УДК 37
DOI 10.21685/2309-2874-2019-1-9
А. А. Хаметова, А. Е. Черницов
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА)
Аннотация.
Актуальность и цели. Среди современного молодого поколения все большую привлекательность приобретает предпринимательская деятельность. Молодые люди и девушки мечтают достичь успеха, стать деловыми людьми и не зависеть от государства в экономическом плане. Целью представленной работы является разработка системы формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов регионального вуза.
Материалы и методы. В качестве теоретической базы по заявленной проблеме были использованы труды современных отечественных авторов. Для анализа был использован метод анкетирования, как наиболее удобный и доступный на данном этапе.
Результаты. Изучены теоретические подходы к проблеме, определены методы и формы сбора и обработки информации, проведено соответствующее исследование, разработаны первичные рекомендации, подготовлен проект для дальнейшего исследования.
Выводы. Проведенное исследование помогло разработать ряд советов современным студентам по развитию своей экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций.
Ключевые слова: студенческое предпринимательство, экономическая самостоятельность, студенты, развитие, высшее образование.
A. A. Khametova, A. E. Chernitsov
FORMATION OF ECONOMIC INDEPENDENCE AND ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF A REGIONAL UNIVERSITY (BY THE EXAMPLE OF PENZA STATE UNIVERSITY OF ARCHITECTURE AND CONSTRUCTION)
Abstract.
Background. Among the modern young generation, entrepreneurial activities are becoming increasingly attractive. Young boys and girls dream to achieve success, to become businessmen and not to depend on the state economically. The aim of the presented work is to develop a system for the formation of economic independence and entrepreneurial competencies of students of a regional university.
© Хаметова А. А., Черницов А. Е., 2019. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
Materials and methods. The works of modern domestic authors were used as a theoretical basis for the stated problem. The method of questioning, as the most convenient and accessible method at this stage, was used for the analysis.
Results. Theoretical approaches to the problem have been studied, methods and forms for collecting and processing information have been defined, a corresponding study has been carried out, initial recommendations have been developed, and a draft has been prepared for further research.
Conclusions. The study helped to develop a number of tips for modern students on the development of their economic independence and entrepreneurial competencies.
Keywords: student entrepreneurship, economic independence, students, development, higher education.
Введение
Рост популярности предпринимательской деятельности тесно связан с развитием рыночных отношений. У населения все меньше шансов остаться в стороне от различных аспектов предпринимательства. Однако не все члены общества готовы следовать современным тенденциям. Большая часть населения не обладает даже минимальными знаниями в области предпринимательской деятельности, что приводит к появлению объектов «манипулирования». Поэтому перед государством стоит важнейшая задача формирования эффективной и конкурентоспособной системы предпринимательства, которая поможет обществу получить необходимые знания, умения и навыки в сфере предпринимательской деятельности и мотивирует личность на занятие этой деятельностью.
Данная проблема рассматривается в исследованиях отечественных ученых: Г. А. Кадировой [1], Е. А. Мирицкой [2], Г. А. Резник [3], С. Д. Резника [4], Е. А. Серебренниковой [5], Т. Г. Скурихиной [6], А. Е. Черницова [7], М. В. Черниковской [8] и др. Работы и результаты исследований названных авторов имеют большое значение.
Предмет исследования - формирование экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов.
Объектом исследования выступили студенты Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС).
Предполагается, что можно оказывать деятельное влияние на эффективность и качество формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов регионального вуза.
Для изучения поставленной проблемы был выбран метод анкетирования. Специально разработанная анкета включала следующие разделы: часть 1 -уровень экономической самостоятельности студента; часть 2 - влияние родителей на формирование экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов; часть 3 - влияние вуза и студенческого самоуправления на формирование экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов. На основании первичных данных была разработана дополнительная анкета для родителей студентов, обучающихся на первом курсе в Институте экономики и менеджмента ПГУАС.
