Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕПЕРТУАРНОЙ ПОЛИТИКИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО АНСАМБЛЯ НАРОДНОГО ТАНЦА В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕПЕРТУАРНОЙ ПОЛИТИКИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО АНСАМБЛЯ НАРОДНОГО ТАНЦА В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
370
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПЕРТУАРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕПЕРТУАР / ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ХОРЕОГРАФИЯ / АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сапунова Анна Дмитриевна, Поповичев Александр Васильевич

Формирование репертуарной политики любительского ансамбля народного танца - сложный и многоступенчатый процесс. Она формируется и подбирается в зависимости от возможностей и возраста исполнителей, при создании репертуарной политики основными критериями являются, прежде всего, содержательность жанра искусства, его соответствие современным задачам эстетического воспитания и возрастным особенностям. Именно репертуарная политика коллектива формирует его лицо и является его визитной карточкой. Именно репертуарная политика позволяет оптимизировать художественно-творческую деятельность любительских хореографических ансамблей народного танца и повышать эффективность их работы в условиях творческой конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Сапунова Анна Дмитриевна, Поповичев Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕПЕРТУАРНОЙ ПОЛИТИКИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО АНСАМБЛЯ НАРОДНОГО ТАНЦА В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ»



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕПЕРТУАРНОЙ ПОЛИТИКИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО АНСАМБЛЯ НАРОДНОГО ТАНЦА В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Сапунова Анна Дмитриевна, Поповичев Александр Васильевич, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова, г. Тамбов

E-mail: [email protected]

Аннотация. Формирование репертуарной политики любительского ансамбля народного танца - сложный и многоступенчатый процесс. Она формируется и подбирается в зависимости от возможностей и возраста исполнителей, при создании репертуарной политики основными критериями являются, прежде всего, содержательность жанра искусства, его соответствие современным задачам эстетического воспитания и возрастным особенностям. Именно репертуарная политика коллектива формирует его лицо и является его визитной карточкой. Именно репертуарная политика позволяет оптимизировать художественно-творческую деятельность любительских хореографических ансамблей народного танца и повышать эффективность их работы в условиях творческой конкуренции.

Ключевые слова: репертуарная политика, репертуар, хореографический коллектив, самодеятельный коллектив, хореография, ансамбль народного танца, методические рекомендации.

Цель создания методических рекомендаций - теоретическое обоснование использования эффективных компонентов работы в области народно-сценического танца для практической реализации репертуарной политики любительского ансамбля народного танца, что позволяет оптимизировать художественно-творческую деятельность любительских хореографических ансамблей народного танца и повысить эффективность их работы в условиях творческой конкуренции.

Практическая значимость. Данные методические рекомендации могут использоваться во всех самодеятельных ансамблях народного танца, имеющих различные базы. Руководитель вправе использовать данные методические рекомендации по собственному усмотрению в соответствии с конкретной спецификой деятельности.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Создание репертуарной политики любительского ансамбля народного танца процесс трудоёмкий и наиболее целесообразно распределить весь объём работы на несколько этапов: предварительная подготовка, сочинение репертуара для ансамбля народного танца, практическая реализация репертуарной политики. Проблему репертуара приходится решать в основном в первый период работы с исполнителями, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции.

Проецируя общие положения балетмейстерской деятельности на реализацию репертуарной политики в любительском ансамбле народного танца, возможно, сформулировать следующие этапы работы:

1. Выбор жанра и стиля, в котором балетмейстер планирует работать по созданию репертуарной политики. Проводя подготовительную работу по формированию репертуара, балетмейстер должен определиться с выбором жанра в котором собирается создавать хореографические произведения, находить такие темы, средства и формы, которые отвечали бы возможностям исполнителей и одновременно сохраняли бы жанровую направленность и стиль работы коллектива. Создание репертуара хореографического коллектива будет удачно только в том случае, когда присутствует интересная лексика, а исполнители выразительно воплощают замысел и идею танца на сцене, подчиняя форму и характер танцевальных движений его содержанию.

2. Цель работы. Последовательное планирование репертуара позволит создать грамотную репертуарную политику ансамблю народного танца с целью реализации данной программы, демонстрации репертуара зрительской аудитории или концертно-исполнительской деятельности. Особенно необходимо продумать работу учебно-творческих занятиях в коллективе, для того, чтобы исполнители совершенствовали технику исполнения, которая позволит достичь более профессионального уровня на сцене. Необходимо подойти к подготовке концертного материала со всех сторон, для расширения возможностей исполнителей. И всё это руководителю необходимо продумать заранее, подготовить план работы, который в последующее будет реализовываться в практической работе коллектива.

