Научная статья на тему 'Методические рекомендации по определению перспективных направлений технологического развития региональных экономических систем'

Методические рекомендации по определению перспективных направлений технологического развития региональных экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫРАЗВИТИЯРЕГИОНА / КРАУДСОРСИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елецкая С. С.

Предложены практические рекомендации по обоснованному выбору приоритетных направлении технологического развития регионов и их реализации с учетом преимуществ технологии краудсорсинга. Рекомендации построены на учете особенностей конкретного региона; ориентируются на общие приоритеты инновационного развития России; согласуются с общественностью и бизнес-сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDELINES FOR THE DETERMINATION OF PROMISING AREAS OF TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS

Practical recommendations for evidence-based selection process the priority areas of regional development and implementation of technologies to take advantage of crowdsourcing. Recommendations are based on account characteristics of a particular region, guided by the overall priorities of innovation development in Russia, are consistent with the public and business community.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по определению перспективных направлений технологического развития региональных экономических систем»

намики среднего параметров участника и средних расстояний между участниками хозяйственного образования, например, темпы роста. В качестве примера использования показателей динамики при построении матрицы стратегий может рассматриваться матрица Бостонской консалтинговой группы (BCG).

Библиографический список

1. Сток Дж. Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: пер. с 4-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2005. 797с.

2. Шуметов В.Г., Шуметова Л.В. Кластерный анализ: подход с применением ЭВМ. Орёл: ОрёлГТУ, 2001. 118с.

T.A.Dudnik

FORMA TION OF A MATRIX OF STRATEGY WITHIN THE LIMITS OF MODEL OF INTEGRATION POTENTIAL OF ECONOMIC FORMATION IN THE INDUSTRY

Questions of formation of a matrix of strategy of participants of economic formation in the industry within the limits of model of integration potential are considered.

УДК 332.133.6:005.591.6

С.С. Елецкая, 89192039612, ст. преподаватель,

(Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Предложены практические рекомендации по обоснованному выбору приоритетных направлении технологического развития регионов и их реализации с учетом преимуществ технологии краудсорсинга. Рекомендации построены на учете особенностей конкретного региона; ориентируются на общие приоритеты инновационного развития России; согласуются с общественностью и бизнес-сообществом.

Ключевые слова: технологические приоритеты развития региона, краудсорсинг.

Основная проблема инновационного развития России состоит в том, что отечественные научные результаты не находят адекватной коммерциализации в промышленности, не используются в рыночной экономике в силу отсутствия системы продвижения инновационных продуктов и технологий в нашей стране. Всеми этапами инновационного процесса (от идеи до продажи) разработчик инновационного проекта должен заниматься самостоятельно. Ни в одной стране мира такая практика не принесла положительного результата.

Те инновации, которые сегодня готовы предложить учёные, не имеют практически никакого отношения к текущим потребностям современного рос-

сийского производителя. В то же время венчурного инвестора интересует не продукт, а предприятие, готовое к продаже. Ведь вложения в инновации обладают высокой степенью риска, а для любого инвестора важен результат от соотношения объема вложений и объема выручки. Что касается вузов, то в отличие от зарубежных стран в России они пока не имеют необходимой инновационной мощности в качестве благоприятной среды для самостоятельной коммерциализации исследований и разработок.

До сих пор актуальным остается вопрос несоответствия предложения технологий со стороны российского сектора исследований и разработок потребностям компаний в технологической модернизации. Российский бизнес все больше ориентируется либо на свою внутрифирменную науку, которая осуществляет доводку импортных технологий до конкретных нужд компании, либо на иностранные организации. Российская наука, со своей стороны, демонстрирует сильную неоднородность: наиболее конкурентоспособная ее часть интегрирована в мировые цепочки и сотрудничает преимущественно с зарубежными предприятиями; другая пытается найти заказы у российских компаний, но не готова подстраиваться под их потребности. Как следствие, на текущий момент основным источником инвестиций для российских разработчиков являются государство и крупные корпорации. Их доля в общем объеме инвестиций в инновационные проекты в настоящее время составляет 87%, против 13% инвестиций, выделяемых частными венчурными фондами [1].

