Научная статья на тему 'ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКАА СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПЛАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамбеталина Лия Сактагановна, Кармелюк Анастасия Вячеславовна, Салиева Айгуль Жанаевна, Токатлыгиль Юлия Сергеевна, Жумабекова Фатима Ниязбековна

В статье представлено программа подготовки специалистов дошкольного образования в полиязычных группах для работы с детьми в детском саду на трех языках и программа психодиагностической работы по выявлению особенностей и уровня актуального развития психических познавательных процессов детей, отражающих особенности усвоения триязычия, с целью определения путей развивающей работы. В статье представлены методики психодиагностики познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Программа подготовки специалистов дошкольного образования в полиязычных группах представляет собой комплексные занятия, включающие в себя занятия на русском, казахском и английском языках и включает план учебной работы педагога- воспитателя на русском языке. План включает в себя темы и цели занятий каждого дня на полный календарный год воспитательной работы в дошкольном учреждении. Предлагаемая система работы по обучению языку дошкольников может быть эффективно использована в практической деятельности детских садов независимо от профиля их деятельности и направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамбеталина Лия Сактагановна, Кармелюк Анастасия Вячеславовна, Салиева Айгуль Жанаевна, Токатлыгиль Юлия Сергеевна, Жумабекова Фатима Ниязбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOL EDUCATION SPECIALISTS TRAINING PROGRAM

The article presents a program for training preschool education specialists in multilingual groups to work with children in kindergarten in three languages and a program of psychodiagnostic work to identify the features and level of actual development of mental cognitive processes in children, reflecting the particularities of mastering trilingualism, in order to determine the ways developmental work. The article presents the methods of psychodiagnostics of cognitive processes: attention, memory, thinking, imagination and speech. The training program for preschool education specialists in multilingual groups is a comprehensive course that includes classes in Russian, Kazakh and English and includes a plan for the educational work of a teacher-educator in Russian. The plan includes the topics and goals of each day for a full calendar year of educational work in a preschool institution. The proposed system of work on teaching the language of preschoolers can be effectively used in the practical activities of kindergartens, regardless of the profile of their activities and focus.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-1-31-43 УДК 371.39

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мамбеталина Алия Сактагановна

Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева г. Нур-Султан, Казахстан ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4158-8368 e-mail: mambetalina@mail.ru

Кармелюк Анастасия Вячеславовна

Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева г. Нур-Султан, Казахстан ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4717-0405 e-mail: karmelyuk_av@enu.kz

Салиева Айгуль Жанаевна

Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева г. Нур-Султан, Казахстан ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7832-5222 e-mail: Aigul.enu@yandex.ru

Токатлыгиль Юлия Сергеевна

Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева г. Нур-Султан, Казахстан ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9367-6154 e-mail: tokatligil.y@yandex.ru

Жумабекова Фатима Ниязбековна

Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева г. Нур-Султан, Казахстан ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5586-7264 e-mail: zhumabekova.58@mail.ru

Аннотация: в статье представлено программа подготовки специалистов дошкольного образования в полиязычных группах для работы с детьми в детском саду на трех языках и программа психодиагностической работы по выявлению

особенностей и уровня актуального развития психических познавательных процессов детей, отражающих особенности усвоения триязычия, с целью определения путей развивающей работы. В статье представлены методики психодиагностики познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Программа подготовки специалистов дошкольного образования в полиязычных группах представляет собой комплексные занятия, включающие в себя занятия на русском, казахском и английском языках и включает план учебной работы педагога- воспитателя на русском языке. План включает в себя темы и цели занятий каждого дня на полный календарный год воспитательной работы в дошкольном учреждении. Предлагаемая система работы по обучению языку дошкольников может быть эффективно использована в практической деятельности детских садов независимо от профиля их деятельности и направленности.

Ключевые слова: подготовкаа специалистов дошкольного образования, психодиагностика, познавательные процессы, план

Для цитирования: Мамбеталина А.С., Кармелюк А.В., Салиева А.Ж. , Токатлыгиль Ю.С., Жумабекова Ф.Н. Программа подготовки специалистов дошкольного образования.

Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 1. с. 31-43 DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-1-31-43

Original article

PRESCHOOL EDUCATION SPECIALISTS TRAINING PROGRAM

Mambetalina Aliya Saktaganovna

L.N. Gumilyov Eurasian national university Kazakhstan, Nur-Sultan ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4158-8368 e-mail: mambetalina@mail.ru

Karmelyuk Anastassiya Vyacheslavovna

L.N. Gumilyov Eurasian national university Kazakhstan, Nur-Sultan ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4717-0405 e-mail: karmelyuk_av@enu.kz

Saliyeva Aigul Zhanaevna

L.N. Gumilyov Eurasian national university Kazakhstan, Nur-Sultan ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7832-5222 e-mail: Aigul.enu@yandex.ru

Tokatligil Yuliya Sergeevna

L.N. Gumilyov Eurasian national university Kazakhstan, Nur-Sultan ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9367-6154 e-mail: tokatligil.y@yandex.ru

Zhumabekova Fatima Niyazbekovna

L.N. Gumilyov Eurasian national university Kazakhstan, Nur-Sultan ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5586-7264 e-mail: zhumabekova.58@mail.ru

Annotation: the article presents a program for training preschool education specialists in multilingual groups to work with children in kindergarten in three languages and a program of psychodiagnostic work to identify the features and level of actual development of mental cognitive processes in children, reflecting the particularities of mastering trilingualism, in order to determine the ways developmental work. The article presents the methods of psychodiagnostics of cognitive processes: attention, memory, thinking, imagination and speech.

The training program for preschool education specialists in multilingual groups is a comprehensive course that includes classes in Russian, Kazakh and English and includes a plan for the educational work of a teacher-educator in Russian. The plan includes the topics and goals of each day for a full calendar year of educational work in a preschool institution. The proposed system of work on teaching the language of preschoolers can be effectively used in the practical activities of kindergartens, regardless of the profile of their activities and focus.

Key words: training of preschool education specialists, psychodiagnostics, cognitive processes, plan

For citation: Mambetalina A.S., Karmelyuk A.V., Salieva A.Zh. , Tokatligil Yu.S., Zhumabekova F.N. Preschool education specialists training program. Pedagogy: history, perspectives. 2021. Vol. 4 no.1. c. 31-43 (In Russ.). DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-1-31-43

Изучив имеющуюся научно-педагогическую и психологическую литературу, выделив психологические особенности детей дошкольного возраста и определив современные методы полиязычного обучения, нами была поставлена цель разработать и апробировать программу подготовки специалистов дошкольного образования в полиязычных группах для работы с детьми в детском саду на трех языках

Для реализации нашей цели нами была подготовлена программа психодиагностической работы по выявлению особенностей и уровня актуального развития психических познавательных процессов детей, отражающих особенности усвоения триязычия, с целью определения путей развивающей работы.

Диагностика определяет относительный уровень развития ребенка, его потенциальные возможности, выявляет изменение уровней и те новообразования, которые в нем происходят.

Изучив научную литературу и выделив специфические особенности усвоения триязычия детьми дошкольного возраста, нами было отмечено, что для лучшего усвоения триязычия детьми дошкольного возраста необходимо в первую очередь развивать у детей познавательные психические процессы.

Поэтому нами была проведена диагностика следующих познавательных процессов:

- внимание;

- память;

- мышление;

- воображение;

- речь.

Для выявления уровня внимания мы использовали методику «Найди отличия». Эта методика предназначена для детей 4-6 лет и позволяет определить уровень внимания [1].

Ребенку давали задание внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются.

Всего отличительных признаков в первой паре картинок 10, во второй — 7. Следовательно, ребенок максимально мог набрать за этот тест 17 баллов. Для определения уровня развития памяти мы решили провести методику «10 слов». Методика запоминания 10 слов А.Р. Лурия предназначена для оценки состояния произвольной вербальной памяти [2].

Стимульный материал представляет собой 10 слов, не связанных между собой, по смыслу и эмоционально нейтральных. Инструкция: "Я назову слова, которые вы должны запомнить. После того, как я их назову, Вы их повторите в любом порядке".

Слова читаются четко, без эмоциональной окраски, с интервалом времени между словами в 1 с. Цифры в протоколе запоминания отражают порядок воспроизведения слов. После первого воспроизведения слов ребенком независимо от его результата необходимо сказать следующее: "Я еще раз повторяю эти слова, которые Вы запомнили в первый раз и которые Вы запомните сейчас". Слова предъявляются столько раз, сколько необходимо, чтобы ребенок их полностью запомнил в любой последовательности, но не более 5 раз. Исследование прекращается после 5-го воспроизведения независимо от его результатов или раньше, после того как ребенок воспроизвел все слова. Отсроченное воспроизведение оценивается через 50-60 мин, детей об этом не предупреждают.

Для исследования мышления мы провели методику «Времена года» [3].

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время - 2 мин - ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

% vJfil llfcv / 1 о » \ / \ & § » t :Œg kte 1 w • 1 1 m

Для диагностики воображения мы использовали методику "Придумай рассказ" Р.С. Немова [3]. Детям давали задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут. Это могла быть какая-либо история или сказка.