3. Подбор специалистов по совместной работе с репертуарной политикой. Руководитель хореографического коллектива при создании репертуарной политики обращается к работе профессиональных единомышленников, способных помочь в реализации созданной репертуарной политике: репетитор, преподаватель различных учебных дисциплин, аккомпаниатор и пр. Также, необходима работа с художником и модельером, над созданием визуального образа, как всего концерта, так и отдельных концертных номеров. Отправная точка в работе художника над хореографическим произведением - замысел балетмейстера. Художник, средствами своей работы позволяет поспособствовать балетмейстеру в творческом процессе хореографического сочинения. Вот что писал о работе художника один из крупнейших советских театральных художников В. Рындин: «Что такое

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

художник? Я думаю, художник - это человек, которому есть что сказать. А для того, чтобы было, что сказать, необходимо очень серьезно, очень внимательно и глубоко изучать и знать действительность, жизнь. ... Отказ от своих принципов, от своих идеалов неизбежно ведет к гибели художника, к потере индивидуальности. А там, где теряется яркость индивидуальности, исчезает искусство» [3, с. 5]. После того, как художник смог ознакомиться с замыслом хореографической постановки или концерта, с музыкальным материалом начинается этап по изучению эпохи, в которой происходит хореографическое действие. Здесь происходит параллельная работа художника и балетмейстера. В данной работе одни и те же отправные точки для работы, но каждый из них работает в русле своей специфики. Помимо параллельной работы, обязательно должна происходить совместная работа по разрешению обязательных нюансов. О необходимости тесного сотрудничества балетмейстера и художника писал еще Ж. Ж. Новер: «Не зная, как следует содержания произведения, художник-декоратор легко впадает в ошибки; он не советуется с автором, а пишет декорации, следуя лишь собственным представлениям, нередко превратным, которые мешают ему достигнуть правдоподобия, требуемого от декорации: рисовальщик костюмов никого ни о чем не спрашивает, и нередко случается, что обычаи, нравы и одежды какого-нибудь древнего народа приносятся в жертву сегодняшней моде либо капризу знаменитой танцовщицы или певицы» 2, с. 130]. Важным звеном работы художника является выполнение эскизов костюмов. Сценический костюм в хореографическом произведении не только помогает созданию исторической, социальной, национальной, индивидуальной образной характеристики, но тесным образом связан со спецификой жанра, с хореографическим образом. Балетмейстер оговаривает с художником все детали костюма, делает для него монтировку костюмов. Готовые эскизы костюмов утверждаются балетмейстером. Как правило, эскизы костюма рассматриваются на художественном совете вместе с эскизами декораций. Чрезвычайно важно, чтобы художник, работая над хореографическим произведением, знал специфику этого жанра и учитывал её в решении оформления. Художник должен в костюме и свете отобразить стиль задуманного балетмейстером произведения, характер и образ музыки и т. п.

4. Организация учебного и воспитательного процесса (предварительная работа с исполнителями по освоению народного танца). Перед тем, как начать разработку репертуара, балетмейстеру необходимо определить его содержание. Анализ возможностей исполнителей ансамбля позволит разработать систему занятий (количество репетиционных часов, уровень нагрузки, последовательность изучения танцевального мастерства и т.д.) для создания хореографических номеров, проведению работы по сплочению коллектива. В рамках учебно-творческих занятий проведение работы по освоению техники народного танца позволит совершенствовать хореографические постановки на репетиционных занятиях после их реализации на исполнителях.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

5. Создание репертуара (подбор и анализ музыкального материала, сочинение композиционно-лексического материала, практическая реализация замысла и репетиционный процесс). Особое место в подготовительной работе к сочинению репертуара необходимо уделить подбору музыкального материала. Огромное количество времени может уйти на поиск «достойного» музыкального произведения. Зачастую, балетмейстеры используют популярную музыкальную композицию, которая звучит на концертах большинства любительских ансамблей народного танца. Сочинение танцевальных номеров является одной из самых сложных видов работ в системе создания грамотного репертуара ансамбля народного танца. Руководителю необходимо владеть не только танцевальным материалом, но и обладать навыками комбинирования танцевальных элементов и творческой интуицией. Овладение сочинительскими навыками происходит при систематичной практике. При этом необходимо опираться на некоторые принципы танцевального сочинения: номер должен соответствовать возрасту участников и уровню их развития, для каждой возрастной группы коллектива необходимо создавать разножанровые номера, при решении номера, его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой материалом, а также необходимо учитывать учебно-тренировочные цели, возрастную психологию исполнителей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке номеров. Балетмейстер всегда в поиске. Это происходит во время экспериментов своих собственных замыслов. Ему необходима хорошая физическая подготовка, профессиональное исполнительское мастерство. Если балетмейстер не перестаёт заниматься танцевальной практикой, то это позволяет ему прочувствовать истинной значение танца. Участие в своих собственных постановка необязательно, так как хореограф обязан видеть танец «со стороны». Самое лучшее видение - из зрительного зала. Это необходимо для дальнейшей корректировке хореографических произведений. Неисчерпаемые богатства народного танца раскрывают перед исполнителями широкую перспективу развития их теоретических и исполнительских задатков. В каждом регионе сохраняются сложившиеся с незапамятных времен местные танцевальные особенности. Бережное отношение к ним, пропаганда их - одна из важных задач самодеятельного творчества. Сегодня получила широкое распространение стилизованная хореография в основе которой - современные эстрадные обработки народных песен. У балетмейстеров проявляется интерес к новым формам и выразительным средствам народного танца. Но нужно аккуратнее подходить к стилизации народного танца при постановке хореографических номеров, не превращать его в эстрадно-спортивное шоу с большим количеством акробатических элементов, большим уходом из направления народной хореографии. Выбор репертуара должен основываться на соответствии подготовленности коллектива требованиям того или иного произведения. И всё

