Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»'

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / СРЕДА ОБИТАНИЯ / ОХРАНА ТРУДА / ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / НЕГАТИВНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криворотенко Светлана Николаевна

Данная статья посвящена разработке методических рекомендаций, в которых определен порядок организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Настоящие методические рекомендации созданы автором на основе ФГОС по всем направлениям первого уровня высшего образования - бакалавриата и специалитета и служат основной цели образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», которая заключается в обеспечении защиты человека и природы от разных рисков и видов опасностей при возникновении чрезвычайных ситуаций. Организационная структура, содержательная база методического пособия соответствует учебно-образовательным модулям рабочей программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и отвечает требованиям к содержанию и уровню ее освоения. Пособие содержит теоретический блок, включающий в себя рассмотрение самостоятельной работы студентов как основы профессионального самоопределения и как формы организации учебного процесса. В практическом блоке описана специфика самостоятельной работы студентов в различных видах деятельности: в освоении материала на аудиторных занятиях и во внеурочное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Криворотенко Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERING THE NORMS AND RULES OF SAFETY AS ONE OF THE BASIC NEEDS OF A PERSON IN THE COURSE " LIFE SAFETY»

This article is devoted to the development of methodological recommendations, which define the procedure for organizing independent work of students in the academic discipline "Life safety". These methodological recommendations were created by the author on the basis of the Federal State Educational Standard in all areas of the first level of higher education - bachelor's degree and specialty and serve the main purpose of education in the discipline "Life Safety", which is to ensure the protection of man and nature from various risks and types of hazards in emergency situations. The organizational structure, the content base of the methodological manual corresponds to the educational modules of the work program of the discipline "Life Safety" and meets the requirements for the content and level of its development. The manual contains a theoretical block that includes consideration of students' independent work as the basis of professional self-determination and as a form of organization of the educational process. The practical block describes the specifics of students' independent work in various types of activities: in mastering the material in classroom classes and in extracurricular time.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

Исследования показали, что при изучении иностранного языка учащиеся должны знакомиться с другими предметными областями, такими как математика, география, искусствознание и так далее. Это связано с тем, что люди более успешно изучают второй язык, когда используют его как средство получения информации, а не как самоцель. Целью учителя иностранного языка является способствование повышению осведомленности учащихся об окружающей среде.

Учитель не только обучает устойчивым выражениям, грамматике и синтаксису, он учит учащихся нюансам языка, тону и отношению к тому, что они читают, как говорят и что слушают, так как у всех есть представления о том, что истинно, ложно, правильно или неправильно. Учащиеся должны быть осведомлены о собственных системах ценностей и о том, как они влияют на суждения и решения. Как только учащиеся становятся более сознательными, они сравнивают, сопоставляют, анализируют, решают проблемы и делятся своими ценностями, таким образом, лучше мыслят и вносят свой вклад в развитие общество. Развитие навыков критического мышления способствует более позитивному отношению к процессу обучения и жизни в целом.

Выводы. Итак, преподавание иностранного языка в соответствии с Общеевропейскими рамками должно отражать разнообразие наших обществ. Учитель должен знакомить учащихся с культурой и образом жизни народа изучаемого языка. Такие знания послужат трамплином для учащихся, чтобы они могли размышлять и ценить собственную культуру, тем самым продвигая свою культурную индивидуальность. Когда учащиеся завершают процесс обучения важно то, как они думают, и это будет иметь далеко идущие последствия для общества. В руках учителей помочь создать это общество, и это может быть достигнуто за счет повышения интеллектуального уровня учащихся и развития их мыслительных способностей.

Литература:

1. Акишина, А.А. Учимся учить: Для преподавателей русского языка как иностранного / А.А. Акишина, О.Е. Каган. -Москва: Русский язык, 2012. - 225 с.

2. Лепшокова, С.М. Формирование учебно-языковой и культурной компетенций учащихся при обучении анализу компонентного состава фразеологизмов / Э.К. Текеева, С.Р. Халилов // Проблемы современного педагогического образования. - №74-1, 2022. - Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. - С. 147-150.

3. Лепшокова, С.М. Культура личности в лингвокультурологии: Манифестации и отражение перспектив / Традиции и инновации в системе образования: материалы XI Международной научно-практической конференции. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 139-144.

4. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова. - Москва: Аркти, 2003. - 192 с.

5. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. -Москва: Изд. центр «Академия», 2004. - 336 с.

Педагогика

УДК 614. 8. 084 (075. 8)

кандидат педагогических наук, доцент Криворотенко Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация. Данная статья посвящена разработке методических рекомендаций, в которых определен порядок организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Настоящие методические рекомендации созданы автором на основе ФГОС по всем направлениям первого уровня высшего образования - бакалавриата и специалитета и служат основной цели образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», которая заключается в обеспечении защиты человека и природы от разных рисков и видов опасностей при возникновении чрезвычайных ситуаций. Организационная структура, содержательная база методического пособия соответствует учебно-образовательным модулям рабочей программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и отвечает требованиям к содержанию и уровню ее освоения. Пособие содержит теоретический блок, включающий в себя рассмотрение самостоятельной работы студентов как основы профессионального самоопределения и как формы организации учебного процесса. В практическом блоке описана специфика самостоятельной работы студентов в различных видах деятельности: в освоении материала на аудиторных занятиях и во внеурочное время.

Ключевые слова: учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», методические рекомендации, безопасность жизнедеятельности, защита окружающей среды, чрезвычайные ситуации, среда обитания, охрана труда, здоровье человека, негативные воздействия.

Annotation. This article is devoted to the development of methodological recommendations, which define the procedure for organizing independent work of students in the academic discipline "Life safety". These methodological recommendations were created by the author on the basis of the Federal State Educational Standard in all areas of the first level of higher education -bachelor's degree and specialty and serve the main purpose of education in the discipline "Life Safety", which is to ensure the protection of man and nature from various risks and types of hazards in emergency situations. The organizational structure, the content base of the methodological manual corresponds to the educational modules of the work program of the discipline "Life Safety" and meets the requirements for the content and level of its development. The manual contains a theoretical block that includes consideration of students' independent work as the basis of professional self-determination and as a form of organization of the educational process. The practical block describes the specifics of students' independent work in various types of activities: in mastering the material in classroom classes and in extracurricular time.

Key words: academic discipline "Life safety", methodological recommendations, life safety, environmental protection, emergencies, habitat, occupational safety, human health, negative impacts.

Введение.В условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей естественной реакцией человека на негативные воздействия является защита себя и окружающей среды от естественно-проиродных, техногенных и социальных опасностей.

Приобретение компетенций и практических навыков в области создания комфортных и травмобезопасных условий для повседневной жизни человека, его эффективной профессиональной деятельности осуществляется в рамках курса «Безопасность жизнедеятельности».

В системе вузовской подготовки кадров учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной в цикле общеобразовательных дисциплин и направлена на изучение теоретических, организационно-методических и управленческих аспектов обеспечения безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.

В данной дисциплине отражены правовые, нормативно-технические и организационные основы охраны труда и гражданской защиты, что гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека на всех этапах его жизненного цикла, способность к действиям в экстремальных условиях.

В курсе определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению защиты человека и окружающей среды, раскрыта сущность систем безопасности и их функций, установлены порядок организации по прогнозированию, выявлению, анализу и оценке угроз безопасности, а также локализации и нейтрализации последствий их проявления [4].

Цель статьи - вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для сохранения здоровья и жизни человека в современном мире рисков, угроз и опасностей в рамках организации самостоятельной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Эта цель может быть реализована в условиях использования образовательного ресурса, научно-практической деятельности, самостоятельной творческой работы студентов, направленной на изучение области распространения и масштабов негативного воздействия источников опасностей на человека и биосферу, оптимального выбора методов и средств защиты.

В разработанных нами методических рекомендациях содержится комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, максимально возможное уменьшение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Основными задачами методических рекомендаций являются:

- более глубокое раскрытие теоретических и методических аспектов обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- выработка умений применения превентивных мер и проведения адекватных действий по защите окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению личной и коллективной безопасности на основе оценки, мониторинга, контроля и прогнозирования проблемных ситуаций, вызванных деятельностью человека;

- реализация мер, направленных на совершенствование управления безопасностью жизнедеятельности на основе прогнозирования развития негативных воздействий на окружающую природную среду и комплексной оценки ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- формирование навыка самостоятельного получения знаний и выработка ценностных ориентиров по изучению рисков производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека.

