методы, приемы, организационные формы обучения и воспитания и параллельно с этим ориентируется на тесное взаимодействие с внутренним миром ученика.
Направленность организационно-педагогических условий управления детским ученическим коллективом во многом определяется уровнем профессиональной подготовки учителя начальных классов. В этой связи, учитель, осуществляющий свою деятельность на высоком профессиональном уровне, должен: обеспечивать качество учебно-воспитательной деятельности; генерировать новые педагогические идеи, замыслы, начинания, технологии, способные заинтересовать, увлечь, воодушевить на учебную деятельность ученический коллектив начальной школы; соответствовать определённым морально-этическим критериям и нормам, требуемым профессией; демонстрировать стабильно высокий уровень педагогического мастерства; создавать и поддерживать положительно окрашенный эмоциональный климат в детском ученическом коллективе; обладать определёнными коммуникативными способностями, проявлять гибкость во взаимоотношениях с младшими школьниками; своевременно определять и диагностировать симптоматику назревающих конфликтов; сохранять психологическую устойчивость, выдержку, душевное равновесие в стрессовых ситуациях и др.
Следовательно, специальная компетенция учителя как основа воспитания культуры взаимодействия с младшим школьников обеспечивает психологический комфорт каждого участника детского ученического коллектива, направляет на развитие его взаимодействия с субъектом управления посредством расширенных представлений учителя об организационных возможностях по руководству на основе знаний и технологий, способов и приемов взаимодействия с учетом возрастных особенностей его участников, в целях возникновения общего интереса к достижению цели и результата учебной деятельности.
В заключении статьи сделаем вывод, что специфика организационно-педагогических условий управления детским ученическим коллективом состоит в познания содержательной сущности этого феномена и поиска разнообразных педагогических и психологических методов и приемов воздействия педагога на коллектив как на объект обучения и воспитания.
Список использованной литературы:
1. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ С.Н. Павлов. - Магнитогорск, 1999. - С. 14.
2. Фархшатова И.А. Воспитание ученического коллектива: результаты исследования/ И.А.Фархшатова/ // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - № 2. - С. 1-9.
© Расколодько Н.И., 2022
УДК 37
Резник Е.Н.
Воспитатель высшей категории МБДОУ детский сад № 12 Краснодарский край, ст. Каневская, РФ
Средина О.К. Воспитатель высшей категории МБДОУ детский сад № 12 Краснодарский край, ст. Каневская, РФ
Целина Ю.С. Воспитатель высшей категории МБДОУ детский сад № 12 Краснодарский край, ст. Каневская, РФ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Введение
Чтобы идти в ногу со временем и соответствовать высоким темпам развития современного социума,
нам приходится непрерывно искать новые формы и способы для организации образовательной деятельности.
В связи с этим нам приходится находить новые метода, новые технологии, чтобы высококачественно реализовывать их на новом этапе. В своей работе огромное внимание мы уделяем нетрадиционным формам работы, достижению инновационных технологий и современных способов обучения и воспитания.
Актуальность
Как помочь детям охватить обрушивающийся на них поток информации. Как увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя. Как понять, что у всего есть причина и связь. Все больше заставляет задуматься об этом время информационных технологий, в котором мы живем.
Изучая литературу и интернет, мы столкнулись методом планирования «ментальная карта».
Содержание
«Интеллектуальная карта» - пример легкой и эффективной технологии в образовательном процессе, которая требует минимум усилий и времени, дает максимально положительный результат.
Цель
Цель создания методической разработки - внедрения в воспитательно- образовательный процесс авторских игр, занятий, с элементами технологии «ментальных карт» для формирования у детей любознательности и развития познавательной активности.
Задачи
- Развивать у детей способность налаживать общение и договариваться со сверстниками и взрослыми о взаимодействии.
- Развивать воображение, устную речь у ребёнка, использовать свою речь для выражения мыслей и творческую активность.
- Формировать познавательные действия, устанавливать причинно- следственные связи между собой и окружающим миром.
- Создать условия для овладения детьми технологий самостоятельного заполнения карт - ума.
- Воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе.
Для работы с детьми данный метод показался нам простым и интересно увлекательным. Использовать его возможно как с детьми, так и с родителями.
