Научная статья на тему 'Роль дисциплины безопасность жизнедеятельности в подготовке будущих специалистов в области техносферной безопасности'

Роль дисциплины безопасность жизнедеятельности в подготовке будущих специалистов в области техносферной безопасности Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
678
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАЩИТА / ЧЕЛОВЕК / СРЕДА ОБИТАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЗНАНИЕ / МЕРЫ ЗАЩИТЫ / SAFETY / PROTECTION / PERSON / HABITAT / INTERACTION / KNOWLEDGE / PROTECTION MEASURES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пашкова Валентина Алексеевна

Широкая и все нарастающая гамма техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них всё это требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достигается только в результате приобретения теоретических и практических объективных знаний, интегрированных на общей методической основе, необходимых для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания. Задача дисциплины безопасности жизнедеятельности дать необходимость знания и умения, которые позволяют решать вопросы с растущими угрозами в техносфере и проблемами обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе «человек производство окружающая среда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Пашкова Валентина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DISCIPLINE HEALTH AND SAFETY IN THE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF TECHNOSPHERE SAFETY

A wide and growing range of man made hazards, the lack of natural mechanisms of protection against them-all this requires the acquisition of human skills to detect hazards and the use of protective equipment. This is achieved only as a result of the acquisition of theoretical and practical objective knowledge, integrated on a common methodological basis, necessary to ensure a comfortable state and human security in interaction with the environment. The task of the discipline of life safety is to give the need for knowledge and skills that allow to solve issues with growing threats in the technosphere and the problems of ensuring the safety of life in the system "man production environment".

Текст научной работы на тему «Роль дисциплины безопасность жизнедеятельности в подготовке будущих специалистов в области техносферной безопасности»

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

THE ROLE OF DISCIPLINE HEALTH AND SAFETY IN THE TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF TECHNOSPHERE SAFETY

Пашкова Валентина Алексеевна

кандидат биологических наук, доцент кафедра «Безопасность жизнедеятельности в техносфере и защита человека в чрезвычайных ситуациях» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орёл, Россия Pashkova Valentino Alekseevna candidate of biological sciences, associate professor department "Life safety in the technosphere and human protection

in emergency situations» Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Широкая и все нарастающая гамма техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них - всё это требует приобретения человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достигается только в результате приобретения теоретических и практических объективных знаний, интегрированных на общей методической основе, необходимых для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания. Задача дисциплины безопасности жизнедеятельности - дать необходимость знания и умения, которые позволяют решать вопросы с растущими угрозами в техносфере и проблемами обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе «человек - производство - окружающая среда».

Abstract. A wide and growing range of man - made hazards, the lack of natural mechanisms of protection against them-all this requires the acquisition of human skills to detect hazards and the use of protective equipment. This is achieved only as a result of the acquisition of theoretical and practical objective knowledge, integrated on a common methodological basis, necessary to ensure a comfortable state and human security in interaction with the environment. The task of the discipline of life safety is to give the need for knowledge and skills that allow to solve issues with growing threats in the technosphere and the problems of ensuring the safety of life in the system ""man - production - environment"".

Ключевые слова: безопасность, защита, человек, среда обитания, взаимодействие, знание, меры защиты.

Keywords: safety, protection, person, habitat, interaction, knowledge, protection measures

Научно-технический прогресс, подобно цепной реакции, соединяет воедино природные, антропогенные и общественные процессы, увеличивая систему связанных с ними угроз человечеству в техносфере.

Одной из основных дисциплин при подготовке специалистов в области техносферной безопасности является безопасность жизни - это научная дисциплина, изучающая вопросы сохранения здоровья и безопасности человека в среде обитания.

Объектом изучения в дисциплине безопасность жизнедеятельности являются комплекс явлений и процессов в системе «человек-среда обитания». Знания полученные по дисциплине объединяют безопасное взаимодействие человека со средой обитания (производственный, бытовой, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

В процессе изучения дисциплины будущий специалист получает теоретические знания и практические навыки необходимые:

- для создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

-обеспечения устойчивости и функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

-прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;

-принятия решений по защите производственного персонала и населения от

и и ■ V/ /" и

возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

В ходе изучения дисциплины предусматривается решение следующих взаимосвязанных задач:

-идентификация опасных и вредных факторов;

- защита человека от опасных и вредных факторов;

-ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Установлено, что на современном этапе развития экономики любого государства большую роль играет соотношение экономической выгоды к безопасности производства и экономическим последствиям с точки зрения общегосударственного интереса в перспективе. Исходя из этого, нередко оказывается, что отдельные проекты, в итоге, на первый взгляд, дают реальный положительный эффект (например, экономический) в последующем могут привести к реальным экологическим последствиям затраты на преодоление которых будут несравнимо больше, чем весь экономический эффект.

