УДК 378.147.88
Психолого-педагогические науки
Надежда Анатольевна Антонова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Челябинск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3823-270X Автор, ответственный за переписку: Надежда Анатольевна Антонова,
КОМПЛЕКТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье приводятся примеры различного рода задании составленные автором, входящие в комплект диагностических средств для оценки уровня методической подготовки учителей физики по формированию читательской грамотности обучающихся, которые используются в рамках курсов повышения квалификаций и на методических дисциплинах у студентов бакалавров, магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование» будущих учителей физики. Выделены знания и умения, которыми должны владеть учителя физики при формировании читательских умений.
Ключевые слова: читательская грамотность, обучение физике, учителя физики, методическая подготовка
Благодарности: работа выполнена при поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 14.06.2023 г. № 16-441 по теме «Адаптивная направленность методики обучения дисциплине "Элементарная физика" студентов педагогического вуза»/№ШК-04-2023/1 от 20.04.2023 г.
Nadezhda A. Antonova
South Ural State University of Humanities and Pedagogy,Chelyabinsk, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-3823-270X
Corresponding author: Nadezhda A. Antonova, [email protected]
A SET OF DIAGNOSTIC TOOLS FOR ASSESSING THE LEVEL OF METHODOLOGICAL TRAINING OF PHYSICS TEACHERS ON THE FORMATION OF
STUDENTS' READING LITERACY
Abstract. The article provides examples of various tasks compiled by the author, included in a set of diagnostic tools for assessing the level of methodological training of physics teachers on the formation of students' reading literacy, which are used in the framework of advanced training courses and methodological disciplines for bachelor's and master's students in the field of «Pedagogical Education» future physics teachers. The knowledge and skills that physics teachers should possess when forming reading skills are highlighted.
Keywords: reader's literacy, teaching physics, physics teachers, methodical training
Acknowledgments: the work was carried out with the support of the Shadrinsky State Pedagogical University under the contract for the performance of research works dated 06/14/2023 No. 16-441 on the topic "Adaptive orientation of the methodology of teaching the discipline "Elementary Physics" to students of a pedagogical university"/No.SHK-04-2023/1 dated 04/20/223.
Подготовка к профессиональной деятельности по формированию читательской
155
грамотности школьников начинается у учителей в процессе освоения ими дисциплин методического цикла при обучении в педагогическом вузе, а затем продолжается в рамках самообразования и на курсах повышения квалификации.
Анализ профессионального стандарта педагога, требований ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование», фундаментального ядра образования, ФГОС ООО и ФГОС ОСО, а также публикаций по формированию готовности и способности будущих учителей физики к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на формирование читательской грамотности школьников, показал какими знаниями и умениями они должны владеть:
1. Знать особенности владения обучающимися умением смыслового чтения и формирования читательской грамотности при обучении физике в условиях отсроченного контроля (специфика, цели, требования к содержанию образования, методические приемы).
2. Осуществлять отбор учебного материала, позволяющего обучающимся достигать метапредметные результаты обучения связанные с тем, что ученик «должен осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных без данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)» [6].
3. Подбирать и конструировать задания разного типа к текстам физического содержания, например, «прочитайте текст и вставьте вместо пропусков слова (словосочетания) из предложенного списка...», «прочитайте текст и выполните задания...» и т.д., учитывая требования к сформированности читательской грамотности, предъявляемые в процедурах отсроченного контроля.
4. Формировать у обучающихся умение извлекать информацию из текста, применять ее для объяснения процессов и решения учебно-практических задач, формулировать выводы на основе информации из текста, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию из текста в график или схему и обратно. Понимая, что эти умение лежат в основе смыслового чтения и имеют свои особенности, обусловленные системообразующей функцией операций, лежащие в основе структуры деятельности по работе с тексами физического содержания:- определять темы разделов школьного курса физики, при работе с тексами
физического содержания;
- определять содержание материала из выделенных разделов школьного курса физики, при работе с тексами физического содержания;
- знать особенности методики работы с текстами физического содержания и методики формирования читательской грамотности при организации учебно-познавательной деятельности обучающихся с таким текстам по всем разделам школьного курса физики;
- формировать у обучающихся структуру деятельности по работе с тексами физического содержания по всем разделам школьного курса физики;
- формировать у обучающихся умение самостоятельно работать с тексами физического содержания по всем разделам школьного курса физики;
- определять уровень сформированности читательской грамотности каждого обучающегося в процессе обучения физике.-
5. Формировать у обучающихся универсальные учебные действия, необходимые для формирования читательской грамотности при выполнении заданий к текстам физического содержания [1; 7; 8; 9].
