Научная статья на тему 'Безопасность жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья – новый профиль подготовки в рамках направления «Педагогическое образование»'

Безопасность жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья – новый профиль подготовки в рамках направления «Педагогическое образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1052
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность жизнедеятельности / культура безопасного поведения / ограниченные возможности здоровья / основная образовательная программа бакалавриата / учебная дисциплина / профессиональная подготовка педагога. / life safety / culture of safe behavior / disabilities / main educational program of a bachelor degree / university subject / professional training of teachers.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимушкин Александр Владимирович, Тимушкина Нина Викторовна

В статье показана необходимость подготовки педагогическихкадров для преподавания безопасности жизнедеятельностилицам с ограниченными возможностями здоровья. Предложенаосновная образовательная программа бакалавриата по профилю «Безопасность жизнедеятельности лиц с ограниченнымивозможностями здоровья», позволяющая внедрить в теориюи практику высшего образования принципиально новую модель освоения основных знаний и умений профессиональнойподготовки педагогов для работы с лицами с ограниченнымивозможностями здоровья. В профессиональный блок учебного плана включены 14 уникальных, ранее не читаемых учебныхдисциплин, 12 учебных дисциплин, все программы учебных,педагогических и производственных практик адаптированы спрофиля «Безопасность жизнедеятельности» к профилю «Безопасность жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья». Подготовка студентов по данной программезначительно повысит профессиональную востребованностьпедагога, работающего по профилю «Безопасность жизнедеятельности» на современном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимушкин Александр Владимирович, Тимушкина Нина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life Safety of People with Disabilities – a New Training Profile within the «Pedagogical Education»

The paper shows the necessity of training teachers for teaching life safety to people with disabilities. The authors offer the basic educational program for bachelors for the profile «Life safety of people with disabilities» that allows introducing a new model of studying the basic knowledge and skills of professional training of teachers into the theoretical and practical work in the sphere of higher education. This model allows them working with people with disabilities. Professional module of the curriculum includes 14 unique subjects that were not taught before as well as 12 other subjects and all the programs of practical trainings of students, which were adapted to the profile «Life safety of people with disabilities ». The training of students within this program will substantially enhance professional relevance of the life safety teachers in the modern labour market.

Текст научной работы на тему «Безопасность жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья – новый профиль подготовки в рамках направления «Педагогическое образование»»

А. В. Тимушкин, Н. В. Тимушкина. Безопасность жизнедеятельности лиц

УДК 378.14

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - НОВЫЙ ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ В РАМКАХ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Тимушкин Александр Владимирович -

доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета

E-mail: timushkin-box@rambler.ru

Тимушкина Нина Викторовна -

кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности, Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета E-mail: timushkina.nina@mail.ru

В статье показана необходимость подготовки педагогических кадров для преподавания безопасности жизнедеятельности лицам с ограниченными возможностями здоровья. Предложена основная образовательная программа бакалавриата по профилю «Безопасность жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья», позволяющая внедрить в теорию и практику высшего образования принципиально новую модель освоения основных знаний и умений профессиональной подготовки педагогов для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. В профессиональный блок учебного плана включены 14 уникальных, ранее не читаемых учебных дисциплин, 12 учебных дисциплин, все программы учебных, педагогических и производственных практик адаптированы с профиля «Безопасность жизнедеятельности» к профилю «Безопасность жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья». Подготовка студентов по данной программе значительно повысит профессиональную востребованность педагога, работающего по профилю «Безопасность жизнедеятельности» на современном рынке труда.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, культура безопасного поведения, ограниченные возможности здоровья, основная образовательная программа бакалавриата, учебная дисциплина, профессиональная подготовка педагога.

DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-3-121-124

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» прочно вошла в учебные планы большинства направлений и профилей системы общего, среднего специального и высшего образования. Содержание этого учебного предмета составляют различные виды опасностей, процедура их идентификации, разработка мер профилактики опасностей, средства и методы защиты человека и сохранения его жизнедеятельности, защита человека от влияния последействия явления чрезвычайного характера. Основами безопасности жизнедеятельности должен владеть любой человек, начиная с первых лет своей жизни.

