Научная статья на тему 'Этническая экономика как направление повышения эффективности использования социальных ресурсов региона'

Этническая экономика как направление повышения эффективности использования социальных ресурсов региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
833
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭТНОЭКОНОМИКА / ЭТНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ЭТНОТУРИЗМ / ЭТНОКУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL RESOURCES / REGION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / ETHNOECONOMICS / ETHNIC RESOURCES / ETHNO-TOURISM / ETHNIC CULTURE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Перова Елена Юрьевна

Проблема повышения эффективности социально-экономического развития региона посредством более полного использования социальных ресурсов актуальна в настоящее время для всех регионов России. В статье рассматривается вклад этносов в развитие регионов за счет трудовой миграции, трансфера интеллектуального потенциала этноса, социокультурного обмена. Показывается, что этноэкономика аккумулирует собственные (внутренние) и привлеченные (внешние) этнические ресурсы в процессах социально-экономического развития, а также формирует вклад в валовой региональный продукт за счет экспорта этнических ресурсов в другие регионы. Раскрываются направления использования потенциала этноэкономики в социально-экономическом развитии региона, показывается, что основную роль в консолидации этнических ресурсов и их превращения в действующие активы экономики играет этноориентированное образование в сфере экономики и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Перова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic economy as a way to boost effective use of regional social resources

The issue of improving the efficiency of the regional social and economic development through full use of social resources is relevant today for all regions of Russia. This article considers contribution of ethnic groups to the development of Russian regions by means of labor migration, transfer of the ethnical intellectual potential, and social and cultural exchange. It is shown that in the processes of the ethnic socio-economic development ethnoeconomics accumulates its own domestic and external resources and contributes to the gross regional product through the export of ethnic resources to other regions. The current research provides insight into use of the ethno-economic potential in the regional social and economic development and highlights the role played by ethnically oriented education in consolidation of ethnical resources and their subsequent transformation into the current assets of the economy.

Текст научной работы на тему «Этническая экономика как направление повышения эффективности использования социальных ресурсов региона»

УДК 332.13

DOI 10.17150/2500-2759.2016.26(5).705-712

ЭТНИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА

Е. Ю. Перова

Восточно-Сибирский государственный институт культуры, г. Улан-Удэ, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 14 сентября 2016 г.

Дата принятия к печати 1 октября 2016 г.

Дата онлайн-размещения 31 октября 2016 г.

Ключевые слова

Социальные ресурсы; регион; социально-экономическое развитие; этноэкономика; этнические ресурсы; этнотуризм; этнокультура; образование

Аннотация

Проблема повышения эффективности социально-экономического развития региона посредством более полного использования социальных ресурсов актуальна в настоящее время для всех регионов России. В статье рассматривается вклад этносов в развитие регионов за счет трудовой миграции, трансфера интеллектуального потенциала этноса, социокультурного обмена. Показывается, что этноэкономика аккумулирует собственные (внутренние) и привлеченные (внешние) этнические ресурсы в процессах социально-экономического развития, а также формирует вклад в валовой региональный продукт за счет экспорта этнических ресурсов в другие регионы. Раскрываются направления использования потенциала этноэкономи-ки в социально-экономическом развитии региона, показывается, что основную роль в консолидации этнических ресурсов и их превращения в действующие активы экономики играет этноориентированное образование в сфере экономики и культуры.

ETHNIC ECONOMY AS A WAY TO BOOST EFFECTIVE USE OF REGIONAL SOCIAL RESOURCES

Elena Yu. Perova

East-Siberian State Institute of Culture, Ulan-Ude, Russian Federation

Article info

Received

September 14, 2016

Accepted October 1, 2016

Available online October 31 2016

Keywords

Social resources; region; socio-economic development; ethnoeconomics; ethnic resources; ethno-tourism; ethnic culture; education

Abstract

The issue of improving the efficiency of the regional social and economic development through full use of social resources is relevant today for all regions of Russia. This article considers contribution of ethnic groups to the development of Russian regions by means of labor migration, transfer of the ethnical intellectual potential, and social and cultural exchange. It is shown that in the processes of the ethnic socio-economic development ethnoeconomics accumulates its own domestic and external resources and contributes to the gross regional product through the export of ethnic resources to other regions. The current research provides insight into use of the ethno-economic potential in the regional social and economic development and highlights the role played by ethnically oriented education in consolidation of ethnical resources and their subsequent transformation into the current assets of the economy.

