Научная статья на тему '"методические принципы отбора содержания учебного материала для формирования и развития общекультурных компетенций бакалавров педагогического образования (профиль "образование в области безопасности жизнедеятельности")"'

"методические принципы отбора содержания учебного материала для формирования и развития общекультурных компетенций бакалавров педагогического образования (профиль "образование в области безопасности жизнедеятельности")" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BACHELOR STUDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / LIFE AND SAFETY / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / COMMON CULTURAL COMPETENCES / ЗАЩИТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / TEACHING PRINCIPLES / БАКАЛАВРЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бырылова Е. А.

В своей статье автор отмечает, что перед человечеством сегодня стоит проблема безопасного существования в условиях падения общей культуры молодого поколения, а также угроз безопасности культурному наследию и культурным ценностям, являющимся основой безопасного существования общества. Автор таким образом обосновывает необходимость формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе обучения их в педагогическом вузе. В статье более подробно выделяются и обосновываются методические принципы к отбору содержания учебного материала: принципы функциональной обусловленности культуроориентированной деятельности, региональности, самостоятельности, культурологический, интерактивности, взаимообусловленности методов самостоятельной деятельности и содержания курса «Защита и сохранение культурного наследия». В заключение делаются выводы о том, что отбор содержания учебного материала для формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности студента, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда, политическую и экономико-правовую, культуру безопасности, духовную и физическую культуру, культуру межнационального и межличностного общения. Успех формирования и развития общекультурных компетенций у студентов данного направления обеспечивается тем, что содержание образования в области безопасности жизнедеятельности сконструировано на основе методических и дидактических принципов; в него включен учебный курс «Защита и сохранение культурного наследия», содержание которого целенаправленно ориентировано на систему критериев достижения общекультурной компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бырылова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS' PRINCIPLES FOR MAKING UP THE CONTENTS OF TEACHING MATERIALS TO FORM AND DEVELOP COMMON CULTURAL COMPETENCES OF BA STUDENTS MAJORING IN PEDAGOGICAL EDUCATION (SPECIALIZATION PROFILE “EDUCATION IN TEACHING LIFE AND SAFETY MANAGEMENT”)

The author tells about a general problem of decreasing of the common culture of young people and conditions of threatening the safety of cultural heritage and values. The work's task is to report on the necessity to develop common cultural competences in bachelor students who major in life and safety management in a pedagogical university. The work singles out principles that should be used when teaching material is chosen. These principles include such requirements as the functional stipulation of culture-oriented work, regional specifics, independence in students' self-training, as well as culturological, interactive and interdependent methods in organizing individual work of students when they learn a course “Safety and preservation of cultural heritage”.

Текст научной работы на тему «"методические принципы отбора содержания учебного материала для формирования и развития общекультурных компетенций бакалавров педагогического образования (профиль "образование в области безопасности жизнедеятельности")"»

8. Бырылова Е.А. Методика формирования и развития общекультурных компетенций бакалавров по направлению «Педагогическое образование»: профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности». Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2014.

9. Алексеева Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: научно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ООО «Книжный дом», 2008.

10. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под редакцией А.С. Роботовой. Москва, 2007.

11. Верб М.А. Воспитать воспитателя. Эмоциональный мир человека в педагогических исследованиях: сб. научных статей. Санкт-Петербург: ЛЕМА, 2009.

12. Станкевич П.В., Громов Ю.В. Стратегия развития образовательной филателии в педагогическом вузе: Молодежь и филателия сегодня: теория, практика и развитие: материалы I Международного научно-практического семинара по образовательной филателии, 21 сентября 2016 г. РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург - Казань: Бук, 2016: 6 - 12.

References

1. Zeer 'E.F. Samoreguliruemoe uchenie kak psihologo-didakticheskaya tehnologiya formirovaniya kompetencii u obuchaemyh. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. Moskva, 2004; 3.

2. Amonashvili Sh.A. Osnovaniya pedagogiki sotrudnichestva. Novoe pedagogicheskoe myshlenie. Pod redakciej A.V. Petrovskogo. Moskva, 1989: 144 - 177.

3. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost'. Moskva, 1974.

4. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. Moskva, 1946.

5. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva, 1975.

6. Platonov K.K. Problemy sposobnostej. Moskva, 1972.

7. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost'. Moskva, 1974.

