Научная статья на тему 'Малое и среднее предпринимательство как ресурс развития современной Российской экономики'

Малое и среднее предпринимательство как ресурс развития современной Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (МСП) / МОЛОДЕЖЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / REINDUSTRIALIZATION / INNOVATIVE ECONOMICS / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP / YOUTH / ENTREPRENEURS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заборова Е. Н., Клейменов М. В., Тихомирова А. М.

Развитие современной российской экономики связано с новой индустриализацией, обеспечивающей надежную материально-техническую базу общества, его реальный суверенитет. Новая индустриализация характеризуется переходом к автоматизации, информатизации, экологизации индустриального производства, его высокой наукоемкостью, высокотехнологичностью. Концепция новой индустриализации базируется на многих факторах, среди которых одним из ключевых является активность предпринимателей. На основе двух региональных социологических исследований 2017 и 2018 гг., проведенных авторами, рассматриваются социальные проблемы, социальная обусловленность предпринимательской деятельности. Сравниваются позиции «актуального» (действующего) и «потенциального» (прожективная предпринимательская активность молодежи) малого и среднего предпринимательства в Свердловской области. Фиксируется изменение тренда в отношении предпринимательства со стороны молодого поколения: сегодня отношение к нему позитивное. Выявлено большое желание молодежи заниматься предпринимательством, определены приоритетные сферы занятия бизнесом. Предприниматели и молодежь региона видят больше перспектив в сфере торговли и сервиса, чем в производстве. Это наталкивает нас на вывод, что процессы новой индустриализации в регионе столкнутся с проблемами при возрождении промышленности региональной экономики. Среди наиболее острых проблем называются трудности финансового плана, связанные с системой налогообложения (высокие налоги, ежегодное повышение налогов) и кредитования (высокие ставки, трудности получения займов), далее трудности экономического плана (кризис в экономике, падение уровня жизни населения). Делается вывод, что у региона есть хорошая база для развертывания предпринимательства, однако необходимо усилить целенаправленную информационную и организационную работу по приобщению молодежи к бизнесу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Заборова Е. Н., Клейменов М. В., Тихомирова А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP AS A DEVELOPMENT RESOURCE OF MODERN RUSSIAN ECONOMY

The development of the modern Russian economy is supported by re-industrialization providing a reliable material-and-technical base of society, its real sovereignty. Re-industrialization is characterized by the transition to automation, informatization, greening of industrial production, its high research intensity, high technologies. The concept of re-industrialization draws on many factors, the activity of entrepreneurs being one of most vital. On the basis of two regional sociological surveys of 2017 and 2018, conducted by the authors, social problems, social conditionality of entrepreneurial activity are considered. The positions of the “current” (existing) and “potential” (prospective entrepreneurial activity of young people) of small and medium-sized businesses in the Sverdlovsk region are compared. The article reveals the attitudes of the youth towards entrepreneurial activity. The article records a trend change in relation to entrepreneurship on behalf of the younger generation: today, the attitude towards it is positive. It reveals a great desire of young people to do business, the desired areas of such activities. The entrepreneurs and the young people in the region see more prospects in trade and services for doing business than in production (industry). This statement lets us conclude that the processes of regional re-industrialization will face certain problems in terms of industrial revival. Among the most acute problems are financial difficulties linked to the taxation system (high taxes, annual tax increases) and crediting (high interest rates, difficulties in obtaining loans), followed by economic difficulties (crisis in the economy, falling living standards). It is concluded that the region has a good base for the development of entrepreneurship; however, it is necessary to strengthen targeted information and organizational work to involve young people in business.

Текст научной работы на тему «Малое и среднее предпринимательство как ресурс развития современной Российской экономики»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI: 10.15593/2224-9354/2019.3.1 УДК 330.34:658.114.8