Современные проблемы социально-экономического развития регионов, в том числе и экономический кризис, затронувший крупный и средний бизнес в большинстве секторов экономики, а также процессы урбанизации и нарастающая дифференциация развития муниципальных образований, обострение проблем занятости населения сельских территорий, приводящих к «вымыванию» населения, и другие деструктивные

© Е. Ю. Перова, 2016

процессы, требуют диверсификации структуры экономики, изыскания и задействования резервов экономического и социального роста. Регионы ищут пути решения в развитии традиционных видов бизнеса и диверсификации деятельности, максимально задействуя имеющийся потенциал.

Экономические ресурсы — природно-сырьевые, производственные, финансовые, трудовые и другие изначально являются ос-

п ч

01 И 5<

а

л г

п *

о

о

о

а

и ^

о

H

H ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п s

H

ф

H

Л

M

о ^

Л

Л M

z

ie

(Л p

7

о

№ 7

M

новой социально-экономического развития региона. Их потенциал, особенно исчерпываемых природно-сырьевых ресурсов, в настоящее время практически израсходован, а для повышения эффективности использования требуются большие инвестиции в инновации. Конкурентоспособны те регионы, которые могут найти новые направления применения экономических ресурсов или на качественно более высоком уровне задействовать традиционные ресурсы.

Темпы инновационного развития свидетельствуют о том, что все большую роль играют интеллектуальные ресурсы общества — творческая активность, этнический потенциал, культура, т. е. относящиеся именно к социальным ресурсам. Одним из основных направлений социально-экономического развития может стать их более эффективное использования[1; 2].

Социальные ресурсы достаточно давно рассматриваются в качестве основы развития. Под социальными ресурсами В. А. Рубан понимает возможности использования потенциала каждого индивидуума в развитии всего общества [3]. А. Н. Багаев к таким ресурсам относит региональные бренды, формирование которых основано на выявлении определенной этнической, экологической, культурной идеи, превращающейся в инвестиционный проект [4]. Этнокультурная и конфессионально-религиозная идеи также являются значимыми социальными ресурсами регионального развития.

Социальные ресурсы можно рассматривать через призму трудового, интеллектуального, предпринимательского, инновационного и других составляющих потенциала роста. С точки зрения организации и структурирования социальные ресурсы делятся по принципу задействования в экономике, уровню образования, виду выполняемого труда, демографическому принципу, а также по другим принципам сегментации.

В последнее время все более активную позицию в геополитических процессах занимает национально-религиозный фактор. Усиление чувства национальной принадлежности и религиозной самоидентификации привело к ряду отрицательных последствий, связанных с неконтролируемой миграцией, навязыванием другим нациям своих убеждений, потере толерантности и иным конфликтам. Однако эти процессы имеют и положительные тенденции. Основной из них является формирование национальных или субнациональных этносов (на примере Европы).

Объект настоящего исследования — этнические ресурсы, которые носят не только экономический характер, проявляясь в традиционном хозяйствовании коренных национальностей и народностей на территории региона, но и имеют ярко выраженную принадлежность к социальным ресурсам, отражая специфические свойства и способности данных народностей. Именно более эффективное использование этнических ресурсов является резервом для экономического и социального роста в регионе.

Республика Бурятия относится к регионам со сформировавшейся мультиэтносной культурой, на территории которой проживают представители 104 национальностей. При этом русские составляют 66,1 % от общего населения республики, буряты — 30 %, украинцы — 0,6 %, другие национальности — 3,3 %. На территории Республики проживают и представители коренных малочисленных народов: эвенки — 0,3 %, сойоты — 0,4 %1.