8. Byrylova E.A. Metodika formirovaniya irazvitiya obschekul'turnyh kompetencijbakalavrovpo napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie»: profil' «Obrazovanie v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti». Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peter-burg, 2014.

9. Alekseeva T.B. Kul'turologicheskijpodhod vsovremennom obrazovanii: nauchno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: OOO «Knizhnyj dom», 2008.

10. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatel'nost': uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Pod redakciej A.S. Robotovoj. Moskva, 2007.

11. Verb M.A. Vospitat' vospitatelya. 'Emocional'nyj mir cheloveka v pedagogicheskih issledovaniyah: sb. nauchnyh statej. Sankt-Peterburg: LEMA, 2009.

12. Stankevich P.V., Gromov Yu.V. Strategiya razvitiya obrazovatel'noj filatelii vpedagogicheskom vuze: Molodezh'i filateliya segodnya: teoriya, praktika irazvitie: materialy I Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara po obrazovatel'noj filatelii, 21 sentyabrya 2016 g. RGPU im. Gercena, Sankt-Peterburg - Kazan': Buk, 2016: 6 - 12.

Статья поступила в редакцию 02.12.16

УДК 74.266.89

Byrylova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia

(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

TEACHERS' PRINCIPLES FOR MAKING UP THE CONTENTS OF TEACHING MATERIALS TO FORM AND DEVELOP COMMON CULTURAL COMPETENCES OF BA STUDENTS MAJORING IN PEDAGOGICAL EDUCATION (SPECIALIZATION PROFILE "EDUCATION IN TEACHING LIFE AND SAFETY MANAGEMENT"). The author tells about a general problem of decreasing of the common culture of young people and conditions of threatening the safety of cultural heritage and values. The work's task is to report on the necessity to develop common cultural competences in bachelor students who major in life and safety management in a pedagogical university. The work singles out principles that should be used when teaching material is chosen. These principles include such requirements as the functional stipulation of culture-oriented work, regional specifics, independence in students' self-training, as well as culturological, interactive and interdependent methods in organizing individual work of students when they learn a course "Safety and preservation of cultural heritage".

Key words: bachelor students, pedagogical education, life and safety, common cultural competences, preservation of cultural heritage, teaching principles.

Е.А. Бырылова, канд. пед. наук, доц., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

«МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФИЛЬ «ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»)»

В своей статье автор отмечает, что перед человечеством сегодня стоит проблема безопасного существования в условиях падения общей культуры молодого поколения, а также угроз безопасности культурному наследию и культурным ценностям, являющимся основой безопасного существования общества. Автор таким образом обосновывает необходимость формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе обучения их в педагогическом вузе. В статье более подробно выделяются и обосновываются методические принципы к отбору содержания учебного материала: принципы функциональной обусловленности культуроориентированной деятельности, региональности, самостоятельности, культурологический, интерактивности, взаимообусловленности методов самостоятельной деятельности и содержания курса «Защита и сохранение культурного наследия».

В заключение делаются выводы о том, что отбор содержания учебного материала для формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности студента, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда, политическую и экономико-правовую, культуру безопасности, духовную и физическую культуру, культуру межнационального и межличностного общения. Успех формирования и развития общекультурных компетенций у студентов данного направления обеспечивается тем, что содержание образования в области безопасности жизнедеятельности сконструировано на основе методических и дидактических принципов; в него включен учебный курс «Защита и сохранение культурного наследия»,

содержание которого целенаправленно ориентировано на систему критериев достижения общекультурной компетентности студентов.

Ключевые слова: бакалавры, педагогическое образование, безопасность жизнедеятельности, общекультурные компетенции, защита культурного наследия, методические принципы.

Формирование общекультурных компетенций у бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») обусловливается тем, что перед человечеством стоит проблема безопасного существования в условиях падения общей культуры молодого поколения, а также угроз безопасности культурному наследию и культурным ценностям, являющимся основой безопасного существования общества устойчивого типа развития.

