Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ УЧИТЕЛЕЙ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ СО "СЛОЖНЫМИ" КОНТИНГЕНТАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ УЧИТЕЛЕЙ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ СО "СЛОЖНЫМИ" КОНТИНГЕНТАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1042
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНЫЕ КОНТИНГЕНТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ УЧИТЕЛЕЙ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / КОМАНДНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО / АДРЕСНЫЙ КОНСАЛТИНГ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / DIFFICULT SCHOOLCHILDREN CONTINGENTS / PROFESSIONAL SHORTAGES OF TEACHERS / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / METHODOLOGICAL STRATEGIES / TEAM MENTORING / TARGETED CONSULTING / NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич, Селиванова Елена Анатольевна, Севрюкова Алла Александровна, Буров Константин Сергеевич

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность проблемы связывается с наличием профессиональных дефицитов учителей в сфере обеспечения доступности и качества образования. Затруднения у учителей обнаруживаются в различных видах педагогической деятельности, предполагающих реализацию способов эффективного учебно-педагогического взаимодействия со «сложными» контингентами обучающихся. Результаты констатирующего исследования наглядно демонстрируют наличие подобных профессиональных дефицитов у учителей региональной системы образования. Делается вывод о необходимости адресной поддержки учителей с привлечением ресурсов регионального педагогического сообщества. Ставится цель теоретического обоснования и содержательного описания методических стратегий, направленных на преодоление профессиональных дефицитов учителей, взаимодействующих со «сложными» контингентами обучающихся. Проводится обзор научных исследований, посвященных выявлению особенностей возникновения и внутренней динамики профессиональных дефицитов учителей и способов их преодоления в системе повышения квалификации и внутриорганизационного обучения. Проводится идея о том, что при всем многообразии предлагаемых решений преимуществами обладает применение комплексных методических стратегий, реализуемых с привлечением ресурсов педагогического сообщества. Методология основывается на положении деятельностной теории А. Н. Леонтьева, что позволяет развивать такие стратегии адресной поддержки учителя, которые дают возможность активизировать внутренние мотивы профессионального развития учителя. Описание результатов исследования сфокусировано на характеристике эффективных методических стратегий преодоления профессиональных дефицитов учителей. Содержание командного наставничества, адресного консалтинга, сетевого взаимодействия представляется с позиции методической поддержки учителей в работе со «сложными» контингентами обучающихся. Рассматриваются варианты реализации данных стратегий в рамках проекта поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Научная новизна заключается в описании комплексного применения современных методических стратегий для решения проблемы преодоления профессиональных дефицитов учителей, взаимодействующих со «сложными» контингентами обучающихся. Практическая значимость определяется прикладным характером предлагаемых стратегий и положительными эффектами их реализации. Обсуждаются факторы успешности исполнения реализуемых методических стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясов Динаф Фанильевич, Селиванова Елена Анатольевна, Севрюкова Алла Александровна, Буров Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL STRATEGIES FOR OVERCOMING PROFESSIONAL DEFICIENCIES OF TEACHERS INTERACTING WITH “DIFFICULT” CONTINGENTS OF SCHOOLCHILDREN

The research problem and the rationale for its relevance. The relevance of the problem is connected with the presence of professional shortages of teachers in the field of accessibility and quality of education. Difficulties in teachers are found in various types of pedagogical activities that involve the implementation of methods for effective educational and pedagogical interaction with “difficult” schoolchildren. The results of this research clearly demonstrate that teachers in the regional education system have similar professional shortages. The conclusion is that there is a need for targeted support for teachers using the resources of the regional pedagogical community. The goal of research is to provide a theoretical basis and a substantial description of methodological strategies aimed at overcoming professional shortages of teachers interacting with “difficult” schoolchildren. The review of scientific researches devoted to revealing of features of occurrence and internal dynamics of professional deficits of teachers and ways of their overcoming in the system of professional development and intraorganizational training is conducted. The idea is carried out that, despite the diversity of the proposed solutions, the application of comprehensive methodological strategies, implemented with the involvement of the resources of the teaching community, has advantages. The methodology is based on the position of A. N. Leontiev's activity theory, which makes it possible to develop strategies of targeted support for teachers, which allow to activate internal motives for professional development of teachers. Description of the research results focuses on the characteristics of effective methodological strategies to overcome professional shortages of teachers. The content of team mentoring, targeted consulting, and networking is presented from the perspective of methodological support to teachers in working with “difficult” schoolchildren. Options are explored for implementing these strategies in a project to support schools with low learning outcomes and those that operate in adverse social conditions. The scientific novelty consists in the description of complex application of modern methodological strategies to solve the problem of overcoming professional shortages of teachers interacting with “difficult” contingents of schoolchildren. Practical importance is determined by the applied nature of the proposed strategies and their positive effects. The factors of success in implementing the methodological strategies are discussed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ УЧИТЕЛЕЙ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ СО "СЛОЖНЫМИ" КОНТИНГЕНТАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Научные сообщения

УДК 371.12+371.213

Методические стратегии преодоления

профессиональных дефицитов учителей, взаимодействующих со «сложными» контингентами обучающихся

Д. Ф. Ильясов

https://orcid.org/0000-0003-0905-7081 [email protected]

Е. А. Селиванова

https://orcid.org/0000-0001-7326-3950 [email protected]

А. А. Севрюкова

https://orcid.org/0000-0001 -6142-1675 [email protected]

К. С. Буров

https://orcid.org/0000-0003-1625-5414 [email protected]

Methodological strategies for overcoming professional deficiencies of teachers interacting with "difficult" contingents of schoolchildren

D. Е Пyasov

E. A. Selivanova

A. A. Sevrukova

К S. Burov

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность проблемы связывается с наличием профессиональных дефицитов учителей в сфере обеспечения доступности и качества образования. Затруднения у учителей обнаруживаются в различных видах педагогической деятельности, предполагающих реализацию способов эффективного учебно-педагогического взаимодействия со «сложными» контингентами обучающихся. Резуль-

таты констатирующего исследования наглядно демонстрируют наличие подобных профессиональных дефицитов у учителей региональной системы образования.

Делается вывод о необходимости адресной поддержки учителей с привлечением ресурсов регионального педагогического сообщества. Ставится цель теоретического обоснования и содержательного описания методических стратегий, направленных на преодоление профессиональных дефицитов учителей, взаимо-

действующих со «сложными» контингентами обучающихся.