Учитывая знания и умения, которыми должны владеть учителя физики и на основе описанной методике Т.Н. Лебедевой и О.Р. Шефер [5] создания комплекта диагностических средств, мы разработали комплект диагностических средств для оценки уровня методической подготовки учителей физики по формированию читательской грамотности
обучающихся в рамках курсах повышения квалификации «Формирование читательской грамотности при обучении физики» [1;2;3].
В виде входного контроля, промежуточного контроля, итоговой аттестации в форме итогового тестирования и практико-ориентированного задания.
1. Входной контроль. Входная диагностика «Роль и значимость читательской грамотности». Форма анкетирование. Описание, требования к выполнению: задания с кратким ответом. Время 10 минут.
2. Промежуточный контроль. По каждой теме обучающийся самостоятельно выполняет внеаудиторное задание. Задания типологически разнообразны. Примеры заданий:
Пример 1. Подберите подборку вебинаров по теме «Читательская грамотность школьников».
Таблица
_Вебинары по теме «Читательская грамотность школьников»_
№ Название Особенности Ссылка
Пример 2. Опишите структуру и содержания контрольных измерительных материалов, сформированных на базе банка заданий для оценки читательской грамотности https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti Заполните таблицу к варианту проверочной работы
№ задания Вид задания Тип задания Планируемые результаты
Предметные Метапредметные
Пример 3. Сконструируйте 2 текста физического содержания и задания на дополнение текста из предложенного списка по разделу «Механические явления» используя параграфы учебника из УМК по которому Вы работаете. Выделите планируемые результаты обучения, достигаемые обучающимися при выполнении этих заданий.
3. Итоговое тестирование. Итоговое тестирование состоит из 2 частей (100 вопросов). В первой части представлены общие вопросы, по теории читательской грамотности, во второй части частные вопросы из предметной области «Физика». Время итогового тестирования 1 час. Критерии оценивания: правильный ответ оценивается в 1 бал. Максимальное количество баллов 100 баллов. Тест считается успешно пройденным, если не менее 80% правильных ответов. Приведем примеры таких заданий.
1 часть общие вопросы по теории читательской грамотности.
Задание на установление соответствия.
Пример 4. Анализ текстов, с которыми обучающиеся знакомятся на уроках физики, показывает, что их можно поделить на две большие группы: сплошные тексты и не сплошные тексты. Установите соответствие между видом текста и их примерами.
ПРИМЕР ТЕКСТОВ ВИДЫ ТЕКСТОВ
A) Описание (художественное и 1) не сплошные техническое) 2) сплошные Б) Информационные листы (расписания,
каталоги и др.).
B) Объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация)
Г) Таблицы и графики, списки, карты Д) Инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы) Е) Призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.)
Ж) Повествование (рассказ, отчет, репортаж) З) Аргументация (научный комментарий, обоснование)
И) Расписки (билеты, накладные, квитанции)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
А Б В Г Д Е Ж З И
Задание на восстановление последовательности.
Пример 5. Установите правильную последовательность алгоритма выполнения задания на дополнение текста словами из предложенного списка. Впишите ответ в виде последовательности цифр без запятых и пробелов, например, 1234567.
1. Вставить необходимые пропущенные слова и заново прочитать текст, но уже полностью
2. Проанализировать текст: что вам известно, все ли понятно, о каком явлении идет речь и т.д.
3. Внимательно прочитать слова и словосочетания, представленные в задании
4. Внимательно прочитать представленный текст
5. Обратить внимание на рисунок или схему, представленные в задании
6. ВНИМАТЕЛЬНО перенести получившуюся комбинацию цифр в бланк ответа
7. Оценить какие из представленных вариантов наиболее подходят по смыслу к «окнам» в тексте
Ответ:_
Пример 6. Установите правильную последовательность алгоритма работы с текстом физического содержания. Впишите ответ в виде последовательности цифр без запятых и пробелов, например, 123456.
