Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЯМ И НАЧИНАЮЩИМ ПЕДАГОГАМ ПО УДЕРЖАНИЮ ЗРИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЯМ И НАЧИНАЮЩИМ ПЕДАГОГАМ ПО УДЕРЖАНИЮ ЗРИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЯМ И НАЧИНАЮЩИМ ПЕДАГОГАМ ПО УДЕРЖАНИЮ ЗРИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ»

Музыкальная педагогика:

Литература

1. Должанский А. Н. О лекторском труде // Избранные статьи. Л.: Музыка, 1973. 211 с.

2. Казиник М. С. Приобщение. Слово. Музыка. Жизнь. М.: Дельфис, 2014. 213 с.

3. Курышева Т. А. Диалоги о музыке перед телекамерой. М.: АСТ Москва, 2005. 343 с.

4. Ожегов С. И. Обзор // Словарь Ожегова: толковый словарь русского языка. Режим доступа: http://www.ozhegov.org/ words/19303.shtml (дата обращения 08.05.2015).

5. Птушко Л. А. Музыкальное просветительство в контексте эпохи постмодер-

)нцепции, идеи, решения

на // Актуальные вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. М.: Прогресс, 2007.

6. Рождественский Г. Н. Преамбулы. М.: Советский композитор, 1989. 304 с.

7. Фрид Г. С. Музыка — общение — судьбы. М.: Советский композитор, 1987. 237 с.

8. Чекинев И. Михаил Казиник отремонтирует москвичей // Российская газета. 20.11.2012. Режим доступа: http://www. rg.ru/2012/11/02/kazinik-site.html (дата обращения: 07.05.2015).

© Медведева Ю. П., 2015

Долинин В. Е.

Методические рекомендации исполнителям и начинающим педагогам по удержанию зрительского внимания

Как преодолеть страх перед публичным выступлением? Подобный вопрос зачастую терзает молодых исполнителей и педагогов, и вообще всех, кто собирается сделать первый шаг и подняться на кафедру или сцену для общения с аудиторией. Этот страх исчезнет, если четко понимать, чем конкретно необходимо заниматься на площадке и за счет чего можно удерживать зрительское внимание. В подготовительный период к выступлению прежде всего необходимо понять, от каких факторов зависит зрительское внимание и какие приемы помогают регулировать его направленность.

Успешный результат выступления достигается постоянным переключением внимания аудитории. Существует несколько способов, использование которых помогает овладевать и удерживать внимание зрителей или слушателей. Универсальных рецептов не существует, поскольку публичное выступление — довольно сложный, мало изученный психологический процесс и сугубо индивидуальный, но некоторые полезные советы

из нижеизложенного каждый сможет использовать в зависимости от материала, выносимого на публику, а также от своих способностей, их развития. Но необходимо осознавать, что стремление удержать зрительское внимание любой ценой не должно являться самоцелью. Основная задача — это донесение до публики внятного, глубокого, всестороннего изложения и раскрытия содержания выступления. Предлагаемые рекомендации могут служить лишь инструментами в достижении намеченной цели.

Одной из важных составляющих работы над своим выступлением является разработка его мизансценического рисунка, его физической партитуры. Не стоит забывать одно общеизвестное правило: движение всегда сильнее слова.

В продолжение выступления необходимо максимально использовать всю площадку, учитывая все ее параметры: ширину, глубину и высоту. При этом стараться не повторять один и тот же ход, жест, поворот дважды. Мизансценический рисунок либо тщательно продумывается, либо про-

<3

писывается и применяется в продолжении всего выступления. Открытие и закрытие глаз — это тоже перемена мизансцены, и поэтому следует обратить внимание даже на мельчайшие жесты, изменения ракурсов по отношению к зрителям, поворотам головы, положению тела и т. д. Готовясь к выступлению, в данном случае не грех покрасоваться перед зеркалом и поискать, порепетировать и зафиксировать отдельные жесты и мизансцены, которые покажутся наиболее убедительными и выразительными.

Немаловажную роль играет темпорит-мическая разработка лекции, урока или номера. Смена темпа, градуса внутренней напряженности, скорости перехода от одной мизансцены к другой, ускорение или замедление речевой составляющей выступления позволят не только собирать внимание, но и удерживать его в фазе постоянной готовности к восприятию эмоционального или информационного материала. При разработке словесной или речевой партитуры необходимо продумать использование во время выступления всех речевых инструментов, имеющихся в арсенале исполнителя: смена темпоритми-ческого рисунка, уровни громкости и весь свой голосовой диапазон. Определение темпа и ритма речевой и физической партитуры отдельных частей и всего выступления в целом, продуманное и выверенное расставление акцентов в виде пауз позволит наиболее внятно и полноценно донести до зрителя излагаемые мысли и чувства.

Использование кругов внимания, на которые указывал в своих работах К. С. Станиславский, также помогает «собирать внимание», «направлять» его и «укреплять» [2].