В настоящее время тысячи людей погибают, заболевают или становятся инвалидами от воздействий опасностей природного, техногенного, биологического, экологического, антропогенного, социального характера. В связи с этим «безопасность жизнедеятельности», понимаемая как организация деятельности человека, при которой исключается или сводится к минимуму проявление опасностей, обособилась как учебная дисциплина, область научных исследований, специальность и профиль бакалавриата в рамках направления «педагогическое образование».

Безопасность жизнедеятельности формирует систему знаний, направленных на предотвращение или снижение различных видов опасностей, угрожающих человеку, их влияния на здоровье, и разрабатывает комплекс средств и методов обеспечения безопасности. В процессе обучения безопасности жизнедеятельности обеспечивается готовность к различным стихийным бедствиям, авариям и катастрофам, умение снизить и ликвидировать их последствия, формируются безопасная идеология, поведение и мышление [1].

Проблемы безопасности жизнедеятельности, сохранения здоровья населения страны вышли сегодня на уровень национально значимых. «Безопасность жизнедеятельности» входит в состав дисциплин базовой части Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата), в ходе реализации которого обеспечивается формирование, по крайней мере, двух компетенций: способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9) и готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6).

© Тимушкин А. В, Тимушкина Н. В., 2015

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3

В настоящее время повышенное внимание уделяется подготовке специалистов, ориентированных на охрану труда и обеспечение безопасности производств и сфер деятельности человека в условиях повышенного риска, и статус таких специалистов достаточно высок.

Большое значение в гуманизации образования имеет реализация принципа равных возможностей для всех категорий обучающихся, обеспечение возможности получения востребованной в обществе профессии, социализации и интеграции в обществе. В этом аспекте имеет особое значение овладение социально значимой процессией, акцентированной на работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, что является признанием их права на независимое безопасное существование и обеспечивает возможность социализации и самоопределения в социуме [2].

Министерство образования и науки РФ оценивает количество детей с ограниченными возможностями здоровья как 4,5% от общего числа детей в стране. В докладе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации отмечается, что среди подростков, прошедших углубленную диспансеризацию, имеют первую группу здоровья 16,4%, вторую - 54,3%, 24,2% - третью, т.е. у них хронические заболевания, четвертую и пятую группу здоровья (инвалидизирующие заболевания) имеют 5,1% детей. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, в стране насчитывается 571,5 тыс. детей-инвалидов [3]. В эту категорию относят детей, имеющих врожденные аномалии, расстройства психики и поведения, детей-инва-лидов вследствие болезней нервной системы и различных новообразований. В настоящее время в Саратовском регионе проживают более 6 тыс. детей-инвалидов, из них более 5 тыс. - дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающиеся и обучающиеся в различных образовательных учреждениях [4].

Государственная политика в отношении этой категории детей направлена на предоставление им равных возможностей с другими гражданами в реализации прав, предоставляемых Констшу-цией Российской Федерации в образовательной, экономической, политической, социальной и культурной областях [3].

Зачастую отсутствие четкого определения приводит к тому, что термин «ограниченные возможности здоровья» воспринимается равнозначным термину « инвалиды», тогда как официальная статистика свидетельствует, что детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, намного больше. Инвалидом является человек,

имеющий документ установленного образца, полученный на основании экспертной оценки по результатам специальной процедуры. Человек с «ограниченными возможностями здоровья» - более широкое понятие, включающее в эту группу не только инвалидов, но и людей, имеющих физический и (или) психический недостатки, препятствующие освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. К этой категории могут быть отнесены люди, имеющие: временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании какого-либо органа человека; хроническое соматическое или инфекционное заболевания; психическое отклонение от нормального развития, включающее в себя нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм; последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость; задержка психического развития, создающая трудности в обучении, и т. п.