1. Начните читать текст физического содержания по абзацам. После прочтения абзаца, выделите его главную мысль
2. Прочитайте текст физического содержания
3. Прочитайте вопросы, на которые необходимо будет ответить
4. Определите главную мысль текста (о каком физическом явлении, законе, приборе или ученом идет речь в данном тексте)
5. Выполните пункты алгоритма 4-5 до тех пор, пока не ответите на все вопросы к тексту физического содержания
6. Посмотрите вопросы к тексту и определите можно ли ответить на какой-нибудь вопрос после прочтения данного абзаца
Ответ:_
Задание на дополнение текста словами из предложенного списка. Пример 7. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.
Любая задача по физике требует навыков А)_. Процесс решения задачи: Б)
_ из одной формы представления — вербальной (словесной), графической
(схема, чертеж, график, диаграмма и т.д.), аналитической (алгебраические уравнения,
тригонометрические соотношения и т.д.) — в другую; В) _ текста, рисунка,
схемы, графика, диаграммы и перевод в цепочку символов и наоборот; на основе анализа информации Г)_.
Список слов и словосочетаний:
1)анализ
2) смысловое чтение
3) создание физической модели
4) перевод информации
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
А Б В Г
Задание с выбором одного ответа. Пример 8. Читательская грамотность это ...
A) умение читать, анализировать, извлекать необходимую информацию
Б) умение читать, анализировать, оценивать, интерпретировать и обобщать представленной в них информации; извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях
B) умение читать и отвечать на вопросы по прочитанному материалу
Г) умение читать, понимать прочитанное и отвечать на вопросы по прочитанному материалу
Пример 9. Цель программы сохранение лидирующих мест в мировом рейтинге читательских способностей школьников и вхождение в топ-10 достижений школьников PISA. Каким нормативным документом определяется данная программа?
A) Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 государственная программа «Развитие образования» на 2018 2025 гг.
Б) Распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2017 № 1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации»
B) Распоряжение Правительства РФ от 1 июня 2017 № 1155-р «Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации»
Г) Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2020 №1642 государственная программа «Развитие образования» на 2018 2025 гг.
Пример 10. Текст физического содержания это А) описание некоторой ситуации (физического явления (процесса), технического устройства)
на естественнонаучном языке Б) описание некоторой ситуации
В) описание некоторой ситуации (физического явления (процесса) Г) описание некоторой ситуации на естественнонаучном языке Задания с множественным выбором ответа.
Пример 11. Этапы работы с заданиями к тексту физического содержания:
A) Анализ текста
Б) Поиск способа выполнения заданий, предложенных к тексту
B) Осуществление плана
Г) Анализ найденных или сконструированных по материалам текста ответов к заданиям Задание на дополнения (задачи с ограничением на ответы).
Пример 12. В таблице представлена матрица электронной формы учебника (ЭФУ, цифровые образовательные ресурсы). Соотнесите примеры с типом восприятия информации и основным видом коммуникативной деятельности.
Типы восприятия информации/ основные Визуализация Аудирование Кинестетика
виды коммуникативнои
деятельности
Слушание
Говорение
Чтение
Письмо
1) презентации, видеофрагменты
2) аудиоприложение, тексты для прослушивания
3) описание фрагментов картин, фотографий, иллюстраций
4) отработка артикуляции по образцам
5) чтение схем, таблиц, тестов
6) аудиокниги
7) конструирование текстов и заполнение таблиц
8) работа с перфорированными текстами
9) запись прослушанных текстов, краткий пересказ
10) задание на сопоставление фрагментов схем
Задание свободного изложения (свободного конструирования) ответа.
Пример 13. Предложите фрагмент одного из этапа урока (вхождения, изучения, закрепления) по теме «Теплопроводность» иллюстрирующий прием работы с текстом физического содержания и задания к нему. Выделите планируемые результаты освоения материала.
Пример 14. Разработайте задания на дополнение текста словами из предложенного списка на основе текстов из параграфов учебника 8 класса УМК А.В. Перышкина по формированию читательской грамотности на уроках физике.
2 часть вопросов частные вопросы из предметной области «Физика». Формат учебников не предполагает наличия в нем большого количества дополнительных тематических текстов необходимых для успешного формирования читательской грамотности обучающихся. На помощь в достижении данного планируемого результата обучения приходят рабочие тетради на печатной основе, где есть в наличии учебный текст и задания к нему [7; 9]. Но не все учителя их используют в учебном процессе по физике (нехватка времени, не владение методикой применения в учебном процессе
160
тетрадей на печатной основе, отсутствие тетради у части обучающихся).