В сложившихся условиях принципиальное значение приобретает разработка специализированной (профильно-предметной) подготовки бакалавров, по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») что, в частности, требует построения соответствующей системы учебного содержания и обоснования принципов конструирования основных образовательных программ на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования с учётом современных подходов к организации образовательного процесса [1, с. 170 - 173]. Исходными положениями в определении методических и дидактических требований к формированию и развитию общекультурных компетенций бакалавра являются дидактические и методические принципы, выделенные Ю.К. Бабанским, А.П. Беляевой, Б.В. Всесвятским, М.А. Даниловым, Б.П. Есиповым, Т.А. Ильиной и другими учеными. В научно-педагогической литературе принцип определяется как:

- исходное положение теории, инструментальное данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции образования в области безопасности жизнедеятельности;

- методологическое отражение познанных законов и закономерностей; знания о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженные в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практической деятельности.

Исходя из вышеперечисленных характеристик, дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебно-познавательного процесса в соответствии с его общими целями и содержанием [2} Соблюдение принципов обучения во всех сферах педагогической деятельности является одним из важных условий создания эффективного процесса обучения и показателем педагогического профессионализма преподавателя [3, с. 42]. При определении принципов в процессе нашего исследования учитывались эффективные способы и средства формирования общекультурных компетенций студентов на различных этапах их формирования в процессе обучения бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11]. Остановимся более подробно на методических принципах.

Методическими принципами в нашем исследовании являются: принципы функциональной обусловленности культуроориен-тированной деятельности, региональности, самостоятельности, культурологический, интерактивности, взаимообусловленности методов самостоятельной деятельности и содержания курса «Защита и сохранение культурного наследия».

Культурно-гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что оно выступает средством трансляции культуры [12], овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъ-ектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.

Отбор содержания образования в области безопасности жизнедеятельности обусловлен необходимостью развития базовой культуры личности студента, включающей культуру жизненного самоопределения и культуру труда, политическую и экономико-правовую, культуру безопасности, духовную и физическую культуру, культуру межнационального и межличностного общения. Использование культурологического подхода ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика все более активно включались в образовательный и воспитательный процессы высшей школы. Обобщенная трактовка культурологического подхода сформулирована следующим образом - «изучение конкретных проблем

предметной области через призму культуры как целостной системы на основе анализа взаимосвязи между предметной областью и культурой [13, с. 96]». Применительно к нашему исследованию - изучение конкретных проблем предметной области «Безопасность жизнедеятельности» через призму культуры как целостной системы на основе анализа взаимосвязи между предметной областью «Безопасность жизнедеятельности» и курсом «Защита и сохранение культурного наследия».

Принцип функциональной обусловленности культуроори-ентированной деятельности определяет выделение функций деятельности студентов в процессе изучения курса «Защита и сохранение культурного наследия»: социальной, прогностической, обучающей, развивающей, коррекционно-контролирующей. Социальная функция определяет ценностные ориентиры и позиции бакалавров. Указанная функция способствует формированию и развитию знаний в области защиты и сохранения культурного наследия, применению теоретических знаний в практической деятельности. Прогностическая функция обеспечивает применение прогностической информации для определения перспективы развития культуроориентированной деятельности студентов. Для реализации данной функции необходимо выявление уровня знаний, умений и навыков, находящихся в основе общекультурных компетенций и соотношения их с предметными знаниями, за счет чего студенты смогут выполнять более широкий спектр заданий практической направленности. Обучающая функция заключается в приобретении знаний о культурном наследии и разработке проектов по его защите и сохранению. Развивающая функция способствует развитию самостоятельности, активности, творческих способностей при выполнении мини-исследований, заданий проектировочной направленности. Коррекционно-кон-тролирующая функция позволяет студентам оценивать и корректировать свои возможности, предполагает ускорение процессов усвоения содержания учебного материала при решении заданий практической направленности. Реализация принципа функциональной обусловленности культуроориентированной деятельности предполагает применение разнообразных видов культуроориентированной деятельности при изучении курса «Защита и сохранение культурного наследия» для более успешного формирования общекультурных компетенций.

Важным условием реализации принципа региональности являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения культурных ценностей своего региона.

Осуществление данного принципа в курсе «Защита и сохранение культурного наследия» осуществляется в несколько этапов:

- на первом этапе происходит получение студентами «готовых» знаний о культуре, культурно-историческом наследии своего региона, на основе анализа и обработки информационных источников, учебно-методических пособий;

- на втором этапе студенты самостоятельно приобретают знания, обеспечивающие условия для более активной познавательной работы. На данном этапе студенты в процессе куль-туроориентированной образовательной деятельности проводят исследования, моделируя «открытия» уже известных фактов и комментируя события прошлого. Анализируются различные источники: учебные пособия научной литературы, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы государственных музеев (сайты музеев), ресурсы Интернет;

- на третьем этапе студенты изучают историю культуры своего региона, создание и сохранение культурных ценностей, используя архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов, материалы «спецхранов» музеев и библиотек.