Теоретическая значимость заключается в разработке модели системы формирования экономической самостоятельности и развития предпринима-
тельских компетенций студентов и методических походов к оценке эффективности предложенных мероприятий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные рекомендации помогут студентам в развитии их экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций.
Теоретический минимум
В настоящее время перед студентами стоит проблема формирования собственной экономической самостоятельности. Под экономической самостоятельностью следует понимать способность ориентироваться в экономических ситуациях рыночной экономики, находить ниши и способы зарабатывать средства для существования [9].
Развитие экономической самостоятельности студентов - это в первую очередь планирование карьеры в качестве наемного работника или возможность создания собственного бизнеса в сфере малого предпринимательства. По сути, в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели и что должен делать человек, чтобы достичь этих целей. Это подготовка к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.
В реальности во многих вузах страны подготовка студентов к предпринимательской деятельности не является приоритетной задачей. Это можно объяснить несколькими объективными причинами, например увеличивающейся из года в год загруженностью студентов, строгим отношением к посещению занятий, а иногда и чрезмерной опекой со стороны родителей. Нельзя и отрицать тот факт, что многие преподаватели, обладая достаточной теоретической базой, сами не имеют практического опыта предпринимательской деятельности. Также сложно не затронуть и роль государственных структур, так как отсутствие специальных мер государственной поддержки и административные барьеры, несовершенная система налогообложения, отсутствие эффективных механизмов финансово-кредитной поддержки тоже являются причинами сдерживания инициативы молодежи.
Чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, человек должен обладать определенными предпринимательскими компетенциями. Авторы дают различные определения понятию «предпринимательская компетенция» [5].
По мнению Е. П. Сулаевой, предпринимательская компетенция - составляющая профессиональной компетентности, обеспечивающая направленность деятельности выпускника на достижение коммерческого результата в реализации технических, социальных и других проектов [10].
Л. А. Трусова определяет предпринимательские компетенции как круг вопросов, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом для успешного ведения предпринимательской деятельности, поведение, демонстрируемое в процессе эффективного выполнения задач в бизнесе [11].
Из приведенных определений можно сделать вывод, что предпринимательская компетенция предполагает собой набор конкретных знаний, с помощью которых человек может решить поставленную бизнес-задачу. Необходимые знания студенты получают в период обучения в вузе, однако этого недостаточно. Мало получить информацию, нужно также уметь ее правильно использовать, чтобы добиваться высоких результатов.
Методы
В рамках представленной работы было проведено исследование «Факторы, влияющие на развитие экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов». Для сбора необходимых данных была разработана анкета, которую заполняли студенты второго курса направления подготовки «Менеджмент». Первый этап анкетирования проходил в 2017 г., второй этап - в 2018 г.
Полученные сведения привели к расширению числа участников исследования, и была подготовлена дополнительная анкета для родителей студентов первого курса направлений подготовки «Менеджмент» и «Экономика». Исследования проводились также в два этапа: в 2017 и 2018 гг.
По обновленным в 2018 г. данным предполагается разработка специального «Листа опроса экспертов». В качестве экспертов выступят руководители организаций из определенных областей деятельности, тем самым будут наглядно представлены требования работодателей к современным студентам. Это, в свою очередь, поможет последним уже с первых курсов обучения иметь представление о результатах, которые они должны будут достичь к моменту окончания вуза.
Результаты
Было опрошено 30 студентов второго курса направления «Менеджмент» Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Примерный возраст респондентов составил 18-20 лет, семейное положение - холост/не замужем.
На первый вопрос «Что Вы понимаете под экономической самостоятельностью?» были получены следующие ответы: способность самому обеспечивать удовлетворение своих потребностей - 37 %, финансовая независимость - 20 %, способность ориентироваться в экономике и находить способы зарабатывать средства для существования - 43 % (рис. 1). Можно сделать вывод, что студенты осознают необходимость самим обеспечивать свои нужды.