Этнос, как социальная и экономическая категория, отражает сложную систему взаимосвязей, сплачивающих население в устойчивые совокупности людей по объективным (национальность, язык, территория проживания, религия и др.) или субъективным (менталитет, культура, предпринимательская и инновационная активность, работоспособность и др.) признакам2.

Основные концепции формирования этноса в какой-то мере отражают как социальные, так и экономические аспекты:

- примордиализм предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, основанной на его месте в природно-общественной среде;

- инструментализм подразумевает, что этничность и этнос — это инструменты, сформированные путем естественного отбора в процессе развития цивилизации, с помощью которых люди добиваются тех или иных целей, зачастую решаемых в межэтнических конфликтах за экономические и социальные права;

- конструктивизм предполагает, что этнос — это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей.

С позиции социально-экономического развития регионов наибольший интерес представляет понятие этнической экономики. В какой-то мере категория «экономика»

1 Органы государственной власти республики Бурятия : офиц. сайт. URL: http://egov-buryatia.ru/index. php?id=321.

2 Этнос. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/этнос.

основана на реализации материальных и духовных запросов этноса за счет производства определенных благ, так как смысловое значение термина «экономика» включает комбинацию древнегреческих слов «управление семейным хозяйством»3.

Этническая экономика с позиции теоретических исследований изначально базировалась на изучении процессов миграции и основана на том, что мигранты, которые в принимающей стране являются меньшинством, попадают в особую ситуацию, однако имеют «этнические» ресурсы для самоопределения в экономической жизни общества (И. Лайт [5], Р. Уолдингер [6], В. Радаев [7], В. Воронков [8]).

О. Бредникова и О. Паченков указывают, что в этническую экономику «...вовлечены индивиды, субъективно осмысленно ориентирующиеся в своем экономическом поведении на собственную субъективно понимаемую этничность и этничность тех, с кем они взаимодействуют» [9, с. 76].

Академик Российской академии наук В. А. Тишков считает, что этнокультура «... может благоприятствовать экономической активности населения или сдерживать ее, облегчать или осложнять участие в модер-низационных процессах» [10]. При этом он подчеркивает большую значимость социокультурных факторов в развитии предпринимательства, не отрицая важности и этнического фактора, прежде всего в нише теневой экономики.

В. Ю. Тагиров рассматривает этническое предпринимательство через призму представительства некоренных национальностей в производстве определенной региональной продукции [11] и выделяет два аспекта этно-экономики:

- специфика хозяйствования малых народов, особенности их экономического строя, быта и менталитета, своеобразие хозяйственного поведения;

- экономическая деятельность мигрантов.

Этническое предпринимательство, по

мнению Р. Ю. Тагирова, выступая в качестве мелкотоварного производства, рассматривается в связи с семейно-клановыми экономическими неформальными сетями, в результате возникает особая форма экономического поведения людей [11]. Разрабатывая данный подход, можно отметить также вклад этносов в развитие не только своего, но и других регионов за счет трудовой миграции,

3 Экономика. URL: http://utmagazine.ru/posts/ 8733-ропуа^е-екопотнкк

трансфера интеллектуального потенциала этноса и социокультурного обмена [12].

На территории республики Бурятия проживают малые народы России, включенные в Единый перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — эвенки и сойоты. Сойоты проживают в Окинском районе, эвенки — в Баунтовском (эвенкийском) районе Бурятии. В настоящее время условия их жизни усложнились в связи с неприспособленностью традиционных укладов жизнедеятельности к современным экономическим процессам. Слабая конкурентоспособность традиционных видов промысла и хозяйственной деятельности обусловлена высокими затратами на ресурсы, отсутствием возможности обновления основных фондов предприятий из-за небольших объемов производства, невозможности приобретения инновационных технологий переработки биологических ресурсов и сырья. Следствием кризисного положения хозяйствующих субъектов, основанных на традиционных видах производства, является осложнение социальных вопросов. Средний уровень жизни малочисленных народов Бурятии значительно ниже, чем у граждан, ведущих кочевой образ жизни или проживающих в сельской местности, а уровень безработицы в 1,5-2 раза превышает средний показатель по России[13].

