 2.

Инструкция. Среди методов обучения метод работы с учебной книгой играет большую роль. Этот метод может быть использован как в репродуктивном, продуктивном, проблемном так и в поисковом плане.

Возможности использования метода работы с учебной книгой весьма разнообразны:

1. Формулирование ответа на поставленный вопрос с использованием текста учебника в ходе урока.

2. Формулирование ответов на вопросы, предложенные в конце параграфа учебника в процессе домашней работы.

3. Анализ и интерпретация определений, комментирование понятий и формулировок.

4. Анализ фрагмента текста для решения проблемной ситуации, обсуждения учебной ситуации, для оценки правильности или ошибочности суждений.

5. Чтение текста параграфа для выделения главных и второстепенных элементов содержания, для составления плана изложения учебного материала.

6. Комментированное чтение текста учебника, формулирование суждений, обобщений и выводов.

7. Нахождение в тексте информации, представленной ранее в учебном фильме или презентации.

8. Выделение сведений исторического и биографического характера.

9. Анализ рисунков, диаграмм, схем, графиков.

10. Выявление закономерностей на основе работы с графическим материалом и таблицами.

11. Сравнительный анализ на основе изучения схем, таблиц, рисунков.

12. Составление вопросов и заданий для осуществления самоконтроля и взаимоконтроля по тексту параграфа или его отдельных частей.

13. Выполнение практических и лабораторных работ по описанию.

14. Выделение сведений экологического/природоохранного/ нравственного/эстетического характера.

Из представленных вариантов можно построить множество различных комплексов, состоящих из различного числа компонентов.

Задания для самостоятельной аудиторной работы:

1. Познакомьтесь с классификацией методов обучения по Н.М. Верзилину и В.М. Корсунской. К какой группе методов отнесена работа с учебной книгой? Согласны ли вы с такой классификацией? Ответ аргументируйте.

2. Разработайте комплексное учебное задание по работе с учебной книгой, способствующее формированию познавательных УУД. Оцените, какой характер носит разработанное вами задание (репродуктивное, продуктивное, поисковое или проблемное).

3. Разработайте комплексное учебное задание по работе с учебной книгой, способствующее формированию регулятивных УУД. Оцените, какой характер носит разработанное вами задание (репродуктивное, продуктивное, поисковое или проблемное).

В процессе работы над курсовыми и дипломными проектами, в процессе производственной (педагогической) практики студенты совершенствуют свои знания и умения, связанные с формированием читательской и информационной грамотности учащихся в процессе изучения биологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Громова В.И. Читательская грамотность учителя и школьника: проблемы и перспективы. - Наукосфера. - 2022. - № 9-1. - С. 59-62.

2. Хачикян Е.И., Масленникова О.В. Развитие читательской грамотности

современных школьников как педагогическая проблема. - Вестник Калужского университета. - 2020. - № 3 (48). - С. 107-110.

3. Майорова Н.И. Педагогические особенности формирования читательской грамотности школьников в процессе работы с информационными текстами. - Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2019. -№ 2. - С. 87-91.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]: Банк документов Министерства Просвещения Российской Федерации. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/bf0ceabdc94110049a583890956abbfa/?ysclid=lahz iyqczx607783431.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.