В ходе подготовки настоящего пособия были использованы компетентностный и системно-деятельностный подходы к изучению актуальных вопросов обеспечения безопасного взаимодействия человека с техносферой, защиты от опасностей в разных условиях обитания человека, а также авторизованные разработки по курсу «Безопасность жизнедеятельности», внутрипредметные и межпредметные связи.

Обращение к различным информационным источникам способствовало формированию системы знаний в области безопасности жизнедеятельности, обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, достижения сбалансированного существования окружающей природной среды и хозяйственной деятельности человека.

Изложение основного материала статьи. В процессе обеспечения эффективной образовательной деятельности по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» применяются различные виды и формы организации учебных занятий (в том числе с использованием компьютерных технологий), современные средства оценки качества образовательного процесса по следующим учебно-образовательным модулям:

1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения.

2. Человек и техносфера.

3. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания.

4. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.

5. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека.

6. Психофизиологические и эргономические основы безопасности.

7. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации.

8. Управление безопасностью жизнедеятельности [4, 8].

Приобретение инструментальных компетенций и практических навыков в области безопасности жизнедеятельности способствует формированию у студентов способностей к самостоятельному познанию и обучению, развитию их познавательной активности.

Самостоятельная работа в системе вузовской подготовки кадров является одним из главных компонентов образовательного процесса.

Целью самостоятельной работы является мотивация обучающихся на самостоятельное приобретение знаний, а также развитие их инициативности, выявление творческого потенциала для его дальнейшего совершенствования [1-3; 5].

Тематика самостоятельной работы требует активной учебно-исследовательской деятельности студентов, их целеустремленного движения к самообучению и повышению своего профессионального уровня, заинтересованности в получении объективной информации в изучаемой предметной области.

Самостоятельная работа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» ориентирована на усвоение новых знаний, а также на углубление и закрепление ранее приобретенных знаний в области создания и сохранения безопасных и комфортных условий жизнедеятельности в современном мире.

Основными формами и видами самостоятельной учебно-исследовательской работы при подготовке к аудиторным занятиям (лекциям, практическим и семинарским занятиям), а также при организации самостоятельной работы обучающихся во внеаудиторное время, являются:

- подготовка конспекта и устное выступление по отдельным вопросам темы;

- подготовка и защита реферата (эссе, доклада, сообщения);

- подготовка и защита мультимедийного проекта;

- подготовка семинара - конференции;

- подготовка ответов на вопросы тестов, решение ситуационных задач;

- подготовка ко всем видам испытаний (текущих, промежуточных, итоговых),

- подготовка списка литературы [1-3; 9].

В целях самоконтроля знаний подготавливаются проверочные вопросы - тесты.

Перечень тем, выносимых на самостоятельное изучение студентами в рамках самостоятельной работы, соответствует формируемым компетенциям. Среди них:

- создание и поддержание безопасных и комфортных условий для всех процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития среды его обитания;

- анализ факторов вредного воздействия элементов среды обитания;

- выявление вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

- определение круга проблем, связанных с нарушениями техники безопасности на рабочем месте, и поиск оптимальных путей их решения;

- рассмотрение комплекса мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- соблюдение правил безопасного поведения при возникновении ЧС;

- описание способов участия в восстановительных мероприятиях.

Правильность подбора материала для организации самостоятельной работы по курсу «Безопасность жизнедеятельности» позволяет более глубоко и всесторонне осветить актуальные с точки зрения теории и практики вопросы идентификации опасностей в системе «человек - среда обитания» и защиты от воздействия тех или иных негативных факторов в чрезвычайных ситуациях.

Выводы. При разработке настоящих методических рекомендаций нами использован блочно-модульный принцип, что позволило акцентировать дидактическую составляющую с учетом современного уровня развития дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

В рамках организации самостоятельной работы студентов предусмотрено изучение комплекса организационных, экономических, экологозащитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения, объектов экономики и инфраструктуры, окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Темы, выносимые на самостоятельное изучение студентами, позволяют закрепить и расширить полученные теоретические знания и практические умения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на основе компетентостного подхода к обеспечению человеко- и природозащитной деятельности комплексом мер от опасностей в современной техногенной среде.

Путем мониторинга и контроля представляется возможным прогнозировать разные угрозы, риски и виды опасностей, осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий от воздействия чрезвычайных ситуаций на человека и среду его обитания, что способствует формированию у студентов культуры личности безопасного типа.