Россия и ее регионы в основном представляют собой мультиэтносную среду, где в большинстве национальных республик и областей, при наличии титульной нации и ее этноса, существуют также этносы малых народностей и общенациональный русский этнос, которые необходимо консолидировать в едином пространстве.

Таким образом, этническая экономика — это часть региональной экономики, аккумулирующая в регионе собственные (внутренние) и привлеченные (внешние) этнические ресурсы в процессах социально-экономического развития, а также формирующая вклад в валовой региональный продукт за счет экспорта этнических ресурсов в другие регионы (рис. 1).

Использование потенциала этноэкономи-ки в социально-экономическом развитии региона может идти по четырем направлениям.

Первое направление охватывает традиционные сектора приложения возможностей этноса с использованием инновационных технологий и широкой диверсификации форм, механизмов и инструментов их применения (рис. 2).

п ч

01

ш

5<

а

л г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п 5

ч

ф

ч

Н 2

О ^

Н

Н 2

ю

Н р

7 О

№ 7

2

Трудовая миграция Трансфер интеллектуального потенциала этноса Трансфер социокультурного потенциала этноса

Формы движения ресурсов

о

Экспорт Импорт

Процессы движения ресурсов

ÜL

Внутренние этнические ресурсы Внешние этнические ресурсы

Этнические ресурсы

Рис. 1. Процессы функционирования этнической экономики

Система этноэкономики региона

Этнотуризм

— Этнографический

Антропологический (исторический)

Аборигенный (туземный)

Генеалогический (ностальгический)

Луговой (джайлоо-туризм)

Этнокультура

— Музеи

Народные ансамбли

Театры

Скульптура и живопись

Другие формы

Этнопроизводство

Продукты питания

Сувениры

Одежда, обувь

Домашняя утварь

Другие товары

Рис. 2. Основные элементы этноэкономики региона

Для Республики Бурятия очевиден высокий потенциал во всех секторах этнического туризма, к которым в современных исследованиях относят этнографический, антропологический, аборигенный, ностальгический и «луговой» туризм [14]. Ярким примером эффективного использования потенциала этнотуризма является Монголия, где в последние годы резко возрос вклад туристической отрасли в валовой внутренний продукт. Туристский маршрут «Легенды Бурятии», включающий поездку в Иволгинский дацан, Ацагатскую долину и на побережье озера Байкал, вошел в число 8-ми российских проектов, отобранных Министерством культуры России для дальнейшей разработки. Бурятия имеет большие возможности практически во всех направлениях этнического туризма, например, создание этно-познавательного маршрута «Люди у Байкала — сплав поколений», который включает следующие темы: древние поселения — гунны; Чингисхан; Ермак (казаки); буддизм (дацаны, святые места); старообрядцы; декабристы; золотопромышленники и т. д.

Повышение эффективности использования сформированного в регионе этнокуль-

турного экономического потенциала малых народностей (эвенки, сойоты и др.), религий (буддизм и др.) и групп населения (семей-ские, казаки и др.) также является ключевой задачей данного направления (кстати, культурное пространство и устные традиции старообрядцев Забайкалья включены в список всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО).

Особенности культур многонациональной Бурятии отражаются в музыкальных и художественных фестивалях, фольклорных представлениях, изделиях художественного творчества, музейных экспозициях и могут стать таким же туристическим ресурсом, как и природные объекты Байкальского региона.

Очевидна также необходимость развития этноориентированной производственной деятельности, многие продукты которой являются уникальными и способны сформировать потенциально высокий спрос на них как внутри региона, так и вне его. Традиционные народные промыслы в Бурятии охватывают сельское хозяйство (выращивание оленины, добычу и переработку рыбы, пушнины, «даров леса» и т. д.), производство сувениров, предметов домашней утвари, одежды и

обуви с национальным колоритом, а также других видов продукции и услуг.

