Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ДИСКУРСА'

СПЕЦИФИКА КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ТЕКСТ / УЧЕБНЫЙ ДИСКУРС / КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубас Алёна Андреевна, Агманова Атиркуль Егембердиевна

Рассмотрена проблема моделирования когнитивной деятельности индивида в условиях учебного дискурса. В условиях учебного дискурса через учебные тексты осуществляется презентация нового материала, проверяются и закрепляются полученные знания, что приобретает особую актуальность в контексте новых требований к языковой подготовке в образовательных учреждениях разных уровней. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения разных аспектов функционирования учебного дискурса в контексте задач обновленного содержания казахстанского среднего образования. Учебный текст как продукт письменной речевой деятельности автора является основной формой передачи знаний школьникам. Важнейшая характеристика учебного текста выражается в наличии в нем образовательного, культурологического, воспитывающего и развивающего компонентов. Отсюда следует, что главное предназначение учебного текста заключается в хранении информации, а в процессе ее передачи - влияние на сознание обучаемых, мотивирование их на работу с учебным материалом, развитие их креативных качеств. Важным фактом является то, что объем и характер предтекстовой информации у людей неодинаков, в связи с чем изучение индивидуального восприятия учебного дискурса в процессе освоения новых знаний должно базироваться на моделировании когнитивной деятельности учащегося с учетом его апперцепционной базы. Специфика когнитивной деятельности учащихся в условиях учебного дискурса рассмотрена на примере реальных учебных текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубас Алёна Андреевна, Агманова Атиркуль Егембердиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE ACTIVITY SPECIFICS IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL DISCOURSE

We consider the issue of modeling the cognitive activity of an individual in the context of educational discourse. In the context of educational discourse, the presentation of new material is carried out through educational texts, the acquired knowledge is checked and consolidated, which becomes particularly relevant in the context of new requirements for language training in educational institutions of different levels. The relevance of the study is due to the need to study different aspects of the functioning of the educational discourse in the context of the tasks of the updated content of Kazakhstan's secondary education. The educational text as a product of the author's written speech activity is the main form of knowledge transfer to schoolchildren. The most important characteristic of the educational text is expressed in the presence of educational, cultural, educational, and developmental components in it. The main purpose of the educational text is to store information, and in the process of its transmission - to influence the consciousness of students, motivating them to work with the educational material, the development of their creative qualities. An important fact is that the volume and nature of pre-text information vary among people, and therefore the study of individual perception of educational discourse in the process of mastering new knowledge should be based on modeling the cognitive activity of the student, taking into account their apperceptive base. In this paper, the specifics of the cognitive activity of students in the context of educational discourse are considered on the example of real educational texts.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ДИСКУРСА»

УДК 37.013+16.31.51

DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-73-79

Поступила в редакцию / Received 18.03.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 30.04.2021 Принята к публикации / Accepted 31.05.2021

оригинальная статья

Специфика когнитивной деятельности в условиях учебного дискурса

Рубас Алёна Андреевна, Агманова Атиркуль Егембердиевна

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева 010008, Республика Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Сатбаева, 2 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7025-9128, e-mail: 'alena1992.18@mail.ra ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9285-0824, e-mail: agmanova@mail.ru

Аннотация. Рассмотрена проблема моделирования когнитивной деятельности индивида в условиях учебного дискурса. В условиях учебного дискурса через учебные тексты осуществляется презентация нового материала, проверяются и закрепляются полученные знания, что приобретает особую актуальность в контексте новых требований к языковой подготовке в образовательных учреждениях разных уровней. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения разных аспектов функционирования учебного дискурса в контексте задач обновленного содержания казахстанского среднего образования. Учебный текст как продукт письменной речевой деятельности автора является основной формой передачи знаний школьникам. Важнейшая характеристика учебного текста выражается в наличии в нем образовательного, культурологического, воспитывающего и развивающего компонентов. Отсюда следует, что главное предназначение учебного текста заключается в хранении информации, а в процессе ее передачи - влияние на сознание обучаемых, мотивирование их на работу с учебным материалом, развитие их креативных качеств. Важным фактом является то, что объем и характер предтекстовой информации у людей неодинаков, в связи с чем изучение индивидуального восприятия учебного дискурса в процессе освоения новых знаний должно базироваться на моделировании когнитивной деятельности учащегося с учетом его апперцепционной базы. Специфика когнитивной деятельности учащихся в условиях учебного дискурса рассмотрена на примере реальных учебных текстов.

