Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ" ДИСЦИПЛИНЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ" ДИСЦИПЛИНЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / РИСК / СРЕДА ОБИТАНИЯ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гризодуб Наталья Викторовна

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной для изучения студентами в вузе. С учётом ситуации в сфере безопасности во всем мире и в ряде отдельных стран и регионов, увеличения уровня травматизма и снижения общих показателей здоровья населения, обосновывается роль и значимость учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузах на примере изучения темы «Медико-биологические основы безопасности». Ведь именно биологические опасности, возникающие в современном мире под воздействием факторов окружающей среды, требуют детального рассмотрения, для обеспечения безопасной жизнедеятельности человека в различных сферах: учебной, социальной, профессиональной и др. Полученные в результате теоретические и практические знания должны быть нацелены на сохранение и укрепление здоровья студентов, как самой мобильной прослойки общества, путём формирования у них безопасной культуры жизнедеятельности, модели безопасного поведения, как в социуме, так и в будущей профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гризодуб Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A CULTURE OF SAFE LIFE OF STUDENTS WHEN STUDYING THE TOPIC "MEDICAL AND BIOLOGICAL HAZARDS" IN THE FRAMEWORK OF STUDYING THE COURSE "SAFETY OF LIFE"

The academic discipline «Life Safety» is compulsory for students to study at the university. Considering the situation in the field of safety around the world and in a number of individual countries and regions, an increase in the level of injuries and a decrease in general indicators of public health, the role and significance of the discipline «Life Safety» in universities is substantiated by the example of studying the topic «Medical and biological foundations of safety». After all, it is the biological hazards that arise in the modern world under the influence of environmental factors that require detailed consideration in order to ensure the safe life of a person in various fields: educational, social, professional, etc. The resulting theoretical and practical knowledge should be aimed at preserving and strengthening health of students, as the most mobile layer of society, by forming a safe culture of life in them, a model of safe behavior, both in society and in future professional activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ" ДИСЦИПЛИНЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА. 2021. № 1. С. 31-37.

Pedagogical perspective. 2021; 1 : 31-37.

Научная статья УДК 378.17

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

ТЕМЫ «МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ» ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Н.В. Гризодуб

Донецкий национальный университет, Донецк, Донецкая Народная Республика, natalyagrizodub@mail.ru

Аннотация. Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной для изучения студентами в вузе. С учётом ситуации в сфере безопасности во всем мире и в ряде отдельных стран и регионов, увеличения уровня травматизма и снижения общих показателей здоровья населения, обосновывается роль и значимость учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузах на примере изучения темы «Медико-биологические основы безопасности». Ведь именно биологические опасности, возникающие в современном мире под воздействием факторов окружающей среды, требуют детального рассмотрения, для обеспечения безопасной жизнедеятельности человека в различных сферах: учебной, социальной, профессиональной и др. Полученные в результате теоретические и практические знания должны быть нацелены на сохранение и укрепление здоровья студентов, как самой мобильной прослойки общества, путём формирования у них безопасной культуры жизнедеятельности, модели безопасного поведения, как в социуме, так и в будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: безопасность, биологическая безопасность, угроза, риск, среда обитания, культура безопасной жизнедеятельности, культура безопасности жизнедеятельности.

Для цитирования: Гризодуб Н.В. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности студентов при изучении темы «Медико-биологические основы безопасности» дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 31-37.

FORMATION OF A CULTURE OF SAFE LIFE OF STUDENTS WHEN STUDYING THE TOPIC «MEDICAL AND BIOLOGICAL HAZARDS» IN THE FRAMEWORK OF STUDYING THE COURSE «SAFETY OF LIFE»

N.V. Grizodub

Associate Professor of the Department of Pedagogy, Donetsk, Donetsk National University, natalyagrizodub@mail.ru

Abstract. The academic discipline «Life Safety» is compulsory for students to study at the university. Considering the situation in the field of safety around the world and in a number of individual countries and regions, an increase in the level of injuries and a decrease in general indicators of public health, the role and significance of the discipline «Life Safety» in universities is substantiated by the example of studying the topic «Medical and biological foundations of safety». After all, it is the biological hazards that arise in the modern world under the influence of environmental factors that require detailed

© Гризодуб Н.В.