Е.Н. Заборова, М.В. Клейменов, А.М. Тихомирова

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Развитие современной российской экономики связано с новой индустриализацией, обеспечивающей надежную материально-техническую базу общества, его реальный суверенитет. Новая индустриализация характеризуется переходом к автоматизации, информатизации, экологизации индустриального производства, его высокой наукоемкостью, высокотехнологичностью. Концепция новой индустриализации базируется на многих факторах, среди которых одним из ключевых является активность предпринимателей. На основе двух региональных социологических исследований 2017 и 2018 гг., проведенных авторами, рассматриваются социальные проблемы, социальная обусловленность предпринимательской деятельности. Сравниваются позиции «актуального» (действующего) и «потенциального» (прожективная предпринимательская активность молодежи) малого и среднего предпринимательства в Свердловской области. Фиксируется изменение тренда в отношении предпринимательства со стороны молодого поколения: сегодня отношение к нему позитивное. Выявлено большое желание молодежи заниматься предпринимательством, определены приоритетные сферы занятия бизнесом. Предприниматели и молодежь региона видят больше перспектив в сфере торговли и сервиса, чем в производстве. Это наталкивает нас на вывод, что процессы новой индустриализации в регионе столкнутся с проблемами при возрождении промышленности региональной экономики. Среди наиболее острых проблем называются трудности финансового плана, связанные с системой налогообложения (высокие налоги, ежегодное повышение налогов) и кредитования (высокие ставки, трудности получения займов), далее - трудности экономического плана (кризис в экономике, падение уровня жизни населения). Делается вывод, что у региона есть хорошая база для развертывания предпринимательства, однако необходимо усилить целенаправленную информационную и организационную работу по приобщению молодежи к бизнесу.

Ключевые слова: новая индустриализация, инновационная экономика, малое и среднее предпринимательство (МСП), молодежь, предприниматели.

© Заборова Е.Л., Клейменов М.В., Тихомирова А.М., 2019

Заборова Елена Николаевна - д-р социол. наук, профессор, завкафедрой прикладной социологии ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», e-mail: [email protected].

Клейменов Михаил Вячеславович - канд. социол. наук, ст. преподаватель, завлабораторией кафедры прикладной социологии ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», e-mail: [email protected].

Тихомирова Анна Михайловна - канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры прикладной социологии ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», e-mail: [email protected].

Введение. Успешное инновационное развитие региона в рамках новой индустриализации невозможно без активного участия предпринимателей. Развитие предпринимательства обеспечивает занятость населения, достойные доходы граждан, повышает стабильность региона. Предприниматели ответственны не только за свои инвестиции, но и за собственных наемных работников. В центр развития будущего общества ставится человек, статус которого основывается на труде, капитале, информированности, образованности, нравственности [1, с. 10-11].

На март 2018 г. в Свердловской области насчитывалось 8045 малых предприятий, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) составляла 180,5 тыс. чел с оборотом 190,7 млрд руб. [2]. Развитие предпринимательской активности в стране сталкивается с множеством проблем. Во многих государственных документах, выступлениях самих предпринимателей, политических деятелей страны отмечается необходимость увеличения доли малого и среднего бизнеса (МСБ) в экономике страны, вовлечения новых людей, в том числе молодежи, в эту деятельность. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» декларирует необходимость увеличения занятых в сфере малого предпринимательства с 19 млн до 25 млн чел. в ближайшее время [3].

Как отмечают ученые, в настоящий момент необходимо срочно стимулировать трудовую, творческую и предпринимательскую активность уральцев [4].

В Стратегии развития Свердловской области до 2030 г. [5] отмечается, что «повышение эффективности системы поддержки МСП в реальном секторе экономики, формирования малых и средних предприятий играет значимую роль на российском и в перспективе на мировом рынках».

Тема предпринимательства не обойдена и наукой: на сегодня она одна из самых изучаемых. В настоящее время как в отечественной, так и в зарубежной науке проблеме предпринимательства посвящены труды многих исследователей. Среди зарубежных авторов это J. Revilla Diez, F. Sohns [6], M. Fritsch, M. Wyrwich [7]. Активно данная проблема исследуется и учеными на примере Свердловской области [8-12]. Аналогичная ситуация и в плане исследования предпринимательской активности молодежи [13-15].

Данная тема активно освещается в журнале «Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки». За пять последних лет (2014-2018 гг.) в журнале опубликовано 11 статей, в которых освещаются проблемы МСП в основном с экономической точки зрения. Часть публикаций посвящена социальным аспектам предпринимательской деятельности, ее роли в карьерной миграции работников, оценкам социального статуса предпринимателей.

Объекты и методы исследования. Данная статья опирается на анализ официальных статистических данных, опубликованных результатов отечест-

венных и зарубежных исследований, и данных, полученных в ходе двух исследований, проведенных в 2017 г. по заказу Свердловского фонда поддержки предпринимательства (n = 256 предпринимателей) и в 2018 г. по заказу Областного дома молодежи на тему «Предпринимательская активность молодежи Свердловской области» по изучению «потенциального» предпринимательства (n = 555, 99 предпринимателей). В результате возникла возможность сравнить результаты двух исследований и выявить некоторые тенденции развития предпринимательства в контексте парадигмы новой индустриализации.

