УДК УДК 793.2:792.7
Д. Р. Джинджолия
Адаптация эстрадного номера к драматургической концепции театрализованного представления
В статье автором рассмотрена специфика органичного использования эстрадных номеров в работе режиссера над созданием театрализованного представления. Опираясь на практический и теоретический опыт исследователей в области режиссуры эстрады, театрализованных представлений и праздников, были выделены этапы работы режиссера над адаптацией эстрадного номера к драматургической концепции театрализованного представления.
Ключевые слова: театрализованное представление, эстрада, эстрадный номер, адаптация номер
Jesika R. Jinjolia
Adaptation of a variety number in the dramaturgical concert of theatrical performance
In the article, the author considers the specifics of the organic use of variety numbers in the director's work on the creation of a theatrical performance. Based on the practical and theoretical experience of researchers in the field of stage direction, theatrical performances and holidays, the stages of the director's work on adapting the variety act to the dramaturgical concept of a theatrical performance were highlighted.
Keywords: theatrical performance, variety, variety act, adaptation of the variety act
Театрализация как явление культуры, возникшее в начале XX в. именно в качестве особого творческого метода в драматургии и режиссуре «театра жизни», прошла значительный путь развития. Исследователи в области массовых праздников, анализируя феномен театрализации, определили ее как эффективный метод воздействия на аудиторию, который состоит из определенных компонентов, находящихся в тесной взаимосвязи. Эта особенность была выделена режиссерами-практиками в XX в. и наиболее ясно определяла процесс (технологию) создания театрализованного действия, его особенности для более эффективного воздействия на аудиторию в достижении социально-педагогических целей.
Рассматривая театрализованное действие как факт искусства, обладающий самостоятельной художественно-эстетической ценностью, следует выделить его синтетичную природу. Это часто приводит к мнению, что творчество в театрализованном представлении носит вторичный характер, так как драматургия действия создается режиссером из самостоятельных художественных материалов, например, эстрадного номера. С помощью соединения всех элементов представления в опре-
Адаптация эстрадного номера к драматургической концепции театрализованного представления деленной композиционной последовательности рождается драматургическая концепция представления, новый факт искусства. Однако при процессе соединения важно помнить, что речь идет именно о синтезе различных видов искусств, который предполагает драматургическую смысловую связь между элементами, а не эклектичное соединение материала, которое сегодня, по мнению автора, мы часто можем наблюдать в практической деятельности режиссеров.
Режиссеры часто обращаются к артистам разных жанров для использования готовых эстрадных номеров в своих драматургических концепциях. Важно сделать акцент на том, что создание театрализованного представления предполагает сложный и трудоемкий процесс отбора необходимого документального и художественного материала, который впоследствии будет смонтирован в единое целостное действие. Использование в театрализованном представлении придуманного ранее эстрадного номера, созданного авторами и исполнителями для отельного показа зрителю, возможно лишь в случае, когда режиссеру видится возможным его адаптация к структуре театрализованного действия для реализации сюжетно-смыслового каркаса представления. Органичное включение эстрадного номера в драматургическую концепцию театрализованного представления требует от режиссера решения определенного комплекса задач, специфические особенности решения которых автор статьи попытается определить и рассмотреть с методических позиций.
В рамках данного исследования, опирающегося на теоретические основы режиссуры театрализованных представлений и практический опыт в данной области, были выделены нижеизложенные методические особенности адаптации эстрадного номера. Необходимо обозначить, что под адаптацией автор понимает включение эстрадного номера в драматургическую концепцию представления, не нарушающего, а укрепляющего его художественную целостность.
Сегодня много споров и дискуссий вызывают вопросы, касающиеся различного рода понятий, связанных с режиссурой, что, на наш взгляд, напрямую коррелирует с процессом размывания границ между ее направлениями и областями применения. Однако в данной статье нас будет интересовать не столько терминология и научные трактовки, связанные с рассматриваемой проблематикой, сколько практическая технология и методическая составляющая деятельности.
