Научная статья на тему 'Этническая экономика как особый тип хозяйственной системы: быть или не быть в современном мире'

Этническая экономика как особый тип хозяйственной системы: быть или не быть в современном мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / ЭТНИЧНОСТЬ / ТРАДИЦИОННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТРАДИЦИИ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УКЛАД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бушенева Юлия Ивановна

В статье проанализированы понятие и особенности такого типа хозяйственной системы, как этническая экономика, которая представляет собой сегмент национальной экономики, основанный на феномене этничности и традиционных способах ведения хозяйства. В статье констатируется, что этническая экономика с позиции экономической рентабельности и уровня производительности труда сегодня значительно уступает индустриальным способам промышленного производства и ведения аграрного хозяйства. В силу данных факторов в развитии этноэкономических хозяйств возникло противоречие между возможностью получения экономических благ архаическим способом, малорентабельным, с сохранением народных традиций, верований, языка и культуры, и массовым производительным способом при условии унификации и стандартизации производственных процессов. Делается вывод, что в отношении этнической экономики чисто экономическое измерение не может быть приемлемым, поскольку важность сохранения этнических экономик обусловлена необходимостью сбережения этносов, культуры, традиций, а также обеспечения занятости и достойного образа жизни в сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC ECONOMY AS A SPECIAL TYPE OF ECONOMIC SYSTEM: TO BE OR NOT TO BE IN THE CONTEMPORARY WORLD

The article analyzes the concept and features of such type of economic system as ethnic economy which is a segment of the national economy based on ethnicity and traditional ways of doing business. The article says that ethnic economy in terms of economic profitability and the level of labor productivity today is much inferior to industrial production and agriculture. Because of these factors, the contradiction arises between the possibility of obtaining economic goods in an archaic, unprofitable way but with the preservation of national traditions, beliefs, language and culture and in a mass productive way, provided that production processes are standardized. It is concluded that with regard to the ethnic economy, a purely economic dimension cannot be acceptable, since the importance of preserving ethnic economies is determined by the need to preserve ethnic groups, culture, traditions, as well as employment and decent living in rural areas.

Текст научной работы на тему «Этническая экономика как особый тип хозяйственной системы: быть или не быть в современном мире»

раздел i. экономическая теория

УДК 330.342.001.36

DOI: 10.18384/2310-6646-2018-2-8-14

этническая экономика как особый тип хозяйственной системы: быть или НЕ БЫТЬ в СОвРЕМЕННОМ МиРЕ

Бушенева Ю.И.

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина 196605, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10, Российская Федерация

Аннотация. В статье проанализированы понятие и особенности такого типа хозяйственной системы, как этническая экономика, которая представляет собой сегмент национальной экономики, основанный на феномене этничности и традиционных способах ведения хозяйства. В статье констатируется, что этническая экономика с позиции экономической рентабельности и уровня производительности труда сегодня значительно уступает индустриальным способам промышленного производства и ведения аграрного хозяйства. В силу данных факторов в развитии этноэкономических хозяйств возникло противоречие между возможностью получения экономических благ архаическим способом, малорентабельным, с сохранением народных традиций, верований, языка и культуры, и массовым производительным способом при условии унификации и стандартизации производственных процессов. Делается вывод, что в отношении этнической экономики чисто экономическое измерение не может быть приемлемым, поскольку важность сохранения этнических экономик обусловлена необходимостью сбережения этносов, культуры, традиций, а также обеспечения занятости и достойного образа жизни в сельской местности.

Ключевые слова: этническая экономика, этничность, традиционная экономическая система, традиции, хозяйственный уклад.

