Научная статья на тему 'ЗАМЫСЕЛ, РЕЖИССЕРСКОЕ РЕШЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ НОМЕРОВ В ЭСТРАДНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ'

ЗАМЫСЕЛ, РЕЖИССЕРСКОЕ РЕШЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ НОМЕРОВ В ЭСТРАДНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
273
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТУРГИЯ / ВОКАЛ / МУЗЫКА / ДЕЙСТВИЕ / МЕТОДИКА / ОБРАЗ / ЭМОЦИИ / ЧУВСТВА / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЗАМЫСЕЛ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сумин Юрий Михайлович

В статье рассматриваются проблемы поиска современных методик в работе над музыкальными номерами, влияние трактовки авторского замысла музыкально-речевой драматургии вокальных произведений на выбор выразительных средств и культуру исполнительского мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA, THE DIRECTOR’S DECISION AND THE EXECUTION OF MUSICAL NUMBERS IN A VARIETY PERFORMANCE

The article discusses the problems of searching for modern techniques in working on musical performances, the influence of the interpretation of the author’s idea of musical and speech dramaturgy of vocal compositions on the choice of expressive means and the culture of performing skills.

Текст научной работы на тему «ЗАМЫСЕЛ, РЕЖИССЕРСКОЕ РЕШЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ НОМЕРОВ В ЭСТРАДНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ»

УДК 792.7.028.7

Ю. М. Сумин

Замысел, режиссерское решение и исполнение музыкальных номеров в эстрадном представлении

В статье рассматриваются проблемы поиска современных методик в работе над музыкальными номерами, влияние трактовки авторского замысла музыкально-речевой драматургии вокальных произведений на выбор выразительных средств и культуру исполнительского мастерства.

Ключевые слова: драматургия, вокал, музыка, действие, методика, образ, эмоции, чувства, исполнительский замысел

Yuriy M. Sumin

The idea, the director's decision and the execution of musical numbers in a variety performance

The article discusses the problems of searching for modern techniques in working on musical performances, the influence of the interpretation of the author's idea of musical and speech dramaturgy of vocal compositions on the choice of expressive means and the culture of performing skills.

Keywords: dramaturgy, vocals, music, action, methodology, image, emotions, feelings, executive intent

Современное общество, постоянно стремящееся к внедрению достижений научно-технического прогресса в производство, по-новому взирает на произведения сценических искусств. Постоянный рост изобретений и открытий, применение в повседневной жизни новейших технологий, форм и методов общения предопределяют появление новых технических, выразительных средств визуальных искусств, что требует неожиданных, ярких художественно-образных решений. Зритель хочет видеть на эстраде что-то необычное, экстравагантное, завораживающее. Создатели современных сценических произведений, отвечая художественно-эстетическим потребностям публики, стремятся к максимальному использованию визуальных, звуковых, пластических, эксцентрических выразительных средств, уделяя особое внимание техническим новшествам (свет, проекция, лазер, дым, вода, серпантин, фольга и др.). У зрителя от этого многообразного воздействия, особенно за короткое время исполнения музыкального номера, возникает в голове сумбур, не позволяющий ему объединить эмоционально-чувственный посыл артиста со всем блестящим, сверкающим, льющимся и «низвергающимся с небес».

Выступления членов жюри в часто транслируемых по телевидению вокально-исполнительских конкурсах также оставляют желать лучшего. Кроме общих фраз о интонационно-вокальном звучании, они не могут дать режиссерско-постановочной оценки увиденного, прослушанного выступления.

Если рассмотреть все многообразие вокально-речевой и пластической культуры поющего артиста, возможные способы и приемы режиссерской и актерской выразительности, то можно разработать ряд методик анализа, замысла и воплощения музыкальных номеров в эстрадном представлении, которые лягут в основу критериев оценки постановочного и исполнительского мастерства.

Процесс поиска оптимальных способов работы над созданием эстрадно-музыкального номера можно разделить на три части:

• анализ текста и музыкальной драматургии;

• выбор режиссерского решения номера;

• поиск приемов актерской выразительности для воплощения замысла.

