Научная статья на тему 'Методические разработки по обучению предпринимательству в школе и вузе'

Методические разработки по обучению предпринимательству в школе и вузе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБУЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / РОССИЯ / ЕCONOMICS / ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEURSHIP EDUCATION / FINANCIAL LITERACY / LENINGRAD REGION / RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бушенева Юлия Ивановна, Стецюнич Юлия Николаевна

В условиях современной экономической ситуации в России необходимым условием для развития экономики страны является возможность осуществления предпринимательской деятельности как можно большим числом людей. Поскольку для осуществления предпринимательской деятельности важнейшее значение имеет наличие у бизнесмена основополагающих знаний в области права, финансов, налогообложения, кредита, ценообразования, т. е. наличие финансовой грамотности, деятельность в данной сфере образовательных организаций и государственных органов является нужной и важной. В статье рассматривается опыт подобной совместной образовательной деятельности в Ленинградской области, приведены примеры мероприятий и инструментов, представлены методические особенности подобной образовательной деятельности. Сделан вывод о том, что в современном экономическом образовании большое значение должно уделяться развитию компетенций и качеств предпринимателей, а важнейшим способом осуществления данного направления в образовании в современных условиях и с учетом появления нового поколения предпринимателей являются разнообразные интерактивные технологии и методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бушенева Юлия Ивановна, Стецюнич Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological developments in entrepreneurship education at school and university

In the current economic situation in Russia, the necessary condition for the development of the country's economy is the possibility of carrying out entrepreneurial activities by as many people as possible. Since the basic knowledge of a businessman in the areas of law, finance, taxation, credit, pricing, i.e. financial literacy, educational institutions and government bodies is essential for entrepreneurial activity, it is necessary and important. The article considers the experience of such joint educational activities in the Leningrad region, gives examples of activities and tools, presents methodological features of such educational activities. The conclusion is made that in modern economic education the great importance should be given to the development of competencies and qualities of entrepreneurs, and the most important way of implementation of this direction in education in modern conditions and taking into account the emergence of a new generation of entrepreneurs are a variety of interactive technologies and methods.

Текст научной работы на тему «Методические разработки по обучению предпринимательству в школе и вузе»

УДК 334.012:37.02

Бушенева Ю. И., Стецюнич Ю. Н.

Методические разработки по обучению предпринимательству

в школе и вузе1

В условиях современной экономической ситуации в России необходимым условием для развития экономики страны является возможность осуществления предпринимательской деятельности как можно большим числом людей. Поскольку для осуществления предпринимательской деятельности важнейшее значение имеет наличие у бизнесмена основополагающих знаний в области права, финансов, налогообложения, кредита, ценообразования, т. е. наличие финансовой грамотности, деятельность в данной сфере образовательных организаций и государственных органов является нужной и важной. В статье рассматривается опыт подобной совместной образовательной деятельности в Ленинградской области, приведены примеры мероприятий и инструментов, представлены методические особенности подобной образовательной деятельности. Сделан вывод о том, что в современном экономическом образовании большое значение должно уделяться развитию компетенций и качеств предпринимателей, а важнейшим способом осуществления данного направления в образовании в современных условиях и с учетом появления нового поколения предпринимателей являются разнообразные интерактивные технологии и методики.

Ключевые слова: экономика, предпринимательство, обучение предпринимательству, финансовая грамотность, Ленинградская область, Россия.

ГРНТИ: Экономика / Экономические науки: 06.01.39 Пропаганда и популяризация экономических знаний.

ВАК: 08.00.05

Busheneva Yu. I., Stecyunich Yu. N.