В результате разрыв между отечественным бизнесом и наукой становится все существеннее. Группа технологий, по которым ожидания науки и бизнеса совпадают, сравнительно невелика. Например, в энергетике малый и средний бизнес согласен совместно с государством финансировать всего три из двенадцати технологий, в которых он заинтересован, в транспортном секторе - ни одной (причем ни самостоятельно, ни совместно с государством). Форсированная разработка или приобретение представляются возможными в отношении технологий, являющихся стратегическими для страны и представляющих интерес и для государства, и для бизнеса.

Таким образом, возможности обеспечения динамичного и устойчивого экономического роста, базирующегося на инновациях, ограничены, во-первых, крайне слабой восприимчивостью отечественного бизнеса к нововведениям, во-вторых, - недостаточной результативностью науки в стране, и наконец, - наличием большого количества неэффективных субъектов инновационной деятельности.

Для развития отечественной инновационной деятельности, на наш взгляд, необходим переход к модели управления инновационным процессом, ориентированной на технологическую модернизацию. Такая модель управления инновациями должна обладать следующими особенностями.

Во-первых, одним из направлений, которое будет способствовать эффективному управлению инновационными процессами, может стать иной подход к определению приоритетов технологического развития России. Необходимо в качестве приоритетов выделять не только отрасли (энергетика и энергосбережение, авиационно-космические и транспортные системы, информационно-

телекоммуникационные системы), но и конкретные проблемы, которые следует решать на основе технологических инноваций. Такие проблемы будут основными для решения в научных сообществах. Так как ими заинтересовано государство и общество, в них будет инвестировать и бизнес. Так, например, сегодня существует острая потребность в технологиях и инновационных продуктах для обеспечения безопасности на производстве, транспорте и в повседневной жизни по следующим направлениям: предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; обеспечение пожарной безопасности; обеспечение безопасности на транспорте и в общественных местах (в том числе меры для предупреждения терактов); обеспечение защиты информации.

Вопросы безопасности, в том числе технологической, выходят на первый план в связи с постоянным усложнением производственной и социальной инфраструктуры, быстрым развитием информационных технологий, необходимостью безотлагательной и адекватной реакции на возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, много нерешенных вопросов в области медицины, которые требуют незамедлительных решений.

Перечни технологических инноваций, отличающихся наибольшим вкладом в решение экономических и социальных проблем, могут быть использованы далее для разработки предложений по уточнению набора критических технологий.

Во-вторых, важнейшим источником финансирования инновационных проектов в России сегодня остается государство, использующее для этих целей институты развития, государственные корпорации. Доля государства в общем объеме инвестиций в инновационные проекты в настоящее время составляет 87%. 13% инвестиций выделяются частными венчурными фондами и бизнес-ангелами [1]. Вливание средств со стороны государства должно стать «толчком» для развития инновационных производств, которые в дальнейшем должны перейти в управление бизнесом. Безусловно, финансовые возможности предприятий сегодня не сопоставимы с объемом средств, необходимых для освоения новых прогрессивных технологий; бизнес-ангелы, венчурные фонды не отвечают в полной мере поставленным перед ними задачам. Решение сложных и дорогостоящих проблем, связанных с обеспечением перехода отечественной экономики на инновационный путь развития, невозможно без государственно-частного партнерства. Развитие форм государственно-частного партнерства будет способствовать созданию реальных возможностей внедрения осваиваемых производств в реальный сектор экономики.

Финансирование инновационных проектов государством в любых размерах должно осуществляться только после тщательного изучения сформированной концепции и развернутого бизнес-плана будущего производства, включая рынки сбыта продукции и маркетинговую политику. Должен быть создан специальный орган управления технологическим развитием, осуществляющих контроль расходов в сфере инноваций и принимающий результаты государственных программ. В настоящий момент на федеральном уровне несколько министерств и ведомств занимаются разработкой инновационной политики, в результате не существует единого контролирующего органа, ответственного за результативность вложений в инновационные проекты. Необходимо решить задачу создания инновационного лифта для инновационных компаний - когда

становится ясно, от какого института развития компания должна получать поддержку на том или ином этапе своего развития.

