МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: КОНЦЕПЦИИ, ИДЕИ, РЕШЕНИЯ
Медведева Ю. П.
Типология музыковедческих выступлений в учебном курсе лекторской подготовки
Курс «Лекторская подготовка» — весьма специфическая часть в системе академической подготовки музыковеда. В отличие от большинства учебных курсов он готовит студентов композиторско-музыко-ведческого факультета не к преподаванию или научной деятельности, а к встрече с массовой аудиторией. В рамках лекторской подготовки студенты знакомятся с особыми жанрами и видами профессиональной деятельности, в которых требуется не только качественная теоретическая подготовка, гуманитарная эрудиция и владение словом, но и умение говорить на профессиональные темы доступным, ясным и образным языком.
Методика лекторского дела принадлежит к числу малоизученных сфер современного музыкознания [1; 2; 3; 5; 6; 7]. Практическая работа лектора-музыковеда предполагает владение различными жанрами и видами слова о музыке, однако их развернутой, цельной и общепринятой классификации в настоящее время не существует. Тем не менее, уже в процессе обучения студентам требуется осознание их специфики, а также связей и отличий между ними.
Предлагаемая далее классификация возникла в ходе работы со студентами в практических целях и не является в полной мере строго научной. Она может стать удобным инструментом в рамках курса «Лекторская подготовка», позволяя выстроить условный ряд разновидностей жанров музыковедческого слова и сгруппировать их по двум основаниям. Каждому из жанров в рамках курса лекторской подготовки в дальнейшем будут даны краткая
характеристика и замечания по методике их построения.
Существующие на практике виды лек-торско-филармонической работы имеют ряд сложившихся жанровых обозначений: вступительное слово, аннотация, лекция-концерт, творческий портрет и т. д. Очевидно, что данные определения не являются рядоположенными. Так, например, в термине «вступительное слово» отражено прежде всего местоположение речи музыковеда в общей композиции концерта (не случайно мастер музыковедческого слова, корифей лекторского дела в Нижнем Новгороде О. В. Соколов шутливо называл этот жанр «преждевременным словом»). При этом содержание вступительного слова (или «преамбулы», по Г. Рождественскому [6]) может быть различным: портрет эпохи или художественного направления, очерк творчества композитора, характеристика сочинений и т. д.
В термине «творческий портрет», напротив, фиксируется содержание выступления. При этом творческий портрет может представлять собой и вступительное слово, и лекцию, и ряд небольших выступлений перед отдельными номерами концерта. Таким образом, мы получаем два основания для классификации жанров музыковедческого слова. Первое — местоположение лекторского выступления и его соотношение с исполняемой музыкой, второе — его смысловое наполнение. В результате мы получаем два жанровых ряда, которые могут пересекаться между собой.
Первый ряд классификации группирует лекторские жанры по их местоположению
<3
в композиции концерта и соотношению со звучащей музыкой. Он выстраивается по принципу увеличения доли музыковедческого текста в общей программе вечера:
■ вступительное слово к концерту
■ вступительное слово к каждому из двух
отделений концерта
■ лекция-концерт
■ лекция с музыкальными иллюстрациями.
Как видим, степень участия музыковеда в программе с каждым пунктом увеличивается. Вступительное слово обычно имеет отношение ко всей музыке, исполняемой в дальнейшем. Если предполагается выступление ведущего перед каждым из отделений, то, как правило, первое выступление более протяженно и распадается на два раздела: об общей идее или теме концерта и о произведениях, составивших программу первого отделения; перед вторым отделением речь музыковеда более лаконична и посвящена ожидающимся дальше сочинениям.
Отличительные признаки двух идущих далее жанров — доля звучащей музыки и ее значение в общем замысле. В жанре лекции-концерта акцент делается на исполняемых произведениях, к которым музыковед произносит небольшие «вступительные слова». В сравнении с предыдущими жанрами данного ряда роль музыковеда здесь увеличивается. В жанре лекции с музыкальными иллюстрациями на первом плане оказывается слово: лектор последовательно раскрывает какую-то тему и сопровождает свой рассказ отдельными «музыкальными иллюстрациями». При этом музыка может даваться не только в живом звучании, но и в записи. Также в этом случае возможно использование отдельных фрагментов, а не произведений целиком.