20%
и Lnocobh ость самому обеспечивать удовлетворение своих потребностей ■ Финансовая независимость
Способность ориентироватьсн в экономике и находить способы 3apa6ai ывгть среда ва для существования
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Что Вы понимаете под экономической самостоятельностью?»
На основе последовавших ответов на вопросы можно говорить о том, что 60 % опрошенных не обладают экономической самостоятельностью, но 95 % из них хотели бы стать экономически независимыми, 5 % не задумывались над этим вопросом. Причиной же, вызывающей затруднение на пути к экономической независимости, 40 % опрошенных назвали недостаток времени, 30 % - недостаток знаний и умений, 25 % опрошенных сдерживает учеба, и 5 % - недостаток денег. Эти ответы дают возможность говорить о том, что студенты на втором курсе задумываются о своем финансовом будущем.
Немаловажным в формировании экономической самостоятельности является влияние родителей. Поэтому во втором блоке были заданы вопросы, касающиеся экономических отношений в семье респондентов.
70 % опрошенных находятся на полном материальном обеспечении родителей, 30 % опрошенных родители обеспечивают частично, так как студенты работают. Это говорит о том, что небольшая часть студентов уже пробует обеспечивать себя, хотя и не полностью.
На вопрос «Обучают ли Ваши родители Вас основам финансовой грамотности (как правильно тратить деньги)?» были получены следующие ответы: 47 % - обучают, 23 % - не обучают, 30 % затрудняются ответить (рис. 2). Такие ответы говорят о необходимости проведения беседы с родителями на эту тему, так как многие привычки формируются именно в семье.
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Обучают ли Ваши родители Вас основам финансовой грамотности (как правильно тратить деньги)?»
Также во втором разделе анкеты была затронута тема, касающаяся предпринимательских компетенций. Первым был задан вопрос «Что Вы понимаете под предпринимательской компетенцией?», и получены следующие ответы: способность и возможность человека открыть собственный бизнес -10 %; качества, которые помогают человеку добиваться высоких результатов и успешно решать определенные бизнес-задачи, - 20 %; круг вопросов, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом для успешного ведения предпринимательской деятельности, поведение, демонстрируемое в процессе эффективного выполнения задач в бизнесе, - 70 %. Таким образом, большее число респондентов выбрали наиболее полное определение, которое включает в себя все стороны предложенного понятия.
■ Обучают Не обучают Затрудняюсь ответить
Далее опрошенным предлагалось выбрать несколько наиболее значимых для предпринимателя качеств. Самыми распространенными стали: ответственность - 80 %, самоорганизация - 70 %, работоспособность - 65 %. Из тех же качеств студенты должны были выбрать несколько наиболее развитых у них. Ответы почти совпали: ответственность - 70 %, работоспособность и умение работать в команде - по 45 %, стремление к самосовершенствованию - 40 %. Можно сделать вывод, что ответственность и работоспособность - это те два качества, которые студенты считают важными и развивают в себе.
Так как не только семья, но и высшее учебное заведение влияет на экономическое будущее студента, был задан вопрос «Должен ли вуз содействовать трудоустройству своих студентов и выпускников?». Ответы получились следующими: 90 % считают, что вуз должен помогать и студентам, и выпускникам, а 10 % - только студентам.
В рамках этого же исследования было решено провести анализ влияния на формирование экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов такого фактора, как семья. Инструментом исследования выступила специально разработанная анкета, которую заполняли родители студентов первого курса Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (семь родителей юношей и восемь - девушек).