Литература:

1. Абрамова, С.В. Организация самостоятельной работы студентов: учебные научно-исследовательские работы: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки и специальности «Безопасность жизнедеятельности» / С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров, В.В. Моисеев, А.С. Ломов. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. - URL: http://sakhgu.ru/wp-content/uploads/page/record_19749/2016_05 (дата обращения: 27.03.2022).

2. Алтайцев, А.М. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения / А.М. Алтайцев, В.В. Наумов // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1-3 марта 2001 г.). - Минск : Пропилеи, 2002. - С. 229-241. - URL: http://charko.narod.ru/tekst/sb_2002/29-Altajcev-Naumov.htm (дата обращения: 03.03.2022).

3. Гузанов, Б.Н. Организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях реализации многоуровневой модели обучения: монография / Б.Н. Гузанов, Н.В. Морозова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. -URL: https://https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/20942/1/978-5-8050-0548-1.pdf (дата обращения: 23.03.2022).

4. Криворотенко, С.Н. Освоение норм и правил безопасности как одной из основных потребностей человека в рамках курса «Безопасность жизнедеятельности» / С.Н. Криворотенко // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 74. - Ч. 3. - С. 159-161. - URL: https://www.gpa.cfuv.ru/attachments/article/5387/Выпуск%2074%20часть%203,%202022%20год.pdf (дата обращения: 17.04.2022).

5. Курбанова, А. Т. Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего образования / А.Т. Курбанова // Молодой ученый. - 2017. - № 2 (136). - С. 605-607. - URL: https://moluch.ru/archive/136/38024/ (дата обращения: 17.03. 2022).

6. Малаян, К.Р. Роль образования и науки в решении проблем безопасности и охраны окружающей среды / К.Р. Малаян // Безопасность жизнедеятельности. - 2018. - № 12. - С. 56-59.

7. Никулин, А.А. Актуальные проблемы реализации самостоятельной работы студентов: теоретико-методологические основы // Современное образование. - 2018. - № 2. - С. 95-103. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=25957 (дата обращения: 17.03.2022).

8. Примерная программа дисциплины (курса) «Безопасность жизнедеятельности»; рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для всех направлений высшего профессионального образования (бакалавриат и специалитет). - URL: https://www.altstu.ru/media/CProgramma-BZhD.pdf (дата обращения: 17.03.2022).

9. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: учеб.-метод. пособие / А.В. Меренков, С.В. Куньщиков, Т.И. Гречухина, А.В. Усачева, И.Ю. Вороткова; под общ. ред. Т.И. Гречухиной, А.В. Меренкова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 80 с. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/40679/1/978-5-7996-1680-9_2016.pdf (дата обращения: 07.04.2022).

10. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред.Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. -URL: -https://www.gpa.cfuv.ru/courses/pvsh/Doc/seminar_z/sz1/Современные%20образовательные%20технологии.pdf (дата обращения: 03.04.2022).

11. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход: учеб. пособие для вузов / Ю.Г. Фокин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 241 с. - URL: https://mx3.urait.ru/uploads/pdf_review/824323F5-883B-40F8-A7BD-E07D694210B7.pdf (дата обращения: 03.03.2022).

12. Фоменко, Н.М. Инновационно-коммуникационные технологии при организации учебного процесса вуза в цифровой экономике / Н. М. Фоменко // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. - 2018. -№ 2. - С. 104-109. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-pri-organizatsii-uchebnogo-protsessa-vuza-v-tsifrovoy-ekonomike (дата обращения: 07.03.2022).

13. Шатуновская, Е.А.Учебный процесс как направляемое и контролируемое самообучение / Е.А. Шатуновская, В.Л. Шатуновский // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2018. -№ 4. - С. 101-107. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-protsess-kak-napravlyaemoe-i-kontroliruemoe-samoobuchenie (дата обращения: 07.03.2022).