Малым кругом считается небольшое пространство вокруг человека, ограниченное движением его рук и ног. Средний круг — это часть или вся аудитория или зрительский зал. Линия границы большого круга определяется фантазией и воображением исполнителя. Задача исполнителя — выработать и научиться применять «бессознательный, механический пере-

ход от малого круга к большому кругу и обратно». Главное — переводить себя из одного воображаемого круга в другой, расширяя или сужая поле восприятия (или «площадь внимания»). Слушатель или зритель, скорее всего, и не будет догадываться о ваших перемещениях по кругам, но подсознательно станет следить и попытается понять, что же приковывает его внимание к выступлению, и нить, связывающая его с оратором или исполнителем, будет в постоянном напряжении.

Пространственные и временные отстройки от предмета, который является целью выступления, также выполняют задачи по концентрации, укреплению и переключению внимания аудитории и способствуют более полному, более объективному восприятию выступления. Даже если в контексте излагаемого или исполняемого материала таковые отсутствуют, как и в кругах внимания, воспользуйтесь своим воображением и фантазией.

Не стоит пренебрегать и ролью перспективы в любом публичном выступлении. Ее отсутствие незамедлительно приводит к ослаблению контакта с аудиторией и в результате — к потере интереса публики к выступающему. Необходимо учитывать как ближнюю, так и дальнюю (конечную) перспективу выступления. Следуя по траектории мизансценической партитуры, совершая один из ее шагов, тело исполнителя внутренне должно быть готово к совершению уже следующего хода. Развивая и доводя до своего логического завершения одну мысль, исполнителю необходимо держать в голове переход к следующей аргументации, и при этом не забывать об итоговой мысли, заложенной в финале. И нужно помнить простую истину: педагог, исполнитель, актер выходит на кафедру или сценическую площадку с тем, чтобы покинуть ее, а не поселиться на ней навсегда.

Для исполнителей отправной точкой, фундаментом, на котором базируется вся конструкция выступления, служит действенный психоанализ литературного материала в сочетании с музыкальным рядом произведения. Именно он диктует направление и объем использования пред-

Музыкальное образование и наука № 1 (2) 2015

<3

ложенных рекомендаций. Для педагогов психоанализ текста необходим только в том случае, если преподаватель прибегает к первоисточнику и ставит перед собой задачу наиболее яркой передачи авторской мысли слушателям.

Самое главное, самое сложное и самое эффективное оружие исполнителя — это образ, от лица которого будет преподнесен материал. Тщательный психоанализ может и должен помочь исполнителю в поисках наиболее верного образа, призванного для полноценной, живой передачи зрителям подаваемого материала. Необходимо тщательно продумать и учесть все факторы, которые могли оказать влияние на формирование воображаемого образа: эпоха, социальный статус и тип характера, вид темперамента, возраст, манеры, привычки, состав семьи, бытовые условия и многое другое. Образ исполнителя может быть и собирательным, но обобщение, как известно, базируется на конкретных примерах. Причем требуется иметь в запасе несколько образов, подходящих для исполнения того или иного материала с тем, чтобы иметь возможность маневра и импровизации в зависимости от состава аудитории. Не стоит забывать, что общение с публикой — процесс живой и сиюминутный. В работе над образом исполнителю следует использовать такие приемы, как перемена отношения к месту действия, к эпохе, времени года и времени суток, к костюму. Это важные составляющие, применение которых, несомненно, поможет при выступлении и самому исполнителю, и зрителям.

Образ исполнителя диктует и мизанс-ценический рисунок, и речевую манеру, и характер позиционных и пространствен-

ных отстроек, и именно образ исполнителя определяет темп и ритм конкретного выступления. Причем (если позволяет материал) в процессе выступления образ исполнителя может меняться, и довольно кардинально. Отталкиваться необходимо, конечно, от контекста рабочего материала, его стилистических и жанровых особенностей, а также от собственных психофизических данных, имеющихся наработок и личного опыта выступлений. Отсутствие последнего сильно усложняет положение, и в данной ситуации можно надеяться исключительно на кропотливую, трудоемкую самостоятельную работу, но для обретения необходимой уверенности лучше обратиться за помощью к опытному коллеге или педагогу и проводить подготовку под его руководством.

Для освоения и развития навыков предложенных рекомендаций существуют специальные актерские тренинги, некоторые из них подробно описаны в книге С. Гиппиуса «Актерский тренинг. Гимнастика чувств». Было бы нелишним проработать и труды К. С. Станиславского, посвященные работе актера над ролью. Страх перед публичным выступлением рассеивается, если у исполнителя четко продуманная, выстроенная действенная партитура, стоит только позаботиться о том, чтобы она была под рукой.

Литература

1. Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. Л.; М.: Искусство, 1967. 384 с.

2. Станиславский К. С. Работа актера над собой. М.: Азбука, 2015. 736 с.

© Долинин В. Е., 2015

Музыкальная педагогика: концепции, идеи, решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.