Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булаева Марина Николаевна, Филатова Ольга Николаевна, Канатьев Павел Вадимович

В данном исследовании произведен анализ цифровых платформ, которые можно применять в учебном процессе образовательных организаций. Разработанные методические рекомендации построены на принципах интеграции профессионального образования и возможны к применению как среднего так и высшего профессионального образования. Применение в профессиональном образовании цифровых платформ является необходимым условием для улучшения качества образования и как следствие подготовку востребованных специалистов, готовых реализовывать свой потенциал в будущем цифровом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булаева Марина Николаевна, Филатова Ольга Николаевна, Канатьев Павел Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS FOR THE APPLICATION OF DIGITAL PLATFORMS IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

This study analyzes digital platforms that can be used in the educational process of educational organizations. The developed methodological recommendations are based on the principles of integration of vocational education and are possible for the use of both secondary and higher vocational education. The use of digital platforms in vocational education is a prerequisite for improving the quality of education and, as a result, training in-demand specialists who are ready to realize their potential in the future digital space.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Филатова Ольга Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Канатьев Павел Вадимович

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. В данном исследовании произведен анализ цифровых платформ, которые можно применять в учебном процессе образовательных организаций. Разработанные методические рекомендации построены на принципах интеграции профессионального образования и возможны к применению как среднего так и высшего профессионального образования. Применение в профессиональном образовании цифровых платформ является необходимым условием для улучшения качества образования и как следствие подготовку востребованных специалистов, готовых реализовывать свой потенциал в будущем цифровом пространстве.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровые платформы, профессиональное образование, учебные процесс.

Annotation. This study analyzes digital platforms that can be used in the educational process of educational organizations. The developed methodological recommendations are based on the principles of integration of vocational education and are possible for the use of both secondary and higher vocational education. The use of digital platforms in vocational education is a prerequisite for improving the quality of education and, as a result, training in-demand specialists who are ready to realize their potential in the future digital space.

Key words: digital technologies, digital platforms, vocational education, learning process.

Введение. В настоящее время наш мир все больше и больше погружается в цифровой формат. Все больше новых гаджетов входит в нашу повседневную жизнь: планшеты, айпады, смартфоны, смарт-часы, 3-D реальность, макбуки стали обыденным явлением. В образовательных учреждениях также изменяется формат обучения, стандартные лекции меняются показом фильмов, конференциями, онлайн-лекциями и другими видами занятий. Показ презентаций, видеороликов, аудиоприложений - это уже не новинка. Цифровые технологии становятся неотъемлемой частью образования 21 века [1, 2, 7].

Современные цифровые технологии обучения это:

^ Инструментальный набор для оптимального доведения информационных данных до студентов.

^ Набор инструментов, позволяющий создавать различные учебные материалы.

^ Инструментарий, оптимизирующий методы преподавательской работы.

Изложение основного материала статьи. В проведенном исследовании, среди преподавателей, была разработана следующая подборка дидактического материала к занятиям по различным предметам из цифрового пространства, которую можно применять при обучении в различных образовательных учреждениях [4, 6, 8].

LMS - электронные учебные системы. Самыми популярными LMS: Google Classroom, Canvas, Moodle, iSpring Suite. -веб-приложения для создания сайтов онлайн-обучения. Они представляют собой платформы и сервисы для сопровождения педагогической деятельности.

Платформы для некоммерческого использования.

• Google Classroom (http://classroom.google.com). Популярная, бесплатная платформа с русским интерфейсом, подходит именно для образовательных организаций и педагогов, где доступно представлены теоретические и практические материалы но пользователям обязательно нужно иметь аккаунт Google.

• Moodle и MoodleCloud это известная платформа для управления обучением с открытым исходным кодом. Представлено множество учебных элементов, визуализированный просмотр выполнения заданий, возможность тестирования, отлично подходит для создания курсов. Имеет обратную связь и возможность индивидуализировать учебный процесс.

• Online Test Pad - доступный сервис для организации и проведения различного тестирования, на сегодняшний день OnlineTestPad является полностью сформированной площадкой для создания и реализации собственных онлайн-курсов. Этому способствуют комплексные разно уровневые задания и ряд дополнительных инструментов.