Ключевые слова: учебный текст; учебный дискурс; когнитивная деятельность; процесс обучения; индивидуальное сознание

Для контактов: Рубас Алёна Андреевна, е-mail: alena1992.18@mail.ru

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Рубас А.А., Агманова А.Е. Специфика когнитивной деятельности в условиях учебного дискурса // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 1 (47). C. 73-79. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-73-79

Cognitive activity specifics in the context of educational discourse

Alyona A. Rubas, Atirkul Ye. Agmanova

L.N. Gumilyov Eurasian National University 2 Satbaeva St., Nur-Sultan 010008, Republic of Kazakhstan ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7025-9128, e-mail: alena1992.18@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9285-0824, e-mail: agmanova@mail.ru

original article

© Рубас А.А., Агманова А.Е., 2021

Abstract. We consider the issue of modeling the cognitive activity of an individual in the context of educational discourse. In the context of educational discourse, the presentation of new material is carried out through educational texts, the acquired knowledge is checked and consolidated, which becomes particularly relevant in the context of new requirements for language training in educational institutions of different levels. The relevance of the study is due to the need to study different aspects of the functioning of the educational discourse in the context of the tasks of the updated content of Kazakhstan's secondary education. The educational text as a product of the author's written speech activity is the main form of knowledge transfer to schoolchildren. The most important characteristic of the educational text is expressed in the presence of educational, cultural, educational, and developmental components in it. The main purpose of the educational text is to store information, and in the process of its transmission - to influence the consciousness of students, motivating them to work with the educational material, the development of their creative qualities. An important fact is that the volume and nature of pre-text information vary among people, and therefore the study of individual perception of educational discourse in the process of mastering new knowledge should be based on modeling the cognitive activity of the student, taking into account their apperceptive base. In this paper, the specifics of the cognitive activity of students in the context of educational discourse are considered on the example of real educational texts. Keywords: educational text; educational discourse; cognitive activity; learning process; individual consciousness

Corresponding author: Alyona A. Rubas, e-mail: alena1992.18@mail.ru

There is no conflict of interests

For citation: Rubas A.A., Agmanova A.Ye. Spetsifika kognitivnoy deyatel'nosti v usloviyakh uchebnogo diskursa [Cognitive activity specifics in the context of educational discourse]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 1 (47), pp. 73-79. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-1(47)-73-79 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

В Республике Казахстан с 2016 по 2020 гг. активно осуществлялся переход на новое содержание школьного образования. Обновленное содержание казахстанского образования значительно усилило роль учебного дискурса в качестве ментально-речевой деятельности индивида в процессе обучения. Согласно типовой учебной программе по русскому языку для школ с русским языком обучения, развитие речевой деятельности стало доминирующей траекторией в учебном процессе.

В аспекте проблематики нашего исследования привлекают внимание работы Н.Ф. Алефиренко, В.И. Карасика, Н.Д. Арутюновой (моделирование процессов построения дискурса), Т.В. Ежовой (условия распространения дискурса в вузе), Е.Ю. Дьякова (анализ дискурсивных стратегий образовательного дискурса), Н.А. Комина (особенности учебного дискурса в ситуации коммуникативно-ориентированного обучения языку), С.Ф. Сергеева, Л.М. Яхиббаевой (общая характеристика учебного дискурса),

Н.Л. Никульшиной (научный дискурс как объект моделирования в учебных целях).

Перечисленные исследования внесли серьезный вклад в изучение дискурса, однако по-прежнему актуальным является проблема исследования возможностей проявления индивидуального сознания в работе с учебным дискурсом.

В работе посредством моделирования когнитивной деятельности индивида в рамках учебного дискурса рассматривается его образовательный и воспитательный потенциал.

ОБСУЖДЕНИЕ

Учебный дискурс представляет информацию о том или ином предмете, явлении, об их свойствах и качествах с целью обучения через восприятие, переосмысление и понимание. Это обусловливает внедрение в учебный процесс ситуативных заданий, которые способствуют моделированию реальных жизненных ситуаций [1]. Именно поэтому учебный текст должен воплощать в себе целостную систему деятельности учащегося, а также содержать компоненты, обеспечивающие восприятие заключенной в нем информации.

Для учителя текст является, помимо основных задач, средством обучения, а для ученика в основном - объектом. Соответственно, своеобразие учебного текста с точки зрения его отношения к учебному процессу состоит в том, что он одновременно является и объектом изучения, и средством обучения.

Бесспорным фактом является и то, что учебный текст по праву можно считать когнитивным фондом научных достижений, который эксплицирован в коммуникативной области в «учебный дискурс», что и предопределяет его дифференциальные качества, которые отличают его по формальным и содержательным параметрам от других текстов [2]. Специфика проекций учебного дискурса в индивидуальном сознании как результат когнитивной деятельности учащегося определяет умозаключения, которые он делает на основе учебного текста.