На первый вопрос «Обеспечиваете ли Вы своего ребенка материально?» 67 % родителей ответили «да, полностью», 33 % - «да, частично» (рис. 3). Из этого можно сделать вывод, что 33 % студентов первого курса имеют дополнительный заработок и уже частично материально независимы от родителей. Это неплохой индикатор их экономической самостоятельности. Причем на частичном обеспечении находятся 25 % девушек и 43 % юношей. Таким образом, юноши уже с первого курса больше стремятся к самостоятельному получению заработка. Но на вопрос «К чему Ваш ребенок имеет большую склонность в настоящее время?» только 20 % родителей ответили «к трудовой деятельности (ищет работу / работает по специальности)», и это 25 % девушек. Юноши же, по мнению родителей, склонны к учебной деятельности (86 %) и творческой деятельности (14 %). Следовательно, либо родители недооценивают юношей, либо юноши преувеличивают степень своей самостоятельности. Но очевидно отсутствие диалога между студентами и их родителями.
■ да,полностью
■ да, частично нет
■ затрудняюсь ответить
Рис. 3. Материальное обеспечение студентов
Следующий блок вопросов был связан с трудовой деятельностью самих родителей. 80 % из них являются наемными работниками, предприниматель-
ской деятельностью занимаются только 13 %. При этом большинство родителей (47 %) получили только среднее профессиональное образование, высшее -лишь у 33 % опрошенных. Это наталкивает на мысль, что большая часть студентов не получила первичных представлений об обучении в вузе от родителей, ведь последние не обучались в нем (рис. 4).
Далее мы изучили взаимодействие студентов со своими родителями по вопросам профессионального развития. Судя по результатам ответа на первый вопрос блока, большая часть (60 %) родителей делится своим профессиональным опытом со своим ребенком. Можно сделать вывод, что дети таких родителей уже имеют представления о том, как трудиться, и, возможно, имеют полезные связи, которые пригодятся им в будущем. Последнюю мысль подтверждают положительные ответы (74 %) старшего поколения на вопрос «Делитесь ли Вы своими деловыми контактами со студентом?». Причем количество положительных ответов, данных родителями девушек (75 %) и юношей (71 %), примерно одинаково.
Необходимо также выяснить, стимулируют ли родители своих детей к самостоятельному получению прибыли. Первый вопрос в этом блоке ориентирован на выявление готовности старшего поколения финансировать дополнительные курсы для увеличения профессиональной компетенции студентов. 60 % родителей готовы к полной оплате, 20 % - частичной, 20 % испытали затруднение при ответе на поставленный вопрос. Причем на полную оплату курсов в большей части согласны родители девушек (50 %), лишь 42 % родителей юношей. Немаловажным является вопрос «Обучаете ли Вы своего ребенка основам финансовой грамотности (как правильно зарабатывать и тратить деньги)?». 80 % родителей обучают, 20 % испытывают затруднение при ответе на данный вопрос. 100 % девушек получают информацию о корректном расходовании средств именно дома, этой способности обучены 57 % юношей. Последний вопрос в этом блоке «Способствуете ли Вы тому, чтобы Ваш ребенок обеспечивал себя сам?». Положительно на него ответили всего 40 % родителей, 54 % не помогают, 6 % затрудняются ответить. Это не очень хороший результат, так как родители со своим опытом и возможностями могли бы помогать своим детям в трудоустройстве, хотя бы советом, а лучше деятельным участием, но без излишней опеки.
■ основное общее образование
■ среднее общее образование
среднее
профессиональное образование
Рис. 4. Образование родителей
Заключение
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
— определенная часть студентов уже обладает экономической самостоятельностью, а те, кто не обладает, задумываются над ее формированием и осознают, какие именно преграды мешают им;
— многие респонденты ищут способы заработка, например, от своего хобби;
— во многих семьях студентов обучают финансовой грамотности и разговаривают на тему их экономической независимости;
— наиболее важными, по мнению респондентов, являются следующие компетенции: ответственность, уверенность в себе, самоорганизация, работоспособность, результативность. Среди своих компетенций студенты выделяют ответственность, работоспособность, умение работать в команде, настойчивость, самоорганизацию;
— большая часть родителей обеспечивает своих детей полностью, но есть доля и таких студентов, которые уже занимаются трудовой деятельностью;
— предпринимательской деятельностью среди родителей занимаются всего 13 % опрошенных, что во многом является причиной отсутствия стремления к данной деятельности среди студентов;
— родители делятся со студентами своим профессиональным опытом и своими деловыми контактами, но особо не способствуют тому, чтобы их дети обеспечивали себя самостоятельно.