Воображение ребенка в данной методике оценивалось по следующим признакам:

1) скорость придумывания рассказа;

2) необычность, оригинальность сюжета;

3) разнообразие образов, используемых в рассказе;

4) проработанность и детализация этих образов;

5) эмоциональность образов.

По каждому из названных признаков рассказа можно было получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше.

В ходе диагностики речевого развития мы исследовали уровень владения детьми следующих подсистем их родного языка:

1) фонетики (система звуков речи);

2) лексики (система словарного запаса);

3) семантики (система значений, начиная со значений отдельных слов);

4) синтаксиса (система сочетания слов, обозначающих определенную мысль);

5) прагматики(система социальных правил, предписывающих, что, как, когда и кому следует говорить).

Для реализации подготовкаи специалистов дошкольного образования была разработана и подготовлена программа обучения и воспитания детей-биллингов. Она представляет собой комплексные занятия, включающие в себя занятия на русском, казахском и английском языках, проводимые высококвалифицированными специалистами, а также психологические занятия — игры на развитие системно-креативного мышления и лингвистических способностей.

В таблице 1 представлен план учебной работы педагога- воспитателя на русском языке. Аналогичные планы представлены на казахском и английском языках.

Таблица 1.

Дата Занятие

3-4.10 Тема : «Детский сад» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) Обучить понятию детский сад, сплочение коллектива, развитие речевых навыков, развитие памяти.

10-11.10 Тема: «Золотая осень» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) научить детей видеть разницу между времена года и месяцами осени, художественное воспитание, развитие зрительного восприятия.

17-18.10 Тема: «Я казахстанец!» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) научить свободно ориентироваться в символах республики Казахстан, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей посредством патриотического воспитания, способствовать формированию учащихся высокого патриотического сознания.

24-25.10 Тема: «Профессии» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) понимать значимость профессии в жизни людей, воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий, улучшение дикции и развитие речи.

31-1.11 Тема: «Труд взрослых» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) научит выделять основные мысли из нескольких логически связанных предложений, воспитываем взаимопомощь окружающим, развиваем навыки совместной работы.

7-8.11 Тема: Дикие животные» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) научить связной логической речи, связывая предложения в рассказ, воспитать доброе отношение к животным и природе, развивать связную речь, фонематический слух, общую моторику.

14-15.11 Тема: «Домашние животные». Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) научит различать животных по видам (дикие, домашние), развитие речевых навыков, развитие памяти, воспитание любви к животным .

21-22.11 Тема: «Растения» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) научить видеть разнообразие растительного мира, формирование знаний о важности растений, развитие саморегуляции, координации движений

28-29.11 Тема: «Моя одежда» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) расширить и конкретизировать представления об одежде, её назначении, формировать навыки сотрудничества в игре, развитие образного и пространственного воображения.

5-6.12 Тема: «Зимушка - зима!» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) научить детей видеть разницу между времена года и месяцами зимы, формирование интереса к времени года - зима, развиваем творческое мышление

12-13.12 Тема: « Мой Казахстан!» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) привить любовь к Родине, воспитать патриотизм, познакомить учащихся с государственными символами, научить рассказывать о государственных символах своей страны, развить речевые навыки.

19-20.12 1. Тема: «Зимние праздники!» 2. Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) знакомство с новогодними праздниками, восприятие ощущения праздничного настроения, развитие чувства сплоченности коллектива.

3.01 Тема: «Моя семья!» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) воспитывать любовь и уважение к родным, закрепление активного словаря. развивать эмоциональную сферу ребёнка

9-10.01 Тема: «Моя семья!» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) воспитывать любовь и уважение к родным, закрепление активного словаря, развивать эмоциональную сферу ребёнка.

16-17.01 Тема: «Кто я? Какой я?» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) научить соответственно представлять себя в социальном обществе, воспитывать важность представления себя по половой принадлежности, развитие общей моторики и речи.

23-14.01 Тема: «Игрушки» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) Расширять представления о игрушках, их признаках и назначении, расширить представление детей о мире игрушек, развитие внимания и чувства порядка.

30-31.01 Тема: «Сказки и сказочные персонажи» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) познакомить с содержанием сказки, развивать эмоциональную отзывчивость на художественное слово; формировать художественно - речевые и исполнительские способности: интонационная выразительность для передачи образа героев, темп речи.

6-7.02 Тема: «Я расту!» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) научить правильно определять, показывать и озвучивать свой возраст, воспитание умение быть внимательными по отношению друг к другу, поддерживать потребность в положительной самооценке.