В-третьих, важным фактором, способствующим росту инновационной активности в России, должно стать создание благоприятных условий для тесного взаимодействия науки, бизнеса и государства. В этой связи одним из ключевых инструментов координации должен стать механизм технологических платформ, в рамках которого наука, государство, бизнес и потребители будут вырабатывать общее видение перспектив технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления, формировать и реализовывать перспективную программу исследований и разработок для целей инновационного развития регионов. В результате, формирование данного механизма координации деятельности в области поддержки инноваций всех основных заинтересованных сторон, позволит максимально эффективно использовать потенциал государства, бизнеса и организаций, гражданского общества в этой сфере.

В-четвертых, развитие инновационной деятельности в России невозможно без взаимодействия отечественных структур с международными организациями. В связи с этим инновационный процесс с национального уровня должен перейти на международный. Глобализация инновационных процессов представляет собой кооперацию стран в проведении инновационных процессов, а также распределение всех этапов инновационного процесса по различным странам на основе международного разделения труда. В данной связи представляется, что активизировать инновационные процессы в России возможно через их глобализацию. В силу значительного научного потенциала, Россия может претендовать на участие в первых стадиях инновационного процесса. Только обмен информаций, научно-техническими достижениями, создание центров международного коллективного пользования обеспечат инновационный прорыв отечественной экономики.

И наконец, задачу перехода отечественной экономики на инновационный путь развития необходимо решать на всех уровнях: от федерального до корпоративного. Большое внимание должно быть уделено развитию форм и способов управления технологическим развитием в регионах. Развитие эффективных способов управления инновационными процессами в региональной экономике, позволит объединить ресурсы для коммерциализации инноваций. Следует изменить взаимоотношения государства и регионов. Государство должно заниматься выработкой программ и планов технологического развития, а конкретные действия по созданию условий для реализации инновационного процесса следует закрепить за регионом. В региональное развитие может быть вовлечено огромное количество учреждений, негосударственных организаций на принципах распределенного партнерства.

Установлено, что для успешного технологического развития региональных экономических систем необходимо четко сформулировать стратегические приоритеты развития с учетом социально-экономических потребностей и уровня научно-инновационного потенциала в регионе. Определено, что для повышения роли регионов в модернизации экономики России необходимо при выборе региональных технологических приоритетов развития:

во-первых, учитывать особенности конкретного региона;

во-вторых, ориентироваться на общие приоритеты инновационного развития России (Приоритетные направления развития науки, технологий и тех-

ники Российской Федерации и Перечень критических технологий Российской Федерации);

в-третьих, согласовывать выбранные приоритеты с общественностью и бизнес-сообществом.

В основе методики по определению приоритетных направлений технологического развития региональной экономической системы предлагается применять технологии краудсорсинга.

Управление инновационной деятельностью на основе технологий краудсорсинга обладает рядом преимуществ и может быть успешно применено для определения приоритетных направлений технологического развития региональной экономической системы.

Предлагаемый механизм использования технологий краудсорсинга при выборе регионального технологического приоритета развития представлен на рисунке.

г — — —--- —--- ---- ---— —--— —--— —--— —--— —--— — — —»

«Управляем вместе» - краудсорсинг - как современная концепция инновационной деятельности, основанная на создании коллективного интеллекта для целей управления будущим

Три способа принять участие в проекте

1. Принять участие в опросах и дискуссиях, проводимых среди участников сообщества на площадке Профессионалы (стать Участником)

2. Принять участие в анализе и доработке конкретных советов по реше-

нию актуальных проблем на площадке \VikiVote! (стать Соавтором)

3. Принять участие в процессе краудсорсинга при разработке практиче-

ских решений сложных проблем на площадке \Vitology (стать Экспертом)

Интернет-портал ТП

21

21

Сроки реализации проекта

Постановка задачи

и г

"I г

Экспертная группа ТП

Рис. Предлагаемый механизм использования технологий краудсорсинга при выборе инновацийу создаваемых и осваиваемых регионом

Осуществлять профессиональный выбор перспективного направления технологического развития региона на основе предложений от заинтересованных участников должна специально сформированная Экспертная группа, созданная при секторе генерации знаний университета. При этом в состав Экспертной группы включаются представители государства, науки, бизнес-сообщества и потребителей в зависимости от вида деятельности и отрасли.