Результаты и обсуждения. Оценивая ориентированность молодых людей на бизнес, мы задали им вопрос, хотят ли они заняться предпринимательской деятельностью в будущем. Обязательно планируют заниматься бизнесом в будущем 22,3 % молодых людей региона, еще 28,9 % планируют заняться им при благоприятных обстоятельствах. Только 20 % молодых людей не желает заниматься этим вообще. Эти данные корреспондируются с результатами исследований других авторов: компания PWC (Pricewaterhouse Coopers) в 2016 г. проводила сравнительный анализ миллениалов в разных странах: 59 % опрошенных молодых россиян заявило, что рассматривают возможность заняться собственным бизнесом (в то время как в среднем по миру эта цифра составляет 43 %) [16].

Отвечая на вопрос об отношении к действующим предпринимателям, 69 % опрошенных молодых людей заявили о положительном отношении к ним, еще 28,5 % - о нейтральном и только 2 % - об отрицательном. Эти данные позволяют сделать вывод о серьезной настроенности молодежи на предпринимательство, о позитивном отношении как к самой этой деятельности, так и к людям, которые ею занимаются.

Среди главных мотивов занятий бизнесом - нежелание работать на «чужого дядю» (40 %) и «желание иметь большой заработок» (35 %). Необходимо отметить, что новая индустриализация предполагает важность таких мотивов деятельности, как стремление к инновациям, творчеству и знаниям. Наши исследования, к сожалению, не выявили важность подобных мотивов для современной молодежи.

Учитывая, что в рамках парадигмы новой индустриализации приоритетность промышленности над иными сферами экономической деятельности признается существенной, мы спросили молодых людей «Каким бизнесом они хотели бы заняться?» Больше всего молодежь региона хочет заниматься торговлей (23 %), ресторанным бизнесом (16 %) и несколько меньше - производством (13 %), а менее всего - сельским хозяйством (3 %). Заметим, что наши данные совпадают с данными других исследователей, которые отмечают, что «самой привлекательной для будущих бизнесменов является розничная торговля» [16].

Как молодежь - «потенциальные предприниматели» - расценивают современные условия для ведения бизнеса? В опросе 2018 г. большинство (58 %) полагает, что в Свердловской области они благоприятны (как неблагоприятные расценили эти условия только четверть респондентов). Сами предприниматели области более критичны. Согласно результатам нашего опроса 2017 г., только около половины (49,3 %) считает, что в области созданы благоприятные условия для ведения бизнеса. В то же время треть бизнесменов (38,3 %) полагает, что в области условия неблагоприятные. Несомненно, более низкая оценка действующих предпринимателей отражает ситуацию более объективно. Полученные нами данные о невысокой удовлетворенности бизнес-средой уральскими предпринимателями пересекаются с результатами исследования С.Г. Ушкина [17], который предложил представителям бизнеса оценить благоприятность среды и в итоге получил «троечку» (3,28 балла).

Был выявлен рейтинг наиболее острых проблем, с которыми на сегодня сталкиваются предприниматели. На первом месте стоят трудности финансового плана, связанные с системой налогообложения и кредитования, далее -трудности экономического плана. Зарубежные исследователи F. Sohns и J. Revilla Diez отмечают важность финансовой поддержки для предпринимателей МСБ [6]. A. Rupasingha, K. Wang, по итогам опроса владельцев МСБ в США, также отмечают важность доступных займов для предпринимателей и доказывают положительное влияние доступности кредитов на рост предпринимательской активности [18]. Российские ученые Б.Б. Богоутдинов и А.Л. Баранников утверждают, что для улучшения экономической ситуации в стране необходимо сформировать рынок капитала, активизировать частные инвестиции в российскую экономику, повысить уровень финансовой грамотности россиян в целом [19].

Л.Ю. Богачкова с соавторами утверждает, что для создания благоприятной экономической ситуации для МСП необходима не только поддержка от государства, но и развитие государственно-частного партнерства [20].

Выводы. По нашему мнению, у региона есть хорошая база для развертывания предпринимательства. Однако необходимо усилить целенаправленную информационную и организационную работу по приобщению молодежи к бизнесу.

Полученные данные можно использовать при построении мер социальной политики поддержки МСП среди молодежи как на региональном, так и на федеральном уровне.