Родители:
Делиться личным опытом. Делиться деловыми контактами. Содействовать трудоустройству. Объяснять, как зарабатываются деньги.
Поощрять идеи детей
I Предпринимательские
компетенции и экономическая самостоятельность студентов
Вуз:
• Организация экскурсий на предприятиях региона.
• Взаимодействие с реальным производством.
• Проведение тренингов.
• Организация деловых игр
• Формирование бизнес-инкубатора.
• Привлечение действующего предпринимателя к учебному процессу.
• Организация круглых столов с работодателями
Рис. 5. Модель развития предпринимательских компетенций и экономической самостоятельности студентов
На основании полученных данных на первом этапе исследования были разработаны рекомендации для самих студентов, родителей и вуза, ведь именно они оказывают наибольшее влияние на развитие экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций. Рекомендации также представлены в форме модели на рис. 5. Все звенья (мотивация студентов, родители и вуз) взаимосвязаны друг с другом, поэтому и реализация рекомендаций должна происходить взаимосвязанно для достижения наиболее эффективного результата.
На втором этапе исследования планируется расширить базу аналитических данных для отражения результатов в динамике и улучшения на основе этой информации качества рекомендаций. Например, предполагается использование метода экспертных оценок и рассмотрение в качестве способа оценки эффективности предложенных рекомендаций метода мониторинга.
Библиографический список
1. Кадирова, Г. А. Анализ процесса формирования профессиональной компетентности студентов на экономических факультетах / Г. А. Кадирова // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафуро-ва. - 2014. - № 4 (41). - С. 57-61.
2. Мирицкая, Е. А. Развитие предпринимательской компетенции школьников как направление профориентационной работы / Е. А. Мирицкая // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты : сб. науч. тр. по материалам Международ. заочной научно-практич. конф. 30 апреля 2012 г. : в 7 ч. / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Тамбов : ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. - Ч. 3. - 164 с.
3. Резник, Г. А. Студенческое предпринимательство в вузе: проблемы и перспективы развития / Г. А. Резник // Проблемы современной экономики. - 2010. -№ 3. - С. 411-413.
4. Резник, С. Д. Технологии интенсивного формирования экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов высших учебных заведений : монография / С. Д. Резник, А. Е. Черницов. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 224 с.
5. Серебренникова, Е. А. Проблема формирования понятия «предпринимательская компетенция» / Е. А. Серебренникова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 3. - С. 144-151.
6. Скурихина, Т. Г. Формирование предпринимательских компетенций у студентов / Т. Г. Скурихина, А. М. Скурихина // Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству : сб. тезисов. - Москва : Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014. - С. 157-161.
7. Черницов, А. Е. Управление процессом формирования предпринимательских компетенций студентов в региональном вузе / А. Е. Черницов, М. В. Светалкина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 89-96.
8. Черниковская, М. В. Факторы, определяющие карьерное становление и развитие молодого специалиста / М. В. Черниковская // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 4. - С. 128-133.
9. Резник, С. Д. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность студенческой молодежи России. Опыт, проблемы, перспективы : учебник / С. Д. Резник, Е. С. Коновалова, А. А. Сочилова ; под общ. ред. С. Д. Резника. - Москва : ИНФРА-М, 2013. - 292 с.
10. Сулаева, Е. П. Формирование предпринимательской компетентности у студентов техникума : дис. ... канд. пед. наук / Сулаева Е. П. - Шуя, 2011. - 151 с.
11. Трусова, Л. А. Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства : автореферат дис. ... канд. пед. наук / Трусова Л. А. - Москва, 2012. - 23 с.