Эстрадный музыкальный номер - это целостное, построенное по законам композиции на основе музыкальной драматургии сценическое произведение с одним или несколькими участниками.

Если взять за основу определение искусства как вида деятельности человека, связанной с отражением действительности в художественных образах, передающих мысли и чувства творца, то наличие образа, эмоциональной составляющей и мысли для любого вида искусства являются необходимыми. Зритель, воспринимая образное многообразие, вырабатывает к прочитанному, услышанному, увиденному свое эмоциональное отношение и новое восприятие окружающего мира. Не секрет, что в исполнительском искусстве замысел композитора и поэта является первичными по отношению к творчеству режиссера, дирижера и вокалиста.

Первая задача постановщика и исполнителя эстрадного номера заключается в раскрытии текстового и композиторского замысла. «Песня - вокальная (вокально-инструментальная миниатюра), получившая широкое распространение в концертной практике, на эстраде нередко решается как сценическая „игровая" миниатюра с помощью пластики, костюма, света, мизансцен („театр песни"); большое значение приобретает личность, особенности таланта и мастерства исполнителя, который в ряде случаев становится соавтором композитора»1.

Можно определить круг тех вопросов, на которые необходимо ответить постановщику для прочтения и осознания музыкальной драма-

Замысел, режиссерское решение и исполнение музыкальных номеров в эстрадном представлении тургии. В первую очередь, необходимо оправдать логику построения и сочетания музыкальных тем, мотивов, выявить конфликтную основу их слияния и «оправдать» причину рождения нового мелодического построения. «Понимание важности любой детали музыкального развития при раскрытии характера действующего лица или в решении задач его внешнего и внутреннего действия - необходимая предпосылка для создания правдивого и реалистического образа на сцене»2. Воображение и фантазия режиссера помогут по характеру музыки определить те противоречия, сомнения, конфликты, которые позволят создать художественный образ, сюжетную основу и подобрать пластические выразительные средства.

Музыкальное произведение по своей природе динамично, то есть подразумевает развитие, движение, которое необходимо перевести в изменение обстоятельств, характеров и эмоционального состояния исполнителя. Драматизм кроется в динамике музыки. А рост исполнительской выразительности должен постепенно вести к кульминации. Главная трудность исполнителя заключается в осознании, оправдании и построении логики чувственных переживаний в соответствии с динамикой музыки, раскрывающейся в музыкальной интонации. Вся эта линия эмоционального развития может основываться только на анализе музыкально-речевой драматургии номера, в результате которого определяется тема и идея произведения. «И нужно изумляться, какое богатство дает режиссеру изучение партитуры, какое разнообразие сценических приспособлений оно диктует, какое количество сомнений позволяет разрешить, как будит творческую фантазию, на какое количество неожиданных приемов наталкивает»3.

Постановщику и исполнителю музыкальных номеров эстрадных представлений всегда надо задумываться о соответствии жанра постановки, идейно-тематической основы произведения и выразительных средств культурно-эстетическим потребностям зрителя, что зависит от интеллектуальных, возрастных и национальных особенностей восприятия. Режиссерский замысел, пластически образное решение должны читаться независимо от языка исполнения и используемых выразительных средств.

Вторым этапом рождения художественного замысла можно назвать выбор режиссерского решения музыкального номера: поиск сюжета, режиссерского хода, пластического, художественно-образного ряда. При этом всегда надо помнить, что композитор, писатель, артист, художник выбирает для своего творчества яркие, эмоциональные, острые моменты жизненных ситуаций и проявлений человеческих

характеров. Оценивая, переживая и осмысляя увиденные или услышанные художественные образы зритель, читатель и слушатель могут по-новому посмотреть на окружающую действительность и изменить, переосмыслить свое отношение к ней. Другими словами, исполнитель для того, чтобы сделать свое выступление произведением искусства, должен осознать, нафантазировать, представить и пережить психические состояния, эмоции, чувства, задуманные поэтом, композитором, режиссером. Искусство в первую очередь связано с отражением действительности, поэтому можно представить всю нашу жизнь как цепь событий и действий, часть реальной или вымышленной действительности, которую авторы и исполнители номера пытаются изобразить. Необходимо помнить, что в противоречивой жизни всегда что-то происходит, меняется, движется, трансформируется - именно это утверждение привело постановщиков музыкальных номеров к использованию ярких мизансцен, выразительных движений и всего множества художественных и технических выразительных средств. Выдуманная, нафантазированная история сценического героя поможет исполнителю понять и пережить те чувства, которые пытался передать автор и композитор.