На наш взгляд, важной мерой может стать поощрение участия учащихся образовательных учреждений различного уровня (школ, колледжей, техникумов и вузов) в массовых мероприятиях, посвященных бизнес-образованию, бизнес-тренингам и т.п. Также необходимо стимулировать студентов высших учебных заведений к участию в грантах на финансовую помощь в построении

эффективной бизнес-стратегии развития малого или среднего предпринимательства. Важно предоставлять бесплатную юридическую помощь молодежи, если у них возникают замыслы по реализации той или иной бизнес-идеи. Правовые вопросы могут создать неприятности даже для вполне зрелого человека, а молодые люди в таких вопросах могут вообще не иметь опыта. Еще одно направление - это построение модели отношений «ученик-наставник», когда учащийся школы/университета сможет получить навыки построения бизнеса от предпринимателя, имеющего опыт занятия бизнесом. Для самих предпринимателей эта мера поддержки может быть интересна, прежде всего, притоком новой рабочей силы, а также приобретением потенциальных партнеров по бизнесу в дальнейшем.

Подводя итог, заметим, что молодежь Свердловской области в целом позитивно относится к предпринимательской активности, считает ее приоритетной по сравнению с работой по найму, понимает важность качеств, необходимых для занятия предпринимательской деятельностью и оценивает эту деятельность как достаточно сложную. Она демонстрирует высокую готовность к предпринимательской деятельности в сфере торговли и ресторанного бизнеса, несколько меньшую - в сфере производства. Расценивая условия для ведения бизнеса в Свердловской области как в целом положительные, респонденты, однако, указали на ряд важных проблем, решение которых поможет активизации МСБ в регионе.

Список литературы

1. Стегний В.Н. Прогнозирование модели социально-экономического развития страны, территории // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2018. - № 1. - С. 8-22.

2. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области: офиц. сайт. - URL: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/sverdl/ru/statistics/sverdlStat/enterprises/ (дата обращения: 15.02.2019).

3. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // Федер. портал малого и среднего предпринимательства. - URL: http://smb.gov.ru/ mediacenter/bisnessnews/18004.html (дата обращения: 15.02.2019).

4. Силин Я.П., Анимица Е.Г., Новикова Н.В. Уральский макрорегион в эпицентре российских индустриальных модернизаций // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2018. - Т. 211. - С. 525-547.

5. О стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области

от 21 декабря 2015 г. № 151-ОЗ. - URL: http://docs.cntd.ru/document/ 429024960 (дата обращения: 15.02.2019).

6. Sohns F., Revilla Diez J. Explaining micro entrepreneurship in rural Vietnam - a multilevel analysis // Small Business Economics. - 2018. - No. 50. -P. 219-237.

7. Fritsch M., Wyrwich M. Regional knowledge, entrepreneurial culture, and innovative starts-ups over time and space - an empirical investigation // Small Business Economics. - 2018. - No. 51. - P. 337-353.

8. Дубровский В.Ж., Токарева И.В. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области // Урал - XXI век: Регион опережающего развития / Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - С. 35-42.

9. Ильиных И.А. Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Свердловской области // Экономика и социум. - 2015. - № 1-3 (14). - С. 413-416.

10. Факторы институциональной среды в оценке предпринимателем инвестиционного климата муниципального образования / А.Ю. Коковихин, Е.С. Огородникова, Д. Уильямс, А.Е. Плахин // Экономика региона. - 2017. -Т. 13, № 1. - С. 80-92.

11. Романов К. Е. Анализ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Свердловской области // Путь науки. - 2015. -№ 12 (22). - С. 40-42.

12. Филимонов Д.А. Перспектива развития малого и среднего предпринимательства на территории Свердловской области в 2012 году (анализ и прогноз) // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2013. -№ 14. - С. 47-54.

13. Ветрова Е.А., Гылыева А.А. Тенденции развития предпринимательской деятельности среди молодежи как показатель активности предпринимательства в России // Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 1-2 (11). - С. 31-37.

14. Глухих П.Л., Воронина Л.В., Иванова А.В. Предпринимательская культура молодежи и факторы ее развития: социокультурный подход // Управленец. - 2016. - № 3 (61). - С. 52-61.

15. Дерюгин П.П., Шиляева А.С. Социодинамика ценностей молодежи: от предприимчивости к предпринимательству // Дискурс. - 2016. - № 1. -С.111-121.

16. Российский малый бизнес в цифрах. 2016 [Электронный ресурс]. -URL: http://ibusiness.ru/blog/money/41934 (дата обращения: 14.02.2019).