К концу XX в. в сфере интересов лингвистики актуализируется антропоцентрический подход к анализу текста, позволяющий рассматривать учебный дискурс с позиции взаимосвязи когнитивных, коммуникативных, языковых, этнических, социокультурных и других параметров [3].

В.З. Демьянков и Е.С. Кубрякова под когнитивной деятельностью понимают деятельность, в результате которой человек приходит к определенному решению и/или знанию, то есть мыслительная деятельность, приводящая к пониманию или интерпретации чего-либо. В таком контексте когнитивная деятельность соотносится напрямую с понятием мышления, но относится прежде всего к процессам, сопровождающим обработку информации и заключающимся в создании особых структур сознания [4].

Следовательно, процесс декодирования учебного текста относится к явлениям индивидуального сознания, так как происходит взаимодействие личного опыта и, собственно, самого учебного текста.

При восприятии и понимании учебного текста обучающийся создает образы, представления, картинки и т. д., что находится вне языка, но репрезентируется мыслью для мотивации восприятия информации. Соответственно, возникают эмоции, которые всегда субъективны, индивидуальны, они могут мотивировать одну и ту же информацию по-разному и проявляться на уровне личностно-

го смысла. Следует также заметить, что любой смысл всегда ситуативен.

Другими словами, смысл можно рассматривать как индивидуальное значение слова, которое связано с личностным субъективным опытом говорящего и конкретной ситуацией общения, что делает смысл важнейшей функцией учебного дискурса.

В данных условиях учебного дискурса происходит взаимодействие как с информацией, отраженной в тексте, так и содержащейся вне его и связанной с предыдущим опытом индивида его апперцепционной базой. С этой точки зрения учебный дискурс мы рассматриваем по всем четырем видам речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Цели обучения, обозначенные в каждом подразделе, позволяют учителю системно планировать работу по развитию четырех видов речевой деятельности, оценивать достижения обучающихся, информировать их о следующих этапах обучения.

Раздел «Слушание и говорение» включает следующие подразделы: понимание содержания текста, определение основной мысли, пересказывание прослушанного материала, прогнозирование событий, участие в диалоге, оценивание прослушанного материала, построение монологического высказывания.

Раздел «Чтение» фокусирует внимание на понимании информации, выявлении структурных частей текста и определении основной мысли, понимании применения лексических и синтаксических единиц в прочитанном тексте, определении типов и стилей текстов, формулировании вопросов и оценивании, извлечении информации из различных источников;

Раздел «Письмо» включает следующие подразделы: составление плана, изложение содержания прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала, написание текстов с использованием различных форм представления, создание текстов различных типов и стилей, написание эссе, творческое письмо, редактирование текстов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В частности, базовое содержание для 5 класса, согласно обновленной типовой учебной программе по русскому языку, свидетельствует о ее преимущественной направ-

ленности на развитие речевой деятельности и функциональной грамотности (грамотность чтения). Проанализируем разделы «говорение и слушание» и «чтение» с позиции возможной когнитивной деятельности учащегося.

Раздел «говорение и слушание» включает:

- определение главной информации, опора на вопросы при определении темы и основной мысли;

- пересказ текста, прогнозирование содержания текста по отрывкам текста;

- участие в диалоге-расспросе;

- изменение позиции «говорящий» на «слушающий»;

- оценивание звучащей речи с позиции «нравится/не нравится», «правильно/неправильно», высказывание определенного типа;

- опора на наглядные материалы.

Раздел «чтение» включает:

- определение основной мысли на основе содержания и композиции текста;

- формулирование вопросов;

- извлечение информации для конкретной задачи1.

Рассмотрим модель когнитивной деятельности в условиях учебного дискурса учащихся 5 класса на примере конкретных учебных текстов (рис. 1-3).

Алгоритм когнитивной деятельности на примере учебного текста из главы «Язык в жизни человека»:

1. Чтение учебного текста в учебнике.

Чтение - процесс активный, напряженный,

включает в себя несколько этапов: поверхностное (беглое); повторное чтение установит связь заголовка с текстом; углубленное чтение приобщит к внутренней структуре текста, содержательной в каждом звене.

На данном этапе происходит осваивание текстовой реальности.

2. Приведи примеры того, что с самого раннего детства вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

В этом случае рефлексия, приобретая направленный характер, открывает возможности для нового смыслообразования/смыслопо-

1 Русский язык. Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию (с русским языком обучения). URL: https://nao.kz/loader/fromorg/2725 (дата обращения: 24.03.2021).