Вышеизложенное свидетельствует, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья является особо актуальным и обосновывается следующими обстоятельствами:

- недостаточный уровень общего образования, просвещения и эрудиции приводит, как следствие, к низкой культуре безопасности жизнедеятельности;

- возникновение новых угроз безопасности жизнедеятельности в бытовой, социальной, техногенной, экологической сферах требует постоянного пополнения знаний о способах профилактики и противодействия опасностям и обеспечения личной безопасности;

- эффективность процесса формирования культуры безопасного поведения лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от наличия специально разработанной программы обучения, адаптированной к особенностям данной категории обучаемых, и наличия педагогов, специально подготовленных к реализации данной программы обучения.

В условиях вузовского обучения нужна специальная подготовка педагогических кадров, знающих основы специальной педагогики и психологии, имеющих четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, владеющих методиками разработки индивидуальных образовательных программ и практическими навыками организации учебного процесса для таких детей. Для эффективной реализации учебного курса необходимо применение современных

122

Научный отдел

А. В. Тимушкин, Н. В. Тимушкина. Безопасность жизнедеятельности лиц

технологий, приемов, методов, форм организации учебной работы, адекватных возможностям и потребностям обучающихся, а также адаптация содержания учебного материала к возможностям ребенка с ОВЗ [5].

Нами разработана и предложена для преподавания основная образовательная программа бакалавриата по профилю «Безопасность жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья» в рамках направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». Продолжительность реализации программы 4 года для слушателей очной формы обучения и 5 лет - для слушателей заочной формы обучения.

Данная программа позволяет внедрять в теорию и практику высшего образования принципиально новую модель освоения основных знаний и умений профессиональной подготовки педагогов для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Овладение данными знаниями и умениями значительно повышает профессиональную востребованность личности и создаёт уникальные конкурентные преимущества для педагогов, работающих по профилю «Безопасность жизнедеятельности» на современном рынке труда.

Освоение основной образовательной программы (ООП) бакалавриата по профилю подготовки «Безопасность жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья» предполагает получение полного высшего образования на базе изучения: обеспечения личной безопасности лиц с ограниченными возможностями здоровья; опасных ситуаций техногенного, природного, социального характера и защиты от них лиц с ограниченными возможностями здоровья; основ обороны государства и военной службы; анатомии, физиологии и патологии сенсорных систем лиц с ограниченными возможностями здоровья; методики обучения и воспитания по профилю подготовки «Безопасность жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья»; оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для получения всего этого объема знаний нами были разработаны 14 уникальных, ранее не читаемых учебных дисциплин, таких как: «Консультационная работа с родителями (опекунами) лиц с ограниченными возможностями здоровья»; «Профилактика медиазависимости у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»; «Обеспечение личной безопасности лиц с ограниченными возможностями здоровья»; «Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья»; «Психология ребенка с ограниченными возможностями здоро-

вья»; «Профилактика и коррекция одиночества у лиц с ограниченными возможностями здоровья»; «Анатомия, физиология и патология сенсорных систем лиц с ограниченными возможностями здоровья»; «Риски социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья» и другие.

Двенадцать учебных дисциплин профессионального блока адаптированы с профиля «Безопасность жизнедеятельности» к профилю «Безопасность жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья», в том числе такие учебные дисциплины, как: «Психологические основы безопасности лиц с ограниченными возможностями здоровья»; «Безопасный отдых и туризм для лиц с ограниченными возможностями здоровья»; «Безопасность на дороге и в общественном транспорте лиц с ограниченными возможностями здоровья»; «Криминальные опасности и защита от них лиц с ограниченными возможностями здоровья»; «Рациональная организация жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья»; «Охрана труда на производстве и в учебном процессе лиц с ограниченными возможностями здоровья» и другие. Все программы учебных, педагогических и производственных практик адаптированы с профиля «Безопасность жизнедеятельности» к профилю «Безопасность жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья».