Второй ряд классификации группирует жанры лекторской работы по их смысловому наполнению. Он, так же как и в первом случае, выстраивается по принципу увеличения доли музыковедческого участия в общей программе и, соответственно, уменьшения доли звучащей музыки
(приводим далее наиболее распространенные на практике жанры):
■ аннотация
■ обзор
■ творческий портрет
■ лекция-диалог
■ лекция-представление.
Жанр аннотации предполагает краткую характеристику художественного события. В нашем случае (аннотация к концерту или к отдельному номеру) изложение содержания произведения здесь чаще всего не требуется (в отличие от аннотаций к книгам, фильмам и т. д.). Задача музыковеда, выступающего с аннотацией, — подготовить публику к восприятию произведения, «настроить его приемник на принимающую волну» (М. Казиник) [8]. Как правило, в аннотации дается информация об особенностях замысла произведения, о его роли в творчестве автора, реже — о специфике его языка и т. д. Понятие «аннотация» чаще используется в случае, когда дается информация об одном произведении. Если соотносить жанры второго ряда с жанрами из первого, то признаки аннотации могут быть свойственны жанрам вступительного слова к концерту или к одному из его отделений. Также аннотации могут использоваться в жанре лекции-концерта (слова, произносимые перед каждым номером программы).
Если в выступлении музыковеда дается характеристика сразу нескольких произведений, то мы имеем дело с жанром обзора. Согласно словарю Ожегова, «обзор — сжатое сообщение о том, что объединено общей темой» [4, 482]. Задача музыковеда, выступающего с обзором, — не давать дробное освещение каждого произведения программы, а создать целостное впечатление о предстоящем концерте. Например, рассказать об эпохе или национальной школе, к которой принадлежат все авторы («Русская музыка XVIII века»), о художественном направлении в искусстве (тема «Французский импрессионизм» для концерта из произведений Дебюсси и Равеля), охарактеризовать жанр или жанровую группу («Романтическая фортепианная миниатюра» для концерта
Музыкальная педагогика: концепции, идеи, решения
<3
из фортепианных миниатюр произведений Шуберта, Мендельсона, Шопена, Брамса). По отношению к жанрам из первого выделенного ряда обзор может соответствовать вступительному слову к концерту или к его отделениям, а также включаться в структуру лекции-концерта или лекции с музыкальными иллюстрациями — как правило, в начале или в конце, где предполагается обобщение.
Жанр творческого портрета — один из наиболее популярных. Среди жанров первого выделенного ряда он может соответствовать любому: вступительному слову, выступлениям перед каждым отделением, лекции-концерту, лекции с музыкальными иллюстрациями. Чаще в практической деятельности лектора фигурирует творческий портрет композитора, реже — исполнителя. Несмотря на кажущуюся легкость, этот жанр — один из самых коварных в практической деятельности студентов: он часто провоцирует выступающего на то, чтобы со сцены озвучить привычную в курсе музыкальной литературы «характеристику творчества» с обязательными пунктами: содержание творчества, жанры, музыкальный язык. В лекторской работе задача творческого портрета иная: нужно попытаться не столько описать словами творчество, сколько разжечь интерес слушателей, создать ощущение приоткрывающейся завесы тайны, предложить возможный ключ к разгадке уникальности авторского стиля. Таким ключом могут стать и отдельные факты биографии композитора (Бородин, в силу особенностей происхождения, соединил в себе русское и восточное), и его круг общения (контакты Дебюсси с поэтами-символистами), и атмосфера, в которой формировался творческий стиль (природа и фольклор Норвегии в творчестве Грига).
Лекция-диалог и лекция-представление — не столько жанры нашего условного ряда, сколько возможная форма реализации других жанров: творческого портрета композитора или исполнителя, обзора, лекции с музыкальными иллюстрациями. Лекция-диалог чаще всего представляет собой особую разновидность творческого
портрета, когда «герой» программы, наш современник, находится на сцене вместе с музыковедом и готов к разговору о музыке. Этот жанр близок сфере музыкальной журналистики, и его специфика детально анализируется в книге Т. Курышевой [3].