31

Гризодуб Н.В. Формирование культуры Grizodub N.V. Formation of a culture of safe life of students

безопасной жизнедеятельности студентов при when studying the topic «Medical and biological hazards» in изучении ... the framework of studying the course «Safety of life»

consideration in order to ensure the safe life of a person in various fields: educational, social, professional, etc. The resulting theoretical and practical knowledge should be aimed at preserving and strengthening health of students, as the most mobile layer of society, by forming a safe culture of life in them, a model of safe behavior, both in society and in future professional activities.

Key words: safety, biological safety, threat, risk, habitat, culture of safe life, culture of safety of life.

For citation: Grizodub N.V. Formation of a culture of safe life of students when studying the topic «Medical and biological hazards» in the framework of studying the course «Safety of life». Pedagogical perspective. 2021; 1 : 31—37.(In Russ.)

Современные технологии развиваются огромными шагами, каждый год появляются новые открытия и изобретения, нововведения в борьбе с различными заболеваниями, однако в тоже время появляются новые виды угроз, исходящие от инфекционных болезней и их возбудителей, приобретающие глобальный характер. Эта проблема затрагивает непосредственно биологическую безопасность как личности, так и социума, в котором она находится. Ведь реалии современности демонстрируют нам глобальный характер новых угроз со стороны биологических агентов, вызывающих инфекционные и вирусные заболевания выявленной и не выявленной этиологии, способных за короткий промежуток времени спровоцировать на определенной территории чрезвычайную ситуацию. Поэтому знания в этой области, а также умения применять их на практике являются необходимым условием осуществления профессиональной деятельности специалиста любого профиля, включая осуществление безопасной жизнедеятельности в личностном аспекте.

Цель данной статьи - показать значимость изучения биологической безопасности в рамках учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является обязательной для изучения в вузе и направлена на формирование достаточного уровня культуры безопасной жизнедеятельности, в частности, психологической устойчивости и навыков правильного поведения в различных опасных ситуациях и понимания необходимости предвидения опасностей.

Культуру безопасности мы понимаем как готовность и способность лич-

ности использовать приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в личной, общественной и профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности жизни и здоровья человека рассматриваются в качестве приоритета. Исходя из этого, культура безопасности жизнедеятельности - это безопасная повседневная и профессиональная деятельность человека, включающая профилактику, минимизацию и устранение последствий опасностей, вызванных вредными и опасными факторами.

Культура безопасной жизнедеятельности студентов включает помимо перечисленных составляющих еще и дополнительные компоненты: стойкую внутреннюю мотивацию, побуждающую к безопасному стилю поведения; умение правильно оценивать сложившуюся ситуацию, своевременно и правильно принимать решения на практике и быть ответственным за итоговый результат; опыт самосовершенствования, касательно новых видов опасности; готовность к осуществлению безопасной жизнедеятельности и т.д.

Таким образом, мы считаем, что понятие «культура безопасной жизнедеятельности» шире понятия «культура безопасности жизнедеятельности» и является основной составляющей её личностного воплощения.

Ещё одним важным понятием является опасность - потенциальное свойство среды обитания, её отдельных компонентов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве кото-

рого может выступать и сам источник опасности [1].

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включает два содержательных модуля, включающих шесть тем, подлежащих изучению студентами всех направлений бакалавриата высшего профессионального образования очной и заочной форм обучения. Первый модуль включает темы: «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Основы пожарной безопасности», «Безопасность жизнедеятельности в условиях социально-политических чрезвычайных ситуаций». Второй модуль - «Основы валеологиче-ской безопасности» и «Медико-биологические основы безопасности».