Алгоритм создания ментальной карты в познавательно - исследовательской деятельности с детьми
В центре карты рисуется ключевое слово (центральный образ). От него отходят ветви по дням недели, обозначая все виды деятельности. В процессе к концу недели появляется красивая и интересная визуальная схема, при которой у ребёнка есть возможность придумать свою историю, подытожить и освежить свои знания. Размер умной карты не имеет значения. Готовую карту вывешивают на самое видное место в группе. Дети легко могут определить намеченный вид деятельности и проявить свой интерес к занятиям.
Создание ментальной карты
- Постановка цели - создание идеи рождение карты - плана по теме.
- «Мозговой шторм», цель которого - передать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с темой.
- Создание карты - структурирование имеющейся у детей информации.
- Определение «основной темы» и «подтем», прорисовка линий и обозначение темы каждого направления своим цветом и символом либо картинкой.
- Обсуждение и продумывание направлений исследований по данной теме, обогащение содержания каждой «подтемы» различными представлениями.
- Оформление умственной карты в течение некоторого времени (неделя, месяц) активное участие в этом принимают не только дети, но и их родители.
Они вместе находят необходимую информацию и дополняют карту.
- Для создания карт применяются фломастеры, цветные карандаши, маркеры, картинки. В процессе моделирования добавляются символы, фотографии и иллюстрации.
Ментальная карта - это отображение на бумаге эффективного способа запоминания большого объёма информации. С помощью этих карт можно планировать новые идеи, изучать ту либо другую информацию, принимать различные решения и т.д.
Техника ментальных карт предлагает стимулировать своё мышление и навести порядок в голове, т.е. избавиться от лишней информации. Обычно основные идеи мы запоминаем, применяя ключевые слова, которые для нас являются носителями информации. При составлении ментальных карт ключевое слово необходимо преобразовать в образ. Применяя образы (рисунки), мы обретаем новый взгляд на вещи и совершенствуем своё познание изображать реальные объекты. Центральный образ (рисунок) должен быть ярким и привлекательным. Это стимулирует память и творческий порыв у ребёнка. Яркие детали рисунка делают ментальную карту более доступной и читаемой в воображении детей.
Мы используем ментальные карты во всех образовательных областях: познавательном, речевом, социальном и коммуникативном, художественно - эстетическом развитии. Предварительная подготовка рисунков, разработок, для создания ментальных карт с детьми заключается в совместной работе с воспитателем. Это не только рисование, но и аппликация, плоскостная лепка. Участвуя в разработке (проектировании) ментальной карты, дети становятся активными участниками образовательного процесса. Тематическая неделя будет более интересной и увлекательной с помощью применения умных карт для детей.
Анализ
Анализируя результат нашей работы, можно сказать, что при систематическом применении ментальных карт можно заметить повышенную активность детей в творческой деятельности. При планировании своей деятельности дети приобретают как определённые навыки запоминания ментальных карт, так и навыки общения. Видимость, запоминаемость, возможность через некоторое время пересмотреть, делают ментальные карты современным и действительным способом восстановления в памяти детей ранние полученных знаний. В результате этой работы пополняется словарный запас детей, прогрессирует фантазия и воображение.
Создавая эти карты - ума, ребёнок идёт в своём становлении от примитивных логических мышлений к более сложным, учится сопоставлять предметы, сравнивать, располагать в пространстве, дифференцировать, классифицировать предметы.
Ментальную карту применяем и в работе с родителями. Карта - ума организует всех участников в образовательном процессе. Ментальная карта для родителей создаётся на основании плана по работе с родителями, на этой карте отображаются мероприятия, досуги, консультации, родительские собрания, намеченные на учебный год. Карта помещается в уголке для родителей. Мероприятия, в которых они хотели бы принять участие, родители определяют для себя сами.
В итоге использования карт - ума, родители становятся союзниками и единомышленниками в деле
воспитания детей, а жизнь детского сада более открытой и интересной для родителей.