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрантка Зайцева Мария Романовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ИТ

Аннотация. В статье обоснованы компоненты цифровой образовательной среда для организации внеаудиторной деятельности обучающихся. При этом проанализирована возможность формирования ключевых компетенций цифровой экономики. Сегодняшние студенты - это «цифровое поколение». Поэтому при организации внеаудиторной деятельности важно использовать возможности цифровой образовательной среды. Особенно это важно для будущих бакалавров в области информационных технологий. Ведь сегодня в стране наблюдается серьезная нехватка ИТ-специалистов. Необходима работа по поддержанию мотивации студентов младших курсов, формированию у них ключевых компетенций цифровой экономики. Компонентами цифровой образовательной среды для организации внеаудиторной деятельности будущих бакалавров являются страницы университетского сайта о студенческой жизни; электронные портфолио студентов; материалы в системе Moodle для проведения дистанционных олимпиад и конкурсов; различные цифровые инструменты для творчества, совместной проектной деятельности, коммуникации. Активно используется университетский вики-сайт. Вики-среда предоставляет отличные возможности для совместного написания статей, их обсуждения, проведения различных сетевых мероприятий и проектов. Примеры внеаудиторной деятельности в рамках цифровой образовательной среды: дистанционные хакатоны по программированию, виртуальные круглые столы, проведение студентами Интернет-проектов, уроков цифры для школьников и т.п. В качестве примера рассмотрена ежегодная олимпиада по сетевым технологиям. В этом году она была посвящена Петру I. Интересным примером внеаудиторной деятельности являются образовательные веб-квесты. Приведены примеры некоторых веб-квестов, разработанных будущими бакалаврами направления подготовки «Информационные системы и технологии».

Ключевые слова: ключевые компетенции цифровой экономики, внеаудиторная деятельность, цифровая образовательная среда, цифровые инструменты, проект, веб-квест, вики.

Annotation. The article substantiates the components of the digital educational environment for organizing extracurricular activities of students. At the same time, the possibility of forming the key competencies of the digital economy is analyzed. Today's students are the "digital generation". Therefore, when organizing extracurricular activities, it is important to use the possibilities of the digital educational environment. This is especially important for future bachelors in information technology. After all, today there is a serious shortage of IT specialists in the country. Work is needed to maintain the motivation of undergraduate students, to develop their key competencies of the digital economy. The components of the digital educational environment for organizing extracurricular activities of future bachelors are the pages of the university website about student life; electronic portfolios of students; materials in the Moodle system for remote olympiads and competitions; various digital tools for creativity, joint project activities, communication. The university wiki is actively used. The wiki environment provides excellent opportunities for collaborative writing, discussion, various networking events and projects. Examples of extracurricular activities within the digital educational environment: remote programming hackathons, virtual round tables, students conducting Internet projects, digital lessons for schoolchildren, etc. As an example, the annual olympiad in network technologies is considered. This year it was dedicated to Peter I. Educational web quests are an interesting example of extracurricular activities. Examples of some web quests developed by future bachelors of the direction of training "Information systems and technologies" are given.

Key words: key competencies of the digital economy, extracurricular activities, digital educational environment, digital tools, project, web quest, wiki.

Введение. В течение последних лет проблемы цифровизации экономики и социальной жизни представлены в различных нормативных документах, затрагиваются в многочисленных научных публикациях, активно обсуждаются на конференциях, анализируются в диссертационных исследованиях.

Одним из активно обсуждаемых вопросов является вопрос ключевых компетенциях, наиболее востребованных цифровой экономикой [3, 4]. В приказе министерства экономического развития «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [13] названы следующие ключевые компетенции цифровой экономики: коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление в цифровой среде.

Сегодня многие вузы страны работают над актуализацией своих образовательных программ, направленной на включение в программы модулей, дисциплин, практик формирования ключевых компетенций цифровой экономики. Ключевые компетенции тесно связаны с универсальными компетенциями, определенными в ФГОС. Например, универсальная компетенция УК-1 (способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации) тесно связана с ключевой компетенцией управления информацией и данными, а также с критическим мышлением в цифровой среде.

Для формирования ключевых компетенций цифровой экономики следует использовать возможности цифровой образовательной среде университета, основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), модуля, дисциплины. Для формирования компетенций цифровой экономики важное значение имеет не только организация учебной деятельности, но и организация внеаудиторной работы в рамках ОПОП, в т.ч. с использованием возможностей цифровой образовательной среды.

Авторы статьи [12] рассматривают особенности цифрового поколения студентов, которых можно считать «цифровым поколением». Поэтому так важно при организации внеаудиторной деятельности использовать возможности цифровой образовательной среды. Особенно это важно для будущих бакалавров в области информационных технологий. Ведь сегодня в стране наблюдается серьезная нехватка ИТ-специалистов. Поэтому так необходима работа по поддержанию мотивации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.