Следует отметить, что эффективное развитие традиционных секторов приложения возможностей этноса позволяет решить проблему формирования эколого-ориенти-рованной экономики с учетом достаточно жесткой регламентации хозяйственной деятельности в центральной экологической зоне озера Байкал, к которой относится достаточно большая территория республики. Так, распоряжение Правительства РФ «Об утверждении границ водоохранной и ры-боохранной зон озера Байкал» от 5 марта 2015 г. № 368-р влияет на экономическую деятельность населения и бизнес в прибрежной зоне Байкала, создавая тенденцию «выживания» населения из традиционных мест проживания и способствуя развитию экологической зоны на Байкале без присутствия коренного населения. Для решения этой проблемы и обеспечения баланса экологических и социально-экономических интересов в развитии территории региона необходимо разрабатывать и внедрять инновационные технологии и продукты этнической экономики с использованием его научно-образовательного потенциала.

Второе направление заключается в формировании программно-проектного подхода к использованию потенциала этноэкономики. Оно включает событийный (проектный) туризм, а также культурные мероприятия, которые в последние годы активно реализуются в республике и пользуются популярностью: проект «Сказочный Сагаалган в Бурятии», «Широкая Масленица», ежегодный летний праздник «Сурхарбан», Международный всебурятский фестиваль «Алтаргана», Международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников», Республиканский фестиваль «Ночь Ёхора». В числе крупных выставочных проектов музеев Бурятии следует отметить: «Гунны. Тайны исчезнувшей империи», «Атлас тибетской медицины — уникальное сокровище Бурятии», «Старообрядцы в Бурятии», «350 лет вместе с Россией», «Сокровища буддийского искусства. Новые грани», «Чайный путь. Гостеприимная Бурятия», а также персональные выставки Д. Намдакова, З. Доржиева, Ж. Раднаева и др. Усиление работы в данном направлении может принести дополнительные доходы экономике региона.

Третьим направлением является объединение возможностей этноэкономики с традиционными секторами экономики, например, использование бренда озера Байкал, создание бренда, связанного с национальными ку-

линарными традициями (бурятская баранина, омуль и т. д.); организация бизнеса с национальным колоритом, например, конный биатлон (скачки со стрельбой из лука), степная охота и др.

Основную роль в консолидации этнических ресурсов и превращения их в действующие активы эколого-ориентированной экономики является этноориентированное образование в сфере экономики и культуры. Образование должно отражать все передовые тенденции развития производства и общества, прогнозируя и опережая их [15]. Продвижение от идеи этноориентированного продукта или услуги к его разработке и внедрению, и далее производству и использованию подразумевает наличие определенных знаний. Тенденции этноориентированных инноваций не могут быть проигнорированы и являются основным направлением развития как общества, так и образования в области экономики и культуры в ближайшее время. Основными задачами образования в данном случае станут:

- определение направления изменений в развитии этнической экономики;

- прогнозирование развития этноориен-тированных видов деятельности;

- внедрение методических разработок в процесс обучения для приобретения студентами теоретических знаний и практических навыков по использованию инновационных продуктов и технологий в этноэкономике.

Важным условием развития рынка образовательных услуг является постепенный переход к формированию экономических, этнических и социальных компетенций личности, направленных на эффективное ее участие в инновационных преобразованиях общества. Экономика навыков и знаний, характерная для предыдущих этапов, сменилась экономикой компетенций, обуславливающих творческую роль личности. Образование должно обеспечивать экономические компетенции личности, в качестве возможности творческого развития в рамках производства и распределения общественных благ, а также этнических и социальных компетенций личности в рамках осознания роли индивидуума в развитии социальной системы семьи и общества.

Увеличение темпов научно-технического прогресса в настоящее время ставит задачу быстрого воспроизводства и копирования инноваций в этноэкономике. Если раньше данная проблема решалась через цепочку фундаментальных и отраслевых научно-исследовательских институтов в области культуры

п ч

01

ш

5<

а

л г

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п 5

ч

ф

ч

Н 2

о ^

Н

Н 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю

Н р

7 О

№ 7

М

и этнографии, то теперь эти связи оказались разорванными, а некоторые учреждения, составляющие ее, утрачены совсем. Как следствие, замедлились темпы инновационного развития в большинстве отраслей этно-экономики, особенно в регионах со слабо развитой научной инфраструктурой.