Выход из создавшейся ситуации мы видим в применении заданий к учебным текстам, модель которых впервые появилась в демонстрационной версии КИМ ОГЭ по физике в 2020 году (задание 4) [2; 3; 4]. Нами были разработаны на основе основных текстов параграфов учебника физики для 7, 8 и 9 классов из УМК А.В. Перышкина учебно-методические пособия «Физика: Задания на дополнение текста словами из предложенного списка» и «Физика: Тексты физического содержания и задания к ним». Приведем примеры таких заданий вошедшие в комплект диагностических средств для оценки уровня методической подготовки учителей физики, по формированию читательской грамотности обучающихся.
Пример 15. Описание физического прибора.
На практике массу тела можно измерить с помощью
А) _. Они бывают различного типа: учебные,
медицинские, электронные и т.д. На рисунке изображены
Б)_. Главной частью является В)_(1). К
ее середине прикреплена стрелка Г)_(2), которая
движется вправо или влево, а к концам подвешены
Д)_(3).
Список слов и словосочетаний:
1) весы
2) электронные весы
3) учебные весы
4) коромысло
5) указатель
6) чашки
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
А Б В Г Д
Пример 16. Исторического содержания.
Английский ученый Исаак Ньютон первым установил закон А)_. Согласно
этому закону, силы притяжения между телами тем больше, чем Б)_массы этих тел.
Силы притяжения между телами уменьшаются, если В)_расстояние между
ними.
Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется Г)_. Она всегда
направлена вертикально вниз.
Список слов и словосочетаний:
1) больше
2) меньше
3) всемирное тяготение
4) уменьшается
5) увеличивается
6) сила тяжести
7)сила трения
8) сила упругости
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
А Б В Г
Пример 17. Жизненная ситуация. Часто бывает необходимо сохранить пищу горячей или холодной. Чтобы помешать телу
охладиться или нагреться, нужно А) _
теплопередачу. При этом нужно сделать так, чтобы энергия не передавалась ни одним видом теплопередачи. В этих целях
используют Б) _ (см. рис.). Он состоит из В)
_ 4 с двойными стенками. Внутренняя
поверхность стенок покрыта блестящим металлическим слоем, а из пространства между стенками сосуда выкачан воздух. Лишенное воздуха пространство между стенками почти не проводит тепло. Металлический слой, отражая,
препятствует передаче энергии Г) _. Чтобы
защитить стекло от повреждений, его помещают в специальный металлический или пластмассовый
Д) _ 3. Сосуд закупоривается Е) _2, а
сверху навинчивается Ж)_1.
Список слов и словосочетаний:
1)увеличить
2) уменьшить
3) излучение
4) термос
5) стеклянный сосуд
6)колпачок
7) футляр
8) пробка
9) жидкость
10)сосуд
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
А Б В Г Д Е Ж
Пример 18. Описание опыта.
_ действие тока
медный
можно наблюдать на опыте, провод, покрытый изоляционным а концы провода
А)
например, для этого
материалом, нужно намотать на железный гвоздь соединить с источником тока (см. рис). Когда цепь замкнута, гвоздь
становится Б) _ (намагничивается) и В) _
небольшие железные предметы: гвоздики, железные стружки,
металлические опилки. С исчезновением тока в обмотке (при размыкании цепи) гвоздь Г)
Список слов и словосочетаний:
1)тепловое
2) магнитное
3) химическое
4) размагничивается
5) магнит
6) притягивает
7)отталкивает
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г
Пример 19. Астрономического содержания.
А)_это та область пространства, в которую не попадает свет от источника. Б)
____ это та область, в которую попадает свет от части источника света.
При движении вокруг Земли Луна может оказаться между Землей и Солнцем наблюдается В)_. Или Земля между Луной и Солнцем Г)
Список слов и словосочетаний:
1) полутень
2) тень
3) солнечное затмение
4) затмение
5) лунное затмение
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
А Б В Г
Выполнение этого задания способствует достижению:
- предметных результатов обучения способности распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений (в данном случае явления конвекции);
- метапредметных результатов обучения овладение умениями строить логическое рассуждение и делать выводы на основе текстовой информации.
Опишем методику создания и выполнения задание на дополнение текста словами из предложенного списка.
Алгоритм конструирования задания на дополнение текста словами
из предложенного списка
1. Из текста физического содержания выберите абзац, содержащий материал, законченный по смыслу.