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

же необходимо, чтобы каждый номер репертуара был не слишком лёгким для исполнителя, чтобы он ставил задачи, которые надо преодолеть в работе, достигая более высокого профессионального уровня. Михаил Мурашко в своей статье «Кризис ансамблей русского танца» журналу «Балет» поднимает важную тему для балетмейстеров всех уровней работы - состояние русского сценического танца в ансамблях народного танца, а также подробно описывает необходимые принципы создания хореографических постановок на примерах великих балетмейстеров XX века. Из данной статьи необходимо выделить основную мысль, которая важна для работы с репертуарной политикой ансамбля: «...выбора жанровых особенностей танцев диктует тема произведения, его идея. А если это не танец, а концертная программа русского ансамбля, состоящая из танцев в двух отделениях? Можно ли здесь обойтись без учета жанров? Если, к примеру, дать программу только из лихих плясок, где каждая в отдельности проходит на ура? Долго такой концерт будут воспринимать зрители? Не устанут ли они от такой лихости, и не превратится ли такая лихость в жестокое однообразие, способное испортить настроение и зрителям, и артистам? ... К сожалению, в настоящее время на сцене (в ансамблях танца, ансамблях песни и танца, в русских народных хорах) представлен, в основном, один жанр - лирика. А где комедия, драма, эпос, сатира, героика, трагедия? Ответа нет. Зато невооруженным глазом видно: каким бедным стал русский сценический танец и в профессиональных коллективах, и в любительских. Исключения не в счет! Немалую роль в русском танце играет стиль танца, особенно при сочинении танца, построенного на стилевых особенностях определённого региона. Ведь русский танец, имея общую пластическую и содержательную основу, удивительно разнообразен» [1]. Из всего вышесказанного необходимо сделать вывод о том, что при сочинении репертуара для любительского ансамбля народного танца, необходимо учитывать присутствии в танце идеи, формы, стиль, а также определённый жанр хореографии. Ведь данные критерии, а также талант к сочинительству позволит данной хореографической постановке прожить долгую и прекрасную сценическую жизнь

6. Формирование условий реализации репертуара. При постановочной работе в любительском ансамбле народного танца необходимо занимать всех участников коллектива. Если в номере присутствуют сольные выступления, то для их исполнения привлекать наиболее подготовленных участников. Этот принцип важен при создании произведения в расчёте на весь коллектив, что позволит сохранить контингент ансамбля. По мере развития коллектива следует вносить в репертуар ансамбля более сложные номера, различных форм и жанров, что сделает работу более интересной, а концертную деятельность ансамбля более красочной и разноплановой. Как правило, основой концертного репертуара является народно-сценический танец, так как он дает возможность разнообразно строить репертуар, формировать его по степени сложности для каждой возрастной группы. Практический показ концерта зрителю. Главным показателем хорошей работы руководителя в сфере создания репертуарной

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

политики любительскому ансамблю народного танца является демонстрация репертуара зрительской аудитории или концертно-исполнительская деятельность. Различные виды творческих продуктов составляющих репертуар того или иного любительского ансамбля народного танца должны быть представлены зрительской аудитории.

В целом у каждого коллектива со временем вырабатывается определённое репертуарное направление, накапливается репертуарный багаж, соответствующих составу учеников, исполнительской манере, творческим задачам. Достигнув определённых вершин, накопив достаточный потенциал для нового роста мастерства, творческий коллектив ищет почву для своего развития в более сложном репертуаре. В этом смысле репертуар всегда должен быть нацелен на перспективу, его постоянно надо в определенном смысле одолевать.

Таким образом, репертуарная политика повышает эффективность работы любительского ансамбля народного танца в условиях творческой конкуренции. Идея репертуарной политики, прежде всего, в передаче средствами искусства задуманной цели балетмейстера, грамотно подобранном коллективе, а также реализации собственной идеи и задач по постановке хореографических номеров, что позволило разработать методические рекомендации по реализации репертуарной политики любительского ансамбля народного танца в условиях творческой конкуренции.

Литература:

1. Методическая разработка по изучению курса «Организация и методика самодеятельного художественного творчества»: Введение. Разд. 1: Теорет. основы орг. самодеят. худож. творчества / Высш. профсоюз. шк. культуры. - Л.: ВПШК, 1986. - 42 с.

2. Новер Ж.Ж. Письма о танце и балетах. - С. 130.

3. Рындин В.Ф. Художник и театр. - М., 1966. - С. 5.

»

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.