Научная статья на тему 'ОСВОЕНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»'

ОСВОЕНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕКО-И ПРИРОДОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криворотенко Светлана Николаевна

В данной статье обосновывается необходимость использования в учебном курсе «Безопасность жизнедеятельности» современных подходов, различных методов и средств обучения, что позволяет проследить имманентную связь теории с практикой, выявить особенности и определить способы прогнозирования существующих угроз и опасностей, а также реализовать соответствующие меры защиты от негативных воздействий стихийного и техногенного характера. Автором раскрыта сущность системно-деятельностного и компетеностного подходов к изложению концепции безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды c целью выявления оценки влияния рисков, угроз и опасностей на человека и среду его обитания, выбора методов идентификации опасностей природного, техногенного и антропогенного происхождения и арсенала защитных средств в экстремальных условиях жизнедеятельности человека. Подчеркивается, что обеспечение эффективной образовательной деятельности в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с учетом инновационных тенденций достигается путем использования всех видов и форм организации учебных занятий, в том числе с применением медиа технологий, оптимальных средств и методов оценки в целях определения основных параметров и характеристик качества учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Криворотенко Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERING THE NORMS AND RULES OF SAFETY AS ONE OF THE BASIC NEEDS OF A PERSON IN THE COURSE " LIFE SAFETY»

This article substantiates the need to use modern approaches, various methods and means of teaching in the training course "Life Safety", which allows us to trace the immanent connection of theory with practice, identify features and determine ways to predict existing threats and dangers, as well as implement appropriate measures to protect against negative impacts of natural and man-made nature. The author reveals the essence of system-activity and competence-based approaches to the presentation of the concept of life safety and environmental protection in order to identify the assessment of the impact of risks, threats and hazards on humans and their habitat, the choice of methods for identifying hazards of natural, man-made and anthropogenic origin and the arsenal of protective equipment in extreme conditions of human activity. It is emphasized that ensuring effective educational activities within the framework of the discipline "Life Safety", taking into account innovative trends, is achieved by using all types and forms of organizing training sessions, including using media technologies, optimal means and methods of evaluation in order to determine the main parameters and characteristics of the quality of the educational process.

Текст научной работы на тему «ОСВОЕНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»»

Педагогика

УДК 614. 8. 084 (075. 8)

доцент Криворотенко Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ОСВОЕНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация. В данной статье обосновывается необходимость использования в учебном курсе «Безопасность жизнедеятельности» современных подходов, различных методов и средств обучения, что позволяет проследить имманентную связь теории с практикой, выявить особенности и определить способы прогнозирования существующих угроз и опасностей, а также реализовать соответствующие меры защиты от негативных воздействий стихийного и техногенного характера. Автором раскрыта сущность системно-деятельностного и компетеностного подходов к изложению концепции безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды c целью выявления оценки влияния рисков, угроз и опасностей на человека и среду его обитания, выбора методов идентификации опасностей природного, техногенного и антропогенного происхождения и арсенала защитных средств в экстремальных условиях жизнедеятельности человека. Подчеркивается, что обеспечение эффективной образовательной деятельности в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с учетом инновационных тенденций достигается путем использования всех видов и форм организации учебных занятий, в том числе с применением медиа технологий, оптимальных средств и методов оценки в целях определения основных параметров и характеристик качества учебного процесса.

Ключевые слова: человеко-и природозащитная деятельность, техносферная безопасность, безопасность жизнедеятельности, защита окружающей среды, учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», компетентностный подход, системно-деятельностный подход.

Annotation. This article substantiates the need to use modern approaches, various methods and means of teaching in the training course "Life Safety", which allows us to trace the immanent connection of theory with practice, identify features and determine ways to predict existing threats and dangers, as well as implement appropriate measures to protect against negative impacts of natural and man-made nature. The author reveals the essence of system-activity and competence-based approaches to the presentation of the concept of life safety and environmental protection in order to identify the assessment of the impact of risks, threats and hazards on humans and their habitat, the choice of methods for identifying hazards of natural, man-made and anthropogenic origin and the arsenal of protective equipment in extreme conditions of human activity. It is emphasized that ensuring effective educational activities within the framework of the discipline "Life Safety", taking into account innovative trends, is achieved by using all types and forms of organizing training sessions, including using media technologies, optimal means and methods of evaluation in order to determine the main parameters and characteristics of the quality of the educational process.