Освободившееся место в большинстве регионов заняли высшие учебные заведения. Через создание учебно-научно-производственных центров и малых инновационных предприятий в сфере культуры и этнографии осуществляется связь обучения специалистов в области этноэкономики, разработки и внедрения инноваций, переподготовки персонала.

Именно образование способно решить вопросы формирования культуры личности, этнической толерантности, обеспечения межэтнического согласия, поликультурности и поликонфессиональности, проблемы сохранения и использования культурного наследия, языка и национальных традиций региона, сохранения народного искусства и фольклора, праздников и обрядов, становления менталитета и системы духовных ценностей населения региона.

Одной из качественных характеристик Восточно-Сибирского государственного института культуры является многоплановая научно-исследовательская и творческая деятельность. В вузе успешно реализуются такие приоритетные научные направления, как «Культурное пространство Восточной Сибири: становление, современное состояние и тенденции развития»; «Традиционная культура народов Восточной Сибири»; «История и культура народов Сибири, стран Восточной и Центральной Азии: межэтническое взаимодействие культур Байкальского региона»; «Культурное наследие и информационное пространство»; «Историко-культурная среда как фактор устойчивого развития Байкальского региона» и др. Данный спектр научно-исследовательской проблематики подчеркивает роль вуза в

изучении и сохранении социокультурного пространства региона.

В рамках научного направления «Традиционная культура народов Восточной Сибири» изучаются проблемы этно- и куль-турогенеза, этнической истории, генезиса и семантики традиционных верований и культов народов Восточной Сибири. В 1992 г. в вузе была создана кафедра этнологии и фольклора (сегодня кафедра этнологии и народной художественной культуры) с научно-исследовательской лабораторией. Признанием этнологической школы вуза академической наукой стало учреждение в 1995 г. совместной с Институтом этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук серии «Сибирь: этносы и культуры», в рамках которой было издано несколько монографий и сборников научных статей. Одним из научно-исследовательских приоритетов вуза является реализация темы «Культурное пространство Восточной Сибири и сопредельных государств». Наряду с теоретико-методологическими основами изучения культурного пространства, исследованиями актуальных проблем теории и практики межкультурной коммуникации разрабатываются концептуальные основы формирования и реализации культурной политики в регионе. Развитие этнического туризма невозможно без экскурсоводов, аниматоров, мастеров декоративно-прикладного искусства и других специалистов, способствующих расширению диапазона программ и маршрутов культурно-познавательного, этнокультурного и экологического туризма.

Таким образом, эффективное использование этнического потенциала в социально-экономическом развитии региона позволит обеспечить занятость населения муниципальных образований, в которых проживают этносы коренных малочисленных народов, повысить уровень их доходов, и, в целом, стимулировать экономический рост в регионе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чистякова О. В. Инновационные аспекты повышения конкурентоспособности предпринимательских структур / О. В. Чистякова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 204 с.

2. Модернизация социальной сферы муниципальных образований Сибирского региона как основы повышения качества жизни населения / В. И. Самаруха, А. В. Самаруха, Т. В. Сорокина [и др.]. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 270 с.

3. Рубан В. А. Управление привлекательностью региона на основе стратегического партнерства / В. А. Рубан. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та упр. и экономики, 2012. — 252 с.

4. Багаев А. Н. Совершенствование механизма социально-экономического развития на основе формирования региональных инновационных кластеров / А. Н. Багаев // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 8, ч. 2. — С. 348-351.

5. Light I. The Ethnic Economy / I. Light, S. Karageorgis // The Handbook of Economic Sociology / N. Smelser, R. Swedberg (eds). — Princeton : Princeton University Press, 1994. — P. 646-671.