Сюжетную основу музыкального номера можно построить, отвечая на следующие вопросы:

1. Предлагаемые обстоятельства (условия действия):

• обстоятельства места;

• обстоятельства времени;

• события, явления, факты, предшествующие действию.

«Предлагаемые обстоятельства - это условия, в которых развивается действие. Они включают: обстоятельства места, времени; события, явления, факты, предшествующие действию. Обстоятельства места обрисовывают подробности и дают характеристику места действия, отвечают на вопрос „Где?'. Обстоятельства времени характеризуют эпоху, год, время до начала или после окончания значимых для коммуникантов событий и отвечают на вопрос „Когда?". События, явления, факты, предшествующие действию, отвечают на вопрос „Что случилось?", „Что произошло до начала действия?"»4.

2. Характеристика действующих лиц (возрастные, половые, образовательные, интеллектуальные, психологические особенности героев).

3. Обострение предлагаемых обстоятельств.

4. Потребности, желания, цели действующих лиц.

5. Конфликт.

6. Событийный ряд - цепь событий. Перечисляются события, действенные факты, неожиданности, способствующие развитию сюжета.

Замысел, режиссерское решение и исполнение музыкальных номеров в эстрадном представлении «Событие - это качественное изменение обстоятельств - ситуаций или возникновение новой ситуации. В некоторых источниках событие трактуется как эмоционально окрашенный факт. В драматургии и режиссуре эта трактовка обязательна, так как оценка события зарождает эмоции, чувства, вынуждает героев к действию, рождает их поступки»5.

«Действенный факт. Это такое обстоятельство, явление или факт, в котором присутствует элемент неожиданности, изменяющий в результате оценки действие персонажа. Действенный факт, так же, как и событие отвечает на вопрос «Что случилось?», «Что произошло?». Это не значит, что он менее значим для человека, или вызывает меньший эмоциональный отклик, просто цель действия остается прежней. Событие и действенные факты, неся на себе оттенок неожиданности, активизируют психологические процессы, как ощущение, восприятие, мышление, переживания, объединяя их в одно целое»6.

7. Действия, возникающие в результате каждого события у одного, двух или нескольких героев.

8. Сквозное действие, контрдействие.

9. Партитура ощущений и чувств.

Необходимо подчеркнуть, что сценическое действие - это волевой, целенаправленный психофизический процесс борьбы с предлагаемыми обстоятельствами, процесс преодоления препятствий, как внутренних, так и внешних. У исполнителей эстрадных музыкальных номеров препятствия чаще всего внутренние, т. к. они рождены воображением и фантазией создателей номера. В процессе преодоления этих препятствий и рождается правильное психофизическое состояние исполнителя, а вместе с ним и интонационно-пластическая выразительность.

У исполнителя чувства рождаются в процессе проживания жизни вымышленных героев. Зарождение эмоций происходит в моменты «оценки» событий сюжета и действенных фактов. Таким образом, нафантазированная история позволяет раскрыть природу музыкального образа.

«Оценка неожиданности является важнейшим фактором коммуникационных актов, так как объединяет в себе целый ряд психических процессов: ощущение, восприятие, мышление, воображение, фантазию, память, внутреннюю речь. Они позволяют человеку перестроиться, с одного действия на другое. Именно в процессе оценки определяется новый план дальнейших действий, зарождается новое чувство, которое окрашивает действие до следующей неожиданности»7.