рождения/смыслопреобразования, поскольку человек познает содержание учебного текста через извлечение смыслов - осмысление прочитанного.

3. Опиши свое отношение к языку, на котором ты говоришь и выражаешь чувства.

В данном случае когнитивная деятельность реализуется в процессе речевой деятельности через понимание учебного текста, что требует воображения. Следовательно, возникают эмоции, которые всегда субъективны и проявляются на уровне индивидуального сознания.

4. Рассмотри фотографии. Сделай вывод о том, какова роль языка в общении [6].

В процессе выполнения данного задания невербальная система коммуникации через представленный визуальный код получает новое речевое воплощение.

Обратим внимание на рекомендуемые конструкции, с помощью которых учащийся вступает в речевую деятельность: по-моему, по моему мнению, я думаю, что ..., я считаю, что... Данные конструкции активизирует воспроизведение индивидуального понимания учебного текста через собственный личный опыт, что предполагает успешный результат когнитивной деятельности. При восприятии учебного текста смысл появляется дважды: первый раз в виде осмысленности многих элементов рефлективной реальности -содержания текста, а во второй раз, когда происходит процесс превращения рефлективной реальности в минимальные единицы смысла и их последующее накопление, создающего основу проекции текста и мир смыслов, открытым для «понимающего» субъекта [7].

Алгоритм предполагаемой когнитивной деятельности на примере учебного текста из главы «Язык и культура»:

1. Определить основную мысль текста.

При вычленении основной мысли текста необходимо кратко и точно сформулировать основной предмет содержания. Результат такой деятельности зависит от качества усвоения и понимания прочитанного текста. Следовательно, по результату выполнения можно проследить ход мыслей учащегося и проанализировать степень его вовлеченности в предложенные условия учебного дискурса.

С самого раннего детства вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился говорить, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельной песенки матери. Но ведь сказки и прибаутки — это язык. Каждый из нас постоянно думает. А можно ли думать без слов? Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка.

Радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью, гневом мы способны только при помощи слов.

Из всех орудий язык - самое удивительное и сложное. Так достаточно ли знаем мы его? (По Л.В. Успенскому).

Рис. 1. Учебный текст из главы «Язык в жизни человека» Fig. 1. Educational text from the chapter "Language in the Human Life"

Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. (К.Кулиев).

Рис. 2. Учебный текст из главы «Язык и культура» Рис. 2. Educational text from the chapter "Language and Culture"

2. Найти ключевые слова.

Выявление узловых лексем активизирует

когнитивную деятельность в процессе интерпретации и запоминания ключевой информации текста. С этой целью необходимо выделить самые релевантные фрагменты в тексте и исключить второстепенные. Данный процесс позволяет дифференцировать полученную информацию и интериоризировать только действительно актуальную часть для возможного дальнейшего использования и воспроизведения.

3. Проблемный вопрос: Почему так важно поддерживать родственные отношения?

В такого рода заданиях делается акцент на личный и социальный опыт учащегося через анализ как учебного текста, так и своего личного опыта.

4. Рассмотреть фотографию. Соотнести полученную информацию из текста со своими знаниями, основанными на личном опыте.

Через подобную работу происходит экс-териоризация полученной информации через стимул визуального представления.

Итак, данный процесс можно представить в виде схемы (рис. 3).

Таким образом, учебный текст - доминирующая содержательная единица обучения, которая выполняет образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Учебный текст - необходимая часть учебного дискурса, поэтому он должен воплощать в себе целостную систему деятельности учащегося, а также содержать компоненты, обеспечивающие восприятие заключенной в нем информации.

Рис. 3. Реализация когнитивной деятельности на примере учебного дискурса Рис. 3. Implementation of cognitive activity on the example of educational discourse

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все сказанное выше дает нам право утверждать, что учебный текст является, во-первых, одной из доминирующих содержательных единиц обучения, так как он выполняет важнейшие образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Во-вторых, учебный текст также является и составляющей учебного дискурса, так как в учебном дискурсе два участника - учащийся и учебный текст. Учебный текст является внешним материальным носителем содержания образования, поэтому он должен быть одновре-

менно и организатором процесса усвоения этого содержания.

Таким образом, учебный текст призван стимулировать обучающегося к творческому процессу его понимания и восприятия, а также к когнитивной деятельности, которая имеет дело с осмыслением отраженного в тексте человеческого опыта, запечатленного, но служащего, прежде всего, сотворению и возникновению нового учебного знания. Актуализация индивидуального сознания в условиях учебного дискурса позволяет адекватно интерпретировать воспринимаемую информацию в процессе обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Никульшина Н.Л. Письменный научный дискурс как объект моделирования в учебных целях // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 3 (59). С. 245-250.