Для успешного решения задач по адаптации эстрадного номера в режиссуре театрализованного представления, на наш взгляд, необходимо обратиться к работам теоретиков и практиков в области массовых
форм эстрадного действия, исследовавших процесс создания эстрадных номеров и представлений. Опираясь на их труды, определить специфические особенности работы режиссера над использованием эстрадного номера в режиссуре театрализованного представления.
Поскольку эстрадный номер представляет собой ряд связанных между собой в определенной последовательности действий артиста конкретного жанра, творческого диапазона и его психофизики, мы будем исходить из постулата, что для адаптации номера под новую драматургическую концепцию необходимо учесть два фактора, а именно: сам номер, обладающий художественной целостностью и творческие возможности актера-исполнителя.
Крупнейшие драматурги и режиссеры в области эстрады И. А. Богданов и И. А. Виноградский, в своем учебнике дают следующее определение эстрадного номера: «Эстрадный номер - это краткое самостоятельное и законченное произведение искусства, основа любого типа эстрадного представления»1. Такого рода номер, профессор И. Р. Шток-бант называет «своеобразным спектаклем, у которого есть свое начало, свое развитие, кульминация и развязка»2. Следовательно, при использовании эстрадного номера в драматургической концепции театрализованного представления, режиссеру необходимо учитывать его внутреннюю драматургию, чтобы исключить ситуацию, при которой драматургия номера вступает в противоречие с драматургией представления. Избежать этого, по нашему мнению, возможно, используя два пути решения задачи по адаптации драматургии номера к драматургии театрализованного представления.
Во-первых, драматургия номера должна стать частью драматургической концепции представления, она должна способствовать движению сюжета, используя номер для сценической реализации образного решения всего представления или его эпизода. Для этого необходимо видоизменить начало и финал номера или иначе расставить в нем акценты. Задача режиссера в работе над внедрением эстрадного номера в драматургию представления - стараться не изменять сам номер, а драматургически выверенно и точно по смыслу расставить в нем акценты, так, чтобы номер работал на раскрытие идейно-тематического замысла театрализованного представления.
Второй вариант - в том случае, когда первый невозможен, - предполагает полное перестроение драматургии номера под драматургию представления, либо постановку нового оригинального номера. Не следует оставлять без внимания, что зачастую при изменении драматургии номера для внедрения в режиссерскую концепцию, разруша-
Адаптация эстрадного номера к драматургической концепции театрализованного представления ется целостность номера как такового. Нарушая целостность структуры номера, режиссер разрушает его как факт искусства. Вследствие этого, при необходимости существенных изменений драматургии номера, продуктивнее осуществить постановку нового номера.
В попытках адаптировать эстрадный номер, режиссеру важно учитывать авторство номера. Его создатель, он же, чаще всего, исполнитель, очень трепетно относится к своему творению и очень болезненно воспринимает любые попытки видоизменения и деформации его «детища», что, на наш взгляд, нельзя оставлять без внимания. Включая эстрадный номер в художественное полотно представления, режиссеру необходимо обеспечить логичное по смыслу появление исполнителя со своим номером и его уход, т. е. «связки» - переход от одного номера к последующему действию на сцене.
Органичному использованию эстрадного номера в структуре представления способствует использование режиссером различных выразительных средств как инструмента адаптации. Подобранный видеоряд, музыка необходимы для наибольшей адаптации номера к драматургии театрализованного действия.
Вне зависимости от путей решения задачи по адаптации драматургии номера к драматургической концепции представления, эстрадный номер может быть использован:
• для сценической реализации драматургии представления;
• для сценической реализации художественно-образного решения эпизода или всего представления, способствуя воплощению оригинального творческого замысла режиссера.
По меткому замечанию профессора И. А. Богданова, эстрадные номера «могут быть сюжетные, а могут быть построены на уникальной технике исполнения...» в каком-либо жанре «где основным выразительным средством выступает трюк»3. Исполнительская специфика эстрадных номеров определяет второй аспект адаптации номера, требующий внимания режиссера. Речь идет о жанровой специфике.