Основной задачей дисциплины является формирование личности безопасного типа со сформированной культурой безопасного поведения в среде обитания в процессе своей жизнедеятельности, нацеленной на сохранение здоровья и защиты жизни [2]. Для этого необходимо формирование умений и навыков идентификации потенциальных опасностей (в частности, в условиях современного состояния санитарно-эпидемиологической ситуации в мире, биологических угроз), нацеленных на их определение и предупреждение, а также освоение способов защиты от них. В случае биологических угроз важно уметь принимать обдуманные решения, направленные на устранение их последствий и предотвращение повторного возникновения. В современной классификации биологических угроз на основе перечня опасностей биологического характера выделяют угрозы естественной природы (инфекционные заболевания) и угрозы искусственной природы (связанные с профессиональной деятельностью).

Учитывая ситуацию в стране и мире, сложившуюся в связи с новой ко-

ронавирусной инфекцией COVID-19, изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» приобретает особое значение. С чем в действительности пришлось столкнуться населению? С непониманием серьёзности ситуации и отсутствием соответствующих навыков обеспечения личной безопасности в контексте биологических угроз. Все это обусловило резкий рост заболеваемости, наблюдаемый в целом ряде стран. Особенно тревожит ситуация в системе образования, и именно поэтому подрастающему поколению необходимо иметь сформированный уровень безопасной культуры поведения.

В связи с этим возрастает значимость темы «Медико-биологические основы безопасности», при изучении которой студенты получают знания о биологической безопасности, санитарно-эпидемиологической обстановке (эпидемии, пандемии, массовые отравления людей биологическими и др. агентами), характеристиках возможных патогенных микроорганизмов. Полученные знания дают им возможность осознанно применять их в своей жизни за счет определения, создания и поддержания безопасных условий своей жизнедеятельности, формируя при этом основы личной безопасности. Это актуализирует основные проблемы в сфере биологической безопасности и пути их решения, формирует у будущих специалистов активную социальную позицию, собственный взгляд на решение проблемы, ответственность за свои действия перед собой и обществом. Ведь студенчество - это особая социальная категория, которая имеет высокую социальную активность, мотивацию на деятельность (получение высшего профессионального образования и осуществление в дальнейшем профессиональной деятельности), представляет собой потенциал будущего благополучия страны.

Мы считаем, что сформированность устойчивых знаний в области биологи-

ческой безопасности выступает гарантом в формировании личности, способной к систематизации знаний в области безопасности, обладающей научным мировоззрением, способной решать практические задачи как в будущей профессиональной сфере, так и в общественной жизни.

На формирование культуры безопасной жизнедеятельности студентов влияют педагогические условия, которые искусственно создаются и управляются педагогом, направлены на развитие личности обучающегося, в том числе на динамику и конечный результат [3]. К ним мы относим: 1) планирование процесса обучения, программирование деятельности преподавателя и студентов, обеспечение максимальной организованности и, как следствие, достижение необходимых результатов; 2) воспроизведение процесса обучения и его результатов на основе блочного принципа построения курса «Безопасность жизнедеятельности».

Суть блочного построения дисциплины заключается в представлении каждой темы в виде трёх функциональных блоков:

1) инвариантного блока, включающего минимум теоретических знаний, законов, принципов, понятий, обладающих значительной временной стабильностью (не менее 50% общей трудоемкости дисциплины);

2) вариативного блока, состоящего из блока направления отдельной (изучаемой) специальности, под которым мы понимаем укрупненную группу области знаний «Безопасность жизнедеятельности»;

3) блока образовательной программы с конкретными научно-практическими знаниями и фактологическим материалом применительно к определенному виду профессиональной деятельности (содержание каждого модуля корректируется преподавателем в сторону профессиональной направленности профиля получаемого образования);

На примере темы «Медико-биологические основы безопасности» проведем анализ понятия «биологическая безопасность», которое является довольно широким. Биологическая безопасность может проявляться в различных сферах и у общества возникает потребность в её обеспечении. Исходя из этого, следует более детально рассмотреть проблемы обеспечения биологической безопасности населения в целом, и в контексте изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в частности.

По мнению Г.Г. Онищенко «биологическая безопасность - состояние защищенности населения (личности, общества, государства) от прямого и / или опосредованного через среду обитания (производственная, социально-экономическая, геополитическая инфраструктура, экологическая система) воздействия опасных биологических факторов» [4, с. 5]. Согласно другой точке зрения, «биологической безопасностью является состояние защищенности людей, сельскохозяйственных животных и растений, окружающей природной среды от опасностей, вызванных или вызываемых источником биолого-социальной чрезвычайной ситуации» [5, с. 4].