References
1. Kadirova G. A. Uchenye zapiski Khudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova [Proceedings of Khudzhand State University named after academician B. Gafurov]. 2014, no. 4 (41), pp. 57-61. [In Russian]
2. Miritskaya E. A. Voprosy obrazovaniya i nauki: teoreticheskiy i metodicheskiy aspekty: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunarod. zaochnoy nauchno-praktich. konf. 30 aprelya 2012 g.: v 7 ch. [Issues of education and science: theoretical and methodological aspects: proceedings of an International correspondence scientific and practical conference, April 30th, 2012: in 7 parts]. Tambov: TROO «Biznes-Nauka-Obshchestvo», 2012, part 3, 164 p. [In Russian]
3. Reznik G. A. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of modern economy]. 2010, no. 3, pp. 411-413. [In Russian]
4. Reznik S. D., Chernitsov A. E. Tekhnologii intensivnogo formirovaniya ekonomich-eskoy samostoyatel'nosti i predprinimatel'skikh kompetentsiy studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy: monografiya [Technologies of intensive forming of economic independence and business competences of university students: monograph]. Moscow: INFRA-M, 2015, 224 p. [In Russian]
5. Serebrennikova E. A. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University]. 2014, no. 3, pp. 144-151. [In Russian]
6. Skurikhina T. G. Formirovanie professional'nykh predprinimatel'skikh kompetentsiy molodezhi v protsesse obucheniya predprinimatel'stvu: sb. tezisov [Forming professional business competences of youth in the course of business education: collected theses]. Moscow: Moskovskiy finansovo-promyshlennyy universitet «Sinergiya», 2014, pp. 157-161. [In Russian]
7. Chernitsov A. E., Svetalkina M. V. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2015, no. 1-1, pp. 89-96. [In Russian]
8. Chernikovskaya M. V. Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad]. 2014, no. 4, pp. 128-133. [In Russian]
9. Reznik S. D., Konovalova E. S., Sochilova A. A. Konkurentoorientirovannost' i konku-rentosposobnost' studencheskoy molodezhi Rossii. Opyt, problemy, perspektivy: ucheb-nik [Competitive awareness and competitive ability of the student youth of Russia. Experience, problems, prospects: textbook]. Moscow: INFRA-M, 2013, 292 p. [In Russian]
10. Sulaeva E. P. Formirovanie predprinimatel'skoy kompetentnosti u studentov tekhniku-ma: dis. kand. ped. nauk [Forming the entrepreneurial competence in college students: dissertation to apply for the degree of the candidate of pedagogical sciences]. Shuya, 2011, 151 p. [In Russian]
11. Trusova L. A. Formirovanie predprinimatel'skikh kompetentsiy shkol'nikov v uslovi-yakh sotsial'nogo partnerstva: avtoreferat dis. kand. ped. nauk [Forming the entrepreneurial competence in secondary school students under social partnership: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of pedagogical sciences]. Moscow, 2012, 23 p. [In Russian]
Хаметова Алина Альбертовна
студентка, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (Россия, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28)
Khametova Alina Al'bertovna
Student, Penza State University
of Architecture and Construction
(28 Germana Titova street, Penza, Russia)
E-mail: [email protected]
Черницов Алексей Евгеньевич
кандидат экономических наук, доцент, декан Института экономики и менеджмента, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (Россия, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28)
Chernitsov Aleksey Evgen'evich Candidate of economic sciences, associate professor, dean of the Institute of Economics and Management, Penza State University of Architecture and Construction (28 Germana Titova street, Penza, Russia)
E-mail: [email protected]
Образец цитирования:
Хаметова, А. А. Формирование экономической самостоятельности и предпринимательских компетенций студентов регионального вуза (на примере Пензенского государственного университета архитектуры и строительства) / А. А. Хаметова, А. Е. Черницов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2019. - № 1 (9). - С. 77-87. - БОТ
10.21685I2309-2874-2019-1-9.