Основными задачами Экспертной группы для целей определения перспективных направлений технологического развития региональных экономических систем являются:

1) комплексная экспертная оценка тенденций социально-экономического и научно-технологического развития региона;

2) выработка стратегии инновационного развития региона.

В процессе формирования региональных технологических приоритетов целесообразно их разделить на три группы:

1) приоритеты, направленные на формирование принципиально новой технологической базы и достижение технологического лидерства по выбранным направлениям;

2) приоритеты, связанные с технологической модернизацией традиционных отраслей по направлениям, востребованным бизнесом, но одновременно входящим в сферу интересов государства;

3) междисциплинарные приоритеты, характерные для всех групп региональных приоритетов - относящихся к зоне прямой ответственности государства и включающей в себя образование, медицину.

Преимущества предлагаемых методических рекомендаций по определению перспективных направлений технологического развития региона заключаются в следующем:

- объединение усилий государства, бизнеса, науки и образования на реализации приоритетных направлений инновационного развития региона;

- усиление влияния бизнеса и общества на определение и реализацию важнейших направлений научно-технологического развития, направленных на решение проблем, особо важных для экономического и социального развития региона;

- четкая направленность выбранных приоритетов на удовлетворение важнейших общественных потребностей, стратегических задач развития бизнеса, приоритетных государственных интересов;

- мобилизация средств и усилий участников, прежде всего, на развитии тех секторов, рынка инноваций и технологий, которые являются наиболее перспективными с точки зрения масштабов влияния на экономику региона, рынок занятости, а также отзывчивыми на поддержку бюджета и могут быть развиты в рамках технологической платформы.

Критерии отбора технологических приоритетов для развития региона из утвержденных федеральных приоритетных направлений: учет региональной специфики; имеющиеся научные разработки в регионе; спрос на инновации региональных предприятий; ресурсный потенциал региона; социально-экономические потребности региона (повышение уровня и качества жизни населения, ресурсосбережение, экологическое оздоровление, обновление основного капитала, достаточная обороноспособность).

Для каждой группы региональных приоритетов технологического развития целесообразно формирование специальных программ, включающих: харак-

теристику приоритета; целевые индикаторы и показатели, характеризующие соответствующие технологические сдвиги; комплекс инструментов для реализации приоритета; распределение задач между частным бизнесом и государством; систему мониторинга реализации приоритета, оценки возникающих проблем, анализа реализуемой государством политики с позиций влияния на реализацию приоритета.

Применение инструмента реализации региональных технологических приоритетов позволит:

- максимально задействовать уже существующий ресурсный потенциал региона;

- обеспечить комплиментарность и рациональность дополнительных мер поддержки;

- содействовать развитию системы горизонтальных связей между министерствами и ведомствами при реализации национальных приоритетов технологического развития;

- обеспечить вовлечение бизнеса в процесс реализации приоритетов в регионе и облегчение условий его долгосрочного позиционирования;

- способствовать формированию организационно-информационных «площадок» для развития государственно-частного партнерства, взаимодействия предпринимательского, научного и экспертного сообщества в реализации региональных приоритетов технологического развития;

- обеспечить целостную открытую оценку достигнутых результатов.

Таким образом, выделенные государством и бизнесом потребности будут

удовлетворяться на основе отечественных научных разработок, в свою очередь открытие перспективных направлений в ходе научно-исследовательской деятельности будет способствовать изменению приоритетов научно-технологического развития России и отдельных регионов.

Библиографический список

1. Российский инновационный индекс / под ред. Л.М. Гохберга. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. 84 с.

S.S. Eletskaya

GUIDELINES FOR THE DETERMINATION OF PROMISING AREAS OF TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMIC SYSTEMS

Practical recommendations for evidence-based selection process the priority areas of regional development and implementation of technologies to take advantage of crowdsourcing. Recommendations are based on account characteristics of a particular region, guided by the overall priorities of innovation development in Russia, are consistent with the public and business community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.