Научная статья на тему 'СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В СОЗДАНИИ НОМЕРА КАК ОСНОВЫ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА'

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В СОЗДАНИИ НОМЕРА КАК ОСНОВЫ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1010
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТРАДА / НОМЕР / ЭСТРАДНЫЙ РЕЖИССЕР / ЭСТРАДНАЯ РЕЖИССУРА / ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО / ЖАНРЫ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР / ВОКАЛЬНЫЙ ЖАНР / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / ЭСТРАДНО-ЦИРКОВОЙ ЖАНР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попов Владимир Леонидович

Эстрада как вид искусства представляет собой совокупность почти всех пространственно-временных искусств - танец, песня, звучащее слово, музыка, клоунада, акробатика и т. д. У каждого из этих видов существует свой специфический язык, с помощью которого создается тот неповторимый «продукт», который называется «эстрадный номер». Эстрадный режиссер - это, прежде всего, универсальный режиссер, знающий эти языки и умеющий на них общаться с артистом. Понятие «эстрадность» включает в себя ряд специфических признаков. Это, прежде всего, открытость. Открытость общения со зрителем, открытость места действия, возможность ведения диалога со зрителем, автономность существования, доверительность, лаконизм и краткость в подаче материала, праздничность, оригинальность, разнообразие. Данная статья рассматривает специфику создания эстрадного номера и выявляет особенности, которые отличают постановку эстрадного номера от других видов режиссерской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE CREATION OF VARIETY ACTS AS FOUNDATIONAL ELEMENTS OF VARIETY ARTS

Variety arts represent a combination of nearly all types of spatio-temporal arts: dance, song, speech, music, clowning, acrobatics, etc. Each of these arts has its own specific language with the help of which a unique «product» - a variety act - gets created. Variety director is, above all, a versatile director who knows these languages and is capable of communicating in them with the artist. The term «varietiness» includes a number of specific principles. It is, primarily, openness: the openness in one’s communication with the audience, their ability to have a dialogue with the audience, the autonomy of on-stage existence, intimacy, laconicism and brevity of performance, festivity, originality, diversity. This paper looks at the specificity of the process of variety acts’ creation and identifies features, distinguishing the staging of a variety act from other forms of directing.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В СОЗДАНИИ НОМЕРА КАК ОСНОВЫ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА»

УДК 792.7.027.2

В. Л. Попов

Специфические особенности в создании номера как основы эстрадного искусства

Эстрада как вид искусства представляет собой совокупность почти всех пространственно-временных искусств - танец, песня, звучащее слово, музыка, клоунада, акробатика и т. д. У каждого из этих видов существует свой специфический язык, с помощью которого создается тот неповторимый «продукт», который называется «эстрадный номер». Эстрадный режиссер - это, прежде всего, универсальный режиссер, знающий эти языки и умеющий на них общаться с артистом. Понятие «эстрадность» включает в себя ряд специфических признаков. Это, прежде всего, открытость. Открытость общения со зрителем, открытость места действия, возможность ведения диалога со зрителем, автономность существования, доверительность, лаконизм и краткость в подаче материала, праздничность, оригинальность, разнообразие. Данная статья рассматривает специфику создания эстрадного номера и выявляет особенности, которые отличают постановку эстрадного номера от других видов режиссерской работы.

Ключевые слова: эстрада, номер, эстрадный режиссер, эстрадная режиссура, эстрадное искусство, жанры эстрадного искусства, хореографический жанр, вокальный жанр, речевой жанр, эстрадно-цирковой жанр

Vladimir L. Popov

Specific features of the creation of variety acts as foundational elements of variety arts

Variety arts represent a combination of nearly all types of spatio-temporal arts: dance, song, speech, music, clowning, acrobatics, etc. Each of these arts has its own specific language with the help of which a unique «product» - a variety act - gets created. Variety director is, above all, a versatile director who knows these languages and is capable of communicating in them with the artist. The term «varietiness» includes a number of specific principles. It is, primarily, openness: the openness in one's communication with the audience, their ability to have a dialogue with the audience, the autonomy of on-stage existence, intimacy, laconicism and brevity of performance, festivity, originality, diversity. This paper looks at the specificity of the process of variety acts' creation and identifies features, distinguishing the staging of a variety act from other forms of directing.