Methodological developments in entrepreneurship education

at school and university

In the current economic situation in Russia, the necessary condition for the development of the country's economy is the possibility of carrying out entrepreneurial activities by as many people as possible. Since the basic knowledge of a businessman in the areas of law, finance, taxation, credit, pricing, i.e. financial literacy, educational institutions and government bodies is essential for entrepreneurial activity, it is necessary and important. The article considers the experience of such joint educational activities in the Leningrad region, gives examples of activities and tools, presents methodological fea-

© Бушенева Ю. И., Стецюнич Ю. Н., 2019 © Busheneva Yu. I., Stecyunich Yu. N., 2019

1 Статья подготовлена на основе доклада 10-й междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир» (6-7 июня 2019 г., СПб., ЛГУ им. А.С. Пушкина).

tures of such educational activities. The conclusion is made that in modern economic education the great importance should be given to the development of competencies and qualities of entrepreneurs, and the most important way of implementation of this direction in education in modern conditions and taking into account the emergence of a new generation of entrepreneurs are a variety of interactive technologies and methods.

Key words: economics, entrepreneurship, entrepreneurship education, financial literacy, Leningrad region, Russia.

JEL classifications: A 21, A 22

Для осуществления предпринимательской деятельности важнейшее значение имеет наличие у бизнесмена основополагающих знаний в области права, финансов, налогообложения, кредита, ценообразования, т. е. наличие финансовой грамотности. Особенно остро этот вопрос встает перед теми категориями предпринимателей, которые осуществляют бизнес-идею впервые и/или не имеют специальных экономических или юридических знаний, полученных в системе образования или самостоятельно. В связи с определёнными особенностями предмета и объекта обучения предпринимательству актуальными являются вопросы организации такого обучения/образования, в том числе с позиции методического обеспечения.

Решение вопроса повышения финансовой грамотности населения в целом и предпринимателей в частности является общегосударственной задачей [1]. В настоящее время реализуется стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 20172023 гг., согласно которой финансовая грамотность формируется в результате финансового образования и определяется как сочетание знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.

Таким образом, высокий уровень финансовой грамотности населения будет способствовать формированию необходимых знаний,

умений и навыков в области финансов населения и потенциальных предпринимателей.

В связи с этим актуализируется вопрос о времени начала финансового образования. По оценкам экспертов средний возраст предпринимателя в России составляет 30-33 года, при этом возраст, в котором начата реализация бизнес-проекта варьируется от 17 лет до 21 года и только около 20 % обладают на момент открытия бизнеса образованием в сфере экономики [7]. В связи с этим вопросы по организации предпринимательской деятельности возникают в уже юном возрасте (у школьников старших классов, студентов первых курсов). Данные факты указывают на то, что начинать формировать навыки обращения с денежными средствами и прививать предпринимательскую культуру необходимо в средней школе.

Современные школьники уже имеют потребность в расширении знаний по вопросам финансовой грамотности, поскольку активно используют в повседневной жизни расчеты путем использования возможностей онлайн-банка, банковской карты, наличных денежных средств, расчетов через электронные кошельки, совершения покупок и вложения средств. В старшей школе часть детей начинают трудовую деятельность и осуществляют операции по сбережению заработанных денежных средств, инвестированию и размещению для осуществления электронных платежей и др.

Именно в этом возрасте начинают формироваться навыки обращения с наличными или безналичными финансами, поэтому возникает необходимость в расширении знаний в данной области. Одним из инструментов для реализации данного направления является проведение открытых уроков с приглашением специалистов финансово-кредитных организаций, бизнес-сообщества, профессиональных обра-

зовательных организаций. Такая практика активно реализуется в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В качестве примера можно привести уроки, которые проводят представители отделения по Ленинградской области СевероЗападного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Северо-Западного банка Сбербанка России и других финансово-кредитных учреждений, когда в форме интерактивных занятий, адаптированных для восприятия школьников, рассказывается о продуктах банков и способах управления финансами физических лиц. Помощь организациям в образовательной деятельности такого рода оказывают и вузы. Так, ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» активно проводит работу с образовательными организациями, студенты факультета экономики и инвестиций вуза систематически участвуют в уроках в школах Ленинградской области в качестве волонтеров совместно с представителями отделения по Ленинградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации.