В области исполнительского искусства эстрада имеет свои особенности, отражающиеся в жанровом разнообразии эстрадных номеров. Важно учесть, что понятие жанр на эстраде несколько отличается от общепризнанного традиционного разделения. Если в классическом понимании под жанрами принято понимать драму, комедию, трагедию и т. д., то специфика эстрады диктует нам иные условия. Как известно в эстрадном номере главным является артист и его мастерство в каком-либо направлении искусства. Следовательно, эта особенность является определяющей для разделения эстрадных номеров на жанры
(акробатика, пантомима, фокусы, гимнастика, клоунада, вокальные, речевые жанры и т. д.). По утверждению советского теоретика и историка эстрадного и циркового искусства Евгения Кузнецова: «Эстрадное искусство объединяет разнообразные жанровые разновидности, общность которых заключается в легкой приспособляемости к различным условиям публичной демонстрации в кратковременности действия, в концентрированности его художественно-выразительных средств»4.
Безусловно, в любом эстрадном номере используются широкий спектр выразительных средств, но всегда есть основное выразительное средство, определяющее его жанр.
Значимость жанровой основы эстрадного номера обусловливает специфические особенности его адаптации к драматургической концепции театрализованного представления. Для эффективного использования эстрадных номеров в театрализованных представлениях, режиссеру необходимо учитывать:
• различную специфику эстрадных жанров;
• возможность соотнесения жанра эпизода представления и жанра, входящего в него номера;
• особенности смешения жанров, если это заложено в смысловой нагрузке, что требует от режиссера глубокой проработки замысла.
Органичное использование эстрадных номеров разных жанров для сценической реализации режиссерского замысла имеет важное значение. Достаточно вспомнить работы крупнейшего практика В. Э. Мейерхольда, в работах которого различные цирковые жанры (акробатика, гимнастика и др.) использовались как одни из основных средств выразительности.
Говоря о жанровом разнообразии, следует помнить, что «оригинальные и эстрадно-цирковые жанры представляют собой значительную часть жанровых форм эстрады ... номера таких жанров всегда были и будут украшением любого концерта ... им присуща яркая зре-лищность»5. Однако именно в этом таится опасность использования эстрадного номера в качестве украшения и развлечения, что в современной режиссерской практике, по мнению автора, достаточно частое явление. И здесь мы хотели бы подчеркнуть мысль, высказанную теоретиком эстрады Е. Д. Уваровой: «Эстрада - многожанровое сценическое искусство ... имеет ярко выраженную развлекательную функцию, что отнюдь не исключает ее содержательности»6.
Именно в силу сказанного, подчеркнем, что задача режиссера заключена в раскрытии идейно-тематического замысла сценария, а впоследствии и всего театрализованного представления через использо-
Адаптация эстрадного номера к драматургической концепции театрализованного представления вание эстрадного номера. Задача режиссера по средствам используемого жанра оправдать сюжет, раскрыть драматургический замысел.
Особо следует акцентировать внимание на таком важном аспекте, влияющем на адаптацию эстрадного номера к драматургической концепции театрализованного представления, которым является специфика работы с актером-исполнителем, так как «драматургия произведения эстрадного искусства представляет собой идейно-тематическое и событийное содержание, выраженное через действия актера»7. Следовательно, актер в эстрадном номере и есть ключевая фигура, а его творческие навыки, умения, возможности являются первостепенными составляющими сценического воплощения действия. Именно в силу этого проявляются специфические особенности работы с исполнителем, которые необходимо учитывать режиссеру, так как «эстрада - это, прежде всего, показ мастерства»8.
С методических позиций работу режиссера с исполнителем над эстрадным номером можно условно разделить на две составляющих.
Во-первых, это работа режиссера с исполнителем, исходя из его индивидуальных технических возможностей, которая заключается в поиске художественных выразительных средств для раскрытия его мастерства в реализации замысла представления. В частности, очень важно найти органичное сочетание между включенными в сюжет действия выполняемыми артистом различными эффектными трюками, с одной стороны, и демонстрацией яркой неординарной личности самого исполнителя, которую эти трюки не должны затмевать, с другой.