Udemy - позволяет создавать и проводить как открытые так и закрытые видео-курс, где преподаватель управляет процессом записи студентов на курсы. Для индивидуальных пользователей платформа бесплатная, но для образовательных и других организаций - платная. Имеются дополнительные инструменты - тесты, возможность публиковать дополнительные материалы, дискуссии для обратной связи.

iSpring Online LMS - система дистанционного обучения с целью создания корпоративного онлайн-портала для обучения сотрудников и партнеров. В данной системе доступны следующие возможности: редактор курсов, управление группами, тестирование, доступна для компьютеров, Android и iOS. Минусом данной платформы является платная подписка после 14 дней использования.

Видеосервисы. Около 85% преподавателей среднего и высшего образования показывают во время занятия ролики на YouTube, или любых других доступных платформах. Самыми распространёнными платформами для показа обучающих видео можно считать: YouTube, Netflix, BBC TV, «Амедиатека».

В целях расширения кругозора и увеличения заинтересованности обучающихся можно рекомендовать к просмотру следующие YouTube-каналы по множеству предметов:

1. CrashCourse. На канале много полезных занятий по следующим учебным дисциплинам: математика, физика, информатика, астрономия, история, биология, литература, химия и др. Студенты по желанию могут учить социологию, мифологию, философию, экономику, анатомию и физиологию, экологию, психологию. 15-минутые занятия в виде видеороликов популярны у молодого поколения, но все на английском языке и не везде есть субтитры с переводом.

2. TutorOnline. На данном канале представлены видео по математике, биологии, истории, химии, физике, русскому, французскому и английскому языкам. Преподаватели творчески подходят к проведению занятий, читают рэп и применяют другие нестандартные подходы.

3. Адукар. На данном канале есть видео-уроки по основным дисциплинам, которые ориентированы на подготовку к единому централизованному тестированию. Сложные темы преподаватели объясняют заинтересованно подробно и интересно.

4. Aleksandra LearnBiology. Этот YouTube-канал - своеобразный видеоконспект занятий по биологии и химии. В роликах достаточно информационного материала, фото, картинок и схем. Преподаватель делает общеразвивающие ролики: «Познавательные топы», «Интересные факты». Канал Aleksandra LearnBiology будет полезен абитуриентам и студентам первых курсов.

YouTube-каналы для изучения иностранных языков:

5. Полиглот 16 с Петровым. Преподаватель Дмитрий Петров предлагает освоить иностранные языки. И каждый -за 16 уроков, причём уровень владения языком не важен.

6. Skyeng: В этой онлайн-школе английский учат на примерах из кино, музыки, газет и видеоинтервью. Разбирают цитаты из популярных фильмов, песен, учат английский по игре DotA и др.

Научно-популярные и общеразвивающие YouTube-каналы:

7. ПостНаука. На этом популярном YouTube-канале о науке повествуют известные учёные. Понятные и несложные лекции, интервью и статьи о фундаментальной науке и ученых - основное содержание видеороликов.

8. Роман Мельниченко.

В 2010 году Роман создал свой образовательный видеоканал на платформе Ютуб. На этом канале он легко и доступно рассказывает о праве и других полезных для образования вещах. Данный канал помогает студентам-юристам перед сессией и просто для понимания сложного материала. В своей педагогической деятельности автор использует огромный спектр инновационных подходов, начиная с вовлечения студентов в ежедневное образование при помощи социальной сети ВКонтакте и заканчивая использованием особых образовательных форм, (проведение занятий с живой и дистанционной аудиторией). Так, в 2020 году Мельниченко стал использовать новый формат проведения занятий - образовательный стрим, формат которого набирает огромную популярность среди молодого поколения.

Автор на своем канале ссылается также и на других преподавателей, которые вступили в цифровую передачу своих знаний:

9. Вилла Папирусов. Это образовательный канал Дальневосточного федерального университета. Здесь вы найдете лекции педагогов Дальневосточного федерального университета и приглашенных экспертов.

10. Дистанционные занятия МФТИ. С 2020 Московский физико-технический институт перешел на дистанционную форму, для этого активно используются следующие ресурсы: система LMS и канал Дистанционные занятия МФТИ на Youtube. На LMS и на Youtube канале можно найти трансляции и запись занятий, множество лекций по педагогике и другим гуманитарным наукам.

События 2020 года инициировали перемещение процесса обучения из учебных аудиторий в домашние условия, что выявило актуальность применения в образовательном процессе цифровых видео-конференц-ресурсов. Наибольшую популярность за 2020-2021 год набралиZOOM.US и Discord, однако первое начинает заменять TeamSpeak.