17. Ушкин С.Г. «Легкий» бизнес, или с какими проблемами сталкиваются предприниматели в регионах // Социологические исследования. -2017.- № 3.- С. 144-149.

18. Rupasingha A., Wang K. Access to capital and small business growth: evidence from CRA loans data // The Annals of Regional Science. - 2017. -Vol. 59, iss. 1. - P. 15-41.

19. Богоутдинов Б.Б., Баранников А.Л. Инвестиционная привлекательность и стратегия развития субъектов предпринимательства // Экономическая политика. - 2016. - Т. 11, № 6. - С. 60-81.

20. Bogachkova L.Y., Usacheva N.Y., Usachev A.A. Organization of Small and Medium-Sized Business Functioning in the Cluster model of Economic Development // Russia and the European Union. - Switzerland, Springer, 2017. - P. 375-382.

References

1. Stegnii V.N. Prognozirovanie modeli sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia strany, territorii [Forecasting the model of socioeconomic development of the country/territory]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2018, no. 1, pp. 8-22.

2. Ofitsial'nyi sait Upravleniia Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Sverdlovskoi oblasti [Official site of the Office of the Federal State Statistics Service for Sverdlovsk Region]. Available at: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/sverdl/ru/statistics/sverdlStat/enterprises/ (accessed 15 February 2019).

3. Natsional'nyi proekt "Maloe i srednee predprinimatel'stvo i podderzhka individual'noi predprinimatel'skoi initsiativy". [The National Project "Small and medium-sized businesses and support for the private business initiative"]. Ofitsial'nyi sait Federal'nogo portala malogo i srednego predprinimatel'stva, available at: http://smb.gov.ru/mediacenter/bisnessnews/18004.html (accessed 15 February 2019).

4. Silin Ia.P., Animitsa E.G., Novikova N.V. Ural'skii makroregion v epitsentre rossiiskikh industrial'nykh modernizatsii [Ural macroregion at the centre of Russian industrial modernizations]. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii, vol. 211, Moscow, VEO, 2018, pp. 525-547.

5. O strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Sverdlovskoi oblasti na 2016-2030 gody [On the strategy of sotio-economic development of the Sverdlovsk Region for 2016-2030]. The law of Sverdlovsk Region of Dec. 21, 2015 no. 151-OZ (accessed 15 February 2019).

6. Sohns F., Revilla Diez J. Explaining micro entrepreneurship in rural Vietnam -a multilevel analysis. Small Business Economics, 2018, no. 50, pp. 219-237.

7. Fritsch M., Wyrwich M. Regional knowledge, entrepreneurial culture, and innovative starts-ups over time and space - an empirical investigation. Small Business Economics, 2018, no. 51, pp. 337-353.

8. Dubrovskii V.Zh., Tokareva I.V. Problemy razvitiia malogo i srednego predprinimatel'stva v Sverdlovskoi oblasti [The problems of the development of small and medium-sized businesses in Sverdlovsk Region]. Ural - XXI Vek: Region operezhaiushchego razvitiia. Yekaterinburg, Ural State University of Economics, 2016, pp. 35-42.

9. Il'inykh I.A. Gosudarstvennye programmy podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v Sverdlovskoi oblasti [Government supported programs for small and medium-sized businesses in Sverdlovsk Region]. Ekonomika i sotsium, 2015, no. 1-3 (14), pp. 413-416.

10. Kokovikhin A.Iu., Ogorodnikova E.S., Uil'iams D., Plakhin A.E. Faktory institutsional'noi sredy v otsenke predprinimatelem investitsionnogo klimata munitsipal'nogo obrazovaniia [Institutional factors in the evaluation by the entrepreneur of municipality investment climate]. Ekonomika regiona, 2017, vol. 13, no. 1, pp. 80-92.

11. Romanov K.E. Analiz gosudarstvennoi podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v Sverdlovskoi oblasti [Analysis of state support of small and medium business in Sverdlovsk Region]. Put'nauki, 2015, no. 12 (22), pp. 40-42.

12. Filimonov D.A. Perspektiva razvitiia malogo i srednego predprinimatel'stva na territorii Sverdlovskoi oblasti v 2012 godu (analiz i prognoz) [The prospect of development of small and medium-sized businesses in Sverdlovsk Region in 2012 (analysis and forecast)]. Strategiia ustoichivogo razvitiia regionov Rossii, 2013, no. 14, pp. 47-54.