6. Waldinger R. Ethnic Entrepreneurs / R. Waldinger, H. Aldrich, R. Ward // Entrepreneurship. The Social Science View / R. Swedberg (ed.). — Oxford : Oxford University Press, 2000. — P. 356-388.

7. Радаев В. В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия / В. В. Радаев // ПОЛИС. Политические исследования. — 1993. — № 5. — С. 79-87.

8. Воронков В. Существует ли этническая экономика? / В. Воронков // Этничность и экономика : сб. ст. по материалам Междунар. семинара. Санкт-Петербург, 9-12 сент. 1999 г. / под ред. О. Бредниковой, В. Ворон-кова, Е. Чикадзе. — СПб. : Центр независимых социол. исслед., 2000. — Вып. 8. — С. 42-47.

9. Бредникова О. Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов / О. Бредникова, О. Паченков // Этничность и экономика : сб. ст. по материалам Междунар. семинара. Санкт-Петербург, 9-12 сент. 1999 г.) / под ред. О. Бредниковой, В. Воронкова, Е. Чикадзе. — СПб. : Центр независимых социол. исслед., 2000. — Вып. 8. — С. 47-54.

10. Тишков В. А. Рыночная экономика и этническая среда / В. А. Тишков // Общество и экономика. — 2005. — № 12. — С. 20-37.

11. Тагиров Р. Ю. Этнический фактор в экономике региона: по материалам Ивановской области : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01; 08.00.05 / Р. Ю. Тагиров. — Владимир, 2010. — 23 с.

12. Андреев И. Ч. Интеллектуальный потенциал региона / И. Ч. Андреев // Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. — Улан-Удэ : Изд-во Вост.-Сиб. гос. ун-та технологии и упр., 2013. — Т. 2. — С. 19-20.

13. Шаралдаев Б. Б. Формирование методологии управления территориально-пространственных образований / Б. Б. Шаралдаев. — Улан-Удэ : Изд-во Вост.-Сиб. гос. ун-та технологии и упр., 2011. — 210 с.

14. Святоха Н. Ю. Подходы к классификации этнического туризма / Н. Ю. Святоха, И. Ю. Филимонова // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2014. — № 6 (167). — С. 179-183.

15. Беломестнов В. Г. Инновационная роль системы образования в развитии информационной экономики / В. Г. Беломестнов, Е. Ю. Перова // Фундаментальные исследования и инновации в технических университетах : материалы XIV Всерос. науч.-метод. конф. : в 2 т. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. техн. ун-та, 2010. — Т. 2. — С. 101-102.

REFERENCES

1. Chistyakova O. V. Innovatsionnye aspekty povysheniya konkurentosposobnosti predprinimatel'skikh struktur [Innovative Aspects of Improving the Competitiveness of Business Structures]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011. 204 p.

2. Samarukha V. I., Samarukha A. V., Sorokina T. V. et al. Modernizatsiya sotsial'noi sfery munitsipal'nykh obra-zovaniiSibirskogo regiona kak osnovy povysheniya kachestva zhizni naseleniya [Modernization of the Social Sphere of municiplities of the Siberian Region as a Basis for Improving the Quality of Life of the Population]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 270 p.

3. Ruban V. A. Upravlenie privlekatel'nost'yu regiona na osnove strategicheskogo partnerstva [Management of regional attractiveness based on strategic partnership]. Saint Petersburg University of Management and Economics Publ., 2012. 252 p.

4. Bagaev A. N. Improving the mechanism of soc^-economic development through the establishment of regional innovation clusters. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economics and Entrepreneurship, 2015, no. 8, pr. 4, pp. 348-351. (In Russian).

5. Light I., Karageorgis S. The Ethnic Economy. In Smelser N., Swedberg R. (eds). The Handbook of Economic Sociology. Princeton University Press, 1994, pp. 646-671.

6. Waldinger R., Aldrich H., Ward R. Ethnic Entrepreneurs. In Swedberg R. (ed.). Entrepreneurship. The Social Science View. Oxford University Press, 2000, pp. 356-388.