В случае необходимости расширения трюковых возможностей исполнителя, режиссер может воспользоваться подменой, то есть незаметно для зрителя прибегнуть к тому, чтобы роль на площадке продолжал исполнять уже другой артист. В театрализованном эстрадном представлении «Феи и Духи», поставленном в пространстве крепости «Ягдберг» в австрийском городе Форальберг, режиссер А. А. Конович именно с помощью такого приема нашел возможность превращения «Бабы Яги» в «Принцессу». Для этого в одном из эпизодов представления был использован творческий потенциал и трюковые возможности пяти, незаметно подменявших друг друга, исполнителей - балерины, цирковой воздушной гимнастки и трех каскадеров, которые «летали» на помеле, горели и падали с многометровой высоты крепостной стены. Объединив их всех в едином драматургическом замысле, режиссер выстроил завораживающее действие, заставившее зрителей активно сопереживать происходящему на нетрадиционной площадке старинной крепости.
Именно исходя из первой составляющей, формируется вторая. Она подразумевает работу режиссера с артистом в репетиционном про-
цессе не только над техникой исполнения номера, но и над поиском образа его героя как творческой личности с определенной психофизикой действия в драматургической линии сюжета. И эта работа сродни классическому драматическому театру, которая заключается в выстраивании режиссером сквозного действенного всего театрализованного представления.
Если говорить о технологии в области режиссуры эстрады, то особенность драматургического построения эстрадного номера, по утверждению исследователей, состоит в «выстраивании специфической логики чередования трюковых и технологических элементов исполнения, которые обеспечивают актеру наилучшие возможности демонстрации своего мастерства»9. Поэтому, используя в театрализованном представлении эстрадный номер, необходимо помнить, что в нем ключевым является мастерство артиста, его возможности, которые необходимо использовать режиссеру для сценической реализации драматургического замысла. Однако здесь обнаруживается тонкая грань, которая требует от режиссера филигранного подхода, так как в режиссуре отдельного эстрадного номера «драматургия эстрадного номера второстепенна, она призвана «обслуживать» жанр, и, в первую очередь помогает раскрыть мастерство, индивидуальность эстрадного артиста, которые находят выражение в специфических выразительных средствах жанра»10. Именно исполнительское мастерство используется режиссером как средство выразительности. Вследствие чего мастерство артиста нивелируется режиссерской концепцией. Впрочем, это ничуть не снижает значимость творческого и технического потенциала артиста. Если в самостоятельном эстрадном номере он выступает как индивидуальный исполнитель, то в театрализованном эстрадном представлении он получает роль как в театре, а его мастерство, его индивидуальные умения и навыки вливаются в действие коллектива, позволяют реализовать, ярко раскрыть свою роль на сцене в ансамбле исполнителей.
Осуществляя свою профессиональную деятельность в театрализованном эстрадном представлении, артист эстрады перестает быть главным действующим лицом. На первый план выходит роль, которую он исполняет, тот образ, который он создает на сцене. Личность артиста в рамках сценического пространства нивелируется создаваемым образом. Остается индивидуальность артиста как исполнителя роли. Перед режиссером стоят задачи: раскрыть драматургический замысел через актерские и технические возможности исполнителя, его умение и мастерство в определенном жанре использовать для движения сюжета театрализованного эстрадного представления.
Вот как был выстроен на основе тематического монтажа нескольких номеров эпизод революционных исторических перемен, сметающих старую власть, в театрализованном представлении «Набат Революции» в БКЗ «Октябрьский» (автор сценария и постановщик А. А. Ко-нович). Начинается бал в Зимнем дворце. Все танцующие в белоснежных фраках и платьях. В центре император с супругой. Бал приобретает все более фантасмагорические формы пира во время чумы. Танцуют прекрасные девушки в белых хитонах.
Раздаются звуки мелодии «Манфред» П. И. Чайковского. Во дворец врываются моряки в черных бушлатах, которые разгоняют бал и нападают на белоснежных танцовщиц. Стоп-кадр. В луче света остается лежать сломанная беззащитная фигурка балерины, окруженная яростными матросами.
Сверху на балерину падают алые, словно кровавый водопад, ленты-полотна. По ним, как бы поднятая на штыки винтовок моряков, возносится белоснежная балерина (цирковой номер на полотнах Натальи Казанцевой), превращаясь в глядящего с небес на происходящее ангела (проекция тени выступающей артистки цирка на появившееся на заднике сцены изображение Александрийской колонны Дворцовой площади).
