УДК 376+372.879.6
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Чернов Владислав Евгеньевич
студент,
Оренбургский государственный педагогический университет,
Институт физической культуры и спорта,
г. Оренбург E-mail: vlad-chernov-01 @list. ru
Агеева Мария Дмитриевна
студент,
Оренбургский государственный педагогический университет,
Институт физической культуры и спорта,
г. Оренбург E-mail: vlad-chernov-01 @list. ru
Научный руководитель: Степанова Лариса Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный педагогический университет,
Институт физической культуры и спорта,
г. Оренбург E-mail: vlad-chernov-01 @list. ru
METHODICAL RECOMMENDATIONS ON EDUCATION OF COORDINATION ABILITIES OF STUDENTS WITH HEARING
IMPAIRMENT
Chernov Vladislav Evgenyevich
student,
Orenburg State Pedagogical University, Institute of Physical Culture and Sports,
Orenburg
E-mail: vlad-chernov-01 @list. ru
Ageeva Maria Dmitrievna
student,
Orenburg State Pedagogical University, Institute of Physical Culture and Sports,
Orenburg
E-mail: vlad-chernov-01 @list. ru
Academic advisor: Stepanova Larisa Mikhailovna
Candidate of pedagogic sciences, associate professor, Orenburg State Pedagogical University, Institute of Physical Culture and Sports,
Orenburg
E-mail: vlad-chernov-01 @list. ru
Аннотация. Для детей с ограниченными возможностями физическое воспитание является не только средством улучшения здоровья и улучшения физической формы, но и важным фактором коррекции и компенсации функциональных расстройств. Тип дисфункции организма при различных формах инвалидности или нарушениях развития вызывает соответствующие изменения в процессах адаптации к окружающей среде и снижает их уровень. Координационные навыки очень важны для детей с пониженным слухом, они позволяют развивать внутреннюю координацию, тренируют тело, вестибулярный аппарат, что позволяет развивать и различные анализаторы -
визуальные, тактильные, аудиальные.
Abstract. For children with disabilities, physical education is not only a means of improving health and fitness, but also an important factor in correcting and compensating of functional disorders. Type of disorder in various forms of disability or developmental disturbances causes corresponding changes in the processes of adaptation to the environment and reduces their level. Coordination skills are very important for children with impaired hearing as these skills allow to develop internal coordination, train the body, vestibular apparatus, which also enables development of various analyzers - visual, tactile, auditory.
Ключевые слова: метод, координационные способности, воспитание, инвалид, нарушение слуха, рекомендации.
Keywords: method, coordination abilities, education, disabled person, hearing impairment, recommendations.
По данным изученной научной литературы около 5% людей в современном мире имеют патологию слуха, которые в силу своего диагноза имеют проблемы не только в общении с людьми, но и также отстают по физическим показателям от здоровых людей. Рассмотрев физические качества, становится ясно, что координационные способности очень важны для детей с нарушением слуха. Координационные способности позволяют развивать внутреннюю координацию и развивать вестибулярный аппарат, а также тренировать тело.
Тема нашей работы: «Методические рекомендации по воспитанию координационных способностей обучающихся с нарушением слуха».
Цель исследования - выявить эффективный комплекс упражнений, направленный на воспитание координационных способностей у обучающихся с нарушением слуха.
Методы: обобщение, сравнение, анализ и синтез научно -методической литературы.
По мнению Л.В. Шапковой, заболевания двигательной активности детей с нарушениями слуха, связаны со:
- степенью нарушения вестибулярного аппарата,
- структурой слуховой ошибки,
- отсутствием или неадекватностью речи,
- состоянием кинестетического анализатора,
- уменьшением поступающей информации [7].
Исходя из вышесказанного, можно выделить, что все это будет отрицательно сказываться на координационных способностях детей с нарушением слуха.
Детям с данной патологий необходимо достаточно большее время на развитие координационных способностей, потому что они менее оснащены в двигательном плане, не могут удержать баланс, а так же слабо ориентируются в пространстве, нежели здоровые дети.
Е.В. Новичихина писала, что, по мнению исследователей [5], учащиеся с нарушениями слуха в возрасте от 10 до 12 лет уступают своим практически здоровым сверстникам по способности балансировать. В тесте Ромберга (для статического равновесия) разница между детьми с патологией и здоровыми детьми составляет в среднем 24,4 секунды, а в тесте на прохождение в тренажерном зале (для динамического баланса) разница между слабослышащими и практически здоровыми детьми составляет от 0,3 до 0,9 секунды.