Проводится обзор научных исследований, посвященных выявлению особенностей возникновения и внутренней динамики профессиональных дефицитов учителей и способов их преодоления в системе повышения квалификации и внутриорганизационного обучения. Проводится идея о том, что при всем многообразии предлагаемых решений преимуществами обладает применение комплексных методических стратегий, реализуемых с привлечением ресурсов педагогического сообщества.

Методология основывается на положении деятельностной теории А. Н. Леонтьева, что позволяет развивать такие стратегии адресной поддержки учителя, которые дают возможность активизировать внутренние мотивы профессионального развития учителя.

Описание результатов исследования сфокусировано на характеристике эффективных методических стратегий преодоления профессиональных дефицитов учителей. Содержание командного наставничества, адресного консалтинга, сетевого взаимодействия представляется с позиции методической поддержки учителей в работе со «сложными» контин-гентами обучающихся. Рассматриваются варианты реализации данных стратегий в рамках проекта поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Научная новизна заключается в описании комплексного применения современных методических стратегий для решения проблемы преодоления профессиональных дефицитов учителей, взаимодействующих со «сложными» контингентами обучающихся. Практическая значимость определяется прикладным характером предлагаемых стратегий и положительными эффектами их реализации. Обсуждаются факторы успешности исполнения реализуемых методических стратегий.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The relevance of the problem is connected with the presence of professional shortages of teachers in the field of accessibility and quality of education. Difficulties in teachers are found in various types of pedagogical activities that involve the implementation of methods for effective educa-

tional and pedagogical interaction with "difficult" schoolchildren. The results of this research clearly demonstrate that teachers in the regional education system have similar professional shortages. The conclusion is that there is a need for targeted support for teachers using the resources of the regional pedagogical community. The goal of research is to provide a theoretical basis and a substantial description of methodological strategies aimed at overcoming professional shortages of teachers interacting with "difficult" schoolchildren.

The review of scientific researches devoted to revealing of features of occurrence and internal dynamics of professional deficits of teachers and ways of their overcoming in the system of professional development and intraorganizational training is conducted. The idea is carried out that, despite the diversity of the proposed solutions, the application of comprehensive methodological strategies, implemented with the involvement of the resources of the teaching community, has advantages.

The methodology is based on the position of A. N. Leontiev's activity theory, which makes it possible to develop strategies of targeted support for teachers, which allow to activate internal motives for professional development of teachers.

Description of the research results focuses on the characteristics of effective methodological strategies to overcome professional shortages of teachers. The content of team mentoring, targeted consulting, and networking is presented from the perspective of methodological support to teachers in working with "difficult" schoolchildren. Options are explored for implementing these strategies in a project to support schools with low learning outcomes and those that operate in adverse social conditions.

The scientific novelty consists in the description of complex application of modern methodological strategies to solve the problem of overcoming professional shortages of teachers interacting with "difficult" contingents of schoolchildren. Practical importance is determined by the applied nature of the proposed strategies and their positive effects. The factors of success in implementing the methodological strategies are discussed.

Ключевые слова: сложные контингенты обучающихся, профессиональные дефициты учителей, дополнительное профессиональное

образование, методические стратегии, командное наставничество, адресный консалтинг, сетевое взаимодействие.

Keywords: difficult schoolchildren contingents, professional shortages of teachers, additional professional education, methodological strategies, team mentoring, targeted consulting, networking.

Введение

Идеи обеспечения доступности и качества образования, декларируемые в мировом сообществе, повлекли за собой системные изменения в национальных образовательных системах. В частности, активизировались процессы стандартизации, разработки процедур независимой оценки качества образования. Реализация этих процессов в российском образовании высветила ряд существенных проблем, требующих особого внимания, научного осмысления, разработки практико-ориентированных стратегий их решения.

Так, для многих российских регионов характерно наличие неблагоприятных в социальном отношении условий: низкий уровень трудовой занятости населения, удаленность школ и организаций дополнительного образования от места проживания, труднодоступность услуг интернет-провайдеров и т. д. Эти условия оказывают негативное влияние на взрослых людей, которые, в свою очередь, демонстрируют асоциальные модели поведения: невысокий уровень притязаний, систематическое употребление алкоголя, пассивное отношение к состоянию здоровья и т. д. Существует целый ряд научных исследований, обнаруживающих влияние выше указанных обстоятельств на снижение уровня образованности и проявление поведенческих нарушений у детей, которые воспитываются в семьях, находящихся в сложных социальных условиях. Как показывает практика, именно эти дети составляют «сложные» контингенты обучающихся.

Вместе с тем принципы государственной политики в сфере образования, указывают на необходимость предоставления доступных и качественных образовательных услуг всем детям, в том числе низкомотивированным, испытывающим социальные затруднения, имеющим ограниченные возможности здоровья. В частности, в профессиональном стандарте педагога присутствует описание трудовых действий,

обязывающих педагога уметь учитывать образовательные потребности «сложных» контин-гентов детей.

Подобные трудовые действия, по признанию самих учителей, образуют основу ряда наиболее актуальных профессиональных дефицитов, проявляющихся в повседневной профессиональной деятельности. В их числе, например, поиск форм и методов результативного учебно-педагогического взаимодействия с обучающимися из семей мигрантов, низкомотивированных к обучению детей, имеющих интернет-зависимость.

Можно утверждать, что у учителей современных школ возникают новые профессиональные дефициты, которые требуют обновления знаний и освоения эффективных педагогических технологий. Это подтверждается результатами проведенного констатирующего исследования в рамках проекта поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Исследование проводилось в виде анализа результатов работы фокус-групп, состоящих из административных и педагогических работников 20 общеобразовательных организаций Челябинской области. В рамках данного исследования школьные команды анализировали профессиональные дефициты учителей своих образовательных организаций в данной сфере. Анализ результатов работы фокус-групп показал, что 45% респондентов согласились с тем фактом, что качество образования напрямую зависит от умения учителя работать с профессиональными дефицитами. Наличие профессиональных дефицитов в сфере освоенности образовательных технологий взаимодействия со «сложными» контингентами обучающихся признали 65% респондентов. Более 25% команд - участников исследования выразили интерес к освоению технологий мотивации обучающихся, конструктивных способов взаимодействия с детьми с ОВЗ.