Из глубины сцены к застывшей группе подходит артист (народный артист России Виктор Кривонос). Исполняется вокальный номер - специально написанная для представления ария раздавленного революцией бывшего сенатора. Это размышление о будущем России, месте каждого гражданина в ее судьбе:
Как трудно быть избранным свыше В глухом одиночестве дня. О Русь, о, жена моя! - слышишь? Я здесь, положись на меня. Как ангел на Александрийском Столпе, не скрывая тоски, Взираю на мир этот низкий, Дерущий тебя на куски. На страшной, беспамятной тризне, Где пир торжествует чумной, Державу держу, богоизбран, -Вот жребий единственный мой!.. Но если в кровавую бездну Сорвешься, по краю гоня, Я вместе с тобою исчезну, Россия, Россия моя!
В финале белоснежный ангел, он же поднятая на штыки революционными матросами балерина - растерзанный символ России, - застывает в воздухе, будто распятая, на алых полотнах. И как апофеоз вокального номера белоснежный ангел срывается с высоты вниз, пролетая сквозь алые ленты (технический трюк воздушной гимнастки -артистки цирка). Словно «затаптывая» распростертого на земле белоснежного ангела, надвигается на алые ленты-знамена серая толпа народа - рабочий люд.
Из предложенного примера можно сделать вывод о том, что, рассматривая особенности драматургии эстрадного номера, основывающегося на мастерстве артиста, мы фиксируем такой важнейший фактор - исполнитель в нем определяется как главное лицо. Эту же мысль особо подчеркивают исследователи эстрадного искусства. В частности, процитируем профессора И. А. Богданова: «Личность артиста, его индивидуальность, степень владения выразительными средствами жанра являются определяющими моментами в создании номера»11.
В постановке театрализованного эстрадного представления режиссеру важно через исполнительское мастерство артиста прийти к реализации драматургической сюжетной линии действия. В проанализированном эпизоде театрализованного представления «Набат Революции» в драматургическом контексте действия происходит переосмысление и монтаж нескольких разножанровых номеров: эстрадно-хореографического, вокального, музыкально-пластического, циркового.
Мы можем видеть, что если в постановке эстрадного номера драматургия имеет прикладное значение, то при адаптации эстрадного номера в художественном полотне театрализованного эстрадного представления драматургия становится первостепенной. Но не в силу понижения значимости мастерства артиста и его индивидуальности, а путем использования его мастерства для реализации общей драматургической концепции театрализованного представления.
И здесь определяется одна из самых важных и в то же время сложных задач в работе режиссера - работа с исполнителем. Именно от нее во многом зависит успешность адаптации номера в рамках представления как целостного произведения искусства.
Искусство эстрады персонифицировано. Цельный номер может родиться только на основе индивидуальных творческих возможностей артиста. Если в театре, например, роли Ромео или Джульетты могут быть сыграны разными актерами, то номер артиста эстрады «живет и умирает» с ним, потому что построен на индивидуальной технике и актерском мастерстве конкретного исполнителя. Вследствие чего,
адаптируя номер артиста в художественную ткань театрализованного эстрадного представления, режиссеру необходимо выявить совершенно иное прочтение этого номера и соответственно актерского образа, создаваемого исполнителем. Именно в этом заключается специфика работы режиссера с артистом как с личностью.
Режиссеру важно обладать искусством ведения диалога, позволяющим донести до артиста главную мысль и идею представления. Убедить, что его индивидуальность как исполнителя не будет утрачена при адаптации номера к общей канве театрализованного представления, а наоборот, заиграет новыми гранями, словно бриллиант, ограненный рукой мастера-ювелира. В этом, на наш взгляд, заключается одна из главных задач режиссера в работе с артистом, ибо только он видит общую картину драматургической концепции, целостность замысла театрализованного эстрадного представления и, соответственно, представляет монтажные возможности конкретно взятых номеров в театрализованном действии.