Многие дети с патологией слуха не успевают за сверстниками без патологий в таких показателях, как мелкая моторика, артикуляция и естественно координационные способности. Если рассматривать координационные способности детей с нарушением слуха в обычных условиях, то они почти не будут отличаться от детей без патологий. Но если же, к примеру, попросить детей просто закрыть глаза, то мы сразу увидим, что
происходит дисбаланс, но это лишь только до подросткового возраста, в дальнейшем эта проблема почти исчезает.
Иногда, у глухих и слабослышащих детей можно заметить неуверенность в выполнении быстрых движений, поэтому их двигательная активность, в свою очередь, замедляется. Отсюда и следует, что нормотипичные дети значительно быстрее усваивают любые двигательные действия (особенно на координацию), нежели дети с патологией слуха [8].
Но, если учитывать фактор, что при взрослении детей с нарушением слуха, все проблемы с координацией и остальными двигательными действиями почти искореняются, то это означает, что у детей с нарушениями и у детей без нозологических групп «более-менее одинаковые показатели» [6].
Л.В. Шапкова писала, что при построении педагогического процесса для лиц со слуховыми расстройствами необходимо учитывать особенности высшей нервной деятельности, а именно:
- фрагментацию и медлительность слухового восприятия;
- искажение и отсутствие формирования вербальной репрезентации;
- гиперактивность и расстройство личности, связанные с сенсорной депривацией [7].
Одной, и скорее всего, самой главной особенностью, при построении процесса обучения с детьми с нарушением слуха, будет являться то, как ребенок может принять и передать информацию учителю, чтобы осознать правильность и значимость выполняемого упражнения на развитие координационных способностей. Исходя из этого, можно выделить основные методы для развития КС (координационных способностей) у слабослышащих детей: визуальные методы, метод зрительных восприятий (к примеру, демонстрация какого-либо упражнения на экране проектора), а также метод жестикуляции [2].
Если рассматривать метод жестикуляции (устный), то можно смело сказать, что он имеет огромное значение в воспитании двигательных способностей у детей с нарушением слуха. Благодаря жестам, детям можно
более подробно объяснить правильность выполнения того или иного элемента. Также жесты следуют сопровождать словами, потому что слабослышащие дети хорошо читают по губам и иногда могут понять вас, даже если вы не используете жесты, а просто говорите.
Если рассматривать роль речи в развитии физических качеств, то А.И. Водяницкая утверждает о том, что многие глаголы, связанные с двигательными действиями, плохо известны глухим ученикам. В этом контексте учащимся, которые участвуют в силовых упражнениях, должны быть предложены упражнения, которые позволяют им решать определенные задачи урока. Кроме того, языковой материал позволяет учащимся с нарушениями слуха ассимилировать названия учебных устройств, тренажеров, устройств и учебных материалов.
Поэтому, благодаря использованию разнообразных видов речи на уроках адаптивной физической культуры, урок будет решать большой спектр поставленных задач. Также отсюда может возникнуть такое противоречие: что из-за большого использования данного метода, двигательная плотность урока понизится.
Когда учащиеся осваивают упражнения, потребность в жестовом и дактильном языке резко уменьшается. Задачи консолидации и совершенствования учебного материала должны решаться в основном на основе использования устной речи. Краткое изложение наиболее важных положений силовой тренировки приводится в следующем порядке: название выполненного упражнения, выполнение учениками и произношение названия упражнения, за которым следует упражнение с соответствующей коррекцией учителем.
Применение метода алгоритмических предписаний с рациональным сочетанием визуальных и вербальных методов и своевременной коррекцией ошибок позволяет резко сократить их количество и повысить качество силовых упражнений.
Одним из методов развития качеств будет являться метод звукового и
светового сопровождения. Если грамотно построить урок, а также подготовиться к использованию данного метода, то развитие координационных способностей будет успешным. Например, благодаря звуковому сопровождению, учащиеся смогут ориентироваться на темп урока, слыша вибрацию пола или громкую музыку. Зрительное восприятие у детей с нарушением слуха развито отлично, поэтому, благодаря световому сопровождению детям будет легче ориентироваться на уроках адаптивного физического воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод, что если использовать все вышеперечисленные методы обучения в адаптивном физическом воспитании для детей с патологией слуха, то развитие координационных способностей не будет отставать у детей с данной патологией от здоровых детей даже в одинаковом возрастном периоде.