13-14.02 Тема: «Одежда. Обувь.» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) Закреплять знания детей о названиях предметов одежды, об одежде для мальчиков и девочек, воспитание аккуратности, развитие внимания.

21-22.02 Тема: «Мебель» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) формировать знания о предметах мебели, развивать связную речь в процессе составления рассказа-описания, уточнить и активизировать в речи обобщающее понятие «мебель».

27-28.02 Тема: «Животные и птицы зимой» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) познакомить с жизнью животных зимой, воспитывать интерес и любовь к животному миру, уважительное и бережное отношение к природе, чувство сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, развивать память, любознательность и фантазию.

6-7.03 Тема: «Весна красна!» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) Закрепить знания детей о времени года - весна: о последовательности весенних месяцев, их основных приметах, воспитывать бережное отношение к природе, развивать логическое и ассоциативное мышление.

13-14.03 Тема: «Предметы быта» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) Совершенствовать связную речь, обогащать словарь, воспитывать уважение к труду, развивать пространственные представления.

20.03 Тема: «Здравствуй Наурыз!» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) знакомство с традициями и обычаями казахского народа, воспитывать уважение к культуре казахского народа, развитие наблюдательности.

27-28.03 Тема: «Столица нашей Родины - Астана!» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) знакомство с достопримечательностями Астаны, развивать интерес к родному краю, воспитывать чувство гордости за нашу столицу и страну.

3-4.0 Тема: «Дом, в котором я живу». Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) Продолжать знакомить детей с комнатами в доме, Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, Развивать связную речь через полные ответы на вопросы, развивать образное мышление и память.

10-11.04 Тема: «Транспорт» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) уточнить представления детей о транспорте (водном, воздушном, наземном), формировать элементарные представления о том, чем автомобиль опасен для человека; воспитывать интерес к окружающему миру.

17-18.04 Тема: «Мы-пешеходы» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) закрепление знаний о правилах безопасности на дороге, воспитывать грамотного пешехода, развивать память, внимание, логическое мышление, ориентировку в пространстве; навык объяснительной связной речи в процессе выполнения игровых заданий

24-25.04 Тема: «Город цветов» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) Уточнение и углубление знаний о цветах. Развитие зрительного и слухового восприятия через художественное слово, рассматривание иллюстраций; умения собирать целое из частей. Воспитание интереса к занятию.

2.05 Тема: «Мой город» Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая) расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с родным городом, в котором они живут, развивать мышление, речь детей, расширять словарный запас, развивать интерес к игровой деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.05 Тема: «Животные Казахстана» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) Систематизировать знания, умения и навыки о животных, о среде обитания, способствовать у учащихся развитию чувства охраны и защиты животных, развитие мышления, речевого ресурса.

15-16.05 Тема: «Насекомые» Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) Закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках, воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое, развивать зрительную память.

Тема: «Вода. Игры с водой»

Цели урока: (образовательная, воспитательная, развивающая) познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воспитывать представление о ценности воды в жизни человека, растения, животных, развитие логического мышления.

В современной ситуации, сложившейся в отечественном образовании на сегодняшний день, актуальным является поиск новых подходов в подготовке специалистов дошкольного образования, используя опыт зарубежных стран. Особый интерес, проявляемый сегодня к гуманистическим идеям становления и развития личности, объясняется ценностно - смысловым вакуумом, как отличительной чертой переходного времени. Перестройка общественно -государственного устройства, повлекшая за собой отказ от старых идеалов привела к потере у людей смысложизненных ориентиров. Поэтому большие надежды возлагаются сейчас на сферу образования и обеспечивающую её науку. Преподаватели вузов, учителя школ и воспитатели в детском саду на разных уровнях образовательной системы решают задачи выбора средств и методов обучения и воспитания, основанные в первую очередь на гуманистическом концептуальном подходе. В этих условиях приобретают особую ценность овладение детьми специальной программой, обеспечивающей полноценное развитие личности, ее интересов, мышления, способностей, положительное отношение к избранной профессии, активность ее жизненной позиции и необходимость организации психолого-педагогических занятий — игр на развитие системно-креативного мышления и лингвистических способностей.

Таким образом, предлагаемая система работы по обучению языку дошкольников может быть эффективно использована в практической деятельности детских садов независимо от профиля их деятельности и направленности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Черемошкина, Л. В. Теория и методика воспитания : развитие внимания и памяти ребенка : учебное пособие / Л. В. Черемошкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 277 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-53410528-5.

2. Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия): Альманах психологических тестов. М., 1995, С.92-94.

3. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. Учебник для студентов высших учебных заведений. Владос, 2016 г.631с. ISBN: 5-691-01134-0 , 9785-691-01134-4.

LIST OF SOURCES

1. Cheremoshkina, LV Theory and methodology of éducation: the development of attention and memory of a child: a tutorial / LV Cheremoshkina. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019 .-- 277 p. - (Author's textbook). - ISBN 978-5-534-10528-5. (In Russ.).

2. Memorizing 10 words (AR Luria): Almanac of psychological tests. M., 1995, P. 9294. (In Russ.).

3. Nemov R.S. Psychology. Book 3. Psychodiagnostics. A textbook for students of higher educational institutions. Vlados, 2016 631p. ISBN: 5-691-01134-0, 978-5691-01134-4. (In Russ.).

Информация об авторах: Мамбеталина Алия Сактагановна, Заведующая кафедрой психологии, к.пс.н. Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева

г. Нур-Султан, Казахстан

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4158-8368 e-mail: mambetalina@mail.ru

Кармелюк Анастасия Вячеславовна, Директор департамента международного сотрудничества, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева г. Нур-Султан, Казахстан

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4717-0405 e-mail: karmelyuk_av@enu.kz

Салиева Айгуль Жанаевна, Доцент, к.п.н. Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева г. Нур-Султан, Казахстан

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7832-5222 e-mail: Aigul.enu@yandex.ru

Токатлыгиль Юлия Сергеевна, Доцент, доктор PhD. Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева г. Нур-Султан, Казахстан

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9367-6154 e-mail: tokatligil.y@yandex.ru

Жумабекова Фатима Ниязбековна, Доцент, к.п.н. Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева г. Нур-Султан, Казахстан

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5586-7264 e-mail: zhumabekova.58@mail.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. Заявленный вклад авторов:

Мамбеталина Алия Сактагановна - разработка научного аппарата исследования, программы подготовки специалистов дошкольного образования в полиязычных группах для работы с детьми в детском саду на трех языках.

Кармелюк Анастасия Вячеславовна-перевод технических карт для использования в работе воспитателя детского сада на три языка.

Салиева Айгуль Жанаевна-разработка технических карт для использования в работе воспитателя детского сада в течение года.

Токатлыгиль Юлия Сергеевна-разработка программы

психодиагностической работы по выявлению особенностей и уровня актуального развития психических познавательных процессов детей, отражающих особенности усвоения триязычия, с целью определения путей развивающей работы

Жумабекова Фатима Ниязбековна-разработка практических рекомендаций для использования в деятельности детских садов независимо от профиля их деятельности и направленности.

Information about the authors: Mambetalina Aliya Saktaganovna, Head of the Department of Psychology, Ph.D. L.N. Gumilyov Eurasian national university, Kazakhstan, Nur-Sultan

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4158-8368 e-mail: mambetalina@mail.ru

Karmelyuk Anastassiya Vyacheslavovna, Director of the Department of International Cooperation,

L.N. Gumilyov Eurasian national university Kazakhstan, Nur-Sultan

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4717-0405 e-mail: karmelyuk_av@enu.kz

Saliyeva Aigul Zhanaevna, Associate Professor, Ph.D. L.N. Gumilyov Eurasian national university, Kazakhstan, Nur-Sultan

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7832-5222 e-mail: Aigul.enu@yandex.ru

Tokatligil Yuliya Sergeevna, Associate Professor, Ph.D. L.N. Gumilyov Eurasian national university, Kazakhstan, Nur-Sultan

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9367-6154 e-mail: tokatligil.y@yandex.ru

Zhumabekova Fatima Niyazbekovna, Associate Professor, Ph.D. L.N. Gumilyov Eurasian national university, Kazakhstan, Nur-Sultan

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5586-7264 e-mail: zhumabekova.58@mail.ru Contribution of the authors:

Aliya Saktaganovna Mambetalina-development of the scientific apparatus of the study, a program for training preschool education specialists in multilingual groups to work with children in kindergarten in three languages.

Anastasia Vyacheslavovna Karmelyuk -translation of technical maps for use in the work of a kindergarten teacher into three languages.

Aigul Zhanaevna Saliyeva -development of technical maps for use in the work of a kindergarten teacher during the year.

Yuliya Sergeevna Tokatligil -development of a program of psychodiagnostic work to identify the features and level of actual development of children's mental cognitive processes, reflecting the peculiarities of learning trilingualism, in order to determine the ways of developing work

Fatima Niyazbekovna Zhumabekova -development of practical recommendations for use in the activities of kindergartens, regardless of the profile of their activities and orientation.

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 15.01.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 18.02.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 23.02.2021

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.