Под средой обитания мы понимаем все то, что окружает индивидуум в данный момент, то есть условия окружающей его среды (природной, социальной, производственной, бытовой, учебной и пр.), которая подвержена различным факторам (духовно-нравственным, общественным, производственным, материально-бытовым и пр.). В современных условиях жизнедеятельность человека в среде обитания подвержена рискам проявления различных опасных и вредных факторов, в связи с чем необходимо уметь ориентироваться в условиях их возникновения, принимать обоснованные решения, нацеленные на ликвидацию последствий, если в этом есть необходимость. По мнению Е.В. Листвиной люди вынуждены су-

ществовать в ситуациях, которые «не имеют отработанных, зафиксированных стереотипов и правил поведения», кроме того, степень проявления риска постоянно варьируется [6, с. 65-66].

Анализ трактовок понятий «биологическая безопасность» и «среда обитания» различными исследователями позволил нам выявить направленность биологической безопасности не только на обеспечение сохранности населения, но и самой среды обитания, животных и растений, способных нанести ущерб, сопоставимый с угрозой национальной и международной безопасности.

Риски, обусловленные развитием новых технологий, можно разделить на три группы. Во-первых, новые технологии обладают не только созидательным, но и большим разрушительным потенциалом, который трудно поддается контролю. Они могут стать угрозой и людям, и среде обитания. Случайно или намеренно развитие и распространение достижений генной инженерии в принципе могут вызвать непредвиденные опасные заболевания или экологические потрясения. Во-вторых, по мере усложнения используемых технологий возникают технические риски. В-третьих, существует группа рисков, связанных с этикой, системой ценностей и образом мышления.

Даже самые первые шаги в области столь радикально новых технологий, как клонирование человека или создание искусственного интеллекта, вызвали колоссальное количество дискуссий по поводу этических аспектов подобных исследований. Они действительно могут принести результаты, совершенно неприемлемые с точки зрения устоявшихся морально-этических норм и людей, придерживающихся этих норм. Предоставление положительных возможностей представляет собой проблему, которая выражается в неограниченном влиянии на человека и определенно точно повлечет за собой большие этические и правовые проблемы.

Анализ событий, происходящих в последние годы и затрагивающих сферу биологической безопасности, выявил целый комплекс принципиально новых важных тенденций, значение которых еще предстоит детально оценить и взвесить [7, с. 58]. Наиболее значимые последствия могут вызвать непредсказуемые, вышедшие из-под контроля в результате случайных генетических мутаций, произошедших, как правило, под действием различных техногенных процессов, или же намеренно созданные биологические агенты, которые могут поражать людей, животных и растения. Все они могут стать биологическим оружием. Государство в таком случае, должно быть готовым к противостоянию на внешней, мировой арене с использованием такого биооружия.

В 2001 году в США был установлен первый случай применения с целью теракта биологического оружия, а именно спор сибирской язвы, пересылаемых в почтовых письмах. В результате 23 человека заразилось и 5 умерло. В 2004 и в 2013 годах в США в государственных учреждениях были обнаружены конверты с рицином (ядом биологического происхождения), предназначавшиеся для президента США Барака Обамы и сенатора Роджера Уикера. Данный биотеракт удалось вовремя распознать и предотвратить.

В Китае в 2020 году произошла вспышка нового инфекционного заболевания, получившего название COVID-19, которое быстро спровоцировало ухудшение эпидемиологической ситуации в стране, а в последствии приобрело масштаб пандемии, что сказалось на государственной и национальной безопасности многих стран. Учитывая скорость распространения и число инфицированных COVID-2019 (включая медицинских сотрудников), в некоторых изданиях высказывались версии об его искусственном происхождении в качестве потенциального биологического оружия [8].