Известно, что опасности техносферы во многом антропогены. В основе их возникновения лежит человеческая деятельность, направленная на формирование и трансформацию потоков вещества, энергии и информации в процессе жизнедеятельности. Изучая и изменяя эти потоки, можно ограничить их величину допустимыми значениями. Если сделать это не удается, то жизнедеятельность становится опасной.

Мир опасностей в техносфере непрерывно нарастает, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозданием. Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали по результату воздействия негативных факторов — числу жертв, потерям качества компонент

биосферы, материальному ущербу.

Оценка последствий от воздействия негативных факторов по конечному результату — грубейший просчет человечества, приведший к огромным жертвам и кризису биосферы.

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.

Достаточно долго негативные факторы техносферы оказывали основное воздействие на человека лишь в сфере производства, вынудив его разработать меры техники безопасности. Необходимость более полной защиты человека в производственных зонах привела к охране труда. Сегодня негативное влияние техносферы расширилось до пределов, когда объектами защиты стали также человек в городском пространстве и жилище, биосфера, примыкающая к промышленным зонам. Нетрудно видеть, что почти во всех случаях проявления опасностей источниками воздействия являются элементы техносферы с их выбросами, сбросами, твердыми отходами, энергетическими полями и излучениями.

Идентичность источников воздействия во всех зонах техносферы неизбежно требует формирования общих подходов и решений в таких областях защитной деятельности как безопасность труда, безопасность жизнедеятельности и охрана природной среды.

Основными направлениями практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.

Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сконцентрировать внимание на наиболее уязвимые опасности в техносфере, связанные с соблюдением потоков вещества энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.

Пороговые или предельно допустимые значения опасностей устанавливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение предельно допустимых значений потоков создает безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве и исключает негативное влияние техносферы на природную среду. С действием техногенных опасностей в пространстве и во времени травмоопасные воздействия, как правило, действуют кратковременно и спонтанно в ограниченном пространстве. Они возникают при авариях и катастрофах, при взрывах и внезапных разрушениях зданий и сооружений. Зоны влияния таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно распространение их влияния и на значительные территории, например, при аварии на ЧЭАЭС. Для вредных воздействий характерно длительное или периодическое негативное влияние на человека, природную среду и элементы техносферы. Пространственные зоны вредных воздействий изменяются в широких пределах от рабочих и бытовых зон до размеров всего земного пространства. К последним относятся воздействия

выбросов парниковых и озоно-разрушающих газов, поступление радиоактивных веществ в атмосферу и т.п.

Установлено что, техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно. Человек и окружающая его техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему «человек - техносфера». Одновременно существует и система «техносфера - природная среда». Техногенные опасности не действуют избирательно, они негативно воздействуют на все составляющие вышеупомянутых систем одновременно, если последние оказываются в зоне влияния опасностей.

Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

Уменьшить потоки веществ, энергий или информации в зоне деятельности человека можно, уменьшая эти потоки на выходе из источника опасности (или увеличением расстояния от источника до человека). Если это практически неосуществимо, то нужно применять защитные меры: защитную технику, организационные мероприятия и т.п.

Из вышесказанного следует, что мир техногенных опасностей вполне познаваем и что у человека есть достаточно средств и способов защиты от техногенных опасностей. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме техногенной безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Во многом это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности- неотъемлемая составная часть и общая образовательная компонента подготовки всесторонне развитой личности.

Литература

1. Никифоров Л. Л. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие /Л. Л. Никифоров, В. В. Персиянов. — Электрон. текстовые данны/е. — М. : Дашков и К, 2015. — 494 с. — 978-5-394-01354-6. — Режим доступа: http://www. iprbookshop.ru/14035.html

2. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / В. О. Евсеев [и др.]. — Электрон. текстовые данны/е. — М. : Дашков и К, 2014. — 453 с. — 978-5-394-02026-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24773.html

3. Айзман Р. И. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс] : словарь-справочник / Р. И. Айзман, С. В. Петров, А. Д. Корощенко. — Электрон. текстовые данны/е. — Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. — 352 с. — 978-5-379-02025-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65271.html.

References

1. Nikiforov L. L, Persianov V. V. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti [Safety]. Moscow, Dashkov andKPubl, 2015, 494p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/14035.html.

2. Evseev V. O. [etc.]. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti [Life safety]. Moscow, Dashkov andKPubl,, 2014, 453p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/24773.html.

3. Aizman R. I., Petrov S. V., Koroshchenko A. D. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti [life Safety]. Novosibirsk, Siberian University Publ., 2017, 352 p. Available at: http://www.iprbookshop.ru/65271.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.