Key words: human and environmental protection activities, technosphere safety, life safety, environmental protection, academic discipline "Life safety", competence approach, system-activity approach.

Введение. В настоящее время образовательная парадигма побуждает к модернизации основных направлений подготовки кадров в высшей школе, поиску современных подходов качественного образования в вузе, оценке его эффективности в соответствии с экономическими, социально-культурными потребностями общества.

Целью статьи является анализ направленности на системно-деятельностный и компетентностный подходы к освоению норм и правил безопасности обучающимися высших учебных заведений в рамках учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для выявления специфики деятельности человека в разных условиях: бытовой, производственной и непроизводственной сферы, живой и неживой природы, а также в чрезвычайных ситуациях.

В работе использованы труды С.В.Белова, послужившие теоретической базой исследования, нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также статьи Г.М. Гайдарова и А.В. Фролова, посвященные разным аспектам обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по подготовке к семинарским занятиям и организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», в которых отражена проблематика взаимодействия человека с биосферой, с бытовой, городской, производственной средой его обитания, а также выявлены особенности обеспечения защиты человеко- и природозащитной деятельности от разных рисков и видов опасностей при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Тематика статьи, выполненной с использованием комплекса общенаучных и специальных методов, обширной источниковедческой базы, носит исключительно профессионально ориентированный характер, что отвечает современным требованиям высшей школы в целях реализации концепции безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с ФГОС учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения студентами всех направлений высшего профессионального образования (бакалавров и специалистов).

Структурно-композиционное построение курса «Безопасность жизнедеятельности» предполагает «последовательное освоение студентами высших учебных заведений актуальных проблем теории и практики безопасности жизнедеятельности, тематическая направленность которых.... позволяет проследить эволюционный путь становления и развития учения о человеко- и природозащитной деятельности (техносферной безопасности), подробно рассмотреть область распространения, этапы и масштабы негативного влияния техносферы, выявить специфику осуществления контроля и управления в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды» [7, C. 508; 1; 2].

Образовательная деятельность по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», осуществляемая в формате контактной работы (аудиторной или внеаудиторной), электронной информационно-образовательной среде обучающихся с педагогическим работником, а также в форме самостоятельной работы обучающихся по учебно-образовательным модулям, обеспечивает логический порядок ее разделов и тем, аргументированность изложенного в ней материала. Это дает возможность студентам получить устойчивые знания в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды в новых социально-экономических условиях (национальная безопасность, экологическая безопасность, охрана труда, идентификация опасностей, защита в чрезвычайных ситуациях и др.).

Система организации учебно-воспитательного процесса в рамках данной дисциплины направлена на активизацию познавательной деятельности, основными задачами которой являются:

- более глубокое раскрытие теоретической и практической значимости тенденций в области безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охраны труда и защиты от негативных факторов в чрезвычайных ситуациях;

- формирование навыков соблюдения норм и правил безопасного поведения и выработка ценностных ориентиров по изучению рисков производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека;

- выработка уменийпроведения профилактических работ и мероприятий по ликвидации последствий от чрезвычайных ситуаций разного характера и разного происхождения [1, 2].

В ходе исследования нами выявлено, что важной особенностью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является используемый системно-деятельностный подход для изучения проблем защиты человека от вредных воздействий естественно-природного, техногенного, социального и иного происхождения, которые могут привести к различным чрезвычайным ситуациям и катастрофам с учетом последствий экономического, социального и экологического характера [7].