7. Radaev V. V. Ethnic entrepreneurship: global experience and Russia. POLIS. Politicheskie issledovaniya = Polis. Political Studies, 1993, no. 5, pp. 79-87. (In Russian).

8. Voronkov V. Does ethnic economy exist? In Brednikova O., Voronkova V., Chikadze E. (eds). Etnichnost' i ekonomika. Materialy Mezhdunarodnogo seminara. Sankt-Peterburg, 9—12 sentyabrya 1999 g. [Ethnicity and Economy. Proceedings of the International Seminar, Saint Petersburg, September 9-12, 1999]. Saint Petersburg, Centre for Independent Social Research Publ., 2000, iss. 8, pp. 42-47. (In Russian).

9. Brednikova O., Pachenkov O. Ethnicity of 'ethnic economy and social networks of migrants. In Bredniko-va O., Voronkova V., Chikadze E. (eds). Etnichnost' i ekonomika. Materialy Mezhdunarodnogo seminara. Sankt-Peterburg, 9—12 sentyabrya 1999 g. [Ethnicity and Economy. Proceedings of the International Seminar, Saint Petersburg, September 9-12, 1999]. Saint Petersburg, Centre for Independent Social Research Publ., 2000, iss. 8, pp. 47-54. (In Russian).

10. Tishkov V. A. Market economy and ethnic environment. Obshchestvo i ekonomika = Science and Economy, 2005, no. 12, pp. 20-37. (In Russian).

11. Tagirov R. Yu. Etnicheskii faktor v ekonomike regiona: po materialam Ivanovskoi oblasti. Avtoref. Kand. Diss. [The ethnic factor in the regional economy (case study: Ivanovskaya Oblast). Cand. Diss. Thesis]. Vladimir, 2010. 23 p.

12. Andreev I. Ch. Regional intellectual potential. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Rossii iMongolii: proble-my i perspektivy. Materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskji konfernetsii. [Socio-economic development of Russia and Mongolia: problems and prospects. Materials of the 3rd International Research Conference]. Ulan-Ude, Eastern Siberian State University of Technology and Management Publ., 2013, vol. 2, pp. 19-20. (In Russian).

13. Sharaldaev B. B. Formirovanie metodologii upravleniya territorial'no-prostranstvennykh obrazovanii [Creating methodology for managing territorial entities]. Ulan-Ude, Eastern Siberian State University of Technology and Management Publ., 2011. 210 p.

14. Svyatokha N. Yu., Filimonova I. Yu. Ethnic tourism: essence, approaches to classification, world experience. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Orenburg State University, 2014, no. 6 (167), pp. 179-183. (In Russian).

15. Belomestnov V. G., Perova E. Yu. The innovative role plabed by the system of education in developing information economics. Fundamental'nye issledovaniya i innovatsii v tekhnicheskikh universitetakh. Materialy XIV Vse-rossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii [Fundamental Research and Innovations in Technical Universities. Proceedings of the 14th All-Russian Research Conference]. Saint Petersburg State Technical University Publ., 2010, vol. 2, pp. 101-102. (In Russian).

Информация об авторе

Перова Елена Юрьевна — кандидат экономических наук, исполняющий обязанности ректора, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, e-mail: info@vsgaki.ru.

Библиографическое описание статьи

Перова Е. Ю. Этническая экономика как направление повышения эффективности использования социальных ресурсов региона / Е. Ю. Перова // Известия Байкальского государственного университета. — 2016. — Т. 26, № 5. — С. 705-712. — DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(5).705-712.

Author

Elena Yu. Perova — PhD in Economics, H.T. Rector, East-Siberian State Institute of Culture, 1 Tereshko-voy St., 670031, Ulan-Ude, Russian Federation, e-mail: info@vsgaki.ru.

Reference to article

Perova E. Yu. Ethnic economy as a way to boost effective use of regional social resources. Iz-vestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2016, vol. 26, no. 5, pp. 705-712. DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(5).705-712. (In Russian).

СЧ ^

МП

о

N

ä &

uT о

to

N

§

О

N

I

iE э ф

4*

п

W «

£ «

СО

® 3

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.