В общеобразовательных школах Ленинградской области реализуются программы углубленного изучения основ финансовых знаний путем введения в учебный план образовательного процесса таких предметов, как экономика, экономические основы предпринимательской деятельности и др. В рамках реализации государственной программы повышения финансовой грамотности сотрудниками кафедры экономики и управления факультета экономики и инвестиций ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» разработаны методические рекомендации по преподаванию курса «Экономические основы предпринимательской деятельности» для старших классов общеобразовательных учреждений Кировского муниципального района Ленинградской области (2016). Структура курса включает следующие темы, которые позволяют

сформировать общее представление о предпринимательской деятельности и выработать навыки (путем решения практических задач и ситуаций):

- история становления предпринимательства в России;

- роль предпринимательства в социально-экономическом развитии общества и в экономике страны в целом и конкретного региона (на примере Ленинградской области) [6, а84];

- источники финансирования малого и среднего бизнеса;

- налогообложение субъектов малого и среднего предпринимательства;

- планирование хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- назначение и структура бизнес-плана;

- стратегия развития и инвестиционная политика субъектов малого и среднего предпринимательства;

- управление малым и средним бизнесом, включая особенности управления персоналом, оценку роли руководителя малого и среднего предпринимательства и др.

Важными факторами для результативного проведения таких занятий является серьезная подготовка педагога, наличие практических примеров (расчетных заданий и методического обеспечения), привлечение предпринимательского сообщества для проведения открытых уроков.

Важным элементом финансового воспитания подрастающего поколения является привлечение к самостоятельной деятельности в части формирования собственного бюджета, оценки семейного бюджета, составления бизнес-плана будущего проекта предпринимательской деятельности. Участие учеников старших классов в конкурсах, бизнес-играх и иных аналогичных мероприятиях, проводимых вузами, помога-

ет развитию этих навыков, а также стимулированию и повышению заинтересованности в данной сфере. Такого рода мероприятия способствуют популяризации специального экономического образования как необходимой составляющей деятельности успешного предпринимателя, позволяют ученику погрузиться при выполнении заданий или проекта в практические особенности реализации предпринимательской деятельности с учетом региональных условий [9, с. 384], финансовых потребностей и возможностей, оценить ресурсную базу, конкурентоспособность проекта и т. д.

С этой целью ежегодно факультет экономики и инвестиций ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» организует и проводит конкурс финансово-экономических проектов «Добейся успехов!» для учащихся 10-11 классов средних школ Ленинградской области. В задачи конкурса входят: повышение финансовой и экономической грамотности учащихся средних школ выпускных классов; формирование экономической и предпринимательской культуры молодежи Ленинградской области и др., что в целом способствует выявлению среди школьников лиц, потенциально склонных к предпринимательству, формированию и развитию будущих профессиональных навыков.

Также востребованной формой финансового образования потенциальных и настоящих предпринимателей в современном формате является посещение разных семинаров, конференций, круглых столов, тренингов, участие в вебинарах и т. д. [6]. В 2018 г. сотрудники кафедры факультета экономики и инвестиций ГАОУ ВО ЛО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» совместно с ГКУ ЛО «Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства» успешно провели ряд семинаров в разных районах области (Кингисеппском, Лужском, Гатчинском, Выборгском, Подпорожском, Всеволожском, Киришском, Приозерском, Волховском) на тему «Технологии управления по целям.

Повышение эффективности бизнеса», в рамках которых обсуждались вопросы управления персоналом, формирования стратегических и тактических целей бизнеса, мотивации сотрудников и др. [2, с. 128].

Развитие разнообразных компетенций предпринимателя, базирующихся на финансовой грамотности, является важнейшей основой для формирования бизнес-культуры в российском обществе [4, с. 321]. Но кроме формирования знаний, умений и навыков существует насущная потребность развития основополагающих качеств личности предпринимателя. Благодаря совокупности компетенций и личных качеств предприниматель действительно становится «мотором» бизнеса, тем фактором производства, который объединяет и приводит в движение все остальные факторы производства как указывал ещё Й. Шумпетер [8].