Keywords: variety arts, variety arts director, variety arts directing, variety arts genres, choreography, singing, speech genre, circus

Эстрада является самым популярным и самым демократичным зрелищным видом искусства. Слово «эстрада» имеет латинское происхождение. В переводе оно означает «настил», «помост»1, т. е. специально обозначенное пространство, место. Со временем смысл этого слова

эволюционировал. Если мы обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, оно имеет одно значение: «помост, возвышение, например для музыки»2. В более позднее время в толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова определение «эстрады» представлено как «искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене»3. А в Советском Энциклопедическом Словаре уточняется, что эстрада - это вид искусства, включающий в себя так называемые «малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др.»4. Таким образом, мы прослеживаем трансформацию понятия «эстрада» и видим приобретение им значения, близкого к современному пониманию этого вида искусства.

Эстрада многожанрова как никакой другой вид искусства. У каждого жанра есть узнаваемые специфические признаки. Но для любого жанра главным определением эстрадности является номер.

Что же такое номер? Обратимся к определению слова «номер». В. И. Даль трактует его, как «числительный знак, число, счетную цифру»5. Более поздние определения включают в себя следующую трактовку: «отдельно исполняемая часть сборного представления, концерта»6.

В прежние времена в сборных концертах выступали артисты разных жанров. Конферансье выстраивал драматургию концерта и составлял список очередности выхода на сцену. Отсюда и возникло понятие «номер».

Существует множество определений того, что является эстрадным номером. Нам ближе дефиниция драматурга И. Виноградского и педагога, режиссера И. Богданова, определяющая эстрадный номер как «краткое, самостоятельное и законченное произведение эстрадного искусства», как «основа любого типа эстрадного представления»7. Таким образом, эстрадный номер следует понимать как отдельное, законченное выступление одного или нескольких исполнителей, которое оставляет у зрителей целостное впечатление. Номер ограничен во времени (от 3 до 15 мин). Хронометраж определяется художественной целостностью и смысловой завершенностью.

Чаще всего автором эстрадного номера является сам артист. Это обусловлено тем, что он лучше всех знает собственные возможности: вокальные и музыкальные данные, хореографическую и пластическую подготовку, наличие или отсутствие речевых способностей, т. е. тот набор выразительных средств, который помогает артисту в работе над эстрадным номером. Конечно же, важным является то, в каком жанре этот артист имеет наилучшую подготовку. Например, если он умеет

Специфические особенности в создании номера как основы эстрадного искусства

жонглировать с разным количеством предметов, и это умение доведено до совершенства, то жонглирование будет являться предметом искусства в номере, а другие выразительные средства важным дополнением в создании художественного образа и целостности восприятия номера.

Режиссер, который сочиняет эстрадный номер на условного артиста, едва ли добьется желаемого результата. Скорее, надо сочинять номер с учетом возможностей исполнителя. И чем большим набором выразительных средств владеет артист, тем интереснее режиссеру творить. И. Штокбант называл эстрадный номер «маленьким спектаклем»8, который построен по всем законам создания драматического спектакля, с той лишь разницей, что этот спектакль длится несколько минут. При этом накал страстей и переживаний в нем ни в чем не уступает происходящему в театре. А, скорее всего, даже становится ярче, эмоциональнее.

Не каждый драматический актер может стать исполнителем эстрадного номера. От чего это зависит? Мы считаем, что причина в личности самого артиста. Здесь требуется яркая индивидуальность, внутренняя культура, внешняя харизма, мастерское владение каким-либо жанром эстрадного искусства, особый способ существования артиста и его умение взаимодействовать со зрителем. (Как известно, эстрада живет без четвертой стены).

Конечно, история знает выдающихся драматических артистов, которые с большим успехом выступали на эстрадных подмостках. Э. Гарин, И. Ильинский, С. Мартинсон, Б. Чирков, Н. Черкасов поражали зрителей своей эксцентричностью и абсолютным пониманием эстрадно-сти. Но это скорее исключение, чем правило. Стоит помнить, что особенностью художественного отображения действительности в номере является отсутствие полного перевоплощения актера в предлагаемых обстоятельствах. В этом нет необходимости. Условность - один из важнейших принципов эстрадного номера.

С чего же начинается работа над созданием эстрадного номера? Опираясь на опыт коллег по цеху и на собственный опыт, можем сказать, что точного ответа не существует. Это зависит от многих обстоятельств. Жизненный опыт, сила воображения, ассоциативность мышления, умение творчески трансформировать и обострять самые обыденные ситуации, прочитанные книги, просмотренные спектакли и фильмы, работы художников и скульпторов, умение слушать музыку -весь этот накопленный багаж информации дает автору возможность зацепиться за что-то важное для него. Это «что-то» и рождает замысел. Замысел - вот отправная точка в создании любого эстрадного номера.