Существование таких профессиональных дефицитов порождает проблему поиска форм адресной помощи широкому кругу педагогов: учителям, преподающим разные предметы, специалистам служб сопровождения, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, тьюторам и т. д. Такая помощь предполагает не только развитие управленче-

ских механизмов взаимодействия с ведомственными структурами. Стоит продемонстрировать, что существует большой спектр средств, которые можно успешно применять в методической работе и педагогической деятельности для решения учебных и воспитательных задач. Также важно способствовать преодолению ригидности педагогов по отношению к преодолению профессиональных дефицитов и проявлению инициативы в педагогической деятельности. В этом плане стоит рассмотреть возможность привлечения ресурсов педагогического сообщества, применения технологий неформального обмена знаниями, командной работы. Возникает проблема проектирования методических стратегий поддержки педагогов и проектирования форм повышения квалификации в межкурсовой период. Соответственно, целью статьи является теоретическое обоснование и содержательное описание методических стратегий, направленных на преодоление профессиональных дефицитов учителей, взаимодействующих со «сложными» контин-гентами обучающихся. В статье обоснованы научные и методологические предпосылки разработки этих стратегий, охарактеризованы действенные формы методической поддержи педагогов, представлены к обсуждению факторы их успешной реализации.

Обзор литературы

Известно, что рамки педагогической профессии характеризуются устойчивостью, приверженностью традициям. С одной стороны, это придает системе образования стабильность, гарантию надежности.

С другой стороны, все согласны с тем, что учителю необходимо постоянно меняться, работать над совершенствованием своего профессионализма для того, чтобы лучше обучать всех детей (в том числе тех, кого принято называть «сложными»), быть мобильным, осуществлять необходимые инновации для обеспечения качества образования.

При организации процесса учительского роста важно учитывать реальные затруднения педагога, его профессиональные дефициты, появляющиеся по разным причинам (неумение найти подход к «трудным» детям, использование устаревших форм работы на уроке, отсутствие мотивации на достижение успеха каждым учеником и др.).

В зарубежной и отечественной науке в последние годы появились исследования о различных аспектах профессиональных дефицитов. Ученые, педагоги-практики развернули дискуссию по поводу сущностных характеристик, диагностики, структуры и способов их устранения. Вполне очевидно, что затруднения зависят от профессионального поля специалиста. Авторов статьей интересуют дефициты учителей, которым приходится отвечать на вызовы времени, обучая в одном классе детей с высокой и низкой мотивацией, детей-инфонов, детей с девиациями поведения, склонных к правонарушениям и другие «сложные» контин-генты.

В основе профессиональных дефицитов находятся осознанные или неосознанные недостатки в профессиональной компетентности, которые существенно ограничивают профессиональные действия, препятствуют качественному выполнению трудовых функций [1].

Анализ научных трудов позволил прийти к выводу о том, что все профессиональные недостатки учителей можно разделить на две большие группы.

Первая группа включает дефициты, которые связанны с теорией и методикой. Педагоги не всегда могут:

- учитывать новые знания в предметной области;

- соединить теорию с практикой;

- формировать опыт;

- отбирать и использовать эффективные современные технологии (методы, средства) достижения результатов [2; 3].

Дефициты второй группы лежат в сфере психологии [4]. Педагоги недооценивают значение психологического компонента в своей профессиональной деятельности. При этом они:

- испытывают дефицит знаний в области общей и возрастной психологии, психологии развития [4, 5];

- испытывают затруднения в установлении индивидуальных особенностей школьников и выстраивании индивидуализированного учебного процесса, адресной работы [5; 6];

- не умеют «найти ключ» к низкомотивированным обучающимся [7];

- демонстрируют неготовность выстраивать взаимодействие со специалистами служб сопровождения [5];

- не владеют алгоритмами разрешения неординарных ситуаций [8];

- не понимают, как формировать толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде [9].

Что касается учителей, взаимодействующих со «сложными» контингентами обучающихся, то у них обнаруживается наличие дефицитов как первой, так и второй групп. Однако при разработке способов учительского роста основной акцент будет сделан на психолого-педагогическую компетентность, так как именно от ее сформированности зависит успешность создания мотивирующей среды обучения и воспитания всех контингентов школьников.

В контексте нашей работы ценной является идея обращения к внешним ресурсам. Речь идет, прежде всего, о потенциале модернизирующейся системы дополнительного профессионального образования, специалисты которой актуализируют у педагогов установки на позитивные изменения в профессиональной деятельности [10]. Авторами доказано, что использование в системе повышения квалификации целого комплекса мер (проектов, мастер -классов, творческих мастерских, наставничества, коучинга) повлияет на обогащение знани-евого компонента, эмоциональной сферы учителя, отточит его практические умения. В обучении полезной будет организация неформального делового общения в совместной деятельности, обмена опытом [3].

Развивая идею привлечения внешних возможностей для преодоления квалификационных дефицитов, авторы предлагают созвучное, но весьма оригинальное решение проблемы, доказывающее целесообразность создания ка-стомизированных программ на базе университетов - федеральных инновационных площадок. Такие ориентированные на заказчиков программы позволят работать на будущее: развивать креативность, инновационное мышление, межличностный и внутриличностный виды интеллекта. Важными результатами повышения квалификации будут осознание смысла профессиональной деятельности, переориентация мотивов педагогов с узко предметных знаний на созидающее образование, активную педагогику [11].

Еще один действенный способ нивелирования профессиональных дефицитов связывают с

разворачиванием муниципальных ресурсных центров развития профессионализма учителей. Так, имеется интересный опыт проектирования индивидуальной траектории профессионального развития педагога в Центре наставнической деятельности и работы с начинающими учителями в г. Балашихе [12].

Особую значимость для нашего исследования приобретает идея активизации внутриорга-низационного обучения педагогов для восполнения недостатков в профессиональных компетенциях. Данная идея встречается довольно часто в работах российских авторов. Изучение новой литературы, знакомство с законодательными и нормативно-правовыми актами в области образования в рамках обучающих мероприятий в школе может препятствовать закреплению профессиональных пробелов [2]. Предлагается организация рефлексивной деятельности учителей по согласованию позиций в отношении «сложных» учеников, детей из семей мигрантов [9].

Несомненным достоинством внутриоргани-зационного обучения является то, что оно сосредоточено на внутреннем ракурсе:

- анализируются уроки конкретных учителей;

- принимаются программы развития каждого педагога, перспективное планирование, выстраивание профессиональной карьеры;

- проводятся командные дискуссии, мозговые штурмы и мозговые атаки, мастер-классы, тренинги, ориентированные на овладение методами взаимодействия с реальными участниками образовательных отношений;

- изменения быстро обнаруживаются в практике [6; 8].