Работа с артистом как творческой личностью, требует от режиссера конкретно выстроенного индивидуального подхода. Важно объяснить актеру место его номера и роли в развитии сюжетных перипетий представления. Это позволит исполнителю осознано подойти к реализации номера в рамках театрализованного представления и осознать, что он работает не отдельно взятый и поставленный для него номер, а решает с его помощью новые задачи в абсолютно другом контексте исполнения. Часто номер артиста эстрады требует перестроения последовательности действий или перестановку составных частей номера (например, гимнастических упражнений, технических элементов воздушной гимнастики) для наибольшей адаптации номера к концепции всего представления. И именно индивидуальный подход к личности артиста-исполнителя номера, на наш взгляд, позволяет добиться в этом максимального результата.
Работая над драматургией номера, включенного в действие представления, его художественным и техническим сценическим воплощением, помимо реализации всех творческих и организационных задач, режиссеру крайне важно создать такие условия для исполнителя, чтоб между артистом на сцене и зрителем в зале посредством созданного представления состоялся диалог. Режиссер в данном диалоге выступает в качестве создателя действа, этот диалог реализующего.
Для того, чтобы такой художественно-образный диалог состоялся, необходимо создать следующие условия: точно драматургически
придумать сценическое действие артистов и подготовить к его восприятию зрителя. Цели и задачи сценариста, режиссера, артиста и зрителя должны соответствовать друг другу. Создавая все условия, необходимые для удовлетворения потребности в конкретном действии зрителя, а также потребности в творческой реализации артиста в конкретной структуре драматургического замысла, режиссер эффективно воплощает художественно простроенную идейно-тематическую задачу, определенную как заказчиком, так и самим режиссером, его гражданской позицией, творческим взглядом на заложенную в действии проблему.
Сегодня успешная реализация этих целей в театрализованном представлении, по результатам из нашего исследования, напрямую зависит от умения драматурга и режиссера творчески адаптировать эстрадные номера к драматургической концепции действия. При этом, что следует из сказанного, целостная драматургическая канва представления, не может быть нарушена, а наоборот должно укрепляться за счет усиления выразительности и смысловой нагрузки используемых эстрадных номеров. Увеличивая с помощью использования эстрадного номера уровень художественной выразительности всего действия, режиссеру необходимо пройти все описанные уровни адаптации номера (драматургия, жанр, актер-исполнитель, личность), организуя в сценическом пространстве тематически выстроенный диалог между артистом и зрителем посредством созданного и реализованного замысла.
Делая вывод из всего сказанного, подчеркнем - для нас бесспорным является тот факт, что успешной адаптации эстрадного номера к драматургической концепции представления, укреплению его целостности и, как следствие, успешной реализации диалога между артистом на сцене и зрителем в зале, способствуют: использование жанровых особенностей номера при сценическом воплощении замысла; умелая профессиональная работа режиссера с артистом как с исполнителем и как с творческой личностью.
Примечания
1 Богданов И. А. Драматургия эстрадного представления / И. А. Богданов, И. А. Ви-ноградский. СПб.: СПбГАТИ. 2009. С. 13.
2 Штокбант И. Эстрадный номер // Актуальные проблемы воспитания актерских и режиссерских кадров эстрады в вузе. Л., 1987. С. 70.
3 Богданов И. А. Драматургия эстрадного представления. С. 84-87.
4 Кузнецов Е. Из прошлого русской эстрады / Е. Кузнецов. М., 1958. С. 19.
5 Богданов И. А. О режиссуре оригинальных жанров эстрады / И. А. Багданов. СПб.: СПбГАТИ, 2003. С. 3.
6 Эстрада России. ХХ век: энциклопедия / [отв. ред. Е. Д. Уварова]. М.: Олма-Пресс, 2004. С. 16.
7 Богданов И. А. Драматургия эстрадного представления. С. 26.
8 Деммени Е. Петрушки на эстраде // Призвание кукольник» / Е. Деммени // Л., 1986. С. 73.
9 Богданов И. А. О режиссуре оригинальных жанров эстрады. С. 88.
10 Там же. С. 90.
11 Богданов И. А. Драматургия эстрадного представления. С. 5.