Реализация культурологического принципа важна в педагогическом процессе, который организуется как культурное ценностно - ориентированное событие на основе интеграции компонентов культуры через личностные формы постижения универсальных значений и смыслов содержания [14]. Это даёт основание рассматривать категории «образование», «человек» и «культура» в качестве подсистем единой гуманитарной куль-

турно-образовательной системы. В качестве субъекта по отношению и к культуре, и к образованию выступает человек.

Следует отметить, что культурологический потенциал разработанного нами курса «Защита и сохранение культурного наследия» довольно значителен, имеет обширные образовательные и развивающие возможности в формировании и развитии у студентов педагогического университета общекультурных компетенций.

Возрастающий интерес к изучению и сохранению культурно-исторических ценностей объясняется следующими особенностями культурологического принципа:

- традиционное образование, главной целью которого было усвоение знаний, умений и навыков, постепенно переориентируется на развитие личности учащихся, на учет интересов и потребностей личности, предполагая создание необходимых условий для овладения общекультурными компетенциями;

- возможности курса «Защита и сохранение культурного наследия» помогают развивать не только образное восприятие, но и интерес к новизне изучаемого, доступности изучаемых объектов культурного наследия, для непосредственного восприятия и возможности организовать научно-исследовательскую деятельность студентов;

- начавшийся процесс гуманитаризации образования усиливает внимание к человеку, наследию мировых цивилизаций, что позволяет раскрыть многие аспекты защиты и сохранения культурного наследия прошлого и настоящего. В процессе изучения курса «Защита и сохранение культурного наследия» студентам предоставляется уникальная возможность побывать в роли экскурсовода. В качестве задания им предлагается составить варианты виртуальных экскурсий с целью представления культурного наследия своего региона.

Выделенные выше особенности культурологического принципа можно определить в следующую структуру (рисунок 1).

гораздо выше, чем между студентом и преподавателем. В связи с этим, в процессе изучения данного курса, студентам предлагались групповые задания, экскурсии, что способствовало не только формированию и развитию общекультурных компетенций у студентов, но и созданию психологического комфорта в коллективе.

Осуществление принципа самостоятельности значимо в психологическом и педагогическом отношении, предопределяя активную роль личности студента в формировании своего индивидуального образовательного маршрута, позволяет рассматривать его как субъект управления качеством образовательного процесса. Важным условием самостоятельной работы студента в образовательном процессе является наличие у него познавательных потребностей, общественно значимых мотивов к обучению и овладению профессиональной деятельностью.

Принцип взаимообусловленности методов самостоятельной деятельности и содержания курса «Защита и сохранение культурного наследия» подразумевает целостность процесса формирования общекультурных компетенций в продолжение самостоятельной деятельности, взаимосвязь методов, форм и средств обучения в процессе формирования и развития общекультурных компетенций. Данный принцип предъявляет следующие требования к методике: определение оптимального объема содержания знаний учебной дисциплины при комплексном использовании методов самостоятельной деятельности студентов; применение различных методов в зависимости от этапа формирования общекультурных компетенций.

Таким образом, успех формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») обеспечивается тем, что содержание образования в об-

Рис. 1. Структура культурологического принципа

Предлагаемая нами структура отражает логику принципа -от прошлого к настоящему, от фактовкобобщениям, понимание места и значения элементов культуры в системе формирования и развития общекультурных компетенций бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Особенность принципа интерактивности в реализации курса «Защита исохра нени е культурно го наследия»отражает закономерность не только контактов студентов с преподавателями схвренхнным и в едаиваниинф о рмациорныатзхнрло ги р, но и ссудрнтнх ыыжду собар.Опытпоказывыст, чтетфрцессе обучения интенсивность обмена информацией между студентами

Библиографический список

ласти безопасности жизнедеятельности сконструировано на ос-нонееетодичесмихи дидектичесмх принципов;

- в содержательный компонент подготовки бакалавра включен учебный курс «Защита и сохранение культурного наследия», содержание которого целенаправленно ориентировано на систе-мунщ итеуиевдостиыеноярбще культурнойыоеперентуо сти студентов;

-зогани засыыянультрроооиеныирртанной деыоенаности студентов по защите и сохранению культурного наследия позволяет оТучнрмым аамосысятрльнх подбиратоенфоыщыцию.структури-°тванр, терарабаыыварьнх под кинкрстныеыит^ции.и применять для решения профессиональных проблем.