На наш взгляд, подготовка педагогических кадров в этой области позволит решить важную социальную задачу формирования культуры безопасного поведения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве учебных заведений различного уровня.

Список литературы

1. Викулов А. В. Подготовка учителей безопасности жизнедеятельности как фактор предупреждения чрезвычайных ситуаций // Уч. зап. Пед. ин-та Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. Сер. Психология. Педагогика. 2010. Т 3, № 2. С. 83-86.

2. Викулов А. В. Переосмысливание ценностей как основа духовного возрождения человека // Уч. зап. Пед. ин-та Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. Сер. Психология. Педагогика. 2009. Т. 2, № 3-4 (7-8).

С. 94-96.

3. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/69 (дата обращения: 11.03.2015).

4. В области проживают 6,2 тысячи детей-инвалидов. URL: http://news.sarbc.ru/main/2014/09/12/159114.html (дата обращения: 12.03.2015).

Педагогика

123

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3

5. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях : метод. рекомендации / отв. ред. С. В. Алехина. М., 2012. 92 с.

Life Safety of People with Disabilities -

a New Training Profile

within the «Pedagogical Education»

A. V. Timushkin, N. V. Timushkina

Balashov Institute (branch) of Saratov State University

29, Karla Marksa str., 412300, Saratov region, Balashov, Russia

E-mail: timushkin-box@rambler.ru

The paper shows the necessity of training teachers for teaching life safety to people with disabilities. The authors offer the basic educational program for bachelors for the profile «Life safety of people with disabilities» that allows introducing a new model of studying the basic knowledge and skills of professional training of teachers into the theoretical and practical work in the sphere of higher education. This model allows them working with people with disabilities. Professional module of the curriculum includes 14 unique subjects that were not taught before as well as 12 other subjects and all the programs of practical trainings of students, which were adapted to the profile «Life safety of people with dis-abilities». The training of students within this program will substantially enhance professional relevance of the life safety teachers in the modern labour market.

Key words: life safety, culture of safe behavior, disabilities, main educational program of a bachelor degree, university subject, professional training of teachers.

References

1. Vikulov A. V. Podgotovka uchiteley bezopasnosti zhiznedeyatelnosti kak factor preduprezhdeniya chrez-vychaynykh situatsyy (Training of life safety teachers as a factor of preventing emergency situations). Uch. zap. Ped. in-ta SGU im. N.G.Chernyshevskogo. Ser. Psikhologiya. Pedagogika (Academic Articles of Pedagogical Institute. Ser. Psychology. Pedagogy), 2010, vol. 3, no. 2 (10), pp. 83-86.

2. Vikulov A. V. Pereosmyslivanie tsennostey kak osnova dukhovnogo vozrozhdeniya cheloveka (Rethinking of values as the basis of spiritual revival of the man). Uch. zap. Ped. in-ta SGU im. N. G. Chernyshevskogo. Ser. Psikhologiya. Pedagogika (Academic Articles of Pedagogical Institute. Ser. Psychology. Pedagogy), 2009, vol. 2, no. 3-4 (7-8), pp. 94-96.

3. Gosudarstvennyy doklad o polozhenii detey i semey,

imeyushchikh detey, v Rossiyskoy Federatsii (State report on the situation of children and families with children in the Russian Federation). Available at: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/69 (acceessed 11 March 2015).

4. V oblasti prozhivayut 6,2 tysuachi detey-invalidov (6,2 thousand of children with disabilities live in the Region). Available at: http://news.sarbc.ru/main/ 2014/09/12/159114.html (acceessed 12 March 2015).

5. Organizatsiya spetsialnykh obrazovatelnykh usloviy dlya detey s ogranichennymi vosmozhnostyami zdorovya v obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeniyakh: metod. rekomendatsii (Organization of special educational conditions for children with disabilities in the institutions of secondary education: methodical recommendations). Ed. by S. V Alekhina. Мoscow, 2012. 92 p.

124

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.