Научная статья на тему 'Применение информационных технологий при обучении английскому языку'

Применение информационных технологий при обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЙП / ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ВЕБ-ПРИЛОЖЕНИЯ / SKYPE / TEACHING VIA THE INTERNET / INFORMATION TECHNOLOGIES / ONLINE EDUCATION / LEARNING ENGLISH / EXTENDED EDUCATION / ADULT EDUCATION / WEB TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Вдовина Анастасия Сергеевна

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий в интерактивном обучении английскому языку. Рассматривается онлайн-обучение как вид интерактивного обучения. Описаны особенности данных видов обучения, обозначены требования к технической стороне организации процесса онлайн-обучения, выбрана возрастная группа, к которой наиболее применим данный вид обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING ENGLISH

The article reflects the problem of the use of information technologies in interactive teaching of English. Online education is considered as a type of interactive teaching. The peculiarities of this type of education is described in detail, the requirements for the technical aspect of the online education process are defined, the age group of potential learners is determined.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий при обучении английскому языку»

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Мосина Маргарита Александровна

д-р пед. наук, профессор кафедры методики Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: margarita_67@inbox.ru

Вдовина Анастасия Сергеевна

студентка гр. Zm-723 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: vdonastya@yandex.ru

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING ENGLISH

Margarita Mosina, Doctor of Pedagogy Professor, Methods of Teaching Department, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: margarita_67@inbox.ru

Anastasia Vdovina

Student of the Faculty of Foreign Languages, group Zm-723 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: vdonastya@yandex.ru

Аннотация: статья посвящена проблеме использования информационных технологий в интерактивном обучении английскому языку. Рассматривается онлайн-обучение как вид интерактивного обучения. Описаны особенности данных видов обучения, обозначены требования к технической стороне организации процесса онлайн-обучения, выбрана возрастная группа, к которой наиболее применим данный вид обучения.

Ключевые слова: скайп, обучение через Интернет, информационные технологии, онлайн обучение, изучение английского языка, дополнительное образование, обучение взрослых, веб-приложения.

Abstract: the article reflects the problem of the use of information technologies in interactive teaching of English. Online education is considered as a type of interactive teaching. The peculiarities of this type of education is described in detail, the requirements for the technical aspect of the online education process are defined, the age group of potential learners is determined.

Keywords: Skype, teaching via the Internet, information technologies, online education, learning English, extended education, adult education, web tools.

В настоящее время в рамках изменения системы образования активно осуществляется внедрение информационно-компьютерных и скайп-технологий в образовательный процесс. Применение скайп-технологий, в частности, в процессе обучения иностранным языкам, является незаменимым ресурсом для повышения качества образования и формирования коммуникативных навыков обучающихся.

© Мосина М.А., Вдовина А.С., 2018

В данной работе рассматривается проблема использования информационных технологий в интерактивном обучении взрослых английскому языку.

«Интерактивное обучение» представляет собой «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся» и во взаимодействии студентов и преподавателя [3, с. 8].

Использование интерактивных методов обучения начиналось с обычных наглядных пособий, плакатов, карт, моделей и т.д. Сегодня современные технологии интерактивного обучения включают новейшее оборудование:

• интерактивные доски;

• планшеты;

• компьютерные тренажеры;

• виртуальные модели;

• плазменные панели;

• проекторы;

• ноутбуки и т.д.

Также современные информационные технологии являются ведущим средством в дистанционном обучении, поскольку данный вид обучения возможен только при наличии Интернет-соединения и компьютера. Взаимодействие обучаемых и преподавателя в системе дистанционного обучения предполагает обмен учебным материалом, сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов через компьютерные сети.

Существует еще один формат в сфере дистанционного обучения, который стал его логическим продолжением с развитием интернета и цифровых технологий, - это онлайн-обучение. Онлайн-обучение - это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету. Самое главное отличие онлайн-обучения от дистанционного обучения в том, что, учащийся общается и консультируется с преподавателем в прямом эфире, выполняет задания «здесь и сейчас» [6].

Для того, чтобы преподавать и обучаться в режиме онлайн, необходимо позаботиться о технической стороне процесса обучения, без которой будет неосуществим данный формат обучения.

Ресурсы, необходимые для онлайн-преподавания:

- Компьютер с камерой и микрофоном. Чтобы улучшить качество аудио связи (исключить помехи и посторонние звуки), необходимо приобрести наушники с микрофоном [7]. Также перед занятиями следует настроить аппаратуру - наушники/динамики и проверить работоспособность микрофона. Камеру следует настроить так, чтобы преподавателя было отчётливо видно, для этого освещение в комнате должно быть ярким [7].

- Высокоскоростной Интернет. Скорость Интернет-соединения зависит от того, какие виды связи вы используете. Рекомендуемое значение скорости для оптимальной работы приложения при аудиосвязи составляет 100 Кбит/с, при видеосвязи - 300 Кбит/с, однако для осуществления видеосвязи в формате НО рекомендуемая скорость - 1,5 Мбит/с [1].

- Skype (Viber, Discord, ooVoo, TeamSpeak и др.). Существует множество программ для голосового общения и видеозвонков. Для себя необходимо решить, какие функции вам потребуются для качественной работы. Обратите внимание на такие функции, как: осуществление аудио- и видеоконференции, допустимое количество человек в конференции, возможность отправки мгновенных сообщений, индикация присутствия, шифрование и запись разговоров. Мы проверили наличие определенных функции, сравнили качество звука и определили поддерживаемые операционные системы, указанных выше программ.