В настоящее время в исследовательской литературе отмечается факт того, что существуют значимые различия в мышлении предпринимателя и непредпринимателя [5, с. 13]. Основу данной разницы составляет то, что для успешного бизнесмена характерно дивергентное (творческое) мышление, означающее одновременный поиск нескольких решений, вариантов как идея могла бы помочь, использование различных подходов к решению проблем и применение в своей деятельности шансов, ситуаций, неограниченность в творческом отношении.

К сожалению, в настоящее время отмечается ситуация, когда потенциальные и начинающие предприниматели не обладают соответствующим набором компетенций и качеств личности, которые позволяют им успешно вести бизнес. В результате, согласно данным исследований, только трем из ста российских предприятий малого бизнеса удается продержаться на рынке дольше трех лет [7].

Одной из важнейших причин такой ситуации является несоответствие знаний, опыта начинающего предпринимателя реалиям рыночных условий. В этой связи важной задачей в рамках современного экономического образования является вопрос о том, как донести еще до учащихся идеи о том, какие знания, умения, навыки, качества необходимо развивать настоящему предпринимателю.

В результате анализа деятельности успешных предпринимателей в различных сферах ведения бизнеса было установлено, что для них должны быть свойственны следующие компетенции, качества, особенности мышления:

- способность генерировать новый продукт, услугу, занимать новые ниши, находить нетривиальные решения для бизнеса-задач, т. е. способность быть новатором в бизнес-среде;

- способность производить важный для людей, общества, окружающей среды товар, услугу, т. е. быть полезным для социума или природной среды;

- способность рационально оценивать перспективы бизнеса, составлять и рассчитывать показатели бизнес-плана, здраво оценивать свои расходы и возможные источники финансирования, прогнозировать спрос.

Для развития указанных компетенций и качеств целесообразно использовать набор методик обучения, позволяющих целенаправленно формировать именно их. Способом обучения при этом могут выступать различные интерактивные технологии, основанные на коллективной генерации идей при работе в мини-группах.

Для развития новаторства возможно использование сравнительного подхода для определения роли предпринимателя, менеджера, собственника в организации [3]. В процессе выполнения заданий обучающиеся в мини-группах должны сопоставить при помощи логических

кругов Эйлера понятия предпринимателя и менеджера, предпринимателя и собственника, менеджера и собственника, а также три понятия вместе. Также участников просят нарисовать график изменения доходов каждой из ролей в течение времени на координатной оси «время -доход». Итоги, полученные в группах, обсуждаются в ходе совместной дискуссии. Преподаватель по результатам выполнения задания должен помочь группе сделать вывод о том, что предприниматель - это новатор, человек, который не боится ошибиться, в его доходах могут быть взлёты и падения, но он воспринимает их как опыт и вновь продолжает своё дело.

Для развития такой компетенции, как полезность деятельности, целесообразно использовать игру «Кому достанется миллион?», в ходе которой игровой миллион должен достаться по итогам 10-минутной группой дискуссии и процесса аргументирования участнику, который докажет, что его идея наиболее полезна. Обязательным условием упражнения является то, что игровой миллион нельзя поделить. Если игровые деньги в течение отведённого времени не перешли к конкретному учащемуся, то миллион не достается никому.

Для формирования рациональности как качества предпринимателя целесообразно проводить интерактивную работу по формированию модели бизнес-плана. Для этого целесообразно использовать диаграмму Ганта, где участники мини-групп разбивают процесс открытия бизнеса на этапы и определяют временные периоды их осуществления. Также участников можно попросить рассчитать примерные расходы на реализацию каждого этапа.

Таким образом, в современном экономическом образовании большое значение должно уделяться развитию компетенций и качеств предпринимателей. А важнейшим способом осуществления данного направления в образовании в современных условиях и с учетом появ-

ления нового поколения предпринимателей являются разнообразные интерактивные технологии и методики.

Список литературы

1. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.: распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р.

2. Афанасьев К.С., Бушенева Ю.И., Стецюнич Ю.Н. Технология управления по целям в системе региональной поддержки малого предпринимательства // Актуальные проблемы менеджмента: менеджмент как важнейший фактор экономического роста и подъема уровня жизни в регионах: материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 127-129.