1. Бырылова Е.А. Система учебного содержания образования в области безопасности жизнедеятельности с учётом использования знаний о культурном наследии. Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Коллективнаямонография поматериалам ^Международнойнаучно-практической конференции.2015.

2. Дидактика средней школы. Под редакцией М.А. Данилова. Москва, 2008.

3. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие. Москва: Дрофа, 2009.

4. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. Москва: Московский международный институт эргонометрики, информатики, финансовиправа,2002.

5. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учебно-методическое пособие. Москва: Высшая школа, 1980.

6. БабанскийЮ.К. Избранные педагогическиетруды.СоставительЮ.К. Бабанский. Москва: Педагогика, 1989.

7. Васильева З.И. Пути взаимодействия педагогической теории и практики в работе педвуза. Формирование личности учителя всистеменепрерывногопедагогическогообразования.Сыкть\вк.ар,2003:4-9.

8. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов. Москва: Сов. Педагогика, 1978; 10.

9. Киселева Э.М. Организационно-педагогические условия обучения будущих учителей ОБЖ в педагогическом колледже. Авторефе-ратдиссертации ...кандидатапедагогическихнаук. Санкт-Петербург: РГПУ,2006.

10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. Москва: Педагогика, 1991.

11. Попова Р.И. Формирование педагогических умений у студентов факультета безопасности жизнедеятельности. Материалы IX Международной научно-практической конференции по проблемам непрерывного образования в области БЖ. Санкт-Петербург, 2005: 229 - 236.

12. РеанА.А. Психологияпознанияпедагогомличности учащихся. Ижевск, 1996.

13. Алексеева Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: научно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ООО «Книжный дом», 2008.

14. КарпенкоМ.А.Культурологическаянаправленностьсодержанияобразования. Педагогика. Москва,2000;11.

References

1. Byrylova E.A. Sistema uchebnogo soderzhaniya obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti s uchetom ispol'zovaniya znanij o kul'turnom nasledii. Prirodnoe i kul'turnoe nasledie: mezhdisciplinarnye issledovaniya, sohranenie i razvitie. Kollektivnaya monografiya po materialam IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015.

2. Didaktika srednejshkoly. Pod redakciej M.A. Danilova. Moskva, 2008.

3. Evlahov V.M. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Metodika provedeniya zanyatij v obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: metodicheskoe posobie. Moskva: Drofa, 2009.

4. Andreev A.A. Pedagogika vysshej shkoly. Novyj kurs. Moskva: Moskovskij mezhdunarodnyj institut 'ergonometriki, informatiki, finansov i prava, 2002.

5. Arhangel'skij S.I. Uchebnyj process v vysshej shkole, ego zakonomernye osnovy i metody: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1980.

6. Babanskij Yu.K. Izbrannye pedagogicheskie trudy. Sostavitel' Yu.K. Babanskij. Moskva: Pedagogika, 1989.

7. Vasil'eva Z.I. Puti vzaimodejstviya pedagogicheskoj teorii i praktiki v rabote pedvuza. Formirovanielichnostiuchitelya vsistemenepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Syktyvkar, 2003: 4 - 9.

8. Zagvyazinskij V.I. O sovremennoj traktovke didakticheskih principov. Moskva: Sov. Pedagogika, 1978; 10.

9. Kiseleva 'E.M. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya obucheniya buduschih uchitelej OBZh vpedagogicheskom kolledzhe. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg: RGPU, 2006.

10. Lerner I.Ya. Didakticheskie osnovy metodovobucheniya. Moskva: Pedagogika, 1991.

11. Popova R.I. Formirovanie pedagogicheskih umenij u studentov fakul'teta bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam nepreryvnogo obrazovaniya v oblasti BZh. Sankt-Peterburg, 2005: 229 - 236.