Третий этап работы над исполнением музыкального произведения можно условно назвать воплощением. Приступая к исполнению, не-

обходимо ответить для себя на следующие вопросы: кто поет (характер героя), кому поет (направленность, посыл) о чем поет (тема), зачем поет (сверхзадача). Марк Бернес говорил: «Петь на эстраде надо не только голосом, но и, что, пожалуй, особенно важно, головой, сердцем и всем своим существом»8.

Для достижения высокого мастерства исполнителю необходимо:

1. Сконцентрировать внимания на внутреннем объекте.

2. Поверить в предлагаемые обстоятельства, основанные на памяти ощущений.

3. Выработать первичное отношение к обстоятельствам, предложенным режиссером или выдуманным артистом от лица героя, себя лично или стороннего наблюдателя.

4. Задаться целью действующего лица и осознать потребность ее достижения.

5. Разработать «киноленту» видений и движения образного ряда по сюжету.

6. Эмоционально оценить события сюжета, воссоздать процесс восприятия, мышления и зарождения музыкально-пластического действия.

Плавно переходя от события к событию, промежуток между которыми заполнен эмоционально окрашенным действием, мы создаем музыкально-речевую и пластическую картину эстрадного номера. При этом движение не должно мешать пению. Каждый жест должен быть оправдан композиторским замыслом, режиссерским решением и внутренней логикой мыслительного процесса артиста. «Эстраде нужны не только профессиональные музыканты, но и музыканты-артисты, умеющие действовать, жить на сцене, как живут артисты драматические»9.

Плавность рождения образного ряда, переживаний, интонационной выразительности будет зависеть не только от длительной репетиционной подготовки номера, но и от натренированного многоплоскостного внимания, позволяющего удерживать множество объектов, своевременно переключаться с одного внешнего или внутреннего образа на другой.

Секрет хорошего исполнительства кроется в умении сформировать логично выстроенный эмоциональный ряд переживаний. При исполнении номера необходимо уметь сдерживать чувственные переживания, не стремиться «расплескать» их суетливой пластикой тела, жестами, мимикой, излишней интонационной выразительностью. Обладая драматическим талантом, искренне делясь со зрителем своими мыслями и чувствами, исполнитель должен помнить, что он выпол-

няет ответственную миссию самовыражения всех творцов музыкального номера.

Между создателями музыкального номера могут возникать разные противоречивые чувства - любовь, ненависть, взаимопонимание, доверие, недоверие, неприятие, но именно уважительные отношения между всеми участниками творческого процесса позволят создать на сцене достойное произведение искусства. Необходимо помнить, что проанализированная, осмысленная и оправданная музыка подсказывает исполнителю психофизическое самочувствие, а отношение к нафантазированным событиям будут рождать чувственную линию переживаний. Этот эмоциональный ряд, усиленный темпо-ритмическим звучанием оркестра, поддержанный светом, цветом, гримом, костюмами, декорациями повышает степень осмысления зрителем автор-ско-композиторских идей, раскрытых и дополненных режиссером и приводит к успеху.

Приведенные выше рекомендации и методики анализа, замысла и воплощения музыкальных номеров в эстрадном представлении помогут создать выразительные музыкально-пластические образы и позволят повысить исполнительское мастерство современных эстрадных артистов.

Примечания

1 Петров А. Песня // Эстрада России. ХХ век: Лексикон. М., 2000. С. 440.

2 Акулов Е. А. Оперная музыка и сценическое действие / Е. А. Акулова. М.: Всероссийское театральное общество. 1978. С. 8.

3 Там же. С. 6.

4 Сумин Ю. М. Культура продюсерских коммуникаций: учеб. пособие / Ю. М. Сумин. СПб.: СПбГУКИ, 2014. С. 286.

5 Там же. С. 288.

6 Там же. С. 288-289.

7 Там же. С. 290.

8 Бернес М. Главное - неповторимость! Мастера эстрады советуют / М. Бернес. М.: Советская Россия, 1967. С. 26.

9 Дмитриев Ю. А. Эстрада и цирк глазами влюбленного / Ю. А. Дмитриев. М.: Искусство, 1971. С. 146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.