Номера в эстрадном жанре можно классифицировать по родственным признакам на несколько групп:

• речевые номера;

• музыкальные (вокальные) номера;

• хореографические (пластические) номера;

• эстрадно-цирковые номера (оригинальные).

Отдельно можно выделить пародийные номера, которые могут быть в любой группе.

Надо заметить, что последовательность создания эстрадного номера так же неоднозначна и разнообразна. Если режиссер берется за постановку речевого номера, он, прежде всего, обращается к авторскому драматургическому материалу, который сочинил эстрадный драматург. Когда творческий замысел приобретает конкретные черты, и режиссер понимает, «про что будет номер», начинается работа режиссера с актером. Актер как бы «примеряет» литературный материал на себя, расставляются смысловые акценты, «вымарывается» лишнее, оттачиваются репризы и т. д.

Когда с литературой становится все более-менее понятно, начинается работа над созданием образа. Тогда же прорабатываются выразительные средства из арсенала артиста: ищутся особенности пластики, речевые характеристики, уточняется социальный статус персонажа, определяется место действия, изготавливается соответствующий художественному образу сценический костюм, реквизит, подбирается музыкальное и шумовое оформление.

Зачастую на практике речевой жанр эстрады отождествляется с разговорным жанром. Однако между ними есть принципиальные различия. Разговорный жанр ближе по своей структуре к филармоническому концертному номеру, где могут исполняться отрывки из прозаических произведений, фрагменты поэм, стихи, басни. Литературный материал в данном случае можно сокращать, купировать отдельные фрагменты, но никак его не изменять и не дополнять.

В речевом же жанре режиссер и артист часто являются соавторами эстрадного драматурга. Последний закладывает репризный текст, остроты, каламбуры, парадоксальные неожиданные драматургические ходы, которые необходимо реализовать артисту. Бывает так, что литературный материал в процессе работы изменяется почти полностью. В качестве примера такой трансформации можно вспомнить эстрадный монолог драматурга М. Беленького для спектакля «Дуракам везет» в Ленинградском Государственном Театре Эстрады им. А. И. Райкина. Изначальная идея номера - сатирический монолог пятнадцати се-

Специфические особенности в создании номера как основы эстрадного искусства стер - пятнадцати республик СССР - в процессе работы с артистом изменилась до неузнаваемости. Поставленный номер в итоге выглядел так. На сцене находился один человек, якобы спящий на карте СССР и видящий во сне, как части его тела вступают в диалог между собой, говоря голосами узнаваемых политических деятелей страны. Таким образом, сатирический монолог превратился в пародийный номер.

В группе музыкального жанра существует своя специфика и свои особенности в создании эстрадного музыкального номера. В этом жанре чаще всего на эстраде выступают солисты-инструменталисты, виртуозно владеющие музыкальным инструментом или несколькими инструментами, инструментальные дуэты, трио, квартеты, и т. д. Чаще всего предметом искусства является исполнительская техника музыкантов. Это и становится основой для сочинения драматургии номера. Польский струнный квартет «MozART group» состоит из высокопрофессиональных музыкантов-скрипачей. В их репертуаре - классика. Но их виртуозное исполнение произведений в сочетании с актерским мастерством и разнообразной техникой исполнительства превращают концерт классической музыки в экстравагантное шоу.

Нередко музыкант владеет «смежной профессией». Например, Фред Астер хорошо играл на рояле и обладал неплохими вокальными данными. Он это грамотно использовал в своих номерах. Но «предметом искусства» в его выступлениях, несомненно, был степ. Практика показывает, что в музыкальном жанре приветствуется мультиинстру-ментализм, дающий режиссеру-постановщику возможность трансформировать этот жанр в музыкальную эксцентрику.