Проблема профессиональных дефицитов учителей, взаимодействующих со «сложными» контингентами обучающихся, остается острой. В образовательном пространстве Российской Федерации реализуются проекты, нацеленные на оказание системной поддержки учительскому корпусу в стремлении к профессиональному росту.

Проектируются и внедряются модели обучения школьных команд, модели сетевого взаимодействия школ-лидеров и школ, показывающих низкую результативность, тьюторская поддержка испытывающих затруднения учителей, персонифицированные программы повы-

шения квалификации педагогических работников, стажировки, оперативная методическая помощь со стороны муниципальных служб [7]. Предлагаются системные семинары (в очной или дистанционной формах) [13], горячие линии, вебинары, совещания, веб-форумы [7; 14].

Авторами принимается во внимание позиция, утверждающая значимость психологического настроя самого учителя на положительные изменения, наличие у него установок на совершенствование значимых профессионально-личностных качеств, среди которых эмоциональная сфера, лидерские качества, способствующих конструктивному взаимодействию с «трудными» учениками» [15].

Изучение научных трудов позволило прийти к выводу о многогранности профессиональных дефицитов, их сложном характере. В силу этого обстоятельства деятельность по преодолению профессиональных затруднений учителя представлена авторами широкой палитрой. Для исследования имеют значение следующие положения:

- формирование социально-психологических установок на построение конструктивного взаимодействия со всеми обучающимися;

- оказание содействия учителям в совершенствовании их психолого-педагогической компетентности;

- проведение комплексных мер для активизации внутренних ресурсов в преодолении профессиональных дефицитов;

- групповой характер мероприятий.

Рассмотренный опыт ученых по теме исследования показал их несомненную значимость. Вместе с тем при всем многообразии предлагаемых решений, на наш взгляд, без внимания остается использование новых методических стратегий, обеспечивающих развитие интегральных характеристик личности учителя.

Методология (материалы и методы)

Методологией исследования выступает положение деятельностной теории А. Н. Леонтьева «сдвиг мотива на цель» [16]. Данный процесс представляет собой изменение отношения к определенной деятельности, которая на первоначальном этапе кажется незначимой и, соответственно, неинтересной. В процессе выполнения деятельности постепенно происходит ее осознание и осмысление. В результате она

наполняется новым смыслами и становится ценной для индивида, интересной и целенаправленной.

Как правило, руководящие и педагогические работники общеобразовательных организаций с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, первоначально характеризуются индифферентным и даже отрицательным отношением к необходимости повышения своей квалификации. Особенно это проявляется в части освоения психолого-педагогических знаний, необходимых для работы со «сложными» кон-тингентами обучающихся. Это связано с разными причинами: с занятостью педагогов, ригидностью по отношению к процессу обучения и освоению межпредметных знаний.

Постепенно изучая новую информацию и практические приемы, способствующие повышению качества преподавания, учителя понимают их значимость в улучшении собственной педагогической работы. Далее, применяя освоенные стратегии и обнаруживая их действенность, они становятся более мотивированными на овладение новыми психолого-педагогическими и правовыми знаниями, влияющими на повышение качества преподавания в условиях неблагоприятного социального контекста.

Результаты и их описание

Для того чтобы способствовать преодолению профессиональных дефицитов учителей в работе со «сложными» контингентами обучающихся, предлагается использовать методические стратегии повышения качества преподавания. Наиболее эффективными, использующими ресурсы педагогического сообщества и мотивирующими учителей на саморазвитие признается использование следующих стратегий: командное наставничество, адресный консалтинг и сетевое взаимодействие.

Командное наставничество рассматривается как эффективная форма сотрудничества между педагогами, имеющими успешные решения в своей педагогической практике, отличающимися высокой мотивацией к профессиональному развитию и имиджевыми характеристиками, и учителями, имеющими разного рода профессиональные дефициты, снижающие качество преподавания. В реализации данной методической стратегии задействуется потенциал

так называемых школ-лидеров, которые выступают в роли наставников педагогов школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях. Команда школы-лидера выстраивает партнерские отношения с несколькими школами, нуждающимися в поддержке, и оказывает им консультационную помощь, а также демонстрирует свои успешные решения в реальной педагогической практике в области преподавания различных дисциплин. Школы-лидеры представляют образовательные организации, отличающиеся высоким качеством преподавания и высокими образовательными результатами учащихся. Кроме того, в этих школах активно осуществляется инновационная деятельность на уровне реализации региональных и федеральных инновационных проектов. Командное наставничество осуществляется в соответствии с принципами равенства, командности, комплексности и целенаправленности.

Значительным потенциалом обладают такие формы командного наставничества, как тью-торское сопровождение, проектная сессия, наставничество «под ситуацию» и виртуальное консультирование. Тьюторское сопровождение заключается в курировании учителей по различным аспектам, связанным с преподаванием. Тьютор выступает в роли супервизора, наблюдая за деятельностью учителей с теми или иными профессиональными дефицитами, оценивает и дает необходимые рекомендации. Тьютором может выступать не только учитель, но и педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, который анализирует воспитательную и развивающую работу, осуществляемую учителем на уроке. Тем самым оценивается готовность учителей действовать в соответствии с положениями профессионального стандарта педагога и умение реализовы-вать идеи позитивной педагогики, предполагающей установку учителя на конструктивное взаимодействие с каждым, даже с самым «сложным» учащимся.

Проектная сессия предполагает совместную работу педагогических работников школ-лидеров и учителей школ, нуждающихся в поддержке, по разработке и реализации проектов, в перспективе обеспечивающих повышение качества образования. Уместны мини-проекты, которые могут использоваться непосредствен-

но в преподавательской деятельности учителя, а также макропроекты, способствующие формированию психофизической безопасности учащихся, внедрению современных образовательных технологий (здоровьесберегающих, исследовательских и пр.).