Необходимо учитывать тот факт, что упражнения надо менять по мере освоенности двигательного элемента, это обуславливается тем, что дети с нарушением слуха не успевают закрепить двигательный элемент, а также трудностями координации и созданием препятствующих условий. Если же рассматривать совершенствование КС, то нужно погрузить детей в соревновательный процесс и использовать специально-подготовительные упражнения.
Важным моментом воспитания координационных способностей является точное восприятие двигательных действий в пространстве и времени, умение сохранить баланс и равновесие, а также правильность чередования времени труда и отдыха.
Желательно, чтобы накопление новых навыков было непрерывным. Улучшение эффективно, когда процесс обучения непрерывен. Это означает, что в таких видах спорта, как волейбол, отказ от изучения новых элементов и комбинаций, а также повторение только старых элементов быстро приводит к ухудшению способности к координации.
В процессе обучения используют различные методы, которые вызывают
более высокую степень проявления двигательной координации. Упражнения, предназначенные для развития координационных навыков, могут быстро привести к усталости и, в то же время, их выполнение требует высокой точности мышечных ощущений и низкого влияния на возникновение усталости. Атлет лучше осваивает новые движения, пока не устанет [4]. Поэтому используются интервалы, достаточные для относительно полного восстановления. В этом случае они помогают поддерживать спортсмена «свежим» и ускоряют процесс реабилитации.
Наиболее эффективным способом развития координационных навыков является игровой метод. Метод дополнительной задачи игры включает в себя выполнение упражнений в течение ограниченного времени или в определенных условиях или определенные двигательные действия.
Метод игры характеризуется тем, что ребенок должен самостоятельно решать двигательные задачи на основе собственного анализа ситуации [3].
Разнообразный спектр средств будет благоприятно сказываться на физическом развитии, а также улучшать функционал, ЦНС и дыхательную систему детей.
Для начала следует идти от меньшего к большему. То есть, начинать с более простых упражнений с меньшей амплитудой движений, дозировкой и скоростями, затем постепенно увеличивать данные показатели для совершенствования двигательного качества. Благодаря этому у детей с нарушением слуха будет улучшаться координация и развиваться более тонкое мышечное ощущение.
Если начинать с простых упражнений, переходящих в сложные координационные упражнения, которые требуют более точного и быстрого выполнения двигательных действий, то это принесет ребенку только пользу. Но не стоит забывать о том, что нужно конкретизировать использование средств и методов под каждый новый двигательный элемент, направленный на развитие координации у слабослышащих детей.
Таким образом, мы приходим к такому выводу, что развивать
координационные способности у детей с нарушением слуха необходимо как можно раньше, чтобы дети не отставали от здоровых детей. Выбор средств и методов для развития КС на уроках по адаптивной физической культуре достаточно велик и разнообразен. Не стоит останавливаться на простых упражнениях. Урок необходимо усложнять упражнениями, что в свою очередь приведет к улучшению аспектов восприятия и двигательной активности. Все это будет положительно сказываться на развитии координационных способностей у детей с нарушением слуха.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Водяницкая А.И. Организация занятий по физической культуре с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья / А.И. Водяницкая // Физическая культура в школе. - 2013. - № 5. - С. 2-7.
2. Дьячков А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей / А.И. Дьячков. - М.: Просвещение, 1985. - С. 152-156.
3. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М.: ООО «Фирма», Изд-во АСТ, 1998. - 272 с.
4. Лукина Г.Г. Профилактика и коррекция нарушений опорнодвигательного аппарата у школьников в процессе физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук / Г.Г. Лукина. - СПб., 2013. - 151 с.
5. Новичихина Е.В. Методика игровой деятельности в адаптивной двигательной рекреации неслышащих детей 8-11 лет: дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Новичихина. - Хабаровск, 2005. - 197 с.
6. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / под ред. Т.В. Розановой; науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. Пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.
7. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2007 - 608 с.
8. Щеголь В.И. Технология формирования здравотворческой компетентности студентов в образовательном процессе / В.И. Щеголь, С.В. Божедомова. - Тольятти: ТГУ, 2007. - 339 с.