ETHNic economy äs A sPEdAL TYPE oF economic system:

to be or not to be in the contemporary world

J. Busheneva

Leningrad State University named after AS. Pushkin

10, Petersburg highway, Pushkin, St. Petersburg, 196605, Russian Federation

© CC BY Бушенева Ю.И., 2018.

w

Abstract. The article analyzes the concept and features of such type of economic system as ethnic economy which is a segment of the national economy based on ethnicity and traditional ways of doing business. The article says that ethnic economy in terms of economic profitability and the level of labor productivity today is much inferior to industrial production and agriculture. Because of these factors, the contradiction arises between the possibility of obtaining economic goods in an archaic, unprofitable way but with the preservation of national traditions, beliefs, language and culture and in a mass productive way, provided that production processes are standardized. It is concluded that with regard to the ethnic economy, a purely economic dimension cannot be acceptable, since the importance of preserving ethnic economies is determined by the need to preserve ethnic groups, culture, traditions, as well as employment and decent living in rural areas.

Key words: ethnic economy, ethnicity, traditional economic system, traditions, economic structure.

В современных условиях вопросы функционирования национальных, этнических хозяйственных механизмов отходят на второй план в силу нацеленности экономического развития на интенсивный экономический рост и научно-технический производственный прогресс. Как правило, эти процессы имеют универсальный характер, который не зависит от особенностей традиционного хозяйствования, свойственного определённой этнической общности или национальной культуре. Стремление к унификации, однотипному, однонаправленному экономическому развитию, которое обладает свойством большей экономической эффективности, закрывает возможности для формирования более специфичных и уникальных этнических экономик. Отсутствие развития этнических хозяйственных механизмов приводит к тому, что отдельные этносы теряют возможности заниматься теми способами ведения хозяйства, которыми занимались их предки на протяжении столетий.

Тем не менее, несмотря на указанные процессы, этническая экономика является особым типом ведения экономического хозяйства, который «выражает комплекс существенных свойств, описывающих некоторое единство элементов и связей между ними» [9, с. 407]. Это единство свойств ведения экономического хозяйства даёт возможность охарактеризовать трансформацию редких благ в форму, которая пригодна для удовлетворения потребностей, или производственные отношения между людьми в масштабах экономики как единого целого

Любая экономическая система даёт собственные ответы на основные экономические вопросы: «что именно производить?», «как именно производить?», «для кого именно производить?». Этнический тип хозяйственной системы представляет собой единство процессов производства, распределения и потребления экономических благ, обладающее двумя существенными свойствами:

1) основано на феномене этничности - принимаемом членами этнической группы положения об общности территориально-исторического генезиса, единой языковой принадлежности, общности особенностей материалистической, духовной и культурной сфер, представлений об отчизне, ощущении уникальности группы [3, с. 23, 24];

[5, с. 15].

2) базируется на сложившемся в течение длительного периода времени (столетий, тысячелетий) способе ведения хозяйства.

По оценке И. Лайта [10], экономику можно назвать этнической в том случае, если в процессе хозяйственной деятельности принимают участие представители одной этнической группы. В рамках этнической экономики люди получают возможность объединиться на основе общей этничности и создать совместное хозяйство. Кроме того, с позиции И. Лайта предполагается, что участники хозяйственной системы испытывают друг к другу доверие только потому, что принадлежат к единой этнической группе. Такое доверие даёт возможность сформировать "этнические" экономические сети, что приводит к сокращению возможных трансакционных издержек, связанных с недоверием (например, ненужной становится роль посредников как гарантов экономического взаимодействия). Таким образом, делается вывод, что национальная принадлежность людей позволяет сформировать особую систему хозяйственной деятельности [2, с. 75, 76].

Важным становится вопрос о том, каким образом этническая принадлежность оказывает влияние на собственно экономическое поведение людей. Поскольку этнос формировался столетиями и тысячелетиями, в этот же период развивались и экономические способы ведения хозяйственной деятельности этнической группы.

Этническая экономика опирается на традиционную хозяйственную деятельность доиндустриального этапа, которая состоит в присвоении готовых продуктов природы, земледелии, скотоводстве и развитии ремёсел без глубокой трансформации человеком вещества природы. Ответы на ключевые вопросы в рамках функционирования экономической системы основаны на традициях: именно на них базируются решения людей по поводу того, что, как и для кого производить. Этноэкономика - это прежде всего «сегмент экономики национальной, который представлен архаическими традиционными хозяйственными укладами» [1, с. 11].