Ситуационное наставничество предполагает оказание поддержки учителям при возникновении проблемной ситуации, связанной с нарушением дисциплины учащимися, конфликтами с родителями школьников, сложностями при организации взаимодействия классного руководителя с межведомственными структурами. Несомненно, что такие ситуации отвлекают учителя от учебного процесса и снижают в значительной степени качество преподавания. Более того, затянувшиеся нерешенные ситуации приводят к ухудшению психологического климата в организации и профессиональному выгоранию учителя. Находясь в ситуации стресса, учитель не может сосредоточиться и качественно донести до обучающихся информацию по своей дисциплине. Поэтому наставники могут содействовать учителям, взаимодействующим со «сложными» контингентами обучающихся, в поиске стратегий выхода из туннеля педагогических проблем.

Виртуальное консультирование осуществляется при дистанционном взаимодействии наставников и наставляемых. Это позволяет избежать лишних временных затрат, связанных с территориальным передвижением, а также получает востребованность в условиях удаленности территорий, дистанционного формата работы специалистов. Консультации осуществляются онлайн (с использованием разных цифровых платформ и программ и мессенджеры) и офлайн (через электронную почту, социальные сети и т. п.).

Итак, первой методической стратегией повышения качества преподавания учителей, испытывающих профессиональные дефициты во взаимодействии со «сложными» контингентами обучающихся, выступает командное наставничество.

Оно реализуется на принципах командной поддержки и предполагает вариативность форм, способствующих повышению качества педагогической деятельности учителей в соответствии с положениями профессионального стандарта педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адресный консалтинг рассматривается в качестве второй методической стратегии, направленной на улучшение качества преподавания учителей. Он предполагает консультирование руководящих и педагогических работников, испытывающих профессиональные дефициты во взаимодействии со «сложными» континген-тами обучающихся. Основная задача такого консалтинга заключается в формировании установки у учителей на установление конструктивного взаимодействия со всеми обучающимися. Предметом консультации выступают вопросы, связанные с правовыми аспектами осуществления образовательной деятельности, психолого-педагогическими основами обучения и методическими знаниями в педагогической практике. Консультации осуществляют квалифицированные специалисты, владеющие не только практическими основами, но и глубокими научными знаниями в данной области. Как правило, консультации носят групповой характер для обеспечения максимального охвата учителей, имеющих сходные профессиональные дефициты. Однако предусматривается и индивидуальная работа, исходя из принципа адресности.

Функционал консультантов представляет выстраивание сотрудничества как с отдельными специалистами, так и с целыми коллективами школ, оказание консультативной помощи, совместное решение проблем, существующих у учителей, и содействие им в принятии мер, необходимых для улучшения сложных ситуаций. Групповые консультации осуществляются на основе разработанных программ адресного консалтинга, в которых аккумулированы апробированные управленческие и педагогические идеи по повышению качества преподавания с учетом наличия в школах «сложных» контин-гентов обучающихся. Основными принципами адресного консалтинга являются: превентив-ность, адресность, научно-прикладная обоснованность, краткосрочность, коллективная ответственность, экономичность, опора на внутренние ресурсы, интеграции различных форм обучения и развитие у учителей мотивов профессионального роста.

Формы реализации адресного консалтинга отличаются высокой степенью вариативности: вебинары, семинары, очные и онлайн-консультации. В отличие от командного

наставничества, которое осуществляют учителя школ-лидеров, адресный консалтинг реализуют специалисты из сферы высшей школы и дополнительного профессионального образования педагогов, представители МВД России и других ведомственных структур. Тем самым у учителей формируется панорамное представление о возможностях различных образовательных, воспитательных и развивающих технологий. Кроме того, повышается осведомленность о значимости превентивной работы при взаимодействии со «сложным» контингентами обучающихся, которую можно выстраивать не только во внеурочной деятельности, но и в процессе преподавания различных дисциплин. Среди методов, которые применяются в обучении педагогов, приоритет отдается интерактивным, а именно дискуссиям, мозговому штурму, мастер-классам, тренинговым формам работы.

Содержание программ предполагает темы, связанные с применением образовательных технологий, направленных на повышение качества преподавания (кинопедагогика, библиотерапия, тексты новой природы) и интерактивных методов работы (кейс-метод, мозговой штурм, деловая игра) в преподавании учебных дисциплин. Кроме того, акцент делается на освоение психологических знаний, необходимых учителю для выстраивания конструктивной коммуникации с различными возрастными категориями школьников, развития учебной мотивации у низкомотивированных и слабоуспевающих обучающихся, приобщения к ценностям (семьи, здорового образа жизни, патриотизма) детей, склонных к девиантному и делинквентному поведению. Также в программу адресного консалтинга включены вопросы по взаимодействию на уроке с эмоционально возбудимыми обучающимися, в том числе имеющими нарушения в психическом развитии. Речь идет об эффективном осуществлении преподавания детям с задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аути-стического спектра и пр. Учителя также могут осваивать в рамках адресного консалтинга стратегии интеграции детей мигрантов в школьную среду, методы взаимодействия с родителями обучающихся, которые характеризуются низким уровнем родительской ответственности. Вполне очевидно, что качество образовательных результатов обеспечивается

совместными усилиями педагогов и родителей обучающихся, которые мотивируют школьников на успешную учебу. Родители же ведущие асоциальный образ жизни, либо имеющие проблемы с трудовой занятостью или отличающиеся маргинальностью, зачастую не задают образцы успешной учебной деятельности у детей. Поэтому учителю важно освоить и основные направления, связанные с повышением уровня родительской ответственности, либо минимизировать данные негативные явления интересным учебным процессом, способным увлечь ребенка и направить его асоциальную активность в продуктивную учебную деятельность.

Таким образом, адресный консалтинг рассматривается как методическая стратегия, направленная на повышение качества преподавания учителей, имеющих правовые, методические, психолого-педагогические дефициты во взаимодействии со «сложными» контингентами обучающихся. Адресный консалтинг предполагает оперативное реагирование на потребности учителей и расширение их межпредметных знаний, способствующих качественному осуществлению педагогической работы.

Третьей методической стратегией, которая рассматривается как значимая для повышения качества преподавания учителей, испытывающих профессиональные дефициты во взаимодействии со «сложными» контингентами обучающихся, является сетевое взаимодействие. Учитываются современные тренды в образовании (цифровизация, индивидуализация, интеграция), предлагается методическая поддержка учителям в цифровом пространстве. Речь идет о методических объединениях, созданных целенаправленно для устранения профессиональных дефицитов учителей, взаимодействующих со «сложными» контингентами обучающихся. Укажем три таких методических объединения: «Технология формирования гибких компетенций», «Низкомотивированные, слабоуспевающие обучающиеся», «Взаимодействие со «сложным» контингентом». В данных методических объединениях оперативно и ежедневно размещается информация, ознакомление с которой будет ориентировать учителя на освоение способов разрешения проблем в сфере повышения качества образования. Данные методические объединения размещены в социальной сети «ВКонтакте» и предполагают возмож-

ности обсуждения существующих образовательных трендов, обмен знаниями между учителями, а также между учителями и представителями науки и педагогической практики.