Перспективный план (примерный) Старший дошкольный возраст
Тема Задачи Итог
1. Детский сад Расширять представления ребенка об общественной значимости детского сада, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад, о себе как о члене коллектива детского сада. Формировать знания о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них. Воспитывать познавательный интерес к труду взрослых в детском саду, дружелюбное отношение к сверстникам и к окружающим. Составление ментальной карты «Детский сад»
2. Овощи и огород Расширять знания детей об овощах, способах посадки, выращивания и уборки урожая. Формировать представления о пользе овощей для здоровья человека, о разнообразии различных блюд из них. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Составление ментальной карты «Овощи огород»
3. Фрукты и сад Расширять представление детей о фруктах, о фруктовых деревьях и способах ухода за ними, о пользе фруктов для человека. Формировать знания детей о труде взрослых в саду. Воспитывать чувство признательности к труду садовода. Составление ментальной карты «Фрукты и сад»
4. Витамины из кладовой природы Познакомить детей с разнообразием грибов, ягод, выделив группы съедобных и несъедобных. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе. Воспитывать бережное отношение к растениям растущих в лесу. Составление ментальной карты «Витамины из кладовой природы»
5. Осенняя пора, очей очарованье! Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе (растительном и животном мире). Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени. Воспитывать чувство любви к родной природе. Составление ментальной карты «Осеняя пора, очей очарованье!»
6. Домашние животные Формировать представления о домашних животных и их детенышей. Дать знания об их назначении и пользе для человека. Воспитывать интерес к наблюдению за жизнью животных. Составление ментальной карты «Домашние животные»
7. «Здравствуй, Зимушка-Зима!» Учить различать смену времен года, выделять характерные приметы зимы. Закрепить знание свойств снега и льда. Составление ментальной карты «Зимушка-Зима!»
Вывод
Таким образом, становление дошкольников по средствам использования умных - карт в образовательном процессе ДОУ имеет огромное значение для всех его участников. Воспитанники усвоили технологию составления ментальной - карты. Они стали активными участниками работы по сбору материала, его систематизации, оформлении, составлении рассказов. Дети имеют возможность видеть результаты своей деятельности, что повышает их самооценку и создает атмосферу успеха для каждого ребенка, повышает интерес к занятиям. Воспитатели внедрили в практику новую эффективную методику работы по составлению познавательных процессов детей. Родители убедились в результативности метода и в том, что надобно уделять особое внимание становлению ребенка в совместной домашней деятельности. Список использованной литературы:
1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - №7.
2. Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонова. - М.: ООО «Попурри», 2019.
3. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду //
Дошкольная педагогика. - 2016. - №10.
4. Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Сборник конспектов образовательной деятельности.- Анапа, 2019.
© Резник Е.Н., Средина О. К., Целина Ю.С., 2022
УДК 373.31
Тарасенко М.Н.
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 20
Армавир, РФ
НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В статье рассмотрены основные цели и проблемы цифровой трансформации учебной деятельности в начальной школе в современных условиях развития системы образования, которая основана на технологическом прогрессе и предполагает использование прорывных цифровых технологий.
Ключевые слова:
цифровая трансформация, цифровые технологии, учебная деятельность, начальная школа.
Новая реальность развития образовательного процесса показала запрос на существенную цифровую трансформацию и качественные изменения учебной деятельности в начальной школе.
Следует отметить, что данный запрос особенно актуален в условиях рисков, связанных с пандемией новой короновирусной инфекции, которая внесла коррективы в управление учебным процессом. Как никогда важной и злободневной стала необходимость решения проблем внедрения в начальную школу России проектов и инициатив по цифровой трансформации.
За основу возьмем определение цифровой трансформации системы образования, данное А.Г.Савиной: это «процесс, характеризующийся необходимостью комплексных преобразований по решению следующих задач: создание необходимой инфраструктуры цифрового образования, основанной на глубоком проникновении информационно-коммуникационных технологий в образовательные организации всех уровней; формирование соответствующей нормативно-правовой и научно-методической базы, новых образовательных стандартов, материалов и программ; реализацию приоритетных проектов по подготовке педагогических и административных кадров для цифрового образования» [1, с.208].
Как справедливо утверждают группа ученых таких, как А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др., цифровая трансформация «затрагивает все уровни образования и невозможна без деятельного участия учащихся, педагогов, работников управления, всех стейкхолдеров (заинтересованных сторон), включая родителей и работодателей, политиков и представителей общественности» [2, с.16].
Итак, цифровая трансформация учебной деятельности в начальной школе - это реальность и одновременно вызов современности. Она основана, прежде всего, на внедрении различных видов электронных ресурсов, интернет-ресурсов, цифровых технологий, мультимедийных средств обучения. Не вызывает сомнений, что применение в учебной деятельности онлайн-обучения, мобильного и адаптивного обучения с использованием виртуальной реальности, видеоуроков, мультимедийных презентаций, аудиовизуальных медиатекстов, инфографики и т.п. позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения детей младшего школьного возраста, а также качество образовательного процесса.