11. ZOOM.US - облачная платформа для проведения онлайн видеоконференций и видео вебинаров в формате высокой четкости. Zoom предлагает коммуникационное программное обеспечение, которое объединяет видеоконференции, онлайн-встречи, чат и мобильную совместную работу.

12. Skype - программное обеспечение для связи с другими пользователями. С помощью Skype пользователи могут совершать индивидуальные и групповые голосовые и бесплатные видеозвонки, а также отправлять мгновенные сообщения и файлы другим пользователям Skype.

Использовать Skype можно на любом удобном устройстве: на мобильном телефоне, компьютере или планшете.

13. Discord - бесплатный мессенджер с поддержкой видеоконференций, предназначенный для использования в различных областях, наиболее популярен у геймеров и обучающихся. Разработчиком выступает компания Hammer & Chisel.

14. TeamSpeak - компьютерная программа, предназначенная для голосового и видео общения в сети Интернет посредством технологии VoIP, которая отличается практически неограниченным количеством абонентов, разговаривающих одновременно. TeamSpeak 3 - последняя версия программы для ОС: Windows, Linux и MacOS, в которой улучшено качество звука, добавлены: новые кодеки, возможность отправки файлов и новое оформление программы. Также после выхода линейки TeamSpeak 3.x доступны версии для мобильных устройств, работающих под управлением ОС Android и iOS.

Социальные медиа - ВКонтакте, Twitter, Facebook, Telegram, и другие социальные медиа позволяют общаться с обучающимися и родителями в менее формальной атмосфере.

Более правильным считаем разделить данные социальные медиа на подгруппы:

• Социальные мессенджеры: Viber, WhatsUp, Telegram.

• Социальные сети: ВКонтакте, Twitter, Facebook, Одноклассники, Instagram, Tik Tok.

Также хотелось выделить набиравшую популярность среди подростков и молодежи социальную сеть Tik Tok, в которой все больше стало обучающего контента. Самой популярной обучающей социальной сетью, безусловно можно считать Instagram, так как большинство блогеров выпускают свои продукты в виде обучающих курсов или гайдов.

Вот небольшой список популярных инстаграм-каналов содержащие образовательные контенты:

• @evansiplaw. Андреа Эванс, адвокат по интеллектуальной собственности из Чикаго. Автор книги "All about Inventing", она часто публикует свои фотографии с клиентами-изобретателями и их продуктами.

• @mama_pravo - интересный блог Анастасии Поповой, которая предоставляет материалы по семейному праву с упором на пособия семьям, права и обязанности родителей, декретные выплаты.

• @onlinekadrovik - познавательный блог, в котором представлена самая актуальная информация о трудовом праве. На данный блог рекомендовано опираться при составлении трудовых договоров и также рекомендовать его обучающимся при самостоятельном составлении проектов трудовых договоров.

• рекомендуемыми блогами по праву являются: @yurist_uslugi_ip и @ milekhina_lawyer - блоги содержат материалы судебной практики на разные правовые темы от семейного до арбитражного права, а также есть полезные советы «Как правильно дать взаймы».

• @obraz.uspeha - блог о педагогике и воспитании детей. Будет полезен как родителям, так и преподавателям.

А также в процессе обучения можно использовать облачные сервисы, такие как: Google Диск; облако Mail.Ru; Yandex Диск и т.д.

Выводы. В проведенном исследовании описывается лишь небольшое количество цифровых платформ, которые рекомендуется применять в учебном процессе образовательных учреждений. В современном цифровом мире нужно

постоянно отслеживать появление новых образовательных ресурсов, применять, корректировать и подстраивать под определенные дидактические цели и задачи. Применение в профессиональном образовании цифровых платформ является необходимым условием для улучшения качества образования и как следствие подготовку востребованных специалистов, готовых реализовывать свой потенциал в будущем цифровом пространстве.

Литература:

1. Гущин, А.В. Особенности реализации информационной стратегии высшей образовательной организации / А.В. Гущин, О.И. Ваганова, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2021. - № 3 (57). - С. 47-51.

2. Малушко, Е.Ю. Система электронного образования как инструмент повышения конкурентоспособности специалиста в условиях цифровой экономики / Е.Ю. Малушко, В.Г. Лизунков // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т.8. - №2.