Биологическая опасность, возникшая в результате использования различных биологических агентов, инфекционных заболеваний, которые затем могут передаваться от одного лица к другому, потенциально может иметь необратимые последствия. Ведь если вследствие взрыва или пожара, количество жертв можно сосчитать в течении определённого периода времени (учитывая тяжело больных пациентов, впоследствии скончавшихся), то в ситуации с биологическими угрозами это является крайне сложным. Это определяется наличием большого количества различных заболеваний и малого количества

точных симптомов, благодаря которым можно было бы однозначно установить причину смерти. Осложняется ситуация и тем, что зачастую наблюдается длительный инкубационный период заболевания или бессимптомное течение болезни.

Подводя итог, ещё раз подчеркнём, что знания в области биологической безопасности, получаемые при изучении учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются необходимыми для жизнедеятельности любого человека, как в среде обитания в целом, так и в плане обеспечения личной и профессиональной безопасности.

Список литературы

1. Завриев С., Колесников А. Проблемы биобезопасности и противодействия биотерроризму // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 12. С. 90-101.

2. Ребко Э. М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 850-851.

3. Наников Э.С. Аспекты преподавания безопасности жизнедеятельности в вузе // Наука без границ. 2017. №11 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty prepodavaniya bezopasnostizhiznedeyatelnosti-v-vuze (дата обращения: 12.04.2021).

4. Биологическая безопасность. Термины и определения / Под ред. Г.Г. Онищенко, В.В. Ку-тыревой. М.: Медицина. 2011. 152 с.

5. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации: ГОСТ Р 22.0.04-95; Противодействие биологическому терроризму: практическое руководство по противоэпидемиологическому обеспечению. М., 2003.

6. Листвина Е.В. Риски образовательного пространства // Образование. Наука. Инновации.

2012. №1 (21). С. 64-71.

7. Яхимович В.И. Проектирование модели профессиональных компетенций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» при подготовке учителя в системе педагогического образования высшей школы // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2015. Т. 6. № 2. URL: http://eizvestia.isea. ru/reader/article.aspx?id=20026 (дата обращения: 12.04.2021).

8. WHO Director-General's opening remarks at the media briefing on COVID-19. 27 July 2020. URL: https://www.who.int/director-general/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---27-july-2020 (дата обращения: 12.04.2021)

References

1. Zavriev S., Kolesnikov A. Problems of biosafety and counteraction to bioterrorism // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya. 2009. № 12. P. 90-101. [in Russian].

2. Rebko E.M. Features of teaching life safety in pedagogical universities // Molodoy uchenyy. 2014. № 2. P. 850-851. [in Russian].

3. Nanikov E.S. Aspects of teaching life safety in the university // Nauka bez granits. 2017. No. 11 (16). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty prepodavaniya bezopasnostizhiznedeyatelnosti-v-vuze (Accessed: 12.04.2021). [in Russian].

4. Biological safety. Terms and definitions / Ed. G.G. Onishchenko, V.V. Kutyreva. Moscow: Meditsina. 2011. P 152. [in Russian].

5. Biological and social emergencies: GOST R 22.0.04-95; Combating biological terrorism: a practical guide to anti-epidemiological support. Moscow, 2003.

6. Listvina E.V. Risks of the educational space // Obrazovaniye. Nauka. Innovatsii. 2012. № 1 (21). P. 64-71. [in Russian].

7. Yakhimovich V.I. Designing a model of professional competencies in the discipline «Life Safety» in the preparation of a teacher in the system of pedagogical education of higher education // Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykal'skiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava). 2015. T. 6. № 2. Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id = 20026 (Accessed: 12.04.2021). [in Russian].

8. WHO Director-General's opening remarks at the media briefing on COVID-19. 27 July 2020. Available at: https://www.who.int/director-general/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---27-july-2020 (Accessed: 12.04.2021)

Информация об авторе

Наталья Викторовна Гризодуб - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Донецкого национального университета.

Information about the authors

Natalia V. Grizodub - Candidate of Sciences (Education), Donetsk National University, Associate Professor of the Department of Pedagogy.

Статья принята в редакцию 18.04.2021; одобрена после рецензирования 22.04.2021; принята к публикации 26.04.2021.

The article was submitted 18.04.2020; approved after reviewing 22.04.2020; accepter for publication

26.04.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.