Создание оптимальных условий для взаимодействия человека со средой обитания на основе компетентностного подхода, программно-целевого планирования защиты от опасностей в разных условиях обитания человека способствует выработке эффективных с применением знаний и осуществлением учета мер и средств для снижения или полного устранения причин их возникновения, а также расширению путей доступа к информации «по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности» [9].

Процесс формирования у обучающихся системных знаний о человеко-и природозащитной деятельности (техносферной безопасности) на основе мониторинга и контроля, профилактических работ и мероприятий, особенно при возникновении чрезвычайных ситуаций и устранении негативных последствий от них будет способствовать тому, чтобы поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, необходимые для успешного существования личности, социума и государства.

Направленность дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на оптимизацию гуманистической составляющей как основы обеспечения личной, общественной и государственной безопасности, а также охраны окружающей природной среды и ориентация на гармонизацию отношений человека с разными сферами его обитания основана на системных знаниях, полученных в том числе в рамках семинарских занятий как одной из важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей школе.

Подготовка к семинарским занятиям по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» предполагает с участием преподавателя, задача которого - направить студента, осуществить активную самостоятельную исследовательскую работу для более глубокого изучения программного материала согласно требуемым результатам образовательного процесса.

Семинарские занятия как основной вид учебной работы в вузе играют важную роль в подготовке студентов к профессиональной деятельности и проводятся с целью мотивации обучающихся проявить самостоятельность и самоорганизацию при выполнении теоретических и практико-ориентированных заданий в рамках освоения программы курса «Безопасность жизнедеятельности».

Большой объем семинарских занятий составляет изучение и обсуждение наиболее сложных и актуальных с точки зрения теории и практики вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды, а также выполнения практико-ориентированных задач в предметной области.

В числе практико-оринтированных задач необходимо выделить следующие:

- создание высококачественных комфортных и травмобезопасных условий для взаимодействия человека со средой обитания;

- знание и учет механизмов проявления различных опасностей и навыков выбора эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты;

- соблюдение санитарно-эпидемиологических и санитарно-гигиенических стандартов жизнеобеспечения;

- рациональное управление соотношением эволюции биосферы и культуры человека и др.[ 2; 3; 7].

Составной частью образовательного процесса является самостоятельная работа студентов, призванная обеспечить формирование, закрепление и развитие аналитических, учебно-исследовательских, научно-исследовательских и творческих способностей обучающихся для выявления сущностных специфических знаний, приобретаемых в рамках изучаемого курса.

Самостоятельная работа, выполняемая студентами, предполагает овладение обучающимися методологическими подходами, практическими навыками и умениями, способностью применять теоретические знания посредством участия в решении актуальных проблем безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей природной среды, а также для повышения уровня контроля и совершенствования управления условиями жизнедеятельности в техносферной среде.

Самостоятельная работа студентов включает в себя различного рода задания, а именно - подготовить конспект, написать эссе, доклад, сообщение, реферат, а также произвести решение ситуационных проблемных задач, направленных на более глубокое усвоение материала изучаемой темы дисциплины.

Исследование показало, что информационная наполненность курса, правильность подбора используемого материала для подготовки к семинарским занятиям и организации самостоятельной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» способствует более глубокому раскрытию теоретической и практической значимости современных тенденций в области безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охраны труда и защиты от негативных факторов в экстремальных ситуациях.

В ходе исследования нами разработаны методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», сущность которых направлена на:

- систематизацию знаний в области обеспечения личной и коллективной безопасности, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;

- формирование навыков самостоятельного получения знаний как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

- выработку умений применения превентивных мер и проведения адекватных действий в области экологической безопасности, охраны труда, защиты в чрезвычайных ситуациях.

Выводы. Подготовка студентов в рамках учебного курса «Безопасность жизнедеятельности» осуществляется на основе изучения органично сочетающихся теоретических, методических и организационно-управленческих аспектов безопасного взаимодействия в жизненном цикле человека со средой обитания с учетом применения различных способов, методов и средств образовательного процесса.