3. Петров, Ю.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

4. Сибагатуллина, А.Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т.9. - №4.

5. Солодова, П.А. Цифровой сертификат как средство повышения квалификации в современном обществе / П.А. Солодова, П.Н. Чеснокова, О.Н. Филатова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №71(3). -С. 206-208.

6. Филатова, О.Н. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве / О.Н. Филатова, Г.А. Грибина, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). -С. 245-248.

7. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, А.В. Гущин, Н.А Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202.

8. Филатова, О.Н. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / О.Н. Филатова, Е.В. Лукина, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72(2). - С. 287-289.

9. Филатова, О.Н. Интеграция традиционных и цифровых технологий в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, Д.В. Пьянзина // Горизонты образования. - 2021. - С. 199-201.

10. Petrov, Y.N. Change of the Level of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Load / Yury N. Petrov, Alexey Y. Petrov, Nina S. Petrova, Nadezhda V. Syrova, and Olga N. Filatova // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. - Т.129. - С. 925-932.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Гарифуллина Альмира Маратовна

Институт психологии и образования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

ФАКТОРЫ МЕНТОРИНГА И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Менторинг является самостоятельной научной областью. Последние несколько десятилетий научные основы менторинга применяют не только в бизнес-индустрии, но и в структурах образовательных организаций. Менторинг представляет собой особый управленческий потенциал, с техниками и методами по взаимодействию, способствующими прогрессу и положительным преобразованиям в организации. Руководитель дошкольной образовательной организации в условиях глобализации просто не может придерживаться авторитарного стиля управления, который был популярен длительное время. Менторинг направлен на преобразование стиля управления дошкольной образовательной организацией. Методом исследования послужил критический анализ зарубежной литературы по теме западного, в том числе Американского менторинга с 1990 гг. прошлого столетия и по наши дни. Нами применялся подход критического мышления и метод экспертного мнения, при помощи которых нами были исследованы регионы Поволжья (Чувашская, Марийская области) и регион Предуралья (республика Башкортостан). Менторинг является аттрактивным способом управления образовательной организацией, его методология позволит многим руководителям освоить структуру эффективного управления образовательной организацией, с применением таких техник как: шедоуинг, коучинг, баддинг, эдвайзинг. Представления о наставничестве обобщаются с менторингом. Нашей задачей было выделить менторинг в отдельное направление, которое демонстрирует субъектную позицию наставника (где руководитель единолично «наставляет» подопечного) и объективную позицию ментора (где менти-педагогу предлагаются варианты и способы, к принятию самостоятельного решения). В статье нами рассмотрены последние исследования в области менторинга: наиболее «продвинутые» подходы; методы, способы и техники воплощения научных основ в практику дошкольной образовательной организации. Руководители дошкольных образовательных организаций отмечают, что применение менторинга позволяет рассматривать взаимодействие в контексте «делай, как ты можешь, но способов решения у тебя - множество». Более уверенно проходит процесс делегирования обязанностей между менти-педагогами, что безусловно ведет к преобразовыванию управленческого потенциала. Научные основы менторинга адаптируются под глобализацию образовательного пространства, вносят новые компоненты в структуру взаимоотношений руководителей и подчиненных. Коэффициенты интеллекта и эмоциональности позволяют учитывать индивидуальные особенности менторов и менти в образовательной организации.

Ключевые слова: менторинг, ментор, коэффициенты интеллекта, эмоциональный интеллект, менти-педагог.

Annotation. Mentoring is an independent scientific area. Over the past few decades, the scientific foundations of mentoring have been used not only in the business industry, but also in the structures of educational organizations. Mentoring is a special managerial capacity, with techniques and methods of interaction that contribute to the progress and positive changes in the organization. The head of a preschool educational organization in the context of globalization simply cannot adhere to the authoritarian management style that has been popular for a long time. Mentoring is aimed at transforming the management style of a preschool educational organization. The research method was a critical analysis of foreign literature on the topic of Western, including American mentoring since the 1990s. last century to the present day. We used the approach of critical thinking and the method of expert opinion, with the help of which we studied the regions of the Volga region (Chuvash, Mari regions) and the Cis-Ural region (Republic of Bashkortostan). Mentoring is an attractive way to manage an educational organization, its methodology will allow many leaders to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.