УДК 378.016
Шлюбуль Елена Юрьевна Shlyubul Elena Iurevma
Доцент, к.п.н.
Docent, Candidate of pedagogics Кубанский государственный университет Kuban State University Синельникова Наталья Александровна Sinelnikova Natalia Aleksandrovna Старший преподаватель Senior teacher
Кубанский государственный технологический университет
Kuban State Technological University
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТА
LIFE SAFETY IN THE CONTEXT OF VALEOLOGICAL SUPPORT
OF A STUDENT
Аннотация: Статья посвящена вопросам безопасности жизнедеятельности с позиции здоровьесбережения студентов вуза. Рассматривается безопасное поведение человека в условиях современных реалий, возможности сохранения здоровья через систему педагогической, психологической и социальной поддержек. Делается акцент на валеологической поддержке студента как системы деятельности, объединяющей в себе все виды поддержек, а также дисциплин, способствующих безопасной и здоровой жизнедеятельности.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, здоровьесбережение, педагогическая, психологическая, социальная поддержки, валеологическая поддержка.
Abstract. The Article is devoted to the issues of life safety from the point of view of health saving of University students. We consider the safe behavior of a person in the conditions of modern realities, the possibility of preserving health through a system of pedagogical, psychological and social support. Emphasis is placed on valeological support of the student as a system of activities that combines all types of support, as well as disciplines that contribute to a safe and healthy life.
Keywords: life safety, health saving, pedagogical, psychological, social support, valeological support.
В современных условиях существования человека проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности, по своей значимости, относится к числу первоочередных задач государства, общества, личности. Недавние события, связанные с пандемией COVID-19, показали неготовность мира к новой угрозе. Фиксация же случаев нарушения карантинного режима по коронавирусу лишний раз говорит о безразличии людей в отношении, как собственного здоровья, так и здоровья окружающих.
Студенчество, являясь специфичной социальной группой, отличающейся условиями труда и жизни, должно обладать готовностью противостоять воздействию различного рода опасностей не только с позиции нормативно-правового поля, но и с позиции понимания своей роли в процессах профилактики и абилитации в негативных условиях среды. Именно с позиции безопасного
IIIМеждународная научно-практическая конференция
поведения человека во всех сферах его жизнедеятельности, в качестве обязательного курса в вузе включена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».
Основной компетенцией (согласно ФГОС ВО - УК-8), которой должен обладать студент является его способность «создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций». Создание и поддержка безопасных условий жизнедеятельности напрямую затрагивает вопросы здоровьесбережение человека.
Образование, полученное в вузе, определяет стратегию дальнейшей жизнедеятельности (в том числе и безопасной) студента, а состояние его здоровья является одним из основных условием эффективности деятельности и в период обучения, и в дальнейшей трудовой и социальной деятельности. Не стоит забывать, что студенты относятся к группе, где риск развития различного рода заболеваний достаточно высок, поэтому вопросы сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни в контексте безопасного поведения, достаточно актуальны и значимы.
Еще одна дисциплина в вузе, способствующая формированию безопасного и здорового образа жизни, является «Физическая культура». Относящаяся к категории универсальных компетенций «Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) УК-7, определяет «Способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности». Это говорит о том, что студент обязан отслеживать показатели своего здоровья (морфологические, функциональные, физические и др.) для поддержки своей физической работоспособности. Однако, данная дисциплина, как и дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» не могут в полной мере обеспечить поддержку здоровьесбережения студентов, так как отсутствует взаимосвязь и системность процессов здоровьесбережения в целом.
Анализ литературы показал, что представление о понятии «здоровьесбережение» сводится к набору систематических (или не систематических) мероприятий, способствующих повышению качества образованности и научению человека в области сбережения своего здоровья [1]. Сохранение и повышение уровня здоровья закладывается в знаниях и умениях, способствующих его сбережению, в ценностных ориентациях по отношению к индивидуальному и общественному здоровью. Условия, обеспечивающие здоровьесбережение студентов в образовательной среде заложены, с одной стороны в нормативных документах (ФЗ «Об образовании» СанПины, локальные акты вуза и пр.), с другой, психолого-педагогическими условиями образовательного и социального пространства. Все эти условия должны составлять единый кластер здоровьесберегающей среды с соответствующими функциональными распределениями внутри его.