2. Обратите внимание на наличие рисунков, схем поясняющих информацию выбранного вами абзаца текста.
3. Проанализируйте текст выбранного абзаца с точки зрения описания явления, технического процесса, технического устройства, объектов и т.д., представленных в нем.
4. Определитесь по смыслу, где в материале выбранного вами абзаца можно будет сделать 3 или 4 пропуска слов или словосочетания без искажения информации.
5. Впишите эти слова или словосочетание в список, который вы приведете после
текста.
6. Смоделируйте окончательный вариант задания на дополнение текста словами из предложенного списка и выделите достигаемые при его выполнении планируемые результаты обучения.
Управление процессом формирования умения выполнять задания на дополнение текста словами из предложенного списка базируется на понимании учителем того, какими знаниями, действиями и операциями, обеспечивающими успешное их выполнение должны владеть обучающиеся, а именно:
I. Знания о задании на дополнение текста словами из предложенного списка как объекте управления:
- понятия «задание на дополнение текста словами из предложенного списка»;
- структуру заданий на дополнение текста словами из предложенного списка, представленных как в сборниках по физике, в КИМ ОГЭ и ВПР по физике;
- содержания задачной системы (предмет и требование) задания на дополнение текста словами из предложенного списка;
- содержания решающей системы (методы, способы и средства выполнения) задания на дополнение текста словами из предложенного списка.
II. Действия при выполнении задания на дополнение текста словами из предложенного списка:
- выявить явление или процесс, представленный в тексте;
- вспомнить теорию, лежащею в основе явление или процесс, представленный в
тексте;
- проанализировать список слов и словосочетаний, выбрать наиболее подходящие из них к пропускам под соответствующими буквами (А Б, В, Г и т.д.).
III. Операции и рациональная последовательность их реализации в процессе выполнения задания на дополнение текста словами из предложенного списка:
1) чтение условия (анализ рисунков, графиков, диаграмм) задания на дополнение текста словами из предложенного списка;
2) выделение и анализ явлений, процессов, свойств тел, описанных в задании на дополнение текста словами из предложенного списка;
3) чтение слов или словосочетаний из предложенного к заданию списка;
4) оценка наиболее подходящих по смыслу к «окнам» в тексте слов или словосочетаний из предложенного к заданию списка;
5) постановка пропущенных слов или словосочетаний из предложенного к заданию списка в текст;
6) чтение полностью дополненного словами или словосочетаниями из предложенного
к заданию списка текста;
7) перенос получившуюся в ходе дополнения текста словами из предложенного списка комбинацию цифр в бланк ответа.
Как видно из вышеприведённого описания знания, действия и операции, лежащие в основе читательской грамотности и применяемые обучающимися при выполнении задания на дополнение текста словами из предложенного списка очень объемные и сложные. А значить, сформировать их при редком использовании в учебном процессе заданий на дополнение текста словами из предложенного списка задача не простая.
Выход из создавшегося положения мы видим:
- в знакомстве обучающихся с действиями и операциями, лежащими в основе выполнения заданий на дополнение текста словами из предложенного списка, алгоритмом их конструирования;
- во включении в различные этапы учебных занятий и домашнюю работу задания на дополнение текста словами из предложенного списка.
4. Выходная диагностика «Роль и значимость читательской грамотности». Форма анкетирование. Описание, требования к выполнению: задания с кратким ответом. Время 10 минут.
5. Практико-ориентированное итоговое задание. Разработайте конспект урока, цель которого формирование читательской грамотности у обучающихся основной школы, используя ваш опыт и материалы лекций и практических работ курса «Формирование читательской грамотности при обучении физике».
Выступите с фрагментом разработанного Вами урока (до 10 мин) иллюстрирующий пример методического приема, направленный на формирование читательской грамотности.
Обсуждение проектирования учебного процесса, направленного на формирование читательской грамотности при обучении физике.
Схема анализа результативности методического приема, представленного во фрагменте учебного занятия._
№ Критерии оценивания Баллы
1 Преобразование информации текста физического содержания согласно условию задания
2 Обобщение информации представленной в тексте физического содержания в задании требующего полного ответа
3 Ориентация в жизненных и профессиональных ситуациях представленных в текстовом формате
0 баллов отсутствие данных по критерию оценивания
1 балл данные по критерию оценивания представлены не полностью
2 балла данные по критерию оценивания представлены полностью
«Зачтено» ставится в том случае, если по двум из трех критериев задание выполнено на оценку «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно».