В песенном жанре существует своя особенность. Сама по себе песня - уже готовый материал для реализации. Но исполненная эстрадная песня - это еще не эстрадный номер. Союз поэта и композитора дает возможность режиссеру и исполнителю проникнуть в суть песни, оценить содержание и определить «градус» драматургического в материале. Мысль, выраженная музыкально, всегда ярче и образнее. Подтверждением этому служат слова К. Станиславского о внутреннем видении9. Прежде всего, артист в своем воображении должен увидеть полную картину того, о чем он поет. М. Бернес говорил, что «петь надо не голосом, а головой, сердцем и всем своим существом»10. Эстрадный певец при создании художественного образа должен использовать весь арсенал присущих ему одному выразительных средств. Песню мало спеть. Песню надо прожить и заставить зрителя прожить ее вместе с артистом. С помощью текста и музыки певец ведет разговор со зрителем, т. е. «рассказывает» песню своим слушателям. Именно

способность «рассказывать» являет собой отличие эстрадного от театрального действа. На эстраде приоритетен рассказ: рассказ о каком-то событии, о поступках человека, о его переживаниях и чувствах. Это общее свойство эстрады. Оно касается всех жанров без исключения.

Песенный жанр в некоторой степени близок к разговорному жанру, поскольку в тексте песни заложено драматургическое начало. Музыка и текст обретают единое смысловое значение. Но, чтобы драматургия песни стала драматургией номера, исполнителю потребуется привнести свое отношение к событийному ряду и сюжету. Эту особенность иллюстрируют песни-баллады. К примеру, следующие произведения поэта Р. Рождественского и композитора О. Фельцмана: («Огромное небо», «Баллада о красках», «Баллада о знамени»).

Должна быть доверительность исполнения. Важно, чтобы артист смог достоверно и убедительно рассказать историю так, как будто он сам являлся участником или наблюдателем события. Стоит различать песни от первого лица и песни, где требуется некая театрализация, создание художественного образа персонажа. Режиссеру надо очень внимательно анализировать музыкальный и литературный материал песни. Помимо выразительных средств исполнителя, в этом жанре можно использовать внешние выразительные средства, такие как хореографию, пластику, воздушную акробатику, видеоконтент и пр.

Особым выразительным средством в решении художественного образа песни является режиссерский прием, который называется «зримая песня». Этот прием наиболее выразительно использовал Г. Товстоногов в учебном процессе со студентами театрального института11. Визуализация вокального материала усиливала зрительское восприятие произведения. К примеру, в песне Б. Окуджавы «До свидания, мальчики» пластическое решение режиссера многократно усиливает восприятие смысла песни.

К группе хореографических номеров относятся танцевальные композиции, также имеющие все признаки эстрадного номера. Не стоит путать эстрадный танец как номер и «подтанцовку» к вокальному номеру. Танец, исполняющийся как составная часть эстрадной песни, «обслуживает» вокальный номер. Эстрадный же танец, построенный по всем законам эстрадной драматургии, является самостоятельным произведением. Синтез музыки, хореографии и пластической культуры исполнителя дает широкие возможности для постановки эстрадного танцевального номера.

При создании художественного образа в эстрадном танце надо не только владеть хорошей танцевальной техникой, но и иметь актерские

Специфические особенности в создании номера как основы эстрадного искусства способности. Такое выразительное средство, как актерское мастерство, дает огромное преимущество исполнителю. Отсутствие этого выразительного средства превращает танец в набор физических упражнений под музыку.

Музыка в постановке танцевального номера сама по себе должна нести драматургическое начало. Она не может быть фоновой. В ней самой должны существовать завязка, развитие, кульминация и финал. И только такая музыка дает право на ее использование в постановочной работе, помогает режиссеру и балетмейстеру реализовать свой творческий замысел. В начале XXI в. увеличилось количество разнообразных танцевальных направлений. В большей степени такого рода танцы демонстрируют ловкость, силу, оригинальную танцевальную технику, но, как правило, номерами их назвать сложно. Причина, скорее всего, кроется в отсутствии драматургического развития в музыке. «Музыка - душа танца» - говорил французский балетмейстер Ж. Но-верр12. Если музыкальная фактура существует в однообразном ритмическом рисунке, если нет развития темы, если повторяемость музыкальной фразы однообразна, балетмейстер за всем этим не увидит той самой «души» и не раскроет ее в танце. Исключением могут быть групповые выступления танцоров, где каждый демонстрирует свою трюковую часть и в конце все синхронно исполняют общую комбинацию. Соревновательный момент солистов и общий финал позволяют режиссеру довести это до понимания эстрадного номера.

Иногда приходится сочинять танцевальный номер по заказу режиссера концерта на заданную тему. В таком случае музыкальный материал или подбирается, или (что бывает редко) сочиняется композитором. Режиссер номера, балетмейстер, композитор, исполнитель (или группа исполнителей) представляют собой творческий союз и являются соавторами номера.