Задачей таких сетевых методических объединений является информационная и научно -методическая поддержка учителей, испытывающих сложности при организации образовательного процесса с низкомотивированными и слабоуспевающими школьниками. Также в таких объединениях осуществляется информирование педагогов о новых достижениях науки по сопровождению обучающихся, имеющих отклонения в развитии и серьезные нарушения в поведении, в том числе вступающих в конфликт с законом. Освоение данной информации учителями будет способствовать обеспечению равных возможностей детей, в том числе и «сложных» контингентов, на получение качественного общего образования.

Причем целевая установка, которая дается педагогам, заключается не в пассивном участии в таких методических объединениях, а в проявлении собственной субъектной позиции по вопросам повышения качества преподавания. Учителя могут не только высказывать свое отношение к представленным решениям, но и предлагать собственные идеи, делиться знаниями, позволяющими им решать острые вопросы в осуществлении преподавательской деятельности. При этом модераторы сообществ выступают рецензентами, благодаря чему обеспечивается размещение качественной информации. Этот подход имеет существенное отличие от различных форумов, действующих в рамках других виртуальных профессиональных сообществ педагогических работников, на которых учителя могут разместить информацию, не всегда являющуюся качественной (в аспекте валидности, надежности, актуальности, адресности).

Данные сообщества представляют собой открытую группу, то есть в ней могут состоять не только педагогические работники из школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, но и другие педагоги. Таким образом, осуществляется интеграция педагогических знаний и развивается профессиональная коммуникация. Данное сетевое взаимодействие позволяет учителям не только устранить опре-

деленные профессиональные дефициты, но и продвигаться дальше в своем профессиональном развитии, то есть выходить на новые уровни профессионального мастерства. Это способствует повышению имиджевой характеристики школы и росту авторитета учителя в глазах учеников и их родителей.

Внимание в таком сетевом взаимодействии уделяется культуре профессионального общения учителей в условиях цифровой коммуникации. К сожалению, сегодня все чаще можно услышать о различных конфликтах, которые возникают в связи с недопониманием или некорректными высказываниями учителей при общении с родителями обучающихся в чатах. Поэтому развитие культуры педагогического общения выступает параллельной задачей при устранении профессиональных дефицитов учителей. Кроме того, учитывая свое взаимодействие со «сложным» контингентами обучающихся, которое также в последнее время переходит в форматы виртуальной коммуникации, учителя могут освоить и в дальнейшем предложить сами образцы повышения культуры общения в цифровой среде. Резюмируя особенности третьей методической стратегии повышения качества преподавания учителей, испытывающих профессиональные дефициты во взаимодействии со «сложными контингентами обучающихся», а именно сетевое взаимодействие, отметим ее своевременность в условиях цифровизации образования. Сетевое взаимодействие позволяет оперативно осуществлять обмен знаниями между учителями и имеет си-нергетический эффект в решении сложных вопросов преподавания различных дисциплин различным категориям школьников. Итак, для устранения профессиональных дефицитов учителей во взаимодействии со «сложными» кон-тингентами обучающихся», предложены методические стратегии повышения качества преподавания: командное наставничество, адресный консалтинг и сетевое взаимодействие. Эти стратегии реализуются в 2020 году в условиях проекта повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Обсуждение

Согласно нашему исследованию, для преодоления профессиональных дефицитов учите-

лей, обучающих разные контингенты детей, среди которых имеются демотивированные школьники, предлагаются разработанные многокомпонентные методические стратегии. Успешность их реализации зависит от нескольких факторов.

Добровольное участие педагога в проекте. Известно, что из-под палки, по принуждению совершенствование профессионализма не может осуществляться. Учитель будет осваивать приемы, техники, но внутреннее сопротивление помешает ему перейти на новый уровень взаимодействия с детьми. Поэтому, приступая к воплощению спроектированных стратегий, важно на первом этапе уделить особое внимание мотивации учителей, постараться выявить не только их дефициты, но и потребности, интересы, внутренние ресурсы, суметь договориться с каждым.

Индивидуализация процесса учительского роста. Это означает, что применение в практике одинаковых методов, форм поддержки для всех не может привести к одинаковым результатам. Таким образом, наполнение методической стратегии происходит персонально для каждого участника проекта. При выборе методической стратегии, которая будет использована, учитываются характер темы обучения, доступные ресурсы, возраст, уровень профессионализма и стиль обучения учителя, а также собственный стиль консультанта.

Разнообразие компонентов стратегии. Часто процесс обучения так же важен, как и то, что изучается. Овладение технологией командного наставничества, всеми видами адресного консалтинга, рефлексией, обмен размышлениями, профессиональное обсуждение злободневных проблем в методических объединениях, -все это откроет для педагогов новые возможности обогащения уроков. Несомненно, уроки будут более успешными, если учитель использует широкий спектр освоенных современных методов, способов, техник обучения, способных увлечь детей.

Наличие информационного сопровождения. Учителя часто чувствуют себя одинокими и очень занятыми. Вот почему в качестве поддержки важно создать репозиторий обучающих стратегий, материалов, которые педагоги могут использовать, если даже в силу каких-то обстоятельств они пропустили сессию или консуль-

тацию. Имея в своем распоряжении банк интересных фильмов, описание эффективного метода, они смогут постоянно контролировать класс и вносить коррективы в сложный процесс обучения.

Установление в коллективе духа взаимопомощи и поддержки. Солидарность поддержит учителей в проявлении усилий по достижению цели, поможет в нахождении оптимальных педагогических решений в процессе коммуникации с «трудными» учениками. Командная деятельность воодушевит педагога на успех, покажет пример способов когнитивной стимуляции, что найдет свое отражение во взаимодействии с современными школьниками.

Определение временных рамок реализации методических стратегий. Устанавливается оптимальный срок (один год) для «перезагрузки» учителей. Процесс восхождения к вершине профессионализма проходит весьма интенсивно при активном участии самого учителя. Освоенное немедленно внедряется в практику.