Такой способ ведения хозяйственной деятельности не даёт возможности произвести большие излишки экономических благ, но обеспечивает ими людей, участвующих в их производстве, и позволяет в незначительных объёмах осуществлять обмен в натуральной или денежной форме на иные экономические блага. На индустриальной, постиндустриальной же фазе развития экономического хозяйства промышленное производство мяса, яиц и мяса птиц, рыбы даёт значительный эффект и позволяет небольшой доле населения стран обеспечивать продовольствием всё население [4, с. 8].

В рамках этнической экономики можно выделить два её основных вида: 1) экономику малых народов, специфику их строя хозяйства, менталитета, быта, особенности поведения в хозяйственной деятельности; 2) хозяйственную деятельность мигрантов как этнической группы, которая ведёт свою хозяйственную деятельность в преобладающем окружении другой этнической общности [7, с. 12-14]. Несмотря на значимость темы этноэкономики мигрантов, этот вопрос в силу ограниченности объёма не стал предметом рассмотрения в рамках статьи.

В рамках этнической экономики возможна реализация следующих трёх направлений хозяйственной деятельности [6, с. 708]: 1) этнопроизводства (ремёсла, производство продуктов питания, сувениров, одежды, обуви, домашней утвари, других товаров); 2) этнотуризма (этнографический, антропологический, аборигенный, ностальгический, джайлоо-туризм); 3) этнокультуры (музеи, народные ансамбли, театры, декоративно-прикладное искусство).

Эти и другие формы реализации этнической экономики находят своё выражение в разных регионах нашей страны. Россия представляет собой мультиэт-ническое общество, где в большинстве регионов при наличии общенационального русского этноса и титульной нации существуют также малые народности, имеющие специфические хозяйственные уклады.

В частности, примером этнической экономики является северное оленеводство коренных малочисленных народов Севера России (саамов, ненцев, долга-нов, нганасанов, энцев, эвенов, юкагиров, чукчей, эвенков, коми, якутов и др.) [4, с. 7]. В оленеводстве в почти неизменном виде были сохранены созданные на протяжении многих веков технология и организация производства при наличии кочевого образа жизни. Такое этнохозяйство способствовало сбережению самых существенных свойств этнической принадлежности (традиций, языка, верований, обычаев) и конкретной самоидентификации представителей этнической группы.

Кроме оленеводства, коренные народы севера занимались пушным, рыбным, зверобойным морским промыслами и сбором трав и ягод, охотой на зверей и птиц. Но в настоящее время под влиянием прогресса и экономических условий в пушном, рыбном и зверобойном, морском промыслах были произведены существенные изменения (шкурки диких зверей не пользуются высоким спросом, добыча морских млекопитающих имеет серьёзные ограничения из-за оскудения ресурсов, рыбный промысел экономически гораздо более эффективен при использовании современных судов и средств промысла).

Аналогичную картину можно наблюдать и в другом регионе России - Горном Алтае. Основа этноэкономики алтайцев к началу XXI в. серьёзно не трансформировалась: остались те же земледелие, скотоводство и охота. Часть алтайцев-сельчан занята также таёжными промыслами - сбором кедрового ореха, сбором рогов оленей-маралов и охотой на пушного зверя на продажу [8, с. 78, 79]. Но существенно трансформировались способы хозяйствования - развилось содержание скота в стойле, что связано с трансформацией образа жизни от кочевого к оседлому; широким образом стали применяться автомобили и сельскохозяйственная техника. Сложности развития этноэкономики на Алтае связаны с нехваткой земель сельскохозяйственного назначения, сложностью и низкой ценой сбыта, например, рогов марала, истощением природных ресурсов.

В то же время, например, в ходе обследования этноэкономики Башкортостана [1, с. 11] обнаружено, что многие традиционные виды хозяйственной деятельности башкир возрождаются. Среди них: коневодство и кумысоделие, изготовление валенок, пуховязание, ткачество, лоскутное творчество, изготовление подарочных традиционных швейных изделий, производство уникальных

этнических продуктов (курут, катык, талкан, казы и др.), обработка мрамора, изготовление изделий из конского волоса, обработка берёсты и древесины, пчеловодство и т. д. Население региона при небольшой поддержке государства пытается адаптировать традиционные промыслы к реалиям рыночной экономики, находит новые ниши в экономической системе.