«Не зачтено» если по одному и более критериям задание выполнено на «неудовлетворительно».
Таким образом, комплект диагностических средств для оценки уровня методической подготовки учителей физике по формированию читательской грамотности обучающихся проверяет:
- работу с нормативными документами;
- знание видов текстов физического содержания и различных форм заданий к ним;
- методику организации учебно-познавательной деятельности обучающихся при работе с текстами физического содержания;
- особенности оценивания сформированности читательской грамотности школьников в различных процедурах отсроченного контроля.
В ходе выполнения заданий, будущие учителя познакомятся с информацией, которая размещена в аналитических отчетах международных исследований (PIRLS, PISA, PIAAC) и отечественных ученных по формированию читательской грамотности при обучении физики и сформируют представление об их применении в практике школьного обучения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Антонова Н.А. Организационно-методическая работа с учителями физики по формированию читательской грамотности обучающихся / Н.А. Антонова // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 2 (46). С. 134 141.
2. Антонова Н.А. Формирование читательской грамотности как педагогическая проблема / Н.А. Антонова // Инновации в образовании. 2023. № 2. С. 12-27.
3. Антонова Н.А. Формирование читательской грамотности при обучении физике в рамках подготовки к PISA / Н.А. Антонова // Физика в школе. 2022. № 7. С. 19 27.
4. Демидова М.Ю. Перспективная модель КИМ ОГЭ по физике / М.Ю. Демидова, Е.Е. Камзеева // Педагогические измерения. 2019. № 1. С. 28-36.
5. Лебедева Т.Н. Комплект диагностических средств для оценки уровня сформированности компетенций бакалавров педагогического образования / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер // Инновации в образовании. 2017. № 1. С. 30-46.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011. 342 с. (Стандарты второго поколения).
7. Шефер О.Р. Особенности работы с различными видами текстов физического содержания / О.Р. Шефер, В.В. Шахматова, Е.П. Вихарева.// Физика в школе. 2012. № 2. С. 916.
8. Шефер О.Р. Подходы к психологическому исследованию формирования учебно-профессиональной мотивации высшего образования / О.Р. Шефер, С.В. Крайнева // Психология обучения. 2017. №12. С. 82-94.
9. Шефер О.Р. Тексты физического содержания как средство формирования у учащихся умения работать с научно-популярной информацией / О.Р. Шефер, Е.П. Вихарева: монография. Челябинск: Край Ра, 2015. 148 с.
REFERENCES
1. Antonova N.A. Organizational and methodological work with physics teachers on the formation of students' reading literacy / N.A. Antonova // Vocational education in Russia and abroad. 2022. № 2 (46). pp. 134-141.
2. Antonova N.A. Formation of reader's literacy as a pedagogical problem / N.A. Antonova // Innovations in education. - 2023. No.2. pp. 12-27.
3. Antonova N.A. Formation of reader's literacy in teaching physics in preparation for PISA / N.A. Antonova // Physics at school. 2022. No. 7. pp. 19-27.
4. Demidova M.Y. Perspective model of KIM OGE in physics / M.Y. Demidova, E.E. Kamzeeva // Pedagogical measurements. 2019. No. 1. pp. 28-36.
5. Lebedeva T.N. A set of diagnostic tools for assessing the level of competence formation of bachelors of pedagogical education / T.N. Lebedeva, O.R. Shefer // Innovations in education. 2017. No. 1. pp. 30-46.
6. Approximate basic educational program of an educational institution. Basic school / [comp. E.S. Savinov]. M.: Enlightenment, 2011. 342 p. (Standards of the second generation).
7. Schaefer O.R. Features of working with various types of texts of physical content / O.R. Schaefer, V.V. Shakhmatova, E.P. Vikhareva.// Physics at school. - 2012. No. 2. pp. 9-16.
8. Shefer O.R. Approaches to the psychological study of the formation of educational and professional motivation of higher education / O.R. Shefer, S.V. Kraineva // Psychology of learning. 2017. No. 12. pp. 82-94.
9. Shefer O.R. Texts of physical content as a means of forming students' ability to work with popular science information / O.R. Shefer, E.P. Vikhareva: monograph. Chelyabinsk: Kraj Ra, 2015. 148 p.
Информация об авторах Н.А. Антонова - преподаватель кафедры ФиМОФ.
Information about the authors N.A. Antonova - teacher of the Department of FiMOF.