Таблица 1. Наличие функций в приложениях

Skype Viber Discord ooVoo TeamSpeak

Аудио конференция У У У У У

Видео конференция У У У У

Количество Без ограничений

человек в конференции До 25 До 10 До 12 До 32

Мгновенные сообщения У У У У У

Индикация присутствия У У У У

Шифрование У У У

Запись У

разговоров

Демонстрация У У

экрана

Возможность

отправки файлов У У У У У

Таблица 2. Сравнение качества звука и видео

Skype Viber Discord ooVoo TeamSpeak

Звук 9 8 9 9 9

Видео 9 7 9 10 9

Таблица 3. Поддерживаемые операционные системы

Skype Viber Discord ooVoo TeamSpeak

Windows У У У У У

Android У У У У

MacOS У У У У У

iOS У У У У

Проанализировав существующие Интернет-технологии и возможность их использования в обучающих целях, мы решили использовать программу 8курв,

145

так как она наиболее полно соответствует нашим требованиям. Более того, в этой программе есть функции - демонстрация экрана и индикация присутствия. Несомненным плюсом использования этой программы является то, что многие Интернет-пользователи уже знакомы со Skype, и некоторые активно им пользуются.

- TeamViewer. Для некоторых заданий необходимо, чтобы учитель или ученик могли удаленно управлять компьютером или совместно решать какое-либо задание. С помощью программы TeamViewer это становится возможным. К тому же во время удаленного управления есть возможность использования белой доски, которая содержит разнообразные формы, ручки, маркеры и диалоговые пузыри.

- Сервисы Google. Помимо сверхпопулярных проектов вроде Gmail, Youtube и Google Translate, компания Google разработала несколько менее известных, но очень любопытных сервисов. Одним из них является сервис Google Документы, он позволяет создать документы и работать над ними вместе с учеником. Отправляя домашнее задание, легко можно проследить, когда ученик его выполнял, и сделать исправления в этом же документе. Огромным преимуществом Google платформы является облачное хранение информации. Храня информацию в облаке, можно не беспокоиться о том, что с компьютера могут удалиться все файлы. Более того, появилась возможность отправлять инфорацию из любой точки мира.

Как можно заметить из технической стороны обучения, не так-то просто овладеть всеми приложениями для обучения через интернет, и не все категории гражан смогут успешно справиться с этим. Однако сложность в технической стороне процесса обучения не единственный фактор, который ограничивает преподавателей в выборе учеников. Немаловажным фактором являются возрастные особенности учащихся. Мы полагаем, что обучение детей и подростков через Интернет малоэффективно, поскольку онлайн обучение -процесс, который требует внимательности, мотивации и усидчивости, а поскольку многие школьники не отличаются этим, мы считаем, что такая форма обучения не подходит для данной возрастной категории.

Что касается врослых людей, то учение для них - важная, но все-таки вспомогательная деятельность по отношению к их основной, общественно-трудовой, деятельности, что в свою очередь меняет отношение взрослого к процессу учения. Сквозь призму своей общественной, трудовой, личной жизни взрослый человек оценивает смысл и значимость своего учения. Взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость обучения и возможность применить его результаты для улучшения своей деятельности. Кроме того, они стремятся активно участвовать в процессе обучения, привносят в него собственный опыт и свои жизненные ценности, стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами [2, с. 14]. Исходя из вышесказанного, онлайн обучение подходит именно для данной возрастной категории.

Онлайн обучение становится с каждым днем популярнее традиционного обучения (в аудиториях с печатными учебниками). Причиной этого в первую очередь является доступность. Занятие через Интернет стоит дешевле, чем занятие в языковом центре, поскольку ученик не будет доплачивать за аренду помещения, которое мог бы снимать оффлайн преподаватель. Более того, у взрослых учеников появилась возможность изучать язык, поскольку им гораздо легче выделить время на занятие в своем плотном графике, так как больше не нужно тратить время на дорогу в языковой центр.

Что касается преподавателей, то им не приходиться покупать различные материалы и игры, чтобы разнообразить свои занятие. Однако преподавателю важно научиться пользоваться основными функциями программы для аудио и видеосвязи до начала занятий. То есть учитель должны уметь: открывать окно чата, писать в чате сообщения, вызывать абонента, принимать входящий звонок или приглашение в чат, а также принимать и отправлять файлы. Но чтобы упражнения на онлайн-занятиях были интересны для взрослых мотивированных учеников, придется воспользоваться не только приложениями, обозначенными нами ранее, но и дополнительными программами и сайтами.

Таким образом, использование онлайн-технологий приобретает все большее признание в современной педагогике за счет таких характеристик как социальность, доступность и интерактивность. Применение онлайн-технологий имеет большой потенциал в области решения таких методических проблем, как повышение самостоятельности и ответственности обучающихся. Более того, технологии способствует развитию профессионально значимых качеств личности, творческих способностей, активности и критического мышления.

Список литературы

1. Какая скорость интернет-соединения нужна для работы Skype? [Электронный ресурс]. URL: https://liveproxy.ru/post/973. (дата обращения: 30.06.2018).

2. Мальцев К. Ценный кадр. Как построить эффективную систему обучения в компании. Альпина Паблишер, 2015. 112 с.

3. анина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения / под ред. Т.С. Паниной. М.: Академия, 2007. 176 с.

4. Степанова Е. И. Психология взрослых - основа акмеологии. СПб.: СПб. акмеологаческая академия, 1995. 168 с.

5. 5Титова С.В., Филатова A.B. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков. М.: Издательский дом «Квинто-Консалтинг», 2010.

6. Чем отличается онлайн-обучение от дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://fLnacademy.net/materials/article/chem-otHchaetsya-onlajn-obuchenie-ot-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 25.06.2018].

7. A Quick Start Guide to Teaching English Online. JDA Industries INC. 15 p.

8. How to get started with Skype in the classroom.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.