Но в целом всё же следует отметить слабую конкурентоспособность видов традиционного промысла и этнической экономической деятельности, что определено значительными затратами на приобретение ресурсов, отсутствием возможности обновлять основные фонды этнических предприятий в результате незначительных объёмов производства, финансовой невозможностью приобретения новых технологий переработки биологического сырья [6, с. 707]. Следствием непростого положения экономических субъектов, которые основывают свою деятельность на традиционном производстве, выступает осложнение вопросов социального характера (низкий уровень жизни людей, безработица в сельской местности).

Изложенные в статье материалы позволяют констатировать, что в отношении этноэкономики сложилась противоречивая и непростая ситуация. С одной стороны, в рамках решения проблемы сбережения коренных малочисленных народов необходимо сохранение этнических отраслей, технологий, образа жизни занятого в ней населения. Этноэкономика позволяет решать проблемы занятости и бедности сельского населения, которая существенно обострилась в условиях банкротства и сокращения многих сельскохозяйственных организаций, развала социальной инфраструктуры села. Бедность в сельской местности препятствует стабильному обеспечению продовольственной безопасности, выступает одной из основных причин деградации села, ухудшения здоровья населения [1, с. 10].

С другой стороны, в условиях рыночной среды традиционные этнические экономики без внешней помощи не могут обеспечить приемлемый уровень денежных доходов для работников и их семей.

На данный момент ясно то, что этнохозяйства необходимо сохранять и способствовать их развитию не только за счёт государственной поддержки, но и за счёт использования внутренних резервов этноэкономики. В этой связи актуальными становятся вопросы адаптации этнических традиционных экономик к реалиям рыночной экономики, в частности, за счёт развития этнотуриз-ма. Интересный опыт в этом отношении есть в Бурятии. Туристский маршрут "Легенды Бурятии" был включён в число восьми российских проектов, которые были отобраны Министерством культуры России для дальнейшего развития. Последующее туристическое развитие региона возможно за счёт использования этнокультурного хозяйственного потенциала малых народов региона (сойоты, эвенки и др.). В рамках данного направления возможно создание бренда, который связан с кулинарными национальными традициями (омуль, бурятская баранина и т. д.), возможна организация бизнеса с этническими особенностями, к примеру, биатлон на конях (скачки на лошадях со стрельбой из лука), охота в степи и др.

Важно осуществлять формирование институтов этноэкономики и этнопред-принимательства на новой качественной основе. Для реальной помощи представителям этнических групп нужно создавать сеть информационных и консультационных услуг для желающих развивать самозанятость и малый бизнес на селе, создавать курсы для обучения базовым основам этнического предпринимательства, производства уникальных этнических продуктов, расширять линейку кредитно-финансовых инструментов для предприятий и предпринимателей, которые создают рабочие места на этнопредприятиях в сельской местности. Для сохранения этнических экономик большое значение имеет развитие культурных общественных объединений по общим проблемам и по интересам этнических групп.

Таким образом, для современной России этническая экономика - это не анахронизм, а реальная перспектива создания рабочих мест на селе, повышения доходов представителей малых этнических групп, сохранения культурной самобытности народов.

1. Ахметов В.Я., Бердникова Г.И., Барлыбаев А.А., Рахматулин И.М. Этноэкономика и её роль в повышении занятости сельского населения // Аграрная наука. 2012. № 2. С. 10-11.

2. Бредникова О., Паченков О. Этничность "этнической экономики" и социальные сети мигрантов // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 2. С. 74-81.

3. Исрайилов Ч. Этничность: обзор современных теоретических подходов // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2017. № 2 (15). С. 22-26.

4. Лашов Б.В. Экономика северного оленеводства в контексте этнической политики // Вестник Ленинградского государственного экономического университета им. А.С. Пушкина. 2014. Т. 6. № 4. С. 7-16.