3. Баронене С.Г. Предприниматели: вступаем в креативный класс? [Электронный ресурс]. - URL: https://tboutique.ru/library/49-predprinimateli-vstupaem-v-kreativnyy-klass.htm l

4. Космачева Н.М., Бушенева Ю.И. Формирование финансовой грамотности учащихся в контексте компетентностного подхода к обучению // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2018. - № 4. -С. 321-333.

5. Салихов Б.В. Творческие компетенции и качество самообучения как функция дивергентного мышления предпринимателя // Социальная политика и социология. - 2018. - № 3. - С. 13-20.

6. Стецюнич Ю.Н. Роль казначейства в бюджетной системе региона // Экономика нового мира. - 2017. - № 1 (5). - С. 83-100.

7. Штыкина А. Бизнес живет три года. Малым предприятиям в России стало легче искать финансирование для старта, но труднее удержаться на плаву [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2014/01/22/56bf9dee9a7947299f72d6d1

8. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Эксмо, 2007. - 503 с.

9. Busheneva Y.I., Stetsyunich Y.N. Financing of the activities of the regional environmental policy in the Russian Federation on the example of the Leningrad region XVII International Multidisciplinary Scientific GeoConferences SGEM. Conference proceedings. Vol. 18. Ecology, Economics, Education and Legislation. Issue 5.3. Environmental economics. 2-8 July, 2018. - Albena (Bulgaria): STEF92 Technology Ltd, 2018. - P.383-389.

References

1. Ob utverzhdenii Strategii povysheniya finansovoj gramotnosti v Rossijskoj Federacii na 2017-2023 gg.: rasporyazhenie Pravitel'stva Rf ot 25 sentyabrya 2017 g. № 2039-r.

2. Afanas'ev K.S., Busheneva Yu.I., Stecyunich Yu.N. Tekhnologiya upravleniya po celyam v sisteme regional'noj podderzhki malogo predprinimatel'stva. Aktual'nye problemy menedzhmenta: menedzhment kak vazhnejshij faktor ekonomicheskogo rosta i pod"ema urovnya zhizni v regionah: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet. St.Peterburg, 2019. РР. 127-129.

3. Baronene S.G. Predprinimateli: vstupaem v kreativnyj klass? URL: https://tboutique.ru/library/49-predprinimateli-vstupaem-v-kreativnyy-klass.html

4. Kosmacheva N.M., Busheneva Yu.I. Formirovanie finansovoj gramotnosti uchashchihsya v kontekste kompetentnostnogo podhoda k obucheniyu. Vestnik Lenin-gradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2018. № 4. PP. 321-333.

5. Salihov B.V. Tvorcheskie kompetencii i kachestvo samoobucheniya kak funk-ciya divergentnogo myshleniya predprinimatelya. Social'naya politika i sociologiya. 2018. № 3. PP. 13-20.

6. Stecyunich Yu.N. Rol' kaznachejstva v byudzhetnoj sisteme regiona. Ekono-mika novogo mira. 2017. № 1 (5). PP. 83-100.

7. Shtykina A. Biznes zhivet tri goda. Malym predpriyatiyam v Rossii stalo legche iskat' finansirovanie dlya starta, no trudnee uderzhat'sya na plavu. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2014/01/22/56bf9dee9a7947299f72d6d1

8. Shumpeter J.A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, socializm i demokratiya. Moscow: Eksmo, 2007. 503 p.

9. Busheneva Y.I., Stetsyunich Y.N. Financing of the activities of the regional environmental policy in the Russian Federation on the example of the Leningrad region. XVII International Multidisciplinary Scientific GeoConferences SGEM. Conference proceedings. Vol. 18. Ecology, Economics, Education and Legislation. Issue 5.3. Environmental economics. 2-8 July, 2018. Albena (Bulgaria): STEF92 Technology Ltd, 2018. PP.383-389.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.