Использование системно-деятельностного и компетентностного подходов к изучению проблемы защиты природы и человека от негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественно-природного происхождения способствует созданию комфортных и безопасных условий для всех процессов жизнедеятельности человека, преодолению мирового экологического кризиса.

Отметим, что обеспечение безопасности жизнедеятельности достигается за счет формирования и соблюдения нормативных требований по созданию высококачественного комфортного жизненного пространства с целью соответствия социально-экономическим и культурным потребностям человека, специфике его профессиональной направленности в условиях модернизации и развития всех сфер человеческой деятельности, техносферной безопасности.

Изучение норм и правил безопасного поведения человека, осуществляемое в рамках курса «Безопасность жизнедеятельности», соответствует основной цели современной парадигмы образования в сфере безопасности жизнедеятельности - приобретение студентами совокупности знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности личности, общества и государства и защиты окружающей среды.

Наилучшим образом эта цель достигается при системном подходе, предполагающем одновременное развитие трех звеньев, от которых зависит процесс обеспечения безопасности жизнедеятельности, - теории, методики и практики.

Таким образом, освоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» играет важную роль в изучении генезиса взглядов на проблему развития человеческой цивилизации, выявлении причин возникновения источников опасностей в рамках постоянно взаимодействущих систем: «человек - биосфера», «человек - среда обитания», «человек -техносфера».

Литература:

1. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) / С.В. Белов; в двух ч. Часть1: Учебник для академического бакалавриата. 5-е изд., пер. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 350 с.

2. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность / С.В. Белов; в двух ч. Часть 2: Учебник для академического бакалавриата. 5-е изд., пер. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 362 с.

3. Гайдаров, Г.М. Эффективность программно-целевого планирования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в субъекте Федерации / Г.М. Гайдаров // Здравоохранение Российской Федерации. - 2017. - № 5. - С. 241-249.

4. ГОСТ 22.0.04-97. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения (аутентичен ГОСТ Р 22.0.04-95). - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200009375/ (дата обращения 12.01.2022).

5. ГОСТ 12.1.007-76. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности (с Изменениями N 1, 2). - URL: http://docs.cntd.ru/document/5200233(дата обращения 12.01.2022).

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.03.2021). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения 10.01.2022).

7. Криворотенко С.Н. Актуальные проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности: компетентностный подход / С.Н. Криворотенко // Стратегии устойчивого развития мировой науки : сборник научных работ 51-й Международной научной конференции Евразийского Научного Объединения (г. Москва, май 2019). - Москва: ЕНО, 2019. - С. 507-509. -URL: https://esa-conference.ru/journal/51ya-mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferentsiya-eno/ (дата обращения: 10.01.2022).

8. Примерная программа дисциплины (курса) «Безопасность жизнедеятельности»; рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для всех направлений высшего профессионального образования (бакалавриат и специалитет). - URL: https://www.altstu.ru/media/f/Programma-BZhD.pdf (дата обращения: 12.01.2022).

9. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 10.01.2022).

10. Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28-ФЗ (последняя редакция).- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1786l/(дата обращения: 11.01.2022).

11. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ (последняя редакция). - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения: 12.01.2022).

12. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 18.03.2020). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5438/ (дата обращения: 10.01.2022).

13. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (последняя редакция). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_15234/ (дата обращения: 15.01.2022).

14. Федеральный закон "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" от 30.03.1998 N 54-ФЗ (последняя редакция). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18263/ (дата обращения: 15.01.2022).

15. Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.1995 N 151-ФЗ (последняя редакция). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7746/(дата обращения: 10.01.2022).

16. Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ (последняя редакция]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19559/ (дата обращения: 11.01.2022).

17. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 10.01.2022).

18. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7 ФЗ (последняя редакция). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 12.01.2022).

19. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями на 26 июля 2019 года). - URL: http://docs.cntd.ru/document/901729631 (дата обращения: 11.01.2022).

20. Фролов, А. В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда : учебное пособие для вузов / А.В. Фролов, Т.Н. Бакаева. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 751 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.