2. Рубас А.А., Щербак А.С., Агманова А.Е. Механизм «перспективизация» при понимании учебного текста // Неофилология. 2021. Т. 7. № 26. С. 241-247. DOI 10.20310/2587- 6953-2021-7-26-241-247.

3. Романова Т.В. Когнитивный анализ текста: работа над методологическими ошибками // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. 2013. Т. 8. № 1. С. 170-181.

4. Демьянков В.З., Кубрякова Е.С. Когнитивная деятельность // Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е.С. Кубряковой, В.З. Демьянкова, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузиной. М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. С. 51-52.

5. Павилёнис Р.И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка. М.: Мысль, 1983. 286 с.

6. Сабитова З.К., Скляренко К.С. Русский язык: в 2 ч. Алматы: Мектеп, 2018. Ч. 1. 176 с.

7. Абильдинова Ж.Б. Языковое сознание как психолингвистический феномен // Неофилология. 2018. Т. 4. № 14. С. 33-41. DOI 10.20310/2587-6953-2018-4-14-33-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Nikulshina N.L. Pis'mennyy nauchnyy diskurs kak ob"ekt modelirovaniya v uchebnykh tselyakh [Written scientific discourse as an object of modeling for educational purposesy. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series Humanities, 2008, no. 3 (59), pp. 245-250. (In Russian).

2. Rubas A.A., Shcherbak A.S., Agmanova A.E. Mekhanizm «perspektivizatsiya» pri ponimanii uchebnogo teksta [The mechanism of "perspectivization" in understanding of educational text]. Neofilologiya - Neophi-lology, 2021, vol. 7, no. 26, pp. 241-247. (In Russian). DOI 10.20310/2587- 6953-2021-7-26-241-247.

3. Romanova T.V. Kognitivnyy analiz teksta: rabota nad metodologicheskimi oshibkami [^gmt^e analysis of the text: working on methodological mistakes]. Teoreticheskie i prikladnye aspekty izucheniya rechevoy deyatel'nosti - Theoretical and Applied Aspects of Studying Speech Activity, 2013, vol. 8, no. 1, pp. 170181. (In Russian).

4. Demyankov V.Z., Kubryakova E.S. Kognitivnaya deyatel'nost' [Cognitive activity]. Kratkiy slovar' kogni-tivnykh terminov [Short Dictionary of Cognitive Terms]. Moscow, Philological Faculty of Lomonosov MSU Publ., 1996, pp. 51-52. (In Russian).

5. Pavilyonis R.I. Problema smysla: sovremennyy logiko-filosofskiy analiz yazyka [The Issue of Meaning: a Modern Logical and Philosophical Analysis of Language]. Moscow, Mysl Publ., 1983, 286 p. (In Russian).

6. Sabitova Z.K., Sklyarenko K.S. Russkiy yazyk: v 2 ch. [Russian Language: in 2 pts]. Almaty, Mektep Publ., 2018, pt 1, 176 p. (In Russian).

7. Abildinova Z.B. Yazykovoe soznanie kak psikholingvisticheskiy fenomen [Linguistic consciousness as a psycholinguistic phenomenon]. Neofilologiya - Neophilology, 2018, vol. 4, no. 14, pp. 33-43. (In Russian). DOI 10.20310/2587-6953-2018-4-14-33-43.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Рубас Алёна Андреевна - докторант PhD 8D02305 -«Филология» (по специализации: языкознание), кафедра теоретической и прикладной лингвистики. Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, г. Нур-Султан, Республика Казахстан. E-mail: alena1992.18@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7025-9128 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи.

Агманова Атиркуль Егембердиевна - доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики. Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, г. Нур-Султан, Республика Казахстан. E-mail: agmanova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9285-0824 Вклад в статью: систематизация теоретического материала, структурирование научного материала.

Alyona A. Rubas - Doctoral Student PhD 8D02305 -"Philology" (Specialization: Linguistics), Theoretical and Applied Linguistics Department. L.N. Gumilyov Eurasian National University, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan. E-mail: alena1992.18@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7025-9128 Contribution: general concept of the article, analysis of the literature, writing the article.

Atirkul Ye. Agmanova - Doctor of Philology, Professor of Theoretical and Applied Linguistics Department. L.N. Gumilyov Eurasian National University, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan. E-mail: agmanova@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9285-0824 Contribution: systematization of theoretical material, structuring of scientific material.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.