12. Rean A.A. Psihologiya poznaniya pedagogom lichnosti uchaschihsya. Izhevsk, 1996.

13. Alekseeva T.B. Kul'turologicheskijpodhod vsovremennom obrazovanii: nauchno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: OOO «Knizhnyj dom», 2008.

14. Karpenko M.A. Kul'turologicheskaya napravlennost' soderzhaniya obrazovaniya. Pedagogika. Moskva, 2000; 11.

Статья поступила в редакцию 02.12.16

УДК 37.017.93

Gataev A.S-A., Vice-Rector on General Issues, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

Е-mail: [email protected]

THE POTENTIAL OF TRADITIONAL PEDAGOGICAL PARADIGM IN THE UPBRINGING OF UNIVERSITY STUDENTS. The

article substantiates a role of traditional pedagogical paradigms as a basis for constructing models of upbringing in the modern Russian society, in which members have different social and cultural backgrounds. A special role should be given traditional education in the education system, including higher education, in regions of Russia, where strong national religious and secular cultural traditions are their important characteristics. Such regions include Chechnya, where values of education are the ideas of paternalism, traditional Islam and traditional secular ethics - Vainakh traditions. The author focuses on the traditional educational paradigm and takes into account the basic provisions of the Vainakh ethics, therefore, students are to graduate with a special responsibility for the moral well-being of other people and the formation of the educational process.

Key words: educational paradigm, traditional upbringing, higher education, Chechnya, Vainakh ethics.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.С-А. Гатаев, проректор по общим вопросам, ФГБОУ ВО «Чеченской государственной педагогической

университета», г. Грозный, Е-mail: [email protected]

ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ В ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье обоснована роль традиционной педагогической парадигмы как основания для построения моделей воспитания в условиях современного российского общества, отличающегося социокультурной многоукладностью. Особая роль должна быть отведена традиционному воспитанию в системе образования, в том числе и высшего, в тех регионах России, где сильны национальные духовные и светские культурные традиции. К числу таких регионов относится Чеченская Республика, в которой ценностными основаниями воспитания выступают идеи патернализма, традиционного ислама и традиционной светской этики - вайнахских адатов. Основное внимание в работе автор акцентирует на традиционной педагогической парадигме и с учётом основных положений вайнахской этики применительно к выпускнику вуза, на которого возложена особая ответственность за нравственное благополучие других людей.

Ключевые слова: педагогическая парадигма, традиционное воспитание, высшее образование, Чеченская Республика, Вайнахская этика.

В конце прошлого столетия в педагогической науке утвердилось учение о педагогических парадигмах. Под педагогической парадигмой понимают целостную систему взглядов на образование и воспитание, группирующихся вокруг определённых базовых ценностей. Как подчеркивает Г.Б. Корнетов, «педагогические парадигмы ... осмысливают определенные базовые модели образования, описывая и интерпретируя их с педагогической точки зрения в качестве модели педагогического процесса» [1].

Практически все исследователи данного вопроса в своих трудах выделяют две основные, в значительной степени противоположные друг другу, педагогические парадигмы, которые мы будем обозначать как «традиционную» и «современную».

Основная ценность традиционной педагогической парадигмы - сохранение и передача будущим поколениям суммы ценностей, на которых базируется общество. Сами ценности при этом могут быть различными и носить мифологический, научный или религиозный характер, либо характер опыта практической деятельности. При этом общество в целом или отдельные его

институты - государство, религиозные организации, правящие классы, предприятия экономической сферы и т. д. - формируют социальный образовательный заказ, в соответствии с которым растущий человек должен быть подготовлен к жизни.

С конца 80-х - начала 90-х гг. в российской педагогической науке ведётся активная разработка современной педагогической парадигмы, которую принято также называть личностно-ориен-тированной (Г.Б. Корнетов, И.С. Якиманская), гуманистической (О.Г. Прикот) или гуманитарной (И.А. Колесникова). В рамках этой парадигмы обучающийся «рассматривается как личность, которая сама может выбирать путь обучения и воспитания» [2]. Его обучение и воспитание становится при этом опытом его собственных проб и ошибок, на основе которого формируются не только необходимые знания и умения, но и жизненные качества, необходимые для жизни в современном обществе - самостоятельность и ответственность, инициативность и готовность к выбору. Общество не предъявляет выраженного заказа к человеку; образование - «открытый проект», его результат по отношению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.