5. Миропольский Д.Ю., Максимцев И.А., Тарасевич Л.С. Основы теоретической экономики. СПб: Питер, 2014. 512 с.

6. Перова Е.Ю. Этническая экономика как направление повышения эффективности использования социальных ресурсов региона // Известия Байкальского государственного университета. 2016. Т. 26. № 5. С. 705-712.

7. Тагиров Р.Ю. Этнический фактор в экономике региона: по материалам Ивановской области: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Владимир, 2010. 23 с.

8. Тюхтенева С.П. Скотоводство у алтайцев в начале XXI века // Полевые исследования. 2016. Т. 3. № 3. С. 65-81.

9. Федин С.В. Экономическая модель как тип системы, как исследовательская конструкция и как образ // Фундаментальные исследования. 2017. № 4-2. С. 406-410.

10. Light I., Karageorgis S. The Ethnic Economy // The Handbook of Economic Sociology / (eds.). N. Smelser, R. Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 1994. 236 p.

1. Akhmetov V.Ya., Berdnikova G.I., Barlybaev A.A., Rakhmatulin I.M. [Ethnic Economy and

Its Role in Increasing Rural Employment]. In: Agrarnaya nauka [Agricultural Science], 2012, no. 2, pp. 10-11.

2. Brednikova O., Pachenkov O. [Ethnicity of "Ethnic Economy" and Social Networks of Migrants]. In: Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economic Sociology], 2002, vol. 3, no. 2, pp. 74-81.

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

3. Israiilov Ch. [Ethnicity: a Review of Modern Theoretical Approaches], In: Aktual'nye problemy sovremennosti: nauka i obshchestvo [Current Problems: Science and Society], 2017, no. 2 (15), pp. 22-26.

4. Lashov B.V. [The Economy of Reindeer Rearing in the Context of Ethnic Policy]. In: Vestnik

Leningradskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta im. A.S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State Economic University named after A.S. Pushkin], 2014, vol. 6, no. 4, pp. 7-16.

5. Miropol'sky D.Yu., Maksimtsev I.A., Tarasevich L.S. Osnovy teoreticheskoi ekonomiki [Foundations of Theoretical Economics]. St. Petersburg, Piter Publ., 2014. 512 p.

6. Perova E.Yu. [Ethnic Economy as a Trend in Increasing the Efficiency of Region's Social

Resources Use]. In: Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Baikal State University], 2016, vol. 26, no. 5, pp. 705-712.

7. Tagirov R.Yu. Etnicheskii faktor v ekonomike regiona: po materialam Ivanovskoi oblasti: avtoref.

dis. ... kand. ekon. nauk [Ethnic Factor in the Region's Economy: Based on the Ivanovo Region: Abstract of PhD Thesis in Economics]. Vladimir, 2010. 23 p.

8. Tyukhteneva S.P. [Cattle in Altai in the Early 21st Century]. In: Polevye issledovaniya [Field

Studies], 2016, vol. 3, no. 3, pp. 65-81.

9. Fedin S.V. [Economic Model as a Type System, Research Design and Image]. In: Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental Research], 2017, no. 4-2, pp. 406-410.

10. Light I., Karageorgis S. The Ethnic Economy. In: Smelser K., Swedberg R., eds. The Handbook of Economic Sociology, Princeton: Princeton University Press, 1994. 236 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Бушенева Юлия Ивановна - кандидат политических наук, доцент кафедры экономики и управления Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Julia I. Busheneva - PhD in Political Science, associate professor at the Department of Economics and Management, Leningrad State University named after A.S. Pushkin; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Бушенева Ю.И. Этническая экономика как особый тип хозяйственной системы: быть или не быть в современном мире // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 2. С. 8-14 DOI: 10.18384/2310-6646-2018-2-8-14

FOR CITATION

Busheneva J.I. Ethnic Economy as a Special Type of Economic System: to Be or not to Be in the Contemporary World. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2018, no. 2, рр. 8-14 DOI: 10.18384/2310-6646-2018-2-8-14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.