В качестве такого образования может выступать валеологическая поддержка студента.
В научной литературе валеологическая поддержка рассматривается как
[2]:
- система, оздоравливающих мероприятий по поддержке человека в раскрытии его внутренних резервов, достижении благополучия и в укреплении здоровья;
- система, которая вооружает человека (студента) знаниями и умениями, необходимыми для укрепления веры в собственные силы.
Однако, несмотря на то, что в литературе имеется понимание сущности валеологической поддержки, хотелось бы ее дополнить и расширить.
Получивший широкое распространение в образовании личностно ориентированный подход предусматривает применение в педагогической практике условий для стимулирования процессов самопознания, самоопределения, самореализации студентов. Под этим подразумевается особая педагогическая деятельность по выявлению, обновлению и реализации способов, побуждающих студентов к саморазвитию и стимулирующих самостоятельную, внутренне мотивированную активность, т. е. особый акцент, делается на идее педагогической поддержки самореализации и саморазвития студентов. Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих успешному, самостоятельному продвижению человека в образовании (обучении, воспитании, саморазвитии). Предметом деятельности педагога по поддержке в образовании выступает процесс совместного со студентом преодоления препятствий, мешающих самостоятельно достигать результатов [3]. Такое понимание педагогической поддержки может существенно помочь в раскрытии сущности валеологической поддержки. Если говорить о проблемах здоровья современной молодежи, то теория и практика педагогической поддержки как нельзя, кстати, помогает в решении этих проблем.
Следует отметить, что проблемами, связанными с процессом здоровьесбережения студента, занимается психологическая служба вуза, в рамках оказания психологической поддержки студентам. В этом ключе происходит сосредоточение на предупреждении возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов. Приоритетными направлениями деятельности становятся психопрофилактическое и психогигиеническое просвещение и психологическая культура, а также психологическая диагностика, психологическое консультирование, а иногда и психокоррекция. Действия психологической поддержки показывает, что эмоциональное сопереживание и подкрепление со стороны других людей становится важным источником психического здоровья обучающегося.
В рамках проблематики социального здоровья выступает еще один вид поддержки — социальная поддержка. Социальную поддержку в обобщенном виде можно определить, как всяческую помощь, оказываемую индивиду средой в трудных ситуациях. Сюда относятся, прежде всего, проблемные ситуации, ситуации стресса, критические жизненные события и т. д. [2].
III Международная научно-практическая конференция
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что валеологическая поддержка может рассматриваться как составная часть всех рассмотренных выше видов поддержки.
Считаем, что валеологическая поддержка может выступать как самостоятельное направление, объединяющее и систематизирующее все виды и формы работы по обеспечению безопасного и здоровьесберегающего процесса. В этом случае, валеологическая поддержка - это система мер, направленная на помощь студенту в преодолении внутри- и внеорганизменных проблем, формирование здорового образа жизни, через получение необходимых знаний в области здоровьесбережения и предполагающая дальнейшую разработку личностной траектории поддержания собственного здоровья и безопасного поведения студента. Сюда будут входить основы нормативно-правового и санитарно-гигиенического характера, поддерживающие компоненты (социальная, психологическая, педагогическая поддержки), базовые дисциплины, обеспечивающие процессы здоровьесбережения (БЖД и физическая культура), другие курсы, способствующие расширению знаний о безопасности в области здоровьесбережения, мероприятия сопутствующего значения.
Библиографический список:
1. Шлюбуль Е.Ю. Проблемы в определении понятия «здоровьесбережение» в контексте педагогической деятельности // Образовательные технологии (г. Москва). 2020. № 1. С. 10-19.
2. Синельникова Н.А., Шлюбуль Е.Ю. Валеологическая поддержка здоровьесбережения студента в вузе // Психолого-педагопчш проблеми в освггньому процесс зб.наук.ст./Харк.нац.пед.ун-т iм. Сковороди.- х.: ХНПУ; ХОГОКЗ,2012. С. 268.
3. Шлюбуль Е.Ю. Педагогическая поддержка студента в образовательном пространстве вуза // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Краснодар, 2005.
© Е.Ю. Шлюбуль, Н.А. Синельникова, 2020