13. Vetrova E.A., Gylyeva A.A. Tendentsii razvitiia predprinimatel'skoi deiatel'nosti sredi molodezhi kak pokazatel' aktivnosti predprinimatel'stva v Rossii [Trends in development of entrepreneurship among young people as an indicator of entrepreneurship activity in Russia]. Materialy Ivanovskikh chtenii, 2017, no. 1-2 (11), pp. 31-37.

14. Glukhikh P.L., Voronina L.V., Ivanova A.V. Predprinimatel'skaia kul'tura molodezhi i faktory ee razvitiia: sotsiokul'turnyi podkhod [Youth entrepreneurial culture and factors of its development: A sociocultural approach]. Upravlenets, 2016, no. 3 (61), pp. 52-61.

15. Deriugin P.P., Shiliaeva A.S. Sotsiodinamika tsennostei molodezhi: ot predpriimchivosti k predprinimatel'stvu [Sociodynamics of young people: From enterprise to entrepreneurship]. Diskurs, 2016, no. 1, pp. 111-121.

16. Rossiiskii malyi biznes v tsifrakh. 2016 [Russian small business in numbers. 2016], available at: http://ibusiness.ru/blog/money/41934 (accessed 14 February 2019).

17. Ushkin S.G. "Legkii" biznes, ili s kakimi problemami stalkivaiutsia predprinimateli v regionakh ["Easy" business or what are the problems faced by business in the region?]. Sotsiologicheskie issledovaniia, 2017, no. 3, pp. 144-149.

18. Rupasingha A., Wang K. Access to capital and small business growth: Evidence from CRA loans data. The Annals of Regional Science, 2017, vol. 59, no. 1, pp. 15-41.

19. Bogoutdinov B.B., Barannikov A.L. Investitsionnaia privlekatel'nost' i strategiia razvitiia sub"ektov predprinimatel'stva [Investment appeal and development strategies of small businesse entitites]. Ekonomicheskaia politika, 2016, vol. 11, no. 6, pp. 60-81.

20. Bogachkova L.Y., Usacheva N.Y., Usachev A.A. Organization of small and medium-sized business functioning in the cluster model of economic development. Russia and the European Union, 2017, pp. 325-382.

Оригинальность 89 %

Получено 25.03.2019 Принято 22.04.2019 Опубликовано 04.10.2019

E.N. Zaborova, M.V. Kleymenov, A.M. Tikhomirova

SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP AS A DEVELOPMENT RESOURCE OF MODERN RUSSIAN ECONOMY

The development of the modern Russian economy is supported by re-industrialization providing a reliable material-and-technical base of society, its real sovereignty. Re-industrialization is characterized by the transition to automation, informatization, greening of industrial production, its high research intensity, high technologies. The concept of re-industrialization draws on many factors, the activity of entrepreneurs being one of most vital. On the basis of two regional sociological surveys of 2017 and 2018, conducted by the authors, social problems, social conditionality of entrepreneurial activity are considered. The positions of the "current" (existing) and "potential" (prospective entrepreneurial activity of young people) of small and medium-sized businesses in the Sverdlovsk region are compared. The article reveals the attitudes of the youth towards entrepreneurial activity. The article records a trend change in relation to entrepreneurship on behalf of the younger generation: today, the attitude towards it is positive. It reveals a great desire of young people to do business, the desired areas of such activities. The entrepreneurs and the young people in the region see more prospects in trade and services for doing business than in production (industry). This statement lets us conclude that the processes of regional re-industrialization will face certain problems in terms of industrial revival. Among the most acute problems are financial difficulties linked to the taxation system (high taxes, annual tax increases) and crediting (high interest rates, difficulties in obtaining loans), followed by economic difficulties (crisis in the economy, falling living standards). It is concluded that the region has a good base for the development of entrepreneurship; however, it is necessary to strengthen targeted information and organizational work to involve young people in business.

Keywords: re-industrialization, innovative economics, small and medium-sized entrepreneurship, youth, entrepreneurs.

Elena N. Zaborova - Doctor of Sociology, Professor, Head of the Department of Applied Sociology, Ural State University of Economics, e-mail: [email protected].

Mikhail V. Kleymenov - Candidate of Sociological Sciences, Senior Lecturer, Head of the Laboratory, Department of Applied Sociology, Ural State University of Economics, e-mail: [email protected].

Anna M. Tikhomirova - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Applied Sociology, Ural State University of Economics, e-mail: [email protected].

Received 25.03.2019 Accepted 22.04.2019 Published 04.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.