Название группы эстрадно-цирковых или оригинальных номеров говорит само за себя. К этой группе относится большое количество цирковых жанров, клоунады, музыкальной эксцентрики. Стоит повториться, что степень оригинальности зависит от личности исполнителя, владения им разными выразительными средствами. Эстрадно-цирковые номера предполагают интеграции одного жанра в другой, логическое «соседство» разных жанров в одном драматургическом поле, что создает неожиданный эффект, позволяющий усилить восприятие номера зрителем, оценить его оригинальность.

Очень много жанров пришло на эстраду из цирка. Но придя на подмостки сцены, они привнесли в свою цирковую специфику элементы

театральности и адаптировались в рамках эстрадного сценического пространства. Из своего циркового прошлого этот жанр сохранил главный принцип: основа номера - трюк.

С французского «truc» означает ловкую проделку, ухищрение. В чередование трюков (по принципу от простого к сложному) уже заложена драматургия номера. Конечно, она здесь имеет прикладное значение. Казалось бы, чем сложнее трюк, тем интереснее смотрится номер. Но бывает с точностью до наоборот. Богатый набор трюков не вызывает отклика у зрителей. Это значит, была допущена ошибка в драматургическом построении номера.

Но не только трюк является основой в эстрадно-цирковом номере. Артисты театра «Лицедеи» на протяжении долгого времени показывают свой самый знаменитый номер «Блю Канари». Он стал визитной карточкой коллектива. Роберт Городецкий услышал эту незамысловатую песенку и, с его слов, номер в голове родился мгновенно. В этом номере нет трюков, нет лихо закрученной драматургической канвы. Основа жанра этого номера - синхробуффонада: два клоуна «поют», «аккомпанируя» себе на концертино. В центре стоит третий клоун с сачком. Он не поет, не использует реквизит, и там, где требуется исполнять простые танцевальные па, он это делает невпопад. Вот и весь сюжет. Почему весь мир полюбил трех чудаков с гармошкой и сачком? Это какая-то загадка? Скорее, нет. Грустная, простая мелодия и нелепые, странные клоуны создали свой таинственный, загадочный мир. Мир, которого не хватает человеку. Очевидно, единого механизма в создании эстрадного номера не существует. Каждый режиссер придумывает неповторимый номер, исходя из своего жизненного опыта, интуиции, художественного видения.

Специфическая особенность эстрадного номера заключается, прежде всего, в том, что каждый режиссер должен иметь «своего артиста», способного воплотить ту или иную режиссерскую идею, т. е. обладающего уникальной способностью удивлять. Только тогда может получиться номер.

Будь то речевой номер, музыкальный, танцевальный, оригинальный, каждому из них присущ ряд специфических особенностей, которые надо учитывать при создании эстрадного номера - основы эстрадного искусства.

Примечания

1 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4 / В. И. Даль. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. C. 456.

2 Там же. С. 456.

Специфические особенности в создании номера как основы эстрадного искусства

3 Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: Эстрада // Толковый словарь Ушакова онлайн. URL: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=87698 (дата обращения 01.02.2021).

4 Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. Москва: Сов. энциклопедия, 1985. 1600 с.

5 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. С. 461.

6 Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: Номер // Толковый словарь Ушакова онлайн. URL: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=36391 (дата обращения 01.02.2021).

7 Богданов И. А., Виноградский И. А. Драматургия эстрадного произведения / И. А. Богданов, И. А. Виноградский. СПб: Изд-во Санкт-Петербургской Государственной Академии Театрального Искусства, 2009. С. 13.

8 Штокбант И. Р. Эстрадный номер // Актуальные проблемы воспитания актерских и режиссерских кадров эстрады в вузе: сб. ст. / И. Р. Штокбант. Л., 1987. С. 70.

9 Станиславский К. С. Работа актера над собой в 2 ч. Часть 1 / К. С. Станиславский. М.: Юрайт, 2019. 171 с.

10 Бернес М. Н. Главное - неповторимость! // Мастера эстрады советуют. М., 1967. С. 26.

11 Товстоногов Г. А. Зеркало сцены / Г. А. Товстоногов. Кн. 1 Л., 1984. 303 с.

12 Новер, Ж. Ж. Письма о танце и балетах / Ж. Ж. Новер. Л.: Искусство, 1965. 170 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.