Лекция-представление — жанр, чаще всего предназначенный для детской публики. В силу возрастных особенностей восприятия, маленьким детям проще воспринимать музыку и разговоры о ней в сочетании с зрительным рядом. С этим жанром часто встречаются в своей работе педагоги музыкальных школ и школ искусств: это «Праздники первоклассника», «Посвящения в музыканты», театрализованные представления с музыкой, посвященные отдельным праздникам (8 марта, Рождество, Новый год) или музыкальным жанрам («Приглашаем на бал...») и т. д. Программа такого выступления — это музыкально-литературная композиция с элементами театрального сценария, на сцене могут появляться и сказочные герои, и посланцы из прошлого, и даже «ожившие» теоретические понятия (Скрипичный и Басовый ключи, друзья-ноты, Диссонанс).
Таким образом, два выделенных нами ряда разновидностей жанров популярного музыковедческого слова существуют в сложных сплетениях друг с другом, и одно и то же лекторское выступление может быть рассмотрено как бы с двух точек зрения, проанализировано и с позиции местоположения и количественного соотношения слова и музыки, и с позиции его смыслового наполнения.
При подготовке студентов к выходу «на публику» целесообразным оказалось определять жанровую природу предстоящего выступления с обеих позиций: например, вступительное слово и творческий портрет, лекция-концерт и аннотации к отдельным произведениям, лекция-концерт и диалог с композитором. Точность определения жанра музыковедческого слова помогает студентам яснее сформулировать цели и задачи своего выступления, выстроить его планировку и подобрать необходимый в данном конкретном случае материал.
Музыкальное образование и наука № 1 (2) 2015
Музыкальная педагогика:
Литература
1. Должанский А. Н. О лекторском труде // Избранные статьи. Л.: Музыка, 1973. 211 с.
2. Казиник М. С. Приобщение. Слово. Музыка. Жизнь. М.: Дельфис, 2014. 213 с.
3. Курышева Т. А. Диалоги о музыке перед телекамерой. М.: АСТ Москва, 2005. 343 с.
4. Ожегов С. И. Обзор // Словарь Ожегова: толковый словарь русского языка. Режим доступа: http://www.ozhegov.org/ words/19303.shtml (дата обращения 08.05.2015).
5. Птушко Л. А. Музыкальное просветительство в контексте эпохи постмодер-
)нцепции, идеи, решения
на // Актуальные вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. М.: Прогресс, 2007.
6. Рождественский Г. Н. Преамбулы. М.: Советский композитор, 1989. 304 с.
7. Фрид Г. С. Музыка — общение — судьбы. М.: Советский композитор, 1987. 237 с.
8. Чекинев И. Михаил Казиник отремонтирует москвичей // Российская газета. 20.11.2012. Режим доступа: http://www. rg.ru/2012/11/02/kazinik-site.html (дата обращения: 07.05.2015).
© Медведева Ю. П., 2015
Долинин В. Е.
Методические рекомендации исполнителям и начинающим педагогам по удержанию зрительского внимания
Как преодолеть страх перед публичным выступлением? Подобный вопрос зачастую терзает молодых исполнителей и педагогов, и вообще всех, кто собирается сделать первый шаг и подняться на кафедру или сцену для общения с аудиторией. Этот страх исчезнет, если четко понимать, чем конкретно необходимо заниматься на площадке и за счет чего можно удерживать зрительское внимание. В подготовительный период к выступлению прежде всего необходимо понять, от каких факторов зависит зрительское внимание и какие приемы помогают регулировать его направленность.
Успешный результат выступления достигается постоянным переключением внимания аудитории. Существует несколько способов, использование которых помогает овладевать и удерживать внимание зрителей или слушателей. Универсальных рецептов не существует, поскольку публичное выступление — довольно сложный, мало изученный психологический процесс и сугубо индивидуальный, но некоторые полезные советы
из нижеизложенного каждый сможет использовать в зависимости от материала, выносимого на публику, а также от своих способностей, их развития. Но необходимо осознавать, что стремление удержать зрительское внимание любой ценой не должно являться самоцелью. Основная задача — это донесение до публики внятного, глубокого, всестороннего изложения и раскрытия содержания выступления. Предлагаемые рекомендации могут служить лишь инструментами в достижении намеченной цели.
Одной из важных составляющих работы над своим выступлением является разработка его мизансценического рисунка, его физической партитуры. Не стоит забывать одно общеизвестное правило: движение всегда сильнее слова.
В продолжение выступления необходимо максимально использовать всю площадку, учитывая все ее параметры: ширину, глубину и высоту. При этом стараться не повторять один и тот же ход, жест, поворот дважды. Мизансценический рисунок либо тщательно продумывается, либо про-