Заключение. Повышение качества образования связывается с обновлением применяемых учителями форм, методов, средств, приемов, содержательных аспектов педагогической деятельности.

Рост социальной напряженности приводит к увеличению числа так называемых «сложных» контингентов обучающихся, которые показывают низкие образовательные результаты и демонстрируют склонность к различным девиациям в поведении. Однако учителю важно уметь работать с различными категориями школьников, так как каждый ребенок имеет право и равные шансы на качественное образование.

Вместе с тем учителя обнаруживают разного рода дефициты при взаимодействии и выстраивании образовательного процесса с такими школьниками. На это указывают результаты эмпирического исследования и проведенный научно-теоретический обзор. Поэтому актуальность приобретает поиск новых методических стратегий преодоления профессиональных дефицитов учителей, взаимодействующих со «сложными» контингентами обучающихся. В качестве решения назревших проблем обоснованы три такие стратегии, которые представляют собой формы поддержки учителей из школ с низкими результатами обучения и школ,

функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Первая стратегия определяется как «командное наставничество» и заключается в выстраивании эффективного взаимодействия между учителями школ-лидеров и школ, нуждающихся в поддержке.

Вторая стратегия представляет адресный консалтинг, включающий в себя научно-практическое сопровождение учителей в аспекте освоения новых образовательных технологий и способов коммуникации со «сложными» контингентами обучающихся и их родителями. Третья методическая стратегия заключается в сетевом взаимодействии между учителями школ-лидеров; школ, требующих поддержку, и научных работников системы образования на основе виртуальной коммуникации.

Разработанный комплекс методических стратегий обогащает арсенал эффективных средств восполнения профессиональных дефицитов учителей, взаимодействующих со «сложными» контингентами обучающихся.

Он успешно апробирован в образовательном пространстве Челябинской области в рамках проекта поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Результаты исследования дают возможность рекомендовать командное наставничество, адресный консалтинг, сетевое взаимодействие в качестве ориентировочных стратегий для освоения новы форм повышении квалификации учителей, таких как центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов.

Библиографический список:

1. Потёмкина, Т. В. Проблемы выявления профессиональных дефицитов учителей при проектировании программ повышения качества образования / Т. В. Потёмкина. - Текст : непосредственный // Источник. - 2018. - № 1 - С. 6-9.

2. Егорова, Е. В. Профессиональные дефициты и личностно-профессиональное развитие учителей в сфере формирования исследовательской деятельности учащихся / Е. В. Егорова, О. А. Степанчук. - Текст : непосредственный // Учебный год. - 2019. - № 3 (56). -С.44-46.

3. Смирнова, С. В. Модель организации дополнительного профессионального образова-

ния, направленная на преодоление профессиональных дефицитов педагогов / С. В. Смирнова, А. К. Киселева. - Текст : непосредственный // Сборник материалов Всероссийской конференции по анализу хода внедрения национальной системы учительского роста. -Москва : ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. -С.265-269.

4. Шайденко, Н. А. Подходы к оценке дефицитов профессиональных компетенций молодых учителей / Н. А. Шайденко. - Текст : непосредственный // Образование личности. -2019. - № 3-4.- С. 12-18.

5. Идиатуллин, А. В. Развивающая деятельность в основной и средней школе: профессиональные дефициты педагогов / А. В. Идиатул-лин, А. Ю. Некрасов. - Текст : непосредственный // Образование и наука в современных реалиях : сборник материалов X Международной научно-практической конференции. - Чебоксары : ООО ЦНС «Интерактив плюс», 2019. -С.33-35.

6. Бершадская, Е. А. Повышение квалификации учителей школ на основе концепции профессиональных обучающихся сообществ / Е. А. Бершадская, М. Е. Бершадский. - Текст : непосредственный // Материалы VI Всероссийской научно-методической интернет-конференции «Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании» (7-8 декабря 2017 года). -Москва : ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. -С.185-197.

7. Потемкина, Т. В. Обобщение опыта реализации региональных программ поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных условиях / Т. В. Потемкина, И. А. Мишина, Л. П. Зе-ленова, А. М. Кац. - Текст : непосредственный // Материалы VI Всероссийской научно-методической интернет-конференции «Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании» (7-8 декабря 2017 года). - Москва : ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. - С. 130-139.

8. Созонтова, О. В. Результаты исследования мотивации педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях / О. В. Созонтова, Е. А. Хадакова. - Текст : непосредственный //

Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. -

2017.- № 4. - С. 80-84.

9. Сухова, А. В. Поликультурная образовательная среда: истоки профессиональных дефицитов педагога / А. В. Сухова. - Текст : непосредственный // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. -

2018.- № 6. - С. 1144-1149.

10. Барабас, А. А. Модернизация содержания дополнительного профессионального образования педагогов: региональный опыт сопровождения преодоления профессиональных дефицитов / А. А. Барабас. - Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Аспекты результативности региональной политики в сфере оценки качества образования : сборник материалов III межрегиональной научно-практической конференции. - Челябинск : РЦОКИО. - 2018. - С. 18-21.

11. Уразбахтин, Р. Н. Федеральная инновационная площадка «разработка и внедрение методики проектирования кастомизированных дополнительных профессиональных программ на основе прогнозирования квалификационных дефицитов» / Р. Н. Уразбахтин. - Текст : непосредственный // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : материалы 24-й Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург : РГППУ, 2019. - С. 400-402.

12. Бородина, Е. П. От профессиональных дефицитов в деятельности педагога к современным образовательным технологиям и результатам / Е. П. Бородина, А. Л. Бородин. -Текст : непосредственный // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2018. -№ 2.- С. 387-392.

13. Давыденко, А. А. Оценка профессиональных затруднений и образовательных запросов как основа методического сопровождения деятельности педагогических коллективов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях / А. А. Давы-денко, М. И. Губанова. - Текст : непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Т. 2. - № 2 (49). - С. 76-84.

14. Курносова, С. А. Анализ опыта сетевого взаимодействия в решении задач повышения

качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в сложных социальных условиях / С. А. Курносова, Н. Н. Шевелева. - Текст : непосредственный // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2017. - Т. 5. - № 5. - С. 12-22.

15. Bénédicte Gendron. Les compétences émotionnelles comme compétences professionnelles de l'enseignant: La figure de leadership en pédagogie. Questions de pédagogies dans l'enseignement supérieur, Jun 2008, BREST, France. ffhalshs-00271331f.

16. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - Москва : Политиздат, 1977. - 304 с. - Текст : непосредственный.

References:

1. Potemkina T. V. Problems of identifying professional shortages of teachers in the design of programs to improve the quality of education [Problemy vyyavleniya professional'nyh deficitov uchitelej pri proektirovanii programm povysheniya kachestva obrazovaniya], Source, 2018, No. 1, pp. 6-9.

2. Egorova E. V., Stepanchuk O. A. Professional deficits and personal and professional development of teachers in the formation of research activities of students [Professional'nye deficity i lichnostno-professional'noe razvitie uchitelej v sfere formirovaniya issledovatel'skoj deyatel'nosti uchashchihsya], Academic year, 2019, No. 3 (56), pp.44-46.

3. Smirnova S. V., Kiseleva A. K. Model of organization of additional professional education aimed at overcoming professional shortages of teachers [Model' organizacii dopolnitel'nogo pro-fessional'nogo obrazovaniya, napravlennaya na preodolenie professional'nyh deficitov pedagogov], Collection of materials of the Russian conference on the analysis of the implementation of the national system of teacher growth, Moscow, 2017, pp.265-269.

4. Shaydenko N. A. Approaches to evaluating deficiencies of professional competence of young teachers [Podhody k ocenke deficitov professional'nyh kompetencij molodyh uchitelej], Personal Education, 2019, No. 3-4, pp. 12-18.

5. Idiatullin A. V., Nekrasov A. Yu. Development activities in the basic and secondary school: professional shortages of teachers [azvivayush-chaya deyatel'nost' v osnovnoj i srednej shkole: professional'nye deficity pedagogov], Education

and science in the modern realities. Proceedings of the X International Scientific and Practical Conference, Cheboksary, 2019, pp. 33-35.

6. Bershadskaya E. A., Bershadskiy M. E. Improving the qualifications of school teachers based on the concept of professional learning communities [Povyshenie kvalifikacii uchitelej shkol na os-nove koncepcii professional'nyh obuchayush-chihsya soobshchestv], Materials of the VI Russian scientific and methodological Internet conference "Improving the qualifications of pedagogical staff in changing education" (December 7-8, 2017), Moscow, 2017, pp. 185-197.

7. Potemkina T. V., Mishina I. A., Zelenova L. P., Kats A. M. Generalization of the experience of implementing regional programs to support schools with low learning outcomes and schools operating in unfavorable conditions [Obob-shchenie opyta realizacii regional'nyh programm podderzhki shkol s nizkimi rezul'tatami obucheni-ya i shkol, funkcioniruyushchih v neblagopri-yatnyh usloviyah], Materials of the VI Russian scientific and methodological Internet conference "Professional development of teaching staff in changing education" (December 7-8, 2017), Moscow, 2017, pp. 130-139.

8. Sozontova O. V., Khadakova E. A. Results of a study of the motivation of teachers in schools with low learning outcomes and schools operating in unfavorable social conditions [Rezul'taty issle-dovaniya motivacii pedagogicheskih rabotnikov v shkolah s nizkimi rezul'tatami obucheniya i shko-lah, funkcioniruyushchih v neblagopriyatnyh so-cial'nyh usloviyah], Bulletin Tula educational space, 2017, No. 4, pp. 80-84.

9. Sukhova A. V. Multicultural educational environment: the origins of professional deficits in a teacher [Polikul'turnaya obrazovatel'naya sreda: istoki professional'nyh deficitov pedagog], Dynamics of linguistic and cultural processes in modern Russia, 2018, No. 6, pp. 1144-1149.

10. Barabas A. A. Modernization of the content of additional professional education for teachers: regional experience in supporting overcoming professional deficits [Modernizaciya soderzhaniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagogov: regional'nyj opyt soprovozhdeniya preodoleniya professional'nyh deficitov], Problems and prospects for the development of education quality assessment systems. Aspects of the effectiveness of regional policy in the field of education

quality assessment. Collection of materials of the III interregional scientific-practical conference. Chelyabinsk: Regional center for assessing the quality and informatization of education, 2018, pp. 18-21.

11. Urazbakhtin R. N. Federal innovation platform "development and implementation of a methodology for designing customized additional professional programs based on predicting qualification deficits" [Federal'naya innovacionnaya ploshchadka "razrabotka i vnedrenie metodiki proektirovaniya kastomizirovannyh dopolnitel'nyh professional'nyh programm na osnove prognoziro-vaniya kvalifikacionnyh deficitov"], Innovations in vocational and vocational pedagogical education. Proceedings of the 24th International Scientific and Practical Conference, Yekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University, 2019, pp. 400-402.

12. Borodina E. P., Borodin A. L. From professional deficits in the activities of a teacher to modern educational technologies and results [Ot pro-fessional'nyh deficitov v deyatel'nosti pedagoga k sovremennym obrazovatel'nym tekhnologiyam i rezul'tatam], Proceedings of scientific papers and materials of scientific and practical conferences, 2018, No. 2, pp. 387-392.

13. Davydenko A. A., Gubanova M. I. Assessment of professional difficulties and educational

needs as the basis for methodological support of the activities of teaching staff of schools operating in unfavorable social conditions [Ocenka profes-sional'nyh zatrudnenij i obrazovatel'nyh zaprosov kak osnova metodicheskogo soprovozhdeniya deyatel'nosti pedagogicheskih kollektivov shkol, funkcioniruyushchih v neblagopriyatnyh social'nyh usloviyah], Domestic and foreign pedagogy, 2018, Vol. 2, No. 2 (49), pp.76-84.

14. Kurnosova S. A., Sheveleva N. N. Analysis of the experience of network interaction in solving the problems of improving the quality of education in schools with low learning outcomes and schools operating in difficult social conditions [Analiz opyta setevogo vzaimodejstviya v reshenii zadach povysheniya kachestva obrazovaniya v shkolah s nizkimi rezul'tatami obucheniya i shkolah, funkcioniruyushchih v slozhnyh social'nyh usloviyah], Standards and monitoring in education, 2017, Vol. 5, No. 5, pp. 12-22.

15. Bénédicte Gendron. Les compétences émotionnelles comme compétences professionnelles de l'enseignant: La figure de leadership en pédagogie. Questions de pédagogies dans l'enseignement supérieur, Jun 2008, BREST, France. ffhalshs-00271331f.

16. Leontiev A. N. Activity. Consciousness